Надежда Колесникова: «Вся моя жизнь – это выход из зоны стабильности и комфорта»

1226
Надежда Колесникова: «Вся моя жизнь – это выход из зоны стабильности и комфорта»
Надежда Колесникова. Фото взято из открытых источников.

Кандидат педагогических наук Надежда Борисовна Колесникова – для Самары человек знаковый. Сфере образования она посвятила всю свою жизнь. Получив красный диплом Куйбышевского педагогического института, начала работать в школе № 88 учителем. Это была первая ступень плодотворной профессиональной судьбы нашей героини. Руководитель пионерского лагеря, директор школы, руководитель Департамента образования города, заместитель министра образования и науки Самарской области, депутат Государственной Думы РФ – каждый новый этап ее жизни, конечно, приносил свои трудности и ставил новые задачи, но дарил самое главное – колоссальный опыт. Вот уже несколько лет Надежда Борисовна живет и работает в Москве, однако в родную Самару приезжает при первой возможности. О своей уникальной, самарской судьбе она рассказала нам в преддверии своего юбилея: о том, как в начале 90-х создавала новую систему работы с детьми, как решилась уйти в политику, о «жесткой» Москве, которая, как известно, не верит чужим слезам…

– Надежда Борисовна, Вы уже давно стали человеком публичным и в одном из своих интервью сказали, что «Ваша жизнь – это выход из зоны комфорта». Что это значит?

– Каждая новая должность – это не просто карьерный этап, это другой период жизни, отличный от прежнего. На новом месте с коллегами мы всегда что-то отлаживали, выстраивали, создавали. Вот работа уже начинала давать ощутимый результат, и вдруг приходилось перестраиваться, организовывать совершенно новые процессы. И это стало главной чертой моей жизни. Я порой задаю себе вопрос: «Это судьба? Или характер?»

– Но тем и интереснее было работать?

– Да, безусловно. Я благодарна каждому периоду своей жизни за полученный опыт и встречу с новыми удивительными людьми.

– Мы всегда просим наших героев рассказать о своей семье, родителях. Говорят, что история рода делает нас сильнее. А в какой семье родились Вы?

– Родилась я в обычной советской семье, жили, как все: не очень сытно, но много работали, и удивительно, но чувствовали крепкую уверенность в завтрашнем дне. Папа Борис Ефимович Арбузов был высококвалифицированным рабочим (его даже не отпустили на фронт). В нашем семейном архиве до сих пор хранятся вырезки из газет о нем, дипломы за изобретения и орден Трудового Красного Знамени. Мама Мария Васильевна Арбузова всю войну работала на авиационном заводе. Клепальщица – это адский труд, когда сутки напролет вибрирующими и грохочущими молотками вбивали клепки в обшивку самолетов. Родители эвакуировались вместе с заводом из Москвы в 1941 году, через 3 года поженились.

– Вы – единственный ребенок в семье?

– Нет, у меня еще был старший брат. Он родился через 6 лет после создания семьи, а я через 16. Наверное, сил у женщин в то время рожать было немного. Мама была женщиной строгой и властной, то поколение вообще было скупо на ласку и тепло. Но она мне дала главное – колоссальную энергию и целеустремленность, отучила ныть и приучила к самостоятельности. Мама мыла подъезды за дополнительный рубль, но не задумываясь купила мне пианино и платила за музыкальную школу 16 рублей в месяц. Кстати, поступать в «музыкалку» я пришла сама в 10 лет без ведома родителей, прошла прослушивание и была принята! Мама освободила меня от всех домашних обязанностей, «только учись». И я училась. Закончила школу с золотой медалью, Куйбышевский государственный педагогический институт с красным дипломом.

– На вопрос: «Кем быть?» – в каком возрасте себе ответили?

– Довольно рано и ни разу не пожалела о своем решении. Колоссальное влияние на меня оказала бабушка Мария Владимировна, дочь преподавателя музыки духовной семинарии. Она всю жизнь проработала сельской учительницей. Когда я пошла в первый класс, она приехала из подмосковного Дмитрова, где я лет до 12 проводила каждое лето, чтобы меня проводить первый раз в школу. В моих воспоминаниях она всегда была с книгой, до сих пор храню ее письма мне, маленькой девочке. Через много лет, разбирая после смерти ее бумаги, нашла свои детские тетради по чистописанию и математике, которые ей присылали по ее просьбе и которые она бережно хранила. Помню, мне было лет шесть, бабушке – за 70, мы собираемся за водой, она с ведром, я с бидончиком. До колонки не так далеко, но бабушка переодевается из домашней одежды в юбку и блузку. «Зачем?» – спрашиваю я. Слышу в ответ: «Я же учительница». «Ты ведь уже не ходишь в школу», – продолжаю настаивать. «Учителя учат не только в классе», – вот так я получала свои первые уроки в профессии… Пожилые люди помнят мою бабушку в Заречье до сих пор.

