В движении. Заслуженный артист России Сергей Войтенко встречает юбилей

У Сергея Войтенко много призваний – исполнитель-виртуоз, Заслуженный артист России и мировая знаменитость, руководитель творческих коллективов, композитор, талантливый наставник и продюсер, актер, политик, общественный деятель, бизнесмен… И не факт, что на этом наш герой остановится: бесконечно расширять территорию своей самореализации – это его способ поддерживать творческую энергию и утолять жажду новых достижений. А за всем этим фейерверком его воплощений – любящий, нежный и заботливый сын, муж, отец, в чьей душе сохранился «внутренний ребенок», мальчик, который умел разговаривать с птицами.
Сергей Войтенко
Заслуженный артист России Певец, музыкант, поэт, композитор, музыкальный продюсер, продюсер театра и кино Лауреат премий «Золотой граммофон», «Шансон года» и «Звезды дорожного радио» Художественный руководитель проектов: международный конкурс «Виват, Баян!», Всероссийский фестиваль «Душа Баяна» Официальный посол чемпионата мира по футболу — 2018 Академик российской национальной музыкальной премии «Виктория» Член международного союза деятелей эстрадного искусства Обладатель 15 российских и международных наград и премий за заслуги в области искусства и культуры Депутат Самарской Губернской Думы 6-го и 7-го созывов Член комиссии по культуре при госсовете Российской Федерации Производитель музыкальных инструментов под брендом «SVoytenko» Основатель и руководитель ивент-компании «Voytenko Production»
Призвание первое: виртуоз
Сергей Войтенко родился 12 мая 1973 года в селе Богдановка недалеко от Нефтегорска. В семейном доме, куда дедушка, фронтовик, дошедший с боями до Киева, в 1943 году вернулся после ранения. Деда Сережа не видел. А к бабушке приезжал, как и многие дети, чьи родители предпочли сельской жизни город, в выходные и на каникулы. Любил природный простор, любил слушать, как бабушка поет народные песни и частушки.
Почти сразу после рождения Сережа с родителями переехал в Куйбышев (так тогда называлась Самара). С пяти лет жил в тогда только что построенном доме на проспекте Ленина, 3. А точнее, как вспоминал впоследствии сам, – в детском саду «Оленёнок», где его мама Наталья Петровна работала медсестрой и куда папа Иван Александрович приходил после трудовой смены подрабатывать сторожем и дворником. Именно в детском саду музыкальный работник заметила способности мальчика и посоветовала маме привести его в ближайшую к дому музыкальную школу – знаменитую музыкальную школу №10 имени Кабалевского. Туда он и поступил в 7 лет – на класс баяна: по детской наивности решил, что этот инструмент меньше, а значит, легче рояля. Учился и в музыкальной, и в общеобразовательной школе №29, которую впоследствии окончил. Родители много работали, жили скромно, но делали все возможное, чтобы сын занимался тем, что ему интересно.
Первый инструмент – баян «Рубин 5» – мальчику купила бабушка Анна Ивановна Богданова, скопив деньги с небольшой пенсии. Именно бабушка – крестьянка и певунья – передала внуку музыкальные способности и любовь к песне.
Хотя был момент, когда будущий чемпион мира по баяну усомнился в своем выборе призвания. Уж больно нравилось – и получалось! – играть во дворе в футбол. А еще заниматься самбо, шахматами, верховодить в классных делах… Когда ему было 10 лет, ему наскучили беспрестанные четырехлетние занятия музыкой – он стал прогуливать уроки, а в дневник сам себе виртуозно проставлял «пятерки». Тайну Сережи раскрыл его первый учитель музыки Юрий Константинович Сорокин, пришел к нему домой и поинтересовался у родителей, почему способный ученик не появляется на занятиях. От родителей, конечно, влетело. Да и бабушка, у которой он гостил на каникулах, сказала внуку, что поступать так негоже, ведь музыка – это его будущий «кусок хлеба».
Педагог первым нащупал его «кнопку». Но давайте спросим самого Сергея Ивановича, почему его выбор стал безальтернативным.
Сергей Войтенко:
– Я думаю, что с творчеством у меня была бы связана жизнь в любом случае, возможно, я был бы актером. Я, кстати, думал об этом в детстве. У меня было много музыки, много сказок, мама мою душу творческую этим насыщала. Плюс я в школе был большим активистом, всегда принимал участие в смотрах художественной самодеятельности, участвовал в театральных кружках, в самых разнообразных творческих активностях.
Музыка любит трудолюбивых, талант без каждодневного труда обречен. Откуда же взялось это удивительное трудолюбие в нормальном ребенке, который так же, как сверстники, любил и хотел полениться?
Сергей Войтенко:
– Конечно же, от педагогов. Хотя мама меня держала в строгости, я был старший сын, меня наказывали и ставили в угол, а младшего Сашку – нет. И меня это сильно обижало. А мама мне все время говорила, что я лентяй. Возможно, это тоже послужило триггером – то, что мама не верила в меня, в то, что из меня что-то получится.
И мои педагоги привили мне трудоспособность. Но вот в чем сермяжная правда: просто заложить трудоспособность в ученике – ничего не даст. Юрий Константинович Сорокин, мой педагог в музыкальной школе, заметил во мне бойцовскую жилку – то, что я любил быть первым. Я в школе во всех творческих начинаниях был «в каждой бочке затычка», я был первым в редколлегии, сначала класса, потом школы. Первым октябренком, первым пионером, первым комсомольцем. Первым запевалой в смотре строя и выправки на 23 февраля, где каждый класс пел свою песню, мы пели песню «Бескозырка белая». Я был всегда лидером, мне это нравилось. А в музыкальной школе у меня не срасталось, потому что мне было не очень интересно играть гаммы. Я действительно был лентяй.
И Юрий Константинович понял, что меня надо отправлять на какие-то конкурсы. А когда на первом городском конкурсе я взял второе место, мне очень понравилось побеждать, и с этого момента появился тот самый стимул, который меня начал двигать к тому, чтобы я сел и стал заниматься. Этим стимулом была жажда победы. Далее Алла Михайловна Кац привила мне вкус к международным состязаниям и к большой сцене. Именно стремление к победе сформировало во мне трудолюбие.
