Дело по душе. К 100-летию системы дополнительного образования

4811
Дело по душе. К 100-летию системы дополнительного образования

Елена Викторовна Дуброва, заместитель главы городского округа Самара – руководитель Департамента образования Администрации городского округа Самара:

– Дополнительное образование – важнейшая составляющая образовательного пространства. В данной системе ребенок становится гармонично развитой и конкурентноспособной личностью. Очевидными преимуществами системы дополнительного образования для детей являются: свободный выбор деятельности, доступность освоения знаний, применение умений и навыков на практике. Дополнительное образование обладает открытостью, мобильностью, гибкостью, а также способностью быстро и точно реагировать на «вызовы» времени в интересах ребенка. На основе столетнего опыта дополнительное образование выявляет и поддерживает талантливых детей, формирует и прививает им здоровый образ жизни, организует профилактику безнадзорности, направляет ребят на правильный выбор будущих профессий.

«Сегодня дополнительному образованию придается большое значение на всех уровнях власти, – говорит руководитель управления воспитательной работы и дополнительного образования департамента образования Самары Лариса Губарева. – Президент России Владимир Путин дал старт «Десятилетию детства», и многие национальные, региональные и городские стратегические проекты подчеркивают значимость дополнительного образования. Потому что его миссия – создать условия для всестороннего развития личностных качеств ребенка».

«Самарские судьбы» решили выяснить, как устроена и чем живет современная система допобразования в Самаре.

62 муниципальных учреждения дополнительного образования работают в Самаре.

94243 человека занимаются в этих учреждениях.

1912 педагогических работников заняты в системе дополнительного образования Самары.

42787 школьников получают дополнительное образование в своих общеобразовательных организациях.

Они были первыми

В 1917 году в Самаре при Реальном и при Коммерческом училищах были созданы отряды бойскаутов, дружина росла и стала, по сути, первой общегородской организацией детей и молодежи по интересам. В 1922 году в Москве на съезде скаутов была создана организация юных пионеров, которая вытеснила скаутов из общественной жизни.

В ноябре 1938 года в Куйбышеве, в особняке Наумова, открыли Дворец детей (пионеров и школьников), педагогический коллектив стал создавать комплекс кружков и студий. С 1939 года его ученики и преподаватели представляли свои работы в Москве, в краевых и областных центрах на выставках и конференциях.

После Великой Отечественной войны вырос интерес к шахматам. В 1947 году в шахматном клубе Дворца стал заниматься школьник Лев Полугаевский, будущий международный гроссмейстер, 6-тикратный чемпион мира в командном зачете.

Во время хрущевской «оттепели» вырос интерес к танцам, поэтому в 1956 году во Дворце создали ансамбль песни и пляски, чуть позже – школу бальных танцев. В 1960 году начал работу один из первых в стране поисковых клубов «Искатель», в 1961 году – клуб красных следопытов «Десант». В пионерско-комсомольской среде активно развивалась популярная в те годы авторская песня.

Отличительной чертой Дворца 1970-80-х годов стал рост числа технических кружков: радиоэлектроники, кибернетики, картинга. В 1986 году здесь начала работать детско-юношеская фотошкола «Самара», в 1988 году открылся военно-спортивный клуб «Спарта», где изучали военно-прикладное дело, тогда же во Дворце заработал клуб раннего развития «Гармония».

«Дворец пионеров в нашем городе –это удивительный дом, – отмечает его выпускник, известный самарский журналист и режиссер Борис Александрович Кожин. – И многие дети, которые сюда приходили, только много позже, уже став взрослыми, поняли, в какой дом они ходили, какие кружки посещали, с какими людьми, руководителями этих кружков, были связаны. Этот Дворец пионеров делал из них, маленьких людей, больших людей. Людей, которые начинали любить не только этот город, не только эту реку, а вообще всю страну».

Легенды допобразования

В 1942 году в двух комнатах одного из бараков, построенных на Заводском шоссе, открылся районный Дом пионеров. В кружках прикладного творчества мальчики учились слесарным и токарным работам, девочки – шить и вязать. Часто кружковцы выступали с концертами перед ранеными в госпиталях, посылали на фронт посылки с варежками, носками, портянками и кисетами. После войны районный Дом пионеров занял все помещение барака. В 10 кружках занималось около 500 детей. А в 1962 году было построено новое здание Дворца пионеров Кировского района. В 1960-70-е годы Дворец особенно славился кружками технического творчества – автомоделисты, судомоделисты, радиооператоры были постоянными призерами районных, городских и областных соревнований по техническим видам спорта.

