Светлана БАКУЛИНА, ректор СГСПУ: «Наш университет – одна большая семья!»

Светлана БАКУЛИНА, ректор СГСПУ: «Наш университет – одна большая семья!»
Фото взято из архива СГСПУ

Самарский государственный социально-педагогический университет. Один из крупнейших вузов в Самарской области и одно из важнейших учебных заведений в стране, с большой историей, с выдающимися личностями, которые работали в его стенах. Как сегодня развивается педагогический университет? Об этом мы беседуем с ректором университета Светланой Юрьевной Бакулиной.

Светлана Бакулина. – Самарский педагогический вуз, которому осенью исполнится 112 лет, очень серьезно хранит традиции, заложенные многими-многими людьми, этот университет создававшими. Но ведь мы готовим учителя, учителя для современной школы, соответственно педагогический вуз должен очень активно реагировать на те изменения, которые происходят сегодня в системе общего, дошкольного, среднего профессионального образования. На это надо быстро и четко реагировать.

Вот почему в вузе достаточно много серьезных инновационных направлений, причем связанных не только с инфраструктурой, которая, конечно, отвечает современным требованиям – именно поэтому у нас появился технопарк, именно поэтому есть педагогический кванториум, – но и с точки зрения содержания образования, а главное, тех технологий, которые современный учитель должен использовать в своей работе.

Основная задача школы какая? Дать качественное образование каждому. А дети очень разные, с разными особенностями здоровья, особенностями восприятия. И учитель должен работать с разными ребятами, используя разные приемы, технологии и методы. Вот почему, с одной стороны, мы сохраняем традиции, с другой – очень активно работаем на современного учителя, на те качества, которые у современного учителя должны быть. При этом понятно, что основа учителя неизменна на протяжении веков. Те духовно-нравственные ценности, которые мы передаем ученику, то бережное и уважительное отношение к ребенку – оно не меняется. Но подготовка учителя, конечно, отличается.

Виталий Добрусин. – Сколько студентов сейчас учится в педагогическом университете, сколько ежегодно выпускается студентов?

С.Б. – На сегодняшний день в университете обучаются чуть более 6000 студентов. При этом около трех с небольшим тысяч – это студенты очной формы обучения. Сейчас в летний период мы выпустили 556 студентов. Это магистры и бакалавры. Понятно, что был еще зимний выпуск, включавший заочную форму обучения. То есть в целом зимний выпуск плюс летний – это 1088 студентов. Что касается приема – то у нас более восьмисот бюджетных мест на бакалавриат и магистратуру в этом году. И понятно, что еще будут внебюдженые студенты, потому что всегда, особенно по отдельным направлениям подготовки, такая востребованность есть.

В.Д. – По каким специальностям вы обучаете сегодня студентов?

С.Б. – Перечень направлений подготовки и специальностей у нас достаточно широк – свыше тридцати специальностей, причем здесь есть как педагогические, так и непедагогические. Педагогические – наши традиционные учителя русского языка, литературы, истории, обществознания, физкультуры и т.д., непедагогические специальности – это специальности, связанные с тренерской работой и живописью. С финансовым менеджментом и управлением, потому что у нас есть целый факультет экономики, управления и сервиса. Конвергентная журналистика – это непедагогическая специальность. Она тоже у нас есть.

У нас есть очень интересное, крайне востребованное направление, я вообще считаю, что за этим будущее в условиях того, что количество детей становится чуть меньше, а востребованность учителей по-прежнему высока, это двойные профили. Например, двойной профиль: начальные классы – информатика или начальные классы – иностранный язык. Культуролог со знанием иностранных языков и так далее. Вот такие вещи мне представляются крайне важными, и такие специальности у нас есть. Спектр достаточно большой.

Конечно, основная наша история – это педагогическая, но в системе образования нужны разные специалисты, отсюда возникают и непедагогические специальности. Поэтому наш вуз называется социально-педагогический.

В.Д. – Как вы сохраняете отношения с вашими выпускниками? Как следите за ними после окончания ими вуза? Как общаетесь с ними?

