«Самарская театральная муза – 2020»

«Самарская  театральная муза – 2020»
Фото предоставлено Самарским отделением Союза театральных деятелей России

В самарском Доме Актера 29 марта 2021 года в двадцать шестой раз состоялась торжественная церемония награждения лауреатов губернского профессионального конкурса «Самарская театральная муза», организованного Самарским отделением Союза театральных деятелей России при поддержке Министерства культуры Самарской области.

Владимир ГАЛЬЧЕНКО, заслуженный артист России, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», председатель Самарского отделения Союза театральных деятелей России:

– Что, кроме неприятностей, подарил нам вошедший в историю пандемией коронавируса 2020 год? Он подарил нам понимание того, как театру нужен зритель, вместе с пониманием, как мы нужны зрителю. Подводить творческие итоги 2020 года очень сложно. Я могу представить, с какими сложностями столкнулось жюри в подведении итогов нашего профессионального творческого конкурса.

Несколько месяцев все пятнадцать профессиональных театров Самарской области были лишены возможности играть спектакли. И все-таки мы выстояли! Выпускаются премьеры, идут спектакли с пятидесятипроцентной заполняемостью залов. Я поздравляю всех нас с этим фактом, как с настоящим творческим подвигом!

Татьяна МРДУЛЯШ, министр культуры Самарской области:

– Дорогие друзья! Я хочу всех нас поздравить с Международным днем театра. Очень приятно, что сразу после этого замечательного праздника мы сможем собраться вместе, пообщаться, проанализировать сделанное, обсудить творческие планы. Радостно, что сегодня эта живая, эмоциональная встреча проходит в очень теплой атмосфере. Этот год – юбилейный для четырех театральных коллективов: Самарскому академическому театру драмы – сто семьдесят лет, Самарскому академическому театру оперы и балета и театру «СамАрт» исполняется девяносто лет, Новокуйбышевскому театру-студии «Грань» – пятьдесят. Жюри конкурса «Самарская театральная муза» работало абсолютно независимо. Я подписывала дипломы лауреатов, не зная их имен. Для всех нас до момента вручения премий и дипломов интрига сохраняется. Я желаю и лауреатам конкурса, и всем нам здоровья и удачи!

Елена ЛАПУШКИНА, Глава г.о. Самара:

– Очень радостно находиться в этом зале! Хочется сказать слова благодарности за те эмоции, которые актеры дарят со сцены зрителям. Конечно, прошедший 2020 год был очень трудным для всех нас: и для работников культуры, и для всех, кто связан с театром. Этот год не прошел зря, он многому нас научил, мы приобрели бесценный опыт. Верю, что ситуация вскоре стабилизируется, и театры смогут работать полноценно. Поздравляю всех с Международным днем театра и с подведением итогов профессионального конкурса «Самарская театральная муза»!

Алексей ДЁГТЕВ, председатель Думы г.о. Самара:

– Самарцы – люди счастливые! Мы имеем счастье жить в Самаре космической, промышленной, научной, театральной. Для нас важно не только количество наших театров, но и качество спектаклей, их творческий уровень. Радостно, что мы не можем жить без театрального искусства. Радостно, что ежегодно творческий конкурс «Самарская театральная муза» открывает новые звезды на театральном небосклоне губернии.

Татьяна БОДРОВА, председатель комитета по образованию и науке Самарской Губернской Думы:

– Сегодня мне хочется вспомнить Константина Сергеевича Станиславского, считавшего, что нет маленьких ролей, а актер должен научиться трудное сделать привычным, привычное легким и легкое прекрасным. Настоящий актер раскроется и в ролях второго плана, и в эпизодических ролях.

Жюри конкурса «Самарская театральная муза – 2020»:

Татьяна ДЫМОВА, заслуженная артистка России, актриса Сызранского драматического театра имени Алексея Толстого

Валентина ПОНОМАРЕНКО, заслуженная артистка России, балетмейстер-репетитор Самарского академического театра оперы и балета

Ирина ПАШКЕВИЧ, заслуженная артистка России, артист-кукловод Самарского областного театра кукол

Владимир САПРЫКИН, заслуженный артист Самарской области, актер Самарского академического театра драмы имени Максима Горького

Дмитрий ДОБРЯКОВ, актер театра «СамАрт»

Анна ЛАЗАНЧИНА, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки Самарского государственного института культуры

Председатель жюри – Александр ИГНАШОВ, кандидат филологических наук, драматург, театральный критик

Анна ЛАЗАНЧИНА, кандидат искусствоведения, член жюри конкурса «Самарская театральная муза»:

