Школа №67. От успешной школы – к успешному ученику!

3884
Школа №67. От успешной школы – к успешному ученику!

Отмечающая первого сентября 2018 года полувековой юбилей «Школа №67 с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Самара является одним из лучших образовательных учреждений города, концепция и направление развития которого отражены в девизе: «От успешной школы – к успешному ученику!»

Для истории пятьдесят лет – всего лишь миг, а для многих поколений выпускников, ветеранов педагогического труда, в настоящее время работающих в школе учителей – это незабываемое событие, которое дарит прекрасные воспоминания, открывает новые страницы творческой деятельности.

Об этом на страницах журнала «Самарские судьбы» рассказывает педагогический коллектив школы и ее директор, Почетный работник общего образования Российской Федерации Вера Васильевна Ионова.

Александр ИГНАШОВ:

– Вера Васильевна, в чем секрет успеха вашего педагогического коллектива?

Вера ИОНОВА, директор школы №67 г.о. Самара:

– Для всех нас школа – это не просто место работы, а наша жизнь и судьба. Школа – это дом, который построили все мы: учителя и сотрудники школы, ученики и выпускники, их родители. Этот дом сложился, как по кирпичику, из наших дел, наших талантов и стараний. Каждый внес что-то свое.

Школа №67 никогда не стояла на месте и за 50 лет очень изменилась. Тогда, в далеком 1968 году, новостройка трудовой школы располагалась внутри 535-го квартала (ныне – Советский район Самары), где в жилом массиве шло активное строительство долгожданных пятиэтажек, был только что заложен фундамент комплекса зданий Планового института, планировалось строительство Педагогического института, Механико-мукомольного техникума, двух детских садов. Образовательная инфраструктура была развита слабо: общеобразовательных организаций, клубов по интересам, современных спортивных сооружений, организованных мест для массового отдыха детей поблизости не было. Школа изначально взяла на себя роль образовательного и воспитательного центра микрорайона.

В 1968-1969 годах первым директором школы был Борис Алексеевич Никишков. Под его руководством создана кабинетная система, сформирован коллектив учителей. Работавшая в 1970-1973 годах в должности директора Ида Даниловна Романова поставила на качественно новый уровень методическую работу педагогического коллектива. Затем под руководством Таисии Федоровны Матрохиной и Лидии Михайловны Фединой решались вопросы проблемного обучения школьников, развития читательского интереса. В 1979 году при школе начала работать музыкально-хоровая студия, впоследствии преобразованная в Детскую школу искусств №4. В эти годы в нашей школе созданы детский хор, драматический кружок, студии бального танца, художественного чтения.

В 1979-1992 годах директором школы была Валентина Васильевна Семенихина. Проводились предметные декады, олимпиады, уроки знаний, конкурсы. Организованное активом школы ученическое самоуправление осуществляло контроль за учебой, посещаемостью, работой на пришкольном участке. Особое внимание уделялось патриотическому воспитанию учащихся: встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, Уроки мужества, поездки по местам боевой славы. В 1986 году открылась комната Боевой и трудовой Славы микрорайона. С 1993 по 1999 год директором школы была Галина Ивановна Кошкина.

– Вера Васильевна, вы из скромности не говорите о своей работе в школе, коллектив которой возглавляете с 1999 года. Вы – Почётный работник общего образования Российской Федерации, ваш педагогический стаж – тридцать пять лет. Сегодня школа №67 – одна из самых оснащенных современным оборудованием в городе, дающая возможность родителям реализовывать интеллектуальный и творческий потенциал своих детей.

– У нас немало передового опыта: с 2001 года наша инновационно-активная школа стала региональной экспериментальной площадкой по проведению федерального эксперимента «Совершенствование структуры и содержания общего образования», в ходе которого шла апробация учебного плана по профильной подготовке учащихся, проверка разных форм организации образовательного процесса, способствующих новому качеству образования, затем наш коллектив разработал новые формы организации образовательной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья школьников и педагогов по программе «Здоровый школьник – это возможно».

