Самарская Городская Дума. Правила, по которым живет город

7274
Самарская Городская Дума. Правила, по которым живет город

За 25-летие своей современной истории Думой городского округа Самара накоплен необходимый опыт, и сегодня это эффективно работающий орган власти, своевременно и качественно создающий необходимую нормативную правовую базу, определяющую нормы и правила, по которым живет город.

Городская Дума в дореволюционной России

История самоуправления в Самаре берет свое начало в 1785 году, когда Екатериной II была подписана «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». С того времени жители всех сословий делегировали своих представителей в общую Городскую Думу, которая выполняла совещательные функции и собиралась раз в три года. Ее задачей были выборы органа распорядительной и исполнительной власти, который также назывался Думой и включал нескольких гласных (в губернских городах избирали шестерых гласных, в уездных – меньшее число. Так, в Самаре гласных было четверо). В обеих Думах председательствовал один городской голова.

Дума занималась, по выражению правоведов XIX века, «общественными нуждами и пользами» – прежде всего, городским хозяйством и благоустройством, а также прилагала «старания для приращения городских доходов». Финансовые отчеты регулярно предоставлялись губернатору, а городской магистрат следил, чтобы «на город не были налагаемы какие-либо новые подати, службы или тягости без Высочайшего утверждения».

В 1851 году, с образованием новой губернии, Самара получила статус губернского города, и Дума стала шестигласной. Росли не только доходы города, но и расходы. Значительные траты пре-имущественно деревянной Самары приходились на «пожарный обоз» (организацию постоянно действующей пожарной службы). С конца 1850-х годов много средств направлялось на мощение и освещение улиц города. В середине 1860-х на баланс города был передан театр. Ежегодными были отчисления на содержание благотворительных заведений. Увеличились и расходы на образование, в 1865 году город открыл «Школу сельских учительниц», которая готовила преподавателей начальной школы не только для села, но и для города.

По Городовому положению от 16 июня 1870 года создана новая структура городского самоуправления, состоящая из Городской Думы и городской управы. Выборы в Самарскую Думу проходили раз в четыре года по трем «избирательным съездам» – крупных, мелких и средних налогоплательщиков. Каждая группа выбирала треть состава Городской Думы. Например, в 1877 году в Самаре среди лиц, имеющих право участвовать в выборах гласных, от первой группы было 88 человек, от второй – 342 человека, а от третьей – 2686, но все они имели равное количество представителей, избранных в Думу. В собрании 1870 года было 72 гласных, с ростом населения города их число росло и к 1917 году достигло 106 человек.

Городская Дума как распорядительный орган избирала из своего состава городскую управу в составе Городского головы и членов управы. Городской голова возглавлял и Думу, и управу, а также координировал работу этих органов.

Контроль за деятельностью городских органов самоуправления осуществлял специальный орган – губернское по городским делам присутствие под председательством губернатора.

Доход города существенно увеличился после принятия Думой в 1874 году Постановления «об отдаче в содержание главнейшей части оброчных статей не иначе как с торгов». Под статьями в царской России подразумевалось имущество (пахотные земли, луга, предприятия и промыслы: мельницы, переправы), которое сдавалось населению в аренду.

Система местного самоуправления в России начала меняться после 1881 года, когда в результате покушения умер царь-реформатор Александр II. Государство взяло курс на усиление вертикали власти и сокращение самостоятельности на местах. Городовым положением от 11 июня 1892 года круг избирателей сократился до наиболее состоятельных жителей: вводился новый имущественный ценз, который составил для самарцев не менее 1 тысячи рублей. Из-за этого количество избирателей в Самаре сократилось по сравнению с 1870 годом в 4 раза.

К концу XIX века Дума стала более ограниченной в своей компетенции, но по-прежнему оставалась центром городской жизни. В начале XX века вопросы городского благоустройства, бывшие для гласных в приоритете, стали вытесняться социальными проблемами. Экономический спад и русско-японская война обострили политическую обстановку в стране и спровоцировали рост протестных настроений. Второе десятилетие известно событиями, вследствие которых традиционные для российских городов распорядительные органы власти прекратили свое существование. Самарская Городская Дума упразднена в январе 1918 года постановлением V губернского крестьянского съезда. Появившийся в октябре 1918 года представительный орган власти – городской Совет народных депутатов – просуществовал 75 лет.

Самарская городская Дума I созыва

СОСТАВ ДУМЫ I СОЗЫВА

Анемподистова Валентина Андреевна

Арсентьев Сергей Юрьевич

Асанин Андрей Сергеевич

Белоусов Александр Николаевич

Вагина Тамара Александровна

Вадченко Галина Дмитриевна

Воронина Наталья Юрьевна

Гусенков Виталий Волеевич

Деев Юрий Николаевич

Есипова Галина Петровна

Журавлева Людмила Павловна

Каймаков Александр Федорович

Колесникова Людмила Сергеевна

Куликов Михаил Матвеевич

Скобеев Николай Леонидович

Сушин Александр Анатольевич

Уколова Людмила Михайловна

Шакутина Людмила Григорьевна

27 марта 1994 года в Самаре проведены выборы депутатов Городской Думы. На 18 депутатских мест претендовало 128 кандидатов. Короткие сроки подготовки к выборам не позволили разъяснить людям, что такое Городская Дума, каковы ее полномочия в системе органов самоуправления. Сказалась также недостаточная информированность населения о кандидатах и сложная социально-экономическая обстановка. На избирательные участки пришло чуть больше 22% горожан, и выборы были признаны состоявшимися только по четырем округам. Чтобы повысить активность избирателей, решили усилить предвыборную агитацию и совместить выборы мэра и Думы. Возможность напрямую избрать руководителя города, которой не было ни при советской власти, ни при земском управлении, заинтересовала жителей – 5 июня 1994 года в выборах приняли участие 48,5% избирателей, и 14 вакантных мест были закрыты депутатами.

Первое заседание Самарской Городской Думы нового времени состоялось 17 июня 1994 года. Глава города и председатель Думы Олег Николаевич Сысуев поздравил депутатов с избранием, а горожан с исполнением их конституционного права иметь свою власть. По представлению председателя Думы тайным голосованием из числа депутатов были избраны заместитель председателя Думы Александр Белоусов и секретарь Думы Михаил Куликов.

Основными функциями Городской Думы являлись создание общих норм и правил деятельности по вопросам, относящимся к ведению города, установление местных налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также порядка их взимания, формирование городского бюджета и контроль за расходованием финансовых ресурсов города, контроль за нормотворческой и исполнительно-распорядительной деятельностью органов местного самоуправления.

В сентябре 1994 года в Думе были созданы четыре постоянные комиссии. Мандатная комиссия (и по вопросам депутатской этики) занималась вопросами депутатской неприкосновенности и досрочного прекращения полномочий. Комиссия по экономическим вопросам вносила свои предложения в планы и программы развития города, курировала принятие и исполнение городского бюджета, установление местных налогов и сборов, а также вопросы финансирования районов. Комиссия по строительству, землеустройству и коммунальному хозяйству могла предлагать изменения в Генплан, занималась вопросами землеотвода и застройки старой части города, а также экологии. Комиссия по социальным вопросам ведала такими направлениями, как здравоохранение, культура, народное образование, социальное обеспечение и социальная защита, развитие территориального общественного самоуправления, охрана общественного правопорядка и соблюдение законности.

