Михаил Щербаков: «У нашего оркестра есть свое лицо!»

3504
Михаил Щербаков: «У нашего оркестра есть свое лицо!»

«Самарский оркестр является сегодня одним из лучших в России».
Журнал «Музыкальная жизнь», январь 2015 года.

«Щербаков руководит оркестром с 1991 года. Сегодня оркестр Самарской филармонии, безусловно, входит в группу ведущих симфонических коллективов России, что показало его выступление в Москве».

Газета «Музыкальное обозрение», январь 2015 года.

«Народный артист России Михаил Щербаков – ярко озаренный музыкой дирижер огромнейшего темперамента, вкуса, способности к переживанию… Без сомнения, это один из видных дирижеров современности».

«Литературная газета», декабрь 2014 года.

«Самарский оркестр – коллектив мирового уровня, у него прекрасная звучность, играют они с удовольствием, с истинно российской щедростью души, но в то же время выверенно, музыкально».

«Литературная газета», декабрь 2014 года.


Это отзывы столичной прессы после гастролей нашего оркестра в ноябре 2014 года в Москве. Приятно, что оркестр сегодня занимает такое достойное место на музыкальном небосводе России. Однако в год 75–летнего юбилея стоит вспомнить, что один из старейших оркестров страны имеет и славное прошлое.

Совместно с симфоническим оркестром филармонии в разные годы выступали такие выдающиеся солисты современности, как Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Мстислав Ростропович, Давид Ойстрах, Владимир Крайнев, Елена Образцова, Ирина Архипова. За пультом стояли едва ли не все ведущие дирижеры нашей страны: Кондрашин, Элиасберг, Стасевич, Рахлин, Дударова, Светланов, Паверман, Матсов, Плетнев. В разное время оркестром руководили Берман, Олесов, Фельдман, Дудкин, Проваторов, Нестеров.

Уже четверть века симфонический оркестр Самарской государственной филармонии возглавляет народный артист России Михаил Александрович Щербаков. В эпоху Щербакова оркестр впервые начал гастролировать в Москве и за рубежом, записал первые в своей истории пластинку и компакт-диск, впервые начал проводить международные молодежные музыкальные фестивали, был удостоен почетного звания «Академический», был создан Областной общественный благотворительный фонд «Симфонический оркестр», который оказывал материальную помощь музыкантам оркестра. А сколько за эти годы создано и исполнено программ, сколько дано концертов!

Об оркестре, о симфонической музыке и о жизни наша беседа.


Александр ИГНАШОВ:
– Михаил Александрович, мы знакомы не первый год. Насколько я понимаю, ваша жизнь не случайно связана с Самарой, с филармонией, с оркестром?

Михаил ЩЕРБАКОВ, народный артист России, профессор, художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Самарской государственной филармонии, председатель Союза музыкальных деятелей Самарской губернии:
 – Трудно сказать, насколько это случайно. Думал ли я об этом, когда ехал в Самару из Астрахани, чтобы прослушаться на вакансию художественного руководителя и главного дирижера симфонического оркестра филармонии? Я прекрасно помню, как впервые встал здесь за пульт, как дирижировал Второй симфонией Рахманинова, а Сергей Загадкин в тот вечер солировал во Втором концерте Рахманинова. Это было в 1991 году. Оркестр после того концерта голосовал единогласно, только один человек воздержался, все остальные были за мою кандидатуру. До этого у оркестра четыре года не было главного дирижера, и коллектив выбирал из множества кандидатов.


– В чем, на ваш взгляд, основная роль главного дирижера и художественного руководителя симфонического оркестра?

– В России сложилась выдающаяся школа воспитания оперно-симфонических дирижеров. В Санкт-Петербурге – это Мусин, Рабинович. В Москве – Кондрашин, Грикуров, Рождественский. В Новосибирске – Кац. В Свердловске – Паверман. Евгений Мравинский говорил: «Дирижер – это прежде всего интерпретатор». Я полностью с ним согласен. Кроме того, симфонический дирижер, если он является постоянным руководителем оркестра, должен совмещать сразу несколько ролей: художественно-творческую, административно- организационную, педагогическую, артистическую. Он должен играть на всех инструментах оркестра, что, как вы понимаете, практически невозможно. Он должен знать всю симфоническую музыку. Быть талантливым психологом. Всего не перечесть. Главное – это конечный результат. А в нашем деле это любовь и понимание со стороны нашей публики.

– Разве публика всегда права?
– Тут надо сказать о специфике музыкального искусства. Если книги Толстого или Пушкина можно взять с книжной полки и, прочитав, прикоснуться к великой литературе, а подойдя к художественному полотну Репина или Рафаэля, приобщиться к великому изобразительному искусству, то, открыв партитуру Пятой или Шестой симфоний Чайковского, вы не услышите музыки. Нужен музыкант- исполнитель (или оркестр), чтобы слушатели могли насладиться великим искусством музыки. В стол свое исполнение артист также положить не может, так сказать, до лучших времен. У музыканта-исполнителя один путь – находить понимание и любовь у своей публики здесь и сейчас. А это загадочный путь. Простого объяснения здесь нет. Наверное, ответ мог бы дать только Господь Бог.