История Дворца богата событиями: районные пионерские слеты и слеты трудовых бригад, сильнейшая школа комсомольского актива – штаб «Беспокойные сердца», пресс-центр, школа юных моряков, первый в городе ансамбль песни и танца, спортивные секции и технические кружки. В 1991 году Кировский Дворец пионеров стал Центром внешкольной работы, а сейчас он носит гордое имя «Крылатый». В 2015 году здесь появилось дошкольное отделение «Конструктор» – интересная модель взаимодействия учреждения дополнительного образования и дошкольного.

«Почему «Крылатый» – легенда? – размышляет Лариса Губарева. – Потому, что в те страшные военные годы, когда на оборонных предприятиях запасной столицы ковалась Великая Победа, понимали, что дополнительное образование детей необходимо!»

В центре работают уникальные педагоги, например, победитель всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» Виктор Николаевич Михайлов. Он руководит образцовым детским кукольным театром «Аленький цветочек» и пользуется заслуженной любовью своих многочисленных учеников. Еще один знаменитый педагог – руководитель молодежного объединения «Беспокойные сердца», автор лидерской программы «Успех» Галина Владимировна Каледа. За 30 лет работы она вырастила не одно поколение неравнодушных детей. Сегодня в центре «Крылатый» работает городская площадка для проведения дебатов и проектов по школьному самоуправлению.

В мире искусств

«В 1979 году я закончила пединститут, – вспоминает председатель общественного Совета детских школ искусств «Сфера», директор ДШИ №4 Галина Ильина. – Будучи студентами, мы имели счастье ходить на творческие встречи со знаменитым композитором и педагогом Дмитрием Борисовичем Кабалевским. Мы мечтали, что у нас, как в Москве у Струве, могут открыться музыкально-хоровые студии. И в 1979 году я уже открывала нашу школу. Сначала создавались хоровые кружки, при школах открывались музыкальные студии. Подвижником хорового пения был Владимир Михайлович Ощепков, он в то время возглавлял наш музыкальный факультет. Как мы понимаем, во многом благодаря ему в Куйбышеве бывал Кабалевский».

«В то время у нас возникла целая плеяда хоровых студий, и многие из них выросли в школы искусств – за счет своих программ, педагогов, воспитанников, результатов, – добавляет Лариса Губарева. – И в Самаре сложилась, можно сказать, уникальная система дополнительного образования, важной частью которой являются 18 школ искусств. Сегодня они уже перешагнули рамки школ и решают большие задачи допобразования – это социализация человека, включенность его во все дворовые, районные, городские, общероссийские акции».

С самого начала школам искусств предоставили большую свободу.

«Мы сами составляли учебные планы, вводили новые уроки и привлекали для работы по совместительству педагогов училищ и вузов, театров, – рассказывает Галина Ильина. – Мы работали при общеобразовательных школах, видели всех детей, создавали коллективы, распределяли на инструменты. Но у детей было желание заниматься не только музыкой, поэтому мы открывали новые отделения: хореография, изобразительное искусство, театр. Затем мы стали распространяться филиалами в другие школы».

Галина Алексеевна пояснила, что самарские школы искусств объединяют тысячи ребят, в одной только ДШИ №4 занимаются 4225 учащихся. И когда в городе проводятся массовые мероприятия на площадях, в парках, на набережной, школы искусств включаются в них наравне с многопрофильными и спортивными учреждениями.

В детских школах искусств можно найти все, на что хватит фантазии.

Скажем, в хореографическом отделении есть и балет, и современный танец, и народный, и бальный, и уличный. Если театр, то драматический, фольклорный, театр пластики, кукольный, музыкальный или литературный. Есть даже цирковое искусство. В изобразительном отделении помимо основной программы идут народные промыслы, керамика, иконопись, мультипликация (всем известна детская студия анимации «Печка»).

«В ДШИ №4 создан городской пресс-центр «Юнкор», ребята информационно сопровождают любое наше мероприятие, – уточняет Лариса Губарева. – Здесь много лет действует Центр гуманной педагогики, который в свое время открыл удивительный педагог Шалва Амонашвили. Именно благодаря работе детских школ искусств у нас сегодня 60 детских коллективов носят звание «образцовый».