Городская Дума активно участвовала в решении актуальных вопросов жизни города. Так, в феврале 1995 года Дума заслушала отчет Главы города о деятельности администрации города в 1994 году и планах работы на 1995 год. Горадминистрации рекомендовано при формировании бюджета города на текущий год не менее 80% средств направить на реализацию мероприятий, имеющих социальную направленность. В частности, сохранить дотации к ценам на детское питание, к тарифам на услуги городского пассажирского транспорта и к квартплате, а в сфере ЖКХ – обеспечить поэтапный прием жилищного фонда предприятий и организаций на баланс ДЭЗов и других муниципальных предприятий. Большинство предложений были учтены при формировании бюджета Самары на 1996 год, который в результате стал социально направленным.

В апреле 1995 года депутаты образовали комиссию для разработки нормативных актов по развитию в Самаре местного самоуправления. Уже в июне 1995 года депутаты приняли положения, в соответствии с которыми были избраны ТОСы и старшие по дому.

10 октября 1995 года создана временная комиссия для разработки проекта Устава под председательством Главы города, председателя Думы, в которую вошли депутаты, представители администрации города, главы районов. 4 апреля 1996 года Дума приняла Устав в первом чтении, проект был опубликован для обсуждения населением города. 30 апреля 1996 года Устав города, определяющий принципы и основные черты системы местного самоуправления города Самары, был принят.

Одним из достижений депутатов Думы первого созыва является возрождение общественного института Почетных граждан города. Соответствующее положение было принято 27 октября 1994 года. Звание решили присваивать за особые заслуги перед городом и его жителями не чаще, чем один раз в год накануне Дня города. Впервые в постсоветский период 25 мая 1995 года Городская Дума присвоила звание «Почетный гражданин города Самары» директору Самарского художественного музея Аннэте Яковлевне Басс, художественному руководителю театра драмы им. Горького Петру Львовичу Монастырскому, генеральному директору АО «Самарская металлургическая компания» Максиму Борисовичу Оводенко, генеральному директору АО «Строительно-монтажный трест №11» Виталию Алексеевичу Симонову и бывшему директору Куйбышевской шоколадной фабрики «Россия» Елене Васильевне Шпаковой.

Местные политологи назвали первую Городскую Думу постсоветского периода «везучей»: она не раскололась на фракции, не утонула в политических разборках, а сразу же начала заниматься созданием правовой базы для местного самоуправления и спасением успевшего расшататься под натиском сумбурных реформ городского хозяйства.

По закону о местном самоуправлении срок полномочий мэров Самары, Тольятти, Дум этих городов первых созывов, а также Губернской Думы завершался 5 июня 1996 года. Но в этом году на 16 июня пришлись всенародные выборы Президента России, а Центр-избирком не рекомендовал совмещать президентские выборы с местными. В результате 30 мая принято решение о проведении выборов главы и депутатов Думы в один день – 1 сентября 1996 года.

Николай Леонидович Скобеев, депутат 1, 2, 3 и 5 созывов:

– Еще до образования Думы впервые в 1990 году городской совет народных депутатов избирали демократическим путем. Я тогда работал следователем в следственном отделе городского УВД. Баллотировался по месту жительства и кампанию организовал сам, я был беспартийный, но меня поддержали местные коммунисты. В городском совете было 200 депутатов, я на постоянной основе возглавил комиссию по гласности, правам человека и социальной справедливости. В то время это было очень важно для людей, а мне было интересно работать. Тогда было время экспериментов, например, я создал ТОС с правами юридического лица, который на тот момент осуществлял местное самоуправление на территории микрорайона им. Гагарина.

В октябре 1993 года городской совет был распущен, я вернулся в милицию, но продолжал работать на своей территории как депутат. А потом были выборы в первый созыв Городской Думы, и мою кандидатуру избиратели поддержали. Я работал в разных комитетах, но больше всего – председателем комитета по местному самоуправлению. Мы разрабатывали первое положение о ТОСах в городе, на тот момент это была основа основ первичного самоуправления, действительно было движение вперед. Город – очень сложный механизм, в нем есть деловые центры, где многое решается иначе, а есть отдаленные районы и поселки, где без местных органов власти нельзя.



Самарская городская Дума II созыва

СОСТАВ ДУМЫ II СОЗЫВА

Анисимов Михаил Александрович

Борисов Олег Георгиевич

Вагина Тамара Александровна

Вадченко Галина Дмитриевна

Воронина Наталья Юрьевна

Гусенков Виталий Волеевич

Деев Юрий Николаевич

Демина Алла Сергеевна

Кириллов Валерий Иванович

Левковская Валентина Александровна

Петров Петр Николаевич

Скобеев Николай Леонидович

Сушин Александр Анатольевич

Терентьев Сергей Анатольевич

Терехова Галина Павловна

Уколова Людмила Михайловна

Черепанова Татьяна Александровна

Шакутина Людмила Григорьевна (с сентября 1997 года – Половинкин Андрей Евгеньевич)

Кампания по выборам в Городскую Думу была очень короткой, из 13 бывших депутатов, принимавших участие в новых выборах, выиграли 9. Таким образом, депутатский состав сменился лишь наполовину. Председателем Думы стал вновь избранный Глава города Олег Николаевич Сысуев, заместителем председателя избран предложенный мэром Михаил Александрович Анисимов.

24 октября 1996 года утверждено Положение «О Самарской Городской Думе», серьезно расширившее компетенции этого органа самоуправления. В этот же день сформирован Совет Думы, в который входят председатель Думы, его заместитель и председатели комитетов. К полномочиям Совета относилось обсуждение таких вопросов, как комплексное социально-экономическое развитие города, символика города, почетное гражданство, деятельность средств массовой информации, статус и полномочия депутатов, вопросы депутатской этики, соблюдение регламента заседаний Думы, организационно-техническое обеспечение деятельности Думы.

На смену постоянным комиссиям Думы пришли комитеты. Олег Борисов возглавил Комитет по экономике, Виталий Гусенков – контрольный, Александр Сушин – по социальным вопросам, Галина Вадченко – по строительству, земле-устройству и коммунальному хозяйству, Николай Скобеев – по местному само-управлению, защите прав граждан и охране правопорядка, Валерий Кириллов – по здравоохранению и охране окружающей среды.

В 1996 году образовалась оппозиционная мэру Самары депутатская фракция «Наш город», в которую вошли депутаты Олег Борисов, Валерий Кириллов, Сергей Терентьев, Алла Демина и Петр Петров. Группа не ставила своей целью бороться с исполнительной властью, а выступала за создание атмосферы конструктивного диалога, поскольку при отсутствии альтернативы начинается застой.

