И жизнь, и судьба – университет. 30 лет университету Наяновой

4666
И жизнь, и судьба – университет. 30 лет университету Наяновой

Университету Наяновой тридцать лет. Уникальное высшее учебное заведение, созданное Мариной Венедиктовной Наяновой по заказу правительства по авторской научно-педагогической модели в другой стране, в другой социально-экономической ситуации, не просто выжило, – несмотря ни на что, окрепло и стало для Самарской губернии таким же общепризнанным брендом, как песня про Самару-городок, как Волга, как Жигулевские горы.

За эти тридцать лет Университет Наяновой вошел в жизнь каждого самарца. Кто-то учился здесь, у кого-то здесь учились или учатся дети, у кого-то – внуки, у кого-то – дети друзей, или знакомых, или соседей. Научный авторитет Университета Наяновой признан и в России, и за ее пределами.

Каждый день каждый из нас открывает в жизни что-то новое. Каждый день каждый из нас чему-то учится. В Университете Наяновой в буквальном смысле этого слова занимаются непрерывным образованием. Философия Университета Наяновой – в плавном переходе от одного образовательного этапа к другому: от дошкольной подготовки – к общеобразовательной, а от нее – к высшей школе, к аспирантуре и докторантуре, к возможности получения второго высшего образования за рубежом. При такой системе обучения ребенок проводится педагогами по всем этапам обучения буквально «за руку», отслеживается и пополняется знаниями каждый момент в образовании и воспитании. Выстроенная в Университете Наяновой система образования работает слаженно и дает высокий результат.

Марина НАЯНОВА, ректор СГОАН, кандидат педагогических наук, доктор экономических наук:

– В 1988 году я руководила единственной тогда в городе лабораторией психолого-педагогических исследований. Накануне Пленума КПСС, посвященного реформе школы, мне дали задание подготовить предложение по приостановке пробуксовывания реформы школы. Я думала о том, как можно образовывать детей, которые опережают время. Так и возникла абсолютно новая модель учебного заведения для обучения одаренных детей. Сегодня наш Университет отмечает тридцатилетие.

Для педагогики эксперимент должен быть длиной в двадцать семь лет, как минимум, и тогда он дает результат. Когда об этом начинаешь говорить предпринимателям, чтобы они вкладывались в личность, то им оказывается это не выгодно, долго ждать отдачи они не хотят. Это может делать только государство, оно должно заботиться о себе. Самарская область о себе заботится.

Марина Венедиктовна Наянова считает, что школа должна в первую очередь развивать в ребенке личность, творческое начало, интерес к учебе, а уже затем оценивать уровень знаний по пятибалльной системе. Так Наяновой была разработана оригинальная идея, а вместе с ней и учебные планы, программы, положение о школе нового типа, о комплексе непрерывного образования, где ребенок мог бы пройти весь путь от первоклассника до кандидата или доктора наук.

Благодаря поддержке руководства ЦСКБ «Прогресс», Марина Наянова «вахтовыми» самолетами едва ли не через день летала в Москву на утверждение, защиту, продвижение идей, подписание различных документов. В результате было принято решение об открытии вуза под названием «Самарский муниципальный комплекс непрерывного образования «Университет Наяновой».

Марина НАЯНОВА, ректор СГОАН, кандидат педагогических наук, доктор экономических наук:

– Мы с Олегом Николаевичем Сысуевым, который в то время был мэром города, думали, как в наше время представим такое название людям! Мы с этим не спешили. Документы уже были готовы, а табличку все не вывешивали. Честно говоря, я немного боялась. И вот к нам летят первые гости, американцы, люди конкретные. Как написано в документе – так должно быть и на доме. Помню, буквально за ночь мы вешали табличку с названием. Мы защищали нашу концепцию на Коллегии Министерства образования Российской Федерации, она была принята для распространения по стране.

