«СамАрт». 85 шагов за горизонт

3608
«СамАрт». 85 шагов за горизонт

В декабре 2015 года «СамАрт» – Самарский театр юного зрителя – отметил 85-й день рождения. Творческий путь театра в последние годы стал частью театральной истории России. Один из ведущих молодежных театров в стране, «СамАрт» держит высокий уровень художественного вкуса, режиссерского и актерского мастерства.

Сергей СОКОЛОВ, директор театра «СамАрт»:

– Для меня наш театр – это вся моя творческая жизнь. Были разные юбилеи – 50-летие театра, 55-летие, 60-летие, 65-летие, 70-летие, 75-летие, 80-летие… 85 лет – это целый этап жизни всего нашего коллектива! Каждый год приносит нам определенные события, рождение новых спектаклей, рождение новых творческих встреч. Для каждого из нас юбилей театра – это личностный праздник.

Первый спектакль Самарского краевого театра юного зрителя «Аул Гидже» по пьесе Шестакова в постановке Бориса Смирнова был сыгран в декабре 1930 года в Клубе коммунальников. Средневолжский край тогда был обширен, первый спектакль небольшого театра из девятнадцати актеров был посвящен жизни исламского населения и ликвидации неграмотности. Вскоре в театре появляются новые артисты, режиссеры и даже свой оркестр. На афише – «Дубровский», «Тартюф», «Дон Кихот», «Хижина дяди Тома», «Том Сойер».

В 1937 году ТЮЗ вошел в систему народного образования, предвоенные годы провел с творческим подъемом, однако в июне 1941 года в связи с началом Великой Отечественной войны театр был расформирован.

После того как 27 августа 1942 года группа преподавателей пединститута публикует в газете «Волжская коммуна» открытое письмо «ТЮЗ должен быть», исполком Куйбышевского областного совета издает постановление о возобновлении работы театра, второе рождение которого состоялось первого июня 1943 года премьерой «На заре туманной юности». В годы войны в репертуаре были в основном спектакли патриотического характера.

В конце сороковых годов в ТЮЗ пришел Михаил Свинин, ставший затем главным художником, он прослужил в театре более 30 лет. Ведущими актерами театра многие годы были Александр Васильев, Георгий Гребенкин, Лидия Любимова, Вера Синина, Вера Гребенкина… В историю ТЮЗа вошли спектакли классического репертуара – «Накануне», «Гроза», «Мещане». Основу детского репертуара составляли спектакли по пьесам Сергея Михалкова, Виктора Розова, Льва Кассиля. Несколько раз в разные годы был поставлен спектакль по рассказу Аркадия Гайдара «РВС». Театр едва не был назван именем Пушкина, правительство оставило без внимания просьбу об этом, но приняло решение выдвинуть спектакль «Конек-Горбунок» на соискание Сталинской премии в области театрального искусства.

В шестидесятые годы ТЮЗ активно работает с местными драматургами – Андреем Вятским, Владимиром Молько. Инсценировка Семена Табачникова по роману Николая Островского «Как закалялась сталь» стала событием в истории театра.

После нескольких лет скитаний по разным сценам в период капитального ремонта театра, в 1971 году ТЮЗ открыл сезон в обновленном здании на Самарской улице. Критики писали, что режиссер Лев Шварц запомнился созданным им поэтическим театром. Директором работает Эра Мухина, тогда же в ТЮЗ приходит композитор Леонид Вохмянин.

В 1975 году директором театра стал Валерий Ерохин. В 1977 году спектаклем «Допрос» открыта малая сцена. Режиссер Евгений Фридман ставит «На дне», «Донские рассказы», «Том Сойер», «Винни-Пух и все, все, все», «Четыре девушки и странный персонаж», «Шишок».

