Олег Белов: «Я верю, что Бог нас любит»

К 55-летию заслуженного артиста России Олега Белова.
Олег Константинович Белов – уникальное явление не только в самарской, но и российской театральной жизни. Более двадцати лет жизни он отдал Самарскому академическому театру драмы им. Горького, сыграв более сорока ролей и объехав с некоторыми спектаклями всю Россию и Европу.
Несмотря на инсульт, пережитый двенадцать лет назад, артист сумел с триумфом вернуться на сцену. С тех пор его театральные постановки, по словам зрителей, не только радуют сердце и заставляют задуматься о вечном, но и исцеляют душу.
Сейчас Олег Белов с женой Галиной живут в Геленджике, где Олег служит в театре «Торикос», и дважды в год приезжают в Самару, чтобы сыграть в спектаклях, которые неизменно собирают аншлаги.
Наш разговор, предельно искренний и откровенный, состоялся в гримерке Самарского художественного театра. Говорили о жизни, судьбе, испытаниях, которых на долю артиста выпало предостаточно, и, конечно, о любви.
Олег Белов родился в городе Куйбышеве 5 июня 1969 года.
Окончил театральное отделение Куйбышевского музыкального училища (педагоги – П.Л. Монастырский, О.М. Свиридов, Н.Н. Шевченко) в 1989 году.
В 1992 году вошёл в труппу Самарского академического театра драмы имени М. Горького, где в течение 20 лет являлся одним из основных артистов. Был задействован более чем в сорока спектаклях. Также играл в Краснодарском театре драмы, Геленджикском театре «Торикос», Самарском театре-центре юного зрителя «СамАрт», Самарском муниципальном театре «Камерная сцена», театре «Актерский дом» и др.
В 2002 году получил звание «Заслуженный артист России».
В 2010 году окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства.
В 2012 году перенес обширный инсульт и был парализован на левую сторону тела.
В этом же году вместе со своей супругой Галиной Колесник в Самарской психиатрической больнице создал инклюзивную театральную студию «Счастливый случай», за работу в которой в 2013 году стал лауреатом Областной ежегодной акции «Благородство».
В 2014 году с триумфом вернулся на сцену с моноспектаклем «Пришли те, кто пришли» по мотивам произведения Саши Соколова «Школа для дураков».
В этом же году получил звание «Народный артист Самарской области».
В 2021 году стал обладателем медали Уполномоченного по правам человека в РФ «Спешите делать добро» за активную гражданскую позицию, высокий профессионализм, большой вклад в дело защиты прав и свобод уязвимых категорий граждан.
С 2021 года с семьей живет в Геленджике и играет:
в Самаре – в спектаклях «Чайка», «Господин Ибрагим. История одной дружбы» в Самарском Художественном театре, моноспектакле «Я верю»;
в Геленджике – в спектаклях «Госпожа Министерша» и «Единственный наследник».
Сегодня Олег Белов и его жена Галина живут в Геленджике. Их небольшая квартира с большой террасой расположена в старинном домике. До моря – с полсотни шагов. Шум волн, крики чаек, неспешные прогулки, морской воздух дарят супругам покой и умиротворение.
«Сейчас мы с Галиной наслаждаемся каждым днем жизни, – говорит Олег. – Раньше мы все время куда-то бежали. А сейчас полностью отданы природе. Каждый день в любую погоду идем на прогулку».
Галина поддерживает: «Я мечтала о том, чтобы мы с Олегом, как и главные герои романа Булгакова “Мастер и Маргарита“, могли наслаждаться покоем. Это награда – то, что судьба нас перекинула сюда. Мы очень долго мечтали о тишине, чтобы побыть вдвоем, подумать, помолчать, поговорить».
Вместе с Беловыми к морю переехали и другие родственники. Весь табор, как шутит Олег. Дочь Беловых пока в Самаре. Лиза пошла по стопам отца и поступила на специальность «актерское искусство» в Самарское училище культуры и искусств на курс Ольги Рябовой.
«Я столько получил наград и зрительской любви, что у меня больших театральных амбиций, как в молодости, уже нет. Я приезжаю в Самару и так напитываюсь народной любовью, что хватает на полгода, – улыбается Олег. – Геленджик – город не театральный, спектакли выпускаются не так часто, но и я далеко не все роли могу теперь играть. Режиссер подбирает для меня такие, в которых я смотрюсь органично. Сейчас я занят в спектаклях “Госпожа Министерша“, “Единственный наследник“. Всего два раза сыграл “Вокруг да около“ по Абрамову. Жалко, я бы хотел еще играть этот спектакль».
Детство
Олег Белов родился 5 июня 1969 года в Куйбышеве. Вырос в доме на ул. Маяковского, 61. Его папа Константин Григорьевич Белов всю жизнь проработал шофером. Мама Антонина Леонтьевна сначала работала в отделе кадров в ТТУ, затем кладовщицей. К искусству никто в семье отношения не имел.
«Родители пришли в театр впервые, когда я стал там работать и пригласил их на свой спектакль», – улыбается Олег Белов.
Бабушка и дедушка с маминой стороны – Леонтий Лукич и Анна Романовна – жили в деревне Песчаное озеро под Новосибирском. Вторая бабушка, со стороны отца, Анна Семеновна, о которой, кстати, рассказывается в спектакле «Я верю», жила в селе Белый Яр Ульяновской области.
