Школьный корабль и его капитан. Школа №93

4389
Школьный корабль и его капитан. Школа №93

Из года в год выпускники школы – среди лучших в Самаре по физике и математике, ее ученики побеждают на окружных, региональных этапах Всероссийской олимпиады, на конкурсах по технологии, спортивных соревнованиях. Они издают одну из самых интересных школьных газет района «Школьная планета». Особо гордятся ребята замечательным музеем, в котором собраны материалы по обороне и освобождению Брестской крепости. Верно хранят они память о бывшем ученике школы Игоре Алешине, военном летчике, героически погибшем в Афганистане.

Самарской школе №93 исполнилось 45 лет, ее директор Владимир Андреевич Петрушкин, учитель с почти сорокалетним стажем, Почетный работник общего образования РФ, отметил в апреле свой 60-летний юбилей.

Лилия ГАЛУЗИНА, заместитель главы городского округа Самара – руководитель Департамента образования:

– Сердечно поздравляем Владимира Андреевича Петрушкина с юбилеем – 60-летием со дня рождения!

Многие годы Вы отдали служению делу образования – сначала учителем физики, а затем директором школы №93 городского округа Самара.

Высокое чувство ответственности, инициативность, умение неформально подходить к порученному делу во многом обеспечили создание атмосферы творчества в педагогическом коллективе. Вместе с коллегами Вы помогаете каждому школьнику раскрывать его потенциал, формировать опыт активной познавательной деятельности, строить прочный фундамент знаний для последующего профессионального становления и социализации. Неслучайно за последние пять лет показатели уровня образования выпускников школы по русскому языку и математике стабильно выше окружных и региональных показателей.

В этот теплый, солнечный апрельский день желаем Вам здоровья, счастья, благополучия и новых успехов на педагогическом поприще!


Школа, окнами в сад

Войдя в самарскую школу №93, расположенную в одном из самых населенных районов города, поражаешься ее размерам. На фоне однотипных панельных домов она – словно большой белый корабль. В 60–70-е годы здесь учились до 2,5 тысяч учеников. Когда школа строилась, на проспекте Карла Маркса получали жилье преимущественно молодые семьи с детьми. Долгое время, по словам завуча школы №93 Елены Гончаровой, эта школа была единственным центром культуры и просвещения в строящемся микрорайоне. Никогда не пустовал и ее обширный двор с зелеными насаждениями и со спортплощадкой. Общежития и частный сектор окружали школу, находившийся рядом стадион СКА был не всегда доступен для детей. Единственной радостью жителей был кинотеатр «Огонек», а зимой – лед Воронежских озер.

Сейчас в школе меньше учеников, им стало просторнее в этом большом здании. Но и сегодня здесь 12 классов в начальной школе – по три класса в каждой параллели. Им отведено отдельное крыло школьного здания. О том, чтобы детям было там еще и уютно, второе десятилетие заботится директор 93-ей Владимир Андреевич Петрушкин. О себе он рассказывает неохотно. Человек он скромный, степенный благодаря своим крестьянским корням:

– Вырос я в Калужской области, на селе. В моей семье ценили работящих и порядочных, не любили выскочек. Поэтому и свою жизнь я старался прожить честно, с пользой для окружающих меня людей, – рассказывает юбиляр. – После окончания Калужского педагогического института мы с женой, так же, как и я, получившей диплом учителя математики и физики, два года отработали по распределению в школе районного центра. А в 80-м году приехали к родителям жены в Куйбышев. Я сразу пошел работать в 128-ю школу, а жена – в детский сад, чтобы устроить туда наших двух детишек.

Знающий и дисциплинированный молодой учитель быстро попал в руководящий резерв Промышленного РОНО, но от должности директора школы Владимир Андреевич отказался – считал себя еще недостаточно опытным. Затем поступило еще одно предложение от начальства – поехать преподавателем точных наук в одну из развивающихся стран. Это была возможность и мир посмотреть, и проверить, на что ты способен, и подзаработать. Идея показалась заманчивой. Не испугало даже то, что нужно ехать не куда-нибудь, а на восточное побережье Центральной Африки, в Танзанию! В 1983 году Владимир Петрушкин отправляется в Москву для подготовки к далекой командировке. Целый год он изучает английский язык, штудирует учебники физики на английском. И вот вместе с женой они отбывают в Африку.

– Нас очень тепло встретили сотрудники технического колледжа, в котором мне предстояло работать, – рассказывает Владимир Андреевич, – тогда ни о каком национализме, не говоря уж о терроризме, и речи не было! И я до сих пор с самыми лучшими чувствами вспоминаю своих коллег и учеников-танзанийцев.

