Лицей «Классический». Ставить сложные задачи и решать их!

3211
Лицей «Классический». Ставить сложные задачи и решать их!

В этом году первый звонок прозвенел в школах и вузах нашей страны по традиции первого сентября. Но занятия начались не в субботу, а в понедельник, третьего сентября.

Об ожиданиях, связанных с новым учебным годом, о том, чем живет школа, каким должен быть современный учитель, мы говорили на переменах между уроками с директором и с педагогами самарского Лицея «Классический», уже не первый год являющегося одним из лучших профильных общеобразовательных учебных заведений Самары.

Александр Ефимович ТИТОВ, директор Лицея «Классический», Почетный работник общего образования РФ, эксперт по аттестации образовательных учреждений, член аккредитационной комиссии Министерства образования и науки Самарской области.

Родился 5 августа 1953 года. В 1976 году окончил физико-математический факультет Астраханского государственного педагогического института, в 1986 году – Курсы иностранного языка при Министерстве народного образования СССР (квалификация: учитель математики на французском языке), в 2002 году – Академию повышения квалификации работников образования, в 2004 году – Курсы академика РАО, профессора М.М. Поташника «Управление качеством образования», в 2005 году – Самарскую гуманитарную академию (курсы повышения квалификации руководителей образования).

В 1987-1990 годах – учитель математики в Лицее Зинда Каборе (Буркина-Фасо), в 1990-1992 годах – учитель математики в самарской школе №148, в 1992-1999 годах – заместитель директора по учебной работе Самарского медико-технического лицея, в 1999-2006 годах – директор Самарского Медицинского лицея, с 2006 года – директор Лицея «Классический».

Александр ИГНАШОВ:

– Александр Ефимович, как Лицей «Классический» появился в вашей жизни? Что это было – случай, стечение обстоятельств?

Александр ТИТОВ, директор Лицея «Классический», Почетный работник общего образования РФ:

– Наверное, это судьба. Я работаю в системе образования уже почти сорок лет. Студентом успел поработать с вундеркиндами в Подмосковье. Преподавал математику в обычной самарской общеобразовательной школе и в Африке, в Буркина-Фасо – на французском языке, работал с буровиками и с заключенными. В лицей я пришел в 1999 году, когда здесь была довольно сложная обстановка.

– Почти за двадцать лет работы директором вам удалось создать неординарное учебное заведение. В чем секрет успеха?

– Надо работать, не бояться трудностей. В школе не должно быть поточного производства. В лицее мы работаем с каждым учеником, раскрываем индивидуальные способности. Мы отслеживаем судьбы лицеистов, их успехи с момента поступления, и не только до выпуска, но и позже.

– Александр Ефимович, лицей открывался в 1991 году как Медицинский лицей-колледж, как базовое учреждение при медицинском институте. С тех пор лицей от этого профиля не отходил?

– Химия и биология – наши профильные предметы, но не в ущерб другим дисциплинам. Наши выпускники поступают кроме медицинских и в технические, и в гуманитарные вузы. У нас стабильный, давно сформированный педагогический состав. Приходят молодые учителя. Но большинство педагогов работают десятилетиями. Для всех нас лицей – это больше, чем просто место работы. Это образ жизни.

– На ваш взгляд, каким должен быть современный учитель?

– Есть серьезные профессиональные критерии, желание и умение работать. Но, во-первых, учитель – это личность! Не секрет, что талантливого ученика может воспитать только талантливый учитель. Талант, личность – это всегда неординарность. Такие люди часто неудобны в общении и в управлении ими, они имеют свою точку зрения, задают неудобные вопросы. С простыми исполнителями высокого результата не получишь. Педагог должен не просто знать свой предмет, а знать его досконально. И при этом не бояться уронить авторитет в глазах учеников, в чем-то учиться у них и постоянно самообразовываться.

– Что привело вас в педагогику? Это была мечта с детства?

– Нет. Отец у меня был кадровым военным. Семья часто переезжала из гарнизона в гарнизон от Калининграда до Камчатки. Я менял школы. Мама работала учителем – и всегда в той школе, где я учился! Но учиться я любил и люблю. У меня два полных высших образования и три дополнительных. По окончании педагогического института я работал в Луганской области, в райкоме комсомола, а потом судьба привела меня в школу.

– По складу ума вы математик. А по отношению к жизни?

