Школа №4 имени Н.В. Абрамова. Передовые технологии с нежной душой

3167
Школа №4 имени Н.В. Абрамова. Передовые технологии с нежной душой

«Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».
К.Д. Ушинский.

Дух времени

Есть в городе Тольятти одна небольшая школа с тихим, уютным двориком. Когда мы подъезжали к школе, издалека увидели бегающих среди деревьев ребят, ловящих последние теплые деньки.

Наверное, каждое учебное заведение, как и любой человек, обладает своим неповторимым характером. Где-то чувствуется мощь и сила, где-то – высокий статус, престиж; в других заметен волевой характер и стремление быть лидером во всем.

Как только попадаешь в школу №4, сразу чувствуешь ее душу: заботливую, любящую, нежную, словно руки матери. В каждом сотруднике есть какой-то внутренний свет, будь то учитель, охранник или директор. Это ощущение витает в воздухе, этим пропитаны ее стены.

Едва уловимый дух времени царит во всем.

Школа №4 – это старейшая школа города с богатейшей историей. Это была первая школа, построенная в новом Тольятти. Дело в том, что в старом, теперь уже затопленном городе работали школа №1, из которой на фронт ушел первый «огненный выпуск», сменив ранцы на пулеметы, начальная школа №2 и школа №3, расположенная в барской усадьбе. Вторую школу закрыли, а в новом городе (так тогда называли Центральный район) на перекрестке улиц Советская и Комсомольская в сентябре 1953 года открыли среднюю школу №4.

Директор школы – кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования Людмила Александровна Скопцова – рассказала удивительную историю своего первого знакомства со школой: «Мама с папой еще в молодости уехали осваивать целину в Казахстан. Там я и родилась. После того, как окончила Кокшетауский педагогический университет, начала трудовую деятельность в школе, номер которой был тоже 4. А потом меня, как истинного учителя русского языка и литературы, потянуло к Волге. И каково же было мое удивление, когда я переехала в Тольятти и увидела здесь школу №4 с таким же типовым зданием, как и школа №4 в городе Кокшетау, где я работала. Это судьба!»

«Школа небольшая, здания старые, с вытекающими отсюда проблемами, но это не мешает вести образовательный и воспитательный процесс, а в какой-то мере, даже наоборот, воспитывается патриотизм, закладывается преемственность, прослеживается связь поколений», – говорит Людмила Александровна.

Увлеченная своим делом, инициативная, целеустремленная и энергичная, Людмила Александровна сумела заразить своими идеями и дружный педагогический коллектив школы.

«Поскольку я приезжая, мне очень хотелось, чтобы этот город стал для меня родным, поэтому стремилась к тому, чтобы сделать что-то важное для людей, для Тольятти. Я вижу в этом свою миссию. Все нужно делать так, чтобы привнести что-то полезное, почувствовать себя и город единым целым», – говорит Людмила Александровна.

Ей очень хотелось создать что-то уникальное, разработать необычный проект, подобного которому нет ни в одной другой школе, хотелось, чтобы о школе заговорили.

Понятно, что гимназии, лицеи славятся своими достижениями в области образования, из года в год приумножая их. «В статусных школах детей учат набирать высоту. Мы же, кроме этого, учим их летать. Спектр действий шире, а «лавров» меньше, – признается Людмила Александровна. – Макаренко работал с более сложным контингентом и в более тяжелое время, но это не помешало ему стать великим».

Вскоре случилась знаковая встреча Людмилы Александровны Скопцовой с Натальей Михайловной Ланковой, директором Тольяттинского краеведческого музея, которая предложила открыть музей образования. «Эта идея давно витает в воздухе», – сказала она.

Идеей загорелся педагогический коллектив. Действительно, создать на базе старейшей школы города музей, что называется, сам Бог велел. Но хотелось, чтобы это был не просто школьный музей, а солидное научно-познавательное учреждение, поэтому работа по созданию «Музея образования» идет рука об руку с Краеведческим музеем.

После получения одобрения Департамента образования начался сбор экспонатов. В Тольятти с экспонатами сложно, потому что город был перенесен на новое место, и жители переезжали, взяв только самое необходимое. К тому же большинство современных тольяттинцев – люди приезжие, прибывшие к новому месту жительства с одним-двумя чемоданами. Естественно, в таких условиях речь не идет о большом количестве старинных вещей, особенно из области образования. К сбору экспонатов активно подключились жители Самары, оказав неоценимую помощь.

