Константин Ловичко: «Наш приоритет – качество образования»

2102
Константин Ловичко: «Наш приоритет – качество образования»

Созданная в 1938 году при Куйбышевском гидроузле поселковая школа, известная ныне как средняя школа №27 Красноглинского района города Самары, с 2013 года входит в реестр ведущих образовательных учреждений России. Ее отличают системный подход к организации учебного процесса, созданная трудами администрации образовательная среда, отвечающая самым современным требованиям, высокопрофессиональная команда педагогов. Все это обеспечивает высокую результативность обучения. А еще в ней царит семейная, душевная атмосфера, которая помогает ребенку раскрыться во всей полноте его талантов. Здесь рассматривают ученика как соучастника и сотрудника учебного процесса. За это любят школу №27 на Управленческом. Поэтому из года в год ведут сюда своих первоклассников ее бывшие выпускники.

С 1945 по 2018 год 269 выпускников школы №27 окончили учебу с серебряными и золотыми медалями.

В 2017/2018 учебном году из 52 выпускников 13 закончили школу с золотыми медалями. С 2013 года школа №27 включена в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России».

Решение о строительстве крупнейшего в мире Куйбышевского гидроузла, шлюзы которого соединяли бы верхнее и нижнее течение Волги в районе Жигулевских гор, было принято Совнаркомом в 1937 году. Но место для строительства плотины и шлюзов оказалось выбрано неверно: карстовые породы Жигулевских гор изобилуют пустотами и провалами. В 1937—1940 годах успели построить в Коптевом овраге, на то время пристанище рыбаков и углежогов, лишь жилой поселок и комплекс управления гидроузлом. Здание, где изначально предполагалось расположить управленческий штат, в 1938 году было переоборудовано в общеобразовательную школу №27. К 2009 году здание школы пришло в аварийное состояние, в связи с чем школа на два года была закрыта на капитальный ремонт. К концу 2011 года ремонт завершился. Школа №27 стала первым в Самаре общеобразовательным учреждением, реконструированным с учетом требований пожарной безопасности и новых санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения. Успешное переоборудование старого здания было проведено под руководством нынешнего директора Константина Ловичко.

Цветы героям

И вот он прозвенел, юбилейный, восьмидесятый Первый звонок в школе №27. И опять на линейку собрались взволнованные родители, счастливые первоклассники и украдкой вздыхающие о прошедшем лете ученики среднего и старшего звена. Учеников приветствует ее директор – ветеран труда, почетный работник общего образования РФ Константин Евгеньевич Ловичко. Детей напутствуют ветераны. Говорят слова наставлений учителя и родители. И вот вся ватага детей вбегает в светлые классы…

Казалось бы, все это было и 1 сентября 1938 года, когда в поселке строителей крупнейшего в мире гидроузла открылась четырехэтажная школа. Только вот не было в ее дворике еще памятника, к которому несут и несут цветы каждый год первоклашки. Жители Управленческого поселка в 1938 году и не подозревали, что начиная с 1941 года более сорока учеников уйдут защищать Родину. И что 25 из них не вернутся домой. А остальным ребятам придется преодолевать немыслимые трудности военного времени.

Вместе с учащимися ушел на фронт завуч школы Иван Петрович Миронов, который погиб в 1944 году на Украине, командуя реактивной установкой «Катюша». В школе работали 16 ветеранов Великой Отечественной войны. Один из них, Иван Николаевич Мишин, начал работать учителем, затем завучем еще до войны. Вернувшись в школу после тяжелого ранения, он проработал до 1968 года.

Другой ветеран, Николай Александрович Туркин, воевал стрелком-радистом ВВС, а после войны 36 лет проработал в школе №27 учителем пения.

Слава тем, кто выстоял

Но трудности не обезоружили, а мобилизовали и учеников, и учителей школы. Комсомольская организация усилила работу по военной подготовке. Изучали, как собрать винтовку, пулемет, как надеть противогаз. В противогазах даже проводили уроки математики. Собирали вещи для фронта, отсылали посылки – главным образом, с теплыми вещами, с табаком-самосадом, с письмами, полными слов поддержки.

