Самарская гимназия № 2. Здесь алгеброй гармонию поверили

Самарская гимназия № 2.  Здесь алгеброй гармонию поверили
Фото взято из архива МБОУ Гимназия №2 г.о. Самара

По результатам основного государственного экзамена в 2021 году гимназия № 2 по двум основным предметам попала в Топ лучших средних учебных заведений Самары. Среди 165 самарских школ она заняла 6-е место по русскому языку и 10-е по математике.

Самарская гимназия № 2 продолжает традиции и строит будущее

Конечно же, этому знаменитому на весь наш город учебному заведению вовсе не 30 лет. Средняя школа № 88 была построена на рабочей Безымянке в далеком 1954 году. А 37 лет спустя она одной из первых в нашем городе завоевала право стать гимназией. Прообразом учебного заведения нового типа послужили лучшие образцы классического образования прошлого, сочетавшие высокий уровень преподавания с углубленным изучением выбранных самим учеником дисциплин и свободным развитием самого широкого спектра его способностей. Как это получилось? Дело в том, что основы подобного обучения были заложены в школе, находившейся на окраине города, ее бывшим директором Ефимом Кнохиновым, собравшим вокруг себя педагогов-единомышленников, людей незаурядных и творческих. Основываясь на выводах ученых-физиологов о том, что математическими и музыкальными способностями человека заведуют одни и те же участки мозга, он решился на эксперимент, создав музыкально-математическую школу. Ее традиции продолжают ученики и последователи Кнохинова, но только в новых реалиях и на новом витке развития. По результатам единого государственного экзамена гимназия входит в число лучших школ нашего города. Ее ученики без труда поступают в высшие учебные заведения не только Самары, но и Москвы и Санкт-Петербурга.

Как гениальная задумка воплотилась в жизнь

В гимназии № 2 сегодня созданы все условия для того, чтобы ученик получил возможность развиваться по индивидуальной траектории. Каждый ученик гимназии имеет возможность получить музыкальное образование в детской музыкальной хоровой школе № 1. Начиная с 60-х годов прошлого столетия сложился прочный тандем гимназии и Детской музыкальной хоровой школы № 1. Результатом этой интеграции стало создание единой образовательной среды. Сложившийся многолетний союз дал свои плоды: практически все обучающиеся являются учениками музыкально-хоровой школы.

Гениальная задумка Ефима Кнохинова, на протяжении десятилетий воплощавшаяся в жизнь, доказала свою эффективность. Недавно были обнародованы исследования канадских психологов, которые показали, что дети, занимающиеся игрой на музыкальных инструментах, показывают отличные результаты по общеобразовательным предметам, особенно по математике. Удивительно, но об этом знали советские педагоги в далеких 60-х годах.

Как из сорванцов делали интеллигентов

Пришедший в 1961 году в 88-ю школу совсем молодой директор сразу задумался о том, чем занять ребятишек из рабочих семей, родители которых пропадали день и ночь на своих предприятиях. Первый руководитель школы Илья Никитович Федотов сделал ставку на спорт. Прекрасный учитель физкультуры Владимир Ильич Жук, прошедший всю Великую Отечественную, смог заинтересовать сорванцов спортивными занятиями. И школьные команды побеждали на всех городских соревнованиях. Но молодому руководителю хотелось дать ребятам все то, чего им так не хватало в рабочем пригороде, а именно доступ к культуре, открыть широкий горизонт для развития их способностей.

Ефим Кнохинов, директор школы № 88:

– Помню Безымянку 60-х: бараки, частные домики, переулочки-закоулочки… Просто так не пройдёшь. Да, нужно было отвлечь детей от улицы. Мы поставили себе задачу защитить их от многого для них неприятного.

Школу сдали в эксплуатацию в 1954 году. И за семь лет здание разнесли в пух и прах. Всё было разбито: двери, рамы, стёкла… Ефим Михайлович начал свое директорство с капитального ремонта. И быстро привел школу в порядок.

Как возник очаг культуры в рабочем квартале

Изначально школа была политехнической, то есть должна была готовить будущих инженеров и рабочих. Здесь преподавал математику замечательный учитель-фронтовик, Герой Социалистического Труда Александр Александрович Столяров. То есть точные науки здесь были всегда в чести.