– А что помните из чудесных школьных лет?

– Школа № 84 славилась на весь Кировский район. В 60-70 годы школы были в основном восьмилетние, после окончания которых ребята поступали либо в училища, либо в старшие школы-десятилетки. Такой была и моя школа, куда каждый год набирали один первый класс и пять девятых. Классы были человек по 36-40. И, конечно, преподавательский состав был очень сильный. Школа каждый год выпускала по 200 выпускников. Сейчас много плача по ЕГЭ: как детям сложно! Но мы в 1978 году сдавали восемь выпускных экзаменов, из которых только два письменных, остальные все устные, перед комиссией, в которой были не только школьные учителя. А затем – четыре экзамена в вуз.

Золотая медаль далась мне с огромным трудом, помогать было некому. Хотя нет. Два обстоятельства очень этому поспособствовали. Класса с шестого и вплоть до десятого за мной закрепляли от двух до пяти двоечников, в основном, мальчишек. Непонятно почему, они меня слушались. Объяснять все темы приходилось по нескольку раз, запоминалось крепко. Второе: я с детства полюбила читать, книги буквально глотала, читала всегда и везде, была записана в три библиотеки, и должна сказать, как высока была роль библиотекарей в то время. Они не просто выдавали книги, а формировали вкус и культуру чтения. Долгое время я мечтала стать учителем русского языка и литературы, пока в девятом классе к нам не пришел Борис Иванович Старухин, новый учитель истории. Человек, не просто глубоко знающий историю, но искренне влюбленный в предмет и передавший эту увлеченность мне.

– Поэтому в 1978 году Вы поступили на историко-английский факультет Куйбышевского пединститута?

– Да! На первый взгляд странное сочетание было оправдано тем, что готовили учителей в том числе и для сельских школ, и важно было подготовить преподавателей для многих предметов.

На курсах нашего факультета было примерно 12-14 девушек и более 30 парней. Разница в возрасте студентов на нашем курсе доходила до 10 лет. Один мой однокурсник любил говорить: «Когда вы под стол пешком ходили, я в очереди за хлебом стоял». Я упоминаю об этом, чтобы была понятна студенческая среда, в которой мы быстро взрослели и набирались жизненного опыта. Бесконечно можно говорить о студенческой жизни и удивительных преподавателях того периода. Только по прошествии определенного времени начинаешь понимать, какие ученые, какие преподаватели стояли за кафедрами перед нами: С.Г. Басин, Н.Н. Яковлев, Н.П. Храмкова, В.А. Стальный, Е.М. Фрумова и многие другие.

– Школа № 88, ныне гимназия № 2, Ваше первое место постоянной работы. Тогда ее директором был Ефим Михайлович Кнохинов – для самарских педагогов фигура уникальная. Помните свой первый рабочий день?

– Я очень хорошо помню 1 сентября 1983 года: первую встречу с детьми, волнение и эмоции своего первого урока. Главными моими учителями был блистательный коллектив 88-й под руководством Ефима Михайловича Кнохинова. В Куйбышеве в то время было всего несколько директоров, которые в эпоху образовательного единства и единообразия смогли создать, отстоять, воплотить в школьную практику свои собственные педагогические идеи – яркие, эффективные, инновационные. Быть более 50 лет на посту директора одной школы, которая непрерывно развивалась, – это подвиг. В 88-й я сформировалась как учитель. К великому моему сожалению, только 2 года я вела уроки (с нагрузкой 40 часов в неделю) и была классным руководителем.

В дальнейшем почти 35 лет это была уже жизнь руководителя в разных ипостасях. Но свой первый и последний замечательный 10 «Б» помню до сих пор.