«Я застал еще тех бабушек, особенных. Современные бабушки совсем другие, – говорит артист. – Почему я так деревню люблю? Абрамова и его “Вокруг да около“, Шукшина и “До третьих петухов“? Потому что я все это понимал с детства, знаю до интонаций».
Под Ульяновск к бабушке Олег Белов ездил гораздо чаще. Вспоминает, как в семь лет за лето переколол свою первую машину дров. «Я колун-то поднимал с трудом, не то, что ударить им мог, – смеется артист. – Но бабушке надо было помочь. И я потихонечку за все лето переколол дрова. А как сделать скучное дело нескучным? Превратить в игру. Поэтому я пытал фашистов. Расколол полено, значит, допросил!»
Пять школ
Олег Белов учился в пяти школах. Начинал в старой 132-й, которая ныне психдиспансер на ул. Арцыбушевской.
«Когда я окончил первый класс, мои родители уехали в Польшу на заработки, – рассказывает Олег Константинович. – И я поехал колесить по России. Сначала меня отправили в Сибирь. Второй класс я окончил там, потом бабушка с дедушкой написали моим родителям: “Тоня, забирай его, мы не справляемся!“ Я ж как пропеллер был! Всегда учился на “4“ и “5“, а по поведению было «2»! На месте вообще не сидел, мне все время куда-то было надо».
И тогда неугомонного будущего артиста отправляют в Ульяновскую область к Анне Семеновне. «Те пытались воспитывать меня жестко и строго, и я сопротивлялся. А ульяновская бабушка смогла подобрать ко мне ключик, – улыбается Олег Белов. – У нас с ней мог быть такой диалог. Я обычно кричал, а она терпеливо и спокойно просила:
– Олег, сходи за хлебом.
– Не могу, бабуль, меня Сашка ждет! Мы купаться идем!
– Ну, Олег, сходи за хлебом.
– Сказал: не пойду! Меня Санька ждет!
– Ну, Олег, сходи, пожалуйста.
– Всё! Сказал: не пойду, и всё! Не пойду! Мне некогда!
– Олег, ну все равно же пойдешь. Сейчас заплачу, и все равно пойдешь.
Она знала, что стоит ей заплакать, для меня это – всё! И я действительно шел за хлебом и делал всё, что она просила…»
С Анной Семеновной школьник провел полтора года. В середине четвертого класса вернулись родители – в Польше начались волнения. Семья снова начала жить на Маяковского. Полгода Олег проучился в 70-й школе. А затем семье дали квартиру в 15-м микрорайоне, её обменяли на другую, и семья Беловых переехала в дом на пересечении улиц Челюскинцев и Ново-Садовой. Олег пошел в школу №41, откуда ушел после девятого класса на театральное отделение Самарского музыкального училища.
Артисты в телевизоре
Долгое время Олег не мог определиться с тем, кем хочет стать. Помог случай. Одноклассник позвал в драмкружок в ГПЗ №4. Вместе с ребятами здесь ставили спектакли артисты Борис Федорович Заволокин и его жена Галина Юрьевна.
«Я ходил регулярно, – вспоминает Олег. – Через год ко мне подошел Борис Федорович и, рассказав, что Петр Львович Монастырский набирает студию при Драмтеатре, посоветовал поступать. “Все данные у тебя для этого есть“, – сказал он. И я подумал: “А вот этим я мог бы заниматься всю жизнь!“ Хотя ранее эту профессию не рассматривал вообще. Артисты для меня были только в телевизоре… Я пошел и поступил. И моя судьба решилась».
Гороховый Стручок
Во время поступления в студию Олег Белов познакомился с Владимиром Суховым, тоже будущим артистом Драмы.
«Олег давно мне стал родным. Мы познакомились в 1985 году, – рассказывает Владимир Сухов. – Я увидел мальчика в кепочке. Такого деревенского-предеревенского. Это был Олег. В нашей группе было четыре юноши. Олег очень сильно выделялся. Его всегда отличала жадность, в хорошем смысле слова, до материала, ему все было интересно. Он ошибался, но методом проб и ошибок вырастал на глазах. Со второго курса мы с ним уже играли во взрослых спектаклях. Помню, в одной из сказок я играл Ватрушку, он – Горохового Стручка. Так оно и продолжилось».
После окончания Куйбышевского музыкального училища в 1989 году Олег Константинович уехал в Краснодарский театр драмы, а затем в геленджикский «Торикос», хотя артиста оставляли в Драмтеатре. Не оставляли его молодую жену, поэтому супруги приняли решение уехать. Через три сезона Беловы вернулись в родной город.
«Наш театр нуждался в таком парне, – продолжает Владимир Сухов. – Олега снова взяли в труппу. Мы опять стали играть вместе. Жизнь закипела!»
Любовь что воздух
Полной испытаний была и удивительная история любви Олега с Галиной. Они встретились в 1993 году в театре. Олег вернулся и начал работать, а Галина только заступила на должность директора театральных ресторанов и закулисных буфетов. У обоих к тому времени уже были семьи и дети.
