Спасибо за урок! Гимназия №35 г. Тольятти отмечает свое сорокапятилетие

5465
Спасибо за урок! Гимназия №35 г. Тольятти отмечает свое сорокапятилетие

Ученикам и выпускникам тольяттинской гимназии №35 действительно можно позавидовать. Гимназия для них всегда была и остается малой родиной. «Кулибина, 17» – это не юридический адрес. Это Дом, который всегда ждет, всегда напряженно следит за судьбой своих птенцов, вылетевших в разное время в большую жизнь.И они знают: для них всегда открыта в школе дверь, и любимые учителя всегда будут рады встрече.

И вот что интересно: гимназисты – яркие индивидуальности, неповторимые личности, но ведь чем-то так похожи друг на друга, причем все! Говорят, так бывает у людей, переживающих общие эмоции. Откроем секрет: так бывают похожи счастливые люди. И секрет этот бережно хранит гимназия уже 45 лет.

В этом 2016 году их Альма матер, гимназия №35, отмечает сразу два юбилея – 45 лет со дня основания и 20 лет гимназической жизни. Есть что вспомнить, есть чем гордиться.

По зову сердца, по зову партии

70-е годы. Тольятти. С конвейера АвтоВАЗа сошли первые автомобили. Рядом с заводом возводится новый город – Автозаводский район. На стройке века работают «вазовцы». Они приехали из 28 областей, краев и республик Советского Союза. Молодые люди, комсомольцы – будущие работники Волжского автомобильного завода, на время переквалифицировались в строителей. В 1971 году всего за ТРИ (!) месяца на бульваре Кулибина была построена и приняла первых учеников новая школа. По 50 детей в классе, парт не хватало, сидели даже на подоконниках…

Это потом будут говорить: «Это была обычная средняя школа, одна из многих». А новая история школы началась в 1988 году, когда 33-летняя Людмила Сураева, не испугавшись проблем, наоборот, раззадорившись («подумаешь – подвал затоплен, стены-то стоят»), рванулась, как целинник на невспаханное поле, доделывать, отстраивать, а самое главное – создавать – по капельке, по крупицам, по кирпичику – самый нужный дом в городе – Школу.

Людмила Михайловна Сураева, директор гимназии №35, Заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук:

– По необходимости, по зову сердца, по зову партии я стала директором. Трудно было… Нет, сначала, первый год, было очень легко. Второй год уже трудновато. А на третий думаю: «Господи, куда же я пришла. Надо уйти». А мама говорит: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Работай». Вот и работаю.

Профессионализм и любовь

И вот уже 28 лет директор каждое утро встречает своих учеников и желает им хорошего дня. Такая здесь традиция.

За эти годы в школе сложился уникальный педагогический коллектив – единомышленников, преданных профессии и детям людей, понимающих друг друга с полуслова.

Николай Петрович Басанец работает здесь учителем физкультуры уже 32 года. Почетный работник общего образования РФ, он говорит, что если и были мысли уйти из школы в непростые 90-е годы, то сделать этого не дали коллеги и ученики: «Во-первых, качество обучения изменилось в разы. Сама атмосфера… Все равно коллектив подбирается, и взаимопонимание в коллективе хорошее. Любовь к детям – самое главное, детей любить надо».

Именно по этому главному критерию и подбирала единомышленников в свою команду директор школы, и ее управленческий метод себя оправдал. Что такое текучка кадров, в гимназии не знают.

«Профессионализм и любовь к детям – вот слагаемые любого педагога, – говорит Людмила Михайловна Сураева. – Если не любишь детей, надо уходить из школы. А если любишь, надо к ним бежать. У нас есть учитель химии Светлана Петровна Хрячкова (Заслуженный учитель России – прим. ред.). Идет отпуск, а она на работе. Совершенно бесплатно занимается с детьми, готовит их к олимпиадам. Они с удовольствием бегут к ней. Соскучились за лето, за каникулы… Она же не по приказу с ними занимается, не получает за это деньги. Она идет по зову души».

