«Школа – ты дом, милый дом, мой родной... Я войду, ты мне двери открой…» Школа №107

3804
«Школа – ты дом, милый дом, мой родной... Я войду, ты мне двери открой…» Школа №107

Здесь домашняя, камерная атмосфера. В оформлении помещений много декоративных элементов. Лестницы на второй этаж оформлены плиткой с видами Венеции и Парижа. На стенах в холле второго этажа – репродукции известных художников, подарок культурно-выставочного дома «Радуга». Для отдыха учащихся в холле установлены диванчики.

Масштабная реконструкция учреждения началась в 2007 году, когда директором учебного заведения стала Светлана Владимировна Погодина. Сама руководитель образовательного учреждения объяснила нестандартность интерьеров так: «Наша школа находится в рабочем микрорайоне рядом с заводом «Металлист». Некоторые дети до сих пор живут в заводских общежитиях. Поэтому мы стремились создать в школе такую обстановку, чтобы сюда хотелось приходить и учиться. Мне кажется, у нас это получилось, и доказательство тому – высокая успеваемость наших учеников».

Памятник истории и культуры

Школа №107 находится в Советском (бывшем Молотовском) районе Самары. Ее история тесно связана с индустриализацией нашего города в годы Великой Отечественной войны. В 1941 году правительство Советского Союза эвакуировало в Куйбышев промышленные предприятия из разных городов страны: Артемовска (Донбасс), Тулы, Москвы, Коврова. Здесь, на

Безымянке, работники десятков заводов вливались в новый коллектив, чтобы стать знаменитым «Металлистом». На месте, где сейчас стоит учебное заведение, в те годы был пустырь, на котором, по рассказам ветеранов, располагалась зенитная батарея для охраны завода. Впоследствии руководство предприятия многие годы оказывало шефскую помощь 107-й школе.

Возведение здания школы началось в 1949 году. Так же, как и улицы 9 мая и Победы, его строили военнопленные немцы – в искупление вины перед страной, понесшей наибольшие потери в годы войны.

1 сентября 1950 года мужская семилетняя школа Молотовского района города Куйбышева впервые распахнула двери навстречу ученикам. Ее директором был назначен А.А. Коваленков. А 13 июня 1951 года свидетельства о семилетнем образовании получили 47 учеников. В 1952 году школа стала средней, в 1954 году в ее классах зазвучали девичьи голоса.

Статус юридического лица учреждение получило в августе 1994 года. В январе 2000 года решением Департамента культуры администрации Самарской области здание 107-й школы, построенное в стиле советского неоклассицизма 50-х годов, было включено в число объектов культурного наследия регионального значения. Теперь страницы школьной летописи пишут новые поколения учителей и учеников. Ребята собирают материалы об истории своего микрорайона. У многих родные работали на заводе, а в школе еще бабушки с дедушками учились. Одним словом, жизнь в школе, как и прежде, бурлит.


От пионервожатой до директора

Почти 10 лет школой руководит Светлана Владимировна Погодина, человек творческий, энергичный, пользующийся заслуженным уважением в коллективе, а также среди учащихся и родителей. Светлана Владимировна работает в 107-й школе с 1994 года, сначала учителем русского языка и литературы, а с 1996 года – заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

Светлана ПОГОДИНА, директор школы №107:

– К тому времени, как я пришла в 107-ю школу, у меня был большой опыт административной работы. Я была пионервожатой и замдиректора по воспитательной работе в 152-й школе, 6 лет – освобожденным заместителем директора по воспитательной работе в детском оздоровительном центре «Россия» завода «Металлист». Хочу сказать, воспитательная работа с детьми – это мое призвание. А вот с учебной работой впервые столкнулась в 107-й школе, хотя, когда еще работала в Центре, преподавала в ней как совместитель.