В восьмидесятые годы ТЮЗ вновь работает на разных площадках. Событиями становятся «Гуманоид в небе мчится» и «Завтра была война» в постановке Михаила Карпушкина, «Разбойники» Александра Золотухина, «Два клена» Михаила Бычкова, «Похождения храброго Кикилы», «Конек-Горбунок», «За рекой моя деревня» Алексея Симковича, «Вей, ветерок», «Кошка, которая гуляла сама по себе» Анатолия Болотова, «Бесприданница» Льва Титова, «Подсвечник Чаадаева», «Король-олень», «Салют динозаврам!» Владимира Муравца. Режиссер Валерий Иванов поставил «Кокон» по пьесе Евгения Чебалина. Заместителем директора ТЮЗа стал актер Сергей Соколов, а Эдуард Терехов – самым молодым заслуженным артистом Российской Федерации.

В начале девяностых годов начинается новая жизнь театра. В 1991 году после реконструкции в здании бывшего кинотеатра «Тимуровец» создана сцена, оборудованы гримерные и репетиционные. Анатолий Болотов ставит фолк-оперу «Клопус-нормалис», Андрей Дрознин – спектакли «Дракон», «Папа, папа, бедный папа…».

В 1993 году на фестивале «Театры Самары в Москве» с успехом сыграна «Поминальная молитва» в постановке Андрея Дрознина с народным артистом СССР Николаем Михеевым и заслуженной артисткой России Любовью Альбицкой в главных ролях. Это был первый в истории театра и по-настоящему триумфальный выезд в столицу. Позже в «Поминальной молитве» играли Владимир Стеклов, Александр Абдулов, Олег Свиридов.

В репертуаре театра – поставленные англичанином Аласдэром Рамсеем «Вольпоне» и «Гамлет». Спектакль голландца Рула Твейнстра «Биение сердца» показан на фестивалях во Фрайбурге и Авиньоне.

По предложению директора театра Сергея Соколова и начальника управления культуры администрации Самарской области Светланы Хумарьян руководителем художественной программы театра стал народный артист Латвии, выдающийся деятель современного театра, режиссер Адольф Шапиро. В апреле 1997 в репертуаре появляется спектакль «Бумбараш», который затем выдвинут в трех номинациях на премию «Золотая маска», художник Юрий Хариков стал лауреатом в номинации «Лучшая работа художника».

Спектакль Адольфа Шапиро «Мамаша Кураж» с Розой Хайруллиной в главной роли выдвигается на «Золотую маску» в пяти номинациях и получает премию за сценографию.

Сегодня творческая жизнь театра «СамАрт» – это фестиваль театров для детей и молодежи «Золотая репка», спектакли Георгия Цхвиравы, Александра Кузина, Михаила Кислярова, Анатолия Праудина в оформлении Юрия Харикова и Алексея Порай-Кошица, с музыкой Александра Пантыкина, Алексея Шелыгина, Василия Тонковидова.

Павел МАРКЕЛОВ, актер театра «СамАрт»:

– Благодаря творцам такого масштаба, мы находимся в постоянном развитии, избегая опаснейшей для творческой среды ситуации застоя и уверенности в самих себе. Работающие с нами режиссеры, художники, композиторы не дают скучать, заставляют сомневаться в себе, верить в себя и расти, добиваться чего-то совершенно неожиданного.

Только за последние пять лет театр «СамАрт» более двадцати пяти раз участвовал во Всероссийских и международных фестивалях, неоднократно гастролировал в Японии, Франции, Германии, Дании, Эстонии, Иране, Крыму, Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Красноярске, Саранске, Новом Уренгое, других городах России.

Дмитрий ДОБРЯКОВ, актер театра «СамАрт», режиссер:

– Постоянно кто-то что-то репетирует в театре. Когда люди занимаются делом, а не бегут скорее по домам, это очень хорошо. Создается творческая атмосфера, в которой все мы задействованы.

Только в 2014 году в «СамАрте» состоялось девять премьер.

Спектакль «Анна Франк» в постановке Екатерины Гороховской рождался в театре постепенно. Познакомившись с актерами, драматург Ася Волошина писала пьесу по дневникам Анны Франк. Чтобы прочувствовать жизнь своих героев, евреев, два года скрывающихся от фашистов в заброшенном доме, режиссер и актеры на несколько дней заперлись на чердаке в старом здании театра…

Марина ЩЕТИНИНА, актриса театра «СамАрт»:

– Все наши работы в принципе вытекают из лабораторий, на которых мы знакомимся с молодыми режиссерами. Мы по-настоящему счастливы, что работаем с разными творческими личностями. Они рассказывают про наш театр в своих городах, к нам приезжают новые постановщики – крутится колесо событий!

