Школа №86. Вячеслав Алексеев. Дневник директора школы

4958
Школа №86. Вячеслав Алексеев. Дневник директора школы

«Школа – это сад, а директор – садовник, который должен с любовью растить и пестовать его.Вырастет ли сад знаний и красоты или получится бездушный пустырь – во многом зависит от садовника».

Вячеслав Геннадьевич, когда я спросила его, что для него значит школа, недолго думая, ответил: «Школа – это сад…» Так мы начали это увлекательное путешествие длиною в его жизнь. Пришло время «собирать камни». Школой №86, расположенной в поселке Восточный завода «Прогресс», ее директор Вячеслав Геннадьевич Алексеев руководит почти 30 лет.

«Вячеслав Геннадьевич Алексеев родился 29 июля 1951 года в городе Куйбышеве. В 1972 году окончил исторический факультет Куйбышевского государственного педагогического института имени. В.В. Куйбышева с красным дипломом».

С книгой по жизни

Когда Вячеслав Геннадьевич поступал на исторический факультет Куйбышевского пединститута, его ответ по русской литературе настолько удивил экзаменаторов, что они предложили ему учиться на филологическом факультете. Недаром его любимый учитель литературы Андрей Николаевич Шнырин, он же и директор школы №163 (в те времена), зачитывал сочинения Славы как наиболее оригинальные и содержательные. Он мог стать журналистом или литературным редактором. К этому творчеству его всегда влекло, а когда появилась необходимость писать сценарии для фильмов школьной киностудии, он с удовольствием стал это делать. Но тогда любовь к истории победила, и Вячеслав стал школьным учителем, историком. И сегодня в его жизни присутствуют книги как источник знаний, размышлений и вдохновения. Да и все его друзья – книголюбы.

Я познакомилась с Вячеславом Геннадьевичем, когда он приехал с конференции директоров школ Самары. На столе лежала большая стопка новых книг. Вячеслав Геннадьевич похвалился: «Вот, в каждом городе, где останавливались, покупал книги. Очень интересные!»

Книги и интеллектуальные собеседники по-прежнему ему очень необходимы. Рассказывая о конференции, добавил, что после лекции Лилии Викторовны Галузиной открыл для себя новые стороны творчества поэта Иосифа Бродского. Я спросила: «Вы любите поэзию?» Он ответил, улыбаясь: «Все мы немножечко поэты! В нашей работе без творчества нельзя».

Вячеслав Алексеев, директор школы №86:

– Иногда мне кажется, что я родился с книгой в руках. Первые воспоминания детства: я держу в руках книжку-раскладушку, а бабушка читает мне о Курочке Рябе. Мама часто приносила с работы библиотечные книги, и я запоем читал о Робинзоне Крузо, героях Жюль Верна, Марка Твена, Дюма и Беляева, восхищался героической историей России. А потом выходил во двор и часами пересказывал прочитанное мальчишкам. Они слушали меня, затаив дыхание. Может быть, с тех пор появилась склонность к передаче информации именно детям и умение организовать их вокруг себя. Так что, когда я пришел работать в школу, дети меня не пугали. Каждый раз, когда приезжаю в столицу, часами пропадаю в своем любимом магазине «Москва» на ул. Тверской. Из поездки всегда привожу чемодан книг. И когда сыновья спрашивают: «А что, в Самаре нет своих книжных магазинов?» – отвечаю: «Есть, просто дома у меня нет времени ходить по магазинам». Для меня большая боль, что нынешняя молодежь намного меньше читает. Как могу, популяризирую книгу.

Будущий директор школы – из настоящей трудовой семьи. Папа Геннадий Михайлович Алексеев, москвич, 16-летним мальчишкой пришел на завод Фрунзе и работал токарем. 23 июня 1941 года записался добровольцем на фронт, но с завода его не отпустили. В октябре 1941 года их эвакуировали в Куйбышев. А мама – коренная самарчанка, тоже работала на заводе Фрунзе, где они с отцом и познакомились, но это было уже после войны.

