Театр «Камерная сцена»

Театр «Камерная сцена»
Фото взято из архива театра «Камерная сцена»

Русский психологический театр и образная метафоричность сценического высказывания.

Сегодня, когда театры в погоне за зрительским успехом не брезгуют ничем, авторский театр Софьи Рубиной идет своим путем, предпочитая эпатажу и пресловутому поиску новых форм традиционный русский психологический театр и образную метафоричность сценического высказывания.

Театр «Камерная сцена» был создан в Самаре в 1993 году режиссеромСофьей Рубиной, с 1995 года имеет статус муниципального театра. За 27 сезонов театр выпустил более 70 премьер. В труппе – выпускники театральных вузов Москвы, Воронежа, Самары.

Основу репертуара составляют сценические версии произведений классиков русской и мировой литературы: Пушкина и Островского, Достоевского и Бунина, Куприна и Фонвизина, Льва Толстого и Андрея Платонова, Исаака Бабеля, Виктора Розова, Теннесси Уильямса.

Спектакли театра «Камерная сцена» отмечены наградами в номинациях «За лучший спектакль», «За лучшую режиссуру», «За лучшую актерскую работу», «За самый стильный спектакль», «За лучшую работу художника» на фестивалях в Москве, Санкт-Петербурге, Тамбове, Орле, Самаре, Кишиневе. Театр гастролировал в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Твери, Уфе, Орске, Смоленске и других городах.

С 2014 года театр «Камерная сцена» является организатором Всероссийского фестиваля «Русская классика. Страницы прозы», в котором каждые два года участвуют театры всей страны.

Элеонора МАКАРОВА, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры России, заведующая кабинетом критики СТД РФ:

– Театр «Камерная сцена» воспитывает самарских зрителей на высоких образцах литературы и драматургии. Софья Борисовна Рубина в своих инсценировках и спектаклях изящно воплощает на сцене классические произведения.

Анна ЛАЗАНЧИНА, кандидат искусствоведения:

– Это прекрасный образец авторского театра. Работая с литературным первоисточником, режиссер расставляет в спектакле акценты, дающие взглянуть на классические сюжеты по-новому. Постановки Софьи Рубиной оставляют послевкусие встречи с искусством, вдохновляя на дальнейшее приобщение к нему. У театра есть свой, довольно многочисленный зритель, который каждый вечер наполняет зал и ждет новых премьер.

Нетусовочный человек, считающий, что мода и мейнстрим губительны для искусства, Софья Борисовна Рубина изо дня в день занята в своем театре: днем репетируют, вечером смотрят спектакли, чтобы затем разобрать их с актерами или внести поправки. Выпускница филологического факультета Куйбышевского госуниверситета, кандидат наук, она работала в Самарском академическом театре драмы, занималась в режиссерских лабораториях Союза театральных деятелей России у Леонида Хейфеца и Камы Гинкаса.

Сезон 2020-2021 годов театр «Камерная сцена» завершил премьерой спектакля по роману Иоганна Вольфганга фон Гете «Страдания юного Вертера». Идейно-нравственный посыл написанного в 1774 году романа автор инсценировки и режиссер Софья Рубина спроецировала на нас, живущих здесь и сейчас. Вертер у Гете – бунтарь, не желающий жить по меркантильным, прагматичным законам своего времени. В спектакле он представлен художником-экспрессионистом. В наши дни занятия искусством – тоже своеобразный бунт. Не каждый современный молодой человек откажется от материальных благ ради идеи. К сожалению, сегодня в почете не любовь, не честь и не чувство долга, а финансовый успех и личное благополучие. В финале актеры в разноцветных джинсах и толстовках, украшенных мотивами графики Малевича, сливаются в пластическом этюде, словно краски – в живописное полотно в стиле кубизма.

Со своим постоянным соавтором – театральным художником из Санкт-Петербурга Георгием Пашиным – режиссер Софья Рубина поставила уже 16 спектаклей. Созданное этим тандемом небытовое, лаконичное и при этом метафоричное решение сценического пространства по достоинству было оценено и публикой, и критикой в «Страданиях юного Вертера» Гете, «Поединке» Куприна, «Станционном смотрителе» Пушкина, «Возвращении» Платонова, «Первой любви» и «Короле» Бабеля…

В репертуарном портфеле театра «Камерная сцена» всегда много интересующих творческий коллектив пьес и литературных произведений. Больше года Софья Борисовна Рубина общалась с драматургом Александром Игнашовым, написавшим специально для театра новую редакцию пьесы «Алабин. Паралич сердца».

Александр ЗАВАЛЬНЫЙ, заслуженный работник культуры РФ, главный библиограф Самарской областной универсальной научной библиотеки:

– Пьеса самарского драматурга Александра Игнашова «Алабин. Паралич сердца» основана на неизвестном широкой публике историко-архивном материале. С именем Петра Алабина связаны важные перемены в хозяйственной и культурной жизни города, создание краеведческого музея и реорганизация публичной библиотеки. Легендарное Самарское знамя и исторические труды Алабина о военных событиях того времени получили всероссийский резонанс. Натура импульсивная, обладавшая сильным характером, он имел и друзей, и недоброжелателей. Драматург дает нам возможность понять поступки Алабина, увидеть в этой трагической фигуре шекспировского масштаба и государственника, и патриота, и человека.

Софья РУБИНА, художественный руководитель театра «Камерная сцена»:

– В августе мы приступаем к работе над спектаклем «Алабин. Паралич сердца». Впервые в нашем театре пьеса самарского драматурга и самарская тема. Пьеса и документальна, и психологична, и метафорична. О чем будет спектакль? О том, что, как писал Пушкин в «Борисе Годунове», у нас любить умеют только мертвых. Самарского Дон-Кихота, выдающегося градоначальника, которому в нашем городе недавно поставили памятник, по-настоящему мало кто знает. Некоторые чиновники до сих пор считают его фигурой неоднозначной, ведь он умер под следствием. Но Алабин сделал так много для нашей Самары и России, что заслужил уважение к своей памяти и сочувствие к своей судьбе.


Анастасия ИППОЛИТОВА, кандидат культурологии
При подготовке материала использованы фото из архива театра «Камерная сцена».

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!