В марте 2013 года по пьесе Ксении Драгунской «Эдит Пиаф» в жанре «песенка длиною в жизнь» в малом зале «СамАрта» был поставлен спектакль «Моя Эдит». Достаточно сложно буквально за час отразить историю жизни и творчества такой легендарной личности, как Эдит Пиаф. Однако театру «СамАрт» в постановке Оксаны Рыбалки это удается.

Мария ФЕОФАНОВА, актриса театра «СамАрт»:

– Как рождался спектакль? Когда выяснилось, что я буду играть от лица Эдит Пиаф, то чуть позже я узнала, что ухожу в декрет. Премьеру выпускали без меня. Достаточно сложно было в эту работу окунуться, когда я вышла из декрета. Сейчас это уже немного другой спектакль. Может быть, я еще не до конца себя в некоторых моментах чувствую, но зрители говорят, что постановка имеет право жить, и это трогает. Для меня наш театр – это семья, мой второй дом. Здесь работают люди, которыми я восхищаюсь, не просто коллеги, а настоящие друзья, они помогли мне стать актрисой.

В репертуаре театра «СамАрт» немало спектаклей, идущих десятилетиями – «Бумбараш», «Мамаша Кураж». Актерский состав с годами меняется, а успех остается.

В спектакле «Вино из одуванчиков» занято 64 исполнителя – вся труппа, дети, музыканты. Перед спектаклем традиционная распевка…

В театре за кулисами, в административной части и в цехах изо дня в день работают те, кого зритель никогда не видит на сцене. Невозможно объять необъятное в одном небольшом фильме, но мы все же попробуем. До начала спектакля чуть меньше часа. На служебном входе своя жизнь. Завлит решает какие-то вопросы с администраторами. Есть время проверить готовность света и звука. Все ли в порядке с бутафорией? Реквизит. И, конечно, костюмы, платья. Парики и прически, локоны и кудри. И, разумеется, грим…

С особым уважением в «СамАрте» относятся к актерам, служителям театра, отдавшим ему десятилетия творческой жизни. Всей театральной России известны Алексей Симкович, Игорь Данюшин, Юрий Долгих, Людмила Гаврилова…

Милла КАМИНСКАЯ, заведующий труппой театра «СамАрт»:

– Без прошлого и настоящего нет будущего. Мы помним о наших ветеранах, которые всю жизнь отдали театру: Вера Федоровна Гребенкина, Вера Васильевна Синина, наш заслуженный бутафор Евгений Иосифович Иванов. У нас в театре традиция – на все праздники мы едем к ним, поздравляем. Рады видеть их в театре в любой день и час, на любом спектакле.

За последние пять лет труппа театра «СамАрт» пополнилась пятнадцатью молодыми артистами. Это выпускники Самарского института культуры и театрального факультета Саратовской консерватории. Смена поколений в этом театре – явление не стихийное.

Дмитрий ДОБРЯКОВ, актер театра «СамАрт», режиссер:

– Я отличий в поколениях артистов не чувствую. Глубокой пропасти, как у Тургенева в «Отцах и детях», у нас нет. Например, мы «Иванова» два с половиной месяца с утра и до ночи репетировали с Аней Тулаевой, Лерой Павлюк, и они стали для меня как близкие люди. Мы здесь все одной крови, одной веры в театр.

Творческая лаборатория, посвященная театру для детей, проходит в театре «СамАрт» с 2006 года. Молодые режиссеры за три-пять дней с артистами театра и студентами Самарского государственного института культуры создают эскизы будущих спектаклей. В лаборатории в разные годы участвовали Галина Бызгу, Антон Безъязыков, Евгений Зимин, Юрий Алесин, Полина Стружкова, Никита Кобелев и другие режиссеры.