Когда этот механизм заработал, его уже было не остановить. Весь коллектив школы, родители, учащиеся подключились к разработке, а потом и реализации концепции музея.

«Я была в музеях образования нескольких городов – Москвы, Новокуйбышевска… Перечитала все, что есть в Интернете, и в итоге пришла к выводу, что все музеи этой отрасли прямо или косвенно говорят об образовании, но нет ни одного, который показал бы, что значит образование в жизни каждого человека», – говорит Людмила Александровна Скопцова.

Так появилась идея создать на базе школы №4 научно-просветительский комплекс «Музей образования», охватывающий сразу несколько направлений.

Одно из них – создание клуба ветеранов.

Это место, где собираются ветераны городского образования. Люди, посвятившие свою жизнь учительству, помогают восстановить историю городского образования, рассказывают о своих коллегах – интереснейших людях, делятся своими воспоминаниями не только друг с другом или с приглашенными на встречи представителями городской власти, но и со школьниками. Преемственность поколений – это важный момент в воспитании будущих граждан страны, и здесь он активно культивируется.

Педагогический коллектив школы №4 очень внимательно относится к ветеранам педагогического труда, к их огромному опыту и мастерству. Уже стали традиционными торжественные мероприятия с их чествованием, концертной программой и чаепитием. А недавно во дворе начальной школы силами ветеранов была посажена липовая аллея.

Еще одно направление научно-просветительского комплекса – открытый образовательный лекторий.

Жители микрорайона, учащиеся школы и просто желающие поучаствовать могут прийти в «Музей образования» и совершенно бесплатно послушать лекцию на интересную для них тему.

Найти лекцию по душе несложно, потому что их тематика разнообразна: от психологии, физики, литературы до уфологии и вопросов нравственности в семье. Как показала практика, такие мероприятия полюбились жителям микрорайона и стабильно собирают полные залы слушателей.

Следующее направление работы музейного комплекса – сбор информации по истории учебных заведений (от детских садов, школ… до вузов) города Тольятти и формирование банка данных в одном месте. Собрать и зафиксировать, запечатлеть историю городского образования: от истории каждой образовательной организации до всей системы городского образования, – одна из основных задач этого направления. А еще очень важно сохранение памяти о самых ценных годах жизни каждого человека – молодости. Нередко случается, что проходит реорганизация школ, какие-то учебные заведения и вовсе закрываются, и память о них стирается. А вот в Музее образования история таких учреждений будет обязательно запечатлена. В научно-просветительском комплексе собранные материалы загружены в тач-панель, и всегда можно найти информацию обо всех сотрудниках своей школы, посмотреть фотографии. А историки и краеведы получили ценный ресурс для исследований.

Учительница первая моя

Для каждого человека самым запоминающимся остается именно первый учитель. Сколько бы ни прошло лет, даже спустя не одно десятилетие, мы бережно храним в сердце этот знакомый с детства образ.

В научно-просветительском комплексе решили увековечить память о первой учительнице в бронзе. Был объявлен городской конкурс, на который поступило большое количество работ, выполненных не только профессионалами, но и еще совсем юными школьниками. Более полугода соревновались участники, предлагая интересные решения для реализации задумки организаторов. В жюри вошли известные архитекторы города, специалисты управления образования, депутаты Городской Думы, педагоги школ.

Победу одержал макет скульптурной композиции «А-Я», выполненный доцентом кафедры «Живопись и художественное образование» Тольяттинского государственного университета, членом творческого Союза художников России и Международной федерации художников Еленой Степановной Василик.

Каждая деталь скульптуры наполнена глубинным смыслом. У основания гигантской в три с половиной метра высотой буквы «А» крутится глобус, а на ее вершине устремляется в космос ракета.

Рядом с буквами «А-Я», символизирующими знания, мудрость, стремление к новым победам, с указкой в руках, словно на минуту, замерла Первая учительница. Ее образ отсылает нас к теплому, уютному детству.

Сейчас у школы заложен символичный камень в виде раскрытой книги, на месте которого и должен появиться скульптурный комплекс.

Скульптура Первой учительницы создается исключительно на благотворительные средства.

В ноябре 2018 года школе №4 исполняется 65 лет, к этой памятной дате откроется первая экспозиция «Музея образования», посвященная столетию Ставропольского районо. Тогда же свое место в музее займет скульптура учительницы, выполненная в глине.