Рассуждала, как мама

С такими единомышленниками можно горы свернуть. И свернули. В 1992 году в школе был создан медико-педагогический центр реабилитации здоровья детей. Директор школы рассуждала, как мама: чего больше всего хотят любящие родители? Чтобы их дети были здоровы!

«Мы начали со здоровья, а получили детей открытых, доброжелательных, стремящихся получить прочные знания. Детей, которые хотели учиться», – формулирует свой педагогический принцип Людмила Михайловна.

Опыт медико-педагогического центра тольяттинской школы изучали ученые, педагоги и медики. Посчитали даже, что каждому родителю – работнику АвтоВАЗа – школа сэкономила по 8 рабочих дней в году: дети не болели, благодаря профилактической работе центра, а родители не уходили на больничный.

Людмила Михайловна Сураева, директор гимназии №35, Заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук:

– У нас был период в 90-е годы, когда мы работали по системе Иванова, и под обязательным наблюдением врачей наши дети на уроке физкультуры разувались и две минуты бегали в нашем школьном дворе по снегу. А как же наши дети побегут, а мы будем стоять в стороне? И мы разулись и побежали тоже. Вообще, это было незабываемое ощущение. Это было здорово.

Новаторский поиск в школе не прекращался. С 90-х годов в начальной школе педагоги отказались от обычных парт. Вместо привычных столов – конторки, и строгое «сиди смирно» здесь не актуально: устал – посиди, насиделся – постой. Коврик для массажа ступни, скакалка – все под рукой. Гуманный научный подход, учитывающий возрастную физиологию ребенка, позволяет не превращать учебный процесс в скучную обязанность.

«Психологи говорили, что если сесть и ровно сидеть 17 минут, то психика ребенка взорвется. Он обязательно наклонится, что-то сделает, повернется, заговорит. И мы пошли на такой смелый эксперимент, на который потом перешла вся начальная школа. Конторки сидя-стоя: ребенок 15 минут сидит, 15 минут стоит, потом дети меняются. Они стоят в колготочках или, если тепло, босиком на специальных ковриках, на которых нашиты пуговки, от них идет раздражение на стопы ног. Есть специальная веревочка, которую надо покачать ногой. Это для профилактики варикозного расширения вен. Чтобы не было шейного остеохондроза, в каждом углу класса были установлены офтальмотренажеры. И дети с удовольствием занимались», – рассказывает Людмила Михайловна.

Результат эксперимента превзошел все ожидания. В начальных классах было приостановлено развитие близорукости у детей, снято избыточное психическое напряжение, при этом повысилась успеваемость.

Путь к вершинам

Благодаря плодотворным контактам с врачебным сообществом были созданы «медицинские классы» с углубленным изучением химии и биологии. А в 1996 году школа доказала, что имеет право на новый статус. Так 20 лет назад возникла гимназия №35. И начался новый путь к профессиональным вершинам.

В 1997 году гимназия стала базовой школой российской Академии педагогических и социальных наук. В 2000 году – экспериментальной площадкой Министерства образования России по проблемам педагогики здоровья. В 2003 – авторской экспериментальной школой.

Но главное не это. Главное – дети, которые сами стремятся к знаниям. Хорошо учиться в 35-й гимназии – престижно.

Светлана Вячеславовна Киселева, зам. директора по учебно-воспитательной работе, почетный работник общего образования РФ:

– Наша гимназия уже больше 22 лет сотрудничает с СамГМУ. Мы заключили договор, и все профессора раз в месяц приезжают и проводят у нас семинары и лекции. У нас есть четкое профильное направление: наша гимназия – это наши будущие врачи. И к нам, конечно, много идет детей уже в 10-й класс, с учетом углубленного изучения химии и биологии, которым мы занимаемся, для того, чтобы поступить в медицинские университеты.

