20 лет первому «Макдоналдс» в Самаре

Сеть предприятий быстрого обслуживания – это не только вкусная еда и прекрасный сервис, но и более тысячи рабочих мест для молодежи.
Вот уже двадцать лет в Самарской области действует сеть «Макдоналдс».
Это демократичное по своему духу предприятие общественного питания все эти годы остается любимым местом встреч молодежи и проведения семейных праздников. Каждое детское торжество превращается стараниями дружного коллектива «Макдоналдс» в театрализованное действо, которое надолго остается в памяти. Компания сотрудничает с местными производителями, стимулируя развитие сельского хозяйства. И к тому же создает так необходимые региону рабочие места для молодых людей – студентов и выпускников самарских вузов. Отмечая свой День рождения, самарский «Макдоналдс» планирует удивить горожан своими инновациями и интересными подарками.
Символ новой жизни
А начиналось все в далеком 1999 году – с открытия самого первого, такого долгожданного предприятия «Макдоналдс» на Полевой. В то время само название компании и логотип в виде заветной «М»-ки означали для самарцев начало нового этапа в жизни. Долгое время закрытый для всего иностранного город открывался навстречу новым веяниям. Горожане буквально приступом брали сверкающее огромными стеклянными витринами здание, чтобы попробовать легендарный Биг Мак или картофель фри. И их удивлению не было предела. В это время в нашем городе еще доживали свое бывшие советские столовые с ненавязчивым сервисом и скудным ассортиментом, а новые частные рестораны заламывали такие цены, что среднему самарцу, да еще и с детьми, было просто нереально в них отобедать. А в «Макдоналдс» – демократичные цены, вкусная, необычно и аккуратно упакованная еда и, главное, приветливое и терпеливое отношение к клиентам улыбающихся юношей и девушек, стоящих за прилавком.
Юлия Маринина, консультант по производству «Макдоналдс»:
– Первый рабочий день запомнился мне отдельными вспышками: необычная яркая вывеска, все оцеплено, играет оркестр, очень много людей, все так красиво и торжественно… Я долго пробивалась сквозь толпу, попала внутрь через служебный вход и за прилавок встала «вторым номером». Помню еще, что к концу смены гудело в ушах из-за непривычного шума оборудования на кухне. Но было волнующе и очень-очень интересно!
«Макдоналдс» сделал еще одно большое дело: он дал возможность студентам получить хорошую и удобную подработку, а молодым специалистам найти свой путь в жизни.
Юлия Маринина, консультант по производству «Макдоналдс»:
– В 1999 году я получила диплом педагога начальных классов и находилась в поисках работы. Мама увидела объявление в одной из городских газет – о том, что крупная международная компания открывает первое предприятие в Самаре. Она предложила попробовать заполнить анкету. До сих пор помню (хоть и прошло уже 2 десятилетия!), как родители мне сообщили, что был звонок и я приглашена на собеседование. Интервью было пройдено успешно, меня сразу приняли, после чего отправили получать медкнижку и проходить «ориентацию», где новичкам рассказывают о работе в компании.
А потом все очень стремительно «закрутилось», вспоминает Юлия, и буквально через полгода из рядового работника она стала менеджером. Карьерный рост в компании всегда был достаточно быстрым, и история Марининой не исключение, а, скорее, правило: для многих сотрудников этой разветвленной сети успешная карьера и «Макдоналдс» – синонимы.
• За 20 лет работы в регионе «Макдоналдс» принял более 65 миллионов гостей.
• Каждый день 14 предприятий «Макдоналдс» в Самаре и области обслуживают более 26 тысяч посетителей.
• До конца нынешнего года компания планирует открыть в Самаре еще 2 предприятия. Каждый новый «Макдоналдс» – это порядка 130 новых рабочих мест для жителей региона.
• Сегодня в самарских предприятиях сети работают более 1200 сотрудников.
• Для 57% молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет «Макдоналдс» — это первая работа в жизни.
• Около 60% персонала «Макдоналдс» в России составляют студенты.