Знакомство Ефима Кнохинова с энтузиастом хорового пения Владимиром Ощепковым привело его к мысли включить музыку как полноправный предмет в программу обучения. В 70-е годы основой преподавания музыкальных дисциплин здесь стала разработанная Дмитрием Кабалевским экспериментальная методика. Внедрение новой методики здесь было более, чем успешным. Композитор всю свою жизнь оставался большим другом куйбышевской школы. Но развивали здесь не только музыкальные способности. Школа стала очагом культуры в районе. Сюда приглашали артистов театра и филармонии, почетными гостями неоднократно бывали выдающиеся деятели искусства и литературы: Дмитрий Кабалевский, Роберт Рождественский, Михаил Плетнев. А по инициативе одного из создателей Городского молодежного клуба Исая Фишгойта перед ребятами пели знаменитые «барды»: Александр Дольский, Виктор Берковский, Александр Суханов и другие.

Как создавался школьный музей

Сергей Гриднев, член Союза художников России:

– Я сам закончил это удивительное учебное заведение. Знаю, что Ефим Михайлович прекрасно разбирался в живописи и дружил с директором художественного музея Аннетой Басс. Она познакомила его с тогда еще малоизвестным художником Валентином Пурыгиным. Тот подарил школе несколько своих работ. Затем написал большую картину, изображающую школьников, с энтузиазмом приводящих в порядок родную 88-ю школу к началу учебного года. И родительский комитет принял решение вместо банальной груды цветов на выпускном вечере дарить своей «альма матер» картины местных художников. Преимущественно Пурыгина. Кстати, Валентин Захарович дал мне в свое время рекомендацию в члены Союза художников СССР.

Подарки школе в виде живописных полотен оказались очень правильным решением: сейчас школа обладает уникальной коллекцией самого прославленного самарского живописца. И открывает в октябре свой собственный художественный музей.

Татьяна Береснева, заведующая школьным музеем:

– Мы сейчас разбираем картины, которые находятся в нашей школе. Они украшают стены коридоров трех этажей. В основном это полотна Валентина Пурыгина, но есть также работы Нурхатима Бикулова и некоторых других самарских художников. Надеемся открыть школьный музей ко Дню учителя. Мы создали уже группу юных экскурсоводов. Начиная с 6-го класса дети могут участвовать в этой работе. Они уже готовят экскурсии по экспозиции. Будут рассказывать о творчестве Пурыгина и о его биографии. У нас много волжских и городских пейзажей этого большого мастера живописи. Такие сюжеты учат детей замечать прекрасное вокруг себя и любить свою малую родину.

Как школа стала родным домом

Еще об одном новшестве, которое ввели педагоги 88-й школы, пожалуй, первыми в городе, поведал Сергей Гриднев. Это школьное самоуправление. Учителя хотели, чтобы школа стала для детей родным домом, чтобы они меньше поддавались влиянию улицы. До самого позднего вечера здесь горели окна. Дети занимались танцами, спортом, читали и обсуждали книги. Эта традиция жива и поныне. Ученики просто обожают День дублера, когда им удается самим поруководить работой школьного коллектива. За годы своей деятельности гимназия № 2, в прошлом школа № 88, выпустила целую плеяду активных, творческих людей, каждый из которых смог занять достойное место в жизни. Выпускники разных лет ведут сюда своих детей и внуков, считая ее одной из лучших образовательных организаций города. Такие результаты обусловлены не только высокой квалификацией преподавателей, трудолюбием и способностями учащихся, но и духом единства, связывающим всех гимназистов.

Как развиваются традиции

Всё наработанное годами педагогическое богатство сохраняет и развивает преемница школы Ефима Кнохинова, гимназия № 2. По словам нынешнего ее директора Сергея Николаевича Колесникова, именно плоды творческого труда коллектива 88-й школы позволили учебному заведению без труда получить звание гимназии. Это было очень престижно. К тому же этот статус давал возможность получать дополнительное финансирование: плюс 25 % к бюджету. Это значит, что успехи нашего педагогического коллектива 88-й руководство высоко оценивало. Такой высокий статус давали далеко не всем. Вначале в Самаре было всего 4 гимназии. Первая сразу строилась в качестве инновационного учебного заведения, третья – это бывшая специализированная школа с преподаванием ряда предметов на французском языке, четвертая – это немецкая школа. И только вторая попала в их число благодаря тому, что имела собственное, гремевшее повсюду имя. 11-я английская школа также поставила перед собой цель стать гимназией, но добилась этого не без труда.

