Людмила Басис и лицей «Созвездие»

4411
Людмила Басис и лицей «Созвездие»

С директором Лицея «Созвездие», Почетным работником общего образования Российской Федерации Людмилой Борисовной Басис мы встречались и в феврале, и в марте, и в апреле 2018 года. Как отразить в журнальной публикации насыщенность и многообразие учебно-педагогической деятельности лицея и едва ли не двенадцатичасовой работы его директора?

МБОУ Лицей «Созвездие» №131 является региональной и муниципальной экспериментальной площадкой по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов. В лицее действуют все составляющие программы Президента «Наша новая школа»: программа «Одаренный ребенок», разработанная совместно с Самарским государственным медицинским университетом программа «Здоровое поколение».

Благодаря методической работе и кадровой политике 80% учителей лицея имеют первую и высшую квалификационные категории, семь учителей являются победителями приоритетного национального проекта «Образование». Учащиеся лицея показывают стабильно высокие результаты по ЕГЭ. За последние три года 18% выпускников награждены медалями «За особые успехи в учении». Ежегодно лицеисты становятся призерами олимпиад и конференций разного уровня.

Александр ИГНАШОВ:

– Людмила Борисовна, под вашим руководством с 2000 года образовательное учреждение прошло путь вполне обычной средней школы до известного на всю Самару Лицея «Созвездие» с базисным образованием в полном объеме и углубленным изучением математики, физики, информатики, обществознания, истории, химии, биологии. Что движет вами? Что ведет к успеху Лицей «Созвездие»?

Людмила БАСИС:

– Я человек верующий. Считаю, что в жизни все неслучайно. У каждого своя судьба. Моя мама была педагогом. Когда я закончила университет, отказалась от приглашения работать в школе. Мне казалось, что это не мое. Я успешно работала программистом. Но годы спустя жизнь вернула меня в школу. Я очень волновалась, когда начала преподавать математику в школе №81, где учились мои дети. Я просила опытного педагога прийти ко мне на урок и посмотреть: может, я что-то делаю не так. Помню, как услышала после урока: «Учитель либо есть, либо его нет. Успокойся, ты все делаешь правильно. Ты – учитель». Через два года я стала завучем. Потом – снова шаг в сторону от школы. Я получила второе высшее по специальности «менеджмент», работала главным специалистом в Самарском институте повышения квалификации работников образования, составила тесты по математике для 9-11 классов для аттестации образовательных учреждений, которые впоследствии были изданы.

– Сегодня что вы советуете молодым учителям?

– Если у них есть какие-то сомнения, советую походить на уроки даже не по их предмету к педагогам, которые держат внимание класса и на себе, и на теме урока. Часто диплом с отличием у молодого учителя говорит о том, что такой учитель отлично учился сам. Но может ли он учить детей? Понимает ли он, как это делать? Любит ли он свое дело? Моя задача – понять это и помочь молодому учителю. Как руководитель я вижу перспективу развития лицея, вместе с педагогическим коллективом работаю не для галочки, не останавливаюсь на достигнутом. У нас увлеченные любимым делом педагоги, современные образовательные программы и технологии, контакт с родителями учащихся. У нас стабильный состав преподавателей. Есть молодежь и педагоги с большим опытом работы. Учитель должен понимать, к чему дальше приведет его сегодняшний, казалось бы, рядовой урок. Формальный подход здесь невозможен. По закону образование стало одной из услуг. Это абсолютно неправильный подход! Об этом сейчас много говорят, но формулировку в «Законе об образовании» пока что не поменяли.

Людмила Борисовна Басис.

Директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лицей «Созвездие» №131 городского округа Самара.

Родилась в Пензе 28 августа 1954 года. Имеет два высших образования: Куйбышевский государственный университет (преподаватель математики), Самарский государственный педагогический университет (менеджмент в социальной сфере).

