75 лет самарскому троллейбусу

Самарское время 5.00. Большинство людей еще спят, но кто-то уже стоит на остановке, кутаясь в шарф и прикрываясь воротником. Люди едут на работу, а для того, чтобы вовремя доставить их, водителю троллейбуса нужно встать еще раньше. Для сотрудников ТТУ – каждое утро доброе! Чтобы у твоих пассажиров день сложился замечательно, ты всегда должен быть в хорошем настроении, независимо от погоды. Яркая, солнечная летняя пора, прохладная осенняя изморозь, морозные сумерки зимы или розовый весенний рассвет. Независимо от времени года первый троллейбус выходит на свой маршрут в одно и то же время. Строго по графику! Чтобы сократить расстояния и сделать кого-то ближе. Чтобы именно Ваше утро было добрым! И так вот уже 75 лет!
Михаил Ефремов, директор Муниципального предприятия г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление»:
– Городской транспорт – без него немыслима жизнь Самары. Троллейбус и трамвай – необходимые средства передвижения, которые помогают нашим горожанам жить проще.
Быстрое развитие троллейбусного транспорта объясняется рядом его существенных преимуществ. Он является важным элементом в создании комфортной среды современных городов.
Троллейбусы при движении не загрязняют воздух. Они экологичны, и их работа не зависит от колебаний цен на нефть. Тяговый электродвигатель троллейбуса более надежен в эксплуатации и требует меньшего ухода, чем двигатель внутреннего сгорания. А это – большое преимущество для России, особенно для зимнего времени! Кроме того, троллейбус движется бесшумно, что очень важно в условиях нашей жизни. Бесшумность движения создает удобства для пассажиров. Троллейбус на остановках подъезжает непосредственно к тротуару, посадка и высадка пассажиров отличаются удобством и безопасностью. Современные машины оснащены специальными откидными площадками для заезда колясок, плюс троллейбус имеет возможность «наклониться», что позволит людям с ограниченными возможностями проще зайти в салон. В самом салоне – просторно и удобно. Тут можно комфортно разместиться, чтобы доехать до нужной остановки.
Сегодня сотрудники Трамвайно-троллейбусного управления работают для того, чтобы обеспечить надежность городского транспорта. Ежедневное регулярное движение троллейбусов – это их заслуга. Мы должны сказать спасибо всем тем, кто когда-то начинал это важное дело, тем ветеранам, которые трудились здесь в советское время. А также мы благодарим всех сотрудников ТТУ, кто трудится сегодня. Для горожан их труд незаметен. Они привыкли, что каждый день в нужное время они могут доехать из точки А в точку Б. Однако за этим стоит труд тысяч человек. Водители, кондукторы, диспетчеры, наставники, преподаватели учебного центра, инженерно-ремонтные службы, специалисты электроснабжения… В каждом из трех самарских троллейбусных депо люди работают, вкладывая в свой ежедневный труд частичку своей души. Поэтому сегодня, в год 75-летия самарского троллейбуса, я поздравляю всех, кто причастен к этому благому делу. Пусть самарский троллейбус процветает! Счастливого пути!
В России первые троллейбусы появились в 1933 году в Москве, после чего быстро распространились по крупным городам страны. В наше время в мире более 400 городов с развитой сетью троллейбусного сообщения, в некоторых случаях данный вид транспорта курсирует между городами.
Слово «троллейбус» произошло от английского «trolley» – контактный провод, роликовый токосниматель и «bus» – сокращение от латинского «оmnibus» – «карета для всех». Электрический ток напряжением 550 вольт троллейбус получает от двухпроводной контактной сети (подвесные (троллейные) провода) через токосъёмники (штанги).
Первый троллейбус был придуман доктором Вильямом Сименсом (Англия) в 1880 году, а в 1882 году в Германии инженер Вернер фон Сименс претворил идею брата в жизнь, назвав свое изобретение Electromote. В том же году была открыта и первая троллейбусная линия в предместье Берлина Галензе.