Для Марины Венедиктовны Наяновой сотрудники университета и студенты – одна большая семья, а учебные корпуса университета – их общий дом. Все здания – памятники архитектуры со своей историей. Двухэтажный корпус №1 на площади Куйбышева в Самаре давно окрестили «Теремком». Корпус №2 на улице Молодогвардейской, 196 по-прежнему называют «Госпиталем», хотя это здание тоже строилось в девятнадцатом веке для женской гимназии, а эвакогоспиталь был расположен в нем в годы Великой Отечественной войны. У корпуса на Ярмарочной, 17 своя история…

1989 год – формирование коллектива педагогов-единомышленников.

С каждым будущим сотрудником Марина Венедиктовна Наянова встречалась лично. Параллельно с набором преподавателей – зачисление первых полутора сотен учеников в первый, пятый, седьмой и десятый «А» и «Б» классы. Базой для нового колледжа стала средняя школа №63 с математическим уклоном.

Ирина КОГАН, кандидат филологических наук, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы СГОАН:

– Университет создавался как совершенно уникальное учебное заведение. История начиналась в школе №63, с кабинета №13, где дети учились практически в три смены один класс за другим. Это было совершенно невероятное место! В конце восьмидесятых годов нельзя было поверить, что из этого вырастет что-то грандиозное! Здесь нужно в первую очередь отметить личность Марины Венедиктовны. Когда-то Герберт Уэллс назвал Ленина кремлевским мечтателем. Марина Венедиктовна тогда производила такое впечатление.

Изначально за каждым классом был закреплен воспитатель-куратор, впервые было внедрено тьюторство – опытные педагоги-предметники строили свою работу на основе того, что современная философия называет «точками интенсивности» мыслительной деятельности. В 1991 году тридцати четырем учащимся двух одиннадцатых классов – физико-математического и гуманитарного – были выданы первые аттестаты зрелости, шесть человек получили золотые медали!

Наталия КУЗНЕЦОВА, полный выпускник СГОАН, начальник учебного отдела СГОАН:

– Аналогов не было. Сейчас, конечно, в стране открываются подобные заведения в попытке создать непрерывную систему образования. В тот момент это было единственное учебное заведение. Я отлично помню, как я пришла поступать в 1991 году. Мама была на защите диссертации, и меня сюда привела тетя. Как у всех остальных детей, у меня были собеседования по математике, по литературе. Я до сих пор помню вопросы, которые мне задавались. Мне было интересно, я не боялась!

Василий ТОКАРЕВ, полный выпускник СГОАН, кандидат юридических наук, зав. кафедрой истории государства и права, начальник научно-методического сектора СГОАН:

– Для меня это, без преувеличения, вся моя жизнь! Я поступил сюда в 1991 году. Мне тогда было почти семь лет. С тех пор я здесь прошел школу, университет, аспирантуру. Теперь преподаю сам, передаю свои навыки студентам, ученикам. Кроме того, благодаря Университету Наяновой, я открыл для себя весь мир. Я поступил в докторантуру во Франции, объездил несколько европейских государств, общаясь на английском и французском языках с коллегами, я обмениваюсь с ними опытом.

Виктория ИСАХАНОВА, зав. кафедрой математики СГОАН, заслуженный учитель РФ:

– Здесь, в университете, я работаю тридцать лет, со дня создания. Мы с Наяновой создавали университет, я была ее первым заместителем пятнадцать лет. Я пришла сюда из школы №63. Школа была очень известная, я там была примой. Но то, что я получила здесь, благодаря Марине Венедиктовне, это, конечно, профессиональная находка. Я работаю в физико-математических классах с ребятами, которым эти науки интересны. Их, конечно, интересуют отметки, но они уходят на второй план.

Ирина КОГАН, кандидат филологических наук, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы СГОАН:

– Мы не исходили из того, что будем собирать каких-то одаренных детей. У нас другая концепция. Мы считаем, что все дети одаренные, если им создать условия для нормального развития, чтобы им было психологически комфортно учиться, чтобы они сюда шли с радостью, а их жизнь здесь была бы праздником. Так дети развиваются, и у каждого ребенка обязательно обнаруживаются таланты. И жизнь показала, что мы были абсолютно правы. Даже тот, кто у нас здесь казался каким-то обыкновенным и средним, в дальнейшем стал в жизни фантастически успешным. Дети скучают по этому месту, которое для них как дом. Здесь нет дневников, мы не ставим отметки за поведение. У нас нет текущей успеваемости. Изначально Марина Венедиктовна говорила о том, что у ребенка мотивация учиться должна возникнуть не от того, что ему сегодня поставят хорошую отметку, а потому, что он этого хочет. И у детей эта мотивация, действительно, возникла.

