Сергей Авдеев. Космос открывает человека, человек открывает космос

Первого января 2021 года Герой России, 74-й космонавт, экс-рекордсмен мира по суммарному времени пребывания в космосе, наш земляк Сергей Васильевич Авдеев отметит шестьдесят пятый день рождения.
О пилотируемой космонавтике и освоении космоса, об общественной работе в Самарском землячестве на страницах нашего журнала своими размышлениями делятся Анатолий Назейкин, Валерий Курганов и, конечно, Сергей Авдеев.
Анатолий НАЗЕЙКИН, президент РОО «Самарское землячество», председатель Профсоюза работников связи России, заслуженный связист России:
– Сергей Васильевич Авдеев – интереснейший человек! Он внес весомый вклад в развитие отечественной космонавтики. Сам много времени проработал на околоземной орбите, выполняя сложнейшие технические задачи.
При всех своих космических заслугах и земных регалиях он остается простым самарским парнем, который душой болеет за родную область, за свой Чапаевск, постоянно на связи с земляками.
Сергей Васильевич – член президиума РОО «Самарское землячество». В нашей общественной организации он возглавляет комитет по космонавтике. С.В. Авдеев – главный организатор мероприятий Самарского землячества, которые проводятся в содружестве с Федерацией космонавтики, а также много делает для развития аэрокосмического комплекса Самарской области.
Валерий КУРГАНОВ, кандидат исторических наук, помощник члена Совета Федерации РФ, вице-президент РОО «Самарское землячество»:
– Герой России Сергей Васильевич Авдеев – легендарная личность в нашей космонавтике и в Самарском землячестве! Конструктор, космонавт-испытатель. Только представьте: 747 суток в космосе! Им наработан огромный научный потенциал. Его талант, эрудиция, профессионализм проявляются во всем – от активного участия в деловых и творческих встречах в Самарском землячестве, где он возглавляет Комитет по космонавтике, до участия в научных международных симпозиумах по проблемам космонавтики то в Калуге, то в Америке, то в странах европейского союза.
Когда мы с ним и Ольгой Алексеевной, дочерью первого космонавта Самарской области, дважды Героя Советского Союза Алексея Александровича Губарева год назад были на Федеральном военном кладбище, на прощании с нашим земляком, Героем Советского Союза, летчиком-космонавтом СССР Геннадием Михайловичем Манаковым, Сергей Васильевич Авдеев, выступая от Самарского землячества, с горечью говорил о потере престижности в нашей стране профессии космонавта, о том, что мало у нас осталось школ юных космонавтов, когда-то, кстати сказать, работавших в Куйбышеве, в Сызрани, что мало книг и фильмов о героях космоса. Мы убеждали его в необходимости провести переговоры с Администрацией Чапаевска по созданию в городе музея в его честь, говорили о том, что надо сделать в журнале «Самарские судьбы» к 60-летию полета первого человека в космос цикл очерков и видео о всех космонавтах Самарской области, а их в нашем землячестве семь человек, больше, чем в других землячествах, действующих под эгидой Правительства Москвы.
Ежегодно двадцать седьмого марта Сергей Васильевич Авдеев в составе делегации Самарского землячества выезжает к Мемориалу на место гибели Героев Советского Союза летчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина и летчика-испытателя Владимира Сергеевича Серёгина вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области. В одной из поездок в скромном местном музее нас ждала группа школьников из Владимира. Меня поразило, с какой любовью, с каким интересом Сергей Васильевич общался с детьми. Он рассказывал им о первых днях Гагарина в Куйбышеве после приземления, о встречах с рабочими завода «Прогресс», создавшими трехступенчатую ракету для космического корабля «Восток», на котором летал Гагарин, об ухе на Волге. А как вдохновенно он говорил о космической станции «Мир», на которой летал и совершил десять выходов в открытый космос! В завершении той встречи мы подарили музею выпущенную при поддержке нашего землячества книгу Валентины Полетаевой «Страницы звездной летописи» с автографом Сергея Васильевича Авдеева. Он высказал предложение, чтобы Самарская область, наше землячество вместе с руководством Владимирской области приняли более активное участие в благоустройстве Мемориала Юрия Алексеевича Гагарина.
Сергей Васильевич Авдеев
Космонавт, Герой Российской Федерации, лауреат премии правительства Российской Федерации в области науки и техники. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» второй и третьей степени, медалью «За заслуги в освоении космоса» (NASA), орденом Почетного легиона (Франция). Почетный гражданин города Чапаевск Самарской области и ряда других городов разных стран мира.
Родился первого января 1956 года в Чапаевске. С серебряной медалью окончил в Куйбышеве среднюю школу № 54. В 1979 году окончил Московский инженерно-физический институт по специальности «Экспериментальная ядерная физика», в 1986 году – заочную аспирантуру МИФИ, кандидат физико-математических наук. С марта 1987 года – в отряде космонавтов.