– Самарский академический театр оперы и балета выдвинул на конкурс три спектакля – два балета и оперу. «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти – признанный шедевр музыкального театра: любовная интрига, динамичный сюжет, яркие характеры действующих лиц, выразительные мелодии и эффектная оркестровка. Спектакль решен режиссером Мариной Шапкиной на контрасте комедийного и сентиментального. Молодые солисты составили гармоничный ансамбль, радующий визуально и акустически. Солдафон Белькоре Владимира Боровикова брутален и комедийно галантен. Степан Волков в роли доктора-шарлатана Дулькамара продемонстрировал владение характерными приемами баса буффа. Простодушный Неморино Давида Погосяна трогательно застенчив и предан своей возлюбленной. Настоящей звездой спектакля стала обладательница крепкого полетного сопрано и эффектной сценичной внешности Анастасия Лапа. Вокальное мастерство и природная грация солистки позволили создать яркий и полный обаяния образ Адины.

Вечер одноактных балетов Владимира Бурмейстера – дань уважения творчеству выдающегося советского хореографа, представителя направления драмбалета. Разноплановые исполнители наполнили новой жизнью хореографический текст, бережно перенесенный на самарскую сцену народной артисткой СССР, профессором ГИТИСа Маргаритой Дроздовой. Романтические образы «Вариаций» являются воплощением одухотворенного творческого процесса – мучительного поиска, метаний и внезапного художественного озарения. «Болеро» – реалистическая картина горделивого мужского испанского танца. Кульминацией вечера стала «Штраусиана» – сюжетный балет с чудесной музыкой, где перед зрителем проходит череда ярких персонажей. В спектакле особенно запомнилась Ксения Овчинникова, перевоплотившаяся из казавшейся бесплотной Музы поэта в первом балете в царственно-эффектную Актрису в «Штраусиане».

Валентина ПОНОМАРЕНКО, заслуженная артистка России, балетмейстер-репетитор Самарского академического театра оперы и балета:

– Я не первый раз в жюри конкурса. Мне всегда интересна реакция коллег по жюри на тот или иной спектакль. Они знают то, чего не знаю я, а я, наверное, знаю то, чего не знают они. Работа в жюри такого конкурса творчески обогащает. С радостью могу отметить, что в балете к творческому прорыву театр шел не один день. С приходом Юрия Петровича Бурлаки самарский балет осваивает новую эстетику, приглашая к работе новых для нас балетмейстеров. На мой взгляд, фортепианный концерт Шостаковича, поставленный Максимом Петровым, – пример чистейшей неоклассики. Вечер балета на музыку Шостаковича достойно объединил хореографию Лопухова, Брянцева, Якобсона, Петрова, Бельского. Мы единогласно присудили премию в номинации «Лучший спектакль в музыкальном театре» балету «Самара. Шостакович. Балет 1».

Анна ЛАЗАНЧИНА, кандидат искусствоведения, член жюри конкурса «Самарская театральная муза»:

– Спектакль «Самара. Шостакович. Балет 1» – триптих, в котором большое эмоциональное воздействие оказывает музыка (дирижер-постановщик – художественный руководитель и главный дирижер театра Евгений Хохлов). Яркое впечатление произвела сцена из балета «Барышня и хулиган», талантливо воплощенная Мариной Накадзимой и Сергеем Гагеном. Фортепианный концерт в постановке Максима Петрова удивил хореографической формой. «Ленинградская симфония» Игоря Бельского стала финальной частью триптиха. Найденные балетмейстером индивидуальные характеристики столь точны, что позволяют создать запоминающиеся образы не только в ведущих партиях. Так артистизм Тиграна Манукяна в роли Предателя отмечен жюри в номинации «Лучшая работа второго плана в музыкальном театре».

Валентина ПОНОМАРЕНКО, заслуженная артистка России, балетмейстер-репетитор Самарского академического театра оперы и балета:

– Самый проникновенный момент вечера связан с вручением премий за вклад в развитие театрального искусства Самарской области заслуженной артистке России, актрисе театра «СамАрт» Людмиле Гавриловой и заслуженному артисту России Валерию Бондареву. Зал стоя приветствовал лауреатов! Для меня Бондарев – не просто коллега. Прекрасный, легкий тенор с феноменальным врожденным обаянием! Не все теноры адекватны в жизни. Валерий Бондарев – это явление и на сцене, и в жизни! Я – человек балета, он – человек оперы. Мы были на сцене рядом в масштабных оперных постановках, в опереттах. Увидев его на сцене в Доме Актера, я с трудом сдержала слезы от радости и счастья!..