И пришедшие из других тольяттинских школ старшеклассники за два года получают в 35-й гимназии прекрасную подготовку. Не только блестящие знания, но и возможность на деле узнать, что такое профессия врача, ведь практику старшеклассники проходят в городских медучреждениях.

Осознанный выбор будущего профессионального пути придает всем школьным достижениям особый смысл. И не случайно гимназия №35 в тройке городских лидеров по результатам сдачи обязательных государственных экзаменов по математике и русскому языку. А уж про профильные химию и биологию и говорить нечего: по этим предметам гимназисты дадут своим сверстникам большую фору. С увлечением участвуют в олимпиадах, ведут собственную исследовательскую работу. Кстати, в одном из недавних выпусков гимназии было 28 (!) медалистов, из них 19 – «золотых».

Как же достигают гимназисты таких результатов? Светлана Вячеславовна Киселева щедро делится секретом: «Самое главное – это научить детей учиться, чтобы они не напрягались, не зубрили, а чтобы хотели учиться, развиваться, исследовать новое, находиться все время в поиске. Только поэтому, я считаю, и получаются у нас такие медалисты, такие «стобалльники». У нас три года назад по химии было 10 «стобалльников», по биологии 3 «стобалльника». И каждый год у нас по какому-либо предмету есть «стобалльники». Вы сами понимаете, какой это уровень преподавания. И уровень желания учиться».

И многочисленные награды, а ими украшена «лестница почета» в гимназии № 35, – это документальные свидетельства стремления к знаниям и самосовершенствованию, которым пропитана школьная атмосфера.

Людмила Михайловна Сураева, директор гимназии №35, Заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук:

– Самая большая награда, что мы стали лучшей школой в России в 2004 году и первой в области. Нас по этому поводу внесли даже в российскую энциклопедию. К нам приезжали гости из Москвы, из «Учительской газеты», о нас писали, о нас говорили. Это, конечно, престижно, но это огромная ответственность. Чем выше регалии, начиная от статуса лучшей школы, тем больше ответственность.

Гармония здоровья

В чем же сегодня видят свою педагогическую цель и директор гимназии, и ее звездная команда? В гармонии. В том, чтобы детям в школе было хорошо, комфортно и радостно учиться, общаться друг с другом и с учителями. И это не высокие слова, это продуманная до мелочей воспитательная система, по которой школа работает не первый год.

Зинаида Язеповна Жигалова, заместитель директора гимназии №35 по воспитательной работе, почетный работник общего образования РФ и автор уникальной педагогической методики:

– Постепенно, через пробы и ошибки, через сомнения, не буду скрывать, даже через слезы, родилась своя собственная система, которая получила название «Гармония здоровья». Воспитание рассматривается как гармония физического, психического и социального здоровья. Духовного здоровья. И в этой системе, конечно, мы все в одной связке – и наши ребята, и наши педагоги, и наши родители. Создавая эту систему, конечно, нужно было опираться на коллектив, на учителей. Безусловно, в каждом коллективе находятся звездочки, которым это очень важно, очень значимо.

Кстати, автор системы «Гармония здоровья» Зинаида Язеповна Жигалова получила за нее диплом I степени на Всероссийском конкурсе «Элита Российского образования». Гимназисты вместе с педагогами являются инициаторами многих нужных городу проектов. Старшеклассники, члены волонтерского отряда, – частые гости в детском доме «Ласточка», активные участники городской акции «Ветеран живет рядом».

Людмила Михайловна Сураева говорит: «Нельзя от случая к случаю воспитать патриота и гражданина». И добавляет: «Я точно знаю, что у наших нынешних учеников дети будут любить своих родителей, свой родной город и свою страну».

А все потому, что о патриотическом воспитании в гимназии не забывали никогда. Ведь если школьники вместе с учителями отправляются в настоящие научные краеведческие экспедиции, – это и есть воспитание патриотизма.

