Александр Сибирцев. От лирического баритона до драматического тенора

5801
Александр Сибирцев. От лирического баритона до драматического тенора

Александр Сергеевич Сибирцев.

Народный артист России, лауреат Государственной премии России, профессор. Заслуженный деятель культуры Польской республики. Награжден медалью Святого Даниила Московского, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени и другими наградами.

Родился в Симферополе 2 августа 1935 года. Окончил вокальный факультет и аспирантуру Московской государственной консерватории (класс профессора Г.И. Тица). Был солистом Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии им. Александрова, в театрах Горького и Перми.

Начинал вокальную карьеру как баритон, спел более 20 партий, среди которых – Онегин («Евгений Онегин» П. Чайковского), Елецкий («Пиковая дама» П. Чайковского), Роберт («Иоланта» П. Чайковского), Граф и Фигаро («Свадьба Фигаро» В. Моцарта), Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Жермон («Травиата» Дж. Верди), Валентин («Фауст» Ш. Гуно), ряд ведущих партий в опереттах. Профессионально изучал анатомию, физиологию, акустику певческого голоса, фониатрию, психологию, вокальную педагогику, в результате чего самостоятельно перевел голос из баритонового в теноровый диапазон.


Юбилей Александра Сибирцева — очень важное и значимое событие для нашего театра! Александр Сергеевич был приглашен в театр не только в качестве солиста, но и как его руководитель. Он прошел славный трудовой путь и внес огромный вклад в развитие Самарского академического театра оперы и балета.

Музыкальный, с ярко выраженным чувством сценической характерности, талантливый вокалист, сразу прочно влился в репертуар. Острое и точное ощущение характера персонажа и способность воплотить его вокально-сценически еще масштабнее проявились при создании таких работ, как Герман в «Пиковой даме» П. Чайковского, Отелло, Манрико в «Трубадуре» Дж. Верди, Радамес в «Аиде» Дж. Верди, Ричард в «Бале-маскараде» Дж. Верди, Пьер Безухов в «Войне и мире» С. Прокофьева, Канио в «Паяцах» Р. Леонкавалло, Каварадосси в «Тоске» Дж. Пуччини, Герцог в «Риголетто» Дж. Верди, Эдгар в «Лючии ди Ламмермур» Г. Доницетти, Собинин в «Жизни за царя» М. Глинки, Самозванец в «Борисе Годунове» М. Мусоргского, Андрей Хованский, Князь Голицын в «Хованщине» М. Мусоргского. Им создан удивительный и неординарный образ Клавдия в опере С. Слонимского «Гамлет».

Нет возможности перечислить все сыгранные за эти годы роли, но необходимо подчеркнуть главное: яркое, глубокое и многогранное воплощение каждого образа, нахождение новых неповторимых красок. И еще одно, пожалуй, не менее важное: способность создавать на сцене какое-то особое энергетическое поле, влияющее на саму атмосферу спектакля, заставляющее зрителей с неослабевающим вниманием следить за действием.

Коллектив театра от всего сердца поздравляет Александра Сергеевича с замечательным праздником! Желаем благополучия, постоянной радости от соприкосновения с чудом искусства, хорошего настроения и, конечно, крепкого здоровья, бодрости духа, заботы и внимания близких.


Генеральный директор Самарского академического театра оперы и балета, заслуженный работник культуры России Наталья Глухова.



Александр ИГНАШОВ, драматург, член Союза писателей России, член Союза журналистов России:
— Кто-то приходит оперу смотреть, кто-то – слушать. Александр Сергеевич считает, что опера – действие синтетическое, в ней не только поют. Энергетические затраты у певца на спектакле огромные. В образе он живет, страдает, интригует, погибает. Публика, по мнению Сибирцева, не только слушает, но и живет переживаниями. На сцене должны быть личности, не только с точной фразировкой, интонированием, но и с динамикой. Внутреннее состояние певца далеко не вторично. Русский язык не тонален в отличие от китайского или того же английского. Изменение в тональности речи или в дыхании важны в опере как средства выражения.

Видно, что Сибирцев всегда влюблен в своих сценических героев. Он не просто поет и не просто живет на сцене, он существует на ней так, как звучит в зале сама музыка. В работе с режиссерами Сибирцев – с его-то интеллектом и характером! – не конфликтен.


Александр Сергеевич Сибирцев.

