Пеликаны всей страны, объединяйтесь! Самарскому клубу «Учитель Года» – 10 лет

3584
Пеликаны всей страны, объединяйтесь! Самарскому клубу «Учитель Года» – 10 лет

В европейской геральдической традиции пеликан – символ самоотверженной родительской любви: птица, вскармливающая птенцов собственной кровью. В России же он – символ престижного конкурса профессионального мастерства «Учитель Года».

Он впервые состоялся в 1990 году. Пережил все революционные изменения, реформы и кризисы и дал начало настоящему общественному движению, связавшему все регионы нашей страны в профессиональную сеть задолго до появления Интернета.

Николай Меркушкин, Губернатор Самарской области:

– Впервые на Самарской земле собралась вся страна, впервые все регионы прислали своих представителей. Мы видим, какая атмосфера была в зале. И, конечно, это для нас и праздник, и огромное событие.

Ольга Васильева, министр образования и науки РФ:

– В этом году конкурс по-настоящему стал состязанием всей страны, ведь впервые в нем принимают участие педагоги из 85 субъектов РФ. Средний возраст конкурсантов – 37 лет. Средний стаж – 13,8. В Самарской области созданы удивительные условия для того, чтобы конкурс состоялся, образование имеет здесь поддержку.

В конце сентября мы стали свидетелями грандиозного события: «Хрустальный пеликан» впервые прилетел в Самару, а вместе с ним – лучшие педагоги из всех 85 регионов нашей страны. И это не случайно, ведь год назад молодой учитель истории из самарской гимназии №1 Сергей Кочережко стал абсолютным победителем конкурса.

Кстати, недавно новый российский министр образования Ольга Васильева сделала знаковое для всего педагогического сообщества заявление. «Каждый должен понимать, что работа учителя – это не услуга», – сказала она.

Конечно, не услуга – призвание. Понимание миссии, высокого смысла своего нелегкого и радостного труда. Ведь только это делает рутину – творчеством, а ремесло – искусством.

Так в чем же смысл учительской профессии сегодня, в век гаджетов и легкого доступа к любой информации?

Сергей Кочережко, Учитель Года России – 2015, учитель истории и обществознания гимназии №1 г.о. Самара:

– На мой взгляд, миссия учителя – научить ребенка мыслить самостоятельно, мыслить не так, как все, задавать вопросы самому себе, к информации, сопоставлять одну информацию с другой, не принимать слепо на веру, искать ее доказательства, не бояться, в том числе, признать собственную ошибку, если она была.

Миссия учителя – в воспитании интеллигентного, думающего человека, гражданина и патриота. А воспитать его можно только собственным примером, своим собственным отношением к жизни, к профессии, своим стремлением к постоянному совершенствованию. Недаром ведь девиз конкурса «Учитель Года» – «Учить и учиться!».

Участие самарских педагогов в конкурсах «Учитель Года» на протяжении уже четверти века – результат именно такого понимания своего профессионального предназначения.

Лилия Галузина, Учитель Года Самарской области – 1997, заместитель Главы г.о. Самара, руководитель Департамента образования, Заслуженный учитель РФ:

– Когда мы узнали, что наш учитель победил, это было, конечно, фантастическим ощущением. Очень много лет было этому отдано. И область, и город очень много для этого сделали. Не будем скромничать: учителя в Самаре и Самарской области действительно очень квалифицированные. Действительно, результаты нашей учебной деятельности на фоне России всегда выглядят очень достойно, очень убедительно. И мы понимаем, что это заслуга тех людей, кто это делает.

Победа в конкурсе, конечно, окрыляет. Особенно абсолютная победа – «Большой хрустальный пеликан». Но в том-то и особенность этого профессионального состязания, что главная победа в нем – само участие.

Светлана Ильина, Учитель Года Самарской области – 2006, директор гимназии №3 г.о. Самара:

– Для учителя очень важно получить оценку извне, важно увидеть, а что же делают другие, показать, что делает сам учитель.

Но вернемся на четверть века назад, в самое начало девяностых, когда создавалась педагогика новой России. Это было время поиска, проб и ошибок, большого разнообразия. Новые формы. Новые методики. Новая литература. То, что раньше запрещалось, сейчас разрешалось и приветствовалось.

Людмила Чернецова, Учитель Года Самарской области – 1991:

– Это было очень интересное время, все только начиналось. Я тогда занималась новым предметом, который только-только прорастал в Самарской области. Мировая художественная культура. И нам очень интересно было показать этот предмет на конкурсе. Поэтому мы взяли и сделали такой урок. Он назывался «Один час в родном доме».

