Успешный тандем. 40 лет ДШИ №14

3938
Успешный тандем. 40 лет ДШИ №14

Союз звуков, чувств и мыслей – именно так определяют понятие «Искусство». В нашем случае искусство – это место, где рождаются настоящие таланты. С самого юного возраста ребята постигают азы циркового мастерства, собственными руками создают настоящие шедевры на гончарном круге, поют, танцуют, играют на разных музыкальных инструментах, а из обычной бумаги делают настоящие произведения искусства… Ещё в этих стенах иногда слышен колокольный звон – и это тоже труд маленьких детей. Такая атмосфера царит в самарской Детской школе искусств №14, которая в этом году отмечает свое сорокалетие.

Галина ГЕРАСИМОВА, директор ДШИ №14:

– Школе – 40 лет! Мне приятно говорить о том, что я здесь работаю с 1979 года, а в качестве руководителя – с 1981-го, то есть 37 лет. Прошло много лет, и теперь некоторые выпускники приводят к нам уже своих внуков… Мы добились определенных успехов! Нас знают не только в стране, но и за рубежом. Но самое главное то, что мы до сих пор находимся в поиске. Мы ищем свой стиль работы, развиваем направления, которых нет в других школах. Наверное, именно это нас выделяет из общей структуры всех учреждений дополнительного образования.

Галина Митрофановна Герасимова – настоящая легенда Детской школы искусств №14. Она создавала это учреждение по маленьким крупицам, не жалея на это ни сил, ни времени. Галина Митрофановна – идейный вдохновитель каждого нового отделения этой школы. Кажется, что у нее получается всё, за что бы она ни бралась. Наверное, ей под силу выполнение даже самых сложных и, на первый взгляд, совершенно нереальных задач… Ее работа на посту директора была отмечена многими грамотами и благодарственными письмами: от Министерства образования РФ, глав Администраций районов, главы города Самара, Самарской Губернской Думы, от глав и Министерств культуры зарубежных городов.

Детская школа искусств изначально была создана в 1978 году как музыкально-хоровая студия при общеобразовательной школе №137. Но в 1999 году, став самостоятельным учреждением, студии пришлось практически с нуля начинать свою работу. Коллектив искал своё уникальное направление, свою индивидуальность. И как показали минувшие четыре десятилетия, фортуна им улыбнулась!

В 1999 году впервые в городе на базе музыкально-хоровой студии было открыто цирковое отделение! Сказать, что это решение в то время не было поддержано руководством города – не сказать ничего… Было много перипетий и сложностей, в их успех не верили целых десять лет. Изменил всё 2009 год, когда на Девятых Дельфийских играх ученик ДШИ №14 Никита Волков в номинации «Цирк» завоевал золото!

Никита ВОЛКОВ, выпускник ДШИ №14, выпускник ГИТИС, профессиональный артист цирка:

– Те годы, что я здесь репетировал, были самыми счастливыми. Коллектив школы я могу назвать своей семьей! Это те люди, которые всегда помогут и поддержат. Я обязательно прихожу сюда, когда приезжаю в Самару. Я помню, как каждое лето со школой мы ездили в детские лагеря, где была возможность еще больше времени уделять репетициям, заниматься и повышать свое мастерство. При поступлении в ГИТИС все умения и навыки, которые я освоил в этой школе, помогли мне придумать сценки и другие режиссерские работы.

Сегодня юные циркачи выступают на арене Самарского государственного цирка, поступают в известные цирковые училища и имеют большой успех. «Арлекино» – это единственный детский цирковой коллектив в нашем городе!

Лариса НИКИТИНА, педагог дополнительного образования, создатель и руководитель детского образцового коллектива «Арлекино»:

– Мы работаем в двух направлениях: жонглирование и ручной эквилибр. Жонглирование – понятие объёмное, которое включает и классическое, и оригинальное (с кубиками, со шляпами, на катушках, на моноцикле, игра с хулахупами). Нам есть чем гордиться. Мы участвовали в церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи, в Международном круизе, постоянно снимаемся на телевидении, участвуем в кастингах «Синей птицы». Нас постоянно приглашает Самарский Государственный Цирк на разные мероприятия.

