Школа №45. Позитивная территория

1301
Школа №45. Позитивная территория

Военно-патриотическое воспитание, частью которого всегда было историческое краеведение, – одно из приоритетных направлений государственной молодежной политики, ведь чувство любви к родному краю и к Родине должно воспитываться еще с раннего детства. Роль учителя в патриотическом воспитании школьников, а значит, и в становлении будущего страны и края, трудно переоценить. Именно педагоги раскрывают своим ученикам уникальные традиции и особенности малой родины, ведь не секрет, что любовь к своему Отечеству вырастает из любви к ней.

В нашем регионе с 2015 года был введен курс «Самароведение», цель которого – создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу своего региона, укрепления чувства сопричастности к великой истории и культуре Самары, обеспечения преемственности поколений самарчан, воспитания гражданина, любящего свою малую родину, имеющего активную жизненную позицию.

Людмила СЕРЫХ, кандидат педагогических наук, старший методист Центра развития образования Самары, эксперт форума «Позитивная территория»:

– Живя в городе, любой ребенок должен знать его историю, тем более, сегодня большое количество уникальных документов и литературы находится в открытом доступе. Но кто-то должен быть проводником в такой курс краеведения, который еще часто называют «краелюбием»: для того чтобы любить свой край, в первую очередь надо его знать! Во многих регионах России этот курс существует давно, число таких городов постепенно пополняется, и я очень надеюсь, что Самара наконец начнет планомерно работать в этом направлении.

Инициатор создания курса – доктор исторических наук Глеб Владимирович Алексушин. Им были разработаны специально для этого предмета учебные пособия, включающие весь необходимый иллюстративный материал. Издания включают не только исторические разделы, но и темы, посвященные современному развитию города.

Глеб АЛЕКСУШИН, доктор исторических наук, профессор кафедры коммерции, сервиса и туризма СГЭУ, руководитель проекта «Самароведение», эксперт форума «Позитивная территория»:

– «Самароведение» – тот изумительный сегмент возможности приложения усилий ребенка к проектной деятельности, который дает настоящие, полноценные и нужные нашему городу и области проекты. Приведу пример: ребенок, прослушав курс «Самароведение», самостоятельно сделал свой собственный экскурсионный маршрут. Может показаться, что в этом нет ничего сложного, на самом деле – это личный вклад ребенка, проявление его интереса и уважения к городу, а в масштабном смысле – это расширение экскурсионных возможностей региона.

В некоторых самарских школах давно начали преподавать «Самароведение», однако каждая из них работает по отдельной, своей собственной программе. Поэтому нельзя сказать с уверенностью, что они являются масштабными и всеохватывающими. Необходимо прийти к единому курсу «Самароведение», который бы вели педагоги, прошедшие специальную подготовку. Сегодня на этот предмет выделяется относительно небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, в первую очередь – на очевидных достижениях и преимуществах Самары и культуры ее жителей. Курс дает возможность познакомиться не только с историей города, но и с ее ролью в развитии и современном состоянии России и мира. В одной из школ Самары этот предмет ведет создатель проекта «Самароведение» Глеб Алексушин.

Урок «Самароведение» преподается в 5-6 классах. Глеб Владимирович подчеркивает, что он сразу увидел искренний интерес со стороны ребят к изучению истории родного края. Хотя, безусловно, разные темы вызывают целую палитру различных эмоциональных откликов.

Глеб АЛЕКСУШИН, доктор исторических наук, профессор кафедры коммерции, сервиса и туризма СГЭУ, руководитель проекта «Самароведение», эксперт форума «Позитивная территория»:

– К примеру, вопрос о жилищно-коммунальном хозяйстве города ребята вежливо выслушали и задали скромные вопросы. Тем не менее, была масса открытий. Мы с ними подумали: а что было бы, если человек утром встал, а из крана не текла бы вода, не горел свет, не работали газовые системы. Их шокировало, что такое вообще могло бы быть… Они ведь не задумывались об этом никогда, для них все блага – это уже само собой разумеющиеся вещи. А когда они понимают, что за этим стоит работа нескольких городских служб, у них на лицах отражается удивление, понимание и уважение. Наверное, эти дети в будущем станут меньше критиковать наши коммунальные службы за решение неких вопросов, которые им так нелегко даются… Другая тема, рассмотренная нами, – охрана правопорядка. По пожарным вопросам учениками было сделано масса интересных замечаний, откликов. Их очень заинтересовали дореволюционные пожарные, по советским пожарным наибольший отклик вызвал вопрос оснащения пожарных частей. В целом, все проходит эмоционально, интересно, и мне показалось, что некий положительный эмоциональный заряд ребята получили однозначно.