Первые встречи были мимолетны. «Помню, прибегал парнишка, щупленький, мясо он тогда не ел, – улыбается Галина. – Я думала, это студент. И однажды его так и назвала, когда он пришел поесть. А он говорит: “А я не студент, я артист“. Я сходила на спектакль, увидела, какой Олег не пустой…»
В те времена в театре была такая традиция. После спектакля молодые артисты собирались в большом буфете, общались, играли на гитарах. Образовался своего рода клуб. «И однажды кто-то из актеров привел Олега, – продолжает Галина. – И всё! Как сказала потом наша дочь Лиза: “Пролетела стрела!“ Это были секунды, когда невозможно было оторвать глаз друг от друга, когда в сердце, в душу вошло что-то родное. Мы сели, и Олег начал играть песни, которые я всегда любила, у нас нашлись общие любимые книги… Мы стали разговаривать и поняли, что нам не хватает времени наговориться. Мы начинаем встречаться, гулять на набережной и просто общаться. И понимаем, что друг без друга уже не можем, что мы друг для друга как воздух, которым невозможно надышаться».
«Ради любви я отдам всё»
Понимая, что к ней пришла самая настоящая любовь, Галина уходит от мужа. «Когда я сообщила об этом Олегу, он начал меня отговаривать, – рассказывает она. – Говорил: “Галя, я нищий, я актер, я ничего не смогу тебе дать. Я никогда не уйду из семьи, не смогу оставить детей“. У него как раз тогда родился второй ребенок. Я сказала, что принимаю его решение и что готова быть одна и быть рядом».
Когда в театре стало известно об отношениях Галины и Олега, началась самая настоящая травля. От Галины отворачивается мать, говоря, что, «раз вышла замуж, надо терпеть», начинаются беседы с руководством на тему «так нельзя, отношения надо прекратить». В итоге – увольнение. Галина остается без квартиры, работы, денег и поддержки близких. Олег все еще живет в семье, но от безысходности начинает выпивать.
На место известного и любимого самарского худрука Драмы Петра Монастырского приходит Вячеслав Гвоздков. Протестуя, из театра уходят заслуженные артисты. Олег играет все меньше.
«Это были годы, когда все рушилось, – вспоминает Галина. – Что давало мне силы? Любовь. Светлая, чистая. Я понимала, что ради нее стоит держаться. И когда приходило новое испытание, я вставала и говорила: “Ну, что еще? Я всё приму, ради любви я отдам всё“.
К счастью, один мудрый человек сказал тогда Олегу: «Ты не бросаешь своих детей, но делаешь их несчастными. То, что они видят, гораздо страшнее. Ты останешься отцом в любом случае – будешь ты рядом с ними или нет».
И Олег ушел из семьи, оставив всё, к любимой женщине. Галина попросила об одном – обвенчаться. Они поженились и обвенчались в Храме во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, что на ул. Чапаевской.
«Потом был год испытаний, – продолжает Галина. – Олег выдохнул, понял, что все, мы вместе. Но перестать пить уже не мог. Я сидела ночами и молила Бога, просто молила: “Помоги, не знаю как, но помоги!“ И однажды его “стукнула“ аллергия. Олег в одночасье бросил, и вот уже тридцать лет не выпивает».
Молодой семье было очень непросто. Одно время с ними жили двое детей Олега, сын Галины Тимур и её племянница.
«Было время, когда мы все время жили в преодолении, – вспоминает Галина. – А еще нужда… Я покупала одну буханку хлеба и макароны и была счастлива, что могу накормить детей. Олег все время был на работе. Но мы справились. Учителя по жизни хорошие попадались. Спасибо Олегу Михайловичу Свиридову, который стал для меня буквально крестным отцом. Это единственный человек в театре, который протянул нам руки и сказал: “Я вас благословляю“».
Уйти или остаться
«У Олега сложная судьба в театре, – рассказывает Владимир Сухов. – Он прошел большую школу. Однажды он даже планировал уйти из Драмтеатра в “СамАрт“. Это было в 1997-1998 годах. Он написал заявление об уходе, сыграл спектакль, сказал зрителям всё, что хотел сказать. Мы накрыли стол в гримерке и ждали его, чтобы “отметить“. А Олег все не приходил и не приходил. Оказалось, что к Гвоздкову пошел Александр Амелин[1] и сказал что-то вроде “Ну, что ж вы делаете, Вячеслав Алексеевич!“
Олег остался. И после, только после, случайным образом возник блестящий дуэт Амелин – Белов. Дуэт, который вернул зрителя в театр. Вместе они сыграли в таких спектаклях, как «Академия смеха», «Амадеус», «Чудаки», «Ladies’ Night», «Униженные и оскорбленные», «Лес», «Весь Шекспир за один вечер» и др.
«С Сашей Амелиным мы познакомились, когда я был студентом, – рассказывает Олег. – Я поступил в студию в 1985 году, а он в 1984 году пришел в театр сразу после окончания Щепкинского училища. А тогда была очень строгая иерархия между артистами и студентами. И мы ходили, по сто раз здороваясь с каждым артистом, независимо от его возраста. То есть, если артист, то все, пропасть непреодолимая. А Саша никогда не был Артистом Артистовичем Артистовым. Он как-то сам проникся ко мне.
В 1987 году меня взяли на гастроли в Ленинград потому, что я был много занят в эпизодах. А я никогда до этого в Ленинграде не был. Сижу в гостинице, и вдруг стук в дверь. Санька заходит и говорит: “Ты что сидишь? Пошли гулять“. И мы пошли в Александро-Невскую лавру. То есть артист сам пришел и предложил! После этого наши отношения стали более теплыми. Равными они стали уже после того, как я вернулся из Краснодара и Геленджика».