Стремясь противодействовать стремительному падению здоровья школьников в процессе десятилетнего обучения, мы изучили и внедрили в методологию каждого урока современные здоровьесберегающие технологии, разработали подходы к анализу знаниевого компонента урока и его здоровьесберегающей составляющей. С течением времени пришло понимание того, что необходимо формировать мировоззрение, основанное на ценности здоровья и ответственности за его сохранение. А это невозможно без реализации воспитательных здоровьесберегающих технологий. Так появилась воспитательная программа «Школа жизненных навыков». В школе был разработан цикл внеурочных мероприятий, которые являются составной частью системы воспитания здоровья и здорового образа жизни. Наши педагоги проводят множество общешкольных спортивных мероприятий: турниры по футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису, многоборью, легкоатлетические кроссы, лыжные гонки, спартакиады, веселые старты, военно-спортивные игры. Большой популярностью пользуется спортивное ориентирование, этим видом спорта «болеет» вся школа. Уже шестнадцать лет мы являемся фаворитом многоэтапного городского соревнования «Кубок парков».

Эффективность реализации программы и процесса развития школы подтверждена победами в конкурсе инновационных школ в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 и 2008 годах, победой в федеральном конкурсе «Здоровое поколение» в 2010 году, окружном этапе регионального конкурса «Лучшие школы Самарской области» в 2011 году. В 2016 году школа стала лауреатом регионального конкурса «Школа – территория здоровья, в 2018 году – лауреатом Всероссийского конкурса «Школа здоровья» в номинациях «Методические рекомендации по здоровьесбережению обучающихся и педагогов», «Проект по сохранению здоровья участников образовательного процесса».

– В 2004 году школа успешно прошла аттестацию и впервые подтвердила статус школы с углубленным изучением отдельных предметов – русского языка и математики.

– Обучение математике и русскому языку в нашей школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических и филологических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни, достаточных для изучения смежных дисциплин, продолжения образования, ориентации на профессию и подготовку к обучению в вузе. Многолетний опыт работы виден в результатах государственной итоговой аттестации. Средний балл ЕГЭ по этим предметам стабильно выше показателей по Самаре и Самарской области. Сегодня в школе 709 учащихся. Из года в год более 95% наших выпускников поступают в университеты и институты.

С 2010 года реализуется воспитательная программа «Гражданин и патриот малой Родины». Проект «Гражданин и патриот малой Родины» направлен на воспитание патриотизма и гражданственности. Во внеклассной работе, в интеграции общего и дополнительного образования, качества гражданина и патриота развиваются через становление системы самоуправления, развитие творческих способностей учащихся, организацию досуга, воспитание самосознания. Наш подростковый клуб «Успех» ведет работу по программам дополнительного образования разной направленности. Творческая группа педагогов и учащихся восьмых – одиннадцатых классов в Общешкольном центре «Гражданская инициатива» участвует в районных, городских и областных социальных акциях, возрождении шефского движения.

В 2004 году был реализован первый общешкольный проект «Безопасная дорога в школу», в результате которого ребята добились восстановления освещения на улице Советской Армии и установки светофора на переходе к школе. Реализация второго проекта «Уютный школьный двор» помогла превратить пришкольный участок в зеленую зону для отдыха жителей микрорайона. В 2005-2006 учебном году школьный «Клуб защитников природы» поднял вопрос о восстановлении старого озера, находящегося рядом со школой. Инициативу школьников поддержали Администрация Советского района Самары и депутаты Городской Думы.

В 2006 году школа стала победителем конкурса «Лучшие школы города Самары» в номинации «Школа здоровья», лауреатом конкурса «Лучшие школы Самарской области».

Традиционными стали общешкольные мероприятия «Посвящение в первоклассники», акции «Забота», «Милосердие», «Ветеран живет рядом», «Георгиевская ленточка», военно-

спортивная игра «Зарница» и танковый бой, фестиваль «Венок дружбы народов Самарской области», смотр-конкурс патриотической песни, марафон «Мы за здоровый образ жизни», Рождественский бал, конкурс театральных постановок.

– Анализ сравнительных данных показывает значительный личностный рост учащихся, выраженный в результатах научно-исследовательской, проектной, социально значимой внеурочной деятельности учеников.