Первый космический полет (27.07.1992-01.02.1993) выполнил в качестве бортинженера КК «Союз ТМ-15» и ОК «Мир» по программе «Антарес».
Второй космический полет (03.09.1995-29.02.1996) выполнил в качестве бортинженера КК «Союз ТМ-22» и ОК «Мир» по программе ЭО-20/«Euro-mir-95».
Третий космический полет (13.08.1998-28.08.1999) выполнил в качестве бортинженера КК «Союз ТМ-28» и ОК «Мир» по программе ЭО-26 и ЭО-27.
Провел в космосе в общей сложности более двух лет – 747 суток. Десять раз выходил в открытый космос, включая работу в разгерметизированных модулях.
С 2008 года является председателем общероссийской общественной организации «За здоровье в образовании», с июня 2011 года – одним из учредителей общества дружбы «Россия-Испания». В настоящее время живет в Москве, работает в ЦНИИмаш в г. Королёв, занимается научной и преподавательской работой.
Ведет активную общественную работу в Самарском землячестве в Москве.
Сергей АВДЕЕВ, космонавт, Герой России:
– Я бы не сказал, что за полвека полетов в космос серьезно изменились требования к будущим космонавтам. Как и раньше, в первую очередь, человек должен быть здоров. Стал менее жестким отбор по росту. В то же время к профессионалам, в отличие от космических туристов, предъявляются самые строгие требования с точки зрения специальной подготовки.
На орбитальной станции при работе с аппаратурой космонавты сверяются со специальной документацией. Если что-то отказывает, мы берем документацию для так называемых резервных режимов работы. Бывает, сверяемся с инструкциями на случаи принципиальных отказов аппаратуры, когда приходится переходить от использования вычислительных машин к логарифмической линейке. Мы должны суметь выйти из любой сложной ситуации и остаться живыми, пусть даже приземление будет не таким точным. С одной стороны, все алгоритмизировано. С другой стороны, помню, как при подготовке совместных работ на Международной космической станции американские коллеги спросили нас: «Что делать, если ни один вариант не пройдет и аппаратура откажет?» Наши специалисты улыбнулись в ответ: «Мы отложим все бумаги в сторону, почешем затылок и подумаем, как найти выход». Способность творчески мыслить крайне важна для космонавта, который должен быть готов к решению самых неожиданных задач.
Еще в 1990-е годы, когда я работал в программе полетов на орбитальную станцию «Мир», лучшие российские вузы участвовали в научных проектах, которые мы выполняли на борту станции. Сегодня разработками в области космонавтики активно занимаются не только признанные в научном мире авторитеты, но и молодые ученые и студенты крупнейших российских университетов. Активно работают университеты – участники программы повышения конкурентоспособности российских вузов «Проект 5-100». После завершения карьеры космонавта я продолжаю взаимодействовать с разными университетами, которые занимаются исследованиями и разработками в области освоения космоса. Например, в Самарском государственном университете, который является участником «Проекта 5-100», идет работа по созданию микроспутников. В вузе проходят тематические рабочие конференции и школы, куда приезжают обмениваться опытом и сотрудничать студенты, аспиранты, молодые ученые из многих стран мира. Участие вузов в подобных проектах идет на пользу не только космическим исследованиям, но и студентам, которые вливаются в науку и технику не только через лекции и лабораторные занятия, но и в конкретной деятельности.
В самом начале космической эры многие направления работы связывались с созданием новой техники, новых технологий, ракет и двигателей, с новыми достижениями на орбите или с экспедициями на поверхность Луны. С того времени к космонавтике сохранилось отношение, как к технологическому соревнованию сверхдержав. На мой взгляд, наступил совершенно иной этап в развитии человечества. Возникают такие большие проекты, как международная космическая станция, где совместными усилиями люди достигают общей цели. Если мы говорим про отдаленные районы Вселенной или Солнечной системы, то будущее пилотируемой космонавтики определяется не столько техникой, сколько нашими знаниями о человеке и о социуме.
Сегодня все больше зависит от биологов, медиков, от ученых, которые изучают живые организмы и человека. Мы уже представляем себе условия на той же Луне, и прежде чем думать о ракетах, которые достигнут отдаленных районов Солнечной системы, нужно подумать о том, может ли человек там существовать, что ограничивает условия его пребывания и какие качества необходимы этому человеку. Нужно понять, при каких условиях и спустя какое время биологические объекты не смогут существовать в космосе в том виде, в котором они есть здесь, на Земле.