17 марта 1997 года Глава города Олег Сысуев был назначен вице-премьером правительства РФ. Досрочные выборы Главы Самары проходили в два тура – 29 июня и 13 июля, на них победил Георгий Сергеевич Лиманский. 18 июля 1997 года Дума дала согласие на назначение Главой администрации города Николая Владимировича Колесникова.

Депутаты Думы II созыва дважды предпринимали попытку закрепить статус Самары как областного центра – 18 сентября 1997 года и 29 июня 2000 года. Они обращались к коллегам из Самарской Губернской Думы с соответствующей законодательной инициативой. Особое положение позволило бы городу претендовать на областные субвенции и существенно пополнить свой бюджет. Однако вопрос не был решен положительно и остается предметом дискуссий.

Одной из самых сложных сфер деятельности депутатов Думы II созыва была работа над бюджетом Самары. Для повышения эффективности его формирования и контроля за исполнением в марте 1998 года создан Комитет по бюджету, финансам и налогам.

В апреле 1998 года были внесены изменения в положение «О Самарской Городской Думе», согласно которым в Думе становилось два заместителя председателя. Один из этих постов оставался за Михаилом Анисимовым вплоть до сложения им полномочий в 2002 году. Вторым вице-спикером стал Николай Скобеев.

26 ноября 1998 года Самарская Городская Дума утвердила Положение «О Гербе города Самары» и приняла за основу Положение «О Флаге Самары» (утверждено 30 декабря 1998 года). Прежде нормативная база для использования символики города в Самаре отсутствовала. В документах отмечалось, что установление порядка использования герба и флага должно способствовать возрождению позитивных исторических традиций и укреплению статуса Самары как крупнейшего общественно-политического и культурного центра региона.

С 1 января 1999 года в Самаре повышены тарифы на проезд. И.о. главы администрации Николай Колесников подписал распоряжение без согласования с Думой. Всю первую половину года оппозиционные мэру депутаты Алла Демина и Петр Петров пытались оспорить повышение, однако думское большинство их не поддержало.

Из-за повышения тарифов на энергоносители в июне 1999 года депутаты Думы приняли решение выступить с обращением к Губернатору, Председателю и депутатам Самарской Губернской Думы, а также Председателю Федерации профсоюзов Самарской области.

В апреле 2000 года было принято решение перенести выборы в Городскую Думу с 1 сентября на 2 июля 2000 года, совместив их с досрочными выборами Губернатора. Тогда же Дума утвердила схему образования избирательных округов по выборам депутатов Самарской Городской Думы.

25 мая 2000 года решением Думы звание «Почетный гражданин города Самара» присвоено главному врачу Самарской областной клинической больницы им. Калинина Владимиру Диамидовичу Середавину и президенту ТРК «Скат» Николаю Пантелеевичу Фоменко.

Сергей Анатольевич Терентьев, депутат 2 созыва:

– Я был избран депутатом в 1996 году и сложил полномочия в 2000-м. Работал в контрольном комитете и, поскольку я в образовании работаю, в комитете по социальным вопросам. Из решений, которые позволили тогда сохранить систему образования, я бы выделил принятие большой программы «Дети Самары», которая имела несколько подпрограмм. В частности, подпрограмма «Живу на Волге – умею плавать», программа позволила выделить деньги на содержание школьных бассейнов и обучение детей плаванию. Благодаря подпрограмме «Дополнительное образование» Самара сохранила разветвленную систему дополнительного образования. Это и сеть подростковых клубов, и центры внешкольной работы, и детские загородные лагеря. Еще я бы выделил решение, которое с учетом очень скудного бюджета позволило в то время поддержать школы – мы регламентировали и привели в юридическую плоскость порядок сдачи в аренду свободных площадей в образовательных учреждениях. Учебные заведения этим, насколько я знаю, не злоупотребляли, потому что мы проводили проверки по школам и детским садам.

Вхождение во власть, погружение в городские проблемы научили меня принимать ответственность на себя, пришло понимание того, какие последствия имеют для множества людей в том числе и мои решения. А еще у нас была очень дружная депутатская команда, мы до сих пор с удовольствием встречаемся друг с другом.



Самарская городская Дума III созыва

СОСТАВ ДУМЫ III СОЗЫВА

Адайкин Владимир Иванович

Анисимов Михаил Александрович

Арсентьев Сергей Юрьевич

Борисов Олег Георгиевич

Вагина Тамара Александровна

Вадченко Галина Дмитриевна

Гусенков Виталий Волеевич

Деев Юрий Николаевич

Демина Алла Сергеевна

Кириллов Валерий Иванович

Левковская Валентина Александровна

Петров Петр Николаевич

Половинкин Андрей Евгеньевич

Скобеев Николай Леонидович

Сушин Александр Анатольевич

Токарева Галина Валентиновна

Уколова Людмила Михайловна

Черепанова Татьяна Александровна

Выборы в Городскую Думу состоялись 2 июля 2000 года, одновременно с выборами Губернатора Самарской области, победу на которых одержал Константин Алексеевич Титов. В Самаре на 18 депутатских мандатов претендовали 84 кандидата. Явка избирателей составила 43%, в большинстве округов «кандидат против всех» получил второе или третье место. По итогам выборов депутатский корпус обновился менее чем на 20%: 15 из 18 мандатов получили парламентарии предыдущего созыва.

На первом заседании заместителями председателя Думы стали Михаил Александрович Анисимов и Николай Леонидович Скобеев.

Дума Самары III созыва активно занималась экономическими вопросами. В конце 2000 года утверждена концепция муниципальной программы поддержки товаропроизводителей до 2003 года. Документ называли основой промышленной политики города.

Важной составляющей работы оставались социальные вопросы. В Думе сформирована комиссия по решению проблем наркомании; в ноябре 2000 года принято решение о создании городской и районной комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; в декабре 2000 года – о предоставлении жилых помещений в специализированном доме гражданам, нуждающимся в особой социальной защите.

В апреле 2001 года Дума утвердила Правила застройки и землепользования; документ был призван упорядочить правовые отношения в области земле-устройства и градостроительства.

15 июля 2001 года уже в первом туре выборов место Главы города оставил за собой Георгий Сергеевич Лиманский. Он продолжил исполнять обязанности председателя Самарской Городской Думы.

31 января 2002 года Дума принимает изменения в Устав города. Теперь полномочия Городской Думы устанавливаются сроком на 5 лет, а Президент РФ может отрешить Главу города от должности в случае неисполнения вступившего в законную силу решения суда об отмене нормативного правового акта или отдельных его положений, противоречащих Конституции, законодательству или Уставу города, в порядке, установленном законодательством.

Одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления становится петиция. Согласно Положению о Самарской Городской Думе и Уставу Самары, действовавшему на тот момент, независимо от запланированной повестки заседания Думы первым вопросом должно быть рассмотрение петиций жителей города, поступивших в Думу к моменту заседания.