Сергей Колесников, директор гимназии № 2:

– Основой для появления нашей гимназии стала школа № 88. И традиции, заложенные педагогами, которые работали до меня, и Столяровым, и Кнохиновым, и Фишгойтом, мы бережно храним и развиваем. Я познакомился с 88-й школой в 1983 году. Работая в пионерском лагере «Циолковский», увидел выступление замечательного музыкального коллектива «Подснежник». Их аккомпаниатор заболел. Я, как человек увлеченный музыкой, взялся им помочь. Посмотрел их репертуар, добавил несколько номеров, и ансамбль просто заблистал. Возвращаюсь осенью в город, вдруг меня вызывает к себе Ефим Михайлович. Он предлагает стать преподавателем музыки, заниматься со школьными ансамблями. Для меня это было удивительно. Ведь я закончил факультет физкультуры и спорта Куйбышевского педагогического института, и диплома преподавателя музыки у меня не было. Директор возразил, что для него главное – моя увлеченность и талант. Я отказался, но подумал тогда: какая необычная школа, какой проницательный и смелый директор! Когда нужно было вести сына в первый класс, мы на семейном совете решили, что пойдем только к нему. Активно участвуя в жизни школы в качестве родителя, я еще больше оценил масштаб личности Кнохинова и профессионализм созданного им коллектива. Когда Ефим Михайлович уходил на пенсию, он, в свою очередь, поддержал именно мою кандидатуру в качестве его преемника, сказав: «Ну, теперь я за свое дело спокоен!»

Живущий ныне в Англии в семье дочери Ефим Михайлович до сих пор поддерживает отношения со своим детищем, но теперь уже в режиме онлайн.

Перед вступившим 14 лет назад в должность директором встало, по его словам, сразу несколько задач. Первая – сохранить все созданное предшественниками, не разрушить годами создававшуюся атмосферу интеллигентности и доброжелательности по отношению к ученикам. Окунувшись в процесс обучения, молодой руководитель с удивлением понял, что то, что сотворил в плане методики весь коллектив учебного заведения начиная с 60-х и в 2000-е годы, иначе, чем ноу-хау, назвать было нельзя.

Сергей Колесников, директор гимназии № 2:

– Только недавно стали выдвигаться требования, что все дети должны быть охвачены внеурочной деятельностью, все получать дополнительное образование. Остается удивляться дальновидности учителей советского времени, которые заложили все это в жизни безымянской школы. И даже сейчас в России нет подобного среднего учебного заведения, в котором в таком тесном сотрудничестве работали бы общеобразовательная и музыкальная школы. Во вторую смену 90 % гимназистов после обычных занятий спешат в «музыкалку»!

Оканчивая гимназию, почти все ученики получают 3 документа: аттестаты за 9 и 11 классы плюс свидетельство от музыкальной школы (по специальности и по вокалу). То есть у них уже есть профессия. Но даже если они не выбирают музыку, прекрасное образование позволяет им увереннее чувствовать себя в новом учебном коллективе, участвовать в студвёснах, наконец, быть душой любой компании.

Как приумножить созданное

Второй задачей Сергея Николаевича как директора стало приумножение созданного. И делать это заставляла сама жизнь. Нужно было удержать место в ряду лучших учебных заведений города. И коллективу педагогов-энтузиастов удалось это сделать. К тому же статус гимназии обязывал развивать гуманитарные науки. Поэтому свои силы учителя направили на освоение новых направлений: углубленного изучения английского, русского языков и литературы.

Сергей Колесников, директор гимназии № 2:

– Когда появился запрос на профильные классы, вторая гимназия снова оказалась в числе лучших. Открылся даже класс с медицинским уклоном – направление «хим-био». Мы постоянно находимся в тренде, в курсе всех новшеств. Сейчас большое внимание уделяется пожеланиям родителей. Мы готовы им соответствовать. Если даже вдруг они захотят, например, чтобы мы готовили будущих студентов журналистского факультета, мы можем привлечь к этому профессионалов высокого уровня. У нас работают два кандидата филологических наук, кандидат педагогических наук и кандидат физико-математических наук! И эта готовность коллектива к любым задачам, по-моему, и отличает гимназию от общеобразовательной школы.

Татьяна Береснева, учитель русского языка и литературы:

– Если говорить о филологической составляющей программы обучения, нужно отметить, что наши дети постоянно принимают участие в различных литературных мероприятиях. Это и Трынинские чтения, и «Серебряное слово», в которых мы постоянно занимаем призовые места, Всероссийский конкурс чтецов «Живая классика», областной поэтический чемпионат. В 8 «А» учатся наши выдающиеся юные литераторы Яна Семенова и Саша Циммерман. Невероятно творческие люди! Саша и прекрасный музыкант, и чтец, и поэт. Наша звездочка, Маргарита Спирина, наверное, станет писателем. Она уже сейчас великолепный прозаик.