Тяжело себе представить, как воевали и погибали вчерашние мальчишки с Управленческого. Трудно сегодня вообразить, как выживали их младшие товарищи в тылу. В это время руководили учебным процессом директора Михаил Васильевич Дягтерёв, Панна Алексанровна Левченко, Антонина Андриановна Салова. Им пришлось решать не только учебные проблемы, но и самые главные вопросы: как сберечь здоровье учеников, чем накормить, как обогреть?

Из воспоминаний Надежды Кудиновой, учителя математики, работавшей в школе с 1939 года:

«Трудно было во время войны. Питание было плохое. Мы с учащимися ходили в лес, собирали крапиву и лебеду и сдавали их в столовую. На кухне варили щи из крапивы.

Каждому школьнику выдавали по сто граммов хлеба. Школе был выделен земельный участок. Из числа учителей и учащихся были организованы бригады, в которых были, в основном, девочки, так как мальчики были посланы на заготовку дров. Осенью был собран хороший урожай. Значительную часть овощей оставили для горячих завтраков: варили пшенную кашу с тыквой, сахарную свеклу отваривали и давали вместо сахара».

В школьном музее много фотографий довоенного и военного времени. Фронтовые письма и воспоминания, многие из которых нельзя читать без кома в горле.

Евгения Мошневич, в годы войны председатель учкома школы:

– Очень много было эвакуированных ребят. Мы встречали, как родных. Вместе учили уроки, ночевали друг у друга, где была керосиновая лампа, лучше учить уроки, чем при коптилке. Однажды в нашей семье потеряли хлебные карточки. Это значит, целый месяц быть без хлеба. Ребята нашего класса решили не есть хлеб на завтраках и давать его нам. Так и было. Наша семья до сих пор вспоминает этот эпизод со слезами.

Особым праздником были письма с фронта от выпускников школы. Случалось и совсем невероятное: когда, приехав на короткую побывку в родные места, фронтовики спешили сначала в родную школу. Например, выпускник Володя Иванов оказался с начала войны под Ленинградом в партизанском отряде, а впоследствии стал его командиром. В те редкие дни, когда ему удавалось вырваться на короткое время в родные края, он обязательно бывал в школе. Все ученики и учителя школы до глубокой ночи слушали рассказы о боевых действиях его партизанского отряда. И эти встречи они не забывали всю жизнь.

Поколения учеников и учителей

Управленческий городок – это такое место, в котором семьи живут на протяжении целых поколений. Привлекают и окружающая пышная природа, и особый настрой местных жителей – людей образованных, серьезных, увлеченных работой, настоящих патриотов. Потомков не только строителей гидроузла, но и основателей авиационно-космической промышленности нашего города, которые поселились здесь после войны.

Анатолий Канакин, пенсионер:

– Мы переехали в район нынешнего поселка Управленческий из-за перевода отца по работе. Семье нужны были деньги, и мать Мария Степановна Канакина устроилась в только что построенную школу учителем начальных классов. Чтобы меня не оставлять дома одного, хотя я еще не достиг школьного возраста, решили отправить в первый класс в 1938 году. Так и вышло: я стал одним из первых учеников школы, а мать одной из первых учительниц. Затем были новые переводы отца, переезды, но так сложилось, что заканчивал я ту же 27 школу, в которую когда-то и пошел в первый класс. Сейчас у меня в ней уже отучились дети, внуки. Эта школа коснулась судеб четырех поколений моей семьи, и я рад, что она до сих пор дает путевку в жизнь новым выпускникам.

Конечно, многое для того, чтобы жители Управленческого вели в школу №27 своих детей, внуков и правнуков, сделали ее легендарные директора. Сохранился приказ №1 по средней школе

№27 при Гидроузле oт 15 июля 1938 года: «Считать приступившим к исполнению обязанностей директора и преподавателя биологии Дегтярёва Михаила Васильевича». Под его руководством школа росла и развивалась. Она стала центром культурной жизни поселка. Большую работу учителя и старшеклассники проводили по ликвидации неграмотности и малограмотности, создавали ликбезы.