Решение Светланы Владимировны уйти на полную ставку словесника связано с неопределенностью будущего ДОЦ «Россия». В 1990-е годы прежняя жизнь в стране рушилась, и предприятия стали освобождаться от объектов социальной инфраструктуры, ставших для них балластом. С этого времени в жизни Светланы Владимировны больше не было тимуровских отрядов и зарниц, только новые образовательные программы, уроки и экзамены…

Светлана ПОГОДИНА, директор школы №107:

– Многое, конечно, уже пережито в школе за годы работы. Не без гордости говорю, что с тех пор, как я стала здесь директором, она и внешне изменилась. Наша школа никогда не была такой уютной, ухоженной, потому что материально обеспечивалась по остаточному принципу.

До прихода в 2007 году С.В. Погодиной на должность директора школы, в ней сменилось несколько руководителей. Педагогическому коллективу, в котором многие учителя работали с тех пор, как окончили институт, принять это было психологически трудно, для них это было время потрясений. Не видя для себя перспектив роста, учителя начали уходить. Родители, наблюдая за этими негативными процессами, переводили детей в другие школы. В середине 2000-х годов укомплектованность учащимися составляла 300 человек, тогда как в лучшие годы в школе училось больше 700 учеников. Оставшиеся учителя, понимая, что надо спасать школу, вышли в Департамент образования с инициативой назначить директором Светлану Владимировну Погодину. Инициатива учителей была поддержана руководителем Департамента: кандидатуру одобрили.

Светлана ПОГОДИНА, директор школы №107:

– Сегодня наполняемость школы – 686 человек. Мы вернулись к прежним показателям. Коллектив учителей тоже пополнился новыми кадрами: если в 2007 году в школе работало 27 педагогов, то в 2016-м – уже 52, в список включены и педагоги дополнительного образования. Коллектив у нас дружный, творческий, преданный школе и любящий свою работу. На его создание было затрачено много усилий, времени и средств. Придя на должность директора, я поставила перед собой несколько задач. В первую очередь, решила кадровый вопрос. Назначила заместителями опытных, авторитетных педагогов: по учебно-воспитательной работе – Галину Владимировну Фомину, по воспитательной – Надежду Николаевну Березовскую. Жизнь повернулась так, что у них появилась необходимость в помощниках. Вторыми замами стали учителя Наталья Анатольевна Фокина и Олеся Валерьевна Войтюк. Обе выпускницы нашей школы. Сразу скажу, что сейчас у нас трудятся пять наших выпускниц. И ждем еще двух, которых школа отправила учиться по целевому направлению. Обязанности между замами мы четко распределили. Галина Владимировна занимается составлением приказов, инструкций, их согласованием, Наталья Анатольевна – ответственная за организацию научной работы, проведение конференций, участие детей в различных конкурсах научно-исследовательской направленности, олимпиадах. Хочется отметить креативность, увлеченность и профессионализм наших учителей. Под их руководством ежегодно учащиеся школы участвуют и побеждают в различных конкурсах и олимпиадах города и области. А Олеся Валерьевна Войтюк в этом году стала победителем областного конкурса «Воспитать человека – 2016», награждена грамотой Департамента образования «Лидер образования – 2016» за вклад в развитие волонтерского движения в городе.

Необходимость создать комфортные условия для образовательного процесса стала еще одной, не менее важной задачей, решаемой новым директором. Реконструкции, капитального ремонта за долгие годы существования школы не было. Казенная краска на стенах, классы с осыпающимися потолками и проваливающимися полами не просто удручали, они негативно влияли на эстетическое воспитание подрастающего поколения. Родительский комитет материально поддержал директора в стремлении создать уют и комфорт в школьных помещениях. Ведь условия обучения детей для родителей – одна из значимых составляющих учебного процесса. Сегодня в школе стало тесно, и Светлана Владимировна ходатайствует о присоединении соседнего здания.

Светлана ПОГОДИНА, директор школы №107:

– Несмотря на то, что у нас в этом году 10 класса нет («эхо» того времени, когда дети уходили из школы), мы имеем 26 классов-комплектов. Сама жизнь диктует, что надо расширяться.

По требованию СаНПиНов, занятия должны быть в одну смену, а не в две, как сейчас в школе. Кроме того, необходимы помещения и для дополнительного образования (а это около 250 часов кружковой работы, которую ведут 10 педагогов). Даже актовый зал, перестроенный из бывших мастерских, полностью задействован внеурочной деятельностью. Поэтому директор планирует, что в старом здании останутся малыши, а в новое перейдут средние и старшие классы.