Сергей ФИЛИППОВ, директор Самарского академического театра драмы имени М. Горького:
– Уже одно его имя вызывает на лицах самарских театралов добрые, светлые улыбки. Заслуженный артист России, народный артист Самарской области Олег Константинович Белов многие годы преданно служил самарской сцене. Его талант особенный. Он трогает сердца каждого зрителя. Олег – необыкновенно добрый и искренний человек и Артист с большой буквы, заслуживший любовь и восхищение публики.
Почти 30 лет Олег Константинович отдал служению Самарскому (Куйбышевскому) академическому театру драмы имени М. Горького. Им было сыграно множество ролей – серьёзных, глубоко драматических и комедийных, главных и второго плана. Наиболее значительные его работы: Дормидонт («Поздняя любовь» А.Н. Островского, 1993), Гофмаршал («Коварство и любовь» Ф. Шиллера, 1994), Павел («Васса» М. Горького, 1995), Гамлет («Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т. Стоппарда, 1998), Цубаки («Академия смеха» К. Митани, 2002), Моцарт («Амадеус» П. Шеффера, 2004) и многие другие. Каждая его работа была высоко оценена и публикой, и критиками. Олег Белов многократно становился победителем Губернского профессионального конкурса «Самарская театральная муза».
Творческий потенциал и огромный запас энергии позволяли актёру параллельно с работой на академической сцене играть в спектаклях Самарского театра юного зрителя «СамАрт».
С 2021 года актёр живёт в Геленджике и играет на сцене драматического театра «Торикос». В Самарском театре для всей семьи «Витражи» занят в спектаклях «Чайка» и «Господин Ибрагим. История одной дружбы».
Любой образ, созданный им на сцене, притягателен, тщательно отточен. Он никогда не останавливался и не останавливается на достигнутом, он всё время в творческом поиске.
Олег Белов – талантливый актёр и великий человек, любящий жизнь, театр, семью, друзей и зрителей. А мы все любим его!
21 роль за полтора часа
В 1999 году, в год юбилея Василия Шукшина, режиссер Олег Скивко предложил Олегу сделать моноспектакль по повести «До третьих петухов».
«Сначала я отказался. “Чтобы полтора часа держать в одиночку внимание зрителей, нужно быть либо суперпрофессионалом, либо грандиозной личностью“, – сказал я режиссеру, – улыбается Олег. – На что получил ответ: “Не волнуйся, это будет не моно, а спектакль со множеством действующих лиц. И все разные“. Я согласился с огромным страхом. Если бы тогда мне кто-то сказал, что я сделаю пять моноспектаклей, три из которых – после инсульта, я бы никогда в жизни не поверил».
Этот спектакль стал еще одним поворотным событием в жизни артиста. Постановка занимает первое место на фестивале в Перми, и для Олега начинается гастрольная жизнь. «До третьих петухов» восторженно принимают как в России, так и за рубежом. Спектакль становится победителем множества театральных и шукшинских фестивалей.
В 2002 году Олег Белов получает звание «Заслуженный артист России» и играет спектакль почти 15 лет – вплоть до болезни.
«В “Петухах“ я играл двадцать одну роль, – рассказывает артист. – Поскольку персонажи должны различаться, старался разнообразить их речевую и пластическую окраску, детали костюма. Мне казалось, я отдал этим ролям все приемы и оттенки, которые только способен был изобразить…»
Чудо
Постепенно пришли более стабильные времена. Только в 2000-х Олег сыграл в более чем двадцати пяти театральных постановках. Исполнял главные роли в спектаклях «Розенкранц и Гильдернстерн мертвы», «Академия смеха», «Лес», «Полковник Птица», «Невероятные приключения Юли и Наташи», «Холстомер» и «Опавшие листья».
После тринадцати лет отношений у Беловых родилась дочь Лиза. «Это было настоящее чудо, – говорит Галина. – Ведь я знала, что уже не смогу родить ребенка. Но это случилось».
Лиза БЕЛОВА, дочь Олега и Галины Беловых:
– Папа у меня очень добрый и честный человек. У него есть привычка всегда всех прощать, какой бы человек ни был. Он говорит, что нужно уметь прощать.
Также хочется добавить, что он невероятный трудяга. С тех пор как случился инсульт, папа много трудился и трудится, чтобы восстановить свое физическое состояние.
Ещё папа очень бережно и ответственно относится к своей работе актера. Он никогда не жаловался на профессию, зная все ее недостатки. Папа именно служил и служит этой профессии!
Тот самый день
Все семейные пары не избегают кризиса отношений. Случился он и у Олега с Галиной. Артист все время проводил в театре, новые постановки которого начали вызывать отторжение у Галины. Супруги отдалились друг от друга. Возникли мысли о расставании.
«Я хорошо помню день, когда случился инсульт, – рассказывает Галина. – Я решила уехать с ночевкой к маме, но все же вернулась. Олег пришел после спектакля, а я уже легла спать. И вдруг он звонит и хрипит в трубку: “Я умираю!“ Прибегаю: стол перевернут, он на полу, его тело выкручивает, речь на глазах прекращается. Я позвонила в скорую и орала недуром, что это заслуженный артист России и что срочно нужна помощь. Врачи приехали очень быстро. Еще быстрее все поняли, сделали укол, и мы поехали не в дежурную больницу, а в Пироговку. Это я их упросила, потому что знала, что там работает лучший нейрохирург Сергеев. Он был на тот момент за Волгой, но быстро собрался и приехал.