Уникальное отделение «Колокольные звоны» было открыто в школе в 1998 году. Его создателем стал художественный руководитель ансамбля «Волжские колокольные звоны» Николай Алексеевич Ваничев. После ухода из жизни самарского звонаря его дело продолжила супруга Наталья Владимировна. Детская школа искусств №14 до сих пор остается единственным учреждением дополнительного образования, где реализуется это направление.

Наталья ВАНИЧЕВА, преподаватель основ колокольного звона:

– У меня сейчас занимается 6 человек, которые учатся еще и в Воскресной школе. Честно признаюсь, я сначала даже не представляла, как всё пойдет. Но меня поразило, насколько им это интересно! Расскажу подробнее о двух ученицах. Когда мы начали заниматься, они не знали ничего: ни музыкальной грамоты, ни ритмических долей. Всё пришлось объяснять с нуля. Скажу откровенно: раньше я была в них совершенно не уверена, но на недавнем концерте на Прощёное воскресенье на улице именно они спасли всё положение! Остальные четыре человека задержались в Храме на репетиции хора, и нашим ученицам выпала честь открывать концерт!

В 2004 году благодаря усилиям педагогов школы был возрожден духовой оркестр и на тот период времени стал единственным в городе! Сначала его участниками были только взрослые, уже состоявшиеся люди, но постепенно коллектив молодел… Сегодня оркестр составляют, в основном, студенты вузов и школьники старших классов. Участники выступают на всех городских мероприятиях, а также показывают свои умения на столичных площадках: совсем недавно на московском конкурсе они заняли 2 место!

Андрей ОВЕЧКИН, руководитель духового оркестра ДШИ №14:

– Расскажу о наших звездочках… Например, Егор играет в нашем оркестре уже пять лет и сейчас занимается в музыкальном училище. Наше подрастающее поколение – Артём. Когда он пришел к нам, почти ничего не умел, а сейчас уже виден колоссальный прогресс. Вместе с ним занимается его папа, как говорится, еще посмотрим: кто кого опередит! У нас есть ребята, которые когда-то занимались в музыкальных школах, а теперь пришли к нам.

В последние годы появляется всё больший интерес и потребность в изучении народной культуры и творчества. В школе отлично построена работа фольклорного направления. И здесь Галина Митрофановна Герасимова выбрала уникальное – казачье направление, чтобы быть непохожими на других. В ансамблях «Потешки» и «Родничок» занимаются дети от 4 до 16 лет. Руководитель – Ольга Минаева, концертмейстер – Андрей Малеев, хореограф – Алия Сурина. ДШИ №14 активно сотрудничает с Волжским казачьим войском. Большинство преподавателей школы являются казаками станицы «Северная» и имеют казачьи чины.

Геннадий ПЕЦИН, заместитель войскового атамана Волжского Войскового Казачьего Общества, атаман казачьего общества станицы «Северная»:

– Дети постоянно приглашают нас на различные мероприятия, последнее из которых – смотр военно-патриотических объединений, частью которого является «Самарская застава». Трех-четырехлетние дети устроили настоящий фурор в одной из школ города. Мы, в свою очередь, тоже для ребят проводим свои мероприятия. Надо видеть глаза детей, когда взрослые «дядьки», вроде Виктора Васильевича Бокова, вручают им грамоты, медали… Мы им также выдаем удостоверения воспитанника. То есть дети, надевая казачью форму, правда с деревянной шашкой, но с настоящими нагайками, позиционируют себя казаками! Нам школа очень помогает в военно-патриотическом воспитании детей, ну а мы, в свою очередь, стараемся не бросать их в трудные минуты.