Сергей СОКОЛОВ, директор театра «СамАрт»:

– Наш театр молод! Театр Юного Зрителя работает для зрителя разного возраста. Нашему зрителю от семи лет до семидесяти, он может быть и старше. Молодые режиссеры делают у нас свои первые спектакли. Приятно, когда они громко заявляют о себе. Наша следующая лаборатория молодой режиссуры будет уже десятой по счету, уже около восьми лет она представляет зрителю новые имена в режиссуре.

В сентябре 2015 года на девятой лаборатории молодой режиссуры в театре «СамАрт» работали четыре режиссера-выпускника театральных вузов Москвы и Санкт-Петербурга.

Алексей ЛОГАЧЕВ, режиссер, участник лаборатории молодой режиссуры (г. Саратов):

– Лаборатория – это изначально эксперимент, в котором можно пробовать что-то рискованное или то, с чем в ежедневной работе театра связаны производственные трудности. Лаборатория – это четыре-пять дней, когда можно погрузиться в нечто новое, попытаться реализовать какие-то свои идеи.

Работой лаборатории молодой режиссуры традиционно руководят драматург Михаил Бартенев и театровед, театральный продюсер Олег Лоевский.

Олег ЛОЕВСКИЙ, театровед (г. Екатеринбург):

– Я благодарен театру «СамАрт» за мои личные зрительские впечатления от спектаклей Адольфа Шапиро, Александра Кузина, Анатолия Праудина. Актеры этого театра у меня всегда в памяти. Если говорить откровенно, театры живут и умирают, страдают от массы внутренних проблем. Здесь я не чувствую этих проблем, не вижу их. Надо отметить, что «СамАрт» очень многое дал всему российскому детскому театру. «СамАрт» – это всегда в широком смысле лаборатория. Молодые режиссеры здесь впервые пробуют что-то сделать в профессиональном плане с актерами, а не так, как они до этого говорили на птичьем языке с сокурсниками. В «СамАрте» начинающие драматурги обрели своих первых постановщиков. Образно говоря, здесь все время варится суп, в котором все ингредиенты общаются друг с другом, из-за чего этот суп становится густой, наваристый и осмысленный.

Девять лабораторий молодой режиссуры в общей сложности дали театру «СамАрт» восемь репертуарных спектаклей. Лаборатория – это и создание за несколько дней эскизов спектаклей, их обсуждение и анализ, диалог режиссеров и театроведов разных поколений с юными и взрослыми зрителями о том, каким же в принципе должен быть сегодня театр для юного зрителя.

Михаил БАРТЕНЕВ, драматург (г. Москва):

– ТЮЗ – это не бесконечные елочные представления по эстетике, по технике актерской игры. Считается, что в театре для детей все должно быть громко, шумно, цветно, с музыкой и песнями. Детский спектакль может быть таким. Но он может быть и другим – можно говорить со зрителем глаза в глаза, о самом главном. Нет запретных тем! Главное – найти свой способ разговора с маленьким зрителем обо всем на равных, не приседая и не поднимая его на руках. Мы пытаемся детям показать это и обратить в эту веру людей театра. Первые наши лаборатории были направлены исключительно на маленького зрителя. Если честно, я считаю, что подростковый театр – это фактически уже взрослый театр. Настоящий, живой театр – это всегда поиск. Отсев идей и отсев людей – тоже часть процесса. Не каждый театр сейчас готов в этом отношении рисковать. «СамАрт» рискует постоянно. Здесь редко развлекают зрителя. С театром «СамАрт» у меня, я даже боюсь сказать, в каком году начались творческие отношения! Если говорить коротко, сюда можно прийти с любой сумасшедшей идеей, прийти, предложить, и есть большой шанс, что ее начнут пытаться реализовать.

В «СамАрте» комфортные актерские грим-уборные. Есть своя театральная гостиница. На наших с вами глазах завершается, если говорить официально, вторая очередь реконструкции здания театра. Впервые за много лет в Самаре строится новое театральное здание, самое современное в технологическом отношении.