Так, в марте 2003 года в Думу поступила петиция о внесении изменений в «Правила застройки и землепользования г. Самары», предусматривающих механизм учета интересов населения при осуществлении градостроительной деятельности. Под петицией было собрано более 5 тысяч подписей жителей. Самарская Городская Дума постановила опубликовать петицию жителей и продолжить работу над предложениями по внесению изменений и дополнений в Правила застройки и землепользования, приобщив к ним предложения, изложенные в петиции.

Cергей Юрьевич Арсентьев, депутат 1, 3, 4, 5 и 6 созывов:

– Впервые я стал депутатом Октябрьского совета народных депутатов в 22 года. А в первых двух созывах Городской Думы был председателем постоянно действующей комиссии по экономическим вопросам. Работа была везде примерно одинаковая, занимались бюджетом города и отчетами по нему, просто бюджет тогда формировался иначе, были другие районы. Последние два созыва я работаю как рядовой депутат. Предпочитаю путь конкретных дел. Для меня важно навести порядок в своем избирательном округе, решать насущные проблемы конкретных людей. Это вопросы ЖКХ, капитальный и текущий ремонт, благоустройство территории, установка детских и спортивных площадок, установка контейнерных площадок, вырубка сухих и аварийных деревьев, вопросы здравоохранения, образования, охрана правопорядка, вопросы социальной помощи. Я горжусь тем, что могу помочь людям. Работа профессиональная и общественная у меня всегда шли параллельно, друг другу не мешали. За долгие годы работы было принято столько важных решений, что все и не вспомнишь.



Самарская городская Дума IV созыва

СОСТАВ ДУМЫ IV СОЗЫВА

Аксенова Людмила Николаевна

Анисимов Михаил Александрович

Арсентьев Сергей Юрьевич

Белашев Александр Игоревич

Бескоровайная Светлана Витальевна

Богданов Сергей Владимирович

Борисов Олег Георгиевич

Братчикова Татьяна Константиновна

Бубнов Олег Викторович

Буянов Юрий Алексеевич

Вадченко Галина Дмитриевна

Власова Татьяна Гавриловна

Воропаев Виктор Александрович

Дегтярев Михаил Владимирович

Демина Алла Сергеевна

Ежов Евгений Борисович

Еремин Вячеслав Васильевич

Ерисов Александр Евгеньевич

Ильин Виталий Александрович

Комаров Олег Игоревич

Куцев Михаил Петрович

Лаврушин Феликс Геннадьевич

Малинин Дмитрий Викторович

Мастерков Андрей Владимирович

Матвеев Михаил Николаевич

Орлов Сергей Александрович

(в 2005 году избран)

Офицеров Алексей Анатольевич

Рогожников Василий Васильевич

Сюсин Владимир Александрович

Федосеева Лидия Сергеевна

Чуйко Владимир Петрович

Шатохин Александр Юрьевич

Шкондина Лариса Анатольевна

Шустов Александр Васильевич

(в 2005 году избран)

Ягодкин Владимир Константинович

3 года увеличил нормы представительства депутатского корпуса и количество новых муниципальных образований. Самарская Городская Дума увеличилась вдвое – с 17 до 35 депутатов, избираемых также по одномандатным округам. 4 июля 2004 года в Думу были избраны 33 депутата, выборы по двум округам были объявлены несостоявшимися (повторные выборы по двум округам прошли летом 2005 года).

Явка на избирательные участки составила почти 35%, что самарские политологи сочли высоким результатом. Отчасти он объяснялся применением предвыборной технологии, усиливающей мотивацию избирателей по принципу «приди и выиграй».

Согласно новому закону, количество депутатов, имеющих право осуществлять свои полномочия на постоянной основе, не должно превышать 10%. В большинстве случаев речь идет только о председателе Думы и 1-2 его заместителях. По итогам тайного голосования заместителем председателя Думы четвертого созыва избран Виталий Александрович Ильин.

Журналисты поделили депутатов Думы Самары на две группы: «меньшевиков» (поддерживающих мэра Георгия Лиманского) и «большевиков» (оппозиционно настроенных по отношению к Главе Самары).

Обе группы депутатов проводили заседания отдельно, решения оспаривались в суде и не исполнялись. Депутаты обращались в администрацию Президента, Совет Федерации с просьбой создать парламентскую комиссию и в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой провести прокурорскую проверку деятельности городской администрации и лично Главы города, председателя Самарской Городской Думы Георгия Лиманского. Предпринимались попытки изменения процедуры выборов и отзыва Главы города.

Разрешением проблемы противостояния депутатского большинства и администрации города стали выборы мэра, которые прошли в Самаре 8 октября 2005 года. За кресло боролись 18 кандидатов, при рекордной для Самары явке избирателей в почти 41% во второй тур вышли два кандидата – Георгий Сергеевич Лиманский и Виктор Александрович Тархов. 22 октября 2006 года В.А. Тархов был выбран Главой города Самара.

Заседание Самарской Городской Думы, состоявшееся 26 октября, фактически впервые со времени избрания депутатского корпуса прошло в полном составе.

Среди наиболее важных вопросов повестки можно назвать рассмотрение плана приватизации муниципального имущества Самары за первое полугодие.

Депутаты приняли к сведению отчет администрации и приняли решение об обращении в прокуратуру города с просьбой проверить акты приватизации объектов недвижимого имущества за 2005-2006 годы.

16 мая 2006 года был принят Устав Городской Думы. Если в 2005 году депутаты «большевики» приняли Устав города, заменяющий всенародные выборы мэра Самары его избранием из числа депутатов, то теперь прямые выборы градоначальника вернули. По мнению народных избранников, они хотели поставить точку в бесконечных судебных разбирательствах и учесть мнение горожан.

В 2006 году был утвержден состав Общественного совета при Думе городского округа Самара, в который вошли 48 общественных организаций.

В 2007 году Дума приняла важные городские программы, такие как «Комплексная программа профилактики правонарушений и обеспечения общественной безопасности городского округа Самара на 2007-2009 годы», «Ветераны Самары» и «Дети Самары», по проблемам инвалидов «Самара – наша жизнь», «Развитие культуры городского округа Самара», «Улучшение репродуктивного здоровья населения городского округа Самара» и т.д.

В 2008 году приоритетными направлениями совместной работы Думы с администрацией стали вопросы бюджетной и налоговой политики, управления и распоряжения муниципальной собственностью, социальной поддержки отдельных категорий граждан, контроль за решением вопросов местного значения. Тогда же был принят Генеральный план города.

Виталий Александрович Ильин, Председатель Думы 4 созыва:

– В то время было противостояние между губернатором и мэром. Возникла коалиция из нескольких групп кандидатов, которые пошли на выборы и были поддержаны областными властями и самарским бизнес-сообществом. В соответствии с новым федеральным законом количество депутатов увеличилось с 18 до 35. По итогам этих выборов получилось, что 23 из 35 депутатов были в оппозиции к действующему Главе города и сложившейся на тот момент системе городского управления. Прошло знаменитое первое заседание, расколовшее законодательное собрание, на котором я был избран заместителем председателя Думы.