Виктор БОКОВ, Почетный атаман станицы «Северная»:

– Когда казаки здесь появляются, дети сами начинают чувствовать себя казаками. Судите сами: оркестр – казачий, форма – казачья, педагоги – казаки, директор – казачка. Это большое дело! Когда они выступают на сцене, у них появляется стимул для совершения новых побед. А еще это очень дисциплинирует, мы замечаем, что ребята становятся собраннее.

Виктор Васильевич Боков подарил ребятам несколько музыкальных инструментов. Самарские казаки сотрудничают с учениками Детской школы искусств №14 уже много лет и каждый раз находят новые направления.

Олег ДУНАЙ, заместитель директора ДШИ №14 по административно-хозяйственной части, хорунжий станицы «Северная»:

– В прошлом году мы выезжали за город и случайно в селе Павловка Сергиевского района нашли заброшенный храм. Он поражает своей красотой, своим величием. Этот деревянный храм (а таких построек в России у нас осталось мало) был возведен в 1860 году. По истечении нескольких лет храм разорили, в годы революции из него сделали зернохранилище… В прошлом году мы приехали с казаками и сначала даже сами не знали, что у нас может получиться. Откликнулось много желающих, подключилась администрация Сергиевского района.

Казаки вместе с детьми занимаются раскопками на месте заброшенного храма и проводят работы по его восстановлению. 21 ноября 2017 года там был совершен первый Крестный ход. В этом году планируется продолжить работу. Решая проблему патриотического воспитания детей, педагоги помогают изучать традиции казачества, тем самым у своих учеников воспитывая чувство гордости за историческое прошлое народа.

В Детской школе искусств начинают заниматься дети дошкольного возраста с 4-5 лет. Также проводится большая работа с подростками: открываются эстрадные ансамбли. С 2005 по 2013 год под руководством Ирины Викторовны Юрковской осуществлял свою работу ансамбль «Тангенс Альфа», ставший настоящей гордостью и визитной карточкой школы. Ребята принимали участие в Международных фестивалях и конкурсах в Испании, Чехии, Ирландии, Франции, Голландии, Австрии – и отовсюду приезжали победителями!

Дарья СЕЛЕЗНЕВА, ученица ДШИ №14:

– ДШИ №14 привнесла много нового в мою жизнь. Я занимаюсь эстрадно-джазовым вокалом здесь уже 8 лет у нашего преподавателя Ирины Викторовны Юрковской. Моя конкурсная жизнь начиналась с мероприятий российского уровня, например, я выступала в Москве, где в жюри был Бедрос Киркоров. А продолжила выступать уже в других странах: в Голландии, Испании. Это было похоже на соревнования, сравнимые с Олимпиадой. Все конкурсы – это большой жизненный опыт. Сложно, но очень интересно и увлекательно!

Алёна СИДОРОВА, ученица ДШИ №14:

– Мы начинали с участия в самарских конкурсах, где сначала я получала дипломы участника. Путь был долгим… Потом мне начали покоряться третьи места. Мой первый конкурс международного уровня был в Праге, и я заняла второе место. А в сентябре прошлого года мы ездили в Испанию, где я стала первой! Радость была неимоверная! Счастье лилось рекой!

Сегодняшние солисты – ученики вокального отделения – продолжают одерживать новые победы, доказывая свое первенство.

Александра НУЖДОВА, ученица ДШИ №14:

– Скажу откровенно: после того, как я начала заниматься с Ириной Викторовной, я ни разу не получала дипломанта на конкурсах, всегда становилась лауреатом! Конечно, начинала с 3-го места. Но чем дальше – тем выше результаты!

Денис КУШКОВ, ученик ДШИ №14:

– Это очень большая отдушина… Не знаю, чем бы я занимался, если бы не пел. Вокал – это любовь всей моей жизни!