Ефим КНОХИНОВ, Заслуженный учитель России, директор школы № 88 в 1961-2007 годы:

– 1989 год, конец мая. Вся страна у телевизоров. Идет 1 Съезд народных депутатов СССР. В кабинет вошла Надежда, мой заместитель по воспитательной работе. В этот момент выступал Юрий Николаевич Афанасьев, ученый-историк с мировым именем. Говорил о необходимости преобразований в стране, о силах, оказывающих сопротивление. Их он назвал «агрессивно-послушным большинством» – выражение, прочно вошедшее в нашу жизнь. Потом было еще несколько ярких выступлений. Надежда говорит: «Здорово, какая мощь!» Это была реакция молодого человека на правду, на новые идеи. И эти идеи уже предоставили обществу великий А.Д. Сахаров, правозащитница Л.М. Алексеева, А.И. Солженицын, блестящий учёный, политик, дипломат Ю.Н. Рыжов, крупный ученый, первый мэр Москвы Г.Х. Попов, выдающийся философ М.К. Мамардашвили… Это они владели умами миллионов граждан, они готовы были строить новую Россию. Не их вина, что всё получилось по-другому.

А пока мы с Надеждой наблюдаем за происходящим, обмениваемся мнениями, оцениваем ход событий. Шел её последний год в 88-й. Она получила приглашение на другую работу. Очень не хотелось отпускать, и вообще считал, что она ошибается…

В 80-е годы в школе продолжался процесс естественного обновления коллектива. В сентябре 1983-го пришли несколько молодых учителей, среди них была Надежда Борисовна Колесникова. Пригласил ее, когда она была еще студенткой. К тому времени уже многое знал о ней: блестяще учится, способный организатор и, главное, есть характер, стержень. Эпизод. Не помню точно, что произошло: что-то не так сделала, не то сказала, но реакция была странной. Вызвал ректор, стал отчитывать, угрожать… И Надя высказалась: «Через несколько лет я займу ваше кресло, но никогда не буду разговаривать со студентами в таком тоне!» Не ручаюсь за точность слов, но факт такой был… Что касается обещания ректору, то, по-моему, она его с лихвой перевыполнила…

В дальнейшем имел возможность наблюдать за Надеждой в роли руководителя городского и областного уровня и никогда, ни при каких обстоятельствах не слышал, чтобы она повысила на кого-то голос или незаслуженно отчитывала.

Она быстро и легко вошла в курс школьных дел. Что же касается преподавания предмета, то уже первые шаги выдавали в ней будущего учителя высочайшего уровня. Она сумела добиться едва ли ни самого главного: знания учащихся формировались не за счет высокой требовательности и строгости учителя, как часто бывает, а благодаря умению вызвать у обучающихся интерес к предмету.

Между тем авторитет сложившегося педагога, способного организатора, такие ее качества, как общительность, умение выстраивать взаимоотношения в любом коллективе – это и многое другое позволило Надежде занять пост заместителя директора школы по воспитательной работе. В новой должности, внедряя свои идеи, она выстроила стратегию, направленную и на максимальное сохранение традиций, заложенных яркими, талантливыми педагогами на разных этапах школьной истории. Это Герой Социалистического Труда А.А. Столяров, З.И. Мазанова, Л.А. Щепотина, В.И. Жук, В.Р. Аравин, Ц.В. Шварцбурд, Д.В. Егорова и, конечно же, заместитель по воспитательной работе Исай Львович Фишгойт. Он проработал в 88-й всю свою жизнь, и его вклад в историю школы значителен и заслуживает самой высокой оценки.

Какая она? Умная, красивая, жизнелюбивая, умеет дружить. И еще – талантливый организатор, быстро ориентируется в самых сложных вопросах и ситуациях. Помню, как она легко справлялась со всеми проблемами перестроечных процессов в системе образования города. Сплошным, обвальным потоком шли тогда приказы и указания сверху, часто противоречивые и даже нелепые. Многие вообще не понимали, что происходит… Она справилась.

– Следующая страница Вашей профессиональной деятельности – это пионерский лагерь имени К.Э. Циолковского Куйбышевского металлургического завода, на тот момент крупнейший в Самарской области.

– В 1989 году я стала начальником детского оздоровительного лагеря. Необходимо помнить, что Металлургический завод тогда – это не только крупнейшее производство в Европе, но и свои школы, детские сады, Дворец металлургов, стадион, плавательный бассейн, подсобное хозяйство, турбазы и крупнейший и самый современный пионерский лагерь в нашем регионе. Моя вожатская жизнь началась рано, в первое лето после поступления в вуз, в лагерь им. К.Э. Циолковского меня призвал удивительный педагог и психолог Николай Михайлович Магомедов. Именно под его влиянием у меня сформировалось свое педагогическое кредо. Главное – это постараться понять ребенка, и даже не столько любить, сколько относиться к нему с уважением, как к личности. Еще работа в детском оздоровительном лагере сформировала во мне глубокое чувство ответственности за все, что ты делаешь, если речь идет о детях: их воспитании, жизни и здоровье. Фактически в конце 80-х–начале 90-х мы создавали новую систему работы с детьми в каникулярный период, когда было меньше линеек, формальных мероприятий, но много самоуправления, коллективных дел, праздников и спорта.

