Мечта шахматного тренера

Мечта шахматного тренера
Мы - шахматисты!

— Да что же это такое, в конце-то концов? — размышляет 80–ти летний шахматный тренер Александр Васильевич, готовясь к очередной встрече с юными шахматистами детского сада. – Время с годами не идет неторопливо, как полагалось бы, а напротив, словно вода в горном ручье, в стремительном потоке мчится. Может, потому и не укладываюсь в программу освоения шахматной игры…

… Первым за оградой детского сада №105 встречается дворник Сергей, старательно очищающий дорожки от выпавшего за ночь снега. Чтобы спешащим родителям с детьми было комфортнее идти.

-Как ребятишки, — приветливо интересуется Сергей, на время оставив в сторону широкую лопату – есть ли успехи?

И со знанием дела добавляет: — Шахматы очень развивают память и помогают в общем развитии! Жалко, когда я учился в школе, у нас не было шахмат.

… Навстречу тренеру, едва появившемуся в группе, гурьбой бросаются ребята с возгласами:

— Александр Васильевич пришёл!

. Воспитатель Наталья Петровна назидательно приструнивает детей:

— Спокойнее, а то собьёте нас с ног!

Тренер начинает урок с дружеской беседы, рассадив детей полукругом на стульчики, напротив двух закрепленных на стене досок: шахматно-демонстрационной и большой ярко-белой школьной доски. Показывая на ряды белого и черного шахматных войск объявляет:

— Сегодня мы с вами, ребята, награждаем слонов специальными медалями! На Чернопольных слонах нарисуем черные клетки, а на Белопольных слонах – белые! Нет возражений?

Шестилетняя Кира озабоченно воскликнула: — Почему черная клетка?..

Её сестра-двойняшка Арина тут же ей поясняет:

— Слон же ходит по черным полям, вот ему и черная клетка! А второму слону – белая клетка, ведь он же ходит по белым дорожкам!

-А теперь напомните мне, ребята, какие линии мы знаем на шахматной доске, по которым передвигаются шахматные фигуры? – спросил тренер, явно ожидая от них уверенного ответа. Но дети, к его огорчению, виновато молчат.

— Ну, хорошо!- приходит на помощь тренер, — тогда пойдемте все вместе… в тайгу за кедровыми шишками!

Он размашисто проводит прямую линию синим фломастером по белой доске:

-Вот это дорога, по которой мы сейчас шагаем, и по ней, кстати, едут автомобили… дорога прямая, как вот этот горизонт!

Тренер проводит линию горизонта, над которым появляется круг солнца.

-И вот эти: дорога, и горизонт, они и являются горизонтальными линиями! Идем дальше! Подходим к высокой горе. Поднимаемся круто вверх, по склону: – это и есть диагональ! Повторите – ди-а –го-наль!

Нестройными голосами дети пытаются повторить:

— Ди-га-наль…

И с облегчением выдыхают, когда тренер объявляет:

-А сейчас играем в шахматы! Садимся напротив друг друга, парами. Сначала сражаемся пешками, потом конями и слонами..

… Дома возвращения с работы Александра Васильевича поджидает его старший сын Юрий. Он постоянно интересуется профессиональной деятельности своего батьки и не без юмора спрашивает:

— А что, ещё не обыгрывают тебя твои детишки, как Миша Нарский, твой бывший ученик?

— Скажешь ещё! Миша, хотя и десятиклассник, но играет в силу кандидата в мастера! Он и в недавнем первенстве города убедительно переиграл меня. А вот касаемо детсадников, так пока что не радуют… Даже и не знаю, получится ли в этом году выставить достойную команду…

— Хотя понимаю и даже сочувствую этим детям: они же ещё не могут написать буквы родного языка, а я хочу, чтобы могли различать и писать латинские буквы: эф, жэ, аш… Но по прошлому опыту, что мне самому удивительно, после упорной тренировки они и латынь легко начинают воспринимать!

— Вот и не прибедняйся, отец! Ты и в прошлом году не был уверен, что получится команда. А они стали вторыми в первенстве шахматных команд детских садов. Но лично меня больше всего удивляет то, что дети у вас – тренеров, «с нуля» начинают изучать шахматы, как говорится, будучи «ни бум-бум»! А в конце года уже сражаются в областном первенстве, да ещё с записью партии! Как такое возможно?!