Все грани таланта

«Многопрофильные учреждения являются продолжателями организаций, созданных 100 лет назад, – считает председатель Совета многопрофильных центров, директор Центра внешкольного образования «Творчество» Павел Панич. – Мы, бывший Дворец пионеров Советского района, созданный в 1971 году, сейчас самое крупное учреждение дополнительного образования города. Мы объединяем более 5 тысяч детей под лозунгом: «Здесь каждый найдет себе дело по душе». Палитра интересов – от спорта до джаза. Наша задача – предоставить максимум возможностей и ресурсов, которые могут мотивировать любого ребенка приложить свои силы и таланты. Мы готовы их развивать».

Павел Борисович уже 30 лет возглавляет ЦВО, руководит организованным 41 год назад клубом «Туристенок», куда его первые выпускники уже приводят своих внуков.

«Многопрофильное учреждение как большой драгоценный кристалл, и каждая грань его светится собственным цветом, – продолжает Павел Панич. – В городе 12 многопрофильных учреждений, которые дополняют друг друга, учатся, делятся опытом и помогают друг другу. У всех есть отличия, например, только у нас есть специализированный стадион по работе с собаками. Здесь проходят тренировки и соревнования по аджилити, фристайлу и так далее. У нас один из лучших театров-студий моды, историк моды Александр Васильев с удовольствием общается с нашими девчонками, берет их на показы. У нас уже 25 лет работает отделение педагогической психологической социально-медицинской реабилитации детей и молодежи с ОВЗ (опорно-двигательный аппарат, центральная нервная система), с медицинскими работниками, медико-педагогическим психологическим консилиумом, с индивидуальной траекторией реабилитации для каждого ребенка».

Порядка 200 детей с ограниченными возможностями здоровья приходят в учреждение допобразования, а не в специальное коррекционное учреждение.

«Многопрофильные центры – преемники Дворцов пионеров, которые раньше были в каждом районе города, – добавляет Лариса Губарева. – Это центры работы в районе, и ни одно районное мероприятие не обходится без их помощи – и методической, и организационной, и творческой. Многопрофильные центры как опорные камни системы допобразования, при этом они не работают автономно, постоянно встречаются, обмениваются идеями и информацией».

Вырастить спортсменов

«Есть спортивные учреждения, которые остались в системе дополнительного образования города, – рассказывает председатель Совета учреждений физкультурно-спортивной направленности, директор Детско-юношеской спортивной школы №7 Дмитрий Правдин. – Наша сфера влияния – массовые и неолимпийские виды спорта. Наша задача – провести для ребят так называемую раннюю профориентацию, когда человек выбирает спорт своей жизни».

В этом году ДЮСШ №7 исполнилось 60 лет, десять из них ее возглавляет Дмитрий Владимирович, тренирует рукопашный бой. Всего в этой школе девять видов спорта: волейбол, баскетбол, гандбол, гольф, капоэйра, рукопашный бой, спортивные танцы, фехтование, бокс.

«В нашей системе сейчас находятся 5 спортивных школ и 2 спортивно-оздоровительных центра, – сообщает Лариса Губарева. – Мы открываем самые разнообразные виды спорта, занимаемся на разных площадках, так сказать, идем за потребителем. Кроме этого, наши учреждения помогают развивать спорт в общеобразовательных школах, а это «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры», городской этап которых мы проводим. Это и внедряемый в школах Комплекс ГТО, в системе допобразования создано 10 центров тестирования. Плюс в школах ежегодно проводится городская спартакиада школьников, реализуется программа «Живу на Волге – умею плавать». Их миссия – социализация ребенка через спорт, а ДЮСШ №7 аккумулирует всю городскую работу в этом направлении.

Профильные смены

«У городского департамента образования 3 психологических и 7 оздоровительных центров (загородных лагерей), которые занимаются летним отдыхом, – рассказывает председатель Совета детских оздоровительно-образовательных центров, директор центра «Юность» Игорь Устинов. – У нашего центра военно-спортивное направление, и в отличие от других лагерей мы работаем круглый год. У нас есть сеть военно-спортивных клубов и кадетский корпус в поселке Управленческий».

Игорь Анатольевич также является руководителем центра допризывной подготовки молодежи, возглавляет всю военно-патриотическую работу, которая идет по линии допобразования.