Более 10 лет назад в гимназии родилось экологическое объединение учителей и учащихся «Жигули заповедные». И здесь нельзя не сказать об Альвине Михайловне Тарановой, Заслуженном учителе РФ, замечательном педагоге, инициаторе создания музея, авторе многих идей и начинаний. Благодаря высокому профессионализму и неиссякаемой энергии Альвины Михайловны ребята вместе с педагогами изучили чуть ли не каждый уголок Самарской области и привезли лучшие экспонаты в музей, создали познавательные книги и атласы. Из находок и открытий юных экологов вырос музейный комплекс «Природа и история Самарского края». Он работает как настоящий городской музей – около 3 тысяч посетителей в год! В нем проходят экскурсии, фотовыставки и другие культурные события. Неслучайно он стал победителем Всероссийского конкурса школьных музеев.

Елена Михайловна Лемешева, учитель истории и обществознания, кандидат социологических наук:

– Экспонаты собирались не просто из дарственных. Дети ездили в экспедиции, краеведческие, исторические, экологические. Собирали ископаемые экспонаты, чучела им дарили, они проводили исследования. Это первая уникальность нашего музея. Вторая уникальность – то, что мы сочетаем в себе несколько направлений. Это экология. В нашем музее есть отделение природы Самарского края, есть отдел культуры и истории. Мы сочетаем в себе три направления. У нас есть такие экспонаты, которых вы не увидите нигде, даже в нашем краеведческом музее, потому что это экспонаты, которые нам дарили из семей, у них у каждого есть своя уникальная история.

Участники объединения вместе со специалистами Института экологии и Жигулевского заповедника (его представительство открыто в гимназии в 2012 году) стали авторами уникальных справочников: «Атлас птиц Автозаводского района г. Тольятти», «Красная книга растений Самарской области».

Обо всех музейных событиях и находках юных краеведов и о многом другом можно прочитать в номерах «Кулибинского вестника», где много интересного расскажут его корреспонденты. Да-да, в гимназии существует своя периодическая газета, у которой есть настоящая редколлегия и опытный главный редактор.

«Газета называется «Кулибинский вестник». Он освещает школьную жизнь нашей гимназии, – говорит Полина Морозова, ученица 11 «В» и главный редактор «Кулибинского вестника». – Это всевозможные мероприятия. Когда к нам приезжают гости, мы берем у них интервью. Поездки наших классов освещаются их учениками. Есть полезные факты, которые могут быть интересны детям, всевозможные конкурсы, опросы. Есть страничка творчества, где наши дети могут показать, на что они способны. Показать свое перо, даже если это будет анонимно, если они не уверены в своих начинаниях».

Как же возникла в школе настоящая периодическая газета, не уступающая многим «взрослым» СМИ?

Татьяна Александровна Замотина, заместитель директора гимназии №35 по информационным технологиям, почетный работник общего образования РФ:

– В апреле 2002 года прибежала девчонка, Саша Грошева, с горящими глазами и сказала: «Татьяна Александровна, хочу газету! Очень хочу газету». «Саша, ну давай попробуем». Так потихонечку-полегонечку мы иначали с ней вдвоем. Придумали какие-то рубрики, очень интересные, они до сих пор у нас живут. И как-то сложилась команда, которая работает. Кстати сказать, дети приходят очень рано, в младших классах, и работают долго. Полина, которая сейчас главный редактор, пришла в 4 классе хорошенькой маленькой девочкой. Причем она была на домашнем обучении, но услышала, что есть такая газета, прибежала и сказала: «Татьяна Александровна, почему всем можно, а мне нельзя». Я сказала: «Почему нельзя? Можно, приходи».

Опыт гражданственности

Кто сказал, что «инициатива наказуема»? Это точно не про 35 гимназию. Напротив, бурление мыслей и воли учеников только приветствуется.