В сентябре 1993 года были открыты физико-математический, философский, химико-биологический, экономический, юридический факультеты. Главный принцип учебного заведения – соединение среднего и высшего образования. Здесь нет школьников, здесь все – студенты. В восьмом классе студент уже может выбрать направление обучения, а продолжение осуществить на этапах бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и даже за рубежом. Согласно концепции университета, предметы высшей школы частично входят в программы с восьмого по одиннадцатый класс. С четвертого класса у студентов начинаются сессии. И никаких текущих отметок на уроках! Занятия – это диалог с учителем. Оценка труда происходит постоянно, для отметок остается сессия.

Виктория ИСАХАНОВА, зав. кафедрой математики СГОАН, заслуженный учитель РФ:

– У нас вообще в педагогическом коллективе единомышленники. У нас нет такого, чтобы ставить двойки в дневники, вызывать родителей, провожать из класса за нарушения. У нас, конечно, меняется коллектив. На моей кафедре работают десять человек, и все они так же относятся к делу, я их всех на это настроила. Главное – обучение. Во-первых, не дисциплинированность, а именно обучение. На уроках у нас хорошая дисциплина. Я могу разрешить на уроке разговаривать, если этот разговор по делу. У нас особая обстановка. Оба мои внука окончили наш вуз. У старшего внука сейчас дочери пять лет. Он говорит мне: «Бабуля, я вижу свою дочь только в нашем университете!» То отношение, та атмосфера, которые здесь есть, их мы больше нигде не найдем.

Надежда РОГОЖИНА, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой лингвистики и межъязыковой коммуникации СГОАН:

– Для меня наш вуз – это большой отрезок жизни, практически тридцать лет. Я с разницей в несколько месяцев почти с основания вуза работаю в нем сначала преподавателем английского языка, а потом заведующей кафедрой иностранных языков. Когда открылось высшее звено, я стала проректором по международным программам, заведую кафедрой лингвистики и межъязыковой коммуникации. В нашем вузе изучаются три иностранных языка, начиная со второго класса. Это дает результат. Ребята могут поехать учиться в любую страну, где говорят на английском, немецком, французском языке. И они это делали.

К единственному в то время в стране «именному» вузу с самого первого дня было повышенное внимание. Но трудности только закаляли ректора и педагогический коллектив, укрепляя уверенность в завтрашнем дне.

В 2000 году в Университете начинают издаваться газеты на английском и французском языках, а главное печатное издание вуза «Университетский проспект» получает государственную аккредитацию. В 2003 году студенты Университета Наяновой выходят в финал Международного чемпионата по информатике в Лос-Анджелесе, опередив Гарвард и Санкт-Петербургский университет.

Мало кто знает о том, что через двадцать лет после открытия Университета Наяновой была предпринята попытка перекупить бренд.

Марина НАЯНОВА, ректор СГОАН, кандидат педагогических наук, доктор экономических наук:

– Бренды покупаются и продаются. Нам были сделаны в ту пору очень выгодные предложения, но первые лица губернии решили, что так делать нельзя, надо все сохранить. Мы тогда были двенадцатым из ста лучших вузов России. Мы первыми в губернии вышли на такой высокий уровень. Так нам оставили наше название. Потом все было очень сложно. Сегодня я очень рада, что у руководства области сегодня есть понимание ситуации, что оно поможет нам в развитии. Есть попытки создания подобных учебных заведений, но не все понимают, как в них надо работать. Мы практически знаем, что это такое. Я защищала докторскую диссертацию по управлению экспериментальными площадками, а кандидатскую диссертацию – по педагогике, по самой нашей системе. На защите докторской диссертации весь диссертационный совет Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов стоя мне аплодировал. Это было в моей жизни самой дорогой оценкой.