Младший брат самарского трамвая
Районы, улицы, маршруты. Самарский троллейбус неразрывно связан с историей города и судьбами его жителей. Появившись здесь во время войны, троллейбус стал знаковым транспортом. Сколько видел он, каждый день курсируя от депо до депо! Сколько людей перевезено за эти годы! Если в 1940-е троллейбусами ездили наши прабабушки и прадедушки, сегодня этот вид транспорта предпочитает современное поколение горожан. И хотя возраст троллейбуса солиден, сегодня это один из современных, экологичных и активно развивающихся видов пассажирских перевозок в крупном мегаполисе. История Самарского троллейбуса – своеобразный маршрут длиной в 75 лет. Каждый этап его жизни – новая остановка, на которой заходят одни люди и выходят другие. За окном меняется пейзаж, облик города… Меняется и сам троллейбус. На смену старому подвижному составу приходят новые машины. Сегодня по улицам современной Самары ходят троллейбусы, о которых в те времена трудно было даже мечтать!
… 6 ноября 1942 года. Первая остановка на пути истории самарского троллейбуса. Значение городского транспорта в это время невозможно переоценить. В Куйбышеве – запасной столице – разместилось правительство и иностранные посольства. Накануне исторической битвы за Москву постановлением Государственного Комитета Обороны в Куйбышев были эвакуированы правительственные органы и часть военных управлений. Большое количество предприятий были эвакуированы в Самару во время Великой Отечественной войны из городов, которые стали добычей фашистов. Фабрики перевозили вместе с их рабочими, и численность горожан значительно выросла. Предприятия, разместившиеся на окраинах города, дали толчок для развития сетки маршрутов. Производства работали круглосуточно. Люди из города должны были как-то добираться до работы. Именно в это время в нашем регионе появилась знакомая нам аббревиатура ТТУ – трамвайно-троллейбусное управление. До войны в городе курсировали только трамваи. Куйбышев был одним из немногих, где трамвайное движение было развито, однако его сил все равно не хватало для обеспечения потребностей запасной столицы. Вот почему сегодня самарский троллейбус в ТТУ ласково называют младшим братом самарского трамвая.
Трамвай на улицы Самары в свой первый рейс вышел в феврале 1915 года. С тех пор без него трудно представить жизнь города. Впервые торжественно из депо трамвай выводил инженер Павел Суткевич, который спроектировал первые линии, добился поставки первых вагонов и нашел деньги на реализацию такого крупного проекта. С этого момента началась история самарского городского электрического транспорта. Начало было положено! Пассажиры быстро оценили преимущество новшества. Трамвай работал зимой с 6 часов утра до 10 вечера, а летом – с 5 утра до 1 часа ночи. Вагоны ходили с интервалом в 5 минут. Средняя скорость движения составляла 10 верст в час. Только за первую неделю работы трамвай перевез 115 тысяч пассажиров и выручил 3451 рубль! Через месяц из Коломны прибыло еще 12 вагонов, движение стало еще более интенсивным. Подвижной состав продолжал поступать в течение всего года. Всего за 1915 год самарские трамваи перевезли более 20,5 миллионов пассажиров, что принесло выручку порядка 600 тысяч рублей… Однако наш трамвай открыл свое движение не в самое простое время. К последствиям Первой мировой войны присовокупились последствия революции, которая произошла почти что сразу же. Самару напрямую эти события не коснулись, но экономические последствия для нашего города в любом случае не могли остаться незамеченными как для региона центральной России. А трамвай, появившийся при царской власти, стал советским народным транспортом.
Так получилось, что его младший брат – троллейбус также появляется в городе в военное время. Как и многие предприятия, организации, дипмиссии, культурные учреждения, троллейбусный парк был эвакуирован на Волгу из Москвы. В срочном порядке из столицы было перевезено 105 троллейбусов марок «ЯТБ-1», «ЯТБ-2» и «ЯТБ-4». Из них и была организована так называемая троллейбусная эвакобаза. Здесь машинам суждено было пережидать войну.