С 2001 года работает Школьная Дума. Депутаты здесь от каждого класса, кроме начальной школы. Но и малыши знают «свое», ученическое начальство, и, когда осенью гимназисты выбирают президента, все вовлечены в азарт предвыборной кампании. В этот период в школе все по-взрослому: президентская программа, дебаты. Голосуют все: и гимназисты, и учителя.

Говорит президент Школьной Думы Марта Хлебникова, ученица 11 «А»: «Наша Школьная Дума занимается школьным самоуправлением. На этот год у нас план мероприятий готов – семинары, концерты, дискуссии, интеллектуальные игры. Мы стараемся согласовывать все, что мы делаем, с педагогами. И хотим вовлекать все больше и больше учащихся в жизнь нашей школы».

Но значение Думы не сводится только к организации досуга гимназистов. Смысл ее деятельности – дать детям первый опыт самостоятельности.

Зинаида Язеповна Жигалова так говорит о значении Школьной Думы: «Это прежде всего научить ребенка активной жизненной позиции. Научить его видеть наши проблемы. Проблемы школы, проблемы микрорайона. Проблемы города, проблемы области. И не только пассивно созерцать, но искать определенные пути их решения. Что он здесь сейчас сегодня может сделать сам, как ученик, на своем уровне».

И такое доверие к ученикам как к самостоятельным, ответственным людям приносит свои плоды. Людмила Михайловна Сураева вспоминает об одном поступке гимназиста, который сделал бы честь любому публичному политику. «Однажды иду по школе, смотрю, скамейки на втором этаже стоят. Думаю, надо же, кто-то их с первого этажа перенес на второй. Спрашиваю: откуда они здесь? Оказывается, Витя Мирошников, это был президент нашей Школьной Думы (сейчас он уже второкурсник в петербургском университете), выполнял свою предвыборную программу. У нас же каждый президент выдвигался со своей программой, и Витя всем ребятам пообещал, что на каждом этаже школы в холле будут стоять скамейки, чтобы можно было сесть. Мы такие скамейки купили на первый этаж, частично на второй. А они у нас появились и на 3, и на 4 этаже. А где же Витя взял деньги? Оказывается, заработал летом. Детская организация «Шанс» имела возможность дать подросткам заработать. Он заработал 10 тысяч и на них купил скамейки и привез их в школу, выполнил свое предвыборное обещание. И не афишировал этого. Я совершенно случайно узнала. Это трогает до слез».

Опыт самостоятельного гражданского поступка не оценивается в итоговом аттестате, но он не менее важен, чем высокие баллы на ЕГЭ.

Не у всех сразу получается открыто и аргументированно высказаться не только экспромтом, а даже готовясь. Этому гимназисты тоже учатся благодаря уникальной возможности проводить в гимназии сеансы видеоконференцсвязи с другими школами страны. Мыслить вслух, рассуждать на любые темы, держа в руках микрофон и глядя в глаза далекому собеседнику, для многих стало легко, доступно и интересно.

В 2008 году гимназия №35 вступила в «Гимназический союз России» и уже 4 год входит в число лучших партнеров Фонда поддержки образования. Например, проект «Народы России. Национальное восприятие истории», который предложила 35-я гимназия, объединил множество национальных школ страны.

Татьяна Александровна Замотина, заместитель директора гимназии №35 по информационным технологиям:

– Задача была не столько изучить культуру народов России, сколько объединить детей, чтобы они понимали друг друга, слышали.

Знаете, как приятно, когда один из сеансов был посвящен Посланию Президента федеральному собранию и пригласили активистов Школьной Думы. И они на таком высоком уровне это обсуждали, были эрудированными, интеллигентными. И за душу тронуло, когда ведущий этого сеанса сказал: «Браво, ребята 35-й гимназии, вам аплодирует вся Россия».

Есть в биографии гимназии такие факты, которыми здесь по праву гордятся: в 2002 году тогда еще молодой преподаватель гимназии №35 Юлия Сергеевна Мищенко вошла в пятерку лучших учителей страны, став победителем российского этапа конкурса «Учитель Года», обладателем Малого хрустального пеликана.