С 11 лет будущий виртуоз активно участвовал в конкурсах, практически всегда становясь победителем творческих состязаний.
Сергей Войтенко:
– Конкурсы давали мне возможность доказать родителям, что из меня что-то получится. Самоутвердиться перед своими сверстниками, потому что, когда я учился, считалось, что, если ты ходишь в музыкальную школу, ты какой-то слабак. А мне хотелось быть сильным. Но физически я в классе стоял на самом последнем месте, был самый маленький и самый щупленький. Соответственно я мог самоутвердиться только за счет каких-то других своих способностей. Поэтому стремление победить было не только проявлением спортивного характера, но и жаждой доказать, что ты не последний в общем школьном ряду, а чего-то стоишь. Ну это чисто юношеская потребность. Потому что есть мальчики, на которых смотрят девочки, и ты хочешь, чтобы на тебя тоже смотрели девочки.
В 1988 году он окончил 8 классов средней школы и поступил в Самарское музыкальное училище. Для того чтобы сын продолжил музыкальное образование, папа продал семейную машину и купил ему за три тысячи рублей подержанный баян: стоимость хорошего инструмента всегда была сопоставима с ценой автомобиля.
Его взяла в свой класс Алла Михайловна Кац – заслуженный работник культуры РФ, профессор, создательница собственной школы игры на баяне, которую Сергей считает своей второй мамой. Она уже знала способного мальчика, ценила его щедрый талант и удивительную открытость миру, общительность и дар дружить. «У него это с детства проявлялось, он с птичками разговаривал, когда шел в школу», – вспоминала Алла Михайловна. И этот талант взращивала.
Брала ученика с собой на открытые уроки, сопровождала в поездках на конкурсы, к которым готовила его с бескомпромиссной требовательностью. Под неустанным руководством и благодаря безграничной вере педагога в его возможности Сергей достиг виртуозного уровня исполнительского мастерства. Продолжились и победы в творческих соревнованиях.
Перед поступлением в музучилище Сергей обсуждал с родителями свое профессиональное будущее, и мама была категорически против того, чтобы он продолжал музыкальное образование. В стране уже бушевала перестройка, денег в семье было в обрез, и Наталья Петровна убеждала сына выбрать высшее образование и дело, которое обеспечит ему материальное благополучие. Профессия музыканта таковой ей не представлялась. И тогда Сергей решил доказать родителям, что музыкой можно зарабатывать. При помощи Аллы Михайловны в 1988 году он оказался в составе гастрольного музыкального коллектива в Нефть-Юганске, отработал там 25 концертов за две недели и привез домой 475 рублей – больше, чем совокупная месячная зарплата родителей в три раза. И мама сказала: «Занимайся дальше».
Закончив училище в 1991 году, Сергей стал студентом факультета художественного образования Самарского государственного педагогического университета по специальности «Музыка». Его педагогом оставалась Алла Михайловна Кац.
Сергей Войтенко:
– Этот год посвящен наставнику и учителю. Для меня – это Алла Михайловна Кац и Юрий Константинович Сорокин, который передал меня из своих рук в ее руки. Я очень ей благодарен за то, что она меня в свое время увидела. Мы целый год с Аллой Михайловной готовились к моему поступлению в училище, в ее класс. Я поступил, и она продолжила меня воспитывать. Не считала академические часы, которые как педагог должна была выработать. С первого курса мне сказала: «Ты будешь заниматься у меня дома». Мы могли заниматься по пять, по шесть, по семь часов. Ей за это дополнительно не доплачивали, просто она во мне увидела перспективу и начала в меня вкладывать практически всю свою жизнь. На нее даже обижались ее дети, Ира, Сережа, за то, что я отнимал у них ее время, которое она посвящала мне. Поэтому Алла Михайловна для меня значит практически все – она из меня сделала музыканта, артиста. Я ей благодарен за все, чего добился сегодня. Потому что она, мой педагог, вложила в меня все свое время, весь свой талант, весь свой потенциал. Мы с ней были вместе на протяжении многих лет, и до сих пор мы вместе, хотя живем сейчас в разных городах. Но постоянно общаемся, она является членом моего фестиваля «Виват, Баян» уже 21 год. Мы постоянно что-то обсуждаем, она мне что-то советует, рекомендует, этот человек является, по сути, моей второй мамой. Она – человек, который дал мне путевку в жизнь, который за меня горой, который в меня верит, который искренне желает мне удачи во всех моих начинаниях и поддерживает меня.
К моменту поступления в Самарский педагогический университет Сергей уже был лауреатом трех Всероссийских конкурсов молодых аккордеонистов и баянистов. Победил и в V Всероссийском конкурсе исполнителей в 1994 году, будучи в это время второкурсником.
Сергей Войтенко:
– Самые значимые конкурсы – это самые «кровавые» и самые престижные. Самый «кровавый» был конкурс в городе Череповец, был 1994 год, там мне сломали баян, порезали его мех, надрезали ремешки. Слава Богу, я успел в первом туре доиграть произведение, и на последнем аккорде у меня ремешки оборвались, и баян – дорогущий, училищный – чуть не улетел. Потом у нас была вечерняя драка, со мной пришли разбираться москвичи, потому что я после первого тура стал вырываться вперед. А они не нашли в себе сил посостязаться и решили поломать мне руки. И мы там отбивались вместе с Аллой Михайловной. Когда началась драка, она прибежала и всех разогнала, я тоже отбивался, но не руками, а ногами. То есть это была жесткая конкуренция.
В 1996 году Сергей окончил Самарский государственный педагогический университет по специальности «учитель музыки, исполнитель, преподаватель баяна, руководитель оркестра», затем прошел стажировку в Российской Академии музыки имени Гнесиных.
В музыкальной копилке Сергея Войтенко одиннадцать побед на международных конкурсах, которые проходили в Италии, Испании, Германии, Дании и России. Сам он это упорство называет «бойцовский характер».
