Виктор Рябов. Человек-легенда

Виктор Рябов. Человек-легенда
Фото взято из личного архива Виктора Рябова

Про Виктора Васильевича Рябова его ученики говорят: «Такой организатор науки встречается раз в сто лет!» И с ними нельзя не согласиться. Виктора Васильевича хорошо знают далеко за пределами нашей страны. Московский городской педагогический университет, который он создал в 1995 году, считается одним из лучших российских вузов. Помимо насыщенной работы в университете Виктор Васильевич на протяжении пятнадцати лет возглавлял региональную общественную организацию «Самарское землячество» в Москве. Ему удалось собрать вокруг себя большой круг единомышленников, которые реально помогают своей малой родине, много делают для развития и процветания Самарской области.

Виктор Васильевич Рябов

Президент Московского городского педагогического университета, заведующий общеуниверситетской кафедрой всеобщей и российской истории, доктор исторических наук, профессор, действительный член РАЕН, Петровской Академии, Международной академии информации, информационных процессов и технологий, Международной академии наук, образования, промышленности, искусств (Калифорния, США), член-корреспондент РАО, член Российского Союза ректоров, член комиссии по присуждению премии города Москвы «Легенда века», Почетный президент РОО «Самарское землячество».

Родился в 1937 году. В 1956 году окончил среднюю школу в селе Усинское Шигонского района Куйбышевской области. По окончании в 1961 году исторического факультета Саратовского госуниверситета им. Чернышевского – на комсомольской работе в Куйбышеве, затем в очной аспирантуре МГУ им. Ломоносова, на партийной и преподавательской работе.

С 1973 года – ректор Куйбышевского государственного педагогического института, в 1977-1984 годах – ректор Куйбышевского госуниверситета, в 1984-1985 годах – секретарь Куйбышевского обкома КПСС. С января 1986 года – зам. зав. отделом науки и учебных заведений, зав. гуманитарным отделом ЦК КПСС. После августа 1991 года – профессор РГГУ, проректор по научной работе Российской академии управления, начальник отдела научно-технической политики Министерства науки РФ. С 1 марта 1995 года – ректор-организатор Московского городского педагогического университета.

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, награжден значком «Отличник просвещения СССР», медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» первой и второй степени, орденами «Знак Почета», «Трудового Красного Знамени», почетным знаком «Звезда Н. Винера», многочисленными медалями. Под его научным руководством подготовлено 16 докторов и 50 кандидатов наук.

22 июля 2022 года Виктор Васильевич Рябов отметит свой 85-летний юбилей. Мы пообщались с людьми, которые знают его уже не одно десятилетие. Кто, если не они, смогут рассказать о нем лучше?!

Анатолий НАЗЕЙКИН, заслуженный связист России, академик, председатель Профсоюза работников связи России, председатель РОО «Самарское землячество»:

– Виктор Васильевич Рябов – опытный педагог, непревзойденный организатор образования, большая личность в исторической науке. С уверенностью могу сказать, что Виктор Васильевич Рябов – гордость нашей Родины! В 36 лет он стал одним из самых молодых ректоров Советского Союза, возглавив Куйбышевский государственный педагогический институт, а в 1977-1984 годах он руководил Куйбышевским государственным университетом.

Виктор Васильевич Рябов стал первым президентом региональной общественной организации «Самарское землячество» в Москве. Он всегда принимал самое активное участие в различных самарских акциях и конференциях. При нем начала осуществляться помощь талантливым и одаренным выпускникам самарских школ, которые хотели поступить в столичные вузы. Самарское землячество всегда содействовало культурному обмену с российскими и иностранными организациями, осуществляло шефство над самарскими военнослужащими, проходящими службу в Кремлевском полку. При каждом заседании в состав организации принимали молодых, перспективных ребят, эти прекрасные традиции продолжаются и сегодня.

Виктор Васильевич Рябов и сейчас является активным участником РОО «Самарское землячество», являясь ее Почетным президентом. Молодежь обращается к нему за помощью или просто за советом, стараясь перенять его колоссальный, богатейший опыт.