Обучение по мировым стандартам
Молодежь с удовольствием идет работать в «Макдоналдс». Здесь их привлекает гибкий график, возможность выбрать удобное место работы, достойная и стабильная оплата труда, а еще – реальный шанс приобрести практические навыки, которым не научишься ни в одном вузе. Корпоративная культура компании призвана из молодых сотрудников вырастить ответственных за свое дело специалистов. Ребята не перестают развиваться в своей работе, обучаясь и продвигаясь по карьерной лестнице. При этом здесь ценят успехи сотрудников в вузах, студентами которых они являются. За отличные успехи в работе и в учебе «Макдоналдс» ежегодно выплачивает специальную именную стипендию. Программа поддержки образования сотрудников «Макдоналдс» существует с 2001 года – с тех пор стипендию компании получили более 4500 студентов. Юлия Маринина признается, что благодаря непрерывному процессу учебы и повышения квалификации ей интересно в «Макдоналдс» до сих пор. И даже сейчас, несмотря на достаточно продолжительную работу на любимом предприятии, ей все еще есть куда расти и развиваться.
Юлия Маринина, консультант по производству «Макдоналдс»:
– Наша компания понимает, насколько важно развитие каждого из ее сотрудников (вне зависимости от кадровой позиции и региона работы), поэтому инвестирует в обучение и развитие персонала колоссальные средства. К примеру, в 2019 году общая сумма вложений «Макдоналдс» в обучение и развитие сотрудников составила более 250 миллионов рублей. Поэтому неудивительно, что подавляющее большинство – около 98% – директоров предприятий «Макдоналдс» начинали свою карьеру с должности обычного члена бригады, совмещая работу и учебу.
Процесс обучения в «Макдоналдс» начинается с первого дня работы и не заканчивается никогда. К примеру, будущий директор предприятия проходит более 2000 часов обучения – без отрыва от производства. Из последних кадровых ново-введений: в 2017 году в «Макдоналдс» стартовала новая программа «Растим таланты», в рамках которой сотрудники предприятий проходят стажировку в различных отделах центрального офиса компании по своей вузовской специальности.
А весной 2019 года в Москве, на базе Центра обучения и развития «Макдоналдс» в России, открылся первый в Восточной Европе и восьмой в мире Университет Гамбургерологии.
За рубежом, в крупнейших мегаполисах мира, действуют 7 таких Университетов: в Чикаго, Токио, Сан-Паулу, Лондоне, Мюнхене, Шанхае и Сиднее. За все время существования Университеты Гамбургерологии подготовили более 360 тысяч директоров предприятий, менеджеров среднего звена и управляющих в индустрии питания и ресторанного бизнеса. Программы Университета универсальны и признаются в «Макдоналдс» любой страны мира. В Великобритании и США программы Университета Гамбургерологии признаются высшими и средними учебными заведениями к зачету для получения ученой степени. В нашей стране учебные программы Университета Гамбургерологии будут проходить государственное лицензирование.
Елена Обод, менеджер по производству «Макдоналдс»:
– Российским сотрудникам «Макдоналдс» доступны более 200 международных профильных курсов на русском языке. Поэтому для желающих пройти дополнительное обучение сотрудников «Макдоналдс» из Самары нет никаких преград: хочешь доучиться в своем вузе, а затем закончить Университет Гамбургерологии – дерзай! Но при этом продолжай делать карьеру в «Макдоналдс», тем более, что возможности для этого в компании действительно безграничны.
Программы курсов посвящены вопросам специфики ведения бизнеса, лидерства и гостеприимства. Обучение здесь строится с учетом самых современных тенденций в образовании. Основная часть образовательных модулей и курсов доступна онлайн, в интерактивной форме, с использованием всех современных цифровых возможностей.
Елена Обод, менеджер по производству «Макдоналдс»:
– Несмотря на то, что я уже 20 лет продолжаю работать в одной компании, «Макдоналдс» не перестает меня приятно удивлять. Компания удовлетворяет абсолютно все мои потребности – и в том числе с точки зрения роста и развития. Ни для кого не секрет, что в последние несколько лет «Макдоналдс» активно развивается, и почти нигде: ни в крупных компаниях, ни в малом бизнесе, ни среди индивидуальных предпринимателей региона – я не встречала такие же карьерные возможности, как здесь. Мы, сотрудники «Макдоналдс», развиваемся вместе с командой и вместе с компанией, и это замечательный процесс!