Как драматический тенор сформировал обширный репертуар (более 50 партий). Среди лучших ролей: Герман («Пиковая дама» П. Чайковского), Отелло, Манрико («Трубадур» Дж. Верди), Радамес («Аида» Дж. Верди), Дон Карлос («Дон Карлос» Дж. Верди), Ричард («Бал-маскарад» Дж. Верди), Пьер Безухов («Война и мир» С. Прокофьева, Государственная премия России), Канио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Пинкертон («Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини), Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини), Герцог («Риголетто» Дж. Верди), Эдгар («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти), Собинин («Жизнь за царя» М. Глинки), Самозванец («Борис Годунов» М. Мусоргского), Андрей Хованский, князь Голицын («Хованщина» М. Мусоргского). В роли Клавдия в опере С. Слонимского «Гамлет» в 1993 году успешно выступил на всероссийской премьере спектакля в Москве. В обширном камерном репертуаре певца – произведения западноевропейских и русских композиторов. Спел более 1500 спектаклей, свыше 3500 концертов на музыкальных сценах в СССР, Англии, Италии, Германии, Канаде, Монголии, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Польше, на Мальте.

В 1993-2001 годах – директор Самарского академического театра оперы и балета. Член жюри Международных конкурсов вокалистов им. Глинки (Москва) и им. Монюшко (Варшава), конкурса «Золотая маска» (Москва). Преподавал в ГИТИСе, Пермском государственном педагогическом институте, Самарском государственном институте культуры, Самарском государственном педагогическом университете.

Только «Пиковую даму» Александр Сибирцев пел в четырнадцати постановках – от Большого и Мариинского театров до Казани и Екатеринбурга. И где бы ни пел – прежде всего изучал режиссерскую партитуру, выходил на сцену не как гастролер, привнося в местную концепцию свое понимание образа героя. Уважение к театру у Сибирцева в крови. Такие, как он, в спектакль не врываются, а входят и живут. Есть актеры-разрушители, сосредоточенные только на себе любимых. Сибирцев не из них. В Италии на фестивале в Перуджи, когда партнерша на спектакле ошиблась, он вытянул сцену. Итальянская пресса об этом писала как о творческом подвиге русского певца.

В его личном деле при поступлении в Московскую консерваторию было записано: «баритон», «высокий бас». Сегодня уже очевидно, что его творческой природе было тесно в диапазоне лирического баритона. Когда Александр Сергеевич преподавал в ГИТИСе и показывал студентам, как брать верхние ноты, что называется, «заболел» тенором. А тенор – это особый образ жизни. Или, как считает Сибирцев, диагноз.

Любимые его партии – страстные: Герман из «Пиковой дамы» Чайковского, Отелло Верди, Каварадосси из оперы Пуччини «Тоска». А с каким увлечением рассказывает о том, как бы смог поставить «Дуэнью»! Тот самый Сибирцев, который когда-то, будучи доверенным лицом Губернатора Титова, откровенно сказал ему в лицо, что, баллотируясь в Президенты России, Константин Алексеевич ошибается. 

Токарь пятого разряда, кандидат в мастера спорта по самбо, заядлый охотник, перворазрядник по стрельбе из пистолета, профессиональный инструктор по горному туризму – это все он.

Характер у Александра Сергеевича по-настоящему мужской. Пережил он много. В детстве – два с лишним года оккупации в годы войны в Симферополе, на глазах у него людей вели на расстрел, постоянные облавы. Вместе со старшим братом Саша сбежал от отправки в Германию. Пережил дистрофию, голод сорок шестого года. Да и в студенчестве жил на стипендию, неофициально подрабатывал, чтобы не потерять право на учебу. Друзья у Сибирцева не только из театрального мира, настоящие друзья, единомышленники.

Не у каждого творческого человека найдется талант руководителя. В тяжелые времена Александр Сергеевич был директором Самарского театра оперы и балета. Сумел тогда вопрос с отоплением решить, а то чуть ли не в шубах зимой репетировали – тринадцать градусов тепла было в зале и на сцене. Сколько было хозяйственных проблем! Он настоял на замене планшета сцены, открыл в театре по заводскому типу отделы главного энергетика, главного механика, укомплектовал художественно-постановочную часть мастерами, наладив производство декораций и костюмов в театре. 