Нас радует, что абонементы симфонического оркестра последние годы быстро раскупают, что у нас есть своя публика, любящая великую музыку, что к нашему искусству есть живой, неподдельный интерес, что на наших концертах как в Самаре, в Москве, так и за рубежом публика награждает нас своими горячими аплодисментами.

Оркестр всегда был на уровне, участвовал во Всесоюзных музыкальных фестивалях, Декадах современной, русской и болгарской музыки, традиционных конкурсах молодых пианистов Поволжья имени Кабалевского.

– Симфонический оркестр в человеческом плане. Как вам удается найти камертон в выстраивании человеческих взаимоотношений в коллективе из девяти десятков личностей?

– Взаимопонимание внутри коллектива очень важно для дирижера и художественного руководителя оркестра. Все музыканты с высшим образованием. У каждого своя индивидуальность, свой взгляд на исполняемую музыку. Сейчас не то время, чтобы быть диктатором. Дирижер должен убедить, увлечь музыкантов своей концепцией. Мы каждую неделю готовим новую концертную программу, практически каждое утро репетируем. Бывает, с одного взгляда ты понимаешь, кто в оркестре чем-то опечален сегодня или, напротив, слишком возбужден и не может сосредоточиться. Как в семье родители воспитывают детей и сами от них чему-то учатся, так и в оркестре. Мое преимущество в том, что я сам сидел в оркестре.

Я знаю по себе, что это – быть одним из музыкантов. Я с шести лет играю на скрипке. С десяти лет я в оркестре – школьном, консерваторском. Десять лет я был концертмейстером и солистом в оркестре Свердловского оперного театра у выдающегося дирижера Евгения Колобова, был там членом художественного совета, председателем профсоюзного комитета. И здесь, в Самаре, музыканты в оркестре – это мои дети, мои братья и сестры. На детей и на родных людей всерьез сердиться невозможно. Близость родства, общая кровь, общее дыхание – эти категории, на мой взгляд, имеют отношение к тому, чем мы занимаемся. В творческом задоре я иногда могу вспылить, но все в оркестре знают, что это порыв, который никак не скажется на наших взаимоотношениях. Такова моя жизнь. Такова жизнь нашего оркестра.

– Есть ли у оркестра, что называется, «не свои» композиторы, музыка которых дается не так легко?
– За многие годы работы Самарский оркестр освоил почти весь симфонический репертуар. Мы в этом плане обязаны быть универсальны. Хотя думаю, что для нашей постоянной публики ясно, что мы прежде всего тяготеем к русской музыке и видим свое особое предназначение в пропаганде отечественной музыки. Однако все шедевры мировой музыки также остаются в центре нашего внимания.

– Насколько удобно существовать оркестру в современных, уж извините за этот вопрос, материальных условиях?

– У нас замечательные музыканты, хорошие инструменты, красивый концертный зал филармонии, где мы репетируем и выступаем. Конечно, хочется больше внимания к высокой культуре, более высокую зарплату за работу, требующую высочайшего уровня профессиональной подготовки. Положительную тенденцию мы видим. Чтобы играть в оркестре, надо учиться минимум пятнадцать лет. Во всем мире музыкант симфонического оркестра – это высочайший уровень профессионального мастерства! По всем критериям наш оркестр входит в десятку ведущих симфонических оркестров страны. И этим все сказано!

– В коллективе много музыкантов, чья творческая деятельность продолжается здесь уже не один десяток лет. В последнее время в оркестр активно вливается молодежь, выпускники Самарского государственного института искусства и культуры, других высших учебных заведений России. По вашей инициативе впервые в Самаре стали проходить международные молодежные музыкальные фестивали. Сейчас их уже одиннадцать! Под вашим руководством симфонический оркестр филармонии впервые выехал на гастроли в Москву, и вот состоялись уже девятые столичные гастроли. И каждый раз очень серьезные программы – сочинения Шостаковича, Прокофьева, Слонимского, Рахманинова, Чайковского. По вашей инициативе выпущены пластинка и компакт-диски с записью сочинений Рахманинова, Гильмана, Массне, Пуленка, Равеля…
– Действительно, профессиональный уровень оркестра отражают столичные и зарубежные гастроли, записи дисков, рецензии в музыкальной прессе. Оркестр выступал на многих сценах России, в самых престижных залах Москвы, гастролировал в Тунисе, Китае, дважды в Испании, дважды в Германии, Бельгии. Практика зарубежных гастролей необходима симфоническому оркестру как воздух!