Медсестер не было, меня попросили помочь раздеть Олега. Говорят: “Снимайте крест!“ Я отказалась. Этот крест Олегу одела его любимая бабушка, и он его никогда не снимал. В результате крест положили в рот».
Затем Галину попросили подписать документы на операцию. Врач сказал, что у Олега инсульт, кровоизлияние и что есть процентов десять на то, что он останется жив.
«В три часа ночи я вышла на крыльцо больницы, подняла голову к небу и сказала: “Господи, я принимаю это испытание“, – продолжает Галина. – Я поняла. Я сразу все поняла! За свою любовь нужно бороться до конца. “Что нужно, Господи? Я все готова отдать“».
После операции Олег был в коме. На седьмой день врач сообщил, что артист пришел в себя, но, возможно, потерял память.
«Мы вошли в реанимацию, – говорит Галина. – Олегу дали планшет и попросили написать, кто я. Он написал: “Моя Галя“. Затем еще добавил: “Галя, собери документы на страховку“. Врач увидел это и ахнул! Попросил эту записку себе на память, сказал, что у них еще никто после комы не думал о таком. Этот листок потом у них на стене висел. А страховка нам, конечно, очень помогла. Мы оба не работали, и эти деньги очень пригодились».
Новая жизнь
Потом был долгий период восстановления. «У нас началась новая жизнь, – улыбается Галина. – Мы не могли наговориться. С того момента, как Олега заново научили говорить, он говорил 24 часа в сутки (улыбается). Мы переговорили обо всем на свете! И все, что было дальше, мы делали только вдвоем. Я понимала, что отныне я его левая рука и нога. Мы и по гороскопу два близнеца: у него день рождения 5 июня, а у меня 6-го. Это другая любовь, осознанная. Это до конца, теперь я это точно знаю».
Чтобы круглосуточно быть с Олегом, Галина оставила работу.
«Жаль, что не дают орденов женам таких людей, – говорит Владимир Сухов. – Галина буквально отдала Олегу свою жизнь. А почему? Потому что это настоящая любовь. Вы знаете, что Тимур, сын Галины от первого брака, взял фамилию Белов и всегда обращался к нему “папа“? Это о чем-то говорит. Олега все любят, хоть у него и своеобразный характер. Но сказать можно все, что угодно, а человек славен делами и поступками. И Олег именно такой, он делает. Он как-то так энергетически себя построил после инсульта, что все идет во благо. Во благо ему и во благо окружающим. Назовите такого человека, кто его не любит. Ну, нет таких людей. Нет».
Возвращение
В 2012 году, через год после инсульта, жизнь преподнесла Олегу подарок – спектакль «Пришли те, кто пришли» по роману Саши Соколова «Школа для дураков». Артист рассказал о том, как это произошло:
– В мае мы приехали к доктору в Санкт-Петербург и также зашли к режиссеру Юрию Андреевичу Васильеву. Он видел все мои моноспектакли. Юрий Андреевич спросил, что я сейчас репетирую. А я в ответ:
– Какой спектакль! Я парализованный!
– Ну, разговариваешь-то нормально?
– Да.
– Ну, все, надо репетировать! «Школу для дураков» Саши Соколова читал?
– Нет. Да и режиссер нужен.
– Таким материалом любой режиссер загорится!
– А давайте с вами? – это я от балды ляпнул.
– Давай. Читай материал. Я в сентябре в Самару приеду к студентам. Будем репетировать с тобой. Премьера в ноябре.
– Какой ноябрь?!
– Всё. Учи.
Дальше еще страшнее, но я хожу, учу текст. А текст – мертвому не пожелаешь.
Там же нет сюжета, сплошной поток сознания. Даже артисты говорили: «Олег, как ты это выучил?» А я отвечал: «Как песню».
И вот сентябрь. Юрий Андреевич приезжает, и мы по вечерам на нашей кухне собираем спектакль. Лиза получает задание сделать рисунки для буклета, Галя – подобрать костюмы. Следующие репетиции были только в ноябре, когда мы приехали за несколько дней до премьеры.
Когда мы репетировали, я думал: кто это будет смотреть? Но когда я сыграл, люди в зале встали. Галя на премьере сидела в первом ряду. И вот зал аплодирует, и она слышит, как мужчина позади её говорит: «Что ж он и на поклон выходит, хромая?» Галка повернулась и ответила, что я не играю, я и есть парализованный. И мужчина как разревется! Он потом попросил разрешения зайти ко мне в гримерку, руку пожать… И тогда я успокоился. И понял, что как артист я не закончился.
«Ты понимаешь, – сказал мне потом Юрий Андреевич. – Я тебя всегда любил как артиста, но, пока ты был здоров, ты бы этот материал не сыграл. Здесь важна болезнь. Тебе бы пришлось её играть, и это было бы фальшиво. А сейчас тебе не надо её играть, и ты просто играешь душу этого мальчика».
На этом Санкт-Петербургском фестивале спектакль «Пришли те, кто пришли» завоевал Гран-При. Позже на фестивале «Монофест» в Перми – второе место.
«Я когда первый раз увидел этот спектакль, я его потом еще раз семь посмотрел и поражаюсь до сих пор – как это возможно? Это невозможно, – говорит Владимир Сухов. – Обыкновенный человек это сделать не может. Это не просто героический поступок, это что-то большее в несколько раз. Ведь зрители кричали «Браво!» так, что у Олега уши закладывало… Спасибо Васильеву, что поверил в Олега».