Вячеслав Алексеев, директор школы №86:

– Помните песню «про заводскую проходную, что в люди вывела меня»? Это про моего отца. Он пришел на завод простым рабочим, после работал мастером, начальником цеха, в конце жизни был заместителем директора завода по производству. Тогда трудовых людей ценили. Но и знания были нужны, поэтому папа заочно окончил авиационный техникум. Я его практически не видел, он круглосуточно находился на работе. И говорили в доме в основном только о заводе: план выполнен – не выполнен. Отец был награжден орденами Трудового Красного Знамени и Знак Почета. К сожалению, он умер рано, в пятьдесят пять лет. На его похороны пришло неимоверное количество людей, его друзей, коллег, заводчан. Это была демонстрация уважения и любви разных людей к моему отцу.

А Вячеслав Геннадьевич стал гуманитарием. Объясняя, почему так случилось, рассказал, что прочитал недавно книгу одного японского педагога, в которой говорится о большой роли окружающей среды в становлении личности. До сих пор размышляет над прочитанным. Гены, по его словам, не менее сильно предопределяют жизненный путь человека.

Вячеслав Алексеев:

– Моя предрасположенность к гуманитарным наукам, вероятно, от природы. Но, конечно, в большой степени на выбор будущей профессии повлияли близкие люди. В первую очередь, моя бабушка Матрена Дмитриевна Иванова, мамина мама. Человек с живым умом, всем интересующийся и к тому же прекрасная рассказчица. Она много вспоминала о старинной самарской жизни, о своих встречах с историческими личностями, персонажами. Девочкой служила в доме у купца Курлина, видела торжественную встречу царя Николая Второго на привокзальной площади Самары и очень, кстати, разочаровалась в государе. Не произвел царь на девчонку большого впечатления, так как был маленького роста, с рыжеватыми усами, а царица, напротив, высокая, красивая и статная женщина. Бабушка рассказывала о бедноте, о купеческих нравах, о работе на макаронной фабрике, которую держал немец-хозяин. Рабочие фабрики приглашали ее в свой революционный кружок, на маевки. Но Матреша испугалась.

Навсегда запомнились жуткие картины голода в Поволжье в 1921 году.

У бабушки было два родных брата, один из которых воевал молодым, необстрелянным юношей в 25-й пехотной дивизии В.И.Чапаева, а другой ушел с красными громить басмачей в Средней Азии.

Из ее рассказов я более ясно увидел трагическую историю нашей Родины в первой половине 20 века.

Люди, судьбы

В юношеском возрасте знаковым человеком для себя, Вячеслав Геннадьевич, считает директора школы №163 Советского района, бывшего фронтовика Андрея Николаевича Шнырина. Андрей Николаевич преподавал русский язык и вел литературный кружок. Он открыл своим ученикам мир русской поэзии Серебряного века, поэтов-футуристов, которых в школьной программе не проходили, и, как бабушка Матрена Дмитриевна, приоткрыл тайны отечественной истории, которые принято называть неофициальными.

В 10-м, выпускном классе встал вопрос: кем быть? Слава хотел быть или международным журналистом или историком. Но в 1968-м году в Куйбышеве не было своего университета, зато был пединститут с историческим факультетом. Учился с удовольствием, на одни пятерки. На последнем курсе ему, единственному из студентов, разрешили работать в областном партийном архиве с дипломной работой по истории Гражданской войны. Тогда, надо сказать, там могли работать только члены партии. Вячеслав собрал уникальные архивные материалы. Но это и подвело. Цензор архива огромными ножницами вырезал больше половины. Такова была в те годы партийная цензура! Однако диплом был сдан на «отлично».

Вячеслав Алексеев, директор школы №86:

– История нашей Родины наполнена таким большим количеством побед, поражений, трагедий, в ней были и огромные взлеты, и падения. Большим достижением нашей страны в 20 веке было создание многонационального государства, основанного на мире и дружбе между разными народами. У нас тоже учатся дети разных национальностей, а два года назад мы приняли даже двух вьетнамцев. Такая большая многонациональная семья. И знаете, нет никаких различий, а дети между собой очень дружны. Пусть нам завидуют!