Женское дело
Первоначальной территорией первого троллейбусного депо стало барачное помещение стадиона «Локомотив». В специально выделенной комнате находилась троллейбусная служба. Именно здесь было решено проводить занятия с будущими водителями. Из 10 старых, изношенных троллейбусов, выделенных городу с эвакобазы, были собственными силами укомплектованы 5 пассажирских машин (запчасти для них снимались с неходовых машин), и одна машина была превращена в «техпомощь» (с вышкой).
Первый маршрут «Площадь Революции – ЖД вокзал» был длиной 6,5 километров. Сначала троллейбусная линия была однопутной. На обоих ее концах были устроены разворотные петли. Первыми водителями стали женщины, отобранные из лучших водителей трамвая. Мужчины ушли на фронт, хрупкие, нежные представительницы слабого пола брали на себя всю тяжелую работу. Они были не только водителями. Обеспечивая бесперебойность троллейбусного движения, они же установили на Комсомольской площади у железнодорожного вокзала списанную неходовую машину. Она стала первой диспетчерской, а у входа на переходный мост вырыли смотровую яму. Девушки под открытым небом работали здесь в роли инженеров и слесарей.
… Видимо, женский труд так и стал традиционным для самарского троллейбуса. Прошли годы, но по-прежнему девушки приходили сюда на работу. Валентина Андреевна Долгих – ровесница самарского троллейбуса. В 2017 году она также отмечает свое 75-летие. Когда запустили первые маршруты, она только родилась. А сегодня, уже будучи на пенсии, вспоминает начало своей работы. В троллейбусное депо она пришла в 1960-е годы.
Валентина ДОЛГИХ, ветеран МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление»:
– Эх, я бы и сейчас села за руль! Это только в первый раз страшно! А потом кабина – твой дом родной! Я помню, как девчонками, отучившись, мы с подружкой договорились, что в первый свой рейс по-едем вместе. Ей выпала первая смена, мне вторая, вот так в первый рабочий день мы почти сутки не спали, поддерживали друг друга. Я благодарна своей работе за многое, это действительно для меня стало делом жизни. Мне нравилось то, чем я занимаюсь, и я прекрасно понимаю, что те, кто работает сегодня, делают это с душой и любовью! В нашем деле иначе нельзя! Ты же пассажиров везешь, ты же отвечаешь за них. Какое настроение будет у тебя, так и поедешь! Многие говорят, мол, это не женская работа. А я отвечу, что девушки всегда очень ответственно подходят к своему делу. И сегодня сколько представительниц прекрасного пола за рулем. Когда в следующий раз будете садиться в троллейбус, обратите внимание!
Девушка и троллейбус… И 75 лет назад, и сейчас – было и есть в этом что-то сентиментальное и загадочное. Сегодня работать в ТТУ – их личное желание, а не вынужденная мера, как во времена войны. Но в любые годы образ женщины-водителя – это особая романтика. Романтика профессии. Кстати, говорят, что водят девушки уж точно не хуже мужчин. Бережнее, ответственнее. И хотя у машин большие габариты, троллейбус – очень маневренный транспорт, и на всех участках его пути никаких трудностей для него нет. Он едет там, где для него проложен путь. И это – особенное мастерство. У троллейбуса две дороги: одна внизу, а вторая сверху – электролинии. Вот так, постоянно сверяя небо с землей, водители ведут транспорт по городским улицам.
Судьба человека
Война прошла… А регион остался таким, каким его эта война сделала. Большим промышленно-культурным центром. Население сильно увеличилось. Вырос и парк электрического транспорта. В городе, в котором вот только 30 лет назад пустили первый трамвай, в 1945 году уже троллейбус мог похвастаться миллионом пассажиров, перевезенных за год! К началу 50-х годов в ТТУ располагался парк ярославских и московских троллейбусов числом 45 единиц, ведущих перевозки на 11 маршрутах длиной 36,4 километра.
