Школа №74. Анатолий Захаркин: «Краеведение у нас стало составной частью системы обучения и воспитани

4426
Школа №74. Анатолий Захаркин: «Краеведение у нас стало составной частью системы обучения и воспитани

Любовь к родине и воспитание истинного патриотизма начинается с любви к своим родителям, своему дому, к месту, где человек родился и вырос. В душе каждого навсегда остается память о школе, в которой он когда-то учился. Накануне юбилея своими впечатлениями поделились педагоги, выпускники, известные люди. А о том, с чего все начиналось, о том, чем живет и «дышит» школа сейчас, — о прошлом, настоящем и будущем, рассказал директор школы Анатолий Захаркин.

Александр Завальный, заслуженный работник культуры России:

– Школьное краеведение прочно вошло в историю 74-й школы, а школа вписала яркую страницу в российское краеведение. Достаточно назвать престижные чтения имени С.О. Шмидта «Краеведческий педсовет», многочисленные круглые столы и встречи с участием специалистов из разных регионов России. Безусловно, главная роль в становлении школы как экспериментальной площадки по краеведению принадлежит директору Анатолию Александровичу Захаркину, который, «заболев» краеведением, смог привить эту «болезнь» педагогам и ученикам. И это, наверное, самая благородная из всех известных мне болезней.

«Что школа для меня?» –
Вы спросите с улыбкой.
Она мне дом родной,
И первый, и второй.

Она моя судьба,
Здесь пробы и ошибки,
Здесь жизнь моя,
И сердце, и душа!»

Екатерина Анненкова, выпускница школы №74

Как все начиналось

Коллектив школы прошел долгий и славный путь. Средняя школа №74 была основана в 1923 году и размещалась на территории Фрунзенского (ныне Самарского) района города Куйбышева. Но в 1939 году школа освобождает старинный особняк под военный госпиталь, а ее коллектив распределяется по трем городским школам. И только в 1959 году школа №74 переезжает в Куйбышевский район. Здесь ее ждало новое здание, построенное на средства производственного объединения «Куйбышевбурмаш».

Заводской район, шефы-заводчане – все способствовало новой ориентации школы на трудовое воспитание своих учеников. К тому же с 1958 года в школах страны было введено обязательное трудовое и производственное обучение. Благодаря первому директору С.И. Деревянко, создавшему производственные мастерские, школа не отстала от веления времени. Помогали готовить учеников по рабочим специальностям шефы – долотный завод. Неслучайно среди выпускников 74-й много тех, кто посвятил себя производству. Например, Виктор Кулагин, который прошел путь от электрика до одного из руководителей КНПЗ. Многие мальчишки, благодаря близости аэродрома «Кряж», в котором существовал аэроклуб, «заболели» небом.

Валентина Кулагина, выпускница 1964 года:

– Школа №74, когда я пришла на учебу в 4-й класс, была очень молодая. У нас было хорошо поставлено производственное обучение: мы ходили на практику на долотный завод. Вспоминаю наших мальчиков. Некоторые из них стали военными. Валера Мишутин с детства мечтал летать. Он действительно стал военным летчиком… Как и Фарит Валиахметов, тоже летчик-истребитель, испытатель. Валера одним из первых проводил заправку военного самолета в воздухе. На их долю пришлось много испытаний: они участвовали в боевых действиях «в горячих точках». У нас не было медалистов, но все ребята и девчонки, в принципе, чего-то добились в жизни.

Надежда Свечникова, учитель музыки:

– В нашей школе ученики всегда были с творческой жилкой. Пели и танцевали от души. Мы организовывали шефские концерты на долотном заводе. Постоянно наша школьная агитбригада давала концерты во время выездов старшеклассников в трудовой лагерь «Волгарёнок». Старшеклассники организовали свой школьный вокально-инструментальный ансамбль.

Гордость школы

Родную школу прославили такие деятели культуры, как актер и каскадер Виктор Евграфов и директор театра «Колесо» Эдуард Конин. Из недавних выпускников можно назвать имя Геннадия Игошина, победителя конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области – 1993», почётного работника общего образования РФ. Пример этих людей вдохновляет сегодняшних учеников. Связь со своими старшими товарищами они поддерживают постоянно.

Виктор Евграфов, актер и каскадер, преподаватель Самарского института культуры:

– Когда в Новой Зеландии выпустили монету с моим изображением в роли профессора Мориарти, которую я исполнил в известном сериале про Шерлока Холмса, первыми меня поздравили учителя и ученики моей родной 74-й школы. Это было очень приятно. Значит, они помнят обо мне и следят за моим творчеством.