— Спасибо тебе, сын, убедил и успокоил! Надеюсь, что моя мечта сделать ребят чемпионами воплотиться и в этот раз!

— А теперь, сынок, сыграем-ка партию, посмотрим, кто кого! И не подкачай, ведь я был у тебя первым шахматным тренером!

Источник:
Виктор Давыдов

Оцените статья

+13

Оценили

Лидия Павлова+1
Татьяна Ларченко+1
Рустам Шариков+1
ещё 10

Интересный, познавательный и замечательный рассказ. Видно, что рассказ написан человеком, то есть автором, с душой и большими знаниями шахматной игры. Рассказ динамичный и увлекающий. Читается повествование сразу, как говорят читатели, на одном дыхании. И иллюстрация тоже красочная отличная… Удачи Вам, Виктор, в жизни и конкурсе. И крепкого Вам здоровья.

Спасибо, Александр!

С удовольствием ставлю Вам, Виктор, плюс за этот рассказ. Читала его с большим интересом, ведь эта тема мне очень близка. 

Очень понравились и «улыбнули» Ваши идеи наградить слонов специальными медалями и похода с детьми в тайгу за шишками.

Мы с ребятами при изучении секретов шахматной доски обычно учим стихотворение Геннадия Зенкова о шахматных дорожках: 

«Много на доске дорожек. Будь и смел, и осторожен!

Вверх пойдёшь – по вертикали, вправо – по горизонтали, 

А с угла на угол вдаль нас ведёт диагональ», при этом показывая указкой на соответствующие линии на магнитной демонстрационной шахматной доске.

Замечательно, что Геннадий при поддержке администрации сайта организовал этот конкурс! К сожалению, у меня сейчас очень мало свободного времени, чтобы прочитать и прокомментировать все конкурсные произведения, но постараюсь постепенно прочитать все их и хотя бы поставить плюсы наиболее понравившимся из них.

Здоровья Вам, Виктор, и успехов во всём!

Спасибо, Надежда!

21:02 (отредактировано)

С Виктором Ивановичем у нас много общего в жизни, в том числе и шахматы, и тренерская работа с детьми. Он умеет подходить к детям и воспитывать их настоящими шахматистами. А вот фрагмент моего урока из книги «Первый шах» о поле сражений — шахматной доске с её «дорожками».

08:17 (отредактировано)

Человек интересный нужный и полезный, как вы, Виктор, всегда найдёт  в любом возрасте по душе занятие. Пусть исполняется всегда ваша мечта. Создавайте и выводите детские шахматные команды в победители! Рассказ ваш прекрасный!

Спасибо, Зинаида!

Спасибо, Геннадий! P.S. Зашился, не успеваю всем ответить развернуто, исправлюсь чуть позже...

Шахматы — игра, но непростая!

Надо уметь мыслить головой! 

Деткам очень сложно, не вставая, 

Верно, точно, мудро вести бой!

Очень интересный и познавательный рассказ! Особенно понравился «поход за кедровыми шишками». 

Удачи, Виктор!+

<br>

17:25 (отредактировано)

Спасибо, Злата! Понравился стих, это экспромт? Только не совсем доходит: "… Деткам очень сложно, не вставая...", может не уставая?

10:34 (отредактировано)

Пятилетние дети очень подвижны и долго сидеть многим деткам сложно, а партия иногда продолжается долго, то есть длительное время им приходится сидеть, не вставая, это для многих сложно.))

09:58 (отредактировано)

Замечательный рассказ о шахматном тренере, работающем с ребятишками-детсадовцами. Прекрасно написан, читается легко, с интересом. Успехов Вам, Виктор, и исполнения мечты! 

Спасибо, Наталья, за отзыв!

 Шахматы, это фантастика!

Какие ребятишки славные!

19:01

После этого рассказа  мне захотелось научиться играть в шахматы! В настоящее время играю на уровне пятилетнего ребёнка. Успеха в конкурсе, Виктор!

16:43
+1

Это уже не мало! У меня в настоящее время занимаются 5-6-летние дети, и успехи уже налицо, присоединяйтесь!

Эх, не попались мне такие учителя! То, что вы посредством шахмат расширяете кругозор детей и делаете это стоически, десятилетиями-- уже подвиг! Удачи вам в жизни и творчестве, Виктор!

17:37

Сегодня учимся переставлять фигуры, а завтра становимся чемпионами, с таким тренером как Вы, всё по силам!

Здоровья и успехов!