Коллектив учреждения вот уже четвертый десяток, развиваясь, идет в ногу со временем и отвечает новым запросам маленьких учеников. Здесь уже несколько лет осуществляет свою работу современное и необычное для ДШИ направление «Тележурналистика». С руководителем отделения Тамарой Владимировной Григорьевой ребята знакомятся с основами тележурналистики, операторского мастерства и фотодела, а также режиссурой монтажа. Ученикам предоставляется уникальная возможность попробовать себя в роли ведущих телевизионных программ, выпустить свою собственную учебную газету или сделать видеосюжет. Отделение «Тележурналистика» на IX Дельфийских Играх в Самаре получило сертификат.

Не менее творческая атмосфера и очень бурное обсуждение царят в актовом зале на репетиции новой пьесы. Ученики театрально-телевизионного отделения готовят очередную премьеру. С 2016 года вместе с Валерием Егоровичем Ширшовым ребята постигают азы актерского мастерства.

Валерий ШИРШОВ, руководитель авторского театра «В добрый путь»:

– Прогресс учеников виден от репетиции к репетиции. Пока наши премьеры мы ставили только в актовом зале родной школы на новогодних праздниках. Я вместе с ребятами тоже играю на сцене и от этого получаю большое удовольствие. Когда после Нового года мы приступаем к репетициям новой пьесы, я, конечно же, вижу, что происходит развитие и речевого аппарата, и сценического движения, происходит освобождение от зажимов, ребята работают более органично друг с другом. Здесь еще очень важен характер юных актеров. Я очень доволен, что все ученики внимательно друг к другу относятся и сохраняют доброжелательный климат в театре.

Дорога к большому искусству начинается с первых шагов… Отделение изобразительного и декоративно-прикладного искусства – особая страница в судьбе школы. Каждые полгода проводятся просмотры детских работ, что, безусловно, ребят стимулирует и дисциплинирует. Ученики школы сегодня являются участниками международных выставок и конкурсов. Возглавляет отделение Николай Викторович Тарасов, он работает с самыми маленькими детками в возрасте от 4 до 7 лет. А в свободное время Николай Викторович своими руками делает удивительные поделки из дерева.

Николай ТАРАСОВ, заведующий отделением Декоративно-прикладного искусства:

– Помимо работы с детьми я еще учу родителей не мешать малышам рисовать. Ведь как порой бывает: мама берет руку ребенка и начинает сама ею водить по бумаге. Таким образом маленькому художнику можно привить отторжение к работе кистью или карандашом. Нельзя мешать ему творить! Что он рисует? Знает только он, а моя задача – направить его мысли в нужное русло! Так мы готовим подрастающее поколение к большому искусству.

Людмила ЛОГИНОВА, преподаватель дополнительного образования отделения ИЗО и ДТИ:

– Даже за один год обучения виден колоссальный рывок учеников в творчестве! Когда они сами чувствуют свою уверенность, для меня это самая большая награда, как для педагога. Это значит, что они не пропадут, не растеряются, а в любой ситуации смогут сориентироваться и показать все свои сильные стороны.

Сергей КЕЧАЕВ, преподаватель дополнительного образования отделения ИЗО и ДТИ:

– В школе всё делается для детей! Мы стараемся, чтобы наши дети как можно чаще участвовали в разных конкурсах, делаем интересные экскурсии, ездим в музеи на выставки. Очень много, особенно в начальных классах, стало появляться учеников, которые пришли с не очень заметными задатками, а всего через несколько месяцев стали активно проявлять свои скрытые возможности. Вот что мне нравится в этой школе: ориентированность педагогов на раскрытие детского таланта.

Еще одна гордость Детской школы искусств №14 – отделение «Торсион-папье», где из обычной бумаги ребята мастерят настоящие шедевры: шкатулки, рамки для фото, вазы, панно, аксессуары к женской одежде и многое-многое другое. Обучает их этому автор технологии, президент Самарской региональной общественной организации «Гильдия мастеров декоративно-прикладного искусства и ремесел» Светлана Михайловна Скорнякова.