Награждена Нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», Почетными грамотами Министерства образования Российской Федерации, Думы городского округа Самара «За заслуги перед городским сообществом», Благодарственными письмами Главы городского округа Самара, Думы городского округа Самара, Главы Администрации Советского района, Благодарностью Думы городского округа Самара, Почетной грамотой Главы городского округа Самара, Почетным знаком Самарской Губернской Думы «За служение закону».

Под руководством Людмилы Борисовны учреждение прошло аттестацию на статус муниципального бюджетного общеобразовательного учреждение Лицей «Созвездие» №131» г.о. Самара. Людмила Борисовна Басис – соавтор методических пособий для учителей и студентов «Школа развивающаяся и развивающая», «Проблемы адаптации детей к дошкольному учреждению и школе (профилактика, выявление, коррекция)», «Формирование исследовательских умений обучающихся средствами технологии междисциплинарного обучения».

Людмила Борисовна ведет большую общественную работу. Она является председателем общественного совета «Советский 27» Советского внутригородского района Самары, входит в состав Президиума «Союза женщин Советского района г.о. Самара». За высокие трудовые показатели Людмила Борисовна стала победителем областного конкурса в номинации «Женщина – руководитель 2016 года».

Задача современной школы – предоставить уровень образования, соответствующий запросам учащихся и родителей, позволяющий выпускнику ориентироваться в изменяющемся современном обществе. Мы успешно решаем эту задачу через свободный выбор индивидуальной образовательной траектории. Проектная деятельность школьников в рамках междисциплинарного обучения позволяет выявить у ребенка одаренность с самого раннего возраста, заложив во время учебы в лицее мотивацию к познанию и обучению, на что и ориентированы современные стандарты обучения. Защищая свои проекты перед сверстниками, дети учатся общаться, думать, дискутировать. В совокупности с другими новыми методиками и технологиями это позволяет уйти от привычной трансляции знаний от учителя к ученику к созданию мотивации и условий, при которых ученики с помощью учителя не только стремятся к получению знаний, но и реализуют собственный творческий потенциал, делают первые научные открытия. Кстати, для исследований и открытий в лицее работают современный медиа-центр, библиотека с читальным залом, укомплектованная учебной, справочной и художественной литературой, мультимедиа-проекторы и интерактивные доски в учебных кабинетах, большое количество обучающих компьютерных программ.

– У вас даже младшие лицеисты ежегодно становятся призерами городской конференции «Первые шаги в науку»!

– А старшие занимаются в научном обществе учащихся «ЭНОЛ». Их работа отмечена многочисленными призовыми местами на научных конференциях и олимпиадах разных уровней. Лицей гордится собственными открытыми научными и творческими мероприятиями, такими, как ежегодная конференция «Научная Одиссея», олимпиада по информатике среди 8-9 классов, олимпиада среди учеников начальной школы «Эрудит», конкурс «Танцевальная мозаика» и многими другими. Ребята могут себя проявить в самых разных направлениях: научно-исследовательском, техническом, краеведческом, эстетическом, спортивном. На базе лицея создана широкая сеть кружков и клубов системы дополнительного образования. Клуб авторской песни «Жигули», подростковый клуб «Созвездие», музей боевой славы «Курская битва», лицейские газеты «Переменка» и «Звездочка» развивают творческую инициативу, раскрывают таланты учащихся, повышают их самооценку.

Одна из наших самых главных задач – стимулирование к познанию мира, изучение философских понятий с точки зрения разных предметов – гуманитарных, технических, биологических. Да, у каждого ребенка свой темперамент, своя степень усидчивости. Желание проявить себя в коллективном разуме, в ходе дискуссии на уроке положительно влияет на интеллектуальную конкуренцию. Задача педагога – рассмотреть индивидуальные черты лицеиста, сделать все для их развития. Как понять в детстве: технарь ты или гуманитарий? Как не ошибиться с выбором жизненного пути? Междисциплинарное обучение позволяет вместе с каждым воспитанником расставить акценты. Тяжело дается физика? Попробуй найти в себя в анализе исторических событий или литературных сюжетов. Шаг за шагом крепнет у ученика уверенность в себе, растет желание поделиться мыслями с окружающими. Шаг за шагом – выступление перед классом с рефератом, поездка на районную или городскую олимпиаду, первая научная работа, конференция на базе одной из кафедр университета… Часто ребенок с математическими способностями начинает увлекаться литературой, писать стихи или музыку.