Сергей Войтенко:
– Еще два самых значимых конкурса – это, конечно, конкурс в городе Клингенталь, где я победил в 1998 году, это был мой реванш, потому что в 1993, когда я туда впервые приехал, меня не пустили даже в финал. Я «разбежался» и сделал на свое двадцатипятилетие себе подарок – точно 12 мая получил первую премию на этом конкурсе, причем я играл русскую народную песню на территории бывшей фашистской Германии. И у меня был очень сильный внутренний настрой победить, у нас же в крови есть ненависть к фашистам. Я понимаю, что те немцы, которые живут сейчас, это не те немцы, которые были в далеких 1941-1945 годах, но настрой и эмоциональное состояние было – доказать, что русских не победишь, потому что мы непобедимы. И один из конкурсов был в городе, который ранее назывался Мондрагон, а сейчас Аррасате, в Испании, где в 1994 году я взял третье место, в 1995 – второе и уже в 1999 с разбегу взял первое. И я был первый русский исполнитель, которому дали первое место на этом конкурсе.
Сергей Войтенко вошёл в топ-10 лучших баянистов мира и завоевал победы на всех известных конкурсах. В сольном исполнительстве стал самым именитым представителем российской баянной школы и признан одним из ведущих баянистов современности. Его деятельность вносит огромный вклад в развитие баянного искусства и популяризацию русских национальных традиций и по достоинству оценивалась и в России, и в мире. Как академический музыкант Сергей входит в пятерку самых известных баянистов мира и является обладателем 11 первых премий самых престижных международных конкурсов. Сыграно более 2000 концертов и более 50 премьер сольно, а также с известными мировыми оркестрами. В 1994 году Сергей был награжден медалью «За выдающиеся успехи в исполнительстве» Президента Италии. В 2009 году удостоен серебряного ордена Международной Академии Культуры и Искусства «Служение искусству» (2009). В 2011 году награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» в области культуры. В 2014 году ему был вручен серебряный орден Международной Академии общественного признания «За вклад в развитие культуры», и в этом же году Сергей Войтенко стал Заслуженным артистом Самарской области. В 2021 году стал Заслуженным артистом Российской Федерации. Есть повод для гордости, не правда ли? Но от «звездной болезни» в свое время Сергей получил прививку благодаря своему педагогу Алле Михайловне Кац и гениальному маэстро Ростроповичу.
Сергей Войтенко:
– У Аллы Михайловны в нашем оперном театре работал муж Абрам Ильич Кац, он был директором оркестра, тромбонистом, и соответственно у Аллы Михайловны доступ в театр был свободный. А поскольку Ростропович ставил у нас оперу «Видения Иоанна Грозного» Слонимского и два месяца жил в Самаре, днями и ночами был в оперном театре. Поэтому мы часто с ним встречались, даже пару десятков раз обедали вместе и общались. Как относился Мстислав Леопольдович ко мне, обычному студенту, которому было всего пятнадцать лет, и как он относился ко всем другим людям, для меня послужило примером. Я тогда понял, что, чем больше из себя представляет человек, тем проще он есть, потому что он понимает себе цену и не дует щеки, не распускает хвост, как павлин, не говорит «я-я-я». Он о себе вообще ничего не говорил, о нем говорили его дела. И я взял этот подход себе в пример: делаю свое дело так, как умею, знаю себе цену, знаю, что создаю как композитор, как исполнитель, как продюсер, как общественный деятель. И знаю, что это будет приносить пользу людям. Другое дело, когда они это оценят – сейчас или потом, над этим вопросом даже не задумываюсь. Как оценят, так оценят, это дело публики. А мое дело создавать, созидать, если мне Господь Бог дал талант, значит, нужно его, пока я жив, использовать для блага людей и моей страны.
Дмитрий Азаров, Губернатор Самарской области:
Уважаемый Сергей Иванович!
Вы родились и выросли на самарской земле и именно здесь сделали первые шаги на пути к музыкальному Олимпу. Выбрав для творчества исконно русский инструмент, Вы вдохнули в его звучание новую жизнь. Мы гордимся тем, что Самара – родина баяна, и благодаря Вам эта слава только крепнет.
Наш регион уже много лет – бессменная площадка для проведения крупнейшего международного конкурса «Виват, Баян», где ежегодно собираются лучшие баянисты и аккордеонисты из России и других стран.
Вы известны по всему миру не только как музыкант, виртуозно играющий на баяне, но и как талантливый композитор, продюсер, общественный деятель, наставник. Являясь хранителем традиций русской культуры, Вы вносите вклад в ее приумножение, прививаете любовь к ней молодому поколению наших жителей. Это бесценная работа во имя будущего нашей страны.
Сергей Иванович! Я знаю Вас как человека искренне преданного Родине, неравнодушного к ее судьбе. Лучшее тому подтверждение – все то, что Вы делаете сегодня для наших защитников, участвующих в специальной военной операции. От всего сердца благодарю Вас за то, что укрепляете победный дух бойцов, объединяете их на поддержку сотен тысяч наших земляков. Это действительно бесценно.
Примите поздравления с 50-летием! Желаю вам успехов в Вашей работе на благо страны! Крепкого здоровья, тепла, благополучия и ярких творческих начинаний!
Призвание второе: композитор
В 1999 году Сергей Войтенко завершил обучение в аспирантуре Российской академии музыки. С этого же года он стал активно заниматься композиторской деятельностью. Хотя сам вспоминает, что «музыка начала прорастать» в нем уже с первых классов музыкальной школы. Писал произведения, которые сам же играл, когда учился в музучилище и в институте. Среди его первых сочинений, получивших мировую известность, – сюита для баяна «Февральские эскизы» и элегия для баяна со струнным оркестром «Откровение», написанные в 2000 году и изданные впоследствии во многих странах мира. Более 100 произведений для баяна соло и с оркестром авторства Сергея Войтенко изданы в России и за рубежом.
Элегия «Откровение» часто звучит на международных конкурсах в исполнении их участников, а также музыкантов всего мира. Сергей посвятил ее Алле Михайловне Кац, выразив свои чувства.