Но, несмотря на интересную работу и роскошную природу – 15 национальных парков, высочайшая в Африке гора Килиманджаро, океан и 26 градусов тепла круглогодично, – супруги Петрушкины не смогли пробыть в Танзании более одного срока. Эти три года вдали от своих оставшихся в городе на Волге детишек показались им вечностью. Однако работа по английской программе многое дала русскому учителю. И когда в Самаре только начали вводить ЕГЭ, Владимиру Петрушкину уже все было понятно: обучение в Танзании основывалось на тестовой системе.

Вскоре после возвращения, чувствуя за своими плечами большой методический и жизненный опыт, он уже не откажется от очередного предложения и примет под свое руководство крупную школу Промышленного района.

– Прежде, конечно, я побеседовал с завучем школы Валентиной Сергеевной Замаховой, – делится воспоминаниями Владимир Андреевич, – и понял, что здесь сложился прекрасный и стабильный коллектив.

И нынешний директор просит рассказать о своих предшественниках, которые заложили традиции, создали добрый, семейный климат в школе.


Коллектив единомышленников

Возглавила только что построенную в 8-м микрорайоне Куйбышева школу-новостройку Александра Константиновна Полякова, которая два года руководила педагогическим коллективом.

Ее первыми помощниками были профессионалы, методически грамотные, имеющие опыт руководящей работы завучи Галина Андреевна Мухина, Эмма Арнольдовна Риман, Тамара Михайловна Мартынова.

В 1972 году директором школы назначили Галину Андреевну Мухину. Волевая, творческая, инициативная, обладающая житейской мудростью, умеющая видеть новое в образовании, Галина Андреевна в течение 13 лет руководила педагогическим коллективом, который стал союзом единомышленников. Девизом взяли слова: «От творчески работающего учителя – к творчески работающему коллективу». Она была цементирующей силой интересного творческого коллектива. Под ее руководством школа занимала первые места в районном рейтинге. Директор была награждена нагрудным знаком «Отличник народного просвещения».

С 1979 года заместителем директора по учебной работе становится Валентина Сергеевна Замахова. Работая в данной школе с первых лет, пройдя путь до организатора по воспитательной работе, она в течение 30 лет сплачивала коллектив учителей, собирала по крупицам «золотые россыпи» педагогики и делала их достоянием коллег. Она вырастила целую плеяду молодых учителей. Валентина Сергеевна внедряла в учебный процесс новые технологии, объединила единомышленников, которые работали интересно, творчески и стремились к инновационной деятельности. Она продолжила начинания предшественников старшего поколения, приумножая славу школы №93.

У истоков школы стояли ветераны. Они возглавили методические объединения учителей, стали опорой в педагогических начинаниях администрации. Уже опытными педагогами сюда пришли учителя русского языка Мария Павловна Самарская, Лидия Ильинична Плотникова, Валентина Ивановна Царева, Тамара Сергеевна Дьяконова, Нина Алексеевна Слепнева, учителя математики Евгения Петровна Суслина, Мария Ивановна Мокина, Александра Алексеевна Чекушкина, учителя начальных классов Анастасия Георгиевна Симонова, Ольга Сергеевна Гольдберг, Марина Ивановна Захарова, Мира Сергеевна Козлова, Анна Семеновна Юркова и другие. Престиж школы создавали Заслуженный учитель школы Российской Федерации Мария Ивановна Игожева и Отличники народного просвещения Ирина Алексеевна Степанова, Галина Петровна Нефедова, Зоя Михайловна Голубейко, Рита Александровна Миронова. Ярким дополнением содружеству учебных завучей стала организатор по воспитательной работе Анна Маслова, выпускница школы №93. По ее инициативе в школе была организована театральная студия «Ровесник», руководителем которой стал Владимир Алимов. Такие спектакли, как «Московские каникулы», «Джинсовый бал», «Свои люди – сочтемся», капустники на праздниках Последнего звонка, имели огромный успех у зрителей. За свою работу Анна Григорьевна награждена знаком «Почетный работник общего образования РФ».

Все они в первую очередь были наставниками молодых учителей, лучшими классными руководителями, Учителями с большой буквы. Это опора во всех начинаниях для администрации школы, это учителя, дающие учащимся глубокие и прочные знания, которые они подтверждают на государственной аттестации.

