Свет его таланта. О Владимире Борисове накануне юбилея

Свет его таланта. О Владимире Борисове накануне юбилея
Фото взято из личного архива Владимира Борисова

Народному артисту России, лауреату Государственной премии России, ведущему актеру Самарского академического театра драмы имени Горького, любимцу публики Владимиру Борисову исполняется 75 лет. Не верится? Вот и я не могу соотнести эту юбилейную дату с вечно молодым, устремленным к новым ролям, творчески не успокоенным актером, которого знаю не первый год. О человеческих качествах Владимира Владимировича Борисова можно и нужно говорить особо. Таких интеллигентных и глубоко порядочных людей в наши дни, увы, не так много.

О сценических героях Владимира Борисова сказано и написано немало. В Самарском Доме Актера, в архиве Самарского регионального отделения Союза театральных деятелей России, хранятся публикации самых разных лет. Накануне юбилея выдающегося актера с особым интересом вчитываешься в них, вспоминая собственные впечатления от вошедших в историю театра спектаклей, в которых играл и играет Владимир Борисов.

Т. Журчева, «Любимец публики»

«Свежая газета. Культура», Самара, 2018, №3:

«Это было давно, когда наш драматический театр еще даже не был академическим, но уже был театром Петра Монастырского в самом его расцвете, славившимся своей блистательной, одной из лучших в России, труппой. И вот в этот театр пришел молодой артист, только что получивший в Москве диплом Щепкинского училища (мастер курса – Михаил Царев, педагог – Борис Казанский). И как-то сразу этот артист занял весьма заметное место и в звездной труппе, и в сердцах вполне искушенных куйбышевских театралов. В первый же свой театральный сезон 1974-1975 годов Владимир Борисов сыграл Тимошу Непряхина в «Золотой карете» Леонида Леонова и Левшу в одноименной комедии Бориса Рацера и Владимира Константинова. За роль в «Золотой карете» он позднее получит звание лауреата Государственной премии России вместе с другими участниками спектакля, а за Левшу – грандиозную популярность в городе, почти фантастическую любовь на долгие годы…»

И. Тумановская «Актёрская популярность…»

«Волжская коммуна», 27.01.1980:

«Как киноактер, Владимир Борисов, несомненно, так же хорошо знаком публике. В многосерийном телевизионном фильме «Вечный зов» он сыграл деревенского парня Семена Савельева. Снялся в телефильме «На таежных ветрах» и в «Емельяне Пугачеве». Только что закончил сниматься в фильме Свердловской киностудии «На исходе лета», а сейчас участвует в съемках фильма «Хлеб, золото, наган». В театре он – Жожо в «Шестом этаже», Джек в «Татуированной розе», Пров в «Гнезде глухаря». Этот перечень можно продолжать. Но главное отнюдь не количество сыгранных ролей. Творческой удачей Борисова стала роль Глумова в спектакле «Бешеные деньги». Природное обаяние послужило здесь ширмой, прикрытием откровенного цинизма…»

И. Столярова «Кто в театре главный?»

«Волжский комсомолец», 11.05.1985:

«– Владимир, в читательской почте много вопросов о ваших ролях. Какие из них давались особенно трудно? Какие мечтаете сыграть?

– Труднее всего бывает, когда чувствую, что роль «не моя». Хлестаков, например. Это человек маленький во всех отношениях. Большую часть времени работы над ролью я решал, как себя к ней приспособить. Надо было во всем искать соответствие хлестаковской ничтожности. Когда не идет роль, чувствуешь себя беспомощным. Когда роль пошла, вера в себя возвращается. Самое трудное в нашем деле – научиться ждать: роли, признания, снова роли…»

И. Тумановская «Роли сыгранные и несыгранные»

«Волжская коммуна», 20.05.1989:

«Алеша, самый младший из братьев Карамазовых, в исполнении Владимира Борисова – образ светлый и чистый, как горный родничок. Ясноглазый и светловолосый, он словно олицетворяет собой больную совесть своих братьев. Сложен и темен душевный мир героев Достоевского. Юношескую звонкость и глубокую, затаенную нежность сыграл в этой роли Владимир Борисов. Он плотно занят в репертуаре. Сыграл Керенского в публицистическом спектакле «Дальше… Дальше… Дальше!..» по пьесе Михаила Шатрова, Аржанова в острой современной драме Леонида Зорина «Максим в конце тысячелетия». Актер Владимир Борисов находится в расцвете творческих сил».

Т. Забеленкова «Любовь и талант»

«Вечерняя Самара», 1992, №93:

«Сегодня актеру особенно интересна острая характерность. В «Чонкине» он работает смело, остро: политическая карикатура, гротеск! Как это с борисовской-то фактурой умудриться сыграть полное отсутствие лица – одна фуражка! Спектакль приобретает законченную социальную характеристику благодаря такому исполнению.

