Светлана Хумарьян накануне юбилея

Светлана Хумарьян накануне юбилея
Фото взято из личного архива Светланы Хумарьян

Невозможно поверить, что Светлане Петровне Хумарьян исполняется 85 лет!

Почетный гражданин Самарской области, заслуженный работник культуры Российской Федерации, она по-прежнему всё так же открыта в общении и все так же круглосуточно занята. Дозвониться до нее сложно – телефон постоянно занят. Но уж если ты дозвонился или пришел к ней домой, будь готов к очень подробному, заинтересованному общению. При том, что говорить о себе Светлана Петровна Хумарьян не любила и не любит. Часами она может вспоминать о любимых ею театрах, музеях, выставках, концертах, спектаклях, о людях, об актерах, писателях, музыкантах, художниках, с которыми ее сводила судьба. Вслед за Станиславским она повторяет, что любить надо искусство в себе, а не себя в искусстве. И добавляет: «Любой талант – это желание и умение работать».

Последние годы были для Светланы Петровны не самыми легкими, но уход из жизни Сергея Георгиевича Хумарьяна и проблемы со здоровьем не сломали ее. Все та же работоспособность! Все та же принципиальность! Все то же достоинство!..

Дмитрий АЗАРОВ, Губернатор Самарской области:

– Светлана Петровна Хумарьян – это человек-легенда для культуры Самарского края. Больше полувека она является хранителем лучших традиций и ценностей, катализатором развития культуры и искусства нашего региона. Благодаря ее погруженности в дело, организаторскому и управленческому талантам состоялись областные культурные программы, фестивали, мировые театральные премьеры. Низкий поклон ей за все, что она сделала для нашей губернии! Ее самоотверженный труд, профессионализм и порядочность, великое служение искусству, обществу и беззаветная преданность делу вызывают безграничное восхищение. От всего сердца поздравляю Светлану Петровну Хумарьян с прекрасным юбилеем и желаю крепкого здоровья, неиссякаемой жизненной энергии, максимальной реализации стремлений, идей! Пусть каждый новый день приносит вам радость!

Геннадий КОТЕЛЬНИКОВ, председатель Самарской Губернской Думы, академик РАН, Почетный гражданин Самарской области:

– Невозможно представить развитие культуры и искусства в Самарской губернии без Светланы Хумарьян. Почетный гражданин Самарской области, она была неординарным руководителем областного управления культуры, инициатором многочисленных ярких культурных проектов, известных всей стране. Светлана Петровна боготворит творческих людей, считает, что главное – уметь любить чужой талант. Я горжусь, что познакомился с таким замечательным человеком, как она. От всей души поздравляю Светлану Петровну с юбилеем! Искренне желаю ей крепкого здоровья, счастья, сил и энергии, мира и добра!

Константин ТИТОВ, Глава администрации Самарской области, Губернатор Самарской области в 1991-2007 годах:

– Вряд ли кто из руководителей культуры в нашей области был так влюблен в высокое искусство, как Светлана Петровна Хумарьян. Она обладала и обладает и административным талантом, и искусствоведческим анализом. В наши дни, когда стоит задача креативного регионального прорыва, в том числе и в пространстве культуры и искусства, многое зависит не только от управленцев, но и от культурной общественности, от таких неординарных личностей, как Светлана Петровна Хумарьян.

Александр ИГНАШОВ:

– Светлана Петровна, накануне вашего юбилея я бы хотел поговорить с вами не столько о том, что было, сколько о том, чем вы заняты сегодня. Дозвониться до вас по-прежнему сложно. Когда мы договариваемся о встрече, вы всегда сверяетесь со своим рабочим графиком.

Светлана ХУМАРЬЯН, Почетный гражданин Самарской области, заслуженный работник культуры России:

– Как ты знаешь, из-за проблем с ногами я почти не выхожу из дома. Без любимого дела я, действительно, не могу. Другой жизни я не представляю!