Это были годы созидания нового в очень трудное для страны время. Профессия учителя теряла престиж и популярность. В нее неохотно шли молодые специалисты. Но именно победители конкурса тех лет и стали сегодня лицом самарской педагогики, ее красивым, открытым и умным лицом.

Лилия Галузина, Учитель Года Самарской области – 1997, заместитель Главы г.о. Самара, руководитель Департамента образования, Заслуженный учитель РФ:

– Конечно, всероссийский конкурс – это очень ответственно. Потому что, когда ты понимаешь, что отвечаешь за область, – это очень серьезно. А потом главное – вовремя и быстро снять корону.

Людмила Баринова, Учитель Года Самарской области – 1999, директор школы №23 г.о. Тольятти:

– Я помню самый первый конкурс и все последующие. И на протяжении многих лет я считаю, что этот конкурс не совсем соответствует понятию конкурс, потому что более всего здесь помнится самое лучшее, светлое, что способствовало нашей дружбе.

Дружба – наша общая победа! Этот девиз объединил самарских учителей в 2000-е годы. Новые яркие имена. Новые эксперименты. Конкурс напоминает блестящее педагогическое шоу; оригинальный и искрометный, он становится подлинным праздником для педагогов Самарской области и клубом единомышленников одновременно.

В 2006 году победитель областного конкурса Светлана Ильина стала инициатором создания клуба «Учитель Года». В этом году, вот ведь как совпало, он отмечает 10 лет!

Андрей Филиппов, Учитель Года Самарской области – 2000, заведующий филиалом «Лада» школы с. Подстепки, член жюри областного конкурса:

– Один из самых активных членов нашего клуба – это председатель Светлана Ильина. Многие хотят создать клубы, но не каждый берется за это. Этот человек не побоялся и всю рутинную работу взвалил на себя. Десять лет назад она загорелась этой инициативой, естественно, все мы ее, как могли, поддержали. И стараемся поддерживать во всех начинаниях уже на протяжении 10 лет.

Светлана Ильина, Учитель Года Самарской области – 2006, директор гимназии №3 г.о. Самара, председатель совета СРОО «Клуб «Учитель Года»:

– Когда я стала победителем в 2006 году, у нас клуба еще не было. И поэтому возникло предложение создать Ассоциацию лучших учителей Самарской области, объединить всех так называемых «пеликанов» – победителей конкурса. И не только победителей, а всех, кто горит, кто хочет делиться своими наработками, объединить в некое профессиональное сообщество.

Вообще о Светлане Сергеевне хочется сказать особо. Не случайно именно она сумела объединить всех учителей года в такую дружную и активно работающую организацию. «Человек с неиссякаемой энергией», – говорят об Ильиной коллеги. Судите сами: на следующий год после победы в конкурсе Светлана Сергеевна возглавила самарскую гимназию №3, бывшую 26-ю французскую школу, которая в то время переживала не лучшие времена. Тогда перед ней стояла задача сохранить само учебное заведение, его коллектив и традиции. А она за неполные десять лет создала одну из лучших гимназий города, да что там города – страны. Можно долго перечислять победы педагогического коллектива под руководством Светланы Ильиной:

2008 год – гимназия стала победителем конкурса «Лучшая школа РФ» в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». 2009-й – победила в конкурсе «Лучшая школа городского округа Самара» в номинации «Школа – социокультурный центр». 2010-й, 2012-й – лауреатство в региональных профессиональных конкурсах. В 2011-2012 годах гимназия №3 возглавляла рейтинг школ повышенного уровня РФ. В 2012 году к ней была присоединена школа №1, в которой на тот момент было меньше 200 учеников. В результате город получил 400 дополнительных мест для обучения детей в старом центре. В 2013 году гимназия №3 стала Ассоциированной школой ЮНЕСКО и победителем Всероссийского конкурса «100 лучших школ России». В 2016 году победила во Всероссийском конкурсе «Школа высоких технологий – 2016».

А еще Светлана Сергеевна – председатель комиссии по образованию инауке Общественной палаты городского округа Самара и любящая мама троих детей. Одним словом, как говорит о ней Лилия Галузина: «Очень известный директор гимназии №3 Светлана Сергеевна Ильина, которая у нас возглавляет областной клуб «Учитель Года». И, кстати, о клубе. У нас, наверное, один из самых работающих клубов в стране. Очень активный. Очень работоспособный».

«Чем стал для вас этот клуб?» – спросили мы у победителей конкурса «Учитель Года» разных лет. У каждого из них был свой ответ на этот вопрос, но у всех наших собеседников радостью светились глаза.