Виктор Васильевич Рябов дважды удостоен премии Правительства Российской Федерации в области образования, имеет государственные награды: орден «Знак Почета», орден Трудового Красного Знамени, значок «Отличник просвещения СССР», медали ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней, знак отличия «Почетный работник высшего профессионального образования РФ». Мы гордимся нашим земляком!

Виктор КИРИЛЛОВ, директор Института гуманитарных наук МГПУ, кандидат исторических наук, профессор:

– На историческом факультете Московского городского педагогического университета я начал работать в 1996 году в должности доцента. Через год по инициативе Виктора Васильевича была образована общеуниверситетская кафедра истории, которую он до сих пор возглавляет (в настоящее время – кафедра всеобщей и российской истории). И он, мало меня зная, да и то, видимо, в большей степени по отзывам коллег, предложил мне стать его заместителем по кафедре. Для меня это была большая честь и ответственность. Думается, что в значительной степени это был кадровоинтуитивный выбор.

С тех пор – вот уже более 25 лет – я считаю себя членом команды В.В. Рябова, чем искренне горжусь. По его предложению в 2004 году я был назначен деканом исторического факультета, в 2010 году в связи с укрупнением учебных структурных подразделений университета стал директором Института гуманитарных наук, куда вошли исторические и филологические направления подготовки педагогического и классического университетского уровня.

Если говорить о его уникальных личных качествах, то я бы отметил его человечность и доброе, искреннее отношение к людям. Он всегда готов помочь в трудных ситуациях – коллегам, студентам, просто знакомым.

Вместе с тем работать с Рябовым и интересно, но и непросто. Он строгий и требовательный руководитель, всегда держит руку на пульсе процессов управления. Ему претит неорганизованность, расхлябанность, необязательность в выполнении решений. Главное, что ценит Виктор Васильевич в людях, – профессионализм, умение работать в команде, амбициозность и целеустремленность. Его требования к подбору кадров всегда отражали реалии времени и являлись залогом реализации поставленных задач, которые решались коллективами возглавляемых им образовательных (и не только) организаций.

И созданный им с нуля Московский городской педагогический университет – яркая иллюстрация грамотной и обоснованной стратегической управленческой, научной и педагогической деятельности его создателя – Виктора Васильевича Рябова.

Галина КОЗЛОВСКАЯ, директор Самарского филиала МГПУ, доктор исторических наук (научный консультант – В.В. Рябов), профессор, Почетный работник высшего образования РФ:

– Я знакома с Виктором Васильевичем Рябовым очень давно. Помню, как я заканчивала исторический факультет Куйбышевского государственного педагогического института, а он был молодым ректором. Позже я поступила в аспирантуру именно к Виктору Васильевичу как к научному руководителю, он тогда уже был ректором Куйбышевского государственного университета.

Виктор Васильевич за свою жизнь возглавлял не один вуз, и, куда бы он ни приходил, он так умел организовать дело, что вуз сразу совершал серьезный прорыв в своем развитии. Он располагал к себе коллектив, умел работать с учеными, налаживал удивительные отношения со студенческим активом. И это всегда сказывалось на результате. Виктор Васильевич не боялся брать ответственность на себя и всегда точно знал, куда он хочет направить дальнейшее развитие вуза.

У Виктора Васильевича очень много учеников: кандидатов и докторов наук. И я горжусь, что я одна из его учениц: и кандидатскую, и докторскую диссертации защищала под его руководством. Он всегда поддерживает талантливых людей, которые способны оставить серьезный след в науке, такую команду он собрал и вокруг себя. Сегодня, будучи президентом МГПУ, он помогает решать сложные, проблемные вопросы. Это в первую очередь кадровые и животрепещущие вопросы студентов.