Василий ТОКАРЕВ, полный выпускник СГОАН, кандидат юридических наук, зав. кафедрой истории государства и права, начальник научно-методического сектора СГОАН:

– Наши студенты, во-первых, внутренне свободны. Во-вторых, они всегда открыты для диалога, для научного поиска, для творчества. В-третьих, они постоянно хотят расти. Они понимают, что знания – это не только диплом, а непрерывный процесс образования, непрерывный процесс роста.

Сергей ЛЕБЕДЯНЦЕВ, старший научный сотрудник Института прикладной экологии СГОАН:

– Ментальность высшего учебного заведения, перенесенная в школу, многое меняет в лучшую сторону как раз в то время, когда у учащихся в двенадцать-четырнадцать лет формируется абстрактное мышление, если это абстрактное мышление формируют мыслящие люди, а не школьные учителя в не самом лучшем их значении.

В Университете Наяновой впервые в нашей стране тридцать лет назад была создана прекрасно работающая и сейчас система непрерывного образования – уникальный единый образовательный комплекс с необходимым объемом учебных планов, программ, пособий. Здесь проходят масштабные научно-практические конференции, созданы учебники, по которым учится вся Российская Федерация.

Ирина КОГАН, кандидат филологических наук, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы СГОАН:

– То, что здесь происходит, я называю «эффектом рассола». Когда огурец кладут в банку, то хочет он или не хочет, но рано или поздно он будет соленым. Я думаю, в университете Наяновой этот «эффект рассола» – это самое главное. Дети подпитывают друг друга творчеством, энергией, позитивом, успехами и всем тем, что они делают. У нас огромная внеклассная работа! Сидит здесь гуманитарный класс. Эти ребята, начиная с шестого класса, участвуют во Всероссийском фестивале молодых читателей России, выигрывают заочный тур, в котором участвуют сотни детей из разных регионов страны. Наши дети каждый год едут в Сочи на финал, привозят дипломы. Здесь у половины класса учились старшие братья и сестры. Это уже такие династии! Сегодня уже дети наших выпускников к нам пришли в пятый класс, в шестой. Их становится все больше и больше. Это уже своеобразный клуб выпускников. Они понимают, что это место совершенно уникально! Олег Николаевич Сысуев, Константин Алексеевич Титов, многие другие люди когда-то участвовали в становлении нашего вуза, помогали Марине Венедиктовне это реализовать. То, что сегодня, несмотря на все кризисы, существует, мне кажется очень важным. Хочется городу и региону пожелать одного – чтобы кто-то это оценил.

Светлана РОВНОВА, кандидат социологических наук, проректор по учебной работе и качеству образования СГОАН:

– Что есть учебная работа? Сама по себе она заключается в создании условий для того, чтобы учились те, кто приходит к нам от мала до велика. Мы работаем и с детьми от пяти лет, и с теми, кому до двадцати семи лет. У нас есть и малыши, которые не знают, что такое образовательный процесс. Есть начальные, средние, старшие классы. Все знают наш вуз и аспирантуру. В любом случае невозможно научить человека, который этого не желает. Вот мы и занимаемся созданием условий для учебы – абсолютно все здесь, просто все! Сегодня на ректорате я насчитала семь человек – тех, кто учился у нас! Это уже топ-администрация! Они уже не дети. Они повзрослели, стали самостоятельными личностями. У этих людей уже есть чему поучиться! Лично я получаю огромное удовольствие от взаимодействия не только с ними, но с ними в особенности.

Александр ГОРШКОВ, преподаватель кафедры истории СГОАН:

– Я много работал в средней школе и во внешкольных учреждениях. Что меня поразило, когда я сюда пришел? Средняя школа – это работа на среднего ученика. Здесь работа на сильного ученика, мотивация к знаниям, а не просто к учебе. Здесь педагогика сотрудничества на практике. Ученик сам стремится к получению знаний. Какие дети отсюда выходят? Они все мотивированы. Они все прекрасно знают, что образование – это непрерывный процесс. Они с четвертого класса студенты с зачетными книжками. Они уже ощущают себя выше, чем в средней школе.