Отметим, спектакль был посвящен памяти Александра Амелина. «А ты знаешь, что в этом спектакле Санька тоже был участником? – спрашивает Олег. – Перед дверьми в зал висел большой портрет Саши, и я говорил: “Ну что, Санечка, пошли играть?“ Дело было в том, что я играл двух разных героев, которые жили в одном мальчике. Маленький – это был я, а тот, что в большом, навырост пиджаке, он. Я представлял, что это Саша, и играл его…»
И снова подарок
На самарской сцене спектакль «Пришли те, кто пришли» шел раз в месяц, и для Олега этого было мало. Следующий подарок судьбы был таким.
В 2013 году через Вячеслава Гвоздкова пришло предложение создать в Самарской психиатрической больнице группу арт-реабилитации, и Беловы, подумав, согласились. Группа быстро переформатировалась в театральную студию «Счастливый случай».
В этом же году Олег стал лауреатом ежегодной акции «Благородство» в номинации «Забота». Получая награду, артист сказал следующее: «Иногда я думаю: может, и хорошо, что так со мной произошло? Конечно, в театре я тоже дарил людям приятные эмоции. Но то, чем занимаюсь сейчас, настолько настоящее…»
И чуть позже добавил: «Я пришёл помогать, но не знаю, кто кому больше помог, я им или они мне. Я всегда знал, что доставляю людям радость, играя на сцене, но здесь, когда ты видишь в глазах людей жизненную необходимость в тебе, это круче любой славы, круче любого успеха».
В театре «Счастливый случай» Беловы проработали десять лет. Их дочь Лиза играла почти во всех спектаклях. За это время были созданы девять постановок:
«Вечер русской поэзии» (из двух частей – «Граф Нулин» по Пушкину и «Как старик корову продавал» по Михалкову); «Медведь» по Чехову; «Необычные приключения Ивана Чонкина» по Войновичу; «Василий Теркин» по Твардовскому; «Здравствуй, детство» по стихам Михалкова и Барто; «Красное вино Победы» по Носову (спектакль с медперсоналом); «Сельские жители» по Шукшину (пациенты совместно с медперсоналом) «Глаголом жжем сердца людей» по стихам, написанным пациентами; «Нам песня строить и жить помогает» (новогодний музыкальный спектакль).
Главным же чудом стало то, что некоторые актеры-пациенты выздоравливали, возвращались домой и начинали жить обычной жизнью.
«Когда отмечали пятилетие, я подумал: как я вообще раньше мог без этого жить? – признается Олег. – Эта работа мне дала такой “пинок“ к осознанию, что такое жизнь и как важно ценить каждую минуту. У меня есть семья, я живу дома, по поводу чего стонать? А в психиатрической больнице люди могут находиться годами, десятилетиями, и у них нет возможности выйти. И если все от них отказались, то дорога только в интернат. Я когда узнал об этом, меня это так поразило! Ты дома живешь. Ты работаешь. Захотел что-то купить, захотел в кино, купил и пошел. А они так никогда не смогут… Когда мы переезжали в Геленджик, тяжелее было расставаться именно со “Счастливым случаем“».
«Спасибо Вячеславу Гвоздкову, это очень важный человек в жизни Олега, – говорит Владимир Сухов. – Если образно говорить, когда Олегу не хватало воздуха, чтобы дышать, Гвоздков дал ему несколько баллонов самого качественного кислорода. И Олег задышал так, что поверил в себя по-настоящему. Вячеслав Алексеевич вернул его в театр. Он вернул ему зарплату. Дал надежду со “Счастливым случаем“. Олег, Галя и вся их семья самозабвенно взялись за этот коллектив. Это один из поступков, которые можно назвать героическими».
Сейчас студией руководит Василий Евтух.
Василий ЕВТУХ, главный режиссёр театра «Лицом к лицу» и руководитель театральной студии «Счастливый случай» при СОКПБ:
– Моя работа в отделении реабилитации продолжается уже три года. За это время у нас увеличился состав участников, расширился коллектив и по возрастным параметрам. Появились молодые артисты, которые активно себя проявляют как в театральной студии, так и в созданной недавно музыкальной группе.
В последнем проекте – литературно-музыкальной композиции «От слова к строчке… От строчки к песне!», в основу которой легли произведения авторов, имеющих особенности психического развития, заняты 12 пациентов. Премьера состоялась 10 октября 2023 года, в День психического здоровья.
В ближайших планах развития студии – принять участие во Всероссийском фестивале «Нить Ариадны» в г. Москве.
Студия наращивает и технические возможности. При поддержке и инициативе главного врача Михаила Соломоновича Шейфера приобретены музыкальные инструменты.
Также оснастили сцену новым световым оборудованием, микрофонами. Это стало возможным благодаря победе в III Всероссийском открытом парафестивале «Театр – территория равных возможностей» в 2022 году.
Рад тому факту, что за время моей работы трое студийцев вернулись из больницы в свои семьи, дома, начали заново выстраивать свою жизнь. Надеюсь, что в этом есть и мой вклад.
Работа в СХТ
Следующей важной вехой в жизни Олега стал спектакль «Господин Ибрагим. История одной дружбы».