• В рамках программы поддержки образования с 2001 года стипендию компании «Макдоналдс» получили более 4500 студентов, суммарный объем инвестиций в эту программу превысил 70 миллионов рублей.
• В 2019 году на выплату стипендий будет направлено более 7,5 миллионов рублей, именные корпоративные стипендии получат более 500 студентов, и в их числе – 14 молодых людей и девушек из Самары.
На пике инноваций
Россия для «Макдоналдс» – один из самых передовых рынков. Поэтому не случайно инновации, которые в компании называют «настоящим опытом будущего», будут внедрены в большинстве российских предприятий сети к концу 2019 года. И Самара не исключение. Почти все гости «Макдоналдс» уже давно в курсе, что на предприятиях сети внедрены и действуют терминалы самообслуживания, а также доступен сервис доставки. Но это еще далеко не все! Сейчас «Макдоналдс» предлагает своим посетителям еще одну возможность – получить свой заказ за столиком. До конца 2019 года данная услуга будет доступна во всех предприятиях «Макдоналдс» в России. Больше не надо будет стоять в очереди в кассу – сделав заказ у терминала самообслуживания, вы садитесь за столик и ждете, когда вам принесут еду.
Елена Обод, менеджер по производству «Макдоналдс»:
– Чаще всего этой услугой пользуются семьи с детьми или большие компании. В «Макдоналдс» вообще уделяется большое внимание семейному направлению. Создание комфортной атмосферы для родителей и детей – это один из важнейших бизнес–приоритетов для нас. В «Макдоналдс» для удобства детей есть специальные низкие раковины, в залах – раскраски и другие развлечения для маленьких посетителей, в ряде предприятий открыты игровые комнаты. В детских обедах с игрушкой Хэппи Мил – широкий выбор для сбалансированного и гармоничного детского питания, который самым юным гостям «Макдоналдс» помогут сделать родители.
Будучи безусловным лидером отрасли, компания осознанно движется в новом направлении и размывает границы между классическими ресторанами и предприятиями быстрого обслуживания, заимствуя лучшее в каждом. У ПБО – доступность, качественную еду и быстрый сервис. У ресторанов полного цикла – возможность получить заказ там, где это удобно, а также индивидуальный подход, гостеприимство в отношении каждого посетителя, комфортную семейную обстановку. Это помогает «Макдоналдс» создать уникальную комбинацию, которая пока отсутствует на рынке.
Елена Обод, менеджер по производству «Макдоналдс»:
– Развивается в Самаре и система «МакАвто». Сейчас автомобилисты, не выходя из машины, могут сделать и получить заказ на 6 предприятиях «МакАвто». Такой формат востребован в крупных городах с активным темпом жизни, и Самара является одним из них. Также в городе открыты 2 кофейни «МакКафе», предлагающие кофе класса премиум по доступным ценам и в демократичной, комфортной обстановке. В перспективе их число может быть увеличено, поскольку традиционно высок спрос на высококачественный зерновой кофе. Кстати, сегодня каждая третья чашка кофе на рынке общепита России – это кофе «Макдоналдс».
Конкуренты не страшны
Когда-то «Макдоналдс» был пионером рынка быстрого обслуживания в России, сегодня же конкуренция в этом сегменте очень высока.
Елена Обод, менеджер по производству «Макдоналдс»:
– Нас это не пугает, мы знаем, что к нам приходят за любимыми вкусами, высокими стандартами качества и сервиса. И это неизменно. А для того чтобы посетители могли не отказывать себе в посещении «Макдоналдс» даже в экономически непростое время, мы удерживаем цены на доступном уровне. И отмечать 20–летие мы планируем так, чтобы порадовать самарцев и гостей города. Будет музыкальная программа, DJ–сеты, подарки для гостей. А еще открою секрет: в праздничный уик-энд 24 и 25 августа при покупке Биг Мака можно будет получить второй в подарок – совершенно бесплатно.