Методическое объединение учителей русского языка и литературы на городском фестивале-конкурсе среди общеобразовательных учреждений Самары стало призером номинации «Лучшее школьное методическое объединение».

Иван Нерушин, заведующий библиотекой, учитель истории и обществознания:

– Дети, получающие образование во второй гимназии, необычайно талантливы. За восемь лет своей работы здесь я встретил на своем пути достаточно много учеников, с которыми мы достигли вместе прекрасных результатов. Это и победы в предметных олимпиадах на Всероссийском и региональном уровне, это и успешное участие в разнообразных научно-исследовательских работах и конкурсах по истории, по обществознанию, а также по политологии, социологии и другим смежным дисциплинам. Мне очень нравится работать с детьми, которые стремятся узнать новое, расширить свой кругозор и в интеллектуальном плане посостязаться со сверстниками. Часто именно такие «почемучки» показывают высокий результат.

В гимназии много «звездочек»: победитель всероссийской олимпиады по праву «Фемида» Дарья Томашевская, победитель регионального конкурса имени К.К. Грота по обществознанию Никита Пастушенков, призеры регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку Диана Дорошенко, по литературе Мария Варгальская, по истории Алина Мижарёва и другие.

Немалый вклад в достижения наших учеников внесли и педагоги гимназии: учителя русского и литературы Елена Фомичева, Евгения Ерофеева, учитель истории и обществознания Алина Богданова и многие другие.

При этом в гимназии никогда не снижался уровень преподавания физики и математики. Высокая квалификация преподавателей гимназии обеспечивает достойный уровень обучения этим сложным предметам. Например, здесь работает кандидат физико-математических наук Любовь Владимировна Кучма, которая много времени отдала подготовке студентов в социально-педагогическом университете. Высоко котируются в городе учителя математики второй гимназии. И если кто из выпускников ставит цель поступить в университет имени Королёва, он обязательно ее достигает.

Сергей Колесников, директор гимназии № 2:

– Преемственность поколений осуществляется и через бывших выпускников, которые приходят на работу в гимназию. Сегодня у нас работают 26 предметников и музыкальных педагогов, которые когда-то пришли в гимназию в первый класс. И все они незаурядные личности! Их стремление вернуться в родное учебное заведение говорит о многом: человеку свойственно возвращаться в те места, которые он по-настоящему любит.

Но и специалисту, пришедшему «со стороны», сразу нравится атмосфера, царящая в коллективе.

Иван Нерушин, заведующий библиотекой, учитель истории и обществознания:

– Восемь лет назад я пришел в гимназию, и это место вскоре стало для меня вторым домом. Начав педагогическую деятельность здесь, я ни разу не пожалел. Здесь работают удивительные люди. Педагогический коллектив очень сплочен, дружен. Без поддержки коллег, их внимательного отношения я столько лет проработать школьным учителем просто бы не смог. И я всегда буду благодарен администрации школы, лично директору и своим замечательным коллегам за бесценный опыт, который я здесь получил. Не случайно 12 мая 2019 года у нас в гимназии проходил III городской практический семинар для молодых педагогов Самары «Методические аспекты современного урока», в котором принимали участие учителя и учащиеся нашей гимназии.

Немалую роль в сплочении педагогического коллектива играет неформальное общение: совместно проведенные праздники, выезды на природу. Например, хорошей традицией стало путешествие на пароходике в День учителя, которое каждый год по инициативе директора гимназии радует педагогов.

О чем мечтает директор гимназии

Третье, что кажется необходимым Колесникову, – это создать на территории школы целый физкультурно-оздоровительный комплекс. Физкультурный зал мал по современным меркам для полноценных занятий спортом. Чтобы хоть как-то восполнить этот пробел, директор устроил в школьном дворе спортивные площадки и лыжную базу. Здесь достаточно места для занятий лыжным спортом. Существует уже план по строительству большого здания с теплым переходом, соединяющим его со зданием школы. Сергей Николаевич надеется, что его мечта осуществится, ведь спорт тесно связан со здоровым образом жизни, который он старается привить всем своим воспитанникам.

Как в гимназии воспитывают хороших людей

В гимназии одной из главных задач педагогов является классное руководство. А это значит воспитание целого класса, ответственность за каждого ребенка. Даже опытные учителя справляются с этой сложной нагрузкой с большими затратами времени и энергии. Дает ли это им что-то взамен? Рассуждает молодой учитель, впервые успешно проведший свой класс в течение семи лет по бурному школьному океану.