После войны в Коптев овраг приехали немецкие специалисты по авиастроению и прожили бок о бок с жителями Управленческого несколько памятных лет. А в зданиях комплекса ГЭС разместили завод по проектированию авиационных и ракетных двигателей (ныне СНТК им. Кузнецова). Это дало новую жизнь поселку. Сюда снова начали приезжать молодые специалисты. Инженеры, конструкторы, врачи, педагоги со всей страны были первопроходцами, энтузиастами своего дела. В городке образовалась особая научная и культурная среда. В поселковой школе начали преподавать члены семей специалистов авиационного профиля. Многие из них закончили столичные вузы. Привлечением высококвалифицированных кадров в школу занималась Антонина Салова, тогдашний директор.

Антонина Салова, директор школы с 1944 по 1951 год:

– В 1948 году я рассказывала о деятельности своей школы на сессии Кировского райисполкома. И вот, когда я спускалась по лестнице после своего доклада, одна из директоров школ Безымянки мне сказала: «Даже если и половина правды того, что Вы рассказали о своем коллективе, и то великолепно». Это была высшая похвала.

Каждый из прежних 9 руководителей этого учебного заведения внес свой вклад в превращение средней школы в известный во всем городе центр передовой педагогики. И все же, по мнению ее бывших выпускников, среди всех директоров школы №27 выделяется высокая фигура Бориса Львовича Быстрова. Отличник народного просвещения, эрудированный, высокообразованный человек, он был зачинателем многих интересных дел в школе. По его инициативе была озеленена территория школы. Он занялся перестройкой самого здания: построил производственные мастерские, перенес актовый зал с третьего на первый этаж. В 1958 году ученики, учителя и родители учеников школы под руководством Бориса Львовича приступили к строительству спортзала с подсобными помещениями, столовой и столярной мастерской. Спортивный зал бы открыт 30 ноября 1959 года. В конце 50-х годов были организованы трудовые лагеря. Сначала работали на птицефабрике «Красноярская», а потом в лагере труда и отдыха на реке Кондурче. В 1963–1964 годах на склоне Коптева оврага был разбит пришкольный участок и посажен школьный сад, урожай с которого шел в школьную столовую. А в мае 1965 года был открыт Обелиск в память об учениках и учителях, погибших во время Великой Отечественной войны. За свою кипучую деятельность Быстров был награжден многочисленными грамотами, в том числе и грамотой Министерства просвещения РСФСР.

Атмосфера сотрудничества

Помнят в школе директоров Николая Ефимовича Фурмана, который возглавлял школу с 1969 года по 1978 год, и Ольгу Михайловну Высоцкову, руководившую школой с 1967 по 1969 год, и историка Лидию Александровну Мишукову, руководившую школой в 1978-1985 годах. Каждый из них внес свой вклад в общее дело. Например, Юрий Александрович Мартьянов, возглавлявший школу с 1985 по 1991 год, стал настоящим революционером в плане изменения направленности обучения и нового подхода к взаимоотношениям учеников, учителей и родителей. С его легкой руки коллектив средней школы №27 один из первых в Красноглинском районе стал использовать в своей работе идеи сотрудничества. Большая заслуга в этом и его помощницы – организатора Нины Петровой, которая полностью разделяла мысль Мартьянова о том, что школа должна стать для ребенка большой и доброй семьей, а для населения поселка – очагом культуры и человечности. Идею Юрия Александровича о создании классов с углубленным изучением некоторых предметов воплотила в жизнь бывшая выпускница Раиса Михайловна Карачкова, которая приняла из его рук бразды правления школой.

Раиса Карачкова, директор школы с 1991 по 2010 год:

– Юрий Александрович Мартьянов в 1989 году, когда я еще работала завучем, ездил в Белоруссию по обмену опытом работы. В то время там уже были программы углубления, и они давали хороший результат. В мае он ушел, а идея осталась. Мне пришлось продолжить начатое и открыть первые профильные классы. Сложно было. Отдельная благодарность СИПКРО, они нам очень помогли в то время: учили проводить срезы по работам, составлять тесты. Переняв их опыт, в мае 1998 года мы провели аттестацию, и школе присвоили статус с углубленным изучением математики, физики и литературы.