Школа №93 стала «кузницей кадров». На руководящую работу уходили лучшие учителя, которые стали опытными методистами и для которых учительские рамки сделались узкими. Заведующей методическим кабинетом РОНО стала учитель физики В.Н. Никитина. В СИПКРО ушла работать физик Н.Н. Антонова, вчерашние молодые учителя становились завучами и даже директорами школ. А вчерашние выпускники 93-ей становились учителями: Вера Андреева, Елена Кузьмина, Лариса Антонова, Наталья Марголина, Галина Ворожбит и другие не посрамили своих наставников.

В восьмидесятые – девяностые годы школа стала площадкой для факультета переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров: здесь проходили практику студенты педагогических учебных заведений, сюда приходили за опытом учителя математики, физики, начальных классов, завучи школ Самарской области. Здесь открывается педагогический класс. Его окончила одна из лучших работающих сегодня в 93-ей учителей начальной школы Елена Викторовна Лисецкая.

В 1986 – 2000 годы директором школы была Марина Михайловна Афанасьева. И всего лишь два года директорствует здесь мужчина – Николай Анатольевич Горюнов. С этим директором коллектив проходил первую аттестацию и аккредитацию образовательного учреждения.


Мужская рука

Так оказалось, что в руководстве школы долгое время были почти одни женщины, и учителя с нетерпением ждали, когда здесь надолго появится мужская рука, которая нужна и в вопросах воспитания, и в хозяйственных делах.

Первым делом новый руководитель школы Владимир Петрушкин стал беседовать с трудными подростками, убеждал их, привлекал к труду, спорту и общественным мероприятиям. Парни удивились: новый директор относится к ним уважительно, никогда не кричит, но и спуску не дает, всегда добьется, чтоб данное ему слово исполнили в точности. Владимир Андреевич полагает, что на детей нельзя повышать голос, нужно добиться, чтобы они тебя слышали и понимали, даже когда ты говоришь тихо. Часто одного взгляда директора достаточно, чтобы одернуть хулигана.

Еще одной задачей Владимира Андреевича стало приведение в порядок здания школы, оснащение классов необходимым оборудованием.

– В 2002 году, когда директором нашей школы был назначен Владимир Андреевич Петрушкин, обветшавшее за годы перестройки школьное здание остро нуждалось в ремонте, а школа – в хорошем хозяйственнике, – рассказывает завуч Елена Петровна ГОНЧАРОВА.

Владимир Андреевич вспоминает:

– В школе были введены некоторые платные образовательные услуги. Привлекая дополнительные внебюджетные средства, мы стали планомерно улучшать условия обучения детей: меняли мебель, ставили пластиковые окна, делали ремонт с заменой дверей и светильников.

В школе даже была изменена цветовая гамма: в рекреациях стали преобладать теплые пастельные тона, здесь установили фотовитражи. На стенах развесили фотографии, сделанные как юными фотолюбителями, так и учителями и даже самим директором школы.

Проводя меня по уютным коридорам и светлым классам, Владимир Андреевич замечает, что в школе никогда не проводился капремонт.

– Главное – постоянно следить за состоянием здания, – делится опытом директор, – а также приучать детей аккуратно и с любовью относиться к родной школе.

Владимир Андреевич показывает большой спортзал. Он работает в две смены притом, что обучение в школе идет в одну смену. Отказа ученикам, желающим заниматься физкультурой и спортом, в школе нет. Спортзал аккуратный, светлый, на окнах – цветы.

– Мы стараемся создать уют и хорошее настроение как юным спортсменам, так и их учителям, – поясняет директор.

Одна из них – Нина Николаевна Жилкина – Почетный работник общего образования РФ, подготовившая победителя регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре, выпускника 2013 года.

Первым помощником директора по поддержанию школы в порядке стал учитель технологии Виктор Васильевич Сафронов, человек творческий и увлекающийся.

– Было время, когда в школах ликвидировали кабинеты труда, кое-где до сих пор нет уроков технологии, – рассказывает директор, – однако мы решили, что мальчишки должны знать основы работы на станках, разбираться в чертежах, уметь ремонтировать домашнюю утварь. Школа не должна выпускать в большую жизнь белоручек.

Руками Сафронова при помощи его учеников и учителей-мужчин обновлены школьная столовая, вестибюль, лестница, переоборудован школьный музей. Но самое главное увлечение ребятишек – это резьба по дереву. Они создают панно, деревянные скульптуры. А недавно соорудили для девчонок целый домик для Барби со всей мебелью, с открывающимися дверями и окнами! Одноклассницы только ахают, когда заходят в мастерскую посмотреть на это чудо. В этом году ребята постарались и украсили так школу к Новому году, что она взяла первое место по Промышленному району. Ученик Виктора Васильевича Дмитрий Решетов занял в 2013 году 3 местопо области, а в 2015 году Сукочев Александр получил второе в области по технологии ВсОШ, вошли в число победителей окружных и региональных этапов олимпиады школьников еще два ученика – Максим Качайкин и Михаил Лавдыр. Девочки не отстают, и под руководством своего технолога Веры Федорчук они также завоевывают призовые места. В 2013-14 учебном году гордостью Веры Константиновны стала Наташа Щербакова, которая заняла третье место в области и была номинирована на Премию Губернатора Самарской области.