– Не могу не спросить про Максима Борисовича Оводенко, директора Куйбышевского металлургического завода.

– Не скрою, Максим Борисович вызывал у меня восхищение и трепет. Я до сих пор не могу понять, как у него хватало времени на все производственные и социальные вопросы: понять, осмыслить и быстро принять решение. На заводе впервые я в полной мере ощутила стиль чисто мужского управления, женщин-руководителей на уровне высшего руководства тогда не было. Этот стиль отличала жесткость, отсутствие суеты и следование принятому решению или даже слову. Больше такого уровня управления я в своей жизни не встречала.

– Судьба страны в 90-е решительно менялась, вместе с этим происходили кардинальные изменения и в Вашей судьбе, Вы получили предложение возглавить школу.

– Меня пригласила к себе заведующая Кировского районо Мария Афанасьевна Адоевская – человек на долгие годы ставший моим руководителем, наставником, коллегой, другом, и предложила стать директором школы. «Какой?» – спросила я. «Да тут недалеко», – услышала в ответ. И мы подъехали к большому котловану. Так я стала директором школы-новостройки: без адреса, без учащихся, без учителей, без здания. Это была огромная удача. Не просто построить школу, а создать с нулевой отметки. 8 лет напряженного труда. Очень многое было сделано впервые! Мы первые организовали школу полного дня – дневной пансион, впервые в состав школы влились детский сад, школа искусств, впервые был создан медико-психологический центр, рождались традиции, приходили первые победы. Сложился творческий и очень сильный коллектив. Ощущение от этих лет – драйв свободы, новых решений, отсутствие страха что-то сделать не так, поддержка и благодарность от родителей. Е.Н. Негрей, Г.В. Субочева, И.Н. Чаус, Т.В. Теличко, Л.В. Ионова, Е.С. Гузман и многие другие начинали создавать замечательную школу, которая живет и развивается поныне. Это был плодотворный период и с точки зрения работы в научной сфере. В 1999 году я защитила кандидатскую диссертацию, с великой благодарностью вспоминаю своего научного руководителя Татьяну Ивановну Рудневу, доктора педагогических наук, профессора, под влиянием которой я сложилась как исследователь, как человек, для которого наука стала не кратковременным эпизодом, а неизменной частью практической профессиональной деятельности.

Мария АДОЕВСКАЯ, заведующая Кировского районо в 1986-2006 годы:

– Я познакомилась с Надеждой Борисовной, когда она возглавляла крупнейший пионерский лагерь. В ходе проверки лагеря районной комиссией, в состав которой я входила, я увидела начальника лагеря – молодую, стройную девушку. Я была поражена, как эта хрупкая девушка очень грамотно и профессионально отвечала на все поставленные вопросы. Она буквально «запала мне в душу», поэтому, когда я думала, кому предложить должность директора новой школы, сразу вспомнила о ней!

Я увидела в Надежде Борисовне директора, стремящегося к НОВОМУ образованию! Она на сто процентов оправдала все мои надежды. Она с нуля создала творческий коллектив настоящих единомышленников и с 1993 по 2001 годы была директором Дневного пансиона, где учились 1 600 человек. А в 1997 году мы приняли решение об открытии филиала Дневного пансиона для начальной школы. Детище Надежды Борисовны развивалось и увеличивалось в объемах!

Я всегда ей поражалась! Кроме того, что Надежда Борисовна – педагог от рождения, она еще уникальный организатор и настоящий хозяйственник, то есть она очень скрупулезно относится к любому делу, которое курирует, будь то строительство или любая другая сфера.

В 2001 году путем присоединения 84-й школы к пансиону родился Дневной пансион-84. Надежда Борисовна всерьез начала заниматься кандидатской диссертацией. Вскоре ее пригласили на работу в Департамент образования города. Она была требовательным, справедливым руководителем. При этом она будто видит всё наперед, сканирует людей, как рентген. Это человек – одержимый работой, очень трудолюбивый и гиперответственный.

– А когда Вы получили предложение перейти на работу в Департамент образования города?

– В 2002 году. Тогда заместитель главы города Самары по социальным вопросам Алла Александровна Волчкова пригласила меня на работу в Департамент образования города в качестве заместителя руководителя, а затем руководителя системы образования. Началась эпоха моего превращения учителя в чиновника. Министром образования Самарской области был тогда легендарный человек Ефим Яковлевич Коган. Именно он сказал мне о том, что я стану настоящим руководителем отрасли только тогда, когда во мне умрет учитель. В какой-то степени Ефим Яковлевич был прав. Я думаю, он имел в виду, что уровень принятия решений должен стать иным. Но, с другой стороны, я так и не стала классическим чиновником только потому, что учитель во мне не умрет никогда.