И почти сразу метод углубленного изучения предметов по выбору и склонностям детей дал превосходный результат. Первым был математический класс, там дети были настолько увлечены, что даже на переменах решали задачи. Они не имели себе равных при поступлении в технические вузы и университеты страны. Из биологического класса 12 человек сразу поступили в Куйбышевский мединститут. К тому же школа сотрудничала с медсанчастью №7, и будущие медики ходили туда на практику. Из литературного класса выпускники без проблем поступали в гуманитарные вузы. В январе 2001 года школа №27 стала лауреатом Всесоюзного конкурса «Школа Года» и вошла в энциклопедию лучших школ России. Это учебное заведение быстро стало лидером образования в районе и в городе. Его учащиеся побеждали в районных, городских, областных и всероссийских олимпиадах. До сих пор здесь вспоминают, как гордость школы Дмитрий Мельников в 2006 году стал победителем сразу двух международных олимпиад. Позднее в школе был сделан еще один новаторский шаг вперед: здесь был организован лицейский класс при авиационном институте.

Раиса Карачкова, директор школы с 1991 по 2010 год:

– В то время я пошла на прием к Николаю Дмитриевичу Кузнецову, чтобы он ходатайствовал перед ректором СГАУ об открытии лицейских классов на базе школы. После их открытия вступительные экзамены в институт на базе школы принимали преподаватели университета. И наши выпускники сразу становились студентами самого престижного в городе вуза.

Трудная перестройка

Однако здание бывшего управления гидроузла постепенно ветшало. К тому же тесные классы не соответствовали современным санитарным требованиям. И эстафету строителя принял из рук бывшего директора Раисы Карачковой нынешний руководитель школы Константин Ловичко.

Помощника новый директор 27-й школы себе подобрал отличного. Тоже бывшего офицера – вертолетчика Владимира Грошева. Вместе решали постоянно возникавшие проблемы. Практически от старого здания строители оставили только стены, да и то их пришлось укреплять. Реконструируя внутреннюю часть школы, Константин Евгеньевич и Владимир Викторович думали прежде всего о соответствии классов современным нормам. В результате, их количество уменьшилось почти вдвое, а площадь вдвое увеличилась. Наконец в декабре 2011 года была закончена реконструкция школы, заново были оснащены кабинеты. Проведена компьютеризация и телефонизация, установлены интерактивные доски и проекторы. Проходя по светлым, чистым, украшенным цветами коридорам школы, заглядывая в просторные классы, хочется поблагодарить всех, кто подарил детям Управленческого возможность проводить большую часть своей жизни в красоте и уюте.

Константин Ловичко, директор школы №27:

– Ученики и учителя целых два года, пока длился капитальный ремонт, работали по разным образовательным учреждениям: часть детей училась в 127 школе, часть в 161-й. Пришлось даже занять помещения отделения полиции. Там создали классы для старшеклассников. Было очень сложно, учились в несколько смен. Некоторых учеников родители перевели в другие школы. Ну а те, кто выстоял, в декабре 2011 года отметили вместе с нами новоселье в отремонтированной школе.

Наталья Иванова, выпускница школы №27:

– Родители меня привели в эту школу согласно моей прописке. До сих пор помню свое Первое сентября, линейку в школьном дворе… Даже слезы на глазах наворачиваются. Сейчас смотрю: мой ребенок уже с портфелем, а я в роли родителя. И мы стоим на такой же школьной линейке. Не передать словами, какой это для меня трогательный момент. Моя родная школа, несомненно, стала более современной, технически оснащенной. Когда я в ней училась, не было такого количества цветов и диванчиков в коридорах, клумб на улицах. Все это выглядит очень уютно! Приятно знать, что я отдала своего ребенка не только в школу моего детства, но и в школу, которая старается идти в ногу со временем.

День сегодняшний

На сегодняшний день в 26 классах обучаются 690 учеников. Учатся в две смены, зато в классах, которые полностью отвечают последним требованиям СанПиНов, их площадь – 70 квадратных метров. Так что простора и воздуха хватит даже сорока ученикам одного класса.

В школе преподают высокопрофессиональные учителя – из 40 педагогов 13 имеют высшую квалификационную категорию, 14 – первую. 9 учителей являются Почетными работниками общего образования РФ, 2 – отличниками народного просвещения РСФСР.

Константин Ловичко, директор школы №27:

– В нашей школе давно сложился педагогический коллектив единомышленников, людей творческих, любящих свою профессию. Школа держится на педагогах, которые не один десяток лет отдали обучению и воспитанию подрастающего поколения. Такими ветеранами педагогического труда, бесспорно, являются Любовь Федоровна Агринская, Вера Николаевна Чулошникова, Татьяна Викторовна Мальгина, Светлана Федоровна Кирюшева. Без таких, как они, мастеров своего дела, преданных ученикам и школе наставников, костяка коллектива, мы не представляем свою школу. Могу сказать, что прекрасные учителя – это и есть наше главное достояние.