Александр ЗАВИДОВ, ученик 6 «А» класса МБОУ Школа №45 г.о. Самара:

– Глеб Владимирович нам рассказывает разные интересные истории: что происходило в Самаре раньше. Нам это очень нужно. К примеру, если ко мне приедет родственник из другого города и спросит: «Что у вас здесь интересного?» – я знаю, что именно я могу ему рассказать!

Александр Завидов – ученик 6 «А» класса 45-ой школы. Именно в этом учебном заведении руководство и педагоги очень серьезно относятся к теме краеведения, в целом, и к практической реализации курса «Самароведение», в частности. Лозунг этой школы – «Позитивная территория», так же называется и городской молодежный образовательный форум, который стал уже традиционным. Для участия в Форуме приглашались молодые люди (учащиеся 8-11-ых классов средних общеобразовательных учреждений, студенты образовательных учреждений среднего профессионального образования). «Позитивная территория» – образовательный форум инициативной молодежи, проводимый для общения, обмена опытом и идеями, оценки этих идей и обучения их продвижению. В рамках форума участники представляют экспертному совету разработанные социально значимые проекты. Они защищаются ребятами в новой, нестандартной форме: «проектный конвейер». Кроме того, на форуме предусмотрена и обучающая часть, на которой уважаемые люди города, имеющие опыт создания социальных проектов, делятся с ребятами своими разработками. На этапе подведения итогов ребята успевают принять участие в тренингах и мастер-классах. При организации форума используется системно-деятельностный подход, что заметно оживляет мероприятие, нравится ребятам, и смело можно сказать: форум явно идет в ногу со временем!

Виталий ДОБРУСИН, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, руководитель медиахолдинга «Самарские судьбы», эксперт форума «Позитивная территория»:

– Образовательный форум – это внеурочная форма занятий по «Самароведению», важно добавить, что это практическая форма занятий. Были выбраны два важных направления: эколого-биологическое и туристско-краеведческое. Рассматривая эти темы, ребята от теории переходили к практике. Кроме этого, мне очень понравился конкурс видеовизиток, где учащиеся рассказывали не только о своей школе, но и о районе, где живут. Наверное, это самое главное в форуме: то, что у ребят появляется желание побольше узнать информации о родном крае. Видно, как они гордятся этим местом и людьми, которые здесь живут и работают. А больше всего мне понравились сами участники форума: это увлеченные люди с горящими глазами. Я очень надеюсь, что этот форум будет продолжаться как можно дольше!

Людмила СЕРЫХ, кандидат педагогических наук, старший методист Центра развития образования Самары, эксперт форума «Позитивная территория»:

– Необходимо отметить, что школа очень четко организует этот форум, и мне кажется, что недовольных среди ребят не было ни разу, каждый из них вынес для себя что-то важное и интересное. Такую площадку хотелось бы развивать и в дальнейшем.

Софья БАЕВА, директор МБОУ Школа №45 г.о. Самара:

– Школа №45 готова стать площадкой по проектной деятельности в части «Самароведения». У нас уже есть положительный опыт проведения городского форума «Позитивная территория». Школа апробирует различные мероприятия и формы краеведческой направленности. А самым ценным для нас является группа специалистов в лице Глеба Владимировича Алексушина, Людмилы Александровны Серых, Виталия Аркадьевича Добрусина, которые дали добро на работу в качестве экспертов по всем краеведческим проектам для того, чтобы был создан комплекс, (а в дальнейшем и расширялся), всех социальных проектов эколого-биологической и туристско-краеведческой направленности.

Школа №45 готова стать своеобразным полигоном, где найдут свою реализацию новые проекты и исследования, где ребята смогут разрабатывать экскурсионную деятельность и в целом готовить социальные проекты, которые впоследствии будут внедрены в реальную жизнь.


Наталья Сидорова
При подготовке материала использованы фото из архива МБОУ Школа №45 г.о. Самара.

Оцените статья

+1

Оценили

Ольга Михайлова+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...