Процесс идет

В школе ведется целенаправленная работа по повышению качества знаний учащихся. С этой целью принято Положение о промежуточной аттестации учащихся, а для выпускников 9 и 11 классов организованы специализированные дополнительные курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. В ближайших планах – организация в начальной школе кружков математической и технической направленности. Стоит отметить, директор всегда старается материально поддержать и учителей, и педагогов дополнительного образования, доплачивает им за работу из стимулирующего фонда оплаты труда педагогических работников школы.

Светлана ПОГОДИНА, директор школы №107:

– Нам есть чем гордиться: за последние три года учителя школы подготовили 12 медалистов! Многие выпускники по итогам ЕГЭ получают высокие баллы (от 85 и выше) и поступают на бюджетные места в престижных вузах.

Как и все образовательные заведения Самары, 107-я школа работает в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Он предполагает творческий подход к обучению и воспитанию. В школе ведется большая работа, направленная на формирование инициативной, творческой личности, обладающей широким кругозором и воспитанной в лучших нравственных традициях российской школы. Здесь гордятся крепкой дружбой с детским епархиальным образовательным центром при Храме Святых Царственных Мучеников, сотрудничество с которым началось в 2008 году.

Светлана ПОГОДИНА, директор школы №107:

– Нам всегда хотелось, чтобы наши дети в свободное от учебы время занимались еще каким-нибудь интересным и полезным делом. Но у нас не было возможности организовать для них бесплатные кружки и секции. И случилось чудо, иначе это и не назовешь. Однажды ко мне в кабинет пришла Наталья Николаевна Кислова (ныне проректор Поволжской государственной социально-гуманитарной академии), которая вместе с супругом Владимиром Викторовичем была руководителем ДЕОЦ. «Мы хотим предложить вам сотрудничество. Сколько нужно для ваших детей кружков – пять, семь?» – спросили они. Соглашаясь на совместную работу, мы, конечно, волновались о том, как отнесутся родители к появлению в школе факультативов православной тематики: ведь в школе учатся дети разного вероисповедания. На удивление, родители встретили известие доброжелательно, и мы стали частью Центра. Сегодня на базе школы работают шахматный кружок, «Потешный фольклор», театральная студия, спортивные секции тхэквондо и баскетбола. Особой популярностью у ребят и родителей пользуется театральная студия под руководством Светланы Алексеевны Субботиной.


Я – волонтер

Воспитательная работа по образовательным стандартам ведется по пяти направлениям: эстетическо-художественное, социальное, физкультурно-спортивное, патриотическое и экологическое. Успехи и яркие достижения есть в каждом из них: ансамбль народных инструментов «Золотая струна» стал лауреатом 1-й степени городского и 3-й степени областного конкурса исполнительского мастерства «Музыкальная мозаика»; фольклорный ансамбль «Куделица» – лауреат и дипломант областных и городских конкурсов «Зимняя сказка», «Серебряный микрофон», рождественского фестиваля православной культуры и творчества детей и подростков. Команда учителей и учеников участвовала в 11-й Поволжской исторической и музыкальной ассамблее «Самарская мелодия. Самара литературная» и была награждена за пропаганду классического искусства среди молодежи Самары в рамках просветительского фестиваля «Молодые таланты Поволжья». Киноклуб школы – призер городского конкурса киноискусств «Кинофест». Волонтерские инициативы детей и педагогов 107-й школы поддерживаются Департаментом образования, общероссийским детским благотворительным фондом, ДЕОЦ при ДШИ № 12, школами города. Ежегодно ученики 107-й становятся призерами городских эколого-биологических чтений им. К.А. Тимирязева.

Олеся ВОЙТЮК, учитель физики, замдиректора по воспитательной работе:

– В родную школу меня привел случай. После декретного отпуска нужно было найти такую работу, чтобы совмещать ее с уходом за ребенком. И так как я живу в этом районе, то прошла по всем школам. Везде отказали, только Светлана Владимировна откликнулась, взяла преподавателем физики. Наш директор – очень добросердечный, отзывчивый человек широкой души. Я благодарна Светлане Владимировне за то, что она не побоялась взять меня на работу. Год она присматривалась ко мне и затем предложила должность замдиректора по воспитательной работе.