С.Б. – У нас есть ассоциация выпускников педуниверситета, которая достаточно активно работает и раз в год точно собирается на свои большие слеты, съезды, которые проходят очень интересно. Потому что это не просто встреча выпускников, это, как правило, мастер-классы, интересные формы общения, когда разные люди друг друга чему-то учат. Вот это обучение на протяжении всей жизни мы сохраняем и для выпускников.

Мы в этом году в рамках «Года педагога и наставника» запустили очень интересный проект. Для меня очень важны разговоры о смыслах, считаю это вообще принципиальным, очень важным в педагогической профессии. Так вот, в этом проекте, начиная с 1 января 2023 года, в наших соцсетях на протяжении 365 дней каждый день выходит ролик, где бывший студент нашего университета, выпускник нашего университета, действующий учитель – каждый день разные – рассказывает о том, почему он пришел в профессию, почему он в этой профессии остается, в чем для него смысл этой профессии, и дает пожелание будущим учителям, нынешним студентам, добрые советы, в том числе и университету. Я хочу сказать, что таких проектов мы запустили несколько. Не только этот проект с роликами, хотя, на мой взгляд, он абсолютно потрясающий. В трех минутах перед зрителями предстают 365 выпускников нашего вуза, и нынешним студентам очень нравится и смотреть на них, и слушать.

А еще есть проект «Открытая студия», когда мы приглашаем наших выпускников по двое и разговариваем на очень разные темы. Например, в феврале мы говорили о мужчине в школе, и гостями студии были два директора-мужчины. В марте мы говорили о дошкольном образовании, и у нас в гостях были потрясающие старшие методисты и заведующие детскими организациями. В январе мы встречались с нашей выпускницей, которая 30 лет назад впервые в истории Самарской области стала Учителем года, кстати, именно тогда впервые был проведен этот конкурс. А в пару к ней в этой студии был Учитель года 2022-го. Вот так мы соединили поколения наших выпускников и в том числе людей, которые победили в профессиональных конкурсах.

То есть форм взаимодействия с бывшими студентами у нас очень много. Мне, например, очень приятно, что на наши мероприятия, на самые разные, приходят наши выпускники. И вы, Виталий Аркадьевич, как почетный выпускник вуза, недавно были на вручении «Золотого фонда». На вручение дипломов на каждом факультете всегда приглашаются известные выпускники. То есть мы стараемся сохранить связь с нашими выпускниками. И они не расстаются с «альма матер», даже если завершили обучение очень давно.

В.Д. – Вы сказали о том, что потребность в учителях и в области, и в стране не сокращается, а только возрастает. Как вы лично как ректор, как педагог относитесь к возможному возвращению системы распределения студентов по школам области?

С.Б. – У меня неоднозначное отношение к этому потому, что здесь нет только положительного решения. Наш университет, между прочим, единственный в стране университет, который в этом году вместе с региональным министерством провел необычный эксперимент. Это годичная практическая подготовка к трудоустройству. Это как бы не жесткое распределение, это как бы направление студента выпускного курса на практику длиной в год с трудоустройством в конкретное образовательное учреждение. Понятно, что после этого студент может принять решение, что он остается в этом же учреждении работать, уже получив диплом, а может принять решение уйти в другую школу или вообще не заниматься больше педагогической профессией. Это пока только эксперимент. Но для меня важно, что бо́льшая часть студентов остается в тех школах, в которых они проходили годичную практическую подготовку.