Краеведческий педсовет

Российские ежегодные педагогические чтения имени академика РАО С.О. Шмидта «Краеведческий педсовет» явились итогом двадцатилетней работы двух экспериментальных площадок по проблемам школьного краеведения на базе Самарских школ №57 и №74 под руководством доктора педагогических наук, одного из ведущих методистов-краеведов нашей страны Акивы Сейненского.

Председателем Организационного комитета Чтений стал Анатолий Захаркин. Под его руководством на базе школы №74 – Федеральной экспериментальной площадки по проблемам школьного крае-ведения ФГНУ «Институт содержания методов обучения» РАО – состоялись три Всероссийских интернет-семинара (вебинара) «Краеведческий педсовет» под председательством академика, почетного председателя Союза краеведов России С.О. Шмидта.

Анатолий Захаркин, директор школы №74:

– На протяжении всех этих лет мы сотрудничаем с Российской академией образования. Результатом этого многолетнего сотрудничества стали многочисленные публикации, методические пособия, разработка программ и методических пособий. Одним из совместных проектов с Российской академией образования стали Российские ежегодные педагогические чтения имени С.О. Шмидта «Краеведческий педсовет». Целью организации и деятельности экспериментальной площадки стала разработка и создание одного из вариантов современной модели школьного краеведения как составной части системы обучения и воспитания учащихся в новых условиях, когда произошли и происходят значительные изменения во всех сферах жизни нашего общества, в российской школе. В «Краеведческом педсовете» принимают участие и школьники, и взрослые краеведы, и профессиональные историки.

В октябре 2011 года состоялся II интернет-семинар «Изучение в школе истории и традиций народов родного края. Методика». Это был формат телемоста, который связал ученых-краеведов и педагогов-практиков Самары и Москвы с более чем 38 регионами России. В 2012 году на базе школы вновь состоялся III Всероссийский интернет-семинар по краеведению. Его участники приняли решение о проведении Всероссийских краеведческих чтений.

Александр Репинецкий, проректор по научно-исследовательской работе Самарского государственного социально-педагогического университета:

– Опыт 74-й школы по внедрению системы краеведческой работы получил широкую известность в стране. Телемосты по распространению этого опыта, организованные РАО, вызвали большой интерес учебных заведений страны. Основной вопрос участников телемостов был: «Как?», «Как педагогическому коллективу удалось добиться практически полного вовлечения учащихся в краеведческую работу?» Акива Ефимович Сейненский, Анатолий Александрович Захаркин и педагогические работники подробно рассказывали о системе воспитательной работы. С одной стороны, распространение этого опыта, безусловно, поможет становлению работы в учебных заведениях страны. Но главное, что должно быть в школе, – это наличие увлеченных людей, преданных истории и краеведческой работе.

О значении деятельности, проводимой педагогическим коллективом школы №74, свидетельствует её высокая оценка председателем Союза краеведов России, академиком С.О. Шмидтом. Сигурд Оттович благословил и новую форму краеведческой работы «Краеведческий педсовет». Неслучайно сейчас он носит название: «Чтения им. С.О. Шмидта «Краеведческий педсовет». Без преувеличения можно сказать, что он превратился во Всероссийскую площадку по обмену опытом патриотического воспитания средствами краеведения. Заявки на участие в нём идут со всех концов страны.

1 сентября двери школы распахнутся перед её учениками. Войдут в неё и первоклассники. И они начнут путешествие в историю своего края, города, района, улицы, школы, семьи. В это увлекательное путешествие их поведут старшие учащиеся, учителя, родители, окончившие эту школу. Школа будет кропотливо формировать у детей любовь к родному краю, воспитывая этим патриотов Отчизны.

Самарский некрополь

Краеведческая работа имеет и практическую составляющую. Под эгидой Ассоциации школьных краеведов, созданной по инициативе академика Шмидта, были поставлены и решены многие общегородские проблемы. В ходе реализации авторской программы по сохранению памятников истории было принято решение о необходимости осуществления благородной акции «Самарский некрополь». Педагогами и школьниками обнаружены, исследованы и спасены свыше 500 исторически значимых захоронений. На отдельных объектах городского некрополя в разовых акциях (экологические десанты) в течение лета-осени (по системе школьного лагеря дневного пребывания и клубов выходного дня) в ремонтных работах разной степени сложности задействованы до 300 юных помощников реставраторов и до 100 экскурсоводов. Ещё одно направление – палаточный лагерь юных реставраторов и экологов на территории национального парка «Самарская Лука» у исторического памятника, часовни-надгробья капитана Люпова. В нем каждое лето живут и работают летом около 180 человек – учащихся школ №57 и №74 и близлежащих сёл Осиновка, Лбище и Сосновый Солонец. В рамках разрабатываемой модели школьного краеведения также была осуществлена патриотическая акция «Как твоё имя, улица?».