Руководители детских центров используют лагеря как площадки для своих профильных смен: делают заявки, защищают программу своей смены и организуют проведение. В результате каждое лето в Самаре проводятся 42-44 профильные смены самых различных направлений, а в учебном году – предметные смены для одаренных детей «Умные каникулы».

«У «Юности» военно-спортивные смены, например, военно-полевые сборы для старшеклассников или кадетов, – поясняет Игорь Анатольевич. – Наш лагерь приспособлен под это направление: два тира – один в землю зарыт, другой снаружи, воздушно-десантный комплекс, парашютная вышка, полоса препятствий, веревочный городок, строевой плац, стенд для метания ножей. За лагерем находится площадка для игры в пейнтбол, лазертаг. Так что мы сами эти программы составляем и реализуем, потому что у нас много детей, которые круглый год занимаются в клубах».

Туризм и экология

«Я возглавляю многопрофильный центр детского творчества «Ирбис» с 1995 года, с момента образования, – говорит председатель совета туристско-экологической и технической направленности, директор центра Павел Сенников. – Наши основные направления – туристско-краеведческое, эколого-биологическое и физкультурно-спортивное. Сейчас у нас занимаются 2905 воспитанников, основные помещения – в Кировском районе, но к конкретным педагогам приезжают дети со всего города».

Первым направлением работы центра был альпинизм, к нему добавили туризм – экскурсионный, спортивный, краеведческий, с выездами по Самарской Луке, на Кавказ, на Алтай и Тянь-Шань. Сейчас всеми видами туризма в центре занимаются более 450 детей. Потом появилась физкультурно-спортивная направленность и экологическая. По экологии в содружестве с областным детским эколого-биологическим центром «Ирбис» проводит 12 городских конкурсов.

«Очень важное направление – шахматы, – продолжает Павел Валерьевич. – В прошлом году по губернаторскому гранту мы обучили 80 педагогов, сейчас 45 учителей занимаются в «Шахматном всеобуче». В ближайшее время хотим обучать шахматам дошкольников и сделать площадку по шашкам. У нас нет вокала и хореографии, зато есть спортивные секции – и дзюдо, и самбо, и каратэ. Не у всех есть направление кинология, а у нас есть выставочное собаководство (хендлеры) и спортивное, с оборудованной площадкой для тренировок».

В центре был реализован проект «Астрошкола» – физико-астрономическое образование детей 7-11 класса, с которыми занимались педагоги Самарского университета. В этом году начали экологический проект «Аквашкола», закупили оборудование для анализа воды, почвы, воздуха. Летом более 200 ребят в Алексеевке на базе лагеря «Союз» занимались исследованиями в трех профильных сменах.

Добровольческое движение

«Детская общественная организация Городская лига волонтеров была создана в 2015 году, сейчас в ней состоит более 4000 школьников в возрасте от 12 до 18 лет, – рассказывает руководитель центрального штаба движения, директор детско-юношеского центра «Пилигрим» Александр Поршин. – Дело в том, что первое знакомство с волонтерством у ребенка происходит в школе, потом многие продолжают в колледже или вузе».

На протяжении учебного года, а в Год Добровольца особенно, каждый из 246 школьных отрядов вместе со своим педагогом-куратором выбирает и работает по одному или нескольким из девяти направлений: «Профилактика», «Экология», «Патриотизм», «Милосердие», «Лидерство», «Спортивное волонтерство», «Инклюзивное волонтерство», «Школьная медиация», «Волонтерская журналистика».

«Важное социальное направление – патриотизм, – продолжает Александр Сергеевич. – Здесь и адресная помощь ветеранам – уборка в доме, поздравления с праздниками, приглашение на мероприятия. 2500 ребят в этом году действовали в рамках Всероссийского движения «Волонтеры Победы»: «Георгиевская ленточка», «15 дней до Великой Победы», «Бессмертный полк», «Сирень Победы», «Письмо Победы». Около 2000 волонтеров участвуют в двух социально значимых проектах: «Жизнь без наркотиков» и «Жизнь без никотина». Ребята у себя в школах проводят беседы, раздают информационные материалы, проводят зарядку, – в общем, личным примером убеждают выбирать здоровый образ жизни. Дети сами хотят творить добро. Задача руководителя – проинформировать ребят о мероприятиях, в акции они включаются сами».