– Наши ребята побеждают в областных, городских, районных олимпиадах и конкурсах по граждановедению, обществознанию, праву, на краеведческих олимпиадах районного и городского уровня, конкурсах моделей и лидеров ученического самоуправления, социальных акциях и практиках, таких как «Гражданин», «Моя Самара», «Самара – мой город», «Родная навеки земля», «Маршрутами родного края», «Улицы родного города», «Эхо войны», «И помнит мир спасенный», «Война глазами детей», «Праздник белых журавлей», «Безопасное колесо», «Навигатор здоровья», конкурс духовно-нравственного направления «Рождественский фестиваль», «Кирилло-Мефодиевские чтения», «Славянские чтения», «Патриотические чтения», «Георгиевские чтения», спортивные соревнования российского уровня «Лыжня России», «Кросс Нации», «Азимут».

Участники центра «Гражданская инициатива», проведшие акции по привлечению внимания жителей микрорайона к неудовлетворительному состоянию окружающей среды (проекты «Безопасная дорога в школу», «Уютный школьный двор», «Чистый поселок», «Сквер вместо свалки и гаражей»), отмечены дипломами «За активную жизненную позицию», «За эффективное решение экологических проблем».

Программа воспитательной работы школы «Гражданин и патриот малой Родины» была по достоинству оценена на региональном конкурсе «Образовательное учреждение – центр инновационного поиска-2013» в номинации «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России», где наша образовательная организация была награждена Дипломом третьей степени, а в 2014 году – Дипломом второй степени на областном конкурсе программ по организации воспитательной работы средствами художественно-эстетической направленности. В этом заслуга всего творческого, сплоченного, высокопрофессионального коллектива учителей, учеников и заинтересованных родителей. Наши инновации, новые традиции не заменяют уже существующие, а гармонично их дополняют, входят в жизнь, делая ее более яркой и насыщенной.

Педагогический коллектив школы №67 отличают высокий профессионализм, преданность любимому делу, творческий подход к работе. Из года в год сорок восемь педагогов передают свои знания и опыт детям, служат примером нравственности, честного, добросовестного отношения к делу. Четверо учителей награждены нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», двое – отличники народного просвещения, один – отличник физической культуры и спорта. Медалью «Ветеран труда» награждена Мира Федоровна Чигина.

Мира ЧИГИНА, учитель начальных классов школы:

– В нашей школе я работаю со дня ее открытия, а мой общий педагогический стаж – пятьдесят восемь лет. Я из семьи учителей. Мои папа, мама и тетя были педагогами. Стать учителем мне в свое время посоветовала мама, и я ни разу не пожалела о выборе профессии. Учитель – это человек особого склада, это призвание. Результат нашей работы не всегда сразу виден, иногда он проявляется с годами, когда ребенок вырос, стал взрослым, самостоятельным человеком. Среди моих бывших учеников немало тех, кто стал педагогом: доктор экономических наук, профессор СГЭУ Ирина Яхнеева, Андрей Сметанников преподает в Самарском университете, Сергей Пырков – в СГЭУ, выпускница 1990 года Ольга Рачевская – учитель начальных классов в нашей школе.

За эти годы мне несколько раз предлагали работу в школах, расположенных ближе к моему дому, предлагали курировать сельские школы, но я всегда отказывалась, потому что люблю школу №67 и не представляю жизни без нее. В коллективе ко мне все относятся с уважением. Везде у нас порядок, чистота, уют. В этом заслуга директора школы Веры Васильевны Ионовой, ее помощников – завучей. Администрация школы, педагогический коллектив дают силы решать любые проблемы, связанные с образованием и воспитанием учащихся.

Мне очень нравится работать с детьми, в общении с ними я черпаю силы и вдохновение. Прихожу в школу, слышу детские голоса и тут же забываю о своем возрасте, чувствую себя моложе, энергичнее, стараюсь работать добросовестно и честно, быть объективной и справедливой к ученикам, доброй и внимательной к коллегам.