Что касается жесткого распределения всех, то давайте скажем прямо: если выпускник категорически не хочет работать в школе, будет ли хорошо, если придет учитель, который этого не хочет. И три года он должен находиться в условиях, когда ему не нравится заниматься педагогической профессией или не нравится заниматься этим в данной конкретной школе. Здесь не должно быть крепостного права, здесь должны быть более мягкие механизмы, связанные с мотивированием того, чтобы работать в школе. В результате эксперимента мы очень четко увидели, что те школы, которые были заинтересованы в молодом учителе, которые ему помогали, сопровождали в течение года, разрешая сложные возникающие ситуации (а все мы начинали молодыми и понимаем, как это непросто) – так вот, те школы, которые «возились» с пришедшим молодым учителем, те этого учителя у себя и оставили. Те, кто был равнодушен, не захотел создавать условия и в чем-то помогать, где-то идти навстречу – потому что, согласитесь, учиться на выпускном курсе, писать дипломную работу и одновременно работать – достаточно сложная задача, поэтому, конечно, школа должна быть чуткой, понимающей и создавать условия. Так вот, есть школы, слава Богу, их не очень много, которые этого не делали, не прислушивались, и студенты у них не останутся в качестве постоянных преподавателей и учителей. Поэтому я считаю, что это совместная работа университета, школы, детского сада, туда, куда приходят наши студенты. Если мы будем работать на поддержку молодого учителя, они будут приходить в образовательное учреждение, работать и оставаться там. Тем более, что меры поддержки выпускников педвузов в нашем регионе достаточно велики. Можно получить и финансовые средства в районе 350 тысяч рублей. Ежемесячно каждый молодой специалист на протяжении трех лет будет получать доплату в 5000 рублей – это тоже важно – к его основной зарплате. Само обучение студента в вузе, сама работа образовательного учреждения с молодым специалистом должны мотивировать на то, чтобы он оставался в системе.

В.Д. – Мы знаем примеры в других вузах, которые выпускают студентов с дипломом, а потом те начинают искать работу. Насколько ваш университет гарантирует социальную защищенность своим выпускникам, помощь в приобретении полученной профессии? Все-таки система распределения, при всей её жесткости, гарантировала определенную социальную защищенность.

С.Б. – Нынешняя ситуация совсем другая. Когда я пришла работать сюда в педагогический университет из системы образования, которой я отдала 30 лет, только самый-пресамый ленивый директор школы не позвонил мне и не попросил себе на работу потенциального учителя или выпускника, который мог бы сейчас прийти к нему на практику. Востребованность учителей в регионе колоссальная. Сама ситуация защищает их. Если ты хочешь работать учителем, ты это место себе найдешь. Ты можешь выбирать уровень учреждения – от маленькой сельской школы до крупного лицея или гимназии. Потребность есть везде.

В.Д. – Наш педагогический институт, педагогический университет всегда славился в стране, здесь работали уникальные кадры, ученые не то, что с всесоюзным или всероссийским именем – с мировым. Скажите, насколько сегодня сильна кадровая школа, как развивается в вузе научный потенциал?

С.Б. – Я глубоко убеждена, что наука в педагогическом вузе – это очень важная составляющая. К сожалению, в нашем обществе есть негласное мнение, что лечить и учить могут все. На самом деле педагогика – это серьезная наука. И если мы говорим об обучении с определёнными результатами, которые нам нужны, то я вижу одну из задач педагогического вуза, в том числе нашего самарского, чтобы наука, которая есть здесь в вузе, пришла в образовательные учреждения. А та практическая составляющая, тот практический опыт, который есть у учреждения, мог бы во взаимодействии с наукой масштабироваться и на другие образовательные учреждения распространяться. Это очень важная для меня сцепка науки и современной школы, науки и современного детского сада. Это принципиально, особенно в условиях столь быстро меняющегося времени. Университету удается и сохранять серьезные научные достижения, и прирастать новыми научными школами.

Буквально два примера самых свежих. Всего два вуза в стране, наш и Воронежский педагогический, в этом году выиграли гранты Российского научного фонда – главного грантодателя в развитии российской науки. Кроме того, из всех педвузов в стране в этом году только наш вуз и еще один выиграли серьезные гранты на развитие тех научных исследований, которые будут. И грант этот возглавляет очень именитый ученый.

И вчера же я получила информацию, что в конкурсе грантов «Молодой ученый» один из наших молодых преподавателей тоже выиграл грант. Для меня эта история крайне важна. Сохранение традиций. Поэтому мы всегда поддерживаем наши именитые школы. Но при этом нам важно воспитывать, растить, начиная со студенческого возраста, молодых ученых. И наши школы – историческая, археологическая, филологическая, культурологическая и теперь психологическая – развиваются именно в этом направлении. Есть серьезные взрослые люди, занимающиеся наукой, и вокруг них собираются, учатся, работают вместе с ними в качестве ассистентов молодые ученые, которые потом и сами участвуют в грантах и научных исследованиях, в том числе финансирующихся за счет средств Министерства просвещения. В этом году мы выпустили студентку Дашу Селифонтову, которая, будучи студенткой, и 20 публикаций сделала, и в пяти грантах участвовала, и премии Президента имела, и диплом получила из рук вице-премьера Правительства России Татьяны Голиковой. Вот такая цепочка непрерывная для меня очень важна. И она важна в науке, в том числе.

