«Наша, родная, третья». 50 лет самарской школе №3

«Наша, родная, третья». 50 лет самарской школе №3
Фото взято из архива Самарской школы №3

1 сентября. Торжественная линейка, посвященная Дню знаний, в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа № 3 с углубленным изучением предметов имени Героя Советского Союза В.И. Фадеева» городского округа Самара. Объявляется право дать первый в новом учебном году звонок не ученикам, а самим учителям, которые радостным звоном колокольчиков встречают своих учеников на пороге родной школы. Эта традиция пришлась по душе всему школьному коллективу.

А полвека назад, в 1972 году, первый звонок в средней школе № 3 Кировского района города Куйбышева прозвенел для полутора тысяч девчонок и мальчишек. С тех пор за эти десятилетия для 6 000 учеников «третья» стала родной, любимой, уникальной. Родная она и для Ирины Николаевны Коковиной, которая двадцать лет назад стала её директором.

Ирина КОКОВИНА, директор школы № 3:

– Вообще понятия «традиция» и «уникальность» очень точно характеризуют МБОУ Школа № 3 г.о. Самара. Конечно, за 50 лет, да даже за последнее десятилетие, многое изменилось в содержании образования, в укладе жизни самарских школ. Только название образовательной организации менялось десять раз. Но традиционно остается главное: уроки, переменки, экзамены, каникулы, выпускные вечера. А еще благодарность выпускников чудесным школьным годам и учителям, которые добротно учили школьным дисциплинам, а еще старались воспитать в своих учениках главные человеческие ценности и качества, помогавшие найти правильный путь во взрослой жизни, идти к своей мечте.

На протяжении всех пятидесяти лет у коллектива школы сложились замечательные традиции. Но, пожалуй, самая главная из них – никогда не останавливаться на достигнутых результатах, идти все время вперед, быть в лидерах.

А побед и успехов – много! Вот некоторые из них. Победы в конкурсном отборе приоритетного национального проекта «Образование», в конкурсах «Лучшая школа года городского округа Самара», «Образовательное учреждение – центр инновационного поиска», «Лучшая школа Самарской области». Выигранные гранты позволили преобразить имидж школы, сформировать достойную материально-техническую базу, цифровую образовательную среду.

В чем секрет таких успехов? Его знает директор школы Ирина Николаевна, которая сама является примером в умении добиваться успеха в работе: Ирина Николаевна награждена Благодарностью Президента Российской Федерации В.В. Путина, нагрудным знаком «Почетный работник общего образования», Почетной грамотой Губернатора Самарской области, почетным знаком «За многолетний безупречный труд на благо города Самары» III степени, почетными грамотами Министерства образования и науки Самарской области, Самарской Губернской Думы, Думы городского округа Самара. А еще она успевает заниматься общественной работой, будучи депутатом Совета депутатов Промышленного района и председателем городской общественной организации «Объединение руководителей общеобразовательных школ города Самара».

Ирина КОКОВИНА, директор школы № 3:

– Секрет успеха школы – в сплоченности нашего педагогического коллектива. Если мы задумали что-то сделать, отдаемся этому всей душой. Одно из наших знаковых достижений – присвоение статуса школы с углубленным изучением предметов. В качестве таких предметов коллектив единогласно выбрал русский и математику. Статус лицея или гимназии, в которых уклон обычно бывает в точные либо в гуманитарные науки, означал бы, что не все дети из прилегающего к школе микрорайона могли бы в ней учиться. А углубленное изучение таких базовых предметов интересно всем ученикам и родителям. Ведь это открывает путь в любой вуз. К слову, результаты ЕГЭ у выпускников школы № 3 выше, чем в среднем по региону, а в специализированных классах – на целых 15%.

Еще одна важная традиция: выпускники возвращаются работать в родную школу готовыми специалистами.

Марина КИРЕЕВА, учитель начальных классов:

– Я расставалась со школой только на время учебы в педагогическом училище. И вот уже тридцать три года я – учитель младших классов. В далеком 1976 году я пришла в эту школу в 1 класс. Первая учительница была Валентина Александровна Бобылева. Она любила нас, учеников. Умела притягивать к себе. А еще она нас уважала. Мне кажется, что это одно из главных качеств хорошего педагога. Мои первые ученики давно выросли и приводят к нам своих детей. И это радует. Значит, и для них наша школа – родная. Мне здесь комфортно, ведь я работаю в родном коллективе. В нем есть люди, к которым я могу прийти и с радостью, и с проблемами. И они поймут меня, помогут, дадут мудрый совет.