Сергей Войтенко:
– С созданием этого произведения была такая история. Я пришел к Алле Михайловне заниматься, мне было уже 27 лет, я готовился к очередному конкурсу. Мы позанимались два-три часа. И она мне сказала, что я вот здесь должен так-то сыграть. На что я ответил: «Алла Михайловна, я уже взрослый человек, я сам знаю, что и где мне играть». Она сильно на меня обиделась, конечно же, я бы сейчас тоже обиделся. Выгнала меня из дома и сказала, чтобы я ей больше не звонил и не писал, потому что после этого разговора она не собирается мне ни помогать, ни советовать, даже не собирается со мной общаться. Я шел домой в каком-то «коматозе». Был поздний вечер, на проспекте Ленина, где жила Алла Михайловна, я сел в трамвай №23, приехал в нашу однокомнатную квартиру на улице ХХII партсъезда. Пока жена готовила ужин, сел в комнате, выключил свет, решил позаниматься и не помню, как перешел на импровизацию. Видимо, мысли и чувства, которые меня переполняли, вылились в музыку. И я просто начал играть это произведение. В это время, видимо, что-то произошло. Заходит супруга в комнату, включает свет, и я вижу, что у нее мокрые глаза. Я спрашиваю: «Ты лук резала?» «Нет, я плакала от твоей музыки. Что ты сейчас такое играл?» – отвечает. А я не знаю, что я играл, это была просто импровизация. Она мне сказала: «Срочно записывай». Я записал это все на диктофон и тут же позвонил Алле Михайловне, примерно пару часов прошло с того момента, как она меня выгнала. Сказал, что сочинил ей произведение, поставил перед собой телефонную трубку и начал играть. Все шесть минут, которые идет произведение, она слушала его в телефоне. Потом я взял трубку, сказал: «Алла Михайловна, как Вам?» Она ответила: «Хорошо, завтра приходи заниматься». Так за один вечер мы успели поссориться и снова подружиться, а музыка осталась.
Но писал он не только серьезные, как учили в «консерваториях», музыкальные произведения для баяна. Писал и песни, правда, сам этого в первое время стеснялся, складывал в стол. Когда песен «в столе» поднакопилось, все же решил показать свои песни известному певцу, автору-исполнителю и композитору, своему другу и земляку-волжанину Денису Майданову. Сергей Войтенко вспоминает об этом так: «Решил, что Майданов с Волги, мне близко то, что он исполняет. И я отправил ему несколько песен с просьбой их посмотреть и оценить. Он посмотрел и ответил: «Дай мне вот эту песню». Я говорю: «Нет, я сам хочу ее петь. Давай вместе с тобой ее споем». Майданов мне потом рассказывал, что удивился моей наглости. А я ведь не знал, как и по каким правилам у них в шоу-мире все устроено. Ну и в результате в 2014 году мы вместе с Денисом Майдановым спели песню «Мы с тобою одной крови». Она заняла все возможные премии». Первый вокальный альбом Войтенко так и назывался: «Мы с тобой одной крови».
Сергей Войтенко:
– Один из самых успешных моих дуэтов с вокалистами был с Денисом Майдановым, собственно с песни «Мы с тобой одной крови» все и началось. Кстати, меня до сих пор спрашивают на концертах: «Почему вы поете песню Дениса Майданова?» – и сильно удивляются, что эта песня моего сочинения и что в репертуаре у Дениса Майданова есть еще несколько песен моего сочинения. Удивляются и благодарят за эти песни. Дуэт со Львом Лещенко, с Михаилом Шуфутинским – это легенды нашей эстрады, с которыми всегда хотелось выступить вместе. Дуэты с другими артистами, с Мариной Девятовой, с которой мы много лет сотрудничали как дуэт «Баян Микс» и Марина Девятова, а теперь мы вместе поем. Дуэт с Родионом Газмановым, Сережей Куприком, с Афиной и другими прекрасными исполнителями. Сегодня дуэтов с различными артистами у меня несколько десятков.
Песенное направление в последнее время стало приоритетным в его композиторской деятельности. Среди его хитов наиболее известны «Мы с тобой одной крови», «Я русский», «Морошка», «Пишите своим любимым», «Город М», «Просто надо любить», «Письмецо маме», «Дружба», «Батя», «Храни Бог Россию», которые звучат на федеральных радиостанциях России. Большое значение он придает текстам своих песен – это должны быть настоящие стихи, душевные, берущие слушателя за живое.
Сергей Войтенко:
– Я очень благодарен своим соавторам, которые пишут тексты для моих песен. Это, конечно же, Евгений Муравьев, Александр Ганичев, Андрей Черников, Иван Овчинников, Татьяна Филимонова, Ирина Иванова, Валерий Калинкин, который, к сожалению, недавно умер, мы тоже с ним написали пару десятков песен. Александр Большаков, мой самарский земляк, Роман Уваров, Дмитрий Плоткин, Константин Арсеньев, Симон Осиашвили. Все эти авторы очень талантливо пишут, а я щепетильно отношусь к текстам песен. Они прославляют человеческие ценности – любовь к Родине, любовь к матери, к отцу, дружба, любовь к родному краю. Я такие песни пою, потому что они мне близки по духу, тематике и по смыслу. Потому что рожден я был в Советском Союзе и воспитан на хорошей советской песенной культуре.
Сергей Войтенко написал уже более 500 песен для собственного исполнения и для других известных артистов российской эстрады. В этом году Сергей принимает участие в проекте «Три аккорда» на 1 канале. С 1999 года выпущены десятки его музыкальных альбомов – несколько из них с академическим исполнением на баяне, соло и с оркестром, в составе созданных им коллективов, с другими артистами, с исполнением собственных песен. Его песни звучат в эфире федеральных радиостанций: «Авторадио», радио «Шансон», «Русское радио», «Милицейская волна», «Дорожное радио», «Радио родных дорог», «Казак FM». Их исполняют Лев Лещенко, Михаил Шуфутинский, Денис Майданов, Сосо Павлиашвили, Ярослав Сумишевский, Сергей Волчков, Марина Девятова, Анастасия Макеева, Глеб Матвейчук, Сергей Куприк, Афина, группа «Сентябрь», Кубанский казачий хор, академический ансамбль песни и пляски имени А.В. Александрова, академический ансамбль песни и пляски войск Национальной Гвардии России, а также ансамбли: Черноморского флота, ФСБ, ВДВ, «Кубанская казачья вольница» и другие.