– Руководителем Департамента образования нашего города Вы были дважды в разные годы, почему так получалось? Что заставило Вас оставить эту должность в первый раз?

– Смена главы города в результате выборов почти всегда влекла за собой смену первых руководителей. Мне удалось поработать с двумя разными мэрами города, самое главное, что это были две абсолютно разные команды, два разных стиля управления, и каждый был интересен по-своему. Первый опыт руководства Департаментом образования был при Георгии Сергеевиче Лиманском. В это время отрасль образования не была кардинально перестроена по сравнению с советским временем. Система образования строилась по районному принципу. Каждый район представлял свой, по-своему уникальный мир, с очень сильным корпусом директоров школ, который формировался под влиянием руководителей районных отделов образования: М.А. Адоевской, Л.В. Пидько, О.И. Рубиной, Э.Л. Багрянцевой, Ю.А. Мартьяновым и других. Этот период был отличен тем, что чувствовалось мощное политическое противопоставление между руководителями города и области. У Константина Алексеевича Титова и Георгия Сергеевича Лиманского не было общей цели. Тем не менее, между Е.Я. Коганом и мной установилась договоренность: профессиональные вопросы образования мы решаем вместе! Тогда уже вводился ЕГЭ, перестраивалась работа школ, внедрялись новые экономические принципы управления образовательными организациями, при этом в Самаре всё еще сохранялись мощные традиции советского образования. Уравновешивание диссонанса между движением в области и городе, не скрою, отнимало много сил. В это время в моей жизни появилась женщина, которая для меня и многих людей в образовании служила примером мудрого и самоотверженного руководителя. Это Почетный гражданин города Самары Антонина Михайловна Зубова. Ее главным советам следую до сих пор: главная ценность, определяющая успех любого дела, – это люди. Не руководи, управляй: четко поставь задачи, следуй здравому смыслу, добивайся полного понимания со стороны команды, прислушивайся к мнению профессионалов, спрашивай строго, но никогда не унижай подчиненных тебе людей. Светлая память Антонине Михайловне.

Мой второй период руководства Департаментом пришелся на новую команду Дмитрия Игоревича Азарова. Это был совсем другой мир: и политический, и административный. Город слился в единое целое с точки зрения отрасли. Это делало сферу образования единой, гармоничной, целеустремленной, не разбитой по районному принципу. Стиль управления Азарова сильно отличался от команды Лиманского. Он был более инновационным, демократичным. Начиналось время Интернета и внедрения цифровых технологий управления. Дмитрий Игоревич Азаров ставил амбициозные цели: начался период строительства новых школ, детских садов, реализации программы капитального ремонта образовательных учреждений, ликвидации очередности в детские сады.

Так поэтапно менялась наша отрасль, приходили новые молодые руководители, система образования кардинальным образом перестраивалась.

Светлана НАЙДЁНОВА, Заслуженный работник соцзащиты РФ:

– Я познакомилась с Надеждой Борисовной более 20 лет назад. Достаточный срок, чтобы узнать человека, много лет мы сидели рядом на планерках в Администрации города Самары. Она по своей педагогической привычке называла всех коллегами. Я не педагог, и для меня Надежда Борисовна больше близкий человек. Она – сгусток энергии, у нее вечно звонит телефон, она решает сразу тысячи проблем, параллельно на коленях пишет очередную статью, правит документы.

Меня всегда поражала ее способность преображаться. Вот она влетела (не вошла) в Администрацию, быстро пробежала расческой по волосам, на ходу поздоровалась, всем улыбнулась. Вот такая «своя в доску». И сразу вспоминается ее другой образ. Она, красивая, уверенная в себе, стоит на сцене и ведет педагогическую конференцию. Умный, интеллигентный человек. Я очень довольна, что в моей жизни была рядом Надежда Борисовна. Счастья и здоровья ей и всей ее семье.

– Шесть лет Вашей карьеры связаны с Министерством образования и науки Самарской области. Расскажите об этом периоде.

