ПОЕЗДКА

День катился к вечеру, когда Вера вернулась домой с поля. Ей, как бездетной, доставалось иногда гораздо больше, чем женщинам с детьми. Вторую осень она с ребятишками собирала колоски на поле. Чумазые от пыли, недоедающие малыши собирали колоски, складывая их в общий мешок. Стоило немного отвлечься, и они начинали жевать зерна. Вера боялась одного – чтобы не попал горчак. Тогда детей начинало тошнить, и ладно, если все закончится рвотой. Дома ждало письмо с фронта от мужа. Её Василий слал приветы своим сводным братьям, матери и ее родственникам. Они прожили до войны пять лет, но детей так и не нажили. Вера скучала по мужу, хотя брак был не по любви, она очень любила другого, но родители, не спросив её согласия, сосватали за Василия. Аргумент был один – из хорошей породы. Ничего породистого, кроме хорошего роста, из-за которого Васю дразнили каланчой не было. Он был не только высоким, но и болезненно худым, часто подкашливал, но никто на это внимания не обращал. Характер у мужчины был покладистым, и Вера быстро к нему привыкла. Дочитав письмо от мужа, она пошла доить корову и собирать яйца в сараюшку. Отцедила молоко в кринки и только села поужинать, как мальчишка прибежал из конторы и позвал Веру туда. На вопрос: «Зачем?». Ответил: «Почем я знаю. Председатель велел прийти побыстрей».

Вера выругалась про себя, до конторы было полчаса хода, и, хотя она была легка на ногу, идти не хотелось. Несмотря на осень, день был жаркий и душный. Она только хотела подтопить кабичку (плита во дворе), чтобы нагреть воды и обмыть пот и пыль с тела. Но делать было нечего, она одела платок и взяла с собой фуфайку. Мало ли что от нее потребуют, ночи были холодными. Возле конторы, в председательскую бричку запрягали коня.

— Вера, нужно отвести уполномоченного в райцентр. Приедешь обратно, можешь на работу не выходить, поспи.

Председатель смотрел на нее умоляющим взглядом, Вере стало жаль усталого старика. Она кивнула головой и перевела глаза на уполномоченного. Мужик явно не голодал. Вера знала, что периодически в колхоз приезжали всякого рода проверяющие, которые требовали увеличить поставки для фронта, для победы. Люди работали на износ и растили хлеб, но ели хлеб наполовину с макухой, а то и с мякиной. Тяжело было всем и взрослым, и детям. От недоедания уходили старики, которые работали наравне со своими детьми и изнашивались очень быстро. Она подумала, что не зашла к родителям, не отнесла им яйца. Там подрастал их последыш – Колька. Бойкий шестилетний сорванец, который сегодня весь день вместе с ней и другими детьми пробыл в поле. Он сказал, что отца отправляют отгонять лошадей на фронт.

Уполномоченный взгромоздился в бричку, застеленную соломой, Вера взяла у председателя плетку, но бить коня не стала, а натянула поводья и тихо попросила:

— Поехали, мой хороший. Ты мало за день наездился.

Уполномоченный, что-то буркнул ей, но Вера не ответила, она не стала гнать коня, и они неспешно выехали за село. Вскоре её попутчик захрапел в бричке, развалившись во весь рост, проехав часа два, они подъехали к переправе через речку. Тихо журчала вода и конь стал пить воду жадно взахлеб. Вера поняла насколько она устала и распустив поводья решила немного отдохнуть. Незаметно она заснула. Проснулась она на заре, конь тихо вышел на берег и потихоньку щипал еще зеленую траву на берегу речки. Проснувшийся уполномоченный покрыл Веру отборным матом и попытался замахнуться. Вера подняла бич и усмехнулась:

— Ты, боров, хочешь спать? Захрапел от трудов праведных, только из села выехали. А я весь день работала в поле, а потом дома, ненароком заснула. Преступление?

Бледное от гнева лицо женщины отрезвило мужской гнев. Он умолк и смотрел на неё удивленно. Поехали дальше. Больше седок и возничий ни обронили ни слова. Довезя своего седока до райкома партии, Вера поехала обратно. Напоследок уполномоченный буркнул: «Спасибо».

— И, Вам не хворать.

К конторе Вера подъехала к полудню.

— Что-то ты припозднилась, девонька. Случилось что?

— Всё нормально, Петрович. Пойду я, однако. Хоть бы мать догадалась корову подоить.

— Подоила и молоко сдала. Иди Вера, что-то ты бледная. Отдохни.

Вера не отдыхала, радуясь неожиданному выходному, она пошла капать картошку. К вечеру она все собрала и перетаскала в погреб и наконец смыла с себя всю грязь. На душе стало спокойнее и она села писать письмо Васе.

Передав приветы, написала, что все живы и здоровы, что картошка, слава богу, уродилась, что ждёт окончания войны и его возвращения. Закончив с домашними делами, перекусила. Потом поспешила к родителям, узнать, что там да как.

Источник:
Т.Н.Колесникова

Оцените статья

+6

Оценили

Оксана Алмазова+1
Лидия Павлова+1
Иван Меженин+1
ещё 3

Татьяна, такой правдивый рассказ.  Он  до боли тронул душу мою.  Тяжёлые воспоминания нахлынули на меня. Успеха дорогая в конкурсе, в жизни и в творчестве.

Спасибо, Зинаида. Как и у Вас герои моих рассказов это близкие и дорогие мне люди. Ваша поддержка мне очень важна

16:52 (отредактировано)

Спасибо, дорогая Татьяна, за этот рассказ! Сегодня как раз родительская суббота, и я вспоминаю мою мамочку,  пережившую все тяготы страшной войны. 

" Да разве об этом расскажешь, в какие ты годы жила, какая безмерная тяжесть на женские плечи легла," — так писал М. Исаковский о подвиге женщины в годы войны. Образ Веры, о которой Вы так хорошо и правдиво рассказали, мне запомнился.  Стойкая, сильная женщина! Удачи Вам в конкурсе и в жизни! 

              

Спасибо за отзыв, Мария! Героине моего рассказа действительно «досталось» в жизни земной. Дай бог радости в жизни небесной, тем кто пережил ту войну... 

Очень хороший рассказ. Написан грамотно и интересно. Точно передаёт, как трудно было женщинам в тылу во время Великой Отечественной войны.  Успехов в творчестве.

Спасибо, Галина.

Мои рассказы это благодарность тем людям, которые прожили тяжелую жизнь, но не согнулись.

18:39

Очень понравился ваш рассказ, дорогая Татьяна. В нём есть главное — дыхание жизни тех далёких военных лет, неприукрашенная правда  о ней. На фронте шли тяжёлые бои, но и в тылу требовалось немалое мужество, чтобы выстоять и всем, чем только можно, помочь фронту. Это тоже подвиг, и совершали его женщины, старики и даже дети. Спасибо за рассказ. Удачи вам и всяческих благ!

Спасибо, Лидушка, за отзыв. Он очень для меня дорог.