Администрация города всячески препятствовала работе Думы, даже здание закрыли якобы на ремонт. Председатель Губернской Думы оказывал содействие и предоставлял нам для заседаний помещение зимнего сада. Мы там практически два года работали, принимали абсолютно легитимные решения простым большинством 18 голосов «за». Поскольку мэр не собирался исполнять бюджет, принятый Думой, город финансировался по схеме 1/12.

В 2005 году квалифицированным большинством в 24 голоса мы приняли новый Устав города, согласно которому председатель Думы по должности должен был быть Главой города, а главой администрации становился сити-менеджер. Этот устав был отправлен в Министерство юстиции РФ, было выдано свидетельство о регистрации. А дальше начались чудеса необъяснимые. В январе 2006 года Минюст отменил регистрацию, что, в общем-то, процедурой никаким образом не прописано. История и время рассудит, кто был прав. Таким образом, накануне приближающихся мэрских выборов в 2006 году возник правовой вакуум, было вообще непонятно, каким образом их проводить.

После длительных консультаций, в которых участвовали все заинтересованные силы, Дума приняла решение вернуться к прежнему уставу, квалифицированным большинством был проголосован Устав, согласно которому возвращались прямые выборы мэра. Я в этих выборах участвовал, занял третье место, набрав 18,8%, это более 70 тысяч голосов.

У Лиманского Г.С., если я не ошибаюсь, было 22%, у Тархова В.А.– 28%.

После того как Виктор Александрович Тархов был избран Главой города, депутаты-меньшевики начали посещать заседания Думы. Таким образом, сложились определенные условия к тому, чтобы ситуация в городе поменялась. Когда закончилось противостояние, были приняты и реализованы очень важные для города социальные программы – и по благоустройству дворов, и по ремонту внутриквартальных дорог, и по освещению города. Начали наконец-то деньги выделяться и на капитальный ремонт, и на дорожное строительство – в рамках бюджетных возможностей.

Татьяна Константиновна Братчикова, депутат 4,5,6 созывов, заместитель Председателя Думы 4 и 6 созывов:

– С 2004 года было очень жесткое противостояние избранных депутатов и действующего мэра Георгия Сергеевича Лиманского, которое длилось почти два года. Нами был предложен новый устав города, новая структура администрации. По действующему уставу Лиманский был избран председателем Думы, а мы считали невозможным совмещать в одном лице Главу города и председателя Думы. Здание Думы было заблокировано, и мы проводили заседания и принимали решения на площадке Губернской Думы, а параллельно мэр с меньшинством депутатов проводил заседания у себя в администрации. Затем Главой города был избран Виктор Тархов, и раскол в Думе прекратился.

Основной участок моей работы – комитет по местному самоуправлению, сейчас я заместитель председателя Думы и член двух комитетов: бюджетного и по местному самоуправлению. Все городские программы утверждаются решением Думы, но мы не можем непосредственно вмешиваться в работу исполнительных органов. Но обсуждаем проблемы на совещаниях и голосуем за соответствующие рекомендации для городской исполнительной власти.

В шестом созыве поменялся качественный и количественный состав Думы. Началась реформа органов местного самоуправления, создание общественных советов, введение в структуру власти управляющих микрорайонами. Несколько нивелирована роль ТОСов, с чем многие, в том числе и я, были не согласны. Недавно я вернулась со съезда по местному самоуправлению, там было предложено внести изменения в закон об общих принципах организации местного самоуправления и предусмотреть финансирование работы ТОСов.

Вообще, я депутат пяти созывов, в начале 1990-х годов я была избрана председателем Промышленного районного совета. А в структурах власти я оказалась еще в 1987 году, поэтому своей жизни без общественной работы не представляю. Желание решать проблемы людей и помогать им не пропадает.

Тем более, что бывших, экс-депутатов не существует, есть депутаты соответствующего созыва. И это навсегда.



Самарская городская Дума V созыва

СОСТАВ ДУМЫ V СОЗЫВА

Аксенова Людмила Николаевна

Алехин Сергей Александрович

Арсентьев Сергей Юрьевич

Бескоровайная Светлана Витальевна

Богданов Сергей Владимирович

Братчикова Татьяна Константиновна

Гриднев Анатолий Николаевич

Гришин Вячеслав Николаевич

Гусев Александр Алексеевич

Дегтев Алексей Петрович

Дормидонтов Вячеслав Викторович

Иванов Владимир Иванович

Карпяк Александр Викторович

Комаров Олег Игоревич

Кузин Вячеслав Александрович

Кумановский Анатолий Анатольевич

Куцев Михаил Петрович

Мастерков Андрей Владимирович

Митрянин Николай Николаевич

Михайлова Наталья Михайловна

Попова Вера Владимировна

Рогожников Василий Васильевич

Сачков Александр Николаевич

Самсонов Василий Николаевич

Скобеев Николай Леонидович

Степаненко Роман Олегович

Сурьянинов Дмитрий Леонидович

Сюсин Владимир Александрович

Федоров Максим Анатольевич

Федосеева Лидия Сергеевна

Фетисов Александр Борисович

Халиуллов Минахмет Мидехатович

Ширнина Елена Викторовна

Широчин Владислав Анатольевич

Ягодкин Владимир Константинович

10 октября 2010 года состоялись выборы в Городскую Думу Самары по 35 одномандатным избирательным округам. В них участвовали 154 кандидата – представители политических партий и несколько самовыдвиженцев.

15 октября 2010 года состоялось первое заседание, на котором председателем Думы городского округа Самара избрали Александра Борисовича Фетисова. Первым заместителем председателя стал Николай Николаевич Митрянин, еще два заместителя председателя Думы – Светлана Витальевна Бескоровайная и Вячеслав Викторович Дормидонтов.

В 2010 году выборы депутатов совпали с выборами Главы города, поэтому на первом заседании Думы вступил в должность Глава городского округа Самара Дмитрий Игоревич Азаров.

Особенностью работы V созыва стала тщательная проработка вопросов, выносимых на Думу, на комитетах, рабочих группах и рабочих заседаниях с администрацией города. Ежегодно при формировании бюджета депутаты старались определить несколько насущных проблем и сконцентрироваться на их решении. По итогам работы конкретные изменения произошли в сфере градостроительной политики и решении проблем точечной застройки, благоустройства города, ремонта дорог, защиты прав граждан в сфере ЖКХ, создания благоприятных условий для молодых семей и развития молодежной политики, физической культуры, спорта и культуры.

Получила продолжение практика работы Общественного совета и Молодежного парламента. В 2011 году при активном участии Думы в городе создан Общественный совет по национальным вопросам. В его состав вошли представители 24 национально-культурных организаций. Совет рассматривал актуальные вопросы укрепления межнациональных отношений, адаптации мигрантов, развития практики создания в Самаре национальных воскресных школ, а также грантовой поддержки деятельности НКО.

В 2013 году при активной поддержке Думы создан Союз женщин городского округа Самара.

С 2014 года, в соответствии с изменениями федерального и регионального законодательства, в Самаре проводится реформа местного самоуправления.