В 1993 году за творческие достижения и мастерство оркестру была присвоена одна из высших государственных наград – почетное звание «Академический». За год до этого оркестр провел свои первые гастроли в Москве. Мы стали третьим в стране Академическим симфоническим оркестром среди нестоличных коллективов (после Новосибирска и Нижнего Новгорода). В 2002 году на конкурсе симфонических оркестров России коллектив был удостоен звания лауреата в номинации «3а лучшее творческое прочтение сочинения». Но знаете, чего нет нигде в мире? Уже третий год подряд каждые сутки в эфире телеканала «Самара ГИС» звучит симфоническая музыка в исполнении нашего оркестра. Это уникальное явление!

– Под вашим руководством оркестр участвовал в концертах Академии русской музыки «Русское передвижничество», в фестивале, посвященном творчеству Сергея Слонимского, в большом творческом проекте – цикле концертов «Портреты современных композиторов России», в международном фестивале «Пять вечеров у рояля», Первом фестивале фортепианных дуэтов городов Поволжья. Международный музыкальный фестиваль «Молодые звезды XXI века» стал одним из ярких событий в культурной жизни региона и до сих пор не имеет аналогов в России.

– И, конечно, мы знакомим с симфонической музыкой жителей городов и сел Самарской области на выездных концертах. По количеству сыгранных в течение года концертов и программ среди симфонических оркестров мы третьи в стране. Сегодня в нашем репертуаре практически все крупные произведения русской и западноевропейской классической музыки.

Особое место в нашей работе занимают Детские симфонические утренники, существующие уже более полувека. Этим направлением занимается второй дирижер оркестра Георгий Клементьев. В лице лектора-музыковеда Ирины Цыгановой, которая после ухода Инны Фельдман достойно продолжает ее лучшие традиции, он нашел союзника своим творческим идеям. Результатом их совместного творчества стал рост интереса детской аудитории к программам оркестра. В занимательной театрализованной форме концерты абонементов знакомят детскую аудиторию с шедеврами мирового симфонического искусства.

– Недавно музыканты Самары создали Союз музыкальных деятелей Самарской губернии, который вы возглавляете.

– Эта работа еще только начинается. Наша страна впереди планеты всей не только в области балета, спорта или освоения космоса. Авторитет России, авторитет Самарской губернии основан на высокой культуре, на выдающихся достижениях русского искусства, великой русской музыке. Союз музыкальных деятелей должен помочь укреплению и дальнейшему развитию музыкальной культуры нашего региона, а значит, и России в целом.

– Как идет процесс подбора произведений для исполнения оркестром?

– Побудительных мотивов много. Конечно, мы не можем пройти мимо юбилейных дат великих композиторов или премьер великих музыкальных сочинений. Русский симфонический оркестр обязан исполнять великую русскую симфоническую музыку. Музыка советского времени, кстати сказать, по сути своей тоже русская. Я как патриот России свою миссию вижу в исполнении русской классики. Нельзя быть русским человеком, не читая Пушкина, Льва Толстого, Достоевского, не увидев картин Репина, Саврасова, Левитана, Айвазовского, ни разу не услышав музыки Чайковского, Шостаковича, Рахманинова. Совершенно не обязательно эту музыку слушать три раза в день, но понимать ее, чувствовать ее необходимо. Мне кажется, еще далеко не изучено воздействие музыки на душу человека. У меня ощущение, что воздействие это намного глубже, чем мы можем себе представить. В этом году мы празднуем юбилей Победы в Великой Отечественной войне и вспоминаем о том невероятном воздействии на наш народ, которое в то время имели Седьмая симфония Шостаковича и песня «Вставай, страна огромная!». Люди шли с этой песней в атаку, на смерть! Память о подвиге нашего народа остается запечатленной в веках благодаря шедеврам музыкального искусства!

– В таком случае, о чем должна быть современная симфоническая музыка?

– О нас, о нашем времени. Как в современном прочтении музыкальной классики отражается наше время, так и современная симфоническая музыка несет новый взгляд на время, в которое мы живем. Среди значительных симфонических премьер оркестра последних лет – сочинения выдающихся российских композиторов, наших современников: Слонимского, Казенина, Денисова, Бибергана, а также произведения самарских композиторов Левянта, Виноградовой, Бердюгина и других. Например, в будущем сезоне мы будем играть уже третий авторский вечер Александра Чайковского. Слушали ли вы его «Русский реквием»?

Русская музыка – это душа русского народа. Мы должны из поколения в поколение передавать эту музыку, являющуюся значительной частью всей русской культуры, которая составляет стержень, опору нашего народа, дает ему силы преодолеть все трудности и находить новые, прогрессивные пути для неуклонного движения вперед. 


Александр Игнашов
При подготовке материала использованы фото из архива Самарской государственной филармонии.
 

Оцените статья

+2

Оценили

Ольга Михайлова+1
Лена Михайловская+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!