В эти годы водителем троллейбуса в первом депо начал работать ныне заслуженный ветеран Самарского ТТУ Иван Алексеевич Ильин. Осенью 2017 года у него двойной юбилей: ему самому исполняется 90 лет, а делу, которому он посвятил всю свою жизнь, – 75. Иван Ильин пришел в троллейбусное депо более 65 лет назад. Участник Великой Отечественной войны, он сражался за Родину… В это же время в Куйбышеве только-только зарождалось троллейбусное движение. Оказавшись в последнем призыве, после капитуляции Германии он военную службу не закончил. Иван Ильин был отправлен на войну с империалистической Японией. Демобилизовавшись в 1951 году, он мечтал работать на «гражданке» железнодорожником, но случайно увидел объявление о наборе водителей троллейбуса, так ТТУ стало его судьбой. Это уникальный случай, когда история вершится на твоих глазах. Иван Ильин был свидетелем становления самарского троллейбуса. И хотя за это время произошло столько событий, свои первые выезды он помнит, будто это было вчера. Троллейбусы снятся ему до сих пор. Он проработал здесь 46 лет, 20 из которых провел за рулем. Сегодня в Самарское троллейбусное депо №1 он приходит, чтобы вспомнить былые годы.
Иван ИЛЬИН, ветеран МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление»:
– Я оказался в последнем военном призыве, но с капитуляцией Германии моя военная служба не закончилась. Я – участник войны с империалистической Японией. Кроме того, после окончания Второй мировой наш полк оставили в Китае, где я еще прослужил шесть лет. В 1951 году я демобилизовался, вернулся в родной поселок Тимашево, но оставаться там не хотелось. Я мечтал работать в городе, собрал вещи и поехал к своим двоюродным братьям, которые жили в Куйбышеве и работали на железной дороге. Вероятно, я бы тоже пошел трудиться на стальную магистраль, но вдруг узнал, что набирают курсы водителей троллейбусов. Это мне показалось очень интересным, и вот так с 17 сентября 1951 года моя жизнь оказалась связанной с ТТУ.
Я проработал здесь 46 лет, 20 лет из них – водителем троллейбуса, потом был начальником маршрута, начальником эксплуатации Троллейбусного депо №1. Получается, что я захватил и самое начало истории самарского троллейбуса, и его новое время. Первые свои выезды я помню прекрасно. Ответственность чувствовал особенную, впрочем, любой водитель чувствует ее всегда. Хоть в первый раз едешь, хоть в сотый. А когда только начал работать, помню, со мной произошел, с одной стороны, неприятный, с другой стороны, даже курьезный случай. Во время рейса у меня спустили два задних баллона, то есть колеса. Я этого не заметил и так и ехал на спущенных. Когда об этом случае узнало руководство, меня вызвали. Говорили со мной очень строго. Сказали даже, что мне придется платить за испорченные баллоны, плюс будет какое-то административное взыскание… Я очень расстроился. Но, как оказалось, меня просто попугали, и все. Штрафовать меня никто не стал, но зато научили быть внимательнее!
ТТУ я благодарен не только за годы интересной работы. Здесь я нашел свою вторую половину – моя супруга работала кондуктором. Познакомились, поженились и прожили вместе 41 год.
В центре города
Привыкнуть к габаритам машины – самое сложное, об этом вспоминают и ветераны, и говорят молодые водители. Конечно, в начале тяжело. Но стремление и труд делают свое дело. Стоит только захотеть! Естественно, в начале пути самарского троллейбуса движение было не таким интенсивным, хотя в середине 20 века Куйбышев уже был одним из крупнейших российских городов.