Как чувствует и ведет себя группа людей в замкнутом объеме? Чем они живут? Что ими движет? Как они поддерживают свою безопасность? К чему стремятся? Подобные гуманитарные исследования уже ведутся, но они должны стать более широкими и глубокими, именно к ним должно быть приковано внимание всех специалистов космической отрасли, если мы рассчитываем улететь несколько дальше, чем мы сейчас улетели от Земли.
Космонавтика – та сфера деятельности, где нет четких границ между фундаментальными и прикладными областями. Возьмем коллайдер, наделавший столько шума. Ученые приблизились к пониманию определенных закономерностей. Но, откровенно говоря, люди слабо понимают, чего конкретно достигли создатели коллайдера. До массового использования этого открытия могут пройти десятки, если не сотни лет. Вспомните, какими были сто лет назад автомобили и самолеты, какими были первые мобильные телефоны, как мы жили без Интернета.
В вопросе, что получим от освоения космоса, ответ не в киловаттах энергии. Главное – насколько больше люди узнали о том или ином явлении. В этом плане и следует рассматривать космонавтику, перестраивать мышление обычных людей и руководителей государств.
Я трижды летал в космос, хотя многие из зачисленных в отряд космонавтов готовились к полету по десять лет, но так и не стартовали. В России более пятисот космонавтов, из них летала всего четверть. Повлияли разные обстоятельства: здоровье, изменение приоритетов, иногда политика. Например, на программу «Буран» набрали двадцать человек, а через несколько лет тренировок эту программу закрыли, и все остались за бортом. Я летал и готовился в дублирующих составах с французами, немцем, словаком, канадцем. Мне было легко уживаться со всеми. Кроме того, экипажи на земле проходят тест на совместимость. Если у человека нет способности адаптироваться к разным коллективам, его в космонавты не возьмут.
На орбитальной станции невесомость сказывается, но в целом жизнь почти такая же, как на Земле. При условии, что на тебя не давит стрессовая ситуация космического полета. Собственно, основная часть подготовки космонавта к полету и сводится к тому, чтобы он не был подвержен этому стрессу. Биология в космосе – отдельная тема. В документальных фильмах можно увидеть, как космонавты на станции выращивали пшеницу, разводили цыплят. Случались и курьезы. Например, тритоны обитали в камере особой сборной конструкции. Однажды их покормили, выгуляли, смотрим – одного не хватает. Всю ночь искали, под утро нашли…
Каждый год космонавты всех стран собираются на так называемый планетарный конгресс участников космических полетов, обсуждают перспективы полетов на Марс и Луну. Но для меня здесь важно, что каждая страна предлагает свое видение проблемы, демонстрирует отношение к космосу.
Как-то на встрече в Чехии о своем пути к звездам рассказывала корейская космонавтка. Корея проводит набор в космонавты довольно просто: приглашают всех желающих и устраивают им испытания в семь этапов. На первый этап испытаний пришли сорок тысяч человек! На последнем этапе испытаний остались двое. У нас же, если раньше в космонавты брали одного из сотни добровольцев, сейчас – одного из четырехсот с лишним.
В то время, когда я летал в космос, орбитальная станция «Мир» была постоянно эксплуатируемой. Мы были знакомы с космонавтами, которые летали до нас. У самого первого экипажа была задача состыковать станцию «Мир» с предыдущей станцией «Салют-7», загрузив корабль научной аппаратурой, которая еще могла быть использована, и вернуться. Кроме аппаратуры, они привезли с «Салюта» часть книг из библиотеки и всякие мелочи, которые украшают быт космонавтов. Каждый космонавт может взять с собой в корабль, на котором стартует, полтора килограмма груза: фотографии, книги, календари, талисманы. Кроме того, на «Мир» прилетали грузовые корабли, которые привозили посылки с календарями, книгами, видеозаписи, CD. Очень большая библиотека: около четырехсот книг различного содержания, начиная с классической литературы и заканчивая техническими справочниками. Это как квартира, в которой ты живешь. Каждый раз, когда я туда прилетал, вспоминал предыдущий свой старт. Три раза я встречал на станции «Мир» Новый год. Знал, где лежат небольшие искусственные елочки, украшения, статуэтки Дедов Морозов, Санта Клаусов.
Отслужив свой срок на орбите, станция «Мир» вполне могла стать музеем науки и техники, музеем космоса, демонстрирующим историю развития аппаратов, на которых люди летали в космосе. К сожалению, сейчас такой возможности уже нет.
Космос, как зеркало, отражает человека, укрупняя его личностные характеристики. Да, человек изменяется – и здесь, и в космосе. Насчет скорости этих изменений – пусть говорят ученые. Я так скажу: в космосе человек знакомится с системой координат, которой на Земле нет. Жизнь прекрасна и удивительна именно этим – открытием человеком нового в самом себе и вокруг себя.
Публикацию подготовил Александр ИГНАШОВ