На первом этапе реформы 24 ноября 2014 года Главой городского округа Самара единогласно избран действующий председатель Думы Александр Борисович Фетисов. 16 декабря 2014 года Дума, по результатам работы конкурсной комиссии, вынесла решение о назначении на должность Главы администрации Олега Борисовича Фурсова.

В марте 2015 года принят Закон Самарской области «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области», в соответствии с которым выборы в Гордуму VI созыва проходят по двухуровневой системе, а муниципалитет разделен на девять районов, наделенных собственным статусом муниципального образования. На втором этапе реформы в 2015 году депутаты Думы городского округа Самара V созыва подготовили необходимую базу для работы органов местного самоуправления и исполнительно-распорядительной власти Самары как города с внутригородским делением.

Александр Борисович Фетисов, Председатель Думы 5 созыва:

– На выборы «10.10.10» мы шли единой командой с Дмитрием Игоревичем Азаровым, которого партия «Единая Россия» выдвинула на пост мэра Самары. Накануне выборов на многих площадках города мы организовали праймериз. В них участвовали многие горожане, были задействованы и кандидаты в депутаты. Именно тогда стало понятно, что город нуждается в обновлении, в приходе молодого руководителя.

Из праймериз мы плавно переместились в избирательную кампанию.

В Думу мы пришли единой командой, и такая композиция, сложившаяся «10.10.10», стала для Самары уникальной в новейшей истории. До этого между Думой и администрацией шли постоянные Пунические войны. Может быть, смотреть это было весело и интересно, и, наверно, та Дума отвечала какому-то общественному запросу. Но со временем стало понятно, что на дело это влияло плохо.

Дума 5-го созыва стала местом для дискуссий, мы рассматривали все решения, которые принимались городской властью. У нас был мощный экономический и аналитический блок, шли многоуровневые дискуссии по основному документу – бюджету города.

Коллектив был очень сильный в профессиональном плане. Среди нас были опытные депутаты, такие как Татьяна Константиновна Братчикова, Владимир Александрович Сюсин, Владимир Константинович Ягодкин, я могу долго перечислять. И Тамара Николаевна Камынина как высокопрофессиональный базис системы, и коллектив аппарата Думы. И были новички, которые пришли с «политическим романтизмом», с желанием более эффективно решать проблемы и преображать жизнь людей. Но одно дело, когда видишь бой со стороны, а другое, когда попадаешь в эту систему взаимоотношений, видишь цифры бюджета. Мы всегда старались довести принятые решения до реализации.

Дума пятого созыва конструктивно работала и с профильными департаментами администрации, и с общественными советами. Наиболее интересные городские проекты того времени ассоциируются с Дмитрием Игоревичем Азаровым, и прежде всего – самарская набережная. Здесь было необходимо и нормативное обеспечение, и создание соответствующей обстановки. Когда все хорошо, кажется, что так было всегда. Помните, там везде дымилась шаурма, лилось пиво, процветало пьянство и хулиганство. Сотрудники правопорядка туда с опаской заходили. И тем, как был сделан этот объект, мы вместе с Дмитрием Игоревичем гордимся.

Другая важная программа, с которой Азаров шел на выборы, – «Двор, в котором мы живем». Своего рода предтеча того, что потом стало тиражироваться на федеральном уровне. Была идеология вовлечения жителей в этот процесс, и нам это удалось, депутатский корпус очень активно участвовал. Количество средств было ограничено, а сделать хотелось лучше и больше.

Я считаю, что пятая Дума как механизм муниципального нормотворческого органа была достаточно эффективно выстроена. При этом мне пришлось непосредственно заниматься реформой местного самоуправления. На тот момент это был эксперимент в Самаре, Челябинске и Дагестане. Звучали различные мнения и сомнения. Эксперимент продолжается. Должно пройти время, и мы сможем оценить результаты этой реформы.

Тамара Николаевна Камынина, руководитель аппарата Думы 4 и 5 созывов:

– Работа аппарата включает в себя подготовку материалов к заседаниям комитетов и Думы, подготовку нормативно-правовых актов, касающихся всех сфер жизни городского округа Самара. Изначально все проекты готовят специалисты аппарата Думы, а депутаты рассматривают их на заседаниях комитетов и рабочих групп, дают свои предложения. Команда аппарата, обеспечивавшая работу 4 и 5 созывов, отличалась профессионализмом, работоспособностью и умением планировать на шаг вперед.

Большинство депутатов, пришедших в четвертый созыв Думы, не имели опыта работы, но у всех было огромное желание помочь городу. Деятельность депутатов первых трех созывов была мало известна самарцам, а эти сразу пошли в народ, открыли приемные, жители знали, к кому обращаться за помощью.

К четвертому созыву обнаружилась нехватка нормативно-правовых актов, характеризующих деятельность городского хозяйства. Именно этот созыв разработал основную массу таких документов для города. А пятый созыв или дорабатывал их, или вносил изменения уже в ходе конкретной работы или в связи с изменением федерального законодательства.

В пятый созыв пришли люди, уже знакомые с депутатской деятельностью. Горящих глаз было меньше, но работа, и законотворческая, и с населением в округах была отлично налажена.

К шестому созыву мы вместе с правительством Самарской области занимались реорганизацией местного самоуправления. По принципу «не навреди». Депутатов стало больше, мы разработали порядок формирования райсоветов и их представительства в Городской Думе, а также многие нормативные правовые акты по реорганизации – не только для Самары, но и для области.

Идея реформирования органов местного самоуправления – максимальное уменьшение депутатского округа и сокращение дистанции между депутатом и избирателем. Если в 4 и 5 созывах на одного депутата приходилось более 30 тысяч жителей, то сейчас – от 2 до 10 тысяч. Работа депутата – не только нормативные правовые акты, но и проблемы избирателей, с которыми необходимо разобраться, найти пути возможного их решения совместно с администрацией любого уровня.

Михаил Петрович Куцев, депутат 4 и 5 созывов:

– Я работал председателем бюджетного комитета 11 лет (6 лет в четвертом и 5 лет в пятом созыве). Это исполнение, принятие, изменение бюджета, решение спорных вопросов с администрацией. Бюджет – это основной документ, по которому функционируют вся администрация и все программы. Документ объемный и трудоемкий, плод коллективных усилий. И у нас ни разу не было такого, чтобы мы в новый год входили без принятого бюджета. В пятом созыве мы уже трехлетний бюджет принимали – с перспективой на два года.

Мы начинали, когда готовились программа по подготовке к проведению чемпионата, программа по ветхому жилью, программа по жилью детям-сиротам. Был творческий период в плане городского законодательства. В 4 и 5 созывах несколько раз выходили с инициативой по ряду вопросов в Губернскую Думу, как минимум 2-3 вопроса дошли до изменения федерального законодательства. Это тоже не каждой Городской Думе удается провести.

Депутатство дало новый управленческий опыт в общественной сфере.Чем больше ты общаешься с простыми людьми, тем больше вопросов к власти ты пытаешься донести, решить, помочь. Принести пользу жителям моего Самарского района для меня была норма. Когда с людьми говоришь, снижается градус недовольства. Есть такие люди, которые любят стены грудью пробивать, а оказывается, что он не в ту стенку бьет, рядом можно в дверь зайти.