– Таких периодов было два, и это был тоже очень разный опыт. Первый раз меня пригласил на работу в Министерство Валерий Фёдорович Путько, в отдел высшего образования. Это был период, когда я познакомилась с ведущими ректорами самарских вузов. Это были глыбы, блестящие ученые, руководители «высшей пробы», которые работали уже не один десяток лет. Возглавлял тогда Совет ректоров ученый, врач мирового масштаба Геннадий Петрович Котельников, ныне Председатель Самарской Губернской Думы. Понятно, что все вузы, работавшие в регионе, подчинялись федеральному министерству, но уже тогда они получали и региональное финансирование и участвовали в реализации многих региональных программ.

Второе возвращение в Министерство состоялось при самом молодом министре в моей практике Д.Е. Овчинникове. Мне очень импонировало работать в его замечательной, энергичной и профессиональной команде: В.А. Пылев, В.Я. Классен, С.Ю. Бакулина, Л.Е. Загребова.

Геннадий Котельников, председатель Самарской Губернской Думы:

– Есть люди, которые своим умом, интеллектом, каким-то неповторимым обаянием притягивают к себе других людей, как магнитом. Их немного, но такая и Надежда Борисовна. Что мне особенно импонирует в ней, так это, прежде всего, ее глубокое чувство своей личной ответственности за всё, что она делает, будь то педагогика, сфера образования или политика.

Крепкая педагогическая закалка, богатый опыт руководящей работы в отрасли – от директора школы до руководителя городского департамента образования и заместителя министра образования и науки губернии – привели к тому, что Надежда Борисовна стала уникальным специалистом, который в совершенстве и одинаково глубоко знает все нюансы общего, среднего и высшего образования одновременно. Я особенно ценю ее за то, что она, к счастью, так и не стала классическим чиновником, учитель в ее сердце и душе останется навсегда.

Надежда Борисовна проявила себя и в работе депутатом Государственной Думы, была членом Комитета по вопросам семьи, женщин и детей. И вот что интересно. Если смотреть на сферу образования глобально и масштабно, то становится очевидно, что она тесно переплетается со многими другими сферами жизнедеятельности. Это – и вопросы социальной защиты, и проблемы семейной политики, и различные нюансы здравоохранения… И Надежда Борисовна, работая депутатом, самым внимательным образом вникала во все эти вопросы и проблемы, став в итоге соавтором 23-х(!) законодательных инициатив.

Я также с теплотой и благодарностью вспоминаю конструктивное сотрудничество заместителя министра образования и науки Самарской области Надежды Колесниковой с Советом ректоров вузов Самарской области, работой которого я руковожу уже много лет.

Горячо и сердечно поздравляю Надежду Борисовну с замечательным юбилеем! Желаю ей крепкого здоровья, счастья, благополучия, успехов в жизни и труде и всего самого наилучшего!

– Надежда Борисовна, Вы всегда были аполитичным человеком, верно? Почему тогда в 2016 году решили избираться депутатом Государственной Думы РФ?

– Даже для меня самой это был неожиданный шаг. Политических амбиций у меня никогда не было. Первым, кто предложил мне поразмышлять на эту тему, был Губернатор Самарской области Николай Иванович Меркушкин. Поскольку этот разговор состоялся совершенно неожиданно, дать положительный ответ сразу не решилась. Советовалась с близкими мне людьми, коллегами.

Если взглянуть на систему образования более широко, то легко увидеть, что она тесно связана со всеми сферами жизни очень многих людей. Работая заместителем министра, я стала разбираться в вопросах социальной защиты. Мы тесно взаимодействовали с министерством здравоохранения. По долгу службы приходилось решать задачи, связанные с охраной здоровья учеников и педагогов. Руководитель, работающий в сфере образования, помимо педагогических вопросов, обязан понимать, как организовать ремонт идущих к школам дорог, обновить фасады и крыши учебных заведений, расчистить прилегающие площади от снега, разработать проекты нормативных документов, помочь в решении проблем конкретному ребенку и его родителям. Могу с уверенностью сказать, что у меня к тому времени сложился универсальный опыт в решении не только педагогических, но и социальных, хозяйственных проблем. Когда я решила попробовать свои силы на выборах в ГосДуму РФ, у меня появилось другое направление в моей жизни: публичное. Вышла на прямое общение с жителями своего округа, разговаривала с ними о жизни, задачах, которые надо решать в их интересах. Я старалась быть предельно искренней, никогда не обещала того, что невозможно было выполнить. Когда уже стала депутатом Государственной Думы РФ, мне стало понятно, что политика – это не просто профессиональная деятельность, а иной образ жизни, с другими правилами. Мне удалось стать инициатором некоторых законов в области организации детского отдыха (я была членом Комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей), решать вопросы детей, оставшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечения жильем детей-сирот. Но, тем не менее, стала понимать, что входить в политику как она есть – я не готова.