Николай МАТВЕЕВ, заместитель директора театра «СамАрт»:

– Наше новое здание, этот уникальный зал интересны больше всего для актеров и зрителей. Для моей службы это будет постоянная работа по освоению, доводке, для нормальной работы всего этого сложного комплекса, от сценического оборудования и до вентиляционного. Это очень сложный комплекс. Но тем интереснее нам работать!

В большом зале-трансформере можно будет играть спектакли и на традиционной сцене с поворотным кругом, и в любой точке зала. Эти кадры навсегда войдут в историю театра «СамАрт»: двадцать первого августа 2015 года представители южнокорейской компании продемонстрировали актерам и сотрудникам театра, как трансформируется новый зал, как четыреста зрительских кресел складываются и за минуту-другую освобождают пространство.

Сергей СОКОЛОВ, директор театра «СамАрт»:

– В нашем новом зале можно одновременно разместить три спектакля: поставить оформление «Мамаши Кураж», рядом – «Бумбараш» и, допустим, «Счастливый Ганс». Утром можно играть один спектакль, днем – второй, а вечером – третий. Это удивительно! Кстати сказать, нашему фестивалю «Золотая репка» исполнилось двадцать лет. Фестиваль был создан в 1994 году. За эти годы мы приняли очень многие театральные коллективы. Разместить их в новом пространстве – это замечательно и удивительно! Нам еще предстоит ощутить реализацию этого удивления. Рождение нового здания театра вызывает у каждого из нас необыкновенный восторг. Непросто осознать, что мы уже на пороге! Много ушло времени, чтобы реализовать эту нашу мечту, много усилий приложило Правительство Самарской области. Все было не так просто. Большие финансовые затраты и силы приложены к возведению второй очереди нашего театрального комплекса.

В основу создания нового театрального здания легла идея зала-трансформера, осуществленная в бывшем здании кинотеатра «Тимуровец». Режиссер Адольф Шапиро и театральный художник Юрий Хариков в свое время выступили родоначальниками не столько идеи, сколько идеологии многофункционального свободного театра, театра-ателье.

Адольф ШАПИРО, руководитель художественной программы театра «СамАрт»:

– Мне, конечно, приятно, что театр дорожит спектаклями «Бумбараш», «Мамаша Кураж», что артисты любят в них играть, а зрители приходят из года в год, уже поколениями. Как раньше говорили, идя навстречу пожеланиям трудящихся, мы вводим в спектакли новых артистов. Поэтому спектакли долго и живут, новые артисты привносят свежесть интонации, что-то свое. В театр «СамАрт» постоянно вливается новая творческая энергия.

Юрий ХАРИКОВ, художник-сценограф, лауреат Национальной премии «Золотая маска»:

– Я вижу, как театр развивается. Главное – это репертуар и люди. Приходят новые поколения работать в театре, приходят новые поколения зрителей. Здесь есть и преемственность, и новое в общении со зрителем.

Театр «СамАрт» возглавляет директор. Стоя за кулисами, Сергей Филиппович Соколов в душе наверняка проигрывает каждый спектакль вместе со своими коллегами. Бывших актеров не бывает. Как не бывает служения театру от и до. Репетиции, спектакли строго по расписанию. А служению театру посвящена вся жизнь.

Благодаря коллективу-подвижнику и Адольфу Яковлевичу Шапиро в театре «СамАрт» уже много лет работает команда режиссеров-единомышленников. Каждая постановка Георгия Цхвиравы, Александра Кузина, Анатолия Праудина, Адольфа Шапиро – это не просто очередная премьера или отдельно взятый проект, а часть глубоко продуманной, эстетически выстроенной программы по формированию современного театра.

Ольга ШАПИРО, заместитель директора театра «СамАрт»:

– Когда к нам приходят родители с детьми, то попадают на красивые, яркие, музыкальные сказки. У нас есть спектакли и классического репертуара. Театр Юного Зрителя без классики самарские зрители не представляют. У нас большой классический репертуар: «Таланты и поклонники», «Чайка», «Гамлет». Мы любим и музыкальные спектакли. У нас вся труппа поющая. Когда приходят к нам артисты пробоваться, мы проводим тест на вокал и берем обязательно поющих.