Школа жизни

Вячеслав Алексеев, директор школы №86:

– После института пошел в армию, год отслужил связистом в ракетных войска под Саратовом. Потом пришел в институт, но мой научный руководитель профессор истории Ф.А. Каревский уехал в Ярославль, а мест в очной аспирантуре не было. Решил временно поработать в школе. И это время растянулось на 42 года! Недаром бабушка прозорливо посоветовала: «А чего думать? Иди в школу, детей любишь, историю хорошо рассказываешь»…

В то время в городе был переизбыток историков, и Вячеслав Геннадьевич с большим трудом устроился в 34-ю школу. Там работал очень интересный молодежный коллектив. Например, четверо будущих директоров школ: 1-й гимназии – Александр Федорович Каймаков, 157-й – Наталья Никитична Лещинская-Крылова, 50-й школы – Валентина Владимировна Силантьева и Вячеслав Геннадьевич Алексеев.

«Трудовая деятельность В.Г. Алексеева началась с должности учителя истории и обществоведения в обще-образовательной школе, позже онработал методистом и инспектором Кировского районо города Куйбышева. В августе 1984 года был направлен по линии Министерства обороны СССР директором средней школы в военном гарнизоне ЮГВ Советской Армии (Венгрия) на четыре года. Вернувшись из-за границы, в августе 1988 года Вячеслав Геннадьевич был назначен директором средней школы №86, где и работает по настоящее время».

Вячеслав Алексеев, директор школы №86:

– Годы работы учителем истории в школе №34 г. Куйбышева (1973-1977 годы) – время моего становления как учителя. Кроме этого, я дважды был классным руководителем в старших классах, и живая работа с ребятами мне очень нравилась. Два года назад выпускники одного из этих классов пригласили меня отметить сорокалетие их окончания школы. Встреча была очень теплой, тем более, что разница в возрасте учеников и их наставника почти не ощущалась.

В те годы он очень сблизился с Александром Федоровичем Каймаковым. Оба увлекались историей и книгами. Это были годы книжного бума в СССР, самой читающей в мире стране. Тома сочинений членов Политбюро стояли везде, а хорошие книги были в дефиците. Поэтому люди обменивались книгами, рассказывали друг другу о новинках. Александр Федорович имел обширные знания по истории СССР, мировой культуры и искусства и был интересным рассказчиком.

Через пять лет Вячеслава Геннадьевича пригласили на должность методиста по воспитательной работе, а затем инспектора в Кировское районо. Инспектируя школы огромного Кировского района, изучая самый разнообразный опыт их работы, он сформировал собственное представление о том, какой должна быть школа и как ею следует управлять.

Вячеслав Алексеев, директор школы №86:

– Придя в районо, я познакомился с его заведующим Михаилом Касьяновичем Савенко. Это был неординарный человек, очень умный, разбирающийся в людях. Его мягкий украинский юмор был бесподобен. Он умел решать сложнейшие человеческие конфликты в педколлективах, мог предвидеть многое. Все это я наматывал на ус, набирался опыта.

В 1984 году Вячеслав Геннадьевич вместе с семьей уехал в командировку, в Венгрию.

Вячеслав Алексеев, директор школы №86:

– Только по приезде в Будапешт, в штаб Южной группы войск, я узнал, что принят на работу директором небольшой школы для детей советских офицеров, неподалеку от озера Балатон. Там стоял авиационный полк. Это были четыре замечательных года. У меня появилось много искренних друзей среди венгров.

«В 1988 году директоромшколы №86 г. Куйбышевабыл назначен В.Г. Алексеев.В это время в стране кардинально менялась общественно-политическая и экономическая ситуации. В народном образовании начались различные новации. Новый директор сосредоточил свои умения на укреплении материальной базы, которая заметно ослабла в условиях перенаселенной школы, и на модернизации учебно-воспитательного процесса».

