Круглый стол: формула успеха. Школа № 176 г.о. Самара

3703
Круглый стол: формула успеха. Школа № 176 г.о. Самара

Мне всегда было интересно: существует ли на свете школа, которую по праву можно назвать лучшей? Кто и как добивается высоких результатов в обучении? Существует ли универсальная формула достижения успеха в любом возрасте, независимо от жизненного опыта и количества лет, прожитых в школе? Своими размышлениями на эту тему со мною поделились директор школы № 176, ставшей победителем в конкурсе «Лучшая школа Самары» в номинации «Высокое качество образования», заслуженный учитель РФ Елена Девятова, заместители директора школы Надежда Завёрткина, Марина Ивонина, Наталья Котова, а также победитель областного конкурса «Ученик года – 2015» Мария Курбаева.

Татьяна Жукова:

– Елена Николаевна, Вы приняли очень ответственное и смелое решение – заявиться наравне с гимназиями и лицеями в такой достойной номинации и конкурировать с ними, имея за плечами иные возможности: возможности общеобразовательного учреждения. Почему именно номинация «Высокое качество образования?»

Елена Девятова, директор школы № 176:

– В настоящее время возросли требования к качеству услуг образовательных учреждений со стороны государства и общества. Сегодня школа обязана предоставлять услуги на высоком уровне качества для каждого ученика, семья которого выбирает наше образовательное учреждение. Наша школа – это образовательный и воспитательный центр большого микрорайона, объединяющий около полутора тысяч учеников, проживающих как на его территории, так и в других районах города. Для этих родителей и детей близость к дому и удобство – не самый важный аргумент при принятии ответственного решения.

Татьяна Жукова:

– Многие из них, выбирая школу сейчас, ориентируются на отсроченный результат в виде высоких баллов на ГИА и дальнейшее гарантированное поступление в вуз, полагая, что это и есть главное подтверждение эффективности обучения. На что ориентируется Ваша школа, стремясь к достижению высокого качества образования?

Елена Девятова, директор школы № 176:

– Результативность, безусловно, важна. Однако, на наш взгляд, гораздо значимее жизненный опыт. Важно не готовить ребенка к будущей жизни, а проживать ее сейчас вместе с ним, решать актуальные сегодня задачи, получать знания и опыт. Нужно принимать жизнь в ее многоплановости и равнозначности и предоставлять ученику возможность выбора. Такой уклад школьной жизни наиболее точно соответствует реалиям современного образования и является отражением ведущей педагогической идеи коллектива, основанной на деятельностном подходе.

Татьяна Жукова:

– С введением новых стандартов образования появилось понятие универсальности. Интересно, есть ли у Вас свой универсальный способ достижения высокого качества образования?

Елена Девятова, директор школы № 176:

– Есть философия успеха и педагогическая идея, которые мы объединили в своеобразную формулу успеха ученика нашей школы, и доказательства правильности нашего решения мы получаем ежегодно в виде достижений наших ребят в олимпиадах, конференциях, проектах, конкурсах, экзаменах.

Татьяна Жукова:

– Формула успеха? Из чего она состоит?

Елена Девятова, директор школы № 176:

– Это можно кратко представить в виде уравнения. Успех – это Знания, Опыт, Возможности, умноженные на года, прожитые в школе. У нас есть уникальная возможность реализовывать свою философию успеха. Ребенок растет и развивается вместе с нами в возрасте от трех до семнадцати лет: наше детское дошкольное учреждение «Умка» – важная часть концепции «Я успешный человек». Преемственность на каждом этапе взросления и развития ребенка – детский сад, начальная школа, среднее звено, профильная школа – позволяет совместно с родителями и учениками, в Союзе трех сердец (ученик, родитель, учитель), выстроить четкую систему действий, в которой ключевым словом является ВЫБОР.

Татьяна Жукова:

– Сложно представить, как в таком большом образовательном учреждении (а я знаю, что школа – одна из самых больших в г.о. Самара, в ней обучается 1318 учеников, а вместе с «Умкой» – 1406) можно обеспечить такое количество индивидуальных выборов и удовлетворить запросы каждого. Как Вам это удается?

Надежда Завёрткина, заместитель директора школы:

– Мы сумели организовать свое образовательное пространство таким образом, что школа очень гибко и быстро реагирует на актуальные запросы ученика. Это касается и самостоятельного выбора учебных направлений («Интеллект», «Классика», «Сообщество»), и избыточного списка программ внеурочной деятельности, клубов по интересам, социальных практик и проектной деятельности. Одним из главных достижений считаю возможность каждого формировать собственную образовательную траекторию в профильной школе. Это выбор предметов для изучения на углубленном уровне, наиболее востребованных при поступлении в вуз: русский язык, математика, физика и обществознание, широкий выбор элективных курсов. Гибкая и динамичная мультипрофильная модель образования позволяет каждому старшекласснику определить сферу своих профессиональных интересов и изучать те предметы, которые входят в круг его индивидуальных предпочтений. Важно, что наши ученики – будущие медики и юристы, инженеры и филологи – имеют равные шансы на успех при дальнейшем поступлении в самарские и российские вузы.