– Я руководитель предсказуемый. Прежде чем принять решение, вникаю в суть проблемы. Отношение к жизни – вопрос сложный. Есть то, что я в людях ценю, и есть то, чего не принимаю ни в каком виде. Человека можно многому научить. Но при этом его надо воспитать. Лицей – это один из фрагментов системы образования. Эта система была придумана, сформирована и опробована многими поколениями до нас. Реформы в образовании у нас идут часто. Да, время меняется, приходят новые технологии, умные доски, компьютеры, инструменты, с помощью которых мы делаем свое дело. Но это – инструменты, не более! Сегодня некоторые уже не уверены в необходимости учителей. Но педагогика – это наука, система воспитания человека. Технологии подталкивают к поиску ответов в Интернете, а ребенка надо влюбить в знания, научить заниматься всю жизнь образованием и самообразованием. Знания надо уметь систематизировать, обновлять, дополнять, использовать, вычленять логические связи, ориентироваться в информационном пространстве. Образно говоря, наша главная задача – дать рыбаку в ловле знаний не рыбу, а удочку.

– Насколько изменились ожидания родителей от школы? Чем они руководствуются, когда приводят детей в лицей?

– Я недавно смотрел результаты соцопросов на эту тему. Ориентиры, конечно, меняются. В шутку об этом можно сказать так: если раньше мама после встречи с учителем с ненавистью смотрела на ребенка, то сейчас она часто с ненавистью смотрит на учителя после разговора с ним о своем ребенке. В каждой шутке есть доля правды. Сейчас часто для родителей учеба их детей не самоцель. Есть ожидания среды, атмосферы, индивидуального подхода. У нас каждый ребенок заметен. Он чувствует себя личностью, а не винтиком в огромном механизме.

Лицей «Классический».

Расположен на ул. Владимирская, 37-а, в здании, построенном в 1910 году для учебного заведения, в котором работали женская гимназия, школы №22, №39, №131, Учебно-производственный комбинат №2, с 1991 года – Медицинский лицей-колледж. В 2000 году лицей переименован в «Медицинский», в 2006 году – в «Классический», при неизменном естественно-научном профиле обучения.

В настоящее время лицей может принять до 210 учащихся 5-11 классов. Ежегодно по итогам научно-исследовательской работы до 35% лицеистов становятся лауреатами и победителями олимпиад и научно-практических конференций различных уровней. Лицеисты имеют глубокие и прочные знания, успешно поступают в ведущие вузы страны, из них около 80% – на факультеты, связанные с медициной.

Сформированная А.Е. Титовым система предпрофильной подготовки учащихся, спецкурсы, проводимая на высоком уровне научная работа с учащимися, сотрудничество с кафедрами и Клиниками СамГМУ и с Медицинским колледжем им. Н.И. Ляпиной позволяют лицеистам сделать осознанный выбор профессии.

– Насколько ваши лицеисты готовы к реальной жизни? Не растут ли они здесь в тепличных условиях?

– Они учатся в условиях достаточно жестких требований. Статистика говорит о том, что, начиная с 1999 года, все выпускники лицея поступили в те вузы, в которые хотели – в Самаре, Москве, Санкт-Петербурге.

– Ваши ожидания от начавшегося учебного года?

– Я думаю, нас ждет полный набор горестей и радостей, слез и восторгов. Учеба – это жизнь. Когда учебный год заканчивается, я говорю нашим выпускникам о том, что в жизни их ждет все и надо быть бойцами, нельзя бояться трудностей. Чтобы чего-то достичь, надо бороться. Не бойтесь ставить перед собой большие, на первый взгляд, сумасшедшие задачи и цели. Только тогда вы сможете добиться очень многого!..

«Волжская коммуна», 18 августа 2015 года:

«Самарский лицей «Классический» включен в ТОП-200 лучших российских школ как учреждение, обеспечивающее высокий уровень подготовки выпускников по биолого-химическому и биолого-географическому профилям В десятом классе занятия по сестринскому делу, по окончании – профориентационная практика в Клиниках СамГМУ. В одиннадцатом классе они уже знают, что такое медицина «изнутри». Это помогает осо-знанно выбирать профессию».

Елена САВВАТЕЕВА, заместитель директора Лицея «Классический» по воспитательной работе, учитель английского языка:

– Любая школа – это семья. Но семьи, как известно, бывают разные. В лицее «Классический» я работаю уже семнадцать лет и могу с уверенностью сказать, что наш лицей – семья с очень тесными отношениями. У нас меньше двухсот учащихся. Начальной школы у нас нет, и впервые ребята приходят к нам в пятом классе. Одну-две недели они адаптируются, а потом знают всех учеников и всех учителей, и так же все ученики и учителя знают каждого из них. У нас учеба и воспитательная работа не ограничены рамками отдельно взятого класса. И пятиклассники, и учащиеся выпускных классов вместе общаются, вместе всем лицеем принимают участие в выездных мероприятиях – будь то «День здоровья» в Загородном парке, или линейка, или военно-патриотический вечер, или концерт. Мы все делаем вместе! Дети привыкают к атмосфере всеобщего творчества, учебы и отдыха.