Я долго могу описывать качества Виктора Васильевича, ведь он удивительный человек! Недюжинный интеллект, умение очень быстро оценивать ситуацию, сразу выделять главное – это все о нем. Мне кажется, у Виктора Васильевича никогда не было аудитории, которую бы он не смог завоевать, расположить к себе! Он всегда с первых секунд понимает, какие вопросы важны для человека. Он обладает удивительным умением работать с людьми. Уверена, что ему просто интересны все люди, к каждому он относится с глубочайшим уважением.

Что меня в нем восхищает? Удивительная работоспособность, умение всегда найти правильные слова. Виктор Васильевич – человек, с которым всегда интересно! Это человек, который во многом является нашим талисманом успеха, уверенности. Мы знаем, что если мы рядом с профессором Рябовым, то все будет хорошо!

Александр САВЕНКОВ, директор Института педагогики и психологии образования, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования:

– Виктор Васильевич Рябов – человек известный, и я, конечно, знал о нем еще до момента нашего личного знакомства. Однажды в 90-х в учебно-воспитательный комплекс, где я был научным руководителем, Виктор Васильевич приезжал в составе делегации Департамента образования Москвы и присутствовал на моем открытом занятии с второклассниками. Затем, примерно в эти же годы, я, в то время профессор Московского педагогического государственного университета, был приглашен в состав диссертационного совета по педагогическим наукам в Московский городской педагогический университет, где Виктор Васильевич был председателем.

Наше личное знакомство состоялось в марте 2008 года. В это время университет переходил на другую модель структурирования учебных подразделений: родственные факультеты стали постепенно объединяться в более крупные конструкции – институты. При непосредственном участии Виктора Васильевича было решено объединить в один институт факультеты: дошкольной психологии и педагогики, факультет начальных классов и педагогический факультет в Зеленограде, готовивший педагогов для детских садов и начальных школ. Я был приглашен к Виктору Васильевичу на личную беседу о том, как я, потенциальный директор нового института, вижу концепцию его создания.

При первой встрече ни я, ни предложенная мной модель института Виктору Васильевичу, как мне показалось, категорически не понравились. Однако у меня был еще шанс, и при дальнейших личных встречах наши позиции были успешно согласованы. Отмечу, что объединяемые факультеты были на тот момент вполне успешны, ими руководили опытные, квалифицированные деканы, но Виктор Васильевич как опытный руководитель смотрел в будущее. А будущее требовало новых, принципиально других концептуальных подходов, иных управленческих и педагогических решений. Это и стало моей основной задачей на новом рабочем месте.

В апреле 2008 года на ученом совете университета я доложил о своем видении характера деятельности вновь создаваемого института – «педагогики и психологии образования». Члены ученого совета отнеслись к предложенным мной идеям с понятной настороженностью, но в это время у меня уже был могущественный союзник – профессор Рябов. Решение о создании института было принято.

Оформлен на должность директора института я был, как и положено в университете, с 1 сентября. Это время стало началом нашего делового сотрудничества с Виктором Васильевичем, которое со временем переросло в профессиональные дружеские отношения.

Талант руководителя – большая редкость. Харизматичность, природные лидерские задатки, развитые в результате фундаментального обучения, большого личного и многообразного профессионального опыта, сделали Виктора Васильевича выдающимся руководителем. Каждый работающий под его руководством член коллектива может выражать свою точку зрения, предлагать новые, собственные решения, консультироваться с ним, а в особых случаях и просить о помощи. В стилистике Виктора Васильевича включать подчиненных в процесс принятия решений, за которые он несет ответственность как ректор. Он ожидает от членов коллектива конкретной помощи, принимает решения с учетом их предложений и возражений, делегирует свои полномочия, насколько это возможно, и распоряжается только при необходимости. Работая с представителями креативного класса, Виктор Васильевич признает способности подчиненных и сознает, что не может все знать и все предвидеть.

В результате уровень профессиональной мотивации и вовлеченности администрации и профессорско-преподавательского состава институтов университета очень высок. Заложенная Виктором Васильевичем в фундамент университета управленческая модель и во время его ректорства, и в последующем не раз демонстрировала высокую результативность во введении в учебный процесс образовательных инноваций, в стимулировании научных исследований, позволяла коллективу отлично проявлять себя в командном взаимодействии. Все это сказывалось и сказывается на качестве подготовки специалистов с высшим образованием для московского мегаполиса.