Ольга РАЧЕВСКАЯ, учитель начальных классов:

– Первого сентября 1980 года первоклассницей с белыми пышными бантами, с новым портфелем, с букетом астр я перешагнула порог родной школы. Моей первой учительницей стала Мира Федоровна Чигина, рассудительный, строгий и мудрый педагог. Она и сейчас является моим наставником. Школьная жизнь у нас всегда была и остается очень бурной, интересной. Помню, как в свое время мы с огромным удовольствием готовили концертные номера для выступлений в детских домах, на праздниках у шефских организаций. В старших классах мы любили ходить в походы и на театральные премьеры. Студенткой государственного университета я вернулась в школу в должности старшей пионервожатой. На сегодняшний день мой педагогический стаж – двадцать семь лет. Я влюблена в свою работу, в нашу школу! Каждый год первого сентября меня переполняют чувства маленькой девочки с пышными бантами, которая с волнением ждет нового учебного года…

Ольга АРХИПОВА, учитель биологии, призер Всероссийского конкурса просветительских проектов:

– Я родилась в 1968 году, и в это же время, в сентябре, была открыта наша школа, в которой больше тридцати лет английский язык преподавала моя мама Марина Кузьминична Пименова. Сейчас она на заслуженном отдыхе. Все мое детство прошло в стенах школы. Я с удовольствием посещала уроки, наблюдала, как мама и другие учителя общаются с ребятами и их родителями. Пример учительницы биологии Надежды Рафаиловны Пилипишиной во многом повлиял на мой профессиональный выбор, она привила мне любовь к своему предмету и научила очень многому. Уже студенткой Куйбышевского педагогического института я начала преподавать биологию в родной школе. Судьба сложилась так, что семнадцать лет я работала в другой школе, но всегда мечтала вернуться сюда. Уже больше десяти лет я работаю в родных стенах. Мой сын Артем тоже окончил школу №67. За почти три десятка лет в педагогике у меня было немало самых разных учеников и учениц: Татьяна Деникаева, Ольга Любимова, Наталья Щекочихина, Давид Кулумбегов, Татьяна Устинова, Ирина Деревяга и многие-многие другие. Сейчас у меня ребята из шестого «В» класса. Я не представляю себя вне школы №67. С юбилеем, родная школа!..

Раиса САВЕЛЬЕВА, учитель немецкого языка:

– Каждый идет своим путем. Если идешь с удовольствием, значит, это твоя дорога. Моя профессиональная дорога учителя немецкого языка связана со школой №67. Что значит быть учителем? Каждый день жить в мире и согласии с самим собой и окружающей действительностью, общаться с детьми, любить их. Не жертвовать собой ради великой цели воспитания подрастающего поколения, а сопереживать их успехам и неудачам, нести ответственность за мальчишек и девчонок, находить в этом удовлетворение. Наша школа – это моя жизнь. Учитель не должен бояться оступиться, спросить совета у коллеги, признаться в том, что еще чего-то не достиг. Известно, что личность воспитывает личность, создавая вокруг себя определенную среду, передавая окружающим так называемый энергетический импульс. Способности у детей разные, и не всегда они на поверхности. Увидеть их, помочь ребенку раскрыться – вот предназначение учителя. С полной уверенностью могу сказать: в нашей школе есть все возможности стать личностью. Мои выпускники разных лет – это студенты, рабочие, учителя, переводчики, журналисты, инженеры, врачи. Я рада, когда они приходят в школу, рассказывают о своих достижениях, звонят из Германии, Австрии, Голландии, Финляндии, из разных уголков нашей страны, радуются успехам нашей школы. Для нас каждый ученик – это личность, а не объект учения, каждый урок – это творчество, а не работа, каждая оценка – причина для серьезного размышления. «Урок окончен», – говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что уроки в нашей школе будут продолжаться. И продолжать их будет сама жизнь.