Многие из учителей – выпускники этого учебного заведения, которые с честью продолжают школьные традиции: это заместитель директора школы по УВР Елена Коробова, учителя начальных классов Ольга Борисенко, Наталья Пыжова, Елена Андросова, Наталья Клеменко, Светлана Лаврова; учитель обществознания Татьяна Самойлова; учителя Вера Чулошникова и Татьяна Мальгина; учитель информатики Юлия Гаврилова.

Юлия Гаврилова, учитель информатики:

– Не так давно я сама была ученицей школы №27. Во время моей учебы в ней произошел капитальный ремонт. Это было серьезным испытанием как для учителей, так и для учеников. Нам приходилось ютиться в зданиях других школ поселка, а учителям разрываться между ними. Уже несколько лет школа №27 стоит прекрасно отремонтированная и радует своих обитателей. От школьных времён у меня остались только хорошие воспоминания, хотя случалось, конечно, всякое. С гордостью вспоминаются местные традиции, такие как Праздник чести школы. Мне кажется, что такие мероприятия сплачивают, дают повод для гордости, мотивируют развиваться. С одноклассниками мы до сих пор встречаемся из года в год, хотя в классе часто случались изменения коллектива. Сейчас я вернулась в родную школу, но уже в качестве учителя. И я уверена, что смогу тут стать хорошим специалистом. Мне есть у кого учиться.

В школе №27 и сейчас ведется углубленное изучение предметов. Но их список немного поменялся. Вместо литературы и биологии дети стали изучать информатику.

Константин Ловичко, директор школы №27:

– У нас с пятого класса начинается деление ребят по направлениям обучения – математике, физике и информатике. Один класс у нас общеобразовательный. Там учатся детки, которым точные дисциплины трудны или не представляют интереса. Но и для гуманитариев у нас также созданы возможности проявить себя. Действуют факультативы и кружки по истории, географии, литературе. В физико-математический класс поступают ребята, прошедшие серьезное тестирование. Энтузиасты, влюбленные в математику. По результатам прохождения итоговой аттестации ГИА девятиклассники в этом году показали отличные результаты: из 26 учеников 23 сдали на «отлично». И только трое сдали аттестацию на «хорошо».

Результаты юных математиков поистине впечатляющие. Дело и в том, что учителя-предметники полностью отдаются работе, и дети понимают, для чего они изучают физику и математику. Ведь многие идут по стопам родителей – сотрудников СНТК «Кузнецов». Поэтому родители – это первые союзники учителей. Более 80% выпускников школы поступают в вузы технической направленности.

В этом году из 52 выпускников школы 13 медалистов. Считай, здесь медалист – каждый четвертый ученик. Не случайно, с 2013 года школа №27 входит в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России». Но не только учебой живет ее коллектив. С 2011 года он включился в областной эксперимент «Экологические капельки». Дети, живущие в окружении природы, с удовольствием учатся охранять ее: очищать от мусора лес и берег Волги, беречь лес от пожаров, помогать приюту для брошенных животных. Здесь организован сильный экологический волонтерский отряд, работа которого отмечена пятью серебряными медалями на Всероссийском конкурсе. Школьники не только сами занимаются природоохранной деятельностью, но и подключают к ней ребят из подшефного Первого интерната.

С 2012 года школа №27 организует и проводит городской фестиваль «Маршрутами родного края». А недавно при этом учебном заведении открылось дошкольное отделение. А это новые, счастливые заботы и для педагогов, и для учеников, и для директора этой замечательной школы.

Ванина Христова, выпускница школы № 27:

– О 27-й школе можно долго говорить с благоговением и детской восторженностью. Однако первое, что я вспоминаю, думая о школе, – это люди, которые создали ее неповторимую дружескую атмосферу. Благодаря ей годы, проведенные в родной школе, навсегда остались в памяти как самые радостные и душевные.


Татьяна Гриднева
При подготовке материала использованы фото из архива школы №27.

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!