Говоря о высоких стандартах качества «Макдоналдс», нельзя не отметить выбор поставщиков. Молоко, мясо, рыба, булочки, кофе – только компании, которые отвечают обширному списку требований и регламентов, допускаются к сотрудничеству с «Макдоналдс». Продукты мирового качества в России производят многие компании, за без малого 30 лет работы «Макдоналдс» в России локализовано производство практически всех основных категорий продукции. Из последних новостей: в апреле 2018 года в Липецкой области начал свою работу совместный вертикально-интегрированный проект «Белая Дача» и «Ламб-Вестон». Это первый в России высокотехнологичный завод по производству замороженного картофеля. То есть картошка для изготовления знаменитого картофеля фри в «Макдоналдс» теперь не только производится, но и выращивается в нашей стране! А еще в 2018 году «Макдоналдс» начал сотрудничать с новым поставщиком куриной продукции «Челны Бройлер», входящим в состав холдинга «Агросила» – одного из крупнейших АПК в России.
• «Макдоналдс» закупает более 98% всей продукции у 160 отечественных поставщиков. На их предприятиях создано 100 000 рабочих мест для обслуживания компании.
Лучшие международные практики
Совместно с поставщиками «Макдоналдс» продолжает внедрять российские и международные стандарты качества на всех этапах прохождения продукции: от поля до прилавка. На производстве всех поставщиков «Макдоналдс» внедрена и действует система анализа рисков и критических контрольных точек HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Points), контролирующая безопасность продукции. «Макдоналдс» в России одним из первых ввел HACCP в качестве обязательной системы для своих поставщиков почти 20 лет назад. НАССР выявляет любые потенциальные риски (химические, физические или биологические) на каждом этапе производственного процесса и либо сводит их к допустимому минимуму, либо полностью устраняет. Также компания разработала программу контроля качества и безопасности сельскохозяйственного сырья, которая объ-единила в себе все лучшее, что существует в индустрии.
Елена Обод, менеджер по производству «Макдоналдс»:
– Помимо качества и пищевой безопасности «Макдоналдс» всегда заботился и об экологической безопасности, или, как сейчас принято говорить, «экологической устойчивости» бизнеса. На каждом предприятии «Макдоналдс» действует целый ряд специальных программ по энерго- и ресурсосбережению. Это и бесконтактные сенсорные краны для мытья рук, и энергосберегающие светодиодные лампы, и датчики включения/выключения оборудования, освещения и рекламы, и рекуператоры тепловой энергии, и озонобезопасные хладагенты…
На кухнях «Макдоналдс» используются фритюрницы с низким потреблением масла, что в среднем позволяет использовать на 40% меньше масла. Такие фритюрницы на сегодняшний день составляют более 90% от общего оборудования. На вторичную переработку «Макдоналдс» в России ежегодно направляет более 1 000 тонн картона и более 4 000 тонн отработанных жиров, причём более 50% жиров передаётся на переработку в биодизельное топливо. А еще на благоустройство и озеленение территории вокруг своих предприятий компания в среднем тратит более 70 миллионов рублей в год!
Есть у «Макдоналдс» и конкретные эко-обязательства на будущее: руководство компании в России обещает, что к 2025 году 100% упаковки будет производиться из материалов, полученных из возобновляемых, переработанных или сертифицированных источников. Цель «Макдоналдс» – добиться, чтобы упаковка из всех предприятий сети отправлялась на переработку.
Елена Обод, менеджер по производству «Макдоналдс»:
– Не забываем мы и о социальной ответственности бизнеса, которая на глобальном уровне давно стала для «Макдоналдс» неотъемлемой частью корпоративной философии. За 29 лет работы компании в РФ более 800 миллионов рублей было передано на благотворительные цели. И в ближайшем будущем, и в более отдаленной перспективе «Макдоналдс» продолжит активно поддерживать благотворительные проекты, призванные помочь российским детям и семьям в трудной жизненной ситуации.
Татьяна Гриднева
При подготовке материала использованы фото из архива «Макдоналдс».