В 2000 году я закончила сорокалетнюю работу в областном управлении культуры, получившем статус областного министерства. Честно говоря, увольнялась я с болью в сердце. Переживала из-за того, что губернатор Константин Алексеевич Титов, решая в то время политические задачи, затянул с продлением контракта, меня это обидело, и я подала заявление об уходе. Ушла я шестого марта, в мой день рождения, в тот год он был не самый радостный. Психологически было нелегко. Но я никогда не демонстрирую своих невзгот и тягот. Было волнение за дальнейшую судьбу фестиваля классического балета имени Аллы Шелест, проведенного впервые в 1994 году, когда я работала в министерстве. Я театровед по образованию. Кстати сказать, когда работала в областном управлении культуры, потихоньку нарушала негласный запрет заниматься театроведением и ряд своих статей я публиковала под псевдонимом.

Ушла я на пенсию шестого марта, а уже тринадцатого числа начала работать в газете «Промышленность и бизнес». Казалось бы, это не мой профиль деятельности! Редактор Надежда Ольшевская уговорила меня публиковать каждую неделю авторскую полосу. Газета была большого формата. Ты, Саша, привык писать много и постоянно, а мне поначалу было достаточно трудно войти в такой литературный режим. Бывало, я садилась за стол в одиннадцать часов утра, а заканчивала писать почти через сутки, в четвертом часу утра. Так в сотрудничестве с этой газетой прошли пять лет. Я написала цикл статей о балетных этуалях. Фонтейн, Шовире, Алонсо, Шелест – которых я видела на сцене. Я писала и о драматическом театре, и о литературе: о Некрасове, Тютчеве, Достоевском. И, знаешь, эти статьи вызвали большой интерес у читавших газету промышленников! Однажды по почте мне пришел пакет из Америки, а в нем – перепечатанные в американской прессе мои статьи!

– Насколько я помню, часть ваших статей вошла в книгу «Выбор судьбы». Чуть позже, когда был создан медиапроект «Самарские судьбы», вы помогали мне в работе над фильмами и статьями о выдающихся личностях, работавших в разные годы на нашей драматической сцене, в литературе, в опере и, конечно, в балете.

– Мы создали так больше двадцати фильмов в цикле «Самарские судьбы», во многих темах были первопроходцами. Я вспоминаю эту работу с удовольствием! Пожалуй, только о Никите Долгушине мы не успели снять фильм в «Самарских судьбах». На мой взгляд, он был самым интеллектуальным танцовщиком советского балета и Божьей милостью балетмейстером…

Несколько лет спустя судьба вернула меня в теледокументалистику. Студия под руководством Алексея Юрьевича Краснова работала с моим супругом, Сергеем Георгиевичем Хумарьяном, над циклом фильмов о сотрудниках контрразведки. После смерти Сергея я познакомилась с этими людьми, и они предложили мне снять фильм об Алле Шелест. Я собрала необходимый материал, провела ряд переговоров, они ездили на съемки в Санкт-Петербург. Затем при моем участии по сценариям Светланы Кочергиной были сняты фильмы о Николае Симонове, Геннадии Проваторове, Вячеславе Гвоздкове, Валентине Пурыгине, Аннете Басс, Маргарите Лимаровой. Каждый фильм на один час пять минут экранного времени. Их показывали в киноцентре «Художественный». В ноябре 2021 года на кинофестивале «Соль земли» фильм о Николае Симонове получил приз Клуба Почетных граждан Самарской области. Фильмы о Проваторове, Симонове и о Шелест были дважды показаны по минскому телеканалу.

– Я с интересом читаю ваши статьи в «Свежей газете. Культуре». В декабре 2021 года на ее страницах вы выступили с инициативой установки в Самаре памятника народному артисту СССР Николаю Симонову.

– На днях мне позвонил из Санкт-Петербурга заслуженный деятель искусств России, бывший ректор ЛГИТМИКа Лев Сундстрем и попросил написать для книги о выдающихся питерцах статью о Николае Симонове. В Самаре, к сожалению, нет памятников много сделавшим для нашего края Льву Толстому, Максиму Горькому, целому ряду выдающихся личностей. Николай Симонов вошел в историю отечественного искусства не только по киноролям, среди которых, конечно, вершиной стал его Петр Первый. Симонов родился в Самаре, провел здесь детство и юность, начал заниматься в театральном кружке. В Самаре он прожил двадцать четыре года, а в Ленинграде – сорок восемь. Главный режиссер театра драмы Зинаида Славянова предложила ему впервые выйти на профессиональную сцену и причем – сразу в главной роли! Он был одарен и как художник, из Самары уехал в Ленинград поступать на живописное отделение. Симонов говорил о себе: «В театре я служу, а живопись – это мое призвание!» Когда в начале тридцатых годов он на три года вернулся в Самарский театр драмы, возглавив его, то привез сюда и Толубеева, и Меркурьева. Газета «Рабочая Самара» писала в марте 1931 года о том, что зрители не ходят в театр. Николай Симонов вернул наш театр драмы к жизни!