Татьяна Стародубова, Учитель Года Самарской области – 1998, директор гимназии «Перспектива» г.о. Самара:

– Если одним словом, то это праздник. Потому что встречаешься с людьми, которые заинтересованы, преданы своей профессии.

Юлия Мищенко, Учитель Года России – 2002, директор гимназии №38 г.о.Тольятти, Заслуженный учитель РФ:

– Это братство. Это команда, которая не подведет никогда. Это люди, которые твои по жизни. Ты им доверяешь на 100%. Этим людям ты доверяешь.

Наталья Брыкина, Учитель Года России – 2001, директор школы №8 г.о. Отрадный, Заслуженный учитель Самарской области:

– Это общность, которая основана на общих взглядах на жизнь. И она самая прочная.

Людмила Чернецова, Учитель Года Самарской области – 1991:

– Как член клуба могу сказать: это дает какой-то кислород.

Клуб «Учитель Года» действительно стал центром притяжения для коллег и примером для молодых учителей, только вступающих в профессию. Следом в Самаре возникла ассоциация молодых педагогов, в Отрадном – клуб молодых педагогов, в Тольятти – проект «Учителя года – педагогам России» и фестиваль «Под крылом синей птицы». «И это, – как говорит Наталья Брыкина, – помогает взращивать учителей, работать над их профессиональным уровнем. Мы проводим ежегодный семинар, который у нас теперь называется «Учитель XXI века». И я приглашаю туда победителей областного, федерального конкурса. Они с удовольствием приезжают».

Геннадий Игошин, Учитель Года Самарской области – 1993, начальник отдела развития образования Центрального управления Министерства образования и науки Самарской области:

– Клуб, в котором встречаются единомышленники, которым интересно рассматривать проблемы. А я думаю, перед всеми учителями стоят одни и те же проблемы: как заинтересовать ученика, как выйти на тот результат, который ждет от нас общество прежде всего?

И закономерно, что в 2010-е самарский конкурс «Учитель Года» стал знаковым для области событием, настоящим праздником педагогического мастерства. Результаты не заставили себя ждать. С 2011 года три педагога из Самарской области вошли в пятерку лучших – стали обладателями «Малого хрустального пеликана».

Владимир Кильдюшкин, Учитель Года России – 2013, директор школы №53 г.о.Самара:

– Участие в конкурсе – огромный объем работы, который ты проделываешь, и получаешь от этого в конце огромное удовольствие. Вот это самая основная эмоция, наверное, что от большого объема работы, хорошо сделанной, можно получить огромное удовольствие. И потом уже, когда ты начинаешь работать у себя в школе, ты постоянно хочешь в чем-то участвовать, тебе этого не хватает. Ты постоянно сам идешь на конкурс, учителей выдвигаешь на конкурс, школы выходят на конкурсы. Если посмотреть на победителей, которые стали директорами школ, их школы постоянно участвуют во всех инновационных площадках, проектах и так далее.

Самарское образование как образец высокого профессионализма хорошо известно в России.

И это неудивительно, ведь тон здесь задают вчерашние победители и конкурсанты. А число членов клуба неуклонно растет с каждым годом.

И вот он, подлинный триумф самарской педагогики. Учителем года России – 2015 стал самарский педагог Сергей Кочережко, кстати, председатель Ассоциации молодых педагогов Самары.

Сергей Кочережко, Учитель Года России – 2015, учитель истории и обществознания гимназии №1 г.о. Самара:

– Каждый из этапов конкурса, городской, областной и особенно всероссийский, я в первую очередь старался расценивать как способ профессионального и личностного самосовершенствования. Потому что есть новые вызовы, которые тебе бросают, и нужно эти вызовы преодолевать.

Сергей Сергеевич, кстати, признался, что после окончания университета в гимназии оказался почти случайно, благодаря студенческой практике. Правда, с педагогикой были связаны многие его родные. А вот что не случайно – так его стремление объединить таких же молодых учителей, активных и нацеленных на развитие, в профессиональную ассоциацию.

Сергей Кочережко, Учитель Года России – 2015, учитель истории и обществознания гимназии №1 г.о. Самара:

– Там ты встречаешь хороших людей, которые готовы помогать друг другу. Например, готовы бесплатно участвовать в подготовке мероприятия, потому что им это просто нравится. Я испытываю просто кайф от общения с такими людьми, которые не за деньги, не за карьеру, не за что другое делают то, что им нравится.