Людмила ГАВРИЛОВА, заслуженная артистка России:

– Хочется спеть: «Когда мы были молодые!..» Оказывается, дни такие длинные, а годы такие короткие. Не успеешь оглянуться, а вся жизнь прожита в одном театре с радостями, печалями, с ролями, без ролей, с любимыми партнерами. Спасибо вам за признание!

Александр ИГНАШОВ, кандидат филологических наук, драматург, театральный критик, председатель жюри конкурса «Самарская театральная муза»:

– Что касается театров кукол, на премию «Самарская театральная муза» претендовали Самарский областной театр кукол со спектаклем Ивана Мокроусова по сказке Бориса Шергина «Волшебное кольцо», Самарский муниципальный театр кукол «Лукоморье» с авторским спектаклем Льва Митрофанова «Солдат и Змей Горыныч». Решением жюри во всех трех номинациях победил Тольяттинский театр кукол. За исполнение нескольких ролей в спектаклях «Добрый доктор Айболит» и «Музыкант» в номинации «Лучшая мужская работа в театре кукол» награжден Олег Лактионов, в номинации «Лучшая женская работа в театре кукол» награждена артист-кукловод Дарья Яворовская. Лучшим спектаклем в театре кукол признан «Добрый доктор Айболит» в постановке Янины Дрейлих.

Янина ДРЕЙЛИХ, главный режиссер Тольяттинского театра кукол:

– Мы уже несколько лет работаем над расширением зрительской аудитории. Для подростков мы поставили спектакль по пьесе Александра Игнашова «Чудо мое особенное», для взрослых играем «Марьино поле» Олега Богаева, сценическую версию русской летописи «Повесть временных лет» и премьеру спектакля «Музыкант» по пьесе Галины Пьяновой «Письма к барабанщику». Для нас театр – это совместные с публикой сопереживания, эмоции, чувства, это работа с куклой в самой разной стилистике и эстетике. В формате музыкального квартирника для взрослых создан спектакль «Музыкант». Нас интересует судьба творческого человека. Это не эксперимент ради эксперимента, а в первую очередь, высказывание на очень личную и наболевшую тему. Наш музыкальный, чрезвычайно позитивный спектакль для детей «Добрый доктор Айболит» – своего рода шалость в интерпретации сказки Корнея Чуковского. Добрейший, невероятно заботливый, излучающий свет актер Олег Лактионов словно создан для этой заглавной роли! Как режиссер, я постаралась максимально раскрыть в спектакле его прекрасные человеческие качества.

Дмитрий ДОБРЯКОВ, актер театра «СамАрт», член жюри конкурса «Самарская театральная муза»:

– Каждый профессиональный театр Самарской области имеет право выдвинуть для участия в конкурсе не более двух спектаклей, премьеры которых состоялись в минувшем календарном году. По итогам 2020 года в конкурсе участвовали все театры губернии, кроме театра «Самарская площадь». Традиционно разнообразен был конкурс среди драматических театров. Самарский академический театр драмы имени Горького выдвинул на конкурс спектакли по роману Агаты Кристи «И никого не стало» и по пьесе Алексея Дударева «Не покидай меня», театр «СамАрт» – комедию Грибоедова «Горе от ума», Самарский театр драмы «Камерная сцена» – «Станционного смотрителя» Пушкина, Самарский Молодежный драматический театр «Мастерская» – «Гибнет хор» Аси Волошиной и мюзикл по пьесе Михаила Себастиана «Безымянная звезда», Самарский Художественный театр – сказку Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха», Тольяттинский драматический театр «Колесо» – драму Максима Горького «Васса», Тольяттинский Молодежный драматический театр – спектакль по пьесе Валерия Алферова «Закон бумеранга», Тольяттинский Театр юных зрителей «Дилижанс» – «Золотого теленка» по роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова и спектакль по пьесе Александра Арндта «Неземная жизнь Сереги, члена гаражного кооператива», Сызранский драматический театр – драму Александра Коровкина «Чудовище», Новокуйбышевский театр-студия «Грань» – спектакль по пьесе Евгения Шварца «Дракон».

Александр ИГНАШОВ, кандидат филологических наук, драматург, театральный критик, председатель жюри конкурса «Самарская театральная муза»:

– Спектакль по пьесе Евгения Шварца «Дракон», поставленный Денисом Бокурадзе в Новокуйбышевском театре-студии «Грань», награжден в трех номинациях. За лучшую мужскую роль в драматическом театре премирован сыгравший Бургомистра Сергей Поздняков, за лучшую мужскую роль второго плана – Арсений Плаксин, сыгравший кота Машеньку. Кроме того, решением жюри спектакль «Дракон» признан лучшим спектаклем в драматическом театре.