В репертуаре немало спектаклей для детей, основанных, как отмечают театроведы, на стремлении творческого коллектива проникнуть в тайники детской психологии, детского восприятия мира. И при этом «СамАрт» уже давно перешагнул черту традиционного восприятия ТЮЗа как театра для детей и только для детей, он для поколений зрителей.

Анатолий ПРАУДИН, режиссер (г. Санкт-Петербург):

– Формат театра юного зрителя, конечно, трансформировался в формат драматического театра. Здесь соседствуют спектакли для детской аудитории и для взрослых. Сегодня это никого не удивляет. Что для меня отличает этот театр? Здесь есть очень плотное художественное самоощущение и отношение к делу. Я здесь регулярно ставлю спектакли, набрал и выпустил режиссерский курс, сейчас набрал второй курс. Кажется, все это имеет смысл. Есть ощущение, что я тут занимаюсь делом, и у театра ощущение, видимо, такое же. В центре ежедневной жизни театра «СамАрт» находится спектакль. Все здесь подчинено тому, чтобы сделать жизнь каждого спектакля убедительной и внятной. Почему это важно? Сегодня театральная ситуация редко кому позволяет развиваться в таком стиле.

В 2013 году актеры театра «СамАрт», выпускники режиссерского курса Анатолия Праудина при Академии Наяновой, получили дипломы режиссеров. В малом зале «СамАрта» каждый представил дипломный спектакль: Ольга Агапова – «Полустанок», Дмитрий Добряков – «Глаза кенгуру», Павел Маркелов – «Пустынный путь». В репертуаре театра сейчас спектакль Ольги Агаповой «Девочки», «Манюня» в постановке Дмитрия Добрякова.

Дмитрий ДОБРЯКОВ, актер театра «СамАрт», режиссер:

– Работая над спектаклем «Манюня», я понял, что ко мне очень хорошо относятся в театре. У меня не было проблем ни с одним цехом, хотя проблемы есть всегда. Театр – это производство, своего рода творческий завод. Я всем коллегам благодарен за помощь и поддержку, благодарен всем цехам.

В память о драматурге, своем бывшем завлите и авторе книги об истории ТЮЗа Семене Михайловиче Табачникове «СамАрт» совместно с Союзом писателей России и Союзом театральных деятелей в 2014 году впервые провел в Самаре конкурс современной драматургии «Читаем новую пьесу» с вручением премии имени Семена Табачникова. Этот конкурс стал ежегодным и Всероссийским.

В 2016 году в новом театральном зале «СамАрт» представит премьеры «Горе от ума» Грибоедова в режиссуре Александра Кузина и чеховского «Иванова» в постановке Анатолия Праудина. Продолжит работу с «СамАртом» и руководитель его художественной программы Адольф Яковлевич Шапиро.

Адольф ШАПИРО, руководитель художественной программы театра «СамАрт»:

– В Самаре мне говорят, что я привнес в жизнь этого театра свежий ветер перемен, но и театр на многое повлиял во мне, и неслучайно мы сегодня дышим одним воздухом. Если говорить откровенно, планов и у меня, и у театра «СамАрт» много, мы постоянно ведем переговоры. В частности, я в поисках названия для постановки в «СамАрте».

Сергей СОКОЛОВ, директор театра «СамАрт»:

– Мы хотим поздравить всех людей театра, зрителей с нашим общим праздником, 85-летием театра. Театр невозможен без зрителя. Театр невозможен в отрыве от жизни. Вместе мы делаем очередной шаг за горизонт!..

Адольф Яковлевич Шапиро однажды обмолвился о том, что в Самаре во всем есть свой стиль, в том числе и в Самаре театральной: «Мне дороги этот театр и люди, которые в нем работают. «СамАрту» удалось соединить реконструкцию, модернизацию внешнего облика с внутренним. Сделано многое, нужно идти дальше…»


Александр ИГНАШОВ
При подготовке материала использованы фото из архива театра «СамАрт».

Оцените статья

+1

Оценили

Ольга Михайлова+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...