Да и сама школа меняется в лучшую сторону. Если раньше это было строгое учебное учреждение, то сейчас наша школа – это большой и уютный дом. Здесь даже стены домашние. Этим она уникальна.

Елена КУЗНЕЦОВА, учитель русского языка и литературы:

– Моё знакомство со школой № 3 произошло в конце 1978 года, когда мы приехали в Самару из далекой Сибири. «Жить интересно!» Так, наверное, можно определить каждый школьный день нашего 9 «В», а потом уже 10 «В» класса. На уроках нас ждали талантливые и увлеченные педагоги. Сегодня, спустя много лет, с большой теплотой вспоминаю всех, с кем свела меня жизненная дорога в нашей школе. С математическими формулами помогала справляться Валентина Борисовна Каткова. Законы физики мы постигали с Галиной Антоновной Тельных. Странички истории листали с Элеонорой Николаевной Сорокиной. Тонкости английской речи открывала Руфия Галиевна Иоффе. А любовь к слову прививала Руфина Николаевна Андреева. На факультативах по литературе мы знакомились с новинками современной литературы. Эти занятия помогли мне в дальнейшем выбрать свою любимую профессию – учитель русского языка и литературы.

Татьяна ЛОГУНОВА, учитель музыки:

– Наша школа для меня по-настоящему Родная! Здесь 24 года учителем начальных классов проработала моя мама Людмила Николаевна Яшкова, ветеран труда. Эту школу успешно закончили мой брат и сын. Здесь работает моя одноклассница Ольга Анатольевна Комова, замечательный учитель русского языка и литературы. Мы дружим с 5-го класса, обе председатели методических объединений.

50 лет и для человека, и для школы – долгий, большой путь. Школа сохраняет главные традиции, базовые принципы работы, которые были заложены в первые годы, сохраняет преемственность поколений.

Моя школа – это дом, в котором помогают «стены»: воспоминания, атмосфера. Вот поэтому сюда хочется приходить.

Ольга КОМОВА, учитель русского языка и литературы:

– Я вспоминаю свой первый «учительский» сентябрь. Вот мои первые ученики. Боже! Да ведь они не сидят, затаив дыхание, как, помнилось, сидела я на уроках! Оказывается, не так уж легок учительский труд, в котором требуется совмещение многих ролей – от Бога до шута. Но вместе мы пришли к пониманию, уважению друг к другу. А спустя 7 лет, когда они уходили из школы, были слезы – от расставания, потери. Тогда мне казалось, что больше не может быть в жизни таких близких и родных детей. Но пришел другой сентябрь, а с ним другие ученики: разные – прилежные и ленивые, чуткие и равнодушные. Но все они – часть жизни, у которой трудно определить размер, вес, массу. Возможно, не всегда мы становимся любимыми, не всеми кажемся понятыми. Но мы живем своими учениками, стараемся пройти благодатным дождем по их жизням.

Родной дом, любимая школа, неповторимая и особенная… Так говорят о своей школе в ее коллективе. Говорят ее ученики и родители. И это совсем не случайно. Здесь созданы все условия не только для учебы, но и для наполненной, интересной жизни помимо уроков. Например, второклассница Оля Богатова только начала свой путь в школьную страну. Считает, что учиться совсем нетрудно, если делать это с интересом.

Ольга БОГАТОВА, ученица 2 «В» класса:

– Наша учительница Елена Владимировна очень добрая. Она так здорово объясняет, что все понимается и запоминается с первого раза. Мне очень нравится в нашей школе, потому что здесь очень просторно и красиво. Мне нравится наш добрый и теплый музей. У нас в школе проводится много праздников Мне хочется, чтобы у всех девочек и мальчиков, кто здесь учится, все было хорошо. А у наших учителей были прилежные, послушные ученики!