Несмотря на то, что движение было открыто в 1942 году, первое троллейбусное депо появилось не сразу. На улице Чкалова его строительство было полностью завершено в 1956 году. На это время приходится и развитие маршрутной сети самарского троллейбуса. Первое депо – старейшее в Самаре и по праву может гордиться своими традициями. Сегодня, 75 лет спустя, из 14 городских маршрутов первое депо обслуживает шесть. 4-й, 6-й, 15-й, 16-й, 17-й и 20-й номера. Здесь работают более 300 человек, ежедневно обслуживая порядка 80 единиц подвижного состава. Новая техника! Но на фасаде самого старого здания здесь расположен монумент «Троллейбус», который хорошо виден, если едешь по улице Чкалова. С каждым годом его ценность все больше, спустя десятилетия мы сможем увидеть, какие троллейбусы ходили по улицам Самары.
Троллейбусное депо №1 находится в самом центре старого города. Где оно было построено, так и располагается до сих пор. Соответственно, его маршруты по большому счету пролегают по улицам старого города. Это накладывает свой отпечаток на работу: проезды более узкие, обочины заставлены машинами. Но, несмотря на это, каждый, кто ежедневно выходит на линию, делает это с искренней радостью и любовью к своему делу.
Сергей КРИВИН, начальник Троллейбусного депо №1 МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление»:
– Случайные люди в ТТУ не работают. Это призвание, это жизнь. Пассажиры знают наших водителей в лицо, они любят их, кто-то может специально стоять на остановке и ждать именно «свой» троллейбус, чтобы ехать с любимым водителем. Водитель создает настроение. От того даже, как он объявит остановку, у людей в салоне уже может подняться настроение. И не будем забывать, что ежеминутно водитель троллейбуса отвечает за безопасность. Что бы ни случилось, он должен быть собран, должен знать, как решить проблему. На дорогах бывает всякое. Движение в «старом» городе плотное, улицы узкие, но даже при своих габаритах троллейбус все равно очень маневренен. Это профессионализм и мастерство наших водителей! Конечно, кроме них в депо трудятся люди разных специальностей, задача которых – обеспечить регулярное и безопасное движение. Юбилей Самарского троллейбуса – наш общий праздник!
В истории транспорта отношение к троллейбусу менялось – от позитивного к негативному и обратно. Имело место немало попыток полностью заменить троллейбус автобусами или же заменить троллейбусами трамваи, однако все эксперименты такого рода потерпели фиаско, лишний раз доказывая, что все виды общественного транспорта имеют право на существование и довольно часто наши представления о них ошибочны.
Маршруты далекие, районы рабочие
Безымянка! Матушка-кормилица. Место, ставшее второй родиной для тысяч людей, приехавших в наш город в войну. Дворы, улицы, проспекты, парки… Здесь, где провело счастливое детство множество советских детей. Где сегодня – живут, любят, работают и растят новое поколение. У этого района особая история. И люди тут особенные: трудолюбивые, ответственные. С особой ответственностью относились и сотрудники ТТУ к открытию нового депо. Первый троллейбус на Безымянке появился 5 ноября 1956 года – тогда был запущен маршрут №7 от Ипподрома до Заводской площадки в Юнгородке. В ноябре 1959 года была открыта троллейбусная линия по улице Физкультурной до места строительства нового троллейбусного депо рядом с Кировским трамвайным депо. К концу года была сдана в эксплуатацию первая очередь депо №2 на 50 машин, а в 1960 году строительство было полностью завершено.