Призвание третье: лидер
Сергей Войтенко, будучи солистом с мировой известностью, умеет и создавать музыкальные коллективы, и вести за собой. Это особая грань его таланта, в которую трансформировалась его неуемная жажда совместной деятельности, командной игры.
В 2000 году он создал квартет «Нон Стоп», в который вошли его друзья и коллеги по народным инструментам. В музыкальных номерах квартета органично сочетались классика, народная и современная музыка, элементы эстрадного шоу и театрализованного представления. В 2001 году коллектив принял участие в международных конкурсах исполнителей в немецком городе Клингенталь и в итальянском Кастельфидардо, завоевав в обоих случаях Гран-при.
Сергей Войтенко:
– Мне хотелось двигаться к новым горизонтам, как любому творческому человеку. Ведь если в тебе это заложено, то все равно будет пробиваться наружу, как трава: как бы вы ее в асфальт ни закатали, она все равно прорастет. Поэтому я решил создавать коллектив. С квартета «Нон стоп» все и началось, многие дальнейшие проекты появились именно поэтому: была поставлена четкая цель – баян нужно показать во всех его многообразных проявлениях, чтобы люди говорили: «Ничего себе, оказывается, баян еще вон что может!»
В 2005 году Сергей Войтенко и Дмитрий Храмков, также ученик Аллы Михайловны Кац, создали дуэт «Баян Микс». Музыканты постоянно искали новые формы и способы популяризации баянной музыки на отечественной эстраде.
Сергей Войтенко:
– Я хотел дальше развиваться, поэтому мы создали дуэт с Дмитрием Храмковым, и в итоге дуэт перевесил. Мы уехали в Москву, а ребята из квартета создали свое трио, которое называется «Бадабум», и до сих пор замечательно работают.
Концерты дуэта проходили не только в России, но и далеко за ее пределами: более 5000 концертов состоялись в городах Франции, Германии, Голландии, Испании, Греции, Исландии, Италии, Сербии, Хорватии, Канады, США, Китая и других.
Сергей Войтенко:
– Публика во всех странах воспринимает баянный дуэт одинаково ярко. Для всех это новинка. Это была новинка и в нашей стране, когда мы только начали, мы везде получали сумасшедшие овации, потому что это было ново, необычно и очень демократично: два молодых парня с русскими народными инструментами играют в современном стиле техно-поп. Поэтому везде все вставали: «Бис, браво!», не было ни одного концерта, чтобы после второго-третьего номера публика бы не встала. Очень запомнилась поездка на Коста-Рику, там был фестиваль искусств, и мы выступали на открытой площадке. Удивительные люди там живут, душевные и открытые. А во время выступления мы практически на свою площадку перетащили весь народ, который на фестивале слушал музыку на других площадках. Сильно обиделись на нас фавориты фестиваля, коллектив из Мексики, который постоянно приезжал на этот фестиваль и собирал там аншлаги, за то, что мы перетащили к себе их публику, выступив ярче. Еще была интересная поездка из Китая в Японию на большом многопалубном корабле, нам проходу не давали китайцы, постоянно просили с ними фотографироваться. Это было сначала забавно, а потом уже утомительно.
В составе группы «Баян Микс» Сергей Войтенко был почетным гостем мероприятий международного уровня с участием Президента России, глав государств и правительств других стран. Выступал в культурных программах международных форумов, в том числе на саммитах Большой Восьмерки (G8, 2006), зимних Олимпийских играх в Ванкувере (2010) и в Сочи (2014), саммите Большой Двадцатки (G20, 2014) в Петербурге, саммите «АСЕАН» (2016) в Сочи. Неоднократно принимал участие в социально значимых концертах и других культурных мероприятиях, посвященных государственным праздникам России, в самых престижных залах страны, таких как Государственный Кремлевский Дворец, ГКЗ «Россия», БКЗ «Октябрьский» (Санкт-Петербург), КЗ «Крокус Сити Холл».
Дуэт был лауреатом самых престижных премий, участвовал в концертах федеральных телеканалов России – «Первый», «Россия 1», «ТВЦ», «НТВ», «Звезда», «ОТР».
В 2014 году состав коллектива изменился.
Сергей Войтенко:
– Я знаю, что успех нашего коллектива был настолько ярким, что нам начали подражать не только в других регионах страны, но и за рубежом. А поскольку мы всегда задавали тон, я предложил расширить наш репертуар вокальными произведениями собственного сочинения. Дмитрий в итоге ушел в свое сольное плаванье. Я тогда создал дуэт «Баян Микс» из других ребят. Первым претендентом в состав был Сергей Котков, который замещал Дмитрия в поездках с 2009 года. Он и встал на место Дмитрия, когда тот решил уйти из коллектива. А потом я уже взял в коллектив Рината Демаева, тем более, что с Сережей они были однокурсниками в Гнесинке. И сейчас дуэт «Баян Микс», который играет и поет, состоит из Сергея Коткова, уроженца города Октябрьский в Башкортостане, и Рината Демаева, уроженца города Кузнецка в Пензенской области. А я выступаю с ними иногда как солист, как автор-исполнитель, потому что мне захотелось идти дальше. Мне стало немного тесновато в рамках дуэта, поэтому я сейчас являюсь автором-исполнителем, мои песни поют разные артисты нашей страны и я сам.
В репертуаре «Баян Микс» по-прежнему множество песен и музыкальных произведений Войтенко.
Призвание четвертое: продюсер
В 2002 году Сергей Войтенко взялся за организацию Международного конкурса, который с тех пор ежегодно проводится в России, в Самаре, – «Виват, Баян!». Является его бессменным президентом, продюсером и художественным руководителем. Фестиваль собирает на своих площадках ведущих конкурсантов баянистов-виртуозов со всего мира.