А в 2013 году одним из пяти победителей этого российского конкурса стал выпускник гимназии 2002 года, а сейчас директор самарской школы №53 Владимир Михайлович Кильдюшкин, также обладатель Малого хрустального пеликана. Он признался, что выбрал профессию учителя во многом благодаря примеру своих любимых учителей.

Владимир Михайлович Кильдюшкин, директор самарской школы №53, Учитель Года – 2013 России:

– Самое главное, что им удалось сделать, – это сформировать в учениках интерес к учебе как к науке. Не просто я хожу в школу, чтобы получать оценки, соответствовать какому-то уровню требования родителей. Педагоги смогли нам рассказать, почему интересна эта наука, почему ее надо изучать и знать, – литературу, историю. Очень интересная у меня математика была в школе. Я до сих пор к математике не спокойно отношусь. Может быть, если бы не история, то математика была бы в моей жизни. Сами они интересовались тем, что они делают, и поэтому нам с ними было тоже интересно.

Говорят: «Собраться вместе – это начало. Оставаться вместе – это прогресс. Работать вместе – это успех».

Так в чем же главный секрет успеха гимназии №35, которая на пороге своего 45-летия по праву считается одной из лучших школ страны? В чем педагогический секрет ее учителей?

«Конечно, каждый учитель мечтает иметь интерактивную доску, красивое оборудование, современное все. Но фигура учителя останется при любых нанотехнологиях. Наша профессия – не профессия робота», – говорит Людмила Михайловна Сураева, директор гимназии №35, Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук.

И продолжает: «Понимаете, с детьми же надо разговаривать. А когда с детьми не разговаривают, они чувствуют, что они никому не нужны. Родителям некогда. Когда-то я вычитала, что кто-то проводил исследование. И сказали, что родители занимаются воспитанием детей 2 минуты в сутки. Значит, это наша уже работа. Тогда я придумала следующее: объявила акцию «Сто вопросов директору». Бывают неудобные вопросы, когда думаешь, как бы ответить. Но поняла одно: надо отвечать честно. Например, вопрос был: «У вас есть любимчики?» «Да, есть. Но вы же о них не знаете. И среди вас сидят мои любимчики. Но вы же их не знаете. И я вам не скажу кто».

Секрет успеха этой школы открывается каждому ученику гимназии №35 каждый день на протяжении 45 лет. Профессионализм и любовь к детям.

Просто, как все гениальное.

Анна Кононова, ученица 11 «В»:

– 35-я гимназия несравнима с другими школами. Здесь очень душевная атмосфера, здесь очень добрые учителя. Каждый учитель относится к каждому ребенку по-своему. И очень тепло. Как к своему.

Александр Захаров, ученик 11 «В»:

– До этого я учился в другой школе. И знания, которые давали там, практически нулевые, по сравнению с этой гимназией. За год, что я здесь учусь, меня практически обучают заново. Огромная разница, совершенно другой уровень. Отличная школа!

Анна Кузичева, серебряная медалистка 2011 года:

– 35-я гимназия, на мой взгляд, место уникальное. Почему? – спросите вы.

А все очень просто. Школа заботится о воспитании и развитии детей. Я сужу по себе, потому что множество мероприятий, где мне удалось поучаствовать, – это предоставленные школой возможности. Это и олимпиады, и конкурсы (не только касающиеся учебы), и ВКС, позволяющая связать территориально отдаленных людей, стать ближе друг к другу и поделиться опытом. И конференции по теме экологии, истории родного края, конференции на английском языке.

Любовь к гимназии можно сравнить с любовью к Родине, к тому теплому и уютному, что греет тебе душу с детства. Она и дает силы идти дальше.


Ирина Лукьянова
При подготовке материала использованы фото из архива гимназии №35.

Оцените статья

+1

Оценили

Ольга Михайлова+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!