Александр ФЕТИСОВ, заместитель председателя Правительства Самарской области:

– С Надеждой Борисовной мы знакомы уже очень много лет. Я знаю ее как высокопрофессионального человека, чрезвычайно ответственного и порядочного. Педагог по образованию, она имеет огромный, если не сказать больше, опыт работы в сфере образования.

К слову, моя жена училась в школе № 88 в Самаре, тогда еще Куйбышеве, где преподавала Надежда Борисовна, и до сих пор вспоминает о ней как о ярком, творческом учителе, способном найти подход к каждому ребенку. Педагог – это ведь и психолог отчасти, чуткий, внимательный не только к детям, но и к родителям. Несомненно, эти качества помогли ей не только в педагогической деятельности, но и в управленческой, административной. Надежда Борисовна – это человек, который приложил огромные усилия и очень, очень многое сделал для развития отрасли образования в нашем регионе. Она прошла профессиональный путь от учителя средней школы до заместителя министра образования Самарской области. Создание в Самаре начальной школы полного дня с предметным обучением – дневного пансиона с медико-психологическим центром – это ее заслуга. Этот образовательный центр до сих пор работает в Самаре, развивается.

Тот факт, что Надежда Борисовна получила большую поддержку на выборах депутатов Государственной Думы и была избрана депутатом от Самарской области, уже о многом говорит. Сейчас на посту главного редактора издательства «Просвещение» Надежда Борисовна продолжает работать на благо отечественного образования, а значит, над решением стратегических задач нашей страны. Не сомневаюсь, что Самарская область остается для нее особенно значимой, и еще многое для ее процветания мы сможем сделать совместно.

Пользуясь случаем, хочу поздравить ее с предстоящим юбилеем. От всей души желаю Надежде Борисовне сил и вдохновения реализовать все намеченные проекты и планы, быть по-прежнему увлеченной своим делом, сохранять энергичность и оптимизм.

Крепкого Вам здоровья и благополучия! Горжусь знакомством и совместной работой с Вами!

– Тогда Вы приняли решение вновь вернуться к привычной профессиональной деятельности?

– Госдума – это знакомство со многими харизматичными, легендарными для нашей страны людьми. Этот опыт – бесценен. Но всё-таки желание вернуться в родную стихию пересилило.

Семейные обстоятельства заставили меня остаться в Москве, и я приняла предложение стать Главным редактором легендарного издательства «Просвещение», которому в этом году исполнилось 90 лет. С одной стороны, я пришла в сферу частного бизнеса, в которой не работала никогда, с другой – вернулась в отрасль образования. Группу компаний «Просвещение» нельзя назвать исключительно коммерческой организацией, наш коллектив разрабатывает учебно-методический контент для школ, продукты и сервисы для всей системы образования, участвует в строительстве и оснащении образовательных организаций. Деятельность такого масштаба не может быть оторванной от решения государственных задач. Поэтому первые руководители Группы компаний «Просвещение» – масштабные люди, отмеченные высшими государственными наградами России.

– Вы успели полюбить Москву?

– Только начав работать в столице на постоянной основе, я поняла, что это, действительно, жесткий город, недаром всеми любимый фильм назвали «Москва слезам не верит». Ему не важны твои слабости, здесь мало жалости, но много уважения к труду, профессионализму и командной работе. Если человек энергичный, умный, трудолюбивый, то Москва его «засасывает», потому что предлагает огромное поле для деятельности и творчества. С 8 утра до 22.00 – в таком рабочем графике живет вся Москва. Тот, кто выдерживает этот ритм, остается надолго. Но, безусловно, тоска по родной Самаре и любимым людям сохраняется, поэтому при любой возможности я приезжаю домой.

– Надежда Борисовна, а кто-то из Ваших детей пошел по Вашим стопам?

– Несколько слов о моей семье. Я была дважды замужем. В первом браке с Сергеем Николаевичем Колесниковым у нас родился сын Даниил. И вот что мне хотелось бы отметить. Сын учился очень неровно. Но перед поступлением в университет мы с ним очень точно нашли сферу его интересов, поэтому он учился с удовольствием и окончил психологический факультет Самарского государственного университета с красным дипломом. Я это рассказываю, чтобы молодые мамы поняли, как важно разобраться, что интересно их детям, дать возможность им раскрыться и помочь выбрать профессиональный путь. Сегодня сын работает в компании «Яндекс», руководит большой проектной группой. У него уже есть своя семья, растет мой внук Максим.