Наталия КУЗНЕЦОВА, полный выпускник СГОАН, начальник учебного отдела СГОАН:

– Для меня мой класс был моей семьей. Я до сих пор общаюсь со всеми одноклассниками и одногруппниками, с которыми училась здесь. Это, действительно, часть жизни, которая сделала меня такой, какая я сейчас. Удивительно, но спустя столько лет я продолжаю входить в те же самые стены. Возвращаться в одно и то же место не скудно и не скучно. Я могу сказать, что той духовной и душевной организацией, которая во мне накоплена, я сейчас делюсь со студентами и своим сыном. Все это выращено здесь. Это та духовная ниша, на которую я опираюсь, чтобы идти дальше.

Данила КАРБАЕВ, выпускник СГОАН, кандидат экономических наук, декан факультета управления СГОАН:

– Университет Наяновой – это жизнь в самом широком смысле этого слова! Как только я сюда пришел, с первого дня погрузился с головой во все процессы: и в учебу, и в деятельность, которая развивает человека со всех сторон. Общение с коллегами-преподавателями, общение с детьми – это всегда передача опыта. Связь старшего и младшего поколений прослеживается во всем и все время. Это чувствуется во всем и дает стимул к развитию. В этом году мы открыли очень интересное и востребованное в Самарской области направление – управление качеством в информационных системах. У нас очень много компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения. Везде нужны специалисты, которые контролируют, как эти процессы происходят.

Александр ВЫШКИН, кандидат филологических наук, ученый секретарь СГОАН, декан факультета общего образования:

– Здесь всегда было главным – научить ребенка думать, научить учиться, развивать ребенка, видеть в нем личность. Марина Венедиктовна не случайно говорит, что мы в каждом воспитываем гражданина мира. И это очень легло на мою душу! Ребенок должен быть счастлив. И он должен быть счастлив в школе! Школа не должна быть наказанием с одиннадцатилетним сроком! Нам, как мне кажется, удавалось это делать всегда в прошедшие тридцать лет, и, надеюсь, в следующие двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят лет нам будет удаваться то же самое.

Студенты Университета Наяновой не пропускают театральных премьер, на уроках литературы пишут рецензии на спектакли. Под руководством генерального директора Самарского театра драмы Вячеслава Гвоздкова был открыт факультет искусств, на котором сейчас преподают заслуженный артист России Олег Белов и народная артистка России Жанна Романенко.

Все педагоги Университета Наяновой не только существуют в рамках государственного образовательного стандарта, но и создают и реализуют авторские программы.

Марина ТЮЗИНА, руководитель секции преподавателей немецкого языка кафедры лингвистики и межъязыковой коммуникации СГОАН:

– Особые дети! Я даже не сомневаюсь в том, что дети у нас, действительно, особые. Прекрасный коллектив коллег! Мне здесь очень нравится, очень легко и комфортно работать. Важно, что есть свобода творчества, свобода формирования учебного материала, конечно, в соответствии с программой.

Ирина ЗАВЕРШИНСКАЯ, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой физики, почетный работник общего образования РФ:

– Учебное заведение создано для того, чтобы выпускники чувствовали себя комфортно везде, в любой ситуации – в Самаре, Москве, Казани, Париже, Вашингтоне, – чтобы наш выпускник везде себя нашел! Это личности, которые точно знают, чего хотят. За что я люблю Университет Наяновой? Как сказать, за что ты любишь семью? Наверное, за то, что она – твоя часть, а ты – ее часть. Я уже не могу представить свою жизнь без этих замечательных коллег, без наших шумных коридоров, без потрясающих, таких разных детей! С кем-то из ребят мы шли по жизни с первого по одиннадцатый класс и общаемся до сих пор. Я благодарна Марине Венедиктовне за то, что она создала здесь среду обитания. Университет – это не просто место, не просто дом, а среда, в которой я провожу половину жизни. Одна часть жизни – семья, другая – любимая работа, и они просто неотделимы друг от друга!