Анатолий Захаркин, директор школы №74:

– Топонимика, на наш взгляд, была незаслуженно обойдена вниманием школьных краеведов. В результате топонимических исследований на карте нашего города нами было обнаружено множество несоответствий. По просьбе Администрации Куйбышевского района мы подготовили научное обоснование для наименования двух новых улиц, которые были официально утверждены. Это улицы, названные в честь Игоря Николаевича Егорова, абсолютного чемпиона мира и СССР по высшему пилотажу, инженера-конструктора, летчика-испытателя, и Емельяна Филимоновича Гурьянова, выдающегося самарского археолога и краеведа.

Таким образом, школьники вносят свой вклад в развитие родного города, чувствуют свою сопричастность его истории.

Настоящее: учить добру

В 2008 году 74-ая школа стала победителем инновационного общеобразовательного проекта Самарского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» «Достойные граждане великой страны».

Анаталий Захаркин, директор 74-ой школы:

– Самые лучшие качества в характере человека ничего не стоят, если он не способен на проявление доброты, милосердия и сострадания. Поэтому мы стремимся использовать любую возможность для воспитания настоящего гражданина, патриота своей Родины. Большая любовь и истинный патриотизм начинаются с малого – с живого участия в добром деле.

Не только в Самаре известен своими добрыми делами волонтерский отряд 74-й школы, который работает под лозунгом «Кто, если не мы?!» Учебное заведение стало базовой площадкой для реализации проекта «Открой свой город» в рамках стратегии комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года.

Ирина Анненкова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

– В этом году волонтерскому отряду школы «Кто, если не мы?!» исполняется

7 лет. За это время ребятами реализовано множество добровольческих инициатив, они стали инициаторами большого количества акций, проектов и различных мероприятий. Делами волонтерского отряда стали общешкольные акции: «Георгиевская ленточка – символ побед», «Пять гвоздик», «Согреем ладошки, разгладим морщинки», «Дом без одиночества» (ко Дню пожилого человека) и многие другие.

Наверное, самой популярной и любимой является акция «Подарок солдату». Ребята с удовольствием собирают продуктовые наборы призванным в армию выпускникам школы. На протяжении многих лет новобранцы из 74-ой школы получают такие подарки, а потом, демобилизовавшись, приходят в родную школу, чтобы поблагодарить ребят.

Евгений Цыбулько, выпускник 2014 года:

– Помню, когда еще учился в школе, мы с одноклассниками собирали такие посылки. Еще спорили, что туда нужно положить, чему обрадуется солдат больше всего. И мне было приятно получить такой подарок. Тем более, он оказался очень кстати: накануне праздника 23 февраля нашу группу для прохождения учений отправили в поля. Собраться мы – купить конфеты, печенье, чай – не успели и, конечно, посылке очень обрадовались.

Близкими и дорогими людьми для учащихся 74-ой школы стали ветераны войны и труда, живущие неподалеку. На протяжении шести лет волонтеры наряжаются в костюм Снегурочки и Деда Мороза и объезжают ветеранов войны и труда. Пожилые люди с огромным удовольствием принимали активистов 74-ой школы у себя дома. Такие встречи очень важны для ветеранов, но главное, что дети получили возможность лично пообщаться с участниками исторических событий, что стало для них лучшим уроком памяти и доброты. Многие были растроганы до слез, а школьный проект «Праздник для всех» стал уже общегородским.

Анатолий Иванович Шатилов, учитель-ветеран:

– Мы счастливы, что в этот замечательный семейный праздник вспомнили и о нас. Особенно приятно, что забота о ветеранах не ограничивается только праздничными днями. Нам, людям преклонного возраста, сейчас это особенно необходимо.

Евдокия Михайловна Колесник, ветеран Великой Отечественной войны:

– Мы пережили страшные годы войны, голод, холод, лишения и страдания. Мы теряли родных и близких, друзей и однополчан. Однако мы справились со всеми испытаниями, и сейчас для нас особенно важно, чтобы нас не забывали. Эти встречи дают нам силы жить.