Денис БОКУРАДЗЕ, художественный руководитель Новокуйбышевского театра-студии «Грань»:

– Евгений Шварц обозначил жанр своей пьесы так: сказка в трех действиях. Жанр нашего спектакля – печальная история, в которой улыбаются. Несмотря на то, что пьеса написана в первой половине двадцатого века, она как никогда современна. Мы хотим понять, что такое свобода и что значит быть свободным человеком в наши дни. Возможно, финал спектакля многих удивит, ведь никогда не угадаешь, в ком из нас начнет просыпаться Дракон. Премьерой этого спектакля театр-студия «Грань» открыл юбилейный, пятидесятый сезон. В начале марта у нас состоялась премьера – «Мария Стюарт» Фридриха Шиллера. В ноябре на большой сцене Новокуйбышевского Дворца Культуры с участием симфонического оркестра театра оперы и балета мы представим спектакль-концерт, посвященный пятидесятилетию театра-студии «Грань». В исполнении оркестра прозвучит музыка нашего композитора и актера Арсения Плаксина. Этот проект будет реализован при поддержке Владимира Аветисяна и компании «Total Production». В Новокуйбышевске завершается проектирование нового здания для театра-студии «Грань». Надеюсь, в 2023 году здание будет построено.

Сергей ФИЛИППОВ, генеральный директор Самарского академического театра оперы и балета:

– В последние дни марта театр-студия «Грань» впервые выступил в Самаре, сыграв на сцене академического театра оперы и балета спектакль Дениса Бокурадзе по пьесе Евгения Шварца «Дракон». Совместно с главным дирижером нашего театра Евгением Дмитриевичем Хохловым мы можем официально сообщить, что Денис Сергеевич Бокурадзе принял наше предложение о постановке в Самарском академическом театре оперы и балета оперы в жанре барокко. Мы уверены, что эта премьера станет знаковым событием в театральной жизни губернии.

Сергей СОКОЛОВ, заслуженный работник культуры России, директор театра «СамАрт»:

– Для нашего театра спектакль «Горе от ума» – это мечта всей жизни! Мы рады, что нам удалось обратиться к этой пьесе не в урезанном, как это часто бывает, виде, а в масштабном, подробном, атмосферном спектакле, премьерой которого была открыта наша новая сценическая площадка. Конечно, успех зависит от совпадения многих слагаемых и, в первую очередь, от воплощения замысла режиссера-постановщика, народного артиста России Александра Сергеевича Кузина, от профессионального роста нашей труппы. Радостно, что решением жюри премией в номинации «Лучшая мужская роль в драматическом театре» за роль Фамусова награжден Игорь Рудаков, в номинации «Лучшая роль молодого актера» – сыгравший Молчалина Сергей Бережной. Специальную премию жюри за сценографию спектакля «Горе от ума» получил художник-постановщик Кирилл Данилов. В замечательной красоте русской усадьбы рушится все: человеческие отношения, прежние взгляды на жизнь, сам мир и его идиллическое восприятие…

Александр ИГНАШОВ, кандидат филологических наук, драматург, театральный критик, председатель жюри конкурса «Самарская театральная муза»:

– В номинации «Лучшая роль молодой актрисы» награждена актриса Сызранского драматического театра Оксана Аксакова, сыгравшая Алису в драме Александра Коровкина «Чудовище». Единогласным решением жюри в номинации «За лучшую женскую роль второго плана в драматическом театре» награждена молодая актриса Самарского Молодежного драматического театра «Мастерская» Александра Костырева, исполнившая роль Героини былых времен в спектакле «Гибнет хор» и роль Земфиреску в мюзикле «Безымянная звезда». Так же единогласным решением жюри лауреатами специальных премий «За создание художественных образов в спектаклях классического репертуара» стали заслуженная артистка России, народная артистка Самарской области, актриса Тольяттинского драматического театра «Колесо» Ольга Самарцева и артист Самарского театра «Камерная сцена» Алексей Якиманский.

В любом театре, будь то драма, балет, опера или театр кукол, артисты – заложники замысла создающей спектакль творческой группы. 2020 год был абсолютно для всех театров годом экстремальным. Трудности, как известно, закаляют. Хочется пожелать коллегам новых творческих взлетов! Пусть удача будет рядом!

Материал подготовил Александр Игнашов

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!