К открытию «Музея образования» его создатели подошли со всей ответственностью, тщательно собирая информацию. Подключились студенты исторического факультета Тольяттинского государственного университета, которые проделали огромную работу с архивными документами. Студенты кафедры прикладной математики и информатики разработали программный комплекс тач-панели.

Открытие научно-просветительского комплекса пройдет в виде квеста, созданного сотрудниками школы совместно с Центром информационных технологий. В ходе мероприятия участники сами должны будут составить экспозицию, найти архивные документы, поработать с информацией, узнать сведения о значимых в городском образовании людях.

На сегодняшний день уже собрана богатейшая информация о руководителях управления образования, начиная со времен Ставрополя. А коллекция экспонатов, находящихся в «Музее образования», впечатляет.

Попадая в музей, просто невозможно сдержать восторг, хочется разглядывать знакомые с детства атрибуты школьных дней, как в старые, добрые времена, посидеть за ученической партой, полистать пожелтевшие страницы родного «Букваря».

В извилистых лабиринтах мозга

Работать на качество – вот основной принцип коллектива школы №4, а залог успеха, пожалуй, – сплоченная и нацеленная на результат команда единомышленников.

«Основу всего составляет коллектив, – с гордостью заявляет Людмила Александровна Скопцова. – На регулярной основе проходят собрания рабочей группы, где обсуждаются результаты проделанной работы в рамках проекта и ставятся новые задачи того, что необходимо сделать дальше». В состав рабочей группы входят: заведующая отделом развития Тольяттинского краеведческого музея, автор концепции проекта Татьяна Юрьевна Ткаченко, учителя школы Екатерина Юрьевна Щеняева, Илья Борисович Моторин, Наталья Юрьевна Иванищева. Курирует проект заместитель директора Ольга Александровна Белякова.

Постепенно в «Музее образования» будут открываться новые экспозиции, и идеи настолько уникальны и продуманы, что дух захватывает! Одна из таких разработок – «Лаборатория знаний».

«Мы хотели создать такое место, в которое ребенок, попав однажды, захотел бы приходить снова и снова, – говорит заместитель директора Ольга Александровна Белякова. – Самое ценное для школы – это воспитание человека и осознание им необходимости собственного ежечасного развития».

В рамках проекта в Музее образования будет организовано интерактивное многофункциональное пространство. Главный герой этого пространства – человеческий мозг, благодаря которому и при помощи которого человек осуществляет процесс образования: усваивает знания и развивается как личность. Пространство состоит из двух частей. Одна часть посвящена знаниям, которые мы приобретаем в школе, механизмам их воздействия на мозг, их роли в развитии личности, ценности и необходимости («Язык и речь», «Математика и логика», «Музыка», «Физическая культура»). Вторая является «лабораторией», в которой рассказывается о процессах, происходящих в мозге, о формировании зависимостей, об экологии собственного организма («Где прячется память», «Физика мозга», «Химия мозга», «Сон»). В каждом тематическом блоке размещается интерактивный экспонат. Экспонаты наглядно показывают, что происходит с мозгом при занятиях математикой, физикой, музыкой, творчеством, изучении языков и заучивании стихов. Отдельный блок посвящен влиянию на мозг и на развитие личности вредных привычек и маний.

В ходе разработки концепции «Лаборатории знаний» каждый классный руководитель школы №4 вместе со своими учениками взял научно-исследовательскую работу, связанную с деятельностью главного органа центральной нервной системы – мозга. Были проштудированы химия, физика мозга, а также влияние на него изучения иностранных языков, выяснено, что такое кислородное голодание и отчего оно происходит, какое действие на мозг оказывают музыка, спорт и, кроме того, какому воздействию подвергается мозг вследствие употребления запрещенных препаратов.

«Мы окунулись в эту тему, весь год над этим работали, изучали, а потом провели научную конференцию, – делится своими впечатлениями Ольга Александровна. – Это было очень интересно! Каждый докладчик нашел какую-то изюминку, открыл для нас что-то новое. К примеру, мы узнали, что тем, кто изучает иностранные языки, вероятнее всего, не грозит болезнь Альцгеймера».

Всего разработано девять зон лаборатории, и первый экспонат уже готов. Это полутораметровая в диаметре надувная модель мозга, которая наглядно демонстрирует, как чувствует себя мозг при разном уровне снабжения кислородом (например, при долгом сидении за компьютером или после занятий спортом).