Лидерские качества и неравнодушие

На родину семья Алексеевых вернулась в разгар перестройки, в 1988-м году. Вячеслав Геннадиевич пришел в районо устраиваться на работу. Ему предложили место директора школы №86. Эта школа уже имела свою историю, она открылась в 1975 году. Ее первым директором была Валентина Николаевна Федосеева, очень сильный организатор, хозяйственник. Вместе со своими соратниками завучем К.П. Востриковой и организатором по воспитательной работе В.А. Луговой они создали работоспособный педагогический коллектив. Школа была на хорошем счету, особенно по воспитательной работе. Но и проблем было немало.

Давным-давно ему предсказали, что он станет директором школы. Вячеслав Геннадьевич с улыбкой вспоминает случай из детства, когда он учился в школе №12. На вахте всегда дежурила строгая тетя Сима, которую дети немного побаивались. Однажды он услышал, как, показывая на него пальцем другой женщине, она сказала: «А этот будет директором школы». Почему так сказала – загадка. Вроде бы был обычный мальчишка. Но все сбылось.

Вячеслав Алексеев, директор школы №86:

– 86-я школа бурлила, как котел: в ней училось тогда 1700 детей. Это две полные смены, уроки заканчивались в 19-30. Я категорически отказался. Но заведующая Кировским районо Мария Афанасьевна Адоевская стояла на своем: «Вячеслав Геннадьевич, стыдно! Вы молодой мужчина, 37 лет, имеете прекрасный опыт работы, полны ума и энергии! Кому как не вам там работать? Да, школа нелегкая, но вы сможете все проблемы решить. Будем помогать. Вы, наконец, коммунист. Другого варианта нет». Пришлось согласиться.

В первый же рабочий день понял: работы будет много. В первую очередь, школе был нужен большой ремонт, включая сантехнику, а также второй спортзал, кабинет музыки, учительская, новая мебель, радиоаппаратура, телевизоры, ТСО. Только чтобы познакомиться и побеседовать с каждым учителем, – а их почти 100 человек, – потребовалось больше месяца.

Новый директор начал с завода «Прогресс», шефа школы. Познакомился с директором предприятия Анатолием Алексеевичем Чижовым, начальником подшефного цеха Е.А. Ледовым. Разработал план реконструкции. Завод обещал помощь, но в условиях развала экономики все было в дефиците. Тогда директор собрал актив родителей, которые на деньги завода могли достать для школы сантехнику, трубы, краски, мебель и так далее. Общими усилиями был сделан фактически капитальный ремонт. Тем летом 1989 года Вячеслав Геннадьевич в отпуске вообще не был. Зато, когда 1 сентября дети и учителя пришли в школу, они ее просто не узнали. Это была сказка наяву!

Далее преобразования продолжились: открылись классы эстетические, театральные, экономические, профильные на базе института связи (работают и сейчас). Рядом со школой был конный парк авиационного завода. Возникла идея использовать его для детей. Вячеслав Геннадьевич договорился о встрече с директором завода. Но тут как назло сломал ногу. Так и пришел к Павлу Сергеевичу Тюхтину на костылях. Оторопев от вида просителя, Павел Сергеевич сразу согласился открыть на базе парка конно-спортивную школу. И она была открыта– ДЮСШ №18. Первым ее директором стал Вячеслав Геннадьевич Алексеев. А счастливые дети сбегались на конные занятия со всего микрорайона, ухаживали, заботились о своих лошадках.

Вячеслав Алексеев:

– Школа не должна быть казармой или каторгой зубрежки, даже и при подготовке к ЕГЭ. Она, со всеми своими горестями и радостями, все равно остается территорией Детства и Юности. Счастливые дети легче переносят жизненные трудности. И школа должна оставить в душе ребенка светлый отпечаток Детства. В конечном счете, все наши оценки, баллы, проценты – ничто по сравнению с нравственным и физическим здоровьем юного существа, его ощущением, что его любят, уважают и хотят, чтобы он был счастлив.

Его девиз: «Школа жива, пока она развивается!»