Надежда БАЕВА, учитель начальных классов:

– Нигде не найти такой интересной, насыщенной жизни, таких ярких эмоций, таких доверительных глаз, как в нашей школе №67! Моя педагогическая деятельность началась в 1977 году. Через десять лет я пришла в школу №67 и вот уже тридцать один года работаю здесь. Мне очень многое нравится: творческая атмосфера, динамический темп жизни. В нашей школе ты всегда развиваешься, профессионально растешь, постоянно общаешься с коллегами и с детьми. Уже несколько лет я работаю по программе ФГОС «Планета знаний». Чтобы повысить интерес к учению, мы применяем самые современные образовательные методики и технологии. И для меня, и для моих коллег главными в жизни являются работа и семья, семья и работа. Все мы очень любим нашу школу!..

Татьяна ГРИГОРЬЕВА, учитель истории и обществознания, Отличник народного просвещения:

– В нашей школе я работаю уже почти сорок лет – с 1979 года. Как же быстро пролетели эти годы! С большой благодарностью вспоминаю коллег, у которых я, будучи молодым учителем, многое переняла и в профессиональном, и в человеческом плане. У нас не самая простая работа: нужно постоянно профессионально развиваться, готовиться к урокам, классным часам, экскурсиям по историческим местам Самары и других городов страны. Сегодня, встречая своих бывших учеников, с радостью слышу от них слова благодарности и признательности. В каждом из них осталась частичка моего сердца, частичка сердец мои коллег. И сегодня наши ученики показывают отличные знания на выпускных экзаменах, олимпиадах, научно-практических конференциях. Наши учителя из года в год побеждают в конкурсах профессионального мастерства самого высокого уровня. В 2007 году мне удалось победить в конкурсе лучших учителей страны в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». Радостно, что многие наши выпускники пошли по нашим стопам, связав свою судьбу с родной школой. Заведующая библиотекой Елена Геннадьевна Янина, выпускница 1978 года, создавшая школьный театр «Вдохновение», который славит школу громкими победами. Золотой медалист выпуска 2006 года, учитель физики Роман Валерьевич Быков – призер областного этапа конкурса «Учитель года – 2018».

Роман БЫКОВ, учитель физики, технологии и астрономии:

– В 1998 году первоклассником я пришел в школу, в которой провел замечательные десять лет. Здесь в свое время в одном классе учились мои родители. На последнем курсе радиотехнического факультета аэрокосмического университета я решил стать не инженером, а учителем. Вернулся в родную школу, начал преподавать информатику, затем физику, технологию, астрономию, получил второе высшее образование в педагогическом университете. Работаю в школе уже шесть лет, чувствую ежедневную поддержку более опытных учителей. Стараюсь проводить занятия интересно, использовать современные методики. Ученики проявляют себя не только в плане теории, но и в лабораторных работах, опытах, экспериментах. Сейчас в выпускном классе учится мой младший брат, во время уроков я отношусь к нему без поблажек. Возможно, он тоже станет учителем…

Наталья НАЗАРОВА, заместитель директора школы №67 по учебно-воспитательной работе:

– Двадцатидвухлетней выпускницей педагогического университета я пришла работать в школу №67. За шестнадцать лет педагогической деятельности с уверенностью могу сказать, что эти стены стали родными, учителя, которые в то время поддержали молодого специалиста, стали по-настоящему близкими людьми. Наши преподаватели обладают достаточным профессиональным потенциалом и квалификационным ресурсом для работы в современных условиях. Творческий потенциал педагогов школы неоднократно подтверждался высокими результатами профессиональных конкурсов, методических мероприятий, в учебной и научно-исследовательской деятельности учащихся. Будучи школой с углубленным изучением русского языка и математики, мы обязаны показывать высокие результаты на государственной итоговой аттестации. С гордостью могу сказать, что с этой задачей мы успешно справляемся: из года в год результаты единого государственного экзамена по данным предметам выше результатов по городскому округу Самара и Самарской области. Более 50% выпускников сдают ЕГЭ выше 80 баллов, есть стобалльники. Я являюсь учителем русского языка и литературы, куратором углубленного изучения русского языка в школе и имею непосредственное отношение к процессу сдачи ЕГЭ. Абсолютно уверена, что изучение русского языка и литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. В годовой цикл мероприятий в школе мы обязательно включаем разнообразное количество коллективных творческих дел, учебно-познавательных акций по предметной области «Филология», которые посредством воздействия на эстетические чувства воспитывают в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