В 2009 году гала-концерт «Виват, Баян!» вышел на еще более высокий уровень – прошел в Москве, в Государственном Кремлевском дворце. Среди приглашенных «звезд» были Иосиф Кобзон, Надежда Бабкина, Олег Газманов, Ирина Понаровская, Виктор Салтыков, группа «Белый орел», Фридрих Липс. Грандиозный концерт, посвящённый 100-летию русского баяна, длился три с половиной часа. Участие принимали и оркестр Олега Лундстрема, и Кубанский казачий хор, и балет Аллы Духовой. А сводный оркестр баянистов и аккордеонистов объединил 150 исполнителей.
В 2007 и 2013 годах в России (Самара) прошел крупнейший международный конкурс исполнителей на баяне и аккордеоне «Трофей мира», который проводится ежегодно в разных странах, инициатором его проведения в самарском регионе и главным организатором стал Сергей Войтенко.
А в 2018 году Сергей организовал еще один творческий форум: Всероссийский межрегиональный фестиваль «Душа Баяна». Его цель – выявить и помочь становлению талантливых музыкантов – как профессионалов, так и любителей, без ограничения по возрасту.
Сергей Войтенко:
– В 2018 году Дмитрий Азаров, тогда еще исполняющий обязанности губернатора, предложил мне сделать новый фестиваль, такой же как «Виват, Баян!», но – не только для профессионалов, но и для любителей и для широких масс. Поэтому мы и создали вместе с Министерством культуры Самарской области такой фестиваль «Душа Баяна». Сейчас это масштабный форум, который охватывает все регионы нашей великой Родины. В нем могут принимать участие и взрослые, и дети, и профессионалы, и любители, музыканты, танцоры, певцы, театралы, чтецы – кто угодно. Открытый фестиваль во всех смыслах.
Главный критерий фестиваля – яркий концертный номер, в котором обязательно должен присутствовать баян или аккордеон в качестве основного или аккомпанирующего инструмента, а также в виде образа или символа.
Фестиваль «Душа Баяна» проводится ежегодно, центром проведения выбираются федеральные округа, где есть региональные победители конкурса. В 2022 году финал фестиваля прошел в ноябре в Самаре в новом Дворце спорта им. Высоцкого, собрав 5000 зрителей. А всего первый фестиваль «Душа Баяна» собрал 15 тысяч участников, из которых 600 лучших порадовали своими выступлениями самарских зрителей.
С 2000 года по настоящее время Сергей Войтенко остается музыкальным продюсером группы «Баян Микс».
А с 2022 года он начинает новый виток своей деятельности: производство и продюсирование полнометражных художественных фильмов.
Сергей Войтенко:
– Все идет из детства: потребность доказать маме, что я на что-то способен, выросла во взрослой жизни в потребность достигать каких-то новых вершин, идти к новым достижениям. Но, наверное, у многих людей, которые кипят идеями, есть потребность дальше реализовываться. И у творческих людей, и у бизнесменов и так далее. Сочинять музыку для кино я давно мечтал, и впервые я сочинил музыку для сериалов Александра Баранова и даже снялся в качестве актера в этих лентах. До этого я пробовал себя в качестве актера в киноленте у Эльдара Александровича Рязанова «Карнавальная ночь-2». Но сейчас я понимаю, что сочинять музыку для кино и создавать фильмы мне интереснее. В прошлом году мы с нашей командой, моими друзьями Иваном и Петром Шерстниковыми, Андреем Силаевым, создали фильм. Иван написал сценарий, он же был режиссером, Петр Шерстников был продюсером и композитором. Название фильма – «Дорога к дому», в нем главные роли сыграли Егор Бероев и Ксения Алферова, он сейчас идет в прокате в кинотеатрах России и доступен на интернет-платформах. Это моя первая работа как продюсера кино. И она мне очень нравится. В планах этого года – начать работу над игровой музыкальной полнометражной семейной картиной.
В этом 2023 году концертно-продюсерский центр Сергея Войтенко при поддержке Президентского фонда культурных инициатив РФ показал спектакль-мюзикл «Хозяйка Жигулей», задуманный командой ведущих актёров театров Москвы совместно с самарскими коллегами. Он основан на легендах и сказаниях Самарского края, поволжских песенных традициях, с их особым мелодическим строем.
Сергей Войтенко:
– В прошлом году как продюсер и композитор я создал спектакль «Хозяйка Жигулей» по самарским легендам. Автором либретто является Евгений Муравьев, автором текстов – поэт Иван Овчинников, а автором музыки и продюсером выступаю я. Этот спектакль произвел большое впечатление на нашу публику и остался в репертуаре у молодежного самарского театра «Мастерская», который базируется в ДК имени Пушкина. И сейчас этот спектакль идет в городах Самарской области. Планирую создавать новый мюзикл «Музыкальный автобус» и ежегодно делать по одному новому фильму и новому мюзиклу.
Призвание пятое: педагог и наставник
В сентябре 2018 года по личной инициативе Татьяны Шестопаловой, руководителя департамента культуры и молодежной политики Самары, на базе Детской музыкальной школы №10 имени Кабалевского, его родной школы, открылась «Творческая мастерская Сергея Войтенко». Здесь юные баянисты и аккордеонисты обучаются под руководством профессионалов высшего уровня – самого маэстро Войтенко и его заслуженных коллег «по цеху». В «Мастерской» проходят индивидуальные и групповые занятия, мастер-классы. Основная цель – подготовка наиболее талантливых детей к участию и победам в различных конкурсах и фестивалях. Педагог и наставник Сергей Войтенко организует стажировки для юных музыкантов в профильных учебных заведениях, а также помогает в дальнейшей творческой реализации.
В феврале 2021-го учащиеся «Творческой мастерской Сергея Войтенко» вместе со своим руководителем и коллективом «Баян Микс» снимались на телевидении в концертной программе телеканала «Россия-1» в Москве.