Итогом совместной работы с Центром социализации молодежи стало получение ребятами именных книжек волонтера. Лучшие награждены премией Губернатора Самарской области для одаренных детей в номинации «Социально-значимая деятельность». Руководитель волонтерского отряда Екатерина Анненкова была награждена нагрудным знаком «Горячее сердце» как участник Всероссийской акции, организованной Фондом социально-культурных инициатив.

Не оставляют своим вниманием волонтеры отряда и жителей микрорайона, проводя большую работу по агитации за здоровый образ жизни и по благоустройству. И сейчас волонтерский отряд «Кто, если не мы?!» проводит общешкольную акцию «Потомки героев войны говорят».

Ирина Анненкова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

– «Кто, если не мы?!» – не только название нашего волонтерского отряда, но и главный смысл жизни всех тех ребят, которые прикоснулись к добровольчеству. Все эти благородные дела воспитывают в детях доброту, любовь к людям и месту, где они живут.

Елена Сучкова, заместитель директора «Центра социализации молодежи»:

– Мое знакомство с 74-й школой состоялось более 15 лет назад. Это много или мало? Кажется, все началось только вчера, а сколько уже совместно сделано. Коммунарские сборы стали традицией, летние профильные смены невозможно представить без волонтеров 74-й школы, в областных конкурсах всегда самые активные участники ребята и педагоги из 74-й школы. В этом году волонтерскому отряду школы «Кто, если не мы?!» исполняется 7 лет. За это время реализовано множество добровольческих инициатив. Благодаря ребятам, участвовавшим в областной акции «Здоровячок», она стала общешкольной и проходит уже 12 лет. А проект 74-й школы «Праздник для всех» стал общегородским. По итогам работы отряда в 2016 году на базе школы была открыта областная стажерская площадка по теме «Добровольчество как фактор патриотического воспитания». В ходе работы площадки совместно с ЦСО были организованы и проведены областные мастер-классы по развитию добровольчества в образовательной организации, акции по оказанию помощи ветеранам, детям-инвалидам, разработан и реализован проект – благотворительный бал «Мы с вами вместе навсегда» для ветеранов педагогического труда.

Будущее школы

«Наши дети – самые лучшие дети на свете». Именно эти слова с удовольствием повторяют ученики вслед за директором на торжественных мероприятиях. Многие считают школу своим вторым домом, и это неслучайно.

Дарья Завалина, ученица 9г класса:

– Я учусь в этой школе с первого класса. Для меня школа – это настоящий, родной дом, где живет дружная семья: мы, ученики, наши учителя во главе с нашим любимым директором. Здесь тепло и комфортно, как дома, всегда поймут и поддержат. Здесь учат взаимоуважению, и каждый ученик стремится стать лучшим, а каждый учитель хочет тебе в этом помочь.

Татьяна Демидова, мама ученицы 8в класса Вероники Демидовой:

– Вопрос о выборе школы в нашей семье даже не обсуждался. Первый мой ребенок, сын, закончил эту школу десять лет назад. Свою дочь я привела сюда же. Я, как и многие родители, которые возят своих детей именно в эту школу, считаю ее лучшей: хорошие учителя, доброжелательная атмосфера. Все здесь буквально согрето любовью к детям.

С каждым годом школа преображается. Многое уже сделано. Сейчас это современная школа с развитой инфраструктурой: есть уже и просторные кабинеты с современной мебелью и техникой, и новый спортзал, роскошная спортплощадка. Последнее, что отчаянно нуждалось в ремонте, но на что никак не хватало денег, – пищеблок, «головная боль» и многолетняя забота директора школы. Главным событием этого юбилейного года стал наконец-то начавшийся ремонт школьной столовой.

Анатолий Захаркин, директор школы:

– От лица администрации школы, наших учеников и родительской общественности выражаю огромную благодарность за положительное решение затянувшегося вопроса с ремонтом школьной столовой главе города Елене Владимировне Лапушкиной, председателю Думы городского округа Алексею Петровичу Дегтеву и руководителю Департамента образования Администрации городского округа Елене Борисовне Чернеге. А также в преддверии нового учебного года от всего сердца хотел бы поздравить всех педагогов, родителей и, конечно же, учеников с предстоящим Днем знаний. Все мы на протяжении всей жизни учимся и развиваемся, становимся лучше, мудрее. Ведь именно в таком движении, в душевном и духовном развитии и состоит наша жизнь. А развитие без знаний — невозможно. Поэтому этот праздник – для каждого из нас.


Татьяна Гриднева
При подготовке материала использованы фото Вадима Ильина.

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!