Александр ГАРИДОВ, начальник Троллейбусного депо №2 МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление»:
– Со времен основания мы обслуживаем Безымянку, доставляем людей с работы, на работу, это очень ответственно, и наши сотрудники подходят к своей работе соответствующе. В нашем районе сосредоточены промышленные предприятия. Чтобы людям не опоздать на работу, наши водители должны четко следовать по графику, несмотря ни на что. Дождь, снег, пробки. Это большое мастерство и труд, заслуживающий уважения. Троллейбус должен вовремя прибыть в назначенное место. А для того чтобы это произошло, он должен быть исправен. Значит, должны потрудиться наши технические службы. Плюс – вежливое обслуживание и контроль за обстановкой в салоне. Это уже ответственность кондукторов. В каждой профессии – свои нюансы, и к каждому делу должно сердце лежать, тогда все получится. В нашем депо есть замечательный пример: молодой мужчина уже несколько лет работает у нас кондуктором, хотя он по образованию врач, отучился в вузе, какое-то время проработал по специальности, но потом понял, что это – не его. А здесь нашел свою стихию. Ему нравится общаться с пассажирами, ему не сложно рано встать, подготовить салон к рейсу. Он это делает с любовью. И знаете, как его пассажиры любят!!!
Сегодня во втором депо шесть маршрутов: 4, 4к, 7, 8, 10, 15. Чтобы троллейбусы ежедневно в срок выходили на линию без каких-либо заминок и сложностей, люди работают круглосуточно. Каждый сотрудник ТТУ вносит частичку своей души в общее дело.
А 18 мая 1978 года первые троллейбусы вышли в рейс из третьего троллейбусного депо. Сегодня оно обслуживает пять маршрутов: 12, 13, 17, 18, 19. Главным образом, они охватывают микрорайоны в северной части города, а также связывают их с центром и с Безымянской промзоной. Здесь около 100 единиц техники.
Александр ЖЕЛНОВ, начальник Троллейбусного депо №3 МПг.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление»:
– В конце 1970-х в Промышленном районе было решено открыть новое депо, чтобы обслуживать рабочие районы, к нам пришло 20 новых машин из города Энгельса. Сегодня наше депо представлено всеми типами подвижного состава крупных заводов, в том году у нас пополнился парк за счет новых машин – «Мегаполисов». Сотрудники хвалят новую технику. Те, кто отработал в ТТУ не один десяток лет, повидали всякое, они готовы любую машину вести, но естественно, что пассажирам комфортно ездить на новых троллейбусах. Для того чтобы они были в отличном состоянии, мы работаем круглые сутки. И никакие кризисы не были нам страшны. Транспорт должен ходить, независимо от политических и экономических изменений. Мы пережили и 1990-е, когда наши мастера превращали отжившие свой срок машины в новые, пережили кризис 2008 года. И всегда мы гарантировали достойную и своевременную зарплату. Мы заботимся о своих сотрудниках. А они заботятся о пассажирах Самары!
Все, кто работает тут, по-настоящему влюблены в свое дело. Кто-то находит здесь любовь, свою вторую половинку. Династии ТТУ – настоящая гордость. У многих ТТУ – единственная запись в трудовой книжке. Например, Дмитрий Михайлович Рыков работает тут с самого основания депо. По нему можно сверять часы. Каждое утро в 5 часов он готовится к поездке: медосмотр – со здоровьем водителя должно быть все в порядке. Получить путевку, подготовить машину – и в путь!
Дмитрий Рыков, водитель троллейбуса МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление»:
– Сколько лет я так уже езжу! Одних людей отвожу на работу, других – с работы! Меня узнают в лицо. Я тоже узнаю своих постоянных пассажиров. Это очень приятно! Нам во время движения, конечно, общаться нельзя, но на конечных люди подходят к водителям, говорят спасибо! Это дорогого стоит! Наверное, за это я и люблю свою работу!
Третье депо строилось по типовому проекту, поэтому оно очень просторное. Именно тут разместился учебный центр Самарского ТТУ. Его уникальное оборудование позволяет воспроизвести процесс управления троллейбусом прямо в стенах класса. Сейчас для молодых людей, занимающихся здесь, все вновь, но спустя какое-то время они будут сами учить новое поколение. Так повелось тут: кто приходит в ТТУ, обычно остается здесь на долгие годы. И никакие трудности не пугают людей. Напротив, когда во всей стране был кризис, трамвайно-троллейбусное управление принимало людей на работу, гарантируя им стабильный заработок.