Оксана ПРИХОДЬКО, зав. кафедрой логопедии, директор Института специального образования и психологии МГПУ, доктор педагогических наук, профессор:

– Наши с Виктором Васильевичем Рябовым жизненные пути встретились в 2001 году, когда я работала в должности старшего преподавателя кафедры логопедии факультета коррекционной педагогики МГПУ. В тот год эта кафедра столкнулась с поиском человека, кто мог бы возглавить ее и стать заведующим, и Виктор Васильевич, познакомившись и наблюдая за мной какое-то время, предложил эту должность мне. Разумеется, с одним условием: за полгода мне нужно было защитить кандидатскую диссертацию. Сказать, что это уникальный шанс, выпадающий один раз в жизни, не сказать ничего. Получение личного вотума доверия и профессионального карт-бланша от Виктора Васильевича переписало мой жизненный сценарий. Без Виктора Васильевича не случились бы рост моей профессиональной жизни и карьеры, когда он в 2004 году поддержал в выдвижении меня на должность декана факультета специальной педагогики и специальной психологии.

За потрясающими организаторскими способностями, за прогрессивным стратегическим мышлением не сразу, постепенно раскрывалось величие Виктора Васильевича как Ученого и Человека.

Осознание того факта, что Виктор Васильевич поверил в меня, в молодого специалиста, всегда оказывал поддержку, давал правильный личный и профессиональный вектор, придавало мне невероятную мотивационную составляющую, желание сделать все в лучшем виде, чтобы оправдать его доверие.

Уникальная, отличительная особенность Виктора Васильевича, отмечаемая всеми, – это неразрывная связь слова и дела. Задачи и решения, которые ставились В.В. Рябовым перед сотрудниками университета, всегда опережали время и события и привлекали своей новизной, нестандартностью подходов, перспективой практической реализации. По складу ума и направленности решаемых им проблем Виктор Васильевич – теоретик, но теоретик прикладного характера; все его научные и организаторские решения, рекомендации и предложения и в настоящее время адресованы нашей современной действительности.

Научная целеустремленность, личное обаяние, свобода действий в способах решения поставленных задач, четкие пояснения в нужный момент, истинное благородство, тонкая деликатность – все это неотъемлемые черты личности Виктора Васильевича. В то же время он может быть твердым и порою даже жестким, но всегда справедливым и верным своим принципам.

Убеждена, что истинный ученый и руководитель всегда умеет просчитывать действия на несколько шагов вперед, обладает чутьем на перспективные проекты, не боится рисковать и доверять другим. МГПУ повезло, что в его судьбе с самого ее зарождения появился такой человек, как Виктор Васильевич. Свойственный ему безукоризненный профессионализм и стратегическое мышление, научная компетентность, авторитет и творческий потенциал – это то, в чем каждый хотел бы быть похожим на Виктора Васильевича.

Шалва АМОНАШВИЛИ, академик Российской академии образования, доктор психологических наук, создатель направления гуманной педагогики, автор более 70 книг о воспитании:

– В октябре 1986 года в «Учительской газете» по инициативе ее главного редактора Владимира Матвеева и писателя, педагога, мыслителя Симона Соловейчика был опубликован Манифест педагогики сотрудничества, в числе важнейших тезисов которого были: сотрудничество школы с детьми и с родителями; учение без принуждения; изменение системы оценивания; идея свободного выбора и личностного подхода; коллективное творческое воспитание. Я тоже был в числе подписавших Манифест. Он вызвал огромный резонанс и в Советском Союзе, и во всем мире. Кто-то поддерживал его, но очень многие противостояли. Нас начали обвинять в том, что мы создаем несоветскую школу, на новаторов в регионах начали смотреть косо. ЦК КПСС и Академия педагогических наук тоже неодобрительно относились к Манифесту, ведь его подходы не укладывались ни в какие министерские рамки. Тем не менее, многие учителя начали ему следовать и даже создавали сообщества в СССР и за рубежом.