Сергей Войтенко:
– В моей мастерской основные наставники – Юрий Салаев и, конечно же, Алла Михайловна Кац. Я пытаюсь давать возможность юным музыкантам выступать на больших сценах, не только самарских, но и российских. И на телевидении в том числе.
Призвание шестое: общественный деятель
Неуемная творческая энергия Сергея Войтенко неизбежно должна была проявиться в деятельности общественной. И проявилась во всей многогранности.
Сергей Войтенко признан профессиональным музыкальным сообществом и является полномочным представителем всемирной ассоциации аккордеонистов «СМА» (2007), членом «Всероссийского союза эстрадных деятелей» (2011), президентом «Ассоциации развития и поддержки исполнительского искусства музыкантов Поволжья» (2011), вице-президентом Всероссийской ассоциации баянистов и аккордеонистов «МАБА» (2011). В 2012 году Сергей Войтенко был отмечен почетным знаком Международной Академии общественного признания «Профессионалы – гордость России», в 2018 году стал академиком и экспертом Российской национальной музыкальной премии «Виктория», в том же году он был награжден знаком «Серебряный диск «За заслуги в баянном искусстве».
Во время проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году Сергей Войтенко написал официальный гимн болельщиков, который звучал на федеральных радиостанциях, и как официальный посол ЧМ исполнил его на открытии и закрытии фестиваля болельщиков в городах-участниках чемпионата мира.
С 2022 года Сергей Войтенко – член комиссии по культуре при Госсовете Российской федерации.
А еще он – депутат Самарской Губернской Думы 6-го и 7-го созывов, член комитета по культуре, спорту, молодежной политике и туризму; член комитета по промышленности, предпринимательству, торговле, информационным технологиям и связи. По его словам, законотворчество – это тоже творчество. Активная жизненная и гражданская позиция, присущая ему со школьных лет, как и музыкальный талант, настойчиво требует реализации. «Я готов положить часть своей жизни на благо людей», – говорит он, прекрасно отдавая себе отчет в том, что при его жесточайшем графике и сверхзанятости работой это именно «часть жизни».
В 2013 году Россия была признана родиной баяна, и во многом именно благодаря Сергею Войтенко Самара стала её столицей. Вместе с самарским краеведом Леонидом Рафельсоном они историческими фактами доказали, что именно в Самаре изобретатель Павел Чулков создал баян на десять лет раньше тульского мастера Стерлигова, который считался первым создателем инструмента.
Сергей Войтенко:
– Это моя тема, баян и Войтенко – вещи неразделимые, и мне хочется увековечить историческую память о том, что баян был создан на нашей земле мастером Павлом Чулковым в 1897 году. И я верю, что у нас это все-таки получится. Уже в процессе подготовка арт-объекта «Русский баян». Он будет состоять из антивандальных металлических пластин из картеновской стали в виде раздвинутых мехов баяна. И в клавиатурах будут размещены интерактивные мультимедийные панели, прикоснувшись к которым можно будет услышать музыку в исполнении российских музыкантов, победителей различных конкурсов. А проведя рукой по мехам железного исполина, вы услышите знакомую мелодию «Ах, Самара-городок». Днем этот арт-объект будет воспроизводить новые короткие мелодии в начале каждого часа, а ночью будет светиться и мерцать яркими красками, не мешая при этом жителям окрестных домов спать.
Среди его законодательных инициатив – учреждение Дня баяна и введение правила, согласно которому в школах на переменах звучали бы хорошие песни, воспитывающие патриотические чувства, – о родном крае, о дружбе, о любви к родителям.
По инициативе Сергея Войтенко День баяна будет праздноваться в Самарской области 25 августа. Такое решение поддержали депутаты Самарской Губернской Думы в феврале 2023 года. В этот день и намерены установить памятник баяну на площади Сельского хозяйства в Самаре.
Специальная военная операция, которую проводят наши вооруженные силы на Украине с 2022 года, не оставила равнодушными и безучастными никого из граждан России. Поэтому совершенно естественно, что артист, композитор и общественный деятель активно поддерживает наших военнослужащих, защищающих жителей новых российских регионов.
Сергей Войтенко:
– Я выступал в небольших городах ДНР и ЛНР, их было много, на площадях, если были какие-то праздники, и в столицах регионов – Донецке и Луганске. В госпиталях и на линии фронта. Вы знаете, те люди, которые живут там, Россию любят даже больше, чем мы. И нам стоит у них этому поучиться. Они любят все русское, то, что у них пытались отнять много лет, а они это сохранили. Поэтому они воспринимают мое творчество очень душевно и живо и с большой благодарностью. Они очень рады, что наконец-то возвращаются в свою семью, в русский мир. И я считаю своим гражданским долгом давать концерты там. Потому что я считаю, что искусство и культура – всегда были форпостом нашей страны, а в военное время это особенно актуально. Наша культура – это мягкая сила, которую всегда боялись на Западе. Ведь действительно, одна песня, в которой есть глубокий смысл, может перестроить человеческий мозг гораздо эффективнее, чем многочасовые разговоры и политинформации. А когда таких песен несколько, сами понимаете, какой эффект от концерта может быть. Поэтому я такие песни сочиняю и пою.
Сергей Войтенко 30 сентября 2022 года открыл на Красной площади митинг-концерт «Выбор людей. Вместе навсегда» в честь вхождения в состав России новых регионов и исполнил песню «За Донбасс».
Кстати, клип, снятый на эту песню при поддержке правительства Самарской области, наполнен документальными кадрами формирования и отправки гуманитарных грузов в ЛНР и ДНР от Самарской области: кадрами доброты, милосердия, неравнодушия жителей Самарского региона, которые собрали десятки тонн вещей, медикаментов, предметов первой необходимости, столь необходимых сегодня жителям присоединенных территорий ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей.
Геннадий Котельников, председатель Самарской Губернской Думы:
– Сергей Иванович Войтенко – депутат уже второго по счету созыва Самарской Губернской Думы. И депутат особый: кроме того, что много внимания уделяет развитию законодательства в сфере культуры, он еще масштабно и полноценно прославляет культуру Самарского края своим ярким личным примером.