Иван Нерушин, заведующий библиотекой, учитель истории и обществознания:

– В прошлом году закончился очень важный для меня период жизни. На протяжении семи лет я был классным руководителем. Придя в школу со студенческой скамьи, я вел с пятого и по одиннадцатый замечательный класс, ребята которого стали мне по-настоящему близки. Я старался воспитывать их, они влияли, в свою очередь, на меня, заставляя становиться взрослее, мудрее. Это удивительный опыт, последствия которого я все еще не осознал.

Завуча по воспитательной работе Галину Петровну Захарову можно считать ярким примером выпускника, который и свою профессиональную жизнь решил связать с гимназией. Она на этой должности третий год, но вот уже 16 лет служит учителем русского языка и литературы.

Галина Захарова, завуч, кандидат филологических наук:

– Когда, учась в университете, я пришла на практику в родные пенаты, то намекнула, что хочу прийти работать в гимназию по окончании вуза. Тогда Ефим Михайлович сказал: «Жду тебя, но только с красным дипломом». Пришлось оправдывать его ожидания. А когда была принята в коллектив, в котором работали мои прежние учителя, ощутила их большую поддержку. Новая деятельность в качестве завуча по воспитательной работе меня очень увлекает. Мы создали со старшеклассниками волонтерский отряд «Мелодия Добра». Наши ребята принимают участие как в патриотических акциях, так и социальных. Им особенно нравится помогать малышам и животным.

Учащиеся гимназии участвуют в региональном проекте «Дорога добра». Чтобы замотивировать малышей, волонтеры-старшеклассники рассказывают им, как важно к животным хорошо относиться. Всегда вызывает интерес рассказ о том, как собаки участвовали в Великой Отечественной войне. Откликаясь на просьбу питомников, где содержатся беспризорные животные, дети собирают вместе с родителями необходимую помощь: корма, хозяйственные товары, теплые подстилки. А потом все вместе с подарками идут в стационар для животных «Зоо-губерния», который находится на площади имени Кирова.

Несколько лет в школе проводится и акция «Малышок». Речь идет о помощи Дому малютки, для которого собирали пакеты с гигиеническими средствами. Старшеклассники уделяют внимание обучающимся начальной школы: проводят с ними мастер-классы по изготовлению поделок и открыток; проводят для них зарядку. Облачившись в костюмы Деда Мороза и Снегурочки, члены волонтерского отряда поздравляют младших гимназистов с Новым годом.

В гимназии проходили ярмарки, на которых ребята продавали сладости, приготовленные вместе с родителями. Вырученные деньги направлялись в детский сад для детей с ДЦП.

Для того чтобы помочь нуждающимся детям-инвалидам материально, вся школа собирает пластиковые крышечки. Они затем сдаются в компанию «Экостройресурс». Это губернский проект «Добрые крышечки». В прошлом году гимназисты радовались: удалось помочь малышу, который родился с недоразвитием ушек. Ребята понимали, что и благодаря их участию благотворительному фонду удалось оплатить операцию малышу в Израиле по восстановлению слуха. Подобные акции воспитывают в учениках гимназии отзывчивость и доброту с самого юного возраста.

Накануне Дня Победы в школе проводятся Уроки мужества. Ученики под руководством педагогов музыкальной школы участвуют в конкурсах патриотических песен.

Уже два года педагоги и обучающиеся гимназии являются участниками акции «Читаем детям о войне», проводимой совместно с областной библиотекой. И учителя, и старшеклассники читают детям военные книги, обсуждают содержание, иллюстрации. Нравится школьникам и акция «Письмо ветерану». Написанные с душой послания отправляются в ОДО – в Штаб Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы». Таким образом воспитывается уважение детей к истории своей страны, патриотизм.

Особое место занимает во внеклассной работе деятельность отряда ЮИД – юных инспекторов дорожного движения. Дети гордятся тем, что в течение учебного года вместе с сотрудниками ДПС выходят к пешеходному переходу и обращают внимание водителей на то, что рядом находится школа. Члены отряда ЮИД ведут просветительскую деятельность среди учеников 1-5 классов: объясняют, как себя вести на шоссе и вблизи железной дороги. Это очень важная работа, ведь на улицах Победы и Физкультурной интенсивное движение, к тому же совсем рядом железнодорожная станция Безымянка.

В этом году, по словам Галины Петровны, возобновился выпуск «Журнала гимназии», который печатается, распространяется среди педагогов и обучающихся и также выкладывается на сайте школы. Его составляют старшеклассники, отражая в нем важные события школьной жизни.


Татьяна Гриднева
При подготовке материала использованы фото из архива МБОУ Гимназия №2 г.о. Самара.

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!