Еще один социальный портрет: Василий Иванович Беркутов, «Волки и овцы» Островского. Главный волк в стае. Расклад характера подробный, неторопливый, обстоятельный, купеческий. Актер играет на своих шоколадно-бархатных низах. И в любовных сценах его герой головы не теряет – расчет и трезвость во всем.

Импровизационная природа артиста прорывается в его Тригорине. Были и есть споры: а талантлив ли беллетрист Тригорин? Борисов утверждает в «Чайке»: да, талантлив! Но в этом таланте нет праздника, игры воображения, есть своеобразная производственная необходимость…»

Н. Огудина «Круговорот любви в природе»

«Аргументы и факты», 1997, №10:

«Солиден, спортивен, с чертиками в глазах. Это не про артиста сказано – про его героя из спектакля «Король. Дама. Валет». Но будто списано с натуры. Владимир Борисов как раз такой – звездный, великолепный. А какой он вне сцены, без грима?

Владимир Борисов:

– Когда мы с друзьями случайно приобрели участки земли в одном из сел у Жигулевских гор, построили, дом, баню, посадили сад, то совершенно неожиданно мне, абсолютному горожанину, все это доставило огромное удовольствие. А если нам с сыном еще и рыбку удастся выловить, да жена ее вкусно приготовит!.. У меня два замечательных сына. И, конечно, моя жена, мой нежно любимый вдохновитель, организатор всех побед, которые случаются в нашей семье!.. В театре я почти не играл своих ровесников. В тридцать семь лет мне дали роль восемнадцатилетнего Алеши Карамазова. Были у меня на сцене и роли-разочарования, о которых зрители не догадывались. Было и много интересных работ…»

В. Иванов «Любимец публики»

«Волжская коммуна», 22.05.1998:

«– Помните ли вы свой первый выход на сцену театра драмы?

– Это был спектакль «Миндаугас», я в роли князя Вежейкиса. Роль была совсем крошечная: всего одна строчка текста.

– Есть ли у вас любимая роль?

– При всей кажущейся простоте вопроса лично мне очень трудно на него ответить. В той или иной степени люблю все свои удачные роли. Какая-то вышла лучше, какая-то, может быть, хуже, но все они мне одинаково дороги.

– У вас были неудачи?

– Конечно. Но вспоминать о них сегодня не хочется.

– Можно ли с годами привыкнуть выходить на сцену?

– Можно, но не нужно.

– Приходилось ли вам когда-либо защищать свое творческое кредо?

– Приходилось, причем не столько творческое кредо, сколько свое человеческое достоинство.

– Как влияют личные взаимоотношения между актерами на творческий процесс?

– В нашей профессии этого быть не должно. Интересы дела превыше всего.

– Бывали у вас периоды депрессии, ощущение творческого тупика?

– Скажу так: бывали обстоятельства, которые могли бы привести к депрессии и к ощущению творческого тупика, но я всегда старался помнить, что жизнь шире театра, что не стоит быть рабом обстоятельств и людей. В такие моменты, как, впрочем, и всегда, главной опорой были моя семья, мои близкие, мои друзья.

– Что значит для вас популярность у зрителей?

– Популярность для актера желанна и необходима. В какой-то степени это оценка твоего труда. Не буду скрывать: когда люди узнают меня на улице, приветливо улыбаются. Это не просто приятно, но еще и очень помогает в работе».

Е. Спиваковская «Лицо актера»

«Волжская коммуна», 09.04.1999:

«Что, спросите вы меня, делал актер Владимир Борисов в передаче телекомпании «Терра» «Потребительские университеты»? Отвечаю: вел, исполнял обязанности ведущего. Образная форма текста была не то что бы совсем уж в духе «Улисса», но Борисов способен на все. Ставка на «звездное» лицо на телеэкране – придумка не новая и не самарская».

О. Идельсон «Актер»

«Самарские известия», 01.12.1999:

«Играет он в театре много и с удовольствием. Недавние премьеры – спектакли по пьесам Олега Данилова «Подари мне лунный свет» и «Яблочная леди», «Замок в Швеции» Франсуазы Саган и комедия Надежды Птушкиной «Пока она умирала». Его Владимир в спектакле Вячеслава Гвоздкова по роману Набокова «Король. Дама. Валет» во многом необычен и сложен. С одной стороны, он демоничен. И в то же время это человек страдающий. В спектакле Георгия Васильева по повести Гоголя «Записки сумасшедшего» Борисов играет Поприщина, в душе, в мыслях, в словах которого соединяются житейское смешное и человеческое желание любви, уважения. Контрасты, столкновения противоположностей – закон этого спектакля».