Олеся Валерьевна рассказала, что отвечает за организацию культурно-массовых мероприятий, патриотическое, физкультурно-спортивное и социальное направление. Ей хотелось объединить ребят вокруг нужного и полезного в социальном плане дела. Так появилось волонтерское общественное движение: школа стала координатором направления «Милосердие» Городской Лиги Волонтеров – детской общественной организации Самары. Олесей Валерьевной совместно с коллегами была разработана программа внеурочной деятельности «Я – волонтер», рассчитанная на три возрастные группы детей. Младших знакомят и приобщают к добровольческому движению. Ребята средней школы участвуют в различных акциях – помогают детям с ограниченными возможностями здоровья, ветеранам. Старшеклассники сами являются организаторами школьных, районных и городских мероприятий. В школе организовано ученическое самоуправление – Молодежный совет школы, а волонтерское движение становится самостоятельной единицей воспитательной системы школы. На областном конкурсе «Воспитать человека» система волонтерской работы, которую представила О.В. Войтюк, была признана лучшей. Олеся Валерьевна стала «Лучшим заместителем директора по воспитательной работе». Успехов добиваются и ребята, занимающие призовые места в конкурсах Городской Лиги Волонтеров «Я – волонтер».


Маршрутами Репина и Высоцкого

Наталья ФОКИНА, замдиректора по учебно-воспитательной работе:

– Прежде всего, хотелось бы сказать, что с того времени, как директором школы стала Светлана Владимировна Погодина, в учебно-воспитательном процессе произошли большие изменения. Школа очень преобразилась, и при этом Светлана Владимировна сохранила все лучшее, что в ней было. Говорю так, потому что я здесь училась, а после института пришла сюда работать. И таких, как я, бывших выпускников школы, у нас много. Поэтому здесь так бережно относятся к традициям и преемственности, поддерживают атмосферу душевности и теплоты.

Одно из направлений учебно-методической работы, которое мы стали развивать пять-шесть лет назад, – литературно-историческое краеведение. Началось все с обыкновенных любительских туристических походов. Мы вывозили детей за город, за Волгу. Проходили с ними много километров и обязательно старались придти к какому-нибудь интересному историческому месту. И вот однажды подумали: в Самаре и ее окрестностях очень много памятников природы и культуры. Мы решили организовать изучение материалов по краеведению и сделать данное направление ведущим в научно-исследовательской работе школы. Дети под руководством учителей истории и литературы разрабатывают интересные экскурсионные маршруты по Самаре и Самарской области. Эти работы занимают призовые места в городских и областных конференциях: Челышовских, Славянских, Кирилло-Мефодиевских и Горьковских чтениях. Так, например, появился на свет экскурсионный маршрут «Неиссякаемый источник вдохновения» о художниках и поэтах, посвятивших свое творчество нашему краю. Не менее интересной темой стала история нашего микрорайона, вобравшая в себя и историю нашей школы, и историю и традиции завода «Металлист», и историю названия улиц Советской Армии, Промышленности, 9 мая. Так появился маршрут, посвященный труженикам тыла. В будущем хотим установить на школе мемориальную доску о тех давних событиях. Особый интерес старшеклассников при изучении авторской песни вызвал рассказ о концертах В.С. Высоцкого в Самаре, в результате был создан маршрут по местам, связанным с именем барда. Работа продолжается, и в этом году ребята разработали маршрут, посвященный пребыванию в нашем городе Владимира Маяковского.

Надежда БЕРЕЗОВСКАЯ, замдиректора по воспитательной работе:

– Одним из направлений моей деятельности является профилактика правонарушений среди детей, работа с неблагополучными семьями, которая осуществляется совместно с ОДН ОП №3. В плане учебно-воспитательной работы предусмотрен ряд циклов, рассматривающих правовые, морально-нравственные аспекты деятельности ребенка, приобщающих к ЗОЖ, основам культуры поведения, в том числе на дорогах, формирующих законопослушных граждан современного общества.