В.Д. – Когда вы пришли на должность ректора, пришли из Министерства науки и образования Самарской области, с какими проблемами столкнулись и как вам сегодня удается их решать?

С.Б. – Проблем было много. Моя задача как руководителя – с этими проблемами справляться. Из того большого перечня проблем, с которыми мне пришлось столкнуться, выделю одну, решение которой сейчас дает толчок тому, что о вузе сейчас очень много говорят, в том числе на федеральном уровне. Ведь я пришла не на пустое место. Я пришла в замечательный работающий вуз с серьезными научными школами, но об этом мало кто знал. К сожалению, в современном мире все устроено так, что, чтобы о тебе знали, о себе нужно говорить, себя нужно показывать, нужно предъявлять результат и не бояться этого делать. Вот одна из моих задач была показать миру, что в вузе очень много интересного, важного и эффективного для системы образования, что вуз очень востребован, в том числе на федеральном уровне. Более ярко мы стали об этом говорить, и, как результат, появились федеральные проекты.

Только за первое полугодие 2023 года мы добились того, что стали одним из 12 вузов, кому доверена реализация программы подготовки советников директора по воспитанию. А потому что сошлись эти вещи, связанные с тем, что в вузе уже есть, и с позиционированием того, что мы это можем. Мы один из 13 вузов, кому Министерство просвещения России доверило проведение и выстраивание единой общероссийской системы сопровождения научно-методического повышения кадровой квалификации. Нам доверено развитие и сопровождение педагогических и управленческих кадров в системе образования. Вокруг нас объединено семь регионов, где мы проводим стратегические сессии, где мы между собой общаемся, обсуждаем самые разные вопросы, но координатором является наш вуз. Я могу еще назвать проект, связанный с консультированием, который нам тоже дали, проект, связанный с научно-методическими округами, потому что к нам, например, в качестве такого партнера, где мы головная организация, прикреплена еще Саратовская область. И это все буквально за 5-6 месяцев. Потому что вуз прозвучал как вуз, готовый взяться и за этот проект, и за другой. Но он и до этого умел замечательно это делать, просто не все об этом знали.

А в работе любой организации, конечно, есть проблемы, они есть и сейчас, и над многими мне еще предстоит работать. Это программа, которую я вместе с коллегами заложила в новый план развития нашего университета, принятый нами на учебном совете. Она рассчитана на пять лет, где мы для себя какие-то вещи содержательные – и материальные, и финансовые, и методические – будем решать.

В.Д. – Когда я был на вашем празднике «Золотой фонд», я поразился удивительной атмосфере, сердечности, теплоты, доброжелательности, которые были между вашими студентами, между студентами и педагогами. От атмосферы всегда зависит деятельность любого предприятия, в том числе и вуза. Насколько атмосфера, такая добрая, сердечная, творческая, свойственна вашему вузу?

С.Б. – Мне кажется, свойственна всегда и во всем. И это планка, которая была задана очень и очень давно, много лет назад, теми людьми, которые этот университет создавали. Когда мы сами себе говорим, что университет – одна большая семья, это не пустые слова для нас. Как в хорошей, доброй, большой семье, мы всегда друг другу помогаем, и это очень хорошо видно на примере наших студентов, которые взаимодействуют не только со своей группой, они очень перемешаны у нас между факультетами. Между разными курсами. Для нас очень важно, что когда первый курс приходит, то старший курс становится для них наставником. И возится с ними, и помогает им. Вот мы замечательные мероприятия проводим в наших общежитиях – когда старшекурсники для начинающих студентов проводят разные мастер-классы. Я тоже в них участвовала, проводила мастер-класс «Каким должен быть завтрак у студента»: что из простых продуктов, но в правильном соотношении клетчатки, белков, углеводов и так далее студент может с утра себе приготовить.