Лидия Сергеевна Федосеева, депутат 4 и 5 созывов:

– Я работала в комитетах по здравоохранению и по образованию. Тогда здравоохранение перешло на региональный уровень, но мы, например, начали работу по лицензированию медицинских кабинетов в школах. Это важный аспект в организации профилактической работы – вакцинации, осмотры, работа центров здоровья. Занимались комбинатами школьного питания. Большую работу провели по капитальному ремонту школ. Директора школ определяли, что необходимо, а мы как депутаты выходили в департамент, выбивали деньги, контролировали качество выполнения работ.

Тогда начинала проводиться работа по внутриквартальному благоустройству. Надо было организовать работу со старшими по домам, с активистами: составление проектов, контроль за ходом работ, а потом праздник открытия детских площадок. Очень много общались с жителями района. Я уже несколько лет не депутат, но очень приятно, что теплые отношения с людьми сохранились.

У нас начали создаваться общественные советы, например, в моем крупном лечебном учреждении – при главном враче. Когда вместе с тобой работает команда неравнодушных людей, сделать можно очень и очень много. Они с одной стороны сообщают, что нужно сделать, с другой – что мы сделали не так. Много работали с общественными организациями ветеранов и инвалидов, проводили пленарные заседания, обсуждали получение льготных медикаментов.

В решении вопросов, особенно связанных с финансированием, всегда бывают сложности. Денег всегда не хватало. Но если надо, значит, старались найти какие-то резервы и возможности. В нашей команде депутатов работали сильные профессионалы, практически ни одно заседание по любому направлению не проходило без дискуссий. С депутатским корпусом считались, администрация прислушивалась.



Самарская городская Дума VI созыва

СОСТАВ ДУМЫ VI СОЗЫВА

Арсентьев Сергей Юрьевич

Бакаева Алина Дамировна

Барсук Валерий Михайлович

Братчикова Татьяна Константиновна

Вавилов Александр Владимирович

Власова Галина Петровна

Гриднев Анатолий Николаевич

Гришин Вячеслав Николаевич

Дегтев Алексей Петрович

Емелина Татьяна Валентиновна

Звягинцев Вячеслав Сергеевич

Карташова Наталья Владимировна

Квашин Дмитрий Александрович

Кочуева Ирина Николаевна

Купцова Наталья Валерьевна

Левин Юрий Сергеевич

Максимов Александр Борисович

Назаркина Ирина Михайловна

Палагичев Александр Геннадиевич

Пантелеева Юлия Вячеславовна

Петриков Андрей Геннадьевич

Резников Яков Зиновьевич

Рогожников Василий Васильевич

Рязанов Игорь Викторович

Рязанов Сергей Владимирович

Сапуков Ренат Исмагильевич

Сараева Анна Александровна

Сидоров Александр Денисович

Тимошенко Вячеслав Сергеевич

Трофимов Валерий Аркадьевич

Туркина Татьяна Николаевна

Тюлевин Сергей Викторович

Хрипченко Ольга Валерьяновна

Хузин Ривгат Туктарович

Чекалин Алексей Вячеславович

Чернышев Александр Павлович

Чумак Павел Вадимович

Шведов Александр Викторович

Шишкин Владимир Александрович

Штейнмардер Сергей Альбертович

13 сентября 2015 года при явке в 32% избирателей в Самаре прошли выборы в районные советы депутатов. По итогам выборов в каждом районе сформирован собственный совет депутатов численностью от 24 до 40 человек. Всего в Самаре 284 районных депутата. Если при прежней избирательной системе в Самаре каждый избирательный округ депутата Городской Думы насчитывал 30-35 тысяч человек, то при новой системе на одного депутата райсовета приходится от 2 до 10 тысяч человек – низовой уровень власти стал максимально приближенным к людям.

Срок полномочий районных советов составляет 5 лет. На первых заседаниях райсоветов были избраны представители в Думу городского округа Самара. В ней 41 депутат, в том числе: 9 человек делегированы от Промышленного района, 8 – от Кировского, 6 – от Советского, по 4 – от Октябрьского и Железнодорожного районов, по 3 – от Красноглинского и Куйбышевского и по 2 – от Ленинского и Самарского.

23 сентября 2015 года на первом заседании Думы председателем избрана Галина Геннадьевна Андриянова. Ее заместителями стали Игорь Викторович Рязанов и Татьяна Константиновна Братчикова.

13 октября 2015 года на втором заседании Думы из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, Главой городского округа Самара избран Олег Борисович Фурсов. А 29 октября было подписано соглашение о взаимодействии Думы городского округа Самара с Советами внутригородских районов. В рамках соглашения Дума оказывает информационную, методическую и организационную поддержку депутатам внутригородских районов.

К концу 2015 года организационный этап реформы местного самоуправления завершился: приняты Уставы районов города, по результатам работы конкурс-ных комиссий избраны Главы районных администраций, организована деятельность общественных приемных депутатов.

С января 2016 года все внутригородские районы стали муниципальными образованиями с собственными бюджетами и объемом полномочий.

26 декабря 2017 года на заседании Думы по результатам работы конкурсной комиссии утвержден новый Глава городского округа Самара – Елена Владимировна Лапушкина.

На заседании 1 марта 2018 года председателем Думы избран Алексей Петрович Дегтев, поскольку Андриянова сложила с себя полномочия депутата Железнодорожного внутригородского района.

Работа депутатского корпуса в сфере бюджетных и налоговых правоотношений сохраняет ранее определенные основные задачи и приоритеты – совершенствование администрирования налоговых доходов, поиск дополнительных доходных источников, эффективное использование муниципального имущества, повышение результативности бюджетных расходов, приведение нормативных правовых актов в соответствие действующему федеральному и региональному законодательству.

В конструктивном диалоге с администрацией города проводится необходимая работа по совершенствованию нормативной базы городского округа.

Практика работы общественных структур при Думе в октябре 2018 года расширена созданием Общественного Совета по инклюзии. Его цель – поддержка инклюзивных школ и содействие в их развитии, внесение предложений и участие в подготовке нормативных правовых актов в области образования и защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Галина Геннадьевна Андриянова, председатель Думы 6 созыва (2015-2018 годы):

– В 2015 году команда муниципальных депутатов увеличилась более чем в восемь раз. Многие люди старшего поколения сравнивали появившийся уровень районных Дум с советской системой. Конечно, другое время, другая страна, задачи и возможности, но необходимую близость к людям эта реформа обеспечила.

В новой системе мнений стало больше. Стало более широким представительство по социальному статусу, профессии, достатку. Работа теперь проводится напрямую: депутат – житель. А самое главное – большинство избранных депутатов были искренне вдохновлены предоставленной возможностью приложить свои знания, опыт, энергию в изменение жизни города. Это было особенно важно с учетом проведения в Самаре Чемпионата мира по футболу и того масштабного преображения, которое предстояло осуществить в его подготовке.