Большую работу проводит Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, деятельность которого осуществляется в тесном контакте с родительской общественностью и органами полиции и направлена на оздоровление условий семейного воспитания. Совет принимает активное участие в коррекционной работе с проблемными семьями, способствующей созданию и развитию действенной системы оказания своевременной квалифицированной помощи семье, испытывающей трудности в воспитании детей, и детям, права которых в семье нарушаются.


Учителя, отмеченные государственными знаками отличия:

Надежда Николаевна Березовская – Почетный работник общего образования РФ.Работает в школе с 1987 года, под ее непосредственным руководством функционирует ученическое самоуправление, которое направлено на защиту гражданских прав и интересов учащихся.

Нелли Андреевна Щербакова – Отличник народного образования. Работает в школе с 1956 года. В процессе работы Нелли Андреевна выработала систему обучения, которая дает высокое качество знаний. Многие ее ученики окончили школу с медалью, ее выпускники занимают руководящие должности, среди них много учителей, врачей, экономистов.

Галина Павловна Антонова – Отличник народного образования. Работает в школе с 1967 года, вела большую краеведческую работу, организовывала экскурсии учащихся по городам России.

Почетной грамотой МОиН РФ награждены Ирина Александровна Мелехина, Галина Михайловна Мишина, Ольга Евгеньевна Шерстнева, Галина Владимировна Денисова и сама Светлана Владимировна Погодина, кандидатура которой в 2016 году прошла на награждение знаком отличия «Почетный работник общего образования РФ».


Лилия ГАЛУЗИНА, заместитель главы городского округа Самара – руководитель Департамента образования:

– От всей души поздравляем Светлану Владимировну Погодину с юбилеем!

Юбилейные даты в биографии педагога – это вехи, отмечающие не столько число лет, включенных в стаж, сколько те большие дела, свершение которых составляет смысл жизни. Более трех десятилетий назад Вы избрали для себя путь учителя словесности. Мне хорошо знакома эта непростая, но благодарная работа: приобщать детей к богатству русского языка, учить их познавать безбрежный мир литературы.

Сегодня Вы, Светлана Владимировна, – директор школы №107 городского округа Самара, руководитель высшей квалификационной категории, мастер своего Дела. Умелое управление дружным коллективом единомышленников приносит добрые плоды, по которым судят о человеке и его работе.

В этот день в середине апреля желаю Вам крепкого здоровья и счастья, благодарных учеников и новых успехов в профессиональной деятельности!


Сегодня и ученики, и учителя немного устали от долгого учебного марафона, с нетерпением ждут окончания учебного года. С наступлением тепла младшие ребята все чаще проводят время на школьном дворе, и в школе стоит несвойственная для этого места тишина. Ребята средних и старших классов посещают индивидуальные занятия, готовятся к итоговой аттестации, отстающие исправляют плохие оценки. Выпускники штудируют контрольные и тесты по ГИА и ЕГЭ. Учителя, конечно, волнуются за детей: как они сдадут экзамены? И уже планируют мероприятия на будущий учебный год, разрабатывают новые туристические маршруты, продумывают интересные акции с участием волонтеров. У Светланы Владимировны Погодиной, директора школы, забот еще больше. Она в летние каникулы собирается делать очередной ремонт. Ждет своей очереди на реконструкцию помещение за спортивным залом – его готовят для реквизита и театральных декораций, которые негде хранить. В апреле любимый директор отмечал «круглый» день рождения. Мудрецы говорят: этот день нужен человеку, чтобы оглянуться назад и посмотреть, сколько хороших и плохих дел он в жизни сделал. Во время подготовки материала от коллег, подчиненных Светланы Владимировны звучало много теплых слов благодарности в ее адрес. Это и есть лучшая характеристика руководителю. Успехов вам, Светлана Владимировна, во всех ваших начинаниях, пусть ваша уютная школа для бывших, нынешних и будущих выпускников остается тем местом, в которое им захочется обязательно вернуться.


Ева СКАТИНA
При подготовке материала использованы фото из архива школы №107.

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...