Понимаете, я по должности директор. Но я не вижу себя в должности. Я вижу себя в ответственности. И того же самого требую от коллектива. У нас впереди много планов: создание на базе лицея центра робототехники для Советского района, выход на городской уровень конференции «Научная Одиссея», система работы с одаренными детьми, строительство стадиона, бассейна в корпусе для начальной школы.

– Вы считаете, нет безвыходных ситуаций, есть решаемые трудности?

– Все решаемо. Например, мы готовимся к открытию медицинского и инженерных классов. Не все родители готовы к переменам и инновациям. Я часто говорю им: «Как вы научите дома детей учиться, так и будет». Сегодня ваш ребенок получил тройку, а мог бы ответить на четверку. Завтра у него четверка, а могла бы быть и пятерка. Ему предстоит жить и работать самостоятельно. Если в шестом или в седьмом классе ребенок привык кое-как делать уроки, учиться вполсилы, то он вряд ли будет настроен на результативную работу в дальнейшем. «Вы хотите, чтобы ваш ребенок состоялся как личность, как человек, как профессионал? – спрашиваю я у родителей. – Школа и семья должны вместе заниматься обучением и воспитанием детей».

– Наверняка некоторые родители считают, что само понятие «Лицей» играет роль в образовании ребенка.

– Учит не статус и не бренд, учит система. Даже если ребенок учится у нас на тройки, но хочет у нас учиться – это уже говорит о многом! Завтра у него будут четверки. Да, надо показывать уровень знаний и в четвертом классе. Но натягивать тройки или четверки бессмысленно. Лучше поставить реальную оценку, но мотивировать ребенка и его родителей на усилия в учебе. Психология такова, что не каждый стремится пересдать тройку на четверку, а вот пересдать двойку на четверку – это уже что-то. Хотя я, например, не понимаю, как можно получать тройки по «Самароведению». Значит, можно любить город на тройку? Учителя знают мою позицию по этому вопросу. Не только завучи контролируют качество обучения. Случается, на мой запрос учителям и мне по электронной почте шлют отчеты, какие меры приняты по каждому ребенку в конкретном случае.

– В свое время вы с математическим образованием пришли в школу с эстетическим уклоном. Были на первых порах сомнения?

– Было желание работать. Оно есть и сейчас. Да, я – математик, но в юности сочиняла стихи, окончила музыкальную школу по классу скрипки, своих детей обучила музыке по классу фортепиано. Культура необходима каждому. Эстетическое развитие дети должны получить обязательно. Я стала инициатором аттестации школы на статус учебного заведения с углубленным изучением предметов эстетического цикла. Чуть позже, в соответствии с запросом общества и родителей, мы открыли классы с техническим, экономическим, медицинским уклоном, с углубленным изучением английского языка. Наши возможности, ориентированные на всестороннее развитие ребенка, позволили получить статус лицея. Мы вошли в число немногих образовательных учреждений Самарской области, участвующих в эксперименте по внедрению новых образовательных стандартов сначала в начальной школе, а теперь уже и в старшей.

В старшем звене у нас уже давно идет обучение по физико-математическому, химико-биологическому, социально-экономическому профилям. Углубленное изучение предметов сформировало особую среду, в которой детям комфортно учиться.

В команде единомышленников новации дают отличные результаты. Причем дети, улавливая хорошее отношение к себе, стремятся проявить себя наилучшим образом. Они априори готовы к изменениям. Мы даем и образование, и воспитание, в то же время дети получают дополнительные знания по эстетическим дисциплинам.