В прошлом году мы рискнули провести конкурс, который назывался «Учительница мечты». Мы предложили всем молодым учительницам Самары заявиться на этот конкурс, чтобы показать, какие они умные, красивые и методически подкованные. И когда на сцену загородного комплекса «Циолковский» поднимались 12 молодых учительниц в вечерних платьях, – это ли не поднятие престижа учительской профессии?

Да, самарские педагоги умеют нестандартно и творчески подходить не только к образовательному процессу, мастер-классам и открытым урокам, но и к своим клубным встречам. Поэтому для своих коллег, лучших учителей из 85 регионов России, они организовали настоящий учительский квест, испытав их на находчивость, чувство юмора и, конечно же, знание материала. К общей радости всех, принявших участие в грандиозном финальном флешмобе – «Учитель Года здесь и сейчас». Эта встреча состоялась в самом начале Всероссийского конкурса, до начала испытаний, чтобы сплотить, объединить и снять напряжение участников. Все присутствующие стали единым целым, не было разделения на членов жюри, оргкомитета и конкурсантов. Все слаженно работали в командах на результат. В итоге впервые за историю конкурсного движения более 200 человек танцевали и пели песню, посвященную конкурсу. Музыку для нее, кстати, написала Светлана Ильина.

Секрет успеха самарских педагогов еще и в том, что их профессиональные открытия, их новаторские подходы востребованы и активно поддерживаются людьми, стоящими во главе региональной системы образования. И как же может быть иначе, ведь вчерашние победители конкурса «Учитель Года» сегодня – успешные директора школ, руководители образовательной сферы, люди, которые определяют направление ее развития.

Среди них Лилия Викторовна Галузина, Учитель Года Самарской области 1997 года, долгое время директор 132-й самарской школы. Сейчас она возглавляет Департамент образования Самары. «Что означает для вас победа в конкурсе?» – спросили мы ее.

Лилия Галузина, Учитель Года Самарской области – 1997, заместитель Главы г.о. Самара, руководитель Департамента образования, Заслуженный учитель РФ:

– Значит, человек умеет учиться, умеет воспринимать новое, понимает, что он находится в конкурентной среде, и знает, как оказаться первым. Поэтому у нас сегодня очень успешные директора из учителей года.

И вот подведены итоги конкурса «Учитель Года – 2016». Самара тепло попрощалась с участниками финальных испытаний этого замечательного профессионального состязания накануне Дня учителя.

Виктор Садовничий, ректор МГУ, председатель Большого жюри конкурса «Учитель Года – 2016»:

– Очень важно, что в нашей великой стране есть такая система образования. И, конечно же, наша задача – ее удержать, чтобы она оставалась фундаментальной. Поменьше подражала, поменьше заимствовала не думая. Конечно, победителями являются все учителя. Все учителя России, потому что у нас праздник. А эти люди, которые сейчас на вершине, являются полномочными представителями нашей системы образования.

В 15 финалистов вошла и Анжелика Зимина, учитель русского языка и литературы Сызранской средней школы №14, лауреат областного этапа конкурса. А свой окончательный выбор Большое жюри огласило 3 октября в Государственном Кремлевском дворце. Абсолютным победителем конкурса в этом году стал 26-летний учитель русского языка и литературы из Армавира Александр Шагалов.

Оценка творчества педагога – что может быть сложнее. И выбор лучшего среди лучших определяет в итоге главное – произошло или нет обыкновенное чудо.

Наталья Брыкина, Учитель Года России – 2001, директор школы №8 г.о. Отрадный, Заслуженный учитель Самарской области, член жюри конкурса:

– Самое главное – это какая-то изюминка, неординарность. Какой-то полет. Что-то, чего нет у других. Какой-то росточек того, что должно быть в нашей российской школе.

Юлия Мищенко, Учитель Года России– 2002, директор гимназии №38 г.о. Тольятти, Заслуженный учитель РФ, член жюри конкурса:

– Происходит какое-то чудо. И нет каких-то информационных технологий, учитель не использует какую-то интерактивную доску. Но ты понимаешь: вот он – этот гений, который поведет за собой детей, который влюбит в свой предмет навеки!

Так что же все-таки дает этот конкурс людям, которые прошли через все его испытания и даже десятилетия спустя продолжают жить по его внутренним законам, щедро делятся друг с другом своими открытиями и каждый год внимательно следят за новыми конкурсантами и их педагогическими экспериментами?

Светлана Ильина, Учитель Года Самарской области – 2006, директор гимназии №3 г.о. Самара, председатель совета СРОО «Клуб «Учитель Года»:

– Для меня конкурс вообще разделил всю учительскую профессию на две половины: до и после. Конкурс помог мне систематизировать все то, что я знала, делала, умела. Позволил мне двинуться вперед. Причем не на одну ступеньку вверх, а сразу на несколько ступеней. Это позволяет мне сейчас быть в профессиональном сообществе. Я являюсь экспертом, членом жюри, вхожу в оргкомитет. Это позволяет мне всегда быть в тренде, в курсе всех событий, нововведений. Это позволяет быть вечно молодой душой.