А вот Иван Берестов – уже старшеклассник. И, по его словам, все свои важные события в жизни, успех, дружбу он связывает исключительно с родной третьей школой.

Иван БЕРЕСТОВ, ученик 10 «А» класса:

– Я часто бывал в других школах как участник олимпиад, конкурсов, соревнований. И я могу сказать, что наша школа, в первую очередь, отличается от других своим учительским коллективом. Я не знаю в нашей школе педагога, который бы не любил детей. Мне кажется, что все наши учителя нам всегда рады, всегда готовы поговорить, помочь. У нас замечательный классный руководитель Татьяна Борисовна Карачёва. Она старается поддерживать все наши проекты и идеи и помогает их реализовывать.

А еще в нашей школе комфортно учиться. Каждый год 1 сентября мы приходим в обновленную школу, где пахнет свежим ремонтом, мебелью. Наши кабинеты уютные, чистые и светлые, отличный спортивный зал, всегда гудящий наш красавец актовый зал.

Я – член Актива моего любимого музейного комплекса «Родная старина». Здесь мы проводим экскурсии своих учеников и гостей школы. В нашем кабинете мы с родителями организовали музейную экспозицию, посвященную Боевому пути 56-й десантно-штурмовой бригады в Афганистане. С ветеранами-афганцами мы очень дружим.

Я люблю нашу школу и желаю ей с каждым годом только расцветать!

Ирина КОКОВИНА, директор школы № 3:

– Умение добиваться успеха, учиться с интересом закладывается еще в начальной школе и в дальнейшем постоянно поддерживается. Во многом благодаря интересным и ярким традиционным творческим событиям в школе. Одно из таких событий – ежегодный Главный творческий конкурс «Первые шаги на сцене» для 1-4 классов и «Выступление на тему» для 5-10 классов. Этот конкурс уникален тем, что каждый ученик в течение одиннадцати лет, выступая на сцене со своим классом, приобретает бесценный творческий опыт, получает радость от творческой свободы, уверенности в себе.

Так же уникален и конкурс семейных видеороликов «Моя семья в кадре», когда самые творческие креативные семьи представляют тематические ролики о семейных традициях, увлечениях, событиях.

Уникальной традицией стали предновогодние спектакли для учеников и родителей 5-11 классов. Эти сценические праздники собирают аншлаги – ведь на сцене играют две трети педагогического коллектива во главе с директором.

На сегодня в школе – 1200 мальчишек и девчонок, 61 педагог, треть которых являются почетными работниками образования и имеют награды от Министерства образования и науки РФ. Более половины учителей – с высшей квалификационной категорией. Ежегодно коллектив принимает в свои ряды молодых специалистов. В школе № 3 не только учат, но и постоянно учатся сами, понимая, что только так можно добиться хороших результатов.

Марина ТУМАНОВА, заместитель директора по учебной работе:

– Для нашего коллектива абсолютно привычно выходить за границы зоны комфорта в «новое плаванье», потому что мы постоянно учимся, стараемся быть в курсе современных достижений и новых шагов образования, участвуем в профессиональных конкурсах.

Уникальны наши школьные конкурсы профессионального мастерства: школьная премия педагогического признания «Планета номер 3», фестиваль открытых уроков «Цвета успеха», конкурс «Молодой учитель».

Ирина КОКОВИНА, директор школы № 3:

– Знаете, как мы отмечаем День учителя? Фестивалем открытых уроков «Радуга успеха». Каждый учитель может высказать желание провести такой урок и пригласить своих коллег на него. И сейчас проходит по тридцать уроков! Победителей определяем по номинациям-цветам радуги: желтый – это «Начинающий учитель», красный – «Мастер своего дела». В прошлом году подобрали цветные шарфики. В этом году вручили будильники разных цветов.

Марина ТУМАНОВА, заместитель директора по учебной работе:

– Наша традиция и успех одновременно – жить в режиме инновационной деятельности. Мы стабильно являемся стажировочными и базовыми площадками городских и региональных инновационных проектов. Мы были одной из первых экспериментальных площадок в городе по введению профильного образования: наши старшеклассники начали учиться по индивидуальным планам, которые сами и разрабатывали с помощью учителя и психолога. Теперь это обычная школьная практика. На сегодня МБОУ Школа № 3 г.о. Самара является площадкой самарского института развития и городской проектной площадкой по наставничеству. С 2021 года школа – участник регионального проекта «Педагогический класс».