Татьяна Жукова:

– Такое разнообразие требует очень серьезной профессиональной подготовки педагогов и методической поддержки. Какие задачи Вы ставите перед коллективом?

Марина Ивонина, заместитель директора школы:

– Профессия «учитель» – это территория особой ответственности, здесь работают люди-энтузиасты, экспериментаторы, яркие личности, постоянно совершенствующие свое профессиональное мастерство. Более 60% учителей нашей школы – специалисты высшей квалификационной категории. Кроме того, на протяжении 20 лет мы сотрудничаем с Центром развития образования г.о. Самара и работаем в режиме городской проектной площадки или школы-лаборатории по внедрению современных образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс. Мы разрабатываем инновационные проекты, участвуем в экспериментальной деятельности федерального, регионального и окружного уровней.

Татьяна Жукова:

– И все же, говоря об оригинальности своей философии, какой путь к знанию, к высокому качеству образования Вы считаете наиболее верным и прямым?

Елена Девятова, директор школы № 176:

– Один из мудрых произнес: «А в центр всего я ставлю человека». Мы разделяем эту мысль и считаем путь приобретения жизненного опыта самым правильным, а достижения наших учеников подтверждают справедливость и эффективность выбранной стратегии. На протяжении многих лет школа дает стабильно высокие результаты. Так, например, по итогам прошлого учебного года качество знаний на уровне начального образования составило 83,6%, на уровне среднего общего образования – 82%. А особенно высокие результаты выпускники показали на экзаменах в форме ЕГЭ в группах, где предмет изучается на углубленном уровне: средний балл по математике составил 79, по русскому языку – 85, по обществознанию – 84, по физике – 75.

Один из основных критериев качества образования – количество золотых медалистов. В 2014 – 2015 учебном году 15 золотых медалистов подтвердили свои высокие результаты на экзаменах. Среди них 5 стобалльников по разным предметам: русский язык, химия, обществознание, биология, а по физике сто баллов получили два ученика. Мы гордимся этими результатами.

Татьяна Жукова:

– Наша первая встреча состоялась 9 декабря на праздновании Дня Героя Отечества в музее им. Алабина. Ваш школьный коллектив совместно с Союзом Георгиевских кавалеров, Самарским региональным отделением Российского Союза ветеранов, представителями Самарской епархии организовал торжественное собрание, посвященное чествованию подвигов российских воинов, которые были удостоены высочайшей воинской награды – ордена Святого Георгия Победоносца. Меня восхитили просветленные лица и горящие глаза ребят, которые прошли торжественным маршем по улицам города от Иверского монастыря до Краеведческого музея, неся в руках портреты Георгиевских кавалеров. Как родилась эта замечательная идея?

Наталья Котова, заместитель директора школы:

– Патриотическое воспитание – одно из главных направлений в работе нашей школы, имеющей свои давние традиции. Уже 15 лет мы проводим ежегодные Городские Георгиевские чтения, погружающие школьников в историю и культуру нашей страны, открывающие современным молодым людям имена героев и знаменательные события, определившие судьбу Родины. Листая страницы истории, мы восхищаемся подвигом и мужеством солдат и офицеров, учим с уважением относиться к истинным патриотам своей страны. Одним из значимых событий школьной жизни стало открытие школьного музея, посвященного Георгиевской славе и знакам отличия. Кроме того, школьные следопыты собирают информацию о наших земляках, удостоенных высокой награды, ухаживают за их захоронениями, организуют благотворительные концерты, собирая добровольные пожертвования на восстановление памятников.

Безусловно, активная гражданская позиция учеников 176-й школы, их добрые дела и благородные поступки, их творчество, которое делает мир красивее и добрее, являются, пожалуй, главным воспитательным результатом, позволяющим гордиться достижениями всего школьного коллектива.

Мария Курбаева, победитель областного конкурса «Ученик года – 2015»:

– Школа стала моим вторым родным уютным домом. Я особенно вспоминаю учебу в старших классах, когда занятия были организованы по индивидуальным планам и мы могли уделять внимание тем предметам, которые нам нужны были для продолжения профессионального пути, выбранного нами. Я, например, набрала на экзаменах 100 баллов по химии и по биологии. Это помогло мне легко поступить в СамГМУ. Я учусь на факультете «лечебное дело» и через шесть лет, как и мечтала, стану врачом общей практики. И я благодарна всем учителям школы, которые дали глубокие и прочные знания и помогли мне и каждому из нас осуществить свою мечту. Спасибо, родная школа!


Татьяна Жукова
При подготовке материала использованы фото из архива школы № 176 г.о. Самара.

Оцените статья

+1

Оценили

Ольга Михайлова+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...