В Самаре привыкли устанавливать городские скульптуры, называя их памятниками. Я предлагаю установить Симонову именно памятник. В 2022 году мы отмечаем трехсотлетие со дня рождения Петра Первого. Это может быть Симонов в образе Петра. Он может быть и вне образа того или иного своего героя. Меня радует, что общественность поддержала мою идею. Надеюсь, власти обратят на это внимание. Что касается места установки памятника, я думаю об одном из скверов на площади Куйбышева. Можно посвятить каждый из четырех скверов разным видам искусства. В одном сквере – музыка, в нем стоит памятник Дмитрию Шостаковичу. В другом сквере – танец и балет, там установлена современная танцевальная инсталляция. В третьем сквере может быть памятник Симонову, олицетворяя искусство драматического театра и кино. Четвертый сквер можно посвятить литературе, установив в нем памятник Льву Толстому или Максиму Горькому.

– В Самарском академическом театре оперы и балета вы организовали и провели двадцать один фестиваль классического балета имени Аллы Шелест. В Доме Актера в свое время вы провели тридцать девять вечеров памяти, посвященных людям искусства самых разных специальностей. А были ли у вас нереализованные творческие проекты?

– Конечно, были. Например, после «Видений Иоанна Грозного» я мечтала, чтобы Роберт Стуруа поставил в Самарском академическом театре драмы «Кавказский меловой круг» Бертольта Брехта. У Стуруа был замечательный спектакль в 1975 году с музыкой Гии Канчели, и он был не против вновь обратиться к этой пьесе. Но, к сожалению, этот проект не нашел должной поддержки и не был реализован.

Уже почти два года пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения негативно сказываются на работе творческих организаций, в том числе влияют на всех нас и психологически. Но что бы ни происходило, нельзя отодвигать на задний план ни культуру, ни искусство, ни образование! Сегодня, как никогда, надо заботиться о сохранении классического искусства, о поддержании традиций. И тут уместно напомнить знаменитое высказывание о том, что традиция – это не поклонение пеплу, а поддержание огня. Идти на поводу у публики, бежать в культуре и в искусстве вслед за модными тенденциями опасно! Например, одно из центральных событий в культурной жизни Самары и губернии в настоящее время – фестиваль «ВолгаФест». Но иметь в приоритете этот фестиваль или любой другой – значит мыслить однобоко. Массовая культура и искусство – это разные категории. Для понимания искусства зрителя нужно эстетически воспитывать.

Сегодня далеко не все способны провести грань между современным и актуальным искусством. Творческое сообщество уже не такое дружное, каким оно было раньше. Что касается пресловутого поиска новых форм и эпатажа, мне они не близки. За формой должно стоять содержание, об этом писал не только Чехов. Я люблю, чтобы пьеса была пьесой, а поэзия – поэзией, чтобы оперу ставили, слушая музыку, чтобы танец раскрывал душу человека, а не превращался в набор телодвижений.

Я с уважением отношусь к руководителям, являющимся профессионалами в своем деле, любящим то, чем они занимаются, и довольно скептически оцениваю так называемых универсальных менеджеров. Я считаю, что культурой и искусством нельзя заниматься административно, нельзя руководить ими из кабинета – этим надо жить, это надо понимать, любить и ценить! Надо значительно больше внимания уделять людям культуры и искусства, нашим художникам, архитекторам, писателям! Когда в центре внимания так называемые «проекты», надо помнить, что культура и искусство держатся на неординарных личностях, на их творчестве!

– Помню, как я приходил к вам в гости, и вы с Сергеем Георгиевичем рассказывали мне о дружбе с Аллой Осипенко, Аллой Шелест, Зиновием Корогодским, Сергеем Слонимским, Ириной Колпаковой, Михаилом Плетнёвым, Ириной Архиповой, Георгием Товстоноговым, Татьяной Дорониной, Вахтангом Чабукиани, Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской. Вы вспоминали своих родителей, маму, которая приучила вас к самостоятельности с четырех лет, и в детстве вы сами выбирали кружки, балетный, драматический, литературный.