Благодаря кипучей энергии директора постоянно что-то происходит, меняется, появляется. В конце 90-х годов рядом со школой пустовало здание детского сада №66, которое принадлежало заводу «Прогресс». Вячеслав Геннадьевич предложил руководству завода отдать здание школе, а те согласились. Работа закипела. Было решено открыть удобные для родителей классы полного дня или дневного пансиона. На деньги школы и с родительской помощью каждый год открывался новый класс с игровой комнатой, отдельным санузлом, играми и спортивным оборудованием. Такой комфорт никому и не снился: дети и родители были очень довольны.

В те годы школа одна из первых завела свою бухгалтерию и перешла на хозяйственную самостоятельность. В кабинетах появились компьютеры. Были открыты медиатека и кабинет информатики. Сейчас в классах целый технопарк: 166 компьютеров, 22 интерактивные доски, 18 медиапроекторов!

Такое количество дорогостоящей техники не каждая гимназия может себе позволить.

Сегодня в школе работает дружный, профессиональный коллектив. В числе 70 учителей – 20 ветеранов: библиотекарь Т.Г. Гусева, учителя Т.Е. Холод, В.Е. Просвиркина, Н.Т. Тихонова, Е.Ф. Шабанова, Л.В. Чегурова, Н.А. Щукина, В.Н. Христя, Л.П. Ибрагимхалилова и другие. Это золотой фонд школы. А 14 выпускников школы работают сегодня в ней учителями! Одна из них, О.А. Ермишина, стала победителем городского и областного конкурса «Лучший классный руководитель – 2012». Вячеслав Геннадьевич считает, что в школу должны приходить молодые учителя. Ежегодно он объезжает вузы, беседует с выпускниками, приглашает на работу в школу. Одна из таких «завербованных», учитель начальных классов Т.В. Толоконцева, в этом году стала призером городского конкурса «Учитель года – 2016».

В 2006 году председателем Попечительского совета школы стал председатель Самарской Губернской Думы Виктор Федорович Сазонов. Это событие ознаменовало новый этап в развитии учреждения. Виктор Федорович помог включить школу в региональный проект «Достойные граждане великой страны». В 2007-2008 годы был проведен огромный капитальный ремонт. Школа превратилась в строительную площадку от крыши до подвала. За три месяца она, как феникс, родилась заново, поражая всех своей новизной, красотой и эстетикой. Ее помещения пополнились новой техникой, оборудованием и мебелью.

Виктор Федорович выполнил и другое свое обещание. В 2013 году рядом со школой был построен ФОК «Восток» с плавательным бассейном. Теперь каждый третий ученик школы занимается плаванием.

И сегодня Виктор Федорович регулярно бывает в школе, встречается с родителями, учителями и учащимися, помогает и дает нужные советы.

Например, однажды Виктор Федорович предложил открыть в школе мемориал завода «Прогресс». Вячеслав Геннадьевич вместе с замдиректора Л.В. Сергиенко разработал дизайн-проект, а завод выделил средства на его осуществление. Торжественное открытие Зала Трудовой славы «ЦСКБ-Прогресс» состоялось в 2014 году. Это был праздник для ветеранов и профориентир для молодежи, думающей о своем будущем.

Немного раньше Вячеслав Геннадьевич получил неожиданную для себя награду: медаль им. Литвинова

«За заслуги перед космонавтикой». Вручая ее, Александр Николаевич Кирилин сказал, что директор школы в космос не летал и «Союзы» не строил, но работники завода, как родители, благодарны ему.

Вячеслав Алексеев, директор школы №86:

– Я вижу свою задачу руководителя в том, чтобы поддержать каждую интересную инициативу, с которой человек ко мне пришел, увидеть, чем он может быть полезен для школы. Школа должна находиться в постоянном развитии.

Людмила Сергиенко, заместитель директора по воспитательной работе школы №86:

– У Вячеслава Геннадьевича много замечательных качеств. Он очень активный и демократичный администратор, внимателен к людям. За годы своей работы он создал успешную команду, в которой комфортно работают и ветераны, и молодежь.