Да, для реализации таких масштабных планов нужны желание, силы и время. И мы их находим. Потому в нашей школе интересно работать и интересно учиться.

В школе № 3 интересно всем: ученикам, учителям, родителям, – потому что в ней сложилась уникальная система воспитательной работы, в которой важен успех и каждого ученика, и всего класса.

Виктория ПАК, заместитель директора по воспитательной работе:

– В школе работает уникальный музей, вернее, музейный комплекс, который стал центром духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников. Этнографический музей «Родная старина» и выставочный зал с уникальными коллекциями русских народных костюмов губерний России и традиционных народных кукол, созданных руками наших учеников, педагогов и родителей, экспозиции «Наша старая квартира. Быт советской эпохи» и «История детских и молодежных движений в России». Это музейная комната, посвященная боевому пути 56-й десантно-штурмовой бригады в Афганистане – это пространство музейной педагогики. Шесть поколений экскурсоводов, почти 200 ребят, вели и ведут эту важнейшую воспитательную работу под руководством методиста музейной работы Галины Митрофановны Власовой.

Уникален социально значимый общешкольный проект «Воздушный витязь в наших сердцах», цель которого – увековечение памяти Героя Советского Союза летчика-земляка Вадима Фадеева, чье имя с гордостью носит наша школа с 2000 года. Вот самые значимые этапы проекта: открытие в школе Зала памяти героя и мемориальной доски на доме, где жила семья Фадеевых, экспедиция в Краснодарский край по местам боев лётчика-земляка, поисковая работа, в результате которой найдены родственники Вадима в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Бостоне (США). Так что историю своей страны ученики третьей школы постигают не только в классах.

Марафон школьных дел «Вперед!» – соревнования классных коллективов по разным направлениям. Сколько азарта, волнений, желания не подвести свой класс в глазах ребят, когда они участвуют в спортивной эстафете, сценическом конкурсе, предметной викторине.

2020 год нарушил привычную жизнь не только школ, но и всего мира. Пандемия.

Ирина КОКОВИНА, директор школы № 3:

– 16 марта 2020 года нам объявляют карантин. Новый формат школьной жизни – дистанционное обучение… Что это? А потом в коллективе случился мозговой штурм. И в течение двух недель дистанционное обучение было освоено всеми: учителями, учениками, родителями.

Школам пришлось учиться работать в новых условиях. Это время стало проверкой на профессионализм, умение принимать верные решения, когда волновались и дети, и родители. Сплоченная, опытная команда школы № 3 достойно справилась с этими трудностями.

Ирина КОКОВИНА, директор школы № 3:

– Я понимаю, что в разные периоды жизни есть понятие, которое определяет главное в коллективе. Для меня это – доверие. Почему? Родители сейчас находятся от нас далеко. Ведь ограничения в этом плане не сняты. Но я вижу это доверие к нам, когда родители хотят, чтобы их ребенок учился у нас.

Как доверяли своих детей школе № 3 родители нескольких поколений самарцев, начиная с 1972 года. Жизнь показала, что доверие рождается в атмосфере любви, заботы и желании поделиться своим душевным теплом. Все это было и сохраняется в коллективе этой школы. И продолжается ее славная история. И, значит, появятся новые колокольчики в кабинете Ирины Николаевны, радостным звоном которых будут встречать новый учебный год. А этот, 2022 учебный год подходит к своему завершению…

Ирина КОКОВИНА, директор школы № 3:

– Когда начинается любой учебный год, я иду на линейки или собрания к 11 классам. Я им говорю: «Весь этот год я буду думать только про вас. Желать вам добра. Только за вашими успехами буду следить. Буду мечтать, чтобы у вас все сбылось. Чтобы за этот год вы накопили как можно больше знаний, умений, уверенности в себе, чтобы у вас все сложилось. Вы у меня самые любимые». У нас в этом году хороший выпуск. Мы планируем, что у нас будет 13 медалистов. Впервые в этом году у нас два класса 11 «А» и 11 «Б», в которых учителя начальных классов являются классными руководителями до сих пор. Они взяли их в первом классе и в 11 выпускают. А сейчас старшеклассники – им помощники. Это прекрасный эксперимент. В нашей школе он проводится впервые. Я очень благодарна учителям и спокойна за эти классы.