– В наши дни уже мало кто помнит о том, что в восьмидесятые годы областное управление культуры согласовывало с Советом министров предложение об открытии в Куйбышеве консерватории. Но в столице тогда почему-то решили, что важнее открыть институт культуры, якобы это решит проблему кадров на селе. Очень жаль, что Самара так и не стала городом со своей консерваторией. Эта потеря сравнима с тем, как если бы в городе не было университета!

– У вас на столе очередная рукопись. Сколько я вас знаю, вы всегда пишете от руки, а не на компьютере. Так привычнее?

– Да, я и до сих пор так пишу, опираясь кроме архивных материалов на то, что осталось в памяти. Дневник я не вела никогда. На память не жалуюсь. Она у меня хорошо развита – и рациональная память, и эмоциональная. Плохое забывается, помнится хорошее. Я благодарна судьбе, что рядом со мной люди, которых можно назвать верными друзьями и настоящими единомышленниками. Жизнь меня закалила, а окружающие люди многому научили. Я и сейчас не стесняюсь учиться, пробовать делать что-то новое. Жизнь была и остается интересной. Жаль, что силы уже не те. Но у меня есть несколько идей, которые очень хотелось бы реализовать!..

Сергей ФИЛИППОВ, генеральный директор Самарского академического театра оперы и балета:

– Светлана Петровна – это человек культуры в высшем понимании этого слова! Ее знают и высоко ценят деятели культуры и в России, и за рубежом. И, конечно, она – большой друг, можно сказать, ангел-хранитель нашего театра.

Благодаря Светлане Петровне на нашей сцене состоялись премьеры всех масштабных опер Сергея Слонимского. «Виринея» была отмечена дипломом Министерства культуры РСФСР. В 1981 году мировая премьера оперы «Мария Стюарт» стала центральным событием гастролей в Москве. В 1993 году оперу «Гамлет» столичное профессиональное сообщество признало «уроком центральным музыкальным театрам». Светлана Петровна Хумарьян сделала больше, чем кто бы то ни был, для того, чтобы наш театр получил почетное звание академического театра, чтобы наш балет достиг высочайшего уровня, чтобы на нашей оперной сцене появились спектакли, о которых говорил весь мир.

Выдающиеся хореографы Наталья Данилова, Алла Шелест, Игорь Чернышев, Никита Долгушин, Юрий Бурлака, композиторы Тихон Хренников, Сергей Слонимский, Андрей Эшпай и многие легендарные личности мирового искусства в разные годы, благодаря идеям, устремлениям и усилиям Светланы Петровны, связали свою творческую жизнь с нашим театром.

Четверть века назад она задумала и создала собирающий звезд мирового балета, награжденный орденом Екатерины Великой, включенный в Европейскую ассоциацию фестивалей, ежегодно проходящий с аншлагами фестиваль классического балета имени Аллы Шелест.

В историю отечественного оперного искусства вошел воплощенный под руководством Светланы Петровны в 1999 году грандиозный проект – собравшая в Самаре музыкально-театральную элиту страны мировая премьера оперы Сергея Слонимского «Видения Иоанна Грозного». Спектакль, над которым работали дирижер Мстислав Ростропович, режиссер Роберт Стуруа, балетмейстер Алла Сигалова, художник Георгий Алекси-Месхишвили, транслировал телеканал «Культура». «Видения Иоанна Грозного» выдержали рекордные для современной оперы тридцать показов и, как писала музыкальная пресса, стали крупнейшим произведением в оперных театрах страны последней четверти двадцатого века. Ею создан посвященный истории нашего театра уникальный двухтомник «История в портретах».

Светлана Петровна прекрасно разбирается в искусстве драматического театра, знает, чем живут все театры области. Она способствовала творческому развитию театра «СамАрт». Если балет и опера – это ее страсть, то любовь – это и живопись, и литература, и симфоническая музыка. Она очень многое сделала для филармонической жизни, для музейного дела, для культуры в самых отдаленных уголках губернии. Ее отличает невероятная по нынешним временам ответственность!