Светлана СКОРНЯКОВА, педагог дополнительного образования высшей категории:

– Торсион-папье – это конструктор, который позволяет решать любые проблемы. Играя геометрией, мы реализуем самые разные возможности. Для людей это очень интересно. Конечно, лучше со мной работают именно те, кто обладает музыкальным мастерством. Я работаю с учениками школы фортепиано, аккордеонистами (причем я сама аккордеонистка), а еще к нам приходят пенсионеры с завода «Экран». Технология торсион-папье применяется не только в культурной плоскости, она уже вошла в медицину, а именно в область реабилитации. Применяют технологию в работе с людьми, пережившими инсульт, инфаркт. Мелкая моторика помогает вырастить свежие нейроны, чтобы связать оба полушария и получить новые возможности.

А еще в Детской школе искусств №14 есть своя гончарная мастерская, где собственными руками из глины детки создают волшебство! Руководитель отделения рассказывает своим воспитанникам о тонкостях древнего ремесла: как выбрать материал, как вылепить на настоящем гончарном круге изделия из глины, как затем высушить и декорировать изделие.

Как можно передать словами всю магию танца? Скорее, это нужно увидеть и почувствовать. Хореографическое отделение ДШИ №14 пользуется большой популярностью среди детей самого разного возраста, где преподаются различные стили и направления. Педагоги в своей работе постоянно ищут новые решения, стараются раскрыть особенности каждого ребенка, а главное, научить маленьких звездочек выражать свои мысли неповторимым танцем.

Ученики ДШИ №14 – востребованы и популярны. Их приглашают выступать на мероприятия самого разного уровня, ведь в них уверены – они не подведут! Будь то фортепиано, гитара, баян, барабаны… Перечисляя направления, по которым обучают в Детской школе искусств №14, задумываешься над тем, как всего в одном учреждении может умещаться столько всего удивительного! Есть у педагогов один секрет: каждый из них чувствует свободу творчества и в тандеме с руководством воплощает все свои идеи в жизнь!

Елена МЕРКУЛОВА, педагог по фортепиано:

– Еще А.С. Пушкин писал, что музыка как никакой другой вид искусства формирует человеческие качества. Конечно, мы занимаемся, в первую очередь, профессиональной деятельностью, но я бы очень хотела, чтобы мои ученики стали хорошими людьми!

Виктор ГУБИН, преподаватель по классу гитары:

– Эта школа уникальна тем, что у нее очень большой охват детей. Я вспоминаю отчетный концерт, который был года три назад. Меня поразило, что в нем участвовало несколько сотен детей! Это замечательное учебное учреждение.

40 лет Детской школе искусств №14! Что это за возраст для образовательного учреждения? Много это или мало?

Евгений СЕДОВ, преподаватель по баяну:

– 40 лет школе! За плечами – много свершений, достижений и побед. Это та основа, на которой можно построить что-то новое, идти дальше и развиваться!

Галина ГЕРАСИМОВА, директор ДШИ №14:

– Наверное, это возраст зрелости. В то же время можно сказать, что нам еще есть куда расти.

Что можно пожелать любимому коллективу в этот праздничный для школы год? На этот вопрос ответит выпускник школы Кирилл Сергеевич Даньшин, вернувшийся в родное учреждение уже в качестве педагога и заместителя директора.

Кирилл ДАНЬШИН, выпускник ДШИ №14, заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

– Прежде всего, здоровья, терпения и благодарных учеников. Это самое главное в работе педагога!

Детская школа искусств №14 работает по собственным, авторским программам. Педагогическим коллективом уже разработаны уникальные программы, не имеющие аналогов в области! Они во многом стали первыми и лучшими. И не собираются останавливаться на достигнутом. Впереди – новые идеи, которые уже ждут своего воплощения!


Наталья Сидорова
При подготовке материала использованы фото из архива ДШИ №14.

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!