С сыном Дмитрием Александр Сергеевич работает на сцене больше двадцати лет, считает, что дети должны идти дальше родителей, и поэтому сейчас лишь наблюдает за тем, как складывается профессиональная жизнь сына.

Наталья ЭСКИНА, музыковед, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России:
— Александр Сергеевич Сибирцев – редкий в России пример сценического долголетия. Великолепный тенор! По-настоящему русский тенор! Это в солнечной Италии Паваротти поет себе да поет, и возраст ему не помеха. Или рационально распоряжающиеся собой немцы свято сохраняют данные Богом голоса – Шрайер, например. У нас в России все иначе. Голос – это не только две связочки, две тонкие, хрупкие мышцы. Как-то спросила я у Александра Сергеевича: «Как сохраняете голос?» Отвечает: «Живу по афише, пою». Я это к чему? Александр Сибирцев – это кроме всего прочего истинный образец следования строгим требованиям певческой дисциплины, что дает ему возможность все эти годы жить полноценной жизнью концертирующего певца.

Александр Сергеевич Сибирцев – это настоящий тенор, настоящее бельканто, настоящая вокальная школа! Равных ему теноров у нас не было и нет. Помню его блестящие выступления в концертах – в частности, «Nessun dorma», арию принца Калафа из «Турандот». Блистательное фортиссимо, на блестящем, как сталь кинжала, последнем мотиве арии – «Vincerò!». Сколько помню, это было его 75-летие. А вокруг на сцене театра – тенора, молодые, лучшие в России. Отбирал их для выступления на фестивале «Тенора XXI века» его сын Дмитрий Сибирцев, ныне прекрасно работающий на посту директора Московского театра «Новая опера».

Когда-то в холле краеведческого музея фотограф пристраивал нас в кадр. Рядом со мной неправдоподобно красивый мужчина. Сияют синие глаза, волна русых волос, военная выправка. Таким я впервые увидела Александра Сибирцева не со сцены, а вблизи. Статный красавец!

Позже мы не раз общались в моем завлитском кабинете в театре. Если талантливый человек   берется о чем-то рассказывать, то сюжеты эти долго хранятся в памяти   и «прокручиваются» с кинематографической яркостью. Многое поражало!..

Героиню Достоевского бабушка к юбке булавкой прикалывала, чтобы не сбежала. Александра Сибирцева к Самаре булавкой не приколешь. Его гастрольные маршруты от Мюнхена (опера Верди «Трубадур») до Москвы (сольный концерт в рамках музыкального фестиваля «Шереметьевские сезоны»). А турне по городам Польши! А гастроли по городам России! А участие в вечере памяти Паваротти в Московском Зале музыки!..

Одна из главных его заслуг – то творческое энергетическое поле, которое существует вокруг него. Ягодки с этого поля – настоящие подарки нашему театру. Сейчас Александр Сибирцев все чаще московский житель, консультирует столичных певцов, дает мастер-классы. Но позвольте, кто там, в шестом ряду? Александр Сергеевич! Присутствует практически на каждом значительном событии в нашем театре. Курирует, пусть и неформально, и нашу оперную труппу. Сопрано Татьяна Ларина – его ученица.

Неумолимое время течет и течет. Подходит ко мне кто-то из зрителей, спрашивает: «Почему Сибирцева давно не слышно? В каких ближайших спектаклях он поет?..» Он готов спеть Германа, Радамеса.

Особая тема – Дмитрий Александрович Сибирцев. Талантлив во всем – певец, пианист, замечательный человек! Годами в Самаре собирал он любителей оперы, щедро делясь своей эрудицией, фоно- и видеозаписями. Помню, как замечательный концертмейстер Дмитрий Сибирцев записал с солистом театра, заслуженным артистом России басом Андреем Антоновым удивительный по ансамблевому мастерству диск песен Мусоргского. Презентовали диск в художественном музее. Даже не знаю, что тогда было лучше – «живой» концерт или запись на диске в подарок, который я к сердцу прижала…

По нашему театральному скверику, вдоль пирамидальных тополей легкой походкой тенора идет Александр Сергеевич Сибирцев. Кто поверит, что ему восемьдесят?..

При подготовке материала использованы фото из архивов Александра Сибирцева и Самарского академического театра оперы и балета.
 

Оцените статья

+2

Оценили

Лена Михайловская+1
Ольга Михайлова+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...