М. Рабинович «Любимчик»

«Самарское обозрение», 10.06.2002, №23:

«У него настоящий самарский характер: независимый, упрямый, ироничный. А по происхождению он москвич. Родители из старых столичных семей, среди которых были крупные торговцы, финансисты, инженеры. Жили Борисовы рядом с Кремлем, в девятикомнатной квартире. После революции жизнь всех разбросала. Родители Владимира переехали в Кинешму. Отца, как одного из видных специалистов, направили на химический завод, которых тогда было всего четыре в России. Потом мама вернулась в Москву, где оставалась большая часть семьи. Дед и бабушка так и умерли в Кинешме.

Профессиональных актеров в роду Борисовых не было, только артисты-любители. Хорошо пели, музицировали. От отца Володя унаследовал музыкальные способности. Прежде чем податься в актеры, он перепробовал много профессий. Начал работать с шестнадцати лет. Оканчивал вечернюю школу – ситуация в семье была нелегкая. Приходилось ездить на работу почти через всю Москву. Незабываемое впечатление произвела на него «Синяя птица» во МХАТе. Это был великолепный спектакль с лучшими артистами того времени! Володя Борисов театр любил, но себя в этом не видел. Отдал долг Родине, отслужил в армии. До сих пор он не знает, что его подтолкнуло к шагу, определившему всю его жизнь. Может, потому, что дружил с некоторыми актерами. Может, потому, что взглянул на себя как-то иначе в зеркало, бреясь ранним утром в ванной, трудно сказать. Но однажды, не говоря ни матери, ни отцу, пошел он в Щепкинское училище, где уже шел набор. Что-то повлекло его именно туда. Два дня он ходил вокруг Малого театра, не решаясь войти в училище. Наконец решился. И сразу попал на прослушивание. В комиссии сидел сам Михаил Иванович Царев, великий театральный Чацкий. Борисов читал отрывок из «Евгения Онегина». До конца его не дослушали, сказали: «Хватит». Он подумал: все ясно – провалился. А его сразу записали на третий тур. Чуть позже с волнением нашел свою фамилию в списке принятых.

Студента Борисова трудно было не заметить. Его заметили, пригласили сниматься в кино. На главную роль в фильме «Всадник без головы», где потом снялся Олег Видов. Но Царев Борисова на съемки не отпустил, хотя режиссер уже утвердил его на роль. Михаил Иванович считал, что студенту Борисову рано сниматься.

После окончания театрального училища Борисов получил возможность выбирать. Его пригласил в театр имени Маяковского Андрей Гончаров, сказал: «Приходи осенью». Увидев Борисова в дипломном спектакле, Петр Львович Монастырский позвал его к себе. Так Владимир Борисов оказался в Куйбышеве. Шел 1974 год…»

К. Аитова «Юбилей короля»

«Волжская коммуна», 13.11.2018, №300:

«Владимир Борисов отпраздновал 45-летие работы в Самарском театре драмы. На бенефисе юбиляр сыграл английского короля Генри II в премьере «Лев зимой» по пьесе Джеймса Голдмена. В роли Элинор Аквитанской на сцену вышла народная артистка России Жанна Романенко, с которой Владимир Борисов играл во многих спектаклях. Лучший подарок актеру – это спектакль. «Мы с Гвоздковым думали о каком-то другом, легком, фееричном спектакле, – рассказал журналистам Валерий Гришко. – Но Борисов и Романенко никогда не играли таких ролей. Этот текст – скорее притча на тему истории, размышление о том, кто мы в этом мире и что с нами делает жажда власти».

Н. Старосельская «Размышления о современности и классике»

«Страстной бульвар, 10», 2020, №2:

«Самарский академический театр драмы имени Горького показал на фестивале «Волжские театральные сезоны» спектакль по рассказам Василия Шукшина, назвав его «Вот так и живем». Финальным рассказом стал «Верую», пожалуй, один из самых известных у Шукшина. Попа сыграл блистательный Владимир Борисов (специальный приз жюри). Нет, «сыграл» – слово, явно не подходящее. Борисов прожил эту роль так, что светлой верой бывшего священнослужителя проникаешься, что называется, «до донышка». Такой убедительной, всепобеждающей силой звучит его гимн жизни, так ярко сияют глаза, так выразительны жесты, что не разделить этот пафос просто невозможно! И подобный финал спектакля наполняет светом, а не это ли главное в нашей нынешней реальности?..»

Дмитрий Азаров, Губернатор Самарской области:

– Почему вы здороваетесь правой рукой, вы же Левша? Именно это я сказал более сорока лет назад, когда впервые поздоровался с Владимиром Владимировичем. Народный артист России, лауреат Государственной премии – вы не просто любимец публики. Уникальный актер, блистательно играющий во всех жанрах, бесконечно преданный Самарскому академическому театру драмы. Владимир Владимирович, ваша жизнь на сцене – большая радость для всех поклонников театра!


Публикацию подготовил Александр Игнашов
При подготовке публикации использованы фото из архива Самарского академического театра драмы имени М. Горького.

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!