Александр Мальцев, Учитель Года Самарской области – 2005, директор «Школы-интерната №9 ОАО «РЖД»:

– Я познакомился с огромным количеством потрясающих учителей. Конкурс – это обмен опытом, новыми идеями. Это работа над собой. Это жизнь. И вообще человек, вошедший в конкурс, как правило, из него уже не выходит.

Людмила Баринова, Учитель Года Самарской области – 1999, директор школы №23 г.о. Тольятти:

– Очень часто, глядя на учителя на уроке, вдруг себе говоришь: как я до этого не додумалась? До сих пор я удивляюсь тому, что приходят все новые и новые, и с новыми яркими идеями. Этот восторг, мои эмоции, ожидания. Восторг от того, что учитель стоит на такой высоте, о которой даже многие не знают. А учитель – это самое лучшее.

Есть еще один важный урок этого конкурса. Он дает опыт профессионального успеха и его общественного признания. А воспитание успехом – это тоже педагогическая методика.

Юлия Мищенко, Учитель Года России – 2002, директор гимназии №38 г.о.Тольятти:

– И вообще мы много говорим о мотивации. Мы говорим о мотивации к учебе, о том, чтобы не было профессионального выгорания. Давайте слеты проводить, мастер-классы. А ведь, по сути, успех порождает мотивацию. Удивительное свойство, когда не так, как мы привыкли, – от мотивации к успеху. А вот дайте ребенку почувствовать себя успешным, похвалите его, скажите, что он справился, что он молодец, и вырастут крылья.

В прошлом году у нас было два неполных класса, всего 39 выпускников. Из них у нас 21 «золотой» медалист. Гордимся мы этими детьми? Очень гордимся!

Вот так просто все гениальное: у счастливого, любящего свое дело, успешного учителя – счастливые, любящие учиться, успешные ученики…

Мы были на торжественной линейке

1 сентября в самарской гимназии №3 и любовались на лица открывающих для себя школу малышей. Открытые, любознательные, непосредственные, смешливые, изменчивые, подвижные, живые. Эти вчерашние малыши, дошколята в этом году пошли в первый класс. И многое в их жизни зависит теперь от того, кто встретит их там. От учителя.

И если им очень повезет, то, может быть, один из этих первоклашек году так в 2035-м станет лучшим учителем страны. А почему нет? Ведь им должно повезти! Первого сентября шел дождь, а это, по народной примете, сулит успех всем начинаниям.

Светлана Ильина, Учитель Года Самарской области – 2006, директор гимназии №3 г.о. Самара, председатель совета СРОО «Клуб «Учитель Года»:

– Быть учителем – это лучшая профессия. Сейчас мой старший сын закончил 3 курс педагогического – математика, информатика, он пришел в школу преподавать математику. И мне очень хочется надеяться, что у нас получится династия. Моя мама была учителем, я учитель, и я нисколько не возражаю, чтобы мои дети были учителями.

Сергей Кочережко, Учитель Года России – 2015, учитель истории и обществознания гимназии №1 г.о. Самара:

– В школе работать – это замечательно!

Дмитрий Матков, заместитель директора самарского медико-технического лицея:

Сказать охота очень много,
Сказать охота просто, ясно
Про наших чудо-педагогов.
Они у нас во всем прекрасны.
Когда они заходят в классы,
Они все подлинные асы,
В профессии великолепны,
В учениках своих прекрасны.
Выращивают знаний семя,
Прекрасные в своих науках.
Они прекрасны в своих семьях.
Они прекрасны в детях, внуках.
Пусть время мчит их и торопит,
Работа даже в воскресенье.
Они прекрасны в своих хобби,
В своих чудесных увлеченьях.
Им нелегко бывает часто,
Но такова уж их порода.
И как же все они прекрасны.
На конкурсе «Учитель Года»
Пускай кричат–
«Мол труд напрасный».
Но им служенье это нужно.
Они душой своей прекрасны.
Они своей прекрасны дружбой.
Сказать охота просто, ясно,
Сказать охота очень много,
Про наших просто распрекрасных
Самарских чудо-педагогов.



Ирина Лукьянова
При подготовке материала использованы фото из архива клуба «Учитель Года».

Оцените статья

+1

Оценили

Ольга Михайлова+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...