Следующая остановка…
1990-е годы были для всех непростым временем. Для городского электротранспорта в том числе. Но люди находили возможности сделать стабильной работу ТТУ. Транспорт востребован, а значит, должен работать исправно. Те, кто работает тут, должны были приложить максимальные усилия в своем деле. Благодаря новаторским проектам, использованию внутренних ресурсов и режиму жесткой экономии удалось не только выстоять, но и сохранить предприятие, его структуру и трудовой коллектив и обеспечить должную работоспособность в соответствии с требованиями города и его населения. В отсутствии поступления новой техники в мастерских давали вторую жизнь, казалось бы, уже отслужившим машинам. После капитально-восстановительного ремонта они выходили, как новые, и могли служить еще долгие годы на радость пассажирам и во благо родного города.
Миф, что трамваи можно заменить троллейбусами. Такое мнение было довольно распространено в конце прошлого века, и, как на Западе, так и в странах постсоветского пространства делались попытки заменить трамваи троллейбусами или же автобусами. Однако мало где такая попытка увенчалась успехом. В наши дни электротранспорт переживает настоящий ренессанс. Особенно если стоимость горюче-смазочных материалов резко возрастет – придется расширять инфраструктуру электротранспорта.
В 1991 году в эксплуатацию приняты троллейбусы марки «Самара» – наши, местные, выпущенные Самарским заводом транспортного машиностроения. Этим фактом по праву можно гордиться! В новую эру российской истории Самарское ТТУ вступало с новыми планами, новыми силами и пониманием, что из любого кризиса найдутся пути выхода.
Новое тысячелетие Самарский троллейбус встретил с новыми планами и возможностью достойно реализовать их. Для того чтобы вся техника работала исправно, перевозя наших горожан, весь подвижной состав перед выпуском осматривается на предмет технической готовности. В круглосуточном режиме работают службы энергохозяйства, движения и другие подразделения. В любое время суток сотрудники оперативно должны выехать, проверить, ликвидировать последствия аварий, если такие есть.
Говорят, что троллейбус – транспорт прихотливый. Действительно, организовать троллейбусную инфраструктуру непросто: и дорожное покрытие должно быть высокого качества, и контактная сеть без провисаний или обрыва креплений. Но для города каждый из вышеуказанных недостатков оборачивается достоинством. И дороги прокладываются хорошие, способные выдержать интенсивное автодвижение, и сеть в должном состоянии поддерживается, чем обеспечивается безопасность и пешеходов, и пассажиров. И на борьбу с гололедом и снеговыми заносами в зимнее время немало сил тратится – а за это все водители только «спасибо» скажут работникам соответствующих служб.
Транспорт должен ходить без перебоев. Каждый день работники ТТУ обеспечивают регулярное троллейбусное движение, а значит, тысячи самарцев могут жить, работать, отдыхать, заниматься здоровьем, совершать покупки, ездить в гости, делиться своими радостями друг с другом.
14 троллейбусных маршрутов, около 250 машин в парках трех троллейбусных депо. За последние два года здесь появилось около 40 новых единиц техники. За год самарский троллейбус перевозит около 15 миллионов горожан. Тихий, практически бесшумный, безопасный, экологичный, экономичный, удобный, вместительный вид транспорта – именно за таким будущее городской инфраструктуры. Современному мегаполису без троллейбуса не обойтись.
Каким троллейбус будет еще через четверть века – в год своего столетия?.. Что ж, поживем, увидим. Время идет, будто троллейбус: от остановки к остановке… И если двери закрываются, значит, они вскоре откроются вновь!
Ксения Русяева
При подготовке материала использованы фото автора и из архива Самарского Трамвайно-троллейбусного управления.