Но, несмотря на то, что мы были в опале, казалось, что кто-то «сверху» нас защищает, и только в конце 90-х стало ясно, что нашим защитником был Виктор Васильевич Рябов. Он тогда работал в ЦК КПСС, был знаком со многими крупными руководителями и смог повлиять на некоторые отрицательные решения в отношении нас. Уже позже я узнал, что ему приходилось созваниваться с министрами образования и предлагать оказать помощь новаторам. А на внутренних совещаниях в ЦК КПСС он сам выступал, приводя аргументы в нашу защиту.

Пришло время, когда мне нужно было уехать из Грузии после развала СССР. Мы с женой переехали в Москву. Виктор Васильевич тогда уже был ректором Московского городского педагогического университета и предложил мне создать лабораторию гуманной педагогики в стенах вуза. Честно скажу, для меня это стало большой опорой: хоть меня и принимали в России, тем не менее, открытых возможностей для создания больших центров у меня не было.

Виктор Васильевич – очень дальновидный человек. Он сразу понял, что гуманная педагогика – перспективное направление. Чуть позже в стенах университета был открыт Международный центр гуманной педагогики. За время работы мы провели двадцать международных чтений, на которых присутствовали сначала 200, а потом 700 участников. И, конечно, ни одно масштабное мероприятие не проходило без профессора Рябова. Кроме того, на базе МГПУ действует Высшая школа учеников Амонашвили. У меня не хватает слов выразить всю благодарность удивительному президенту МГПУ за его поддержку. В 2003 году Международное общественное жюри при Международном центре гуманной педагогики учредило звание «Рыцарь гуманной педагогики». Оно ежегодно присваивается наиболее отличившимся работникам образования, видным деятелям науки, искусства и культуры, педагогам-новаторам из России, Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Кыргызстана, Казахстана, Азербайджана и других стран. Первым «рыцарем», конечно же, стал Виктор Васильевич Рябов.

Виктор Васильевич – ученый мирового масштаба! Трудно описать все новаторские решения и инновации, которые были реализованы под его руководством. Общаться, дружить с таким уникальным человеком – для меня огромная честь!

Я хочу подчеркнуть, что, являясь сегодня профессором МГПУ, чувствую себя защищенным, ведь могу выступать на разных мероприятиях от имени нашего университета, который славится не только в России, но и во всем мире. Кстати, родной город Виктора Васильевича Рябова Самару я тоже очень хорошо знаю и люблю, потому что одно время работал там под руководством Виктора Васильевича. Выражаю свое признание этому уникальному человеку!

Юлия ГУСЕВА, советник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента РФ по внутренней политике, доктор исторических наук (научный консультант – В.В. Рябов); заместитель директора по научной работе Самарского филиала МГПУ (2014-2020 годы):

– «Человек-эпоха». Так говорят о тех редких людях, которые своими природными талантами и трудолюбием превратили формальные строки своей биографии в историческую эпопею, достойную подражания.

«Человек-планета». Это тот, кто может переломить ход истории и заставить все и всех вокруг двигаться по нужной траектории, достигать вершин, казавшихся недостижимыми.

«Человек-созидатель». Умеющий строить буквально с нуля и воссоздавать разрушенное, способный шагнуть из одного исторического момента в другой, не только не растеряв, но и приумножив.

«Человек-душа». Сочетающий широту волжской натуры с редкими во все времена мудростью, добросердечием и вниманием к каждому человеку, вне зависимости от его статусов и званий. Готовый бесконечно делиться своим опытом и оказывать поддержку тем, кто больше всего в ней нуждается.

Человек с большой буквы. Виктор Васильевич Рябов.

За все благодарю и не перестаю восхищаться.

Многая лета!


Подготовила Наталья СИДОРОВА
При подготовке публикации использованы фото из архива В.В. Рябова.

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!