Перед Городской Думой стояла задача научить людей, которые впервые пришли в представительную власть, понимать, что такое бюджет города, как проводить приемы граждан и как обрабатывать их обращения, как стать полезными избирателям. В этой работе мы плотно сотрудничали с Губернской Думой и областным правительством, привлекали специалистов для обучающих семинаров и рабочих совещаний.

Могу сказать, что депутаты ответственно относились к своей, по сути, общественной деятельности. Несмотря на занятость по основному месту работы, ни одно заседание Думы или комитета не было перенесено по причине отсутствия кворума, хотя порой собираться приходилось достаточно оперативно. Мы принимали важные решения по выделению дополнительных денег на строительство социальных объектов, расселение из аварийного жилья и приобретение квартир детям-сиротам; а утверждая парковочные коэффициенты при строительстве, депутаты встали на сторону жителей, а не бизнеса. Все приходилось взвешивать в интересах развития города.

Всегда приятно видеть, когда твоя работа имеет вполне ощутимый результат. Яркий пример – программа «Комфортная городская среда», которая вначале продвигалась тяжело, но благодаря настойчивости Дмитрия Игоревича Азарова не только «заработала», но и получила федеральную поддержку. Преображаются и любимые всеми общественные пространства, и наши дворы. Задача депутата – выявить потребность людей по благоустройству конкретной территории, часто – прийти к компромиссу интересов, а затем вместе с жителями контролировать ход работ. Депутат должен быть драйвером, чтобы продвигать идею по тем каналам, к которым он имеет доступ.

Когда происходят реформы, масштабная трансформация системы, должно пройти какое-то время, прежде чем появляется оценка эффективности. Тем более, что в развитии системы местного самоуправления появился институт управляющих микрорайонами. То, как они работают, зависит и от человеческого фактора, и от условий, которые создаются руководителями администраций на местах, и от доверия людей. В любом случае, самые верные решения принимаются только в диалоге власти и жителей.

Сергей Владимирович Рязанов, заместитель Председателя Думы 4 созыва:

– Я пошел в депутаты, потому что чувствовал необходимость улучшить жизнь самарцев, в частности, моих избирателей, живущих в исторической части города. Многие дома в Самарском районе сильно изношены, но в отличие от большинства российских городов они сохранили свою архитектурную индивидуальность. Сейчас решается вопрос о присвоении статуса исторического поселения, это дополнительные федеральные средства. Если все получится, мы сможем привести дома и знаменитые самарские дворики в порядок.

Я работаю в бюджетном комитете. Город как большая семья, задач множество, а бюджетный кошелек у нее один. И Дума совместно с администрацией решает, что нужно профинансировать в первую очередь. Иногда возникают споры, но это рабочие моменты, мы должны вместе прийти к правильному решению.

Из приоритетных задач могу отметить, что мы приняли для застройщиков коэффициент: на каждую квартиру должно быть машиноместо, чтобы машины не на газонах стояли, а на парковочных местах. Приняли строительные нормы для города, раньше их не было, и мы ссылались на региональные нормативы при размещении строительных объектов. Нормы обязывают предусматривать места под детские сады, школы, общественные пространства. Генеральный план города у меня постоянно на столе, сейчас он корректируется, где-то будет меняться зонирование земли. Мы в любом случае стоим на защите интересов людей, которые нас выбрали. Но и жителям нужно быть активнее, участвовать в жизни города, формулировать свои потребности и совместно с властью их реализовывать.

Вот у нас проходит турнир дворовых команд «Золотая шайба», и, когда я стал депутатом, был шокирован тем, что команда Самарского района, в котором я избран депутатом, не принимает участия в соревнованиях, потому что негде тренироваться. Оказалось, что полноценную хоккейную коробку 30 на 60 метров на территории района поставить негде, свободной земли нет. Мы с главой района лично с рулеткой перемеряли все возможные площадки. Команду мы создали, поначалу возили ребят на автобусе в соседние районы на тренировку, а потом появилась возможность сделать свою полноценную хоккейную коробку. Площадка получилась универсальной, на искусственном травяном покрытии летом играют в футбол, волейбол и баскетбол.

В целом, отмечу, что за эти годы в Думе сформировался дружный профессиональный коллектив. У каждого депутата есть свой опыт, но внутри Думы мы можем проконсультировать друг друга по самым разным направлениям. На депутата ведь нигде не учат, это приходит с опытом работы.

Алексей Петрович Дегтев, председатель Думы 6 созыва (с 2018 года):

– Первый раз я был избран депутатом Октябрьского районного совета народных депутатов г. Куйбышева в 1990 году. Тогда же меня назначили директором школы, а мне было 24 года. За время работы совета мне удалось убедить коллег, что в Постниковом овраге крайне

недостает школ. После долгих разрешений, согласований и проблем с финансированием в 1997 году, благодаря содействию мэра Олега Николаевича Сысуева, четырех-этажный пристрой к школе был готов.

В 1993 году советы распустили, появилась новая страна. Началась демократизация общества, мы с директорами школ создали общественную организацию – объединение руководителей школ г. Самара. Меня выбрали председателем. Наши представители вошли в коллегию министерства, в различные общественные советы. В 2006 году я вошел в общественную палату при Главе города, ее организовал Виктор Александрович Тархов, и меня избрали ее председателем. А в 2010 году я был избран в Городскую Думу – тогда были прямые выборы 35 депутатов.

Были возможности работать на уровне области, но город, его проблемы и пути их решения мне ближе, здесь есть ощущение собственной причастности и полезности.

Быть просто общественником и приходить на заседания Думы с основной работы – это одно, а чтобы решиться на освобожденную работу, нужны очень амбициозные задачи. Например, у нас не хватает садиков и школ. К работе ряда управляющих компаний есть немало претензий. А еще есть задача – не допустить. Например, строятся микрорайоны с высотками, в которых ни ребенка отвести в школу и в садик, ни спортом заняться, ни машину поставить, ни собаку выгулять – все негде! Это можно предотвратить, построив не 25, а 10 этажей, все равно бы застройщик в убытке не был. Мы приходим на градостроительную комиссию и обсуждаем все эти вопросы.

Мы реализуем со школьниками экологические проекты, организовали школу будущего собственника жилья и школу юного парламентария. Потому что надо заниматься на практике воспитанием, а не манипулировать молодежью. Наши депутаты своей энергетикой, своим отношением к делу могут быть для ребят достойным примером.

Депутат, председатель Думы – это школа жизни, практика. Всегда стараешься не подвести людей, не загубить дело. Есть нереализованные планы, и этого времени просто недостаточно. И есть хорошее продвижение многих социальных вопросов, связанных и с переселением жителей из ветхого жилья, и с благоустройством, и с общественными территориями, объектами спорта, культуры, образования. Надо формировать совершенно новую субкультуру горожанина. Человек должен гордиться тем, что живет в своем городе и мечтает, чтобы дети его здесь остались. Потому что есть где жить, учиться и работать!


Ольга КАЗАКОВА
При подготовке материала использованы фото из архива Самарской Городской Думы.

Оцените статья

+1

Оценили

Ольга Михайлова+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!