Наталья ЩЕКОЧИХИНА, заместитель директора школы №67 по учебно-воспитательной работе:

– Я училась в другой школе, где моим педагогом была Вера Васильевна Ионова. Первым и единственным моим местом работы по окончании педагогического института стала школа №67, в которую я пришла, можно сказать, к Вере Васильевне. Очень важно, когда рядом с тобой такой наставник. Сейчас я курирую углубленное изучение математики. В стране одним из приоритетных направлений развития является инженерное образование, и мы стараемся этому соответствовать. Ежегодно в нашей школе проходят Дни науки, регулярно мы проводим выставки по естественнонаучному и техническому направлениям. Дети всерьез заняты изобретениями и открытиями. Созданные ими модели и проекты потрясают воображение – здесь и вечный двигатель, и роботы! В спортивном зале мы строим полосу препятствий, а сделанные детьми радиоуправляемые и самоходные танки, преодолевая ее, вступают в бой. На уроках биологии дети выращивают цветочную рассаду для пришкольного участка. Инженерная школа направлена на развитие технических навыков и способностей учеников. Около 70% наших выпускников ежегодно поступает в технические вузы. Физику, химию, биологию, математику у нас изучают на очень высоком уровне. Когда мы проводили проект «Школа будущего», с интересом знакомились с ожиданиями детей: какой быть школе через пять или через десять лет. Ребята не просто фантазировали, а, приводя доводы, доказывали свою точку зрения. Сейчас мел и доска – недостаточные средства для обучения. Мы стараемся не только дать детям знания по тем или иным предметам, но и привить им интерес к постоянному обучению, в том числе и с помощью интерактивных форм. Мы всегда и во всем стараемся заинтересовать всех детей в классе, вовлечь их в единое массовое мероприятие. Коллективизм и дружеская поддержка очень важны. Кто-то пишет музыку, кто-то создает костюмы, кто-то поет, а кто-то подпевает – и все вместе ребята делают общее дело! У нашего педагогического коллектива много идей и возможностей для их реализации!..

Вера ИОНОВА, директор школы №67 г.о. Самара:

– Мы гордимся нашими выпускниками. За пятьдесят лет аттестаты о среднем общем образовании получили 3137 выпускников, из них 76 золотых медалистов и 113 – серебряных. Каждый из них приумножает достижения школы на своем профессиональном поприще. Это научные работники, врачи, юристы, музыканты, учителя, инженеры, военные, строители, механики – люди разных профессий. Среди наших выпускников: профессор, доктор экономических наук, преподаватель СГЭУ Ирина Яхнеева; доктор юридических наук, преподаватель Самарской гуманитарной академии Наталья Чингаева; кандидат технических наук, доцент СамГТУ Александр Чуваков; кандидат педагогических наук Анна Власова; начальник управления ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Игорь Антонов; генеральный директор ЗАО «Полад» Павел Зелюков; майор, военный летчик первого класса Владимир Тушканов; главный инженер ООО «Дедал» Андрей Иванов; хирург-онколог Ольга Кокшарова; киноактриса Анна Корнишина; хореограф, тренер чемпионов России по хип-хопу Агата Сандальнова. Отрадно, что многие из наших выпускников привели в родную школу своих детей, а кто-то уже и внуков.

Уважаемые коллеги, учащиеся, родители, выпускники, позвольте поздравить вас с 50-летием родной школы №67!.. Здесь память об успехах и неудачах, о первой любви и первой дружбе, о первых шагах по пути во взрослую жизнь. Здесь дают знания, учат ответственности и взаимопомощи. В этот торжественный день желаю школе дальнейшего процветания. Коллектив педагогических сотрудников – настоящая гордость учебного заведения. Желаю всем здоровья, чтобы и дальше работать на благо развития и воспитания подрастающего поколения. Желаю постоянного самообразования, которое является основой выпуска достойных граждан России. Пусть родная школа процветает, удивляет уровнем знаний и перспективами возможностей. Успехов, достижений и прекрасных результатов!


Александр ИГНАШОВ
При подготовке материала использованы фото Дмитрия Ионова и из архива школы №67 г.о. Самара.

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!