Имя этого выдающегося музыканта и композитора, талантливого и неравнодушного человека хорошо известно не только в нашей стране, но и во всем мире. Всех нас покоряет блестящее мастерство Сергея Ивановича, его феерическая техника, темперамент и артистизм. Победитель многих международных конкурсов, он является идейным вдохновителем и организатором многих масштабных проектов.
Именно у нас, в Самарской области, родился конкурс «Виват, Баян!», художественным руководителем которого является Сергей Войтенко. Этот фестиваль не имеет аналогов в России, он стал международным фестивалем и визитной карточкой города и области, а Самара получила негласный титул столицы баянной музыки.
Кроме законодательной деятельности, Сергей Иванович был также послом Чемпионата мира по футболу-2018. И это далеко не все виды его многогранной деятельности. Его гастрольный график расписан на годы вперед: концерты и туры, выступления на мероприятиях различного масштаба. Но он всегда находит время, чтобы порадовать своих земляков и дать концерт в Самаре или другом областном городе, райцентре, селе.
Такие люди, как Сергей Войтенко, объединяют регионы, страну и всё общество, позволяют испытывать гордость за самарскую и всю российскую культуру, просто помогают сделать жизнь лучше. Мы очень гордимся тем, что Сергей провел акцию «Самарский край в помощь фронту» и дал 12 благотворительных концертов с переполненными залами в городах и районах области, благодаря которым был собран целый КАМАЗ необходимых нашим бойцам оборудования и вещей.
Горячо и сердечно поздравляю Сергея Ивановича с его прекрасным юбилеем и от всей души желаю ему здоровья, счастья, большого творческого вдохновения, новых успехов и побед в жизни и труде!
Призвание седьмое: бизнесмен
Собственно, это не только бизнес, но и в большей степени искусство. За время своей головокружительной исполнительской карьеры Сергей Войтенко играл на великом множестве баянов различных фирм. Но идеального баяна так и не нашел, поэтому решил организовать собственную фабрику инструментов под названием SVoytenko Accordions.
В 2018 году производство именных баянов было открыто в итальянском городе Кастельфидардо. Инструменты SVoytenko Accordions пользуются популярностью у музыкантов-профессионалов в нашей стране. На фестивалях, проводимых продюсерским центром Войтенко, эти баяны являются самыми ценными наградами за призовые места. Сейчас Сергей планирует перевести фабрику в Россию, конкретно – в Самару.
Кроме того, с 2010 года Сергей Войтенко руководит ивент-компанией «Voytenko Production», которая провела уже более 500 крупных мероприятий, среди которых: Эстафета Олимпийского огня (2014), гала-концерт «Виват, Баян» в ГКД (Кремль, 2009), общественная акция «Народное признание» (2010 2020), Дни городов России (2010-2023), фестиваль «Крымская весна» (2016-2022), юбилеи крупных компаний и множество других.
Призвание человеческое: сын, муж, отец
Чувство семьи как Родины Сергею дали его родители Наталья Петровна и Иван Александрович. И для них он со всеми своими нескончаемыми делами, победами, достижениями и планами, в первую очередь, нежный, любящий, заботливый сын. Их радость и гордость.
Со своей женой Валерией Сергей Войтенко познакомился, как в кино: в 2015 году он пришел на телеканал СКАТ, чтобы рассказать в эфире программы «Ваше утро» о премьере новой песни, встретил там красивую и как будто вечность знакомую с ним телеведущую. Понял, что не хочет с ней больше расставаться. И не расстается.
У Сергея и Валерии растет сын Савва. Жена осознанно оставила карьеру тележурналиста, потому что она не совместима с активной концертной деятельностью мужа, музыканта, композитора, певца и общественного деятеля, и посвятила себя его карьере. Поначалу, как признается Сергей, ему было странно, что Лера сопровождает его во всех гастрольных поездках, когда-то ему казалось, что работа и семья не могут так совмещаться. Но, как сам шутит, не учел того обстоятельства, что Валерия выросла в офицерской семье, они с сестрами и мамой всегда следовали за отцом во все точки, в том числе и горячие, его службы. Так что к жизни «в движении» она приучена с детства. Сегодня Валерия, по сути, является директором, организатором различных концертных и иных мероприятий мужа, а также сама является организатором больших мероприятий в Самарской области.
Сергей Войтенко:
– Конечно, мои главные ценители – моя жена Валерия, наш сын Савва. И старший сын Святослав. И мои родители, и мои друзья. Это все моя фокус-группа. Это мои близкие люди, с которыми я советуюсь, чье мнение мне важно.
Старший сын Святослав сейчас учится в МГИМО, работает теле- и радиоведущим, ведет авторские тренинги по ораторскому искусству. Трудолюбие и стремление быть первым во всем, за что берется, он унаследовал от отца. При этом ему всегда была предоставлена полная свобода выбора своего пути и возможность его определить.
Сергей Войтенко:
– С Саввой будет так же, как и со страшим сыном у нас было: я дам ему право выбора. Сейчас мы его хотим отдавать в школу при музыкальной академии Гнесиных, также очень хочется, чтобы он поучился бальным танцам, я об этом сам в детстве мечтал, но не срослось. Мне кажется, что бальные танцы – это и спорт, и эстетика, и правильное воспитание. И это красиво. Все, что связано с творчеством, мы ему будем стараться давать пробовать. А дальше – куда его судьба выведет. Старшему сыну мы тоже старались давать все возможности заниматься и вокалом, и хореографией, в итоге он выбрал радио, теперь он известный радиоведущий и ведущий мероприятий. Учится в МГИМО, и творческие занятия ему очень помогли в том, чтобы создать курсы ораторского мастерства. И, кстати, недавно он занял первое место в соревнованиях по ораторскому мастерству среди десяти тысяч студентов на английском языке. Я сыновьями горжусь и знаю, что ими будет гордиться наша страна.
Какая же это великая сила – вера в свое призвание и в свою единственную и ни на кого не похожую судьбу, когда она умножена на волю к победе.
Ирина ЛУКЬЯНОВА
При подготовке публикации использованы фото из архива С.И. Войтенко.