«С Олегом Беловым мы встретились в жюри инклюзивного фестиваля “Созвездие“, – рассказывает режиссер спектакля «Господин Ибрагим. История одной дружбы» Ольга Рябова. – Разговорились. Я спросила, о чем он мечтает, если ли какой-то материал, который он хотел бы сыграть. Олег рассказал про повесть “Господин Ибрагим и цветы Корана“ Шмитта и добавил, что он хотел бы сыграть Ибрагима. Мы стали думать, как поставить. Я написала инсценировку, и мы начали работать».
Репетиции с разрешения Вячеслава Гвоздкова проходили в малом зале Драмтеатра.
Актеры и режиссер работали бесплатно.
«Мы понимали, что наш проект может случиться, а может и нет, – вспоминает Ольга Владимировна. – Мы были уже почти готовы, но накануне генеральной репетиции неожиданно умирает Гвоздков. Все уходит в долгий ящик… А спектакль ведь как ребенок, который зачат, но, если не рожден, ты мучаешься. Спектакль все равно должен родиться. Хотя бы один показ, но должен состояться».
В то время Ольга Владимировна выпускала режиссерский пятый курс в институте культуры. Студенты заинтересовались проектом, и за две недели были сделаны вводы. Роль юноши Момо сыграл профессиональный актер из Костромы Валерий Бахтдавлатов. Остальные ребята помогали за сценой.
«И в 2020 году мы выпустили спектакль, – улыбается Ольга Владимировна. – Бедный студенческий спектакль, но зрители приняли его великолепно. Хотя декораций, костюмов вообще не было. Только халат, который и сейчас используется».
Затем ребята выпустились и разъехались по разным городам. И снова все затихло. Были попытки предложить спектакль в театры «Актерский дом», «Город», но последовали отказы. Позже «Да!» сказали в Самарском художественном театре (СХТ).
«Роль Момо стал играть Никита Попов. И спектакль стал жить. А потом Олег уехал. Но складывается так, что Олег приезжает и снова и снова играет его. Реакция зрителей, положительные отклики сделали свое дело», – отмечает Ольга Рябова.
Сейчас Олег Белов играет в СХТ в еще одном спектакле.
«Мы пригласили Олега Белова в “Чайку“, потому что роль Сурина ему максимально подходит. Кроме того, это очень сильный артист, и играть с ним – одно удовольствие, – говорит ведущая артистка Самарского художественного театра Алла Набокова. – Олег обладает потрясающей энергетикой. Он не только заводит зрительный зал, но и заряжает артистов любовью к профессии и добротой. В любом своем состоянии он максимально честно, четко, неподкупно относится к профессии. Всегда бодрый, свежий, энергичный. Мы счастливы с ним работать. “Чайка“ и “Господин Ибрагим“ – это два лучших спектакля нашего театра».
Екатерина ЕВТУХ, художественный руководитель, режиссер и актриса театра «Лицом к лицу»:
– Впервые в жизни я увидела Олега Белова в театре «Камерная сцена» в спектакле «Тень» по Шварцу. И как-то сразу ощутила: «Мы одной крови». Весь спектакль я не могла отделаться от мысли, что однажды мы будем играть вместе.
Могла ли я тогда подумать, что мечта однажды станет реальностью и принесет столько тепла, творчества и взаимопонимания Олегу и мне. Вся эта сказка была впереди.
А в то время я была только ученицей театральной школы, и Олег незримо стал одним из моих учителей. Я ходила на спектакли с его участием по несколько раз, наблюдая за одними и теми же ролями, чтобы детальнее рассмотреть прелесть его работы.
Меня очаровывал его горящий взгляд, его любовь к театру, к зрителю, к образу. Эта подлинность игры, которая может составить конкуренцию самой правде! Меня поражали его скромность, душевная открытость и доброта. Будто эти прекрасные качества не могли ужиться с таким ярким даром. Но истинный талант всегда такой – в него вплетена красота души, а не только игра большого артиста.
Я скажу вам совершенно точно: таких, как Олег, больше нет – он божественный подарок нам всем.
Так я и жила, благодарная судьбе за то, что живу с этим человеком в одно время, в одном городе. Но вот судьбе было угодно, чтобы пути наши пересеклись. Моё детское «видение» оказалось пророчеством! Начались наши счастливые репетиции в театре «Лицом к лицу», где я смогла совершенствовать свое мастерство уже рядом с Мастером, а Олег попробовал себя в качестве режиссера, чем привел наших зрителей в восторг!
Сначала это был «Медведь» Чехова, а потом новая жизнь спектакля «Сны о России» по Бунину, когда Олег творческой своей рукой привёл его в наш театр в сценической версии Владимира Кулагина.
Чуть позже уже мне выпала честь быть помощником режиссёра в спектакле Тэмо Эсадзе «Вокруг да около» по произведению Фёдора Абрамова, и это новое соприкосновение с природой больших личностей, ярких талантов режиссёра и артиста, и тогда я продолжала учиться и впитывать всё главное о профессии, временами даже забывая дышать. И ведь это и было – настоящее счастье.
Этому спектаклю даже посчастливилось быть сыгранным на родине Абрамова, особенно трогательно, что среди зрителей были родные автора и принимали очень тепло.
А какие чудные были у нас творческие встречи, где мы говорили о театре, читали стихи, когда разговор шёл от сердца к сердцу и перетекал в эти прекрасные чаепития со зрителями, что заканчивались заполночь и нам говорили: «Мы даже не знаем, что дороже… То, что мы увидели на сцене, или то, что услышали сейчас за кулисами»...