Так что у нашей родной, третьей школы продолжаются уроки, продолжаются открытия в новый, удивительный мир знаний. И, конечно, мы строим планы на будущее. Поздравляя школу с ее 50-летием, я хочу пожелать нам развития. Чтобы у нас были новые события, важные в жизни каждого члена нашей большой школьной семьи. Чтобы был замечен каждый. И у каждого был свой успех и счастье. И чтобы каждый ученик родной школы № 3 понимал, что в какой-то момент он самый лучший. У каждого должны быть свои аплодисменты!

Виталий ДОБРУСИН, заслуженный работник культуры РФ:

– Для меня школа № 3 – это главная школа моей жизни. Получилось так, что наш класс был первым выпускным классом. Ведь школа была новостройкой. Я пришел в 9-й класс, тогда самый старший в школе. Всегда с благодарностью вспоминаю абсолютно всех моих учителей, начиная с директора, заслуженного учителя РСФСР Маргариты Ивановны Ермаковой. Но особое место в моем сердце занимает учитель русского и литературы Таисия Федоровна Брадулина. Благодаря ей я дважды выигрывал областные олимпиады по литературе и краеведению – и в 9-м, и в 10-м классах. И хотя выбрал своей специальностью журналистику, затем с удовольствием вернулся и к краеведческой тематике…

Светлана БАКУЛИНА, заместитель министра образования Самарской области:

– Эта школа сохраняет и поддерживает свою уникальность. Здесь в основе всей работы лежит идея сохранения традиций и постоянного развития, продвижения вперед. Идея эта была заложена в свое время первым директором школы Маргаритой Ивановной Ермаковой. Ее дело продолжил Анатолий Алексеевич Гвоздев. А двадцать лет ведет коллектив вперёд Ирина Николаевна Коковина.

Светлана Юрьевна Бакулина знает третью школу не со стороны. В 1993 году она пришла сюда работать после окончания педагогического института и сделала свои первые шаги в профессии.

Светлана БАКУЛИНА, заместитель министра образования Самарской области:

– Меня на работу приняла Маргарита Ивановна Ермакова, потрясающий человек, личность. У Маргариты Ивановны была замечательная команда педагогов. Любовь Исааковна Эпштейн, преподаватель английского языка. Валентина Борисовна Каткова, учитель математики, Раиса Алексеевна Наумова, преподаватель физики. Людмила Александровна Прокофьева, преподаватель истории. Это преподаватели самого высокого уровня. Наравне с такими заслуженными учителями Маргарита Ивановна растила молодых педагогов. Среди них были Ольга Анатольевна Комова, Татьяна Николаевна Самаркина, Анатолий Алексеевич Гвоздев.

Светлана Юрьевна хорошо знает, какой была школа. Знает, и какой она стала в последнее время. И бывает здесь как представитель Министерства образования Самарской области. Ведь школа № 3 многие годы является пунктом проведения ЕГЭ. И с этой ответственной задачей здесь справляются на отлично. А для Светланы Юрьевны каждый приезд в школу – это встреча со своими коллегами.

Светлана БАКУЛИНА, заместитель министра образования Самарской области:

– Ирина Николаевна – это не просто директор школы. Она выдающийся эксперт в сфере образования. Если мне надо посоветоваться о чем-то конкретном в преломлении к школе, то я чаще всего обращаюсь к Ирине Николаевне. Марина Александровна Туманова, завуч школы, – наш эксперт в аккредитации. Мы ее очень часто приглашаем для экспертизы программ в другие школы. И, конечно, мой любимый наставник, человек, который воспитал из меня учителя, это Ольга Анатольевна Комова. На мой взгляд, выдающийся учитель русского языка и литературы. Я счастлива, что много лет назад судьба подарила мне встречу с прекрасной школой № 3!


Ольга Король
При подготовке материала использованы фото из архива самарской школы № 3.

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!