Для меня Светлана Петровна Хумарьян – близкий мне по духу, по взглядам на жизнь и на искусство человек. Я знаю ее с детства, моя мама много лет проработала вместе со Светланой Петровной в областном управлении культуры. Откровенно говоря, я и сегодня ощущаю себя ее учеником, часто советуюсь с ней по административным и творческим вопросам. На мой взгляд, среди деятелей культуры и искусства нашего региона у нее самый непререкаемый авторитет и самая серьезная репутация.

Хочется пожелать Светлане Петровне здоровья, сохранения творческого долголетия. Не останавливайтесь на достигнутом! Продолжайте радовать нас творческими идеями и их воплощениями в жизнь! С наступающим юбилеем, дорогая Светлана Петровна!

Юрий БУРЛАКА, заслуженный артист России, художественный руководитель балета Самарского академического театра оперы и балета:

– Наша взаимная симпатия с самарским балетом окрепла в год двухсотлетия Мариуса Петипа, когда Светлана Петровна Хумарьян и Наталья Степановна Глухова пригласили меня в театр на постановку. Наши со Светланой Петровной основанные на близости понимания балетного искусства очень тесные профессиональные взаимоотношения быстро переросли в человеческую дружбу. С ней я не чувствую себя одиноким в минуты творческих раздумий. Как человек она раскрылась мне во всей своей удивительной многообразности! Я поражен ее поистине энциклопедической профессиональной осведомленностью, вкусом, тактом, убеждениями, характером! Несмотря ни на что, она никогда не останавливается, движется вперед и увлекает нас за собой. Благодаря ей, творчески состоялись очень многие деятели искусства, а Самара вошла в орбиту творческих интересов известных всему миру выдающихся личностей. Светлана Петровна Хумарьян – это уникальное явление в отечественной культуре! Светлана Петровна, я желаю вам здоровья и сохранения творческой неуспокоенности! Я преклоняюсь перед вами!

Валентина ПОНОМАРЕНКО, заслуженная артистка России, балетмейстер-репетитор Самарского академического театра оперы и балета:

– По инициативе Светланы Петровны Хумарьян и Аллы Яковлевны Шелест я была приглашена в Куйбышев, в балетную труппу театра оперы и балета. Мы, тогда еще совсем юные танцовщицы, старались соответствовать высочайшим профессиональным критериям этих легендарных личностей. Невозможно представить нашу культурную жизнь и, конечно, куйбышевский-самарский балет без влияния Светланы Петровны. Она на протяжении уже более полувека наш главный творческий идеолог!

У нее безупречный художественный вкус! Она редко ошибалась, никогда не шла на поводу у сиюминутной конъюнктуры и так называемой моды в мире искусства. С одной стороны, она – очень строгий критик, ценитель истинного искусства, а с другой стороны, ангел-хранитель. Светлана Петровна сыграла большую роль в творческой и личной жизни десятков деятелей культуры и искусства и в Самарской области, и в стране. Она – глубоко порядочный человек, верный и преданный друг.

В ее возраст поверить нельзя! Она ни одного дня, ни одного часа не может пожить без любимого дела! Именно любимого! Счастье Светланы Петровны в том, что ее работа стала ее любовью и ее жизнью! Таких людей, как она, в нашей стране не так много!

Ольга ГИМАДЕЕВА, заслуженная артистка России, балетмейстер-репетитор Самарского академического театра оперы и балета:

– Когда рядом Светлана Петровна, я внутренне мобилизуюсь и чувствую, что могу сделать вдвое-втрое больше обычного! И так она влияет на всех! У нее безупречный вкус! От нее получаешь огромный эмоциональный, духовный, интеллектуальный заряд! Мир искусства и Светлана Петровна неразделимы! Она – энциклопедически образованный и неординарно мыслящий человек. Рядом с ней невольно становишься лучше! Когда я только начинала танцевать на куйбышевской сцене, Алла Яковлевна Шелест доверила мне вариации Неаполитанской невесты в «Лебедином озере». Это очень трудный танец на пальцах. За эту партию я получила первую в своей жизни профессиональную награду. А после премьеры балета «Антоний и Клеопатра» я плакала от счастья у нее на плече!

Под ее руководством областное управление культуры работало, как часы! Обстановка в управлении была очень демократичная. Дверь в кабинет начальника была всегда открыта для любых сотрудников театров, музеев, библиотек. Светлана Петровна видела в нас не только коллег, но и людей, поддерживала в решении творческих и житейских вопросов.