Так стало и для меня невозможно определиться, какая крупинка счастья рядом с Олегом для меня самая дорогая, и всё же мне особенно ценны наши беседы, которые рождаются по сей день, несмотря на время и расстояние, в которых Олег говорит мне на чеховский манер: «Мы артисты, надо терпеть и верить, моя дорогая».
Так много прекрасного было… Лучшее впереди, я верю.
Татьяна и Игорь СИДОРОВЫ, друзья семьи:
– С Олегом и Галиной Беловыми мы познакомились уже после болезни Олега. Это было в Доме актера. Начали общаться и словно всю жизнь друг друга знали. Как будто родственники.
Олег – очень открытый, наивный в хорошем смысле слова, великолепный рассказчик. Очень порядочный. Человек и Артист с большой буквы, который иначе видит и ощущает жизнь. Галина – сама мудрость, стена, опора и надежда. Это женщина, которая никогда не откажет в помощи и подскажет ответы на самые разные вопросы.
Олег и Галина – столпы. Мы рады, что вместе идем по жизни, независимо от расстояния. Дай Бог, чтобы Олег как можно дольше радовал нас своими мыслями, работами, спектаклями.
Лариса ЛАВРИК, журналист, театрал:
– Я училась в Москве и театральную жизнь столицы знала очень хорошо. «Современник», Вахтангова, Моссовета, Таганку, Малый театр – все пересмотрела. Видела на сцене таких актеров, как Плятт, Раневская, Высоцкий, Смехов, Филатов…
Вернулась в Самару и даже не думала, что город сможет меня удивить и поразить. Особенно после театра Монастырского. Но Олег меня потряс! Своей искренностью, честностью, эмоциональностью.
Первый раз я увидела Олега Белова на сцене «СамАрта» в небольшой роли, но он мне сразу понравился. Мне стало интересно, и я пошла в Драмтеатр на «Амадеуса». Играть гения очень сложно. И когда актеры берутся за это, на них ложится огромная ответственность. У кого-то Моцарт – гений, у кого-то сумасшедший, у кого-то человек, который совершил переворот в музыкальной культуре. Меня тогда потряс дуэт Амелин – Белов, поразило удивительное качество Олега – эмоциональность, его оголенный нерв. Потому что Моцарт у него был и веселым, и лукавым, и непонятным, и человеком, у которого не складываются отношения в семье. У Олега получилось показать Моцарта и трагическим, и комическим. Настоящим гением. И я поняла, что перед нами нестандартный, необыкновенный актер.
В следующий раз я увидела Олега уже после болезни в моноспектакле «Вокруг да около» по Абрамову. Играть такое непросто. Мы уже довольно далеко ушли от земли, многого не понимаем в русском человеке, в его традициях, привычках. Я думала: как же он покажет героя? И Олег просто потряс зрителей. Там столько ролей было! Он так эмоционально, так трогательно играл русского мужика! Порой сам забывал про свою палку, прыгал на сцене, крутился, извивался! Я бы могла сравнить Олега с Аркадием Райкиным. Но тот переодевался за сценой, и ему помогала целая команда, а тут Олег просто снимал кепку, надевал другую шляпу, и перед нами проносился калейдоскоп героев русской деревни! Простоватых людей, но не простых. А простоту, как и гениальность, сыграть очень сложно!
Если «Амадеус» был знакомством с Олегом, «Вокруг да около» – удивлением и восторгом, то «Я верю» стал потрясением. Это не моноспектакль, это исповедь. Перед нами стоял немолодой и уже сильно раненный жизнью человек, сумевший выпутаться почти в одиночку. Семью я не считаю, я говорю в целом. Что давало ему силы? Сколько лет он боролся? Он вышел на сцену и все рассказал. Его слова – «Я верю» – относились к каждому из нас. Каждый должен был встать после спектакля и сказать: «Я верю, что восстановлюсь после болезни», «Я верю, что смогу пережить развод», «Я верю, что мой ребенок выздоровеет», «Я верю, что найду работу» и так далее. В каждом человеке есть какая-то боль. И Олег эту боль понял, увидел и через свой большой, сложный путь показал, что все можно преодолеть, что все будет хорошо.
Новые ценности
«Благодаря тому, что со мной случилось, я полностью пересмотрел свою жизненную позицию, – признается в завершении Олег. – Когда мы с Галей сходились в 1993 году, я сказал ей, что театр всегда будет для меня на первом месте, а она на втором. И Галя согласилась. Когда со мной случилась болезнь, Галя всей своей жизнью доказала, что для нее это не просто слова. И я понял, что, как бы я ни любил свою профессию, театр все равно будет на втором месте. А на первом будет семья. Потому что никакой театр не заменит Лизе отца и Гале мужа.
Сейчас мы с Галкой оглядываемся, отматываем назад и видим, что все сложилось именно так, как надо. Последние десять лет стали лучшими в нашей жизни. Всегда говорю: “Доверяйте Божьему промыслу. Даже если происходит что-то страшное. Бог, как хороший шахматист, смотрит на несколько шагов вперед“. Я верю, что Бог нас любит и все остальное сложится».
Мария Пашинина
При подготовке публикации использованы фото Елены Фоминой, из архивов семьи Беловых и Владимира Сухова.
[1] Александр Амелин – заслуженный артист России (1962-2012), сыгравший в Самарском театре драмы около сорока ролей. Друг Олега Белова.