Школа активистов

В центре города есть удивительный многопрофильный центр «Мечта», в котором занимаются более 3000 ребят. Здесь работают 54 объединения по шести направлениям – художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, социально-педагогическое, военно-патриотическое, туристско-краеведческое, техническое. А еще этот центр стал центром общественного самоуправления.

В 2011 году на базе Центра был создан Городской школьный парламент, сейчас он объединяет 45 лидеров школьного самоуправления. Каждый месяц юные парламентарии обсуждают важные вопросы своей школьной и городской жизни, а также участие в социально значимых городских акциях и мероприятиях. В 2018 году центр «Мечта» стал методической площадкой по реализации в школах Самары Всероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское Движение Школьников». На базе Центра создан и работает Штаб местного отделения РДШ, детский Совет членов РДШ, проводятся слеты, активы и другие мероприятия с учащимися и педагогическими работниками. Старшеклассники учатся искусству управления, планированию мероприятий и акций, которые они смогут провести в своей школе. Ребята сами выдвигают идеи, а педагог помогает понять, реально или нет их провести.

Тимуровская разведка

Многопрофильный Центр дополнительного образования детей «Лидер», организованный в 2000 году, различными направлениями работы объединяет около 1000 детей в возрасте от 7 до 18 лет. С 2015 года здесь находится информационный центр Тимуровского движения в Самаре. В том году отмечали 75-летие со дня выхода фильма «Тимур и его команда», съемки которого проходили в Куйбышеве, а также открыли музей тимуровского движения в школе №154.

«Все мы родом из детства, были октябренком, пионером, комсомольцем и т.д., и многие из нас вели эту тимуровскую работу, – вспоминает директор центра Марина Родина. – Потом в какой-то период слово «тимуровец» стало немодно, в моду вошли волонтеры. Сегодня мы очень рады возвращению наших русских слов и понятий».

А тимуровское движение в школах было всегда – помогать тем, кому нужна помощь. Оно стало естественным продолжением добровольчества, только в среднем звене школы. Сейчас созданы тимуровские отряды в 85 школах Самары.

Каждый отряд сам определяет себе задачи, например, берет шефство над детским садом или над учащимися своей школы младших классов, приютами для животных, участвует в экологических акциях. Ухаживает за своим кусочком пришкольной территории, пишет письма или делает подарки ветеранам.

«Все идет от детей, которые любят объединяться в группы, хотят делать добро и хотят, чтобы другие люди об этом узнали, – поясняет Марина Валерьевна. – Поэтому мы создали штаб, у ребят есть возможность встречаться, обмениваться опытом. Мы учим педагогов, как надо мотивировать детей и как курировать эту работу. На базе подростковых клубов учим детей самих организовывать свой досуг. Есть у нас объединение «Вытворяшки», так вот они умеют не просто участвовать, но и организовать праздник – от сценария и изготовления реквизита до уборки территории после мероприятия».

Клуб, где тебя ждут

В студиях и секциях образованного в 1997 году Центра детского творчества «Металлург» легко можно потеряться, но с его директором мы беседуем о другом. «В Самаре около 150 клубов по месту жительства, муниципалитет выделяет средства, чтобы их содержать, – говорит директор Центра Маргарита Анохина. – Это очень важная часть системы дополнительного образования, туда приходят и дети, и родители, и бабушки с дедушками, и мы занимаемся со всеми».

Подростковые клубы бывают большими, многопрофильными, спортивными или техническими. И бывают маленькими, размером с трехкомнатную квартиру. И занятия везде разные – от шахматных турниров и рукоделия до мастер-классов по декоративно-прикладному или техническому творчеству и «Зарницы». У ЦДТ «Металлург», например, больше всех – 24 клуба по месту жительства.

«К нам приходят ребята разного возраста, в основном дети, которые хотят, чтобы их приласкали, поняли, похвалили, – замечает Маргарита Станиславовна. – К нам чаще приходят неуспешные дети, у нас они становятся успешными. Сейчас в школах активно развивается внеурочная деятельность, и это, наверно, важно. Но дети должны менять стены, картинку, педагогов! Поэтому они идут к нам с удовольствием, душу отогревают, с друзьями встречаются. Порой даже родители не знают, что их дети ходят в клуб».