Ирина ПОДОБЕДОВА, заместитель директора МБОУ Лицей «Созвездие» №131 по учебно-воспитательной работе:

– Шестнадцать классов начальной школы у нас уже достаточно давно находятся в отдельном здании на улице Днепровской, 2. В каждой параллели по четыре класса. Мы работаем по учебно-методическому комплексу «Перспективная начальная школа». Со второго класса начинается углубленное изучение предметов естественно-научного цикла. В рамках образовательного стандарта второго поколения мы проводим во внеурочной деятельности различные курсы, в том числе конструирование, шахматы. Занятия по программе «Юный исследователь» идут с первого класса. По программе «Одаренный ребенок» дети занимаются в группах и парами, изучая глобальные темы: в первом классе – «Изменение», во втором и третьем классах – «Влияние», в четвертом – «Порядок». Затем преемственность осуществляется в старшем звене. Есть у нас и группа продленного дня. В начальной школе много различных спортивных кружков.

Мы гордимся творческим коллективом «Веселые нотки», нашими хореографическими ансамблями, спортивным клубом «Олимпионики», объединениями «МХК», «Графика», «Краевед», «Православная радуга», «Юный журналист», художественной студией «Город мастеров». Ежегодно мы творчески проводим «День лицеиста» с посвящением в первоклассники, конкурсы смотра и песни, концертные программы к Дню Победы, выставки рисунков и поделок, торжественные линейки.

У нас каждый учащийся – звездочка! Конечно, за этим стоит большой труд учителей, но он равнозначен результатам. Ежегодно свыше 10 учеников получают золотые и серебряные медали. А что такое медаль? Это значит, у ребенка выработана привычка трудиться на результат. Наши ученики занесены в реестр программы «Интеллектуальный потенциал России»! Для нас недопустимо, чтобы ученик не сдал экзамен.

С 2015 года МБОУ Лицей «Созвездие» №131 входит в список «100 лучших образовательных учреждений России» Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». В лицее реализуется система дополнительного образования. Развитию духовности учащихся способствует сотрудничество с Самарской духовной семинарией. В лицее работает национальная украинская воскресная школа «Свиточ».

Под руководством Людмилы Борисовны лицей дважды становился победителем Приоритетного национального проекта «Образование»: в 2006 году – за «Создание ресурсной службы по поддержке одаренности», в 2007 году – за «Внедрение здоровьесберегающих технологий в многопрофильной школе». В 2008 году лицей стал лауреатом конкурса «Лучшая школа городского округа Самара» в номинации «Школа уникальных личностей», в 2011 году победил в региональных конкурсах «Система работы образовательных учреждений Самарской области с одаренными детьми», «Образовательное учреждение – центр инновационного поиска – 2011», став абсолютным победителем регионального конкурса «Лучшие школы Самарской области».

С 2015 года МБОУ Лицей «Созвездие» №131 является Федеральной экспериментальной площадкой Российской академии образования «Развитие социального пространства непрерывного образования». В 2016 году лицей стал дипломантом Всероссийского конкурса «Школа здоровья» и лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую организацию внеурочной деятельности в образовательной организации в номинации «За лучшую организацию внеурочной деятельности в образовательной организации – 2016». Коллектив под руководством Людмилы Борисовны активно участвует в массовых социально значимых мероприятиях, проводимых администрацией района и города.

– На родительские собрания в выпускные классы вы приглашаете преподавателей вузов и ваших выпускников, поступивших в технические и гуманитарные вузы на бюджетные места.

– Дети, как правило, набирают по 240-250 баллов по трем предметам. Их пример стимулирует нынешних выпускников к учебе и к подготовке к ЕГЭ.

– Что позволяет вашему лицею развиваться с опережением?

– В двух словах не скажешь. Требовательность и ответственность в работе. Чуткость и деликатность. Потребность в реализации. Команда единомышленников. Работоспособность каждого сотрудника. Наши ученики.


Александр ИГНАШОВ
При подготовке материала использованы фото из архива МБОУ Лицей «Созвездие» №131.

Оцените статья

+1

Оценили

Ольга Михайлова+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!