Светлана Петровна – прекрасная мама и бабушка! С годами я стала относиться к ней, как к своей маме. Мне хочется почаще видеться с ней, хочется обнять и просто побыть рядом.

Сергей СОКОЛОВ, заслуженный работник культуры Российской Федерации, директор театра «СамАрт»:

– Светлану Петровну Хумарьян знают деятели культуры и искусства всей страны. Она не просто чиновник высокого уровня, профессионал, но и исключительно творческий человек. Это личность! Выдающийся деятель искусства нашего времени! Нас связывает более, чем полвека совместной работы. Я служил в театре драмы, театре юного зрителя, чуть позже перешел на административную работу и всегда в любой должности и при любых обстоятельствах опирался на ее поддержку и советы.

Благодаря Светлане Петровне Хумарьян началась творческая и техническая реконструкция нашего театра, мы начали сотрудничать с такими легендарными личностями, как Адольф Шапиро, Юрий Хариков, Владимир Дашкевич, Михаил Бартенев, поразительными фоменковцами и многими замечательными творцами театрального дела. Светлана Петровна – необыкновенной души человек и настоящий художник! Она и сегодня продолжает в круглосуточном режиме работать над новыми творческими событиями.

С юбилеем, дорогая Светлана Петровна!

Ваши самартовцы.

Александр ЗАВАЛЬНЫЙ, заслуженный работник культуры Российской Федерации, главный библиограф Самарской областной универсальной научной библиотеки:

– Время, когда Светлана Петровна Хумарьян возглавляла областное управление культуры, стало для самарской культуры и для искусства эпохой Хумарьян! В это удивительное время удавалось осуществлять самые грандиозные проекты. Вспомним хотя бы «Культурную пятилетку» – цикл самых разнообразных мероприятий, направленных на возрождение культурного наследия региона. Благодаря Светлане Петровне состоялись «Год Алабина», «Год национальных культур», проходивший под девизом «От Ра до Волги», фестивали «Опера-парад», «Театральная Самара», «Золотая Репка». При ее поддержке здание бывшего горкома КПСС было передано областному художественному музею, а областному историко-краеведческому музею было присвоено имя Петра Алабина. С ней связана история конкурса имени Дмитрия Кабалевского. Созданная под ее руководством «Историко-культурная энциклопедия Самарского края» стала одним из первых в России изданием подобного рода!

Меня всегда восхищало умение Светланы Петровны находить людей, способных справиться с задачей любой трудности. Она создала команду единомышленников, где мнение каждого учитывалось и детально обсуждалось. Светлана Петровна меня многому научила и, прежде всего, необходимости ценить каждый день, когда ты можешь пополнить свой багаж знаний, прикоснуться к сокровищнице мировой культуры и понять окружающий тебя мир.

Нам с вами повезло жить в эпоху Светланы Хумарьян!

Виктор ДОЛОНЬКО, главный редактор «Свежей газеты. Культуры»:

– Людей, профессиональные интересы которых совпадают с интересами жизненными, на самом деле очень мало. Светлана Петровна – среди них. Она человек эмоциональный, со всей страстью отстаивающий собственные представления о культуре и искусстве. Чтобы заслужить ее уважение, а тем более дружить с ней, необходимо соответствовать ее высочайшим критериям профессионализма и человеческих качеств.

Когда она стала начальником областного управления культуры, то при всей ее любви к театральному искусству едва ли не первое место в перечне приоритетов заняла культура села: были созданы межрайонные театрально-концертные центры, открыты двенадцать районных музеев. Два-три раза в месяц она приезжала в районные центры, где по ее инициативе творились события, преображавшие культуру области.

И, может быть, самое важное: Светлана Петровна сумела создать уникальную команду из нескольких поколений руководителей учреждений искусства и культуры, режиссеров, артистов, музыкантов, писателей, художников. Она находит талантливых людей, делает их своими союзниками, увлекает неординарными творческими проектами и помогает воплощать их в жизнь.


Александр ИГНАШОВ
При подготовке материала использованы фото из архивов Самарского академического театра оперы и балета, Александра Игнашоваи Светланы Хумарьян.

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!