«Когда мы создавали эту сеть, была задача максимально близко подойти к каждому ребенку, – вспоминает Лариса Губарева. – У детей должно быть не только место, где их учат каким-то новым знаниям или умениям, но и место, где они могут просто посидеть, поговорить с педагогом по душам, поиграть в теннис, да просто выучить уроки. Это клуб общения, но все равно он должен быть под методическим руководством педагогов. Поэтому у нас работают квалифицированные педагоги-организаторы. Мы просим, чтобы клубы больше работали в вечернее и выходное время».

Полет в будущее

«Многопрофильный Центр детского творчества «Радуга успеха» был создан в 1978 году, и техническое творчество всегда было главным, – говорит директор центра Анна Лисовская. – Кроме традиционных авто-, аква- и авиамоделирования у нас есть робототехника, 3D-моделирование и беспилотные летательные аппараты. Последнее открыли в 2014 году, и всего через два года наши ребята в составе сборной с учениками Лицея «Созвездие» победили на «Робофесте» в номинации “Аэронавтика”». Задача у ребят непростая – правильно собрать беспилотник из конструктора, запрограммировать, пилотировать, вносить изменения. Первый шаг к творчеству малыши делают в программах «Начальное техническое моделирование», начинают с бумаги, потом – разработанные в Самарском университете конструкторы «Эволюция». Затем – авиамоделирование или трассовое автомоделирование (школьники оттачивают свое мастерство на единственном в городе восьмиполосном треке). Для самых старших авиамоделирование (планеры), автомоделирование (скоростные модели) и беспилотники.

«Есть Национальная технологическая инициатива, которая предполагает внедрение всех передовых технологий, – поясняет Анна Игоревна. – Мы сотрудничаем с университетами, ведь они заинтересованы в подготовленных студентах. Со средними специальными учебными заведениями проводим городской марафон «Радуга инженерно-технических профессий» на базе Поволжского государственного колледжа. Вы бы знали, какие там необычные профессии будущего ребята презентуют! Раньше в ДОЦ «Салют-2», а теперь в ДОЦ «Заря» проводим профильную смену по робототехнике «Полет в будущее», где ребята учатся и соревнуются, а педагоги обучаются, осваивают навыки судейства».

Юные техники

«Многопрофильный Центр технического творчества «Интеграл» был организован в 1995 году как клуб юных техников, – рассказывает его директор Герман Железников. – Центр сохранил все традиционные виды технического творчества: судо-, авто-, авиамоделирование, трековый моделизм, добавили изучение прикладных компьютерных программ,

3D-моделирование и робототехника».

В 2013 году два центра – «Радуга успеха» и «Интеграл» – первыми в Самаре начали обучать педагогов и внедрять робототехнику в учебный процесс. Сегодня она активно развивается во многих образовательных учреждениях, малыши занимаются на Lego Mindstorms, ребята постарше на комплектах Lego Arduino делают более серьезные проекты. Все техническое творчество города работает в тесной связке с образовательным центром «Кванториум».

«Мы продвигаем отечественную программу «Компас 3D», – добавляет Герман Петрович. – Сегодня на всех крупных предприятиях технические разработки ведутся именно в ней. Программа очень сложная, но со временем ребята начинают делать серьезные проекты. Прежде чем изготовить модель, ребенок разрабатывает в этой программе проект с полным пакетом документации по всем ГОСТам и СНиПам. На выходе получается изделие, готовое для запуска в производство. Я думаю, именно так должно развиваться техническое творчество, чтобы ребенок осознанно выбирал профессию инженера и понимал, чему он будет учиться в институте».

«Развитие личности во многом происходит именно в системе дополнительного образования, – говорит Лариса Губарева. – Вряд ли найдется человек, который никогда не был ни в одном кружке или в секции, а только ходил на уроки в школу.

Наша работа оценивается не качеством образования, а охватом. У нас дети и родители голосуют ногами: приходят, уходят, переходят в другие кружки и центры. А наша задача – давать возможность каждому ребенку реализовать свои идеи и таланты, найти себе дело по душе».

Количество детей и подростков, ставших победителями международных, всероссийских и региональных конкурсов, смотров, фестивалей и соревнований:

2014-2015 год– 6905 чел.

2015-2016 год – 8247 чел.

2016-2017 год – 8726 чел.

2017-2018 год – 8901 чел.


Ольга КАЗАКОВА
При подготовке материала использованы фото из архива Департамента образования администрации г.о. Самара.

Оцените статья

+1

Оценили

Ольга Михайлова+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!