В моем втором браке родилась дочь Лиза, очень творческая натура, но с технологичным, математическим умом. Мы долго с ней искали профессию, которую бы она искренне полюбила. В итоге она решила стать архитектором, начала учебу в Самаре, завершает в Москве, в легендарном МАРХИ. К счастью, мы не ошиблись с выбором, ей очень нравится проектировать, создавать что-то новое. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, скажу: нет, дети не пошли по моим стопам, семейная ветвь ушла от педагогики, но я уверена, что с самореализацией у них все будет хорошо. Не могу не сказать о моем муже Викторе Кузьмиче Парамзине. Это – опора. Реализовалась моя главная женская мечта – быть за супругом как за каменной стеной. Он человек, который умеет принимать решения и снимает с меня все проблемы и заботы о нашем доме. Ведь любой женщине, которая привыкла быть сильной на работе, дома хочется чувствовать себя комфортно, находясь за мужем. К счастью, мне в этом повезло!

– Ну и последний вопрос, который Вы сами озвучили в начале интервью: так судьба или характер?

– Трудно сказать. С возрастом во многом видишь Божий промысел. Но Бог поддерживает людей, которые не боятся расстаться с привычным, рискнуть, которые умеют принимать удар и по-настоящему радоваться жизни, ценить тех, кто рядом, и быть благодарными тем, кто поддержал в дни побед и поражений. Наверное, все-таки главное – самарский характер.

Дмитрий АЗАРОВ, Губернатор Самарской области:

Уважаемая Надежда Борисовна!

Примите мои самые теплые, сердечные поздравления по случаю Вашего юбилея!

За годы работы в различных должностях Вы зарекомендовали себя профессионалом высочайшего уровня, экспертом в вопросах образования, преданным интересам общества и страны, надежным «боевым товарищем», который никогда не подведет, всегда найдет для каждого нужные слова, объединит и вдохновит окружающих для решения поставленных задач.

Компетентность и самоотдача в работе, принципиальность, требовательность к себе и окружающим сочетаются в Вас с исключительной личной порядочностью, отзывчивостью, тактичностью, мудростью, уважением к каждому человеку.

Вас знают, как замечательного педагога и мудрого наставника. При этом Вы в полной мере обладаете качествами высокоэффективного и успешного, умеющего видеть перспективу руководителя. Восхищает Ваше стремление не останавливаться на достигнутом, не бояться ответственности, преодолевать трудности и работать так, чтобы слово не расходилось с делом.

Благодаря всем этим качествам Вы снискали заслуженный авторитет, уважение и признательность коллег, соратников и земляков.

От лица жителей губернии и от себя лично выражаю огромную благодарность за вклад в развитие образования и науки Самарской области, в укрепление законодательной базы региона и улучшение качества жизни граждан. Уверен, что Ваш богатый опыт и впредь будет способствовать эффективному решению стоящих перед системой образования, нашей губернией и страной задач.

От всей души желаю мира, добра, благополучия, крепкого здоровья Вам и Вашим близким!

Александр ХИНШТЕЙН, Депутат Государственной Думы РФ:

От всей души поздравляю Надежду Борисовну Колесникову с юбилеем!

Надежда Борисовна – государственный деятель, педагог, ученый-новатор, внесший неоценимый вклад в развитие российской системы образования.

Еще работая в Самаре, она предложила внедрить нетрадиционную для российского образования начальную школу «полного дня», где была введена система предметного обучения, создан медико-психологический центр. И этот уникальный опыт впоследствии транслировался за пределы нашей области – по всей стране.

Накопленный Надеждой Борисовной педагогический и управленческий опыт позволил ей эффективно заниматься законотворческой деятельностью в качестве депутата Госдумы РФ. Она, как никто иной, знает, что конкретно необходимо изменить и дополнить в российской системе образования.

Сегодня Надежда Борисовна возглавляет издательство «Просвещение», коллектив которого занимается разработкой учебно-методического контента для школ, продуктов и сервисов для дополнительного образования. И это новый этап ее творческой деятельности, который не менее важен, чем предшествующие. Современные технологии и методики преподавания, внедряемые российскими учеными, по праву считаются одними из лучших в мире.

Надежда Борисовна – профессиональный руководитель, умеющий выстроить взаимоотношения в любом коллективе, талантливый организатор, ориентирующийся в самых сложных вопросах и ситуациях, талантливый и яркий ученый.

Желаю ей здоровья, оптимизма, реализации идей и задуманных планов, семейного благополучия и счастья!


Наталья Сидорова
При подготовке публикации использованы фото из архива Н.Б. Колесниковой.

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!