Модель надувного мозга имеет научное обоснование, придумана она, как и другие экспонаты, рабочей группой проекта, а научное кураторство осуществлял Алексей Паевский – главный редактор портала «Новости нейронаук и нейротехнологий», московский ученый и журналист, признанный популяризатор науки.

«Лаборатория знаний», рассказывая о принципах работы мозга и возможностях его развития, по замыслу авторов, покажет школьникам важность и полезность знаний, которые они получают в школе. Мотивировать детей к образованию, сделать этот процесс нетривиальным, увлекательным – вот главная задача «Музея образования».

В каждой зоне лаборатории будет своя «игрушка», и, попадая сюда, ребенок должен будет понять взаимосвязь процессов мозга.

Уже приобретены интерфейсы, направленные на развитие концентрации внимания. Силой мысли ребенок попробует закинуть шарик в кольцо. Если же он потеряет концентрацию, шарик не двинется с места.

«Чудеса, да и только!» – хочется воскликнуть и поскорее уже увидеть «Лабораторию знаний» в действии.

В одной из зон будет транслироваться фильм о вреде наркомании, табакокурения и алкоголя. Дети смогут наглядно увидеть последствия этих страшных зависимостей человека, и наверняка это убережет жизни многих из них.

Все зависит только от самого человека, от его содержания, от того, что у него в голове, – вот основная идея музея!

В последнем зале «Лаборатории мозга» посетителей будет ждать мягкое, удобное кресло, где они смогут поразмышлять над вопросами, что значит сон в жизни человека, сколько часов нужно спать для восстановления организма, а, когда, быть может, и полезно вздремнуть.

И, наконец, в финале этого увлекательного путешествия нужно будет найти выход из квест-будки. Сделать это можно будет только при условии, если посетитель музея был внимателен и усвоил материал.

Имя на века

В 2015 году школе №4 присвоили имя Николая Вартановича Абрамова, генерального директора завода «Синтезкаучук», который многие годы шефствовал над этой школой. В последние годы жизни он был председателем попечительского совета школы, и здание начальной школы отремонтировали именно благодаря ему.

Это был великий человек, Почетный гражданин города, «красный директор», 30 лет возглавлявший завод.

Как говорит учитель русского языка и литературы Наталья Юрьевна Иванищева: «У школы №4 три рождения. Первое – год ее основания – 1953. Второе – год переезда школы-учреждения в свое нынешнее здание, когда в историю школы №4 навсегда вплелась частичка первой школы, а именно судьба «огненного выпуска». И третье рождение – год присвоения ей имени Николая Вартановича Абрамова. А с зарождением научно-просветительско-го комплекса «Музей образования» она переживает возрождение».

С 2016 учебного года школа №4 стала пилотной школой по реализации практик Российского движения школьников. Это движение, созданное в соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина, направлено на реализацию частных и общественных проектов, ориентированных на интересы школьников.

В школе №4 имени Н.В. Абрамова много традиций. 9 мая во дворе школы у бюста Героя РФ В.П. Носова ежегодно проходят митинги, посвященные празднику Победы, на которых почетными гостями являются участники Великой Отечественной войны, напоминая учащимся о том, что место подвигам есть и в мирной жизни. Здесь же в феврале ежегодно проходит городская акция «Живые цветы на снегу», когда звучат оружейные залпы и возлагаются цветы к бюсту Героя – выпускника школы – в честь всех погибших на войне. А в мае, когда город утопает в цвету черемухи и сирени, проводится торжественная церемония награждения отличившихся учеников, педагогов и родителей «Овация». Это самый любимый, самый дорогой праздник, к которому ребята готовятся весь год, доказывая свое право стать участником церемонии своими делами.

Сегодня в школе работают тридцать учителей. Это дружный, сплоченный коллектив, который ежедневно трудится на благо нашего общего будущего, ведь в наших силах сделать этот мир прекраснее, интереснее, чище.

«Дети – наше будущее!» – говорит Людмила Александровна, и, пока в школах работают такие увлеченные, инициативные профессионалы своего дела, можно с уверенностью сказать, что нас ожидает прекрасное будущее.


Галина МИХАЙЛОВА
При подготовке материала использованы фото Петра Шумкова и из архива школы №4 имени Н.В. Абрамова.

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...