Воспитательная работа неотрывна от учебного процесса и направлена на мотивирование ребят к продуктивной учебе, к стремлению к знаниям. Наша газета «Вестник лицеиста» три года подряд побеждала во Всероссийском конкурсе школьных изданий. Ребята всерьез увлекаются интеллектуальными играми, творческими конкурсами, поют, сочиняют стихи, принимают участие в дебатах «Молодежь в кабинетах власти». Каждый год у нас стопки грамот и дипломов самых различных конкурсов и фестивалей, в которых побеждают наши лицеисты.

Журнал «Дело», спецвыпуск «Образование», сентябрь 2016 года:

«В ТОП-20 школ Самарской области по числу учащихся, сдававших ЕГЭ по химии и по биологии в 2013-2015 годах, Лицей «Классический» г.о. Самара занял второе место».

«Волжская коммуна», 19 мая 2017 года:

«Преподаватель биологии Лицея «Классический» Г.В. Панарина прошла в финал конкурса «Учитель года Самарской области – 2017» и благодаря своим оригинальным методикам оказалась в пятерке лучших педагогов губернии».

Диана ЧЕРНОВА, учитель химии:

– Для меня наш лицей – это неотъемлемая часть моей жизни, дружеская атмосфера в педагогическом коллективе, творческий полет в педагогике и в учебной работе. Дети у нас заинтересованные и мотивированные. В 2018 году среди моих выпускников два стобалльника по химии, а всего таких в Самарской области было пятеро. Положительный результат достигается за счет кропотливой работы тандема учителя и ученика, при психологической и моральной поддержке родителей. В лицее гораздо больше учебных часов дается на изучение профильных предметов, чем в обычной общеобразовательной школе. Плюс участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях. Преподавание химии в десятом-одиннадцатом классах лицея максимально приближено к вузовской системе – это лекции и семинары, поэтапный контроль знаний учащихся. Самостоятельная работа и наши методики обучения позволяют избежать эмоциональной перегрузки учащихся. Практическая направленность подчеркивается расширенным курсом по решению расчетных, логических, экспериментальных и других типов задач. Большая роль отводится демонстрационному и лабораторному химическому экспериментам. Для дифференцированного контроля знаний используются разноуровневые контрольные работы и тесты.

Татьяна МАРНИКОВА, учитель биологии:

– Для меня наш лицей – это вся моя жизнь! Я пришла сюда в 2000 году, проработав до этого почти четверть века в обычной общеобразовательной школе. Я преподаю профильный предмет, который изучается начиная с пятого класса. Каждый класс мы делим на группы, удваиваем количество часов. Кроме того, факультативы, элективные курсы, индивидуальные занятия. Есть возможность дать детям больше знаний и по-настоящему влюбить их в биологию. Из года в год наши лицеисты побеждают в олимпиадах городского, областного уровней, Всероссийского конкурса с международным участием исследовательских работ имени Вернадского в Москве. В 2018 году все наши выпускники поступили на бюджетные места в Самарский государственный медицинский университет.

Ольга БАСАРГИНА, учитель русского языка и литературы:

– В лицее я работаю с первого апреля 2011 года. Этот педагогический коллектив связан с новой ступенью в моем профессиональном развитии. У нас учатся дети, ориентированные на медицину, на химико-биологический профиль обучения. У многих из них родители – врачи, биологи, химики, нефтяники. Они хотят, чтобы дети продолжили их трудовые династии. В лицее учащиеся с пятого по одиннадцатый класс получают не только образование, но и всестороннее развитие, в том числе и творческое. Наши лицеисты знают русский язык и литературу не только в рамках ЕГЭ, видят их красоту и закономерности. Они начитаны, имеют свою точку зрения, умеют ее отстаивать, пишут не только статьи в лицейскую газету, но и стихи, баллады, эпосы…

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей «Классический» городского округа Самара

443030, г. Самара, ул. Владимирская, 31-а
Тел. 8 (846) 241-35-32
www.classic-licey-samara.ru
e-mail: klassiclicey@yandex.ru


Публикацию подготовил Александр ИГНАШОВ
Использованы фото Петра Шумкова и из архива Лицея «Классический».

Оцените статья

+1

Оценили

Ольга Михайлова+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!