Еще одна яркая черта его характера – он очень творческий человек. Это проявляется во многом и накладывает отпечаток на работу школы. Любая полезная инициатива поддерживается. Например, благодаря директору в школе активно работает детская киностудия «Ракурс», которой руководит очень творческий педагог Е.Н. Посельская. «Ракурс» неоднократно занимал призовые места на творческих форумах города и области. Вячеслав Геннадьевич написал несколько сценариев, которые использовались при создании фильмов.

В одном из них роли сыграли не только ребята и учителя, но и сам директор.

А кто был инициатором педагогического эксперимента в 5-7 классах? Школа заключила договор с кафедрой педагогики педуниверситета. Все одели разноцветные галстуки, стали экологами, спортсменами, самарянами, волонтерами. Активность детей очень возросла.

И, конечно, новый и единственный в Самаре музей войны 1812 года – это во многом его детище. И дело не только в его интересе к истории. Он всегда умело поддерживает энтузиастов. Таким является наш родитель А.А. Гончаров. Сам с ним ездил на Бородинское поле. Как же после этого не получился бы музей? Конечно, получился.

Николай Носачев, педагог-психолог школы №86:

– Я пришел работать в школу в 2010 году. Это мое первое место работы. Я сам оканчивал эту школу. Вячеслав Геннадьевич помог мне войти в профессию школьного психолога. Он всегда открыт для помощи, всегда поддерживает в трудную минуту, старается помочь советом, вникнуть в суть проблем, которые возникают в работе. Он не только руководитель, но и старший товарищ.

Лилия ГАЛУЗИНА, заместитель главы городского округа Самара – руководитель Департамента образования:

– Сердечно поздравляем Вячеслава Геннадьевича Алексеева с юбилеем – 65-летием со дня рождения!

Уважаемый Вячеслав Геннадьевич, Вы являетесь одним из наиболее опытных руководителей общеобразовательных учреждений. Стаж Вашей административной работынасчитывает более 30 лет, из них 28 – в должности директора школы №86 городского округа Самара.

Благодаря Вашей инициативности и созидательной энергии, умениюбережно хранить лучшие традиции, вшколе №86 наработанбогатыйопыт сотрудничества с предприятием АО РКЦ «ЦСКБ-Прогресс» в реализациипрофориентационной работы с учащимися. В 2012 году на базе школы №86 открыт мемориальный Зал Трудовой славы завода «ЦСКБ-Прогресс». Совершенно уверена, что эта совместная работа позволит открыть новые горизонты в образовании.

Благодаря Вашей неуспокоенности школа постоянно развивается и совершенствуется. В общеобразовательном учреждениисоздана студия «Ракурс», в которой учащиеся реализуют свои творческие способности, создавая «школьные» фильмы, а выставочный зал «Радуга» стал своеобразным культурным центром в микрорайоне. Пусть Ваши перспективные планы реализуются, школьные традиции продолжают совершенствоваться и развиваться!

Примите слова искренней благодарности и признательности за нелегкий подвижнический труд, за стремление сохранить и приумножить славные традиции увлекательной истории школы. Желаю Вам успехов на ниве просвещения, креативных идей, оптимизма и благополучия!


Ева Скатина
При подготовке материала использованы фото из архива Вячеслава Алексеева и школы №86.

Оцените статья

+1

Оценили

Татьяна Фокина+1
10:11
Очень интересный материал. Написано неравнодушным человеком. За каждой строкой чувствуется неподдельный интерес к судьбе человека. Прочитала от корки до корки. Образ творческого человека, мастера педагогики и образования вырисовывается ярко. Чувствую гордость. Да, о таких людях надо писать, говорить, приглашать на различные конференции...Такие биографии обязательно пробудят интерес к школе, к работе с детьми. Все, что Вячеслав Геннадьевич говорит о предназначении школы и учителя, находит отклик в моей душе. Да, школа жива, пока она развивается, пока в основе - творческий коллектив, способный увидеть в каждом ребенке личность. Хорошо было бы такой материал разослать по педвузам страны. Пусть студенчество знает своих героев! Спасибо, прочитала с огромным интересом и удовольствием.
Загрузка...