Ключ к интеллекту

– Я всегда ставил для себя цель – постоянно совершенствовать учебный процесс, пополнять материальную базу данного образовательного учреждения, – подчеркивает директор школы, Почетный работник образования РФ. – Свою миссию вижу в создании наиболее благоприятных условий для учащихся, чтобы они могли учиться в соответствии с их возможностями и склонностями.

Владимир Андреевич добавляет, что весь коллектив школы старается сделать все для того, чтобы дети освоили государственный стандарт образования и при этом сохранили свое здоровье, овладели основными знаниями с целью успешной адаптации в обществе. Для этого здесь используются новые образовательные и информационные технологии, создана современная материальная база обучения: в классах установлены интерактивные доски, сегодня в школе действуют 2 компьютерных класса. Компьютеры подключены к сети Интернет. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в марте 2008 года школа получила комплект СБППО. Программное обеспечение установлено на компьютеры, задействованные в образовательном процессе. Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала. По мнению директора, это дает возможность качественно изменить самоконтроль учащихся и контроль учителей над результатами обучения, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность, и процесс учения. В школе в целом реализуется индивидуальный подход в обучении при стопроцентном охвате класса активной работой. В результате достигается заметное повышение объема и качества усвоенных знаний.

Особо директор гордится своими коллегами – учителями точных наук. Не случайно эта обычная средняя школа занимает 14 место в городском округе Самара по результатам ЕГЭ по физике, ее ученики становятся призерами на окружном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по математике. В этом большая заслуга учителей-ветеранов, возглавляющих методические объединения. Это отличник народного просвещения учитель физики Валентина Ивановна Бурочкина и гордость школы Екатерина Михайловна Мордвинцева. Она также является отличником народного просвещения. Екатерина Михайловна к тому же – заслуженный учитель школы Российской Федерации, Почетный гражданин Промышленного района города Самары и победитель национального проекта «Образование». Ее призвание – движение ко всему новому.

– Все мои ученики всегда неплохо сдают ЕГЭ по математике, вне зависимости от того, «лирики» они или «физики», – делится опытом учитель-методист, – и все потому, что я использую метод индивидуального подхода к каждому ученику. Объясняю тему всем вместе, а затем даю сильным ученикам задания на уровне олимпиадных, в это время стараюсь поработать с каждым из отстающих, еще раз разъяснить непонятое.

В 2015 году ученик Илья Лисецкий стал призером в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике, был награжден премией Губернатора Самарской области.Он имеет неординарные способности к точным наукам и готовится поступить в Самарский государственный университет имени С.П. Королева. Любимые его учителя – Ольга Петровна Малышева и Валентина Ивановна Бурочкина – помогают парню осуществить свою мечту.

Но в школе есть немало и любителей русского языка и литературы. Учителя гордятся своей стобалльницей по русскому языку Викой Скориной и Юрой Бочковым, ставшим победителем Всероссийской олимпиады «Вначале было слово». В сборник «100 лучших сочинений» попали работы Полины Гринякиной и Вики Скориной. Их педагог – Отличник народного просвещения Тамара Ивановна Агафонова – награждена благодарственным письмом и поездкой в Ульяновск и так же, как и другие учителя, воспитавшие победителей олимпиад, премией Губернатора Самарской области Николая Ивановича Меркушкина.

Заместители директора Ольга Александровна Алябьева, Галина Петровна Суслина, Елена Петровна Гончарова продолжают дело Валентины Сергеевны Замаховой, они обучают учителей с помощью семинаров и конференций современным технологиям и методикам.

В школе стало традицией подводить итоги творческой деятельности учащихся на школьной научной конференции, где символический Ключ Интеллекта выпускники передают первоклассникам.

Четкое руководство администрации школы, создание благоприятных психологических условий ученикам и педагогам делают учебный процесс комфортным и позволяют давать школьникам надежное классическое образование. На линейке «Первый звонок» здесь зажигают Факел Знаний, который символизирует истинную цель работы учителей и учеников школы №93 города Самары.