Но в то же время мы друг к другу очень требовательны, как в хорошей семье. Если ты нарушаешь правила нашей семьи, у нас в семье так не принято. Значит, мы с тобой на эту тему поговорим, мы тебе поможем, но мы с тебя и потребуем. И при этом, конечно, вот эта история, когда мы все время с выпускниками на каких-то перекрестках, профессиональных и личных, встречаемся. И это создает такую большую историю продолжающегося семейного общения, продолжающихся семейных взаимоотношений. И если ты встречаешь человека из своего университета, ты всегда ему поможешь, потому что мы одна большая семья. Мне кажется, в нашем университете царит абсолютно отличающаяся от многих других университетов атмосфера взаимопомощи. А в педагогической профессии по-другому-то и нельзя. Ведь самое главное – это человек и его отношение к миру, друг к другу, к близкому, к товарищу. Вот это чувство товарищества, чувство локтя – оно и работает в педагогической профессии в первую очередь. Вот почему для нас воспитание стоит на первом месте. Да, профессиональные, предметные компетенции очень важны, но, поскольку наш выпускник имеет дело с настоящим и будущим страны, с детьми, его собственные личные качества, сформированные на основе патриотизма, наших традиционных российских ценностей, ценностей семьи, ценностей Родины, они являются абсолютно принципиальными. Мне кажется, это тоже создает определенную атмосферу в вузе.

В.Д. – Седьмого августа 2023 года исполнилось бы 75 лет Игорю Владимировичу Вершинину, одному из самых замечательных ректоров вашего вуза. Он возглавлял университет 13 лет – с 2000 года по 2013-й. К сожалению, Игорь Владимирович не дожил до своего юбилея.

С.Б. – Я поступала в институт при ректоре Анатолии Алексеевиче Семашкине, хотя диплом об окончании вуза был подписан Вершининым. На учебном пути я не очень пересекалась с Игорем Владимировичем. Понятно, что потом, во время моей работы в областном министерстве образования, мы активно взаимодействовали и с «Альянс Франсез», где он очень много работал, и с Губернской Думой, где он был депутатом. И я очень чту его память и благодарна за то, что для вуза он сделал. И поэтому стала инициатором в декабре 2022-го, в день годовщины его памяти (Вершинин скончался в декабре 2020 года), открытия именной аудитории. Это была моя личная инициатива. Красивую, большую, 128-ю аудиторию в корпусе на Антонова-Овсеенко, 26 мы в конце декабря торжественно открыли как аудиторию имени Игоря Владимировича Вершинина. А сегодня уже все привыкли говорить: «Где это пройдет, в аудитории Вершинина?» Для меня это было принципиально.

Мы открыли именную аудиторию торжественно – с приглашением Председателя совета ректоров Самарской области, руководителя Губернской Думы Геннадия Петровича Котельникова, с приглашением других ректоров. А потом у нас было абсолютно душевное вечернее мероприятие, где мы слушали французские песни, где включали интервью с Игорем Владимировичем, кстати, из ваших «Самарских судеб». На том вечере были его аспиранты, его выпускники. Они делились воспоминаниями.

И это положило начало традиции открытия других именных аудиторий. Сейчас мы в музее готовим отдельный стенд, раздел, посвященный Игорю Владимировичу. То есть для многих современных студентов, к сожалению моему, фамилия Вершинина уже ни о чем не говорит. И поэтому моя задача в том числе – сохранять память о выдающихся педагогах прошлых лет: и о Вершинине, и о Семашкине, и о Гвоздеве, и о Малаховском, и о Рябове. Студенты должны их помнить.

Для меня педагогический – это ведь не профессия, это моя миссия. И это не высокопарные слова. Я знаю, я понимаю, как надо готовить современного учителя. И я должна этот долг региону, стране, моему вузу, который я закончила, отдать. Тут без вариантов. Я для этого была, наверное, рождена. Для развития своего родного вуза.


Беседовал Виталий Добрусин
При подготовке публикации использованы фото из архива СГСПУ.

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!