Олег ФРОЛОВ, кандидат филологических наук, начальник управления развития СГОАН:

– Я сюда пришел девятнадцатого августа 1991 года, в день путча. Фамилии Наянова и Янаев я узнал в один день. Когда я обычно об этом рассказываю, мне не верят, считая, что в августе мы не могли преподавать. Нет, мы преподавали. У нас были летние образовательные школы. Что касается образования, то все то новое, что появлялось в стране, мы внедряли. Мы были более свободны. Были советские рамки в образовании, но мы их либо игнорировали, либо ломали. Будущее за билингвальным образованием. С самого первого дня, начиная с начальной школы, здесь изучаются три иностранных языка – английский, немецкий, французский. Три языка – это больше, чем один. С самого начала, когда только зарождался Университет Наяновой, концепция полилингвизма здесь культивировалась и развивалась. Не оправдались опасения, что дети будут путать языки. Ребенок в этом плане более способный, чем взрослый. Ребенок общается с учителем английского языка на английском, с учителем немецкого – на немецком, словно тумблер переключая. Наши дети не путают языки между собой.

Благодаря Университету Наяновой в Самаре начал работать «Альянс Франсез». Именно отсюда впервые в стране в 1997 году на учебу в европейские университеты за вторым высшим образованием по экономике, философии, юриспруденции поехали десятки студентов, студенты-математики поехали в американские университеты.

И сегодня Университет Наяновой отличается от других вузов камерной атмосферой – по статистике на трех студентов один преподаватель.

Светлана РОВНОВА, кандидат социологических наук, проректор по учебной работе и качеству образования СГОАН:

– Надо особо отметить Семейный дом Наяновой. Все, что происходит там, проявляет лучшие традиции Университета Наяновой. Мы работаем с детьми, начиная с трехмесячного возраста, – и это уже личности. Когда личность поставлена во главу угла, когда мы говорим, что личность – это основное, то это в корне отличает нас от наших коллег. Без деклараций, без лозунгов – реально!

Наталия КУЗНЕЦОВА, полный выпускник СГОАН, начальник учебного отдела СГОАН:

– Здесь ты можешь реализовать себя в том, в чем ты себя видишь. Тому доказательство – выпускники нашего вуза: режиссер, показывавший в Каннах свой короткометражный фильм, многочисленные сотрудники и создатели крупных компаний, работники государственных и административных структур, люди из самых разных сфер жизни. Каждый смог себя реализовать! Те люди, которые не учились в Университете Наяновой и с которыми я общаюсь, мне зачастую завидуют. Это искренняя, радостная, чистая зависть. В моей жизни есть то, чем я могу делиться. Многое из того, чему меня учили в школе, пригождается мне и сейчас. Например, в рамках преподавания правовых дисциплин я использую методики моих преподавателей по литературе. Казалось бы, разные дисциплины, школа отличается от вуза. Но методика эта работает! Мои студенты зовут меня на свадьбы, поддерживают со мной отношения после выпуска, просят профессиональные советы.

Создание Университета Наяновой, развитие уникальной атмосферы воспитания и образования в нем Марина Венедиктовна Наянова образно сравнивает с проложенной педагогическим коллективом колеей.

Марина НАЯНОВА, ректор СГОАН, кандидат педагогических наук, доктор экономических наук:

– Никто и никогда не может отменить в жизни главное – систему. Когда человек в определенной системе развивается, все получается – и голова выстроена, и душа на нужное настроена. Это то, что называется сегодня воспитательным процессом. Мы знаем, куда и как идти. Мы все делаем для того, чтобы они в этой колее были, вертелись в ней, чтобы шли по ней, ощущая себя вольными людьми. При этом они все-таки в колее с первого класса по четырнадцатый, по семнадцатый – и в них обязательно будет развиваться то, что нами заложено, что ими впитано. Потом они будут искать подобное или сами, как лидеры, будут создавать нечто подобное вокруг себя. Это очень важный момент. Педагогический коллектив складывался так тщательно, так осторожно, как подбираются пазлы. Я могу сказать, что коллектив у нас и по сей день такой и, как все живое, имеет обновления. Как это важно, когда такой большой массив людей занимается одним делом, развивается и продвигается в одном направлении! И, конечно, это дает блестящий результат!


Александр ИГНАШОВ
При подготовке материала использованы фото из архива Университета Наяновой.

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!