Защитникам Брестской крепости посвящается

В школе более 40 лет действует музей «Брестская крепость- герой». Его открыли к 30-летию со дня Победы над фашистской Германией. Инициатором и руководителем музея была учитель истории, участник Великой Отечественной войны Елизавета Васильевна Батракова. Родом из Алтайского края, после окончания школы она сразу пошла на фронт. Служила в действующей армии с 1942 по 1945 годы. Закончила войну на Дальнем Востоке. Радист первого класса, старшина, она награждена Орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Японией», «За доблестный труд». Отличник народного просвещения учитель Батракова долгие годы возглавляла патриотическое воспитание школьников. Это были встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, Уроки мужества, линейки памяти, поездки по местам боевой Славы и по городам-героям. Любимым маршрутом был Брест-Минск-Хатынь, где побывали все педагоги и многие ученики школы. Музей стал центром формирования личности учеников.

Поисковая работа, лекции для старшеклассников освободителя крепости, жившего в нашем городе, Виктора Сергеевича Антонова оставляли глубокий след в сердцах детей. Не случайно выпускники школы не отлынивали от службы в армии. А один из них – старший лейтенант летчик Игорь Алешин – показал чудеса храбрости во время войны в Афганистане. Он награжден орденом Красной Звезды, медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа» и грамотой Президиума Верховного Совета СССР «Воин-интернационалист» посмертно. 20 ноября 1986 года он получил задание погасить огневые точки в ущелье Панджшер, чтобы подготовить высадку десанта. И он погасил эти точки ценой собственной жизни, спас тем самым жизни таких же, как он, молодых солдат. Отец героя помог создать в школе уголок памяти выпускника 93-ей школы, коллектив школы выступил с почином установить памятную доску при входе в школу.

Так что жизнь школьного музея продолжается. В 2007 году его реконструировали. Руководит музеем «Брестская крепость- герой» учитель истории и обществознания высшей категории Юлия Михайловна Бородина.Ее личным достижением стал 100-бальник по обществознанию Головин Игорь.

Фаина Михайловна ТАИСОВА:
Посвящение ветеранам школы №93

Школа окнами в сад там, где ждут наши дети,
Чьи улыбки и смех согревают, любя,
В школу окнами в сад я бегу на рассвете,
Золотой листопад
Провожает меня.
Здесь промчалась вся жизнь, наши лучшие годы.
И задор молодой все вокруг озарял,
Школа окнами в сад, помнишь радость и горе.
Неужели позади и любовь, и печаль?
Я сюда возвращусь и друзей повстречаю,
Много лет пронеслось, ничего не понять.
Школа окнами в сад,
Я тебя вспоминаю,
Вижу лица ребят, их стараюсь узнать.


Александра ДВОРЦОВА, экскурсовод школьного музея:

– Мне нравится наш школьный музея, и я с удовольствием провожу здесь экскурсии и для наших учеников, и для гостей школы. Считаю, что историю Отечества мы просто обязаны знать. Я восхищаюсь подвигом защитников Брестской крепости и мечтаю съездить в Брест, чтобы все посмотреть собственными глазами. Мы дружим также с организацией малолетних узников концлагерей. Я очень уважаю этих людей, не сломленных страданиями. Собираюсь и дальше заниматься историей, возможно, это станет моей будущей профессией.

Илья ЛИСЕЦКИЙ, ученик:

– У меня математический склад ума, я не очень люблю читать книги, больше я люблю математику и физику. Наш учитель физики Валентина Ивановна Бурочкина обладает большим опытом работы. Она очень хорошо знает свой предмет и умеет объяснить все очень доходчиво. Я с пятого класса участвую в олимпиадах по точным наукам. Выполняя задания, включаю мозги на всю мощь. Я пойду в университет имени Королева, на факультет информатики. Надеюсь, что поступлю, так как обожаю компьютеры.

Илья ПЕРМЯШКИН, ученик:

– Я тоже выбрал для себя физику и математику. Физика – это наука о законах природы, не знать их просто стыдно. Я участвую в олимпиадах по этим предметам. Считаю, что к олимпиадам необходимо готовиться, но главное – нужно логическое мышление, важно понимать суть заданий. Тут никакие шпаргалки не помогут, если ты не увлечен точными науками. Вообще-то я больше всего люблю астрономию, мечтаю о далеких планетах. Поступать, конечно, буду только в аэрокос.


Татьяна ГРИДНЕВА

При подготовке материала использованы фото автора и из архива школы №93 г. Самара.

Оцените статья

+1

Оценили

Ольга Михайлова+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...