Виктор Рягузов: «Иметь веру – иметь крылья!»

Виктор Рягузов: «Иметь веру – иметь крылья!»
Виктор Рягузов. Фото взято из личного архива Виктора Рягузова

Десять лет тому назад пресвитер Церкви евангельских христиан-баптистов «Преображение» Виктор Семенович Рягузов был героем медиапроекта «Самарские судьбы», о нем был снят документальный телевизионный фильм, в журнале была опубликована статья с рассказом о пасторском служении в церкви «Преображение».

Накануне 70-летия Виктора Семеновича Рягузова мы встретились с ним, чтобы поговорить и о жизни, и о вере в Бога, и о многом другом.

Александр ИГНАШОВ:

– Виктор Семенович, что примечательного было для вас в истекшем десятилетии?

Виктор РЯГУЗОВ:

– Чувства у меня смешанные: с одной стороны, приятно, что это не было, говоря языком собеса, «периодом дожития», а было периодом полезных свершений. С другой стороны, я достиг того предела, о котором Библия говорит: «Дней наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят». В душе чувствуешь себя молодым, что является свидетельством бессмертия души, а по паспорту и здоровью – пожилым.

Вспоминается анекдот: «Мадам, – говорит доктор, – у вас такие анализы, что я бы рекомендовал вам поехать на грязевые курорты. Помочь, может, и не поможет, но к земле привыкать надо».

К земле не все просто привыкают. Один мой верующий друг признавался перед смертью: «Понимаю: есть Бог, и есть вечность, а жить хочется»! Конечно, и ко мне приходят мысли о том, как я буду уходить с земли: цепляясь за нее или отрываясь?

Кстати, на краю могилы год назад я побывал, когда заболел ковидом. Врачи серьезно опасались за мою жизнь, каждая рентгенограмма была хуже предыдущей. Я не мог произнести ни слова, чтобы не зайтись кашлем. В больнице этажом ниже лежал мой родственник, крепкий, жилистый мужчина, пресвитер церкви «Благодать» Петр Сусляев. Он не преодолел болезнь. Конечно, в таких условиях поневоле начинаешь проверять себя: готов ли встретиться с Богом?

– Сорок лет вы служите пастырем. Это не только приличный церковный стаж, но и масса добрых дел. Но и у вас, наверное, есть свойственные любому из нас сомнения, размышления. Не случайно же говорят: ложка дегтя портит бочку меда.

– В Библии сказано: «Делами пред Богом не оправдается никакая плоть». Вы правы, и у меня, и у любого человека деготь греховности портит все хорошее. Проходя через тяжелый цитокиновый шторм, потенциально летальную реакцию иммунной системы, я не испытывал страха или отчаянья. Меня укрепляли слова Библии: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их». Для Бога нет проблем простить человека. Потенциально люди прощены, но реально прощением обладают только верующие. Поскольку я всем сердцем верю в искупительную жертву Христа, Бог прощает меня и нейтрализует горечь греховного дегтя. Чего же тогда бояться? Я еще раз убедился, что иметь веру – это почти то же самое, что иметь крылья.

Однажды я разговаривал с бывшим первым секретарем обкома КПСС, удрученным смертью родного брата. Спрашиваю, знает ли он: почему Евангелие называется радостной вестью? Он отвечает: «Нет, не знаю!» Я стал рассказывать о том, что все мы согрешили, нарушив каждую заповедь Божьего закона: не любили Бога и ближних, лгали, ненавидели, блудили, завидовали, убивали и так далее. Если бы Бог проигнорировал наши грехи – Он поступился бысвятостью.Если бы наказал – поступился бы любовью. И тогда Он послал на землю в человеческом теле Сына Иисуса Христарасквитаться за нашу вину. Христос был распят, воскрес из мертвых и ходатайствует за верующих. Вот она, радость Евангелия: Христос ответил за нас пред Богом, и нам остаётся покаяться и житьпо Его заповедям. Бывший партиец был тронут до глубины души: «Спасибо, что вы мне это сказали!» У него появились крылья! На мой взгляд, христианство – самая оптимистичная и человечная религия, без которой не прожитьнасвете!

– Известный христианский писатель Макс Лукадо когда-то сказал: «Жизнь – это книга, которую пишешь или ты, или Бог. Позволь Богу написать твою книгу».

– Вот и я старался дать возможность Богу писать книгу моей жизни! Иногда мне хотелось, чтобы Господь писал мою книгу иначе. Но учусь доверять Ему: Он знает, что для меня лучше.

Главное в жизни человека – это семья. Карьера не ждет тебя, деньги не вытрут слезы, а слова не обнимут ночью. Что касается нашей семьи, в прошлом году мы отметили 40-летие супружеской жизни. После ковида мы были еще слабы и праздновали скромно, по-семейному. Бог благословил наших детей всем необходимым, они доставляли нам лишь радость и поддержку. Все-таки великое дело, когда людей объединяют не только родственные узы, но и вера, совместное служение Богу в церкви.

Я давно уже думал о том, кому передам свое служение в церкви. Десять лет назад была создана пасторская команда из молодых служителей, в которой мы вместе изучали послание апостола Павла к Тимофею, молились, обсуждали вопросы церковной жизни. Я рад, что мои братья по вере Алексей Прокопенко, Александр Гуртаев, Олег Пузанков, Александр Нестеров, Тимур Расулов способны так работать с людьми, проповедовать Евангелие благодати! Трое из них увидели необходимость открыть филиалы церкви «Преображение» в других районах, и им сопутствует успех. Они обрели опыт самостоятельного руководства, при необходимости кого-то из них можно будет пригласить трудиться в материнской церкви. В отличие от православной, католической, лютеранской церквей, где служители назначаются сверху, баптистские общины сами должны заботиться об обучении и подборе служителей.

– Вы считаете, что в обществе есть настоящий, а не показной запрос на веру? Сегодня людей больше волнуют проблемы выживания, чем религия и вера.

– С этим не поспоришь! Христос предупреждал, что, как во дни Лота люди покупали, продавали, строили и не думали о конце, так будет перед Его явлением. Секуляризация давно стала мировым трендом. Запад практически отказался от христианских ценностей брака и морали. Пропаганда гендерной текучести обескураживает тысячи юношей и девушек. Они не знают, кто они, и подвергают себя опытам по изменению пола. Помогает путанице эпидемия ковида: люди боятся заражения, просиживают у компьютеров, живут не в адекватной, а в виртуальной реальности, избегают общения и богослужений. Все конфессии теряют прихожан, не всегда оказываясь на высоте своего призвания быть светом и солью мира. Когда человек не имеет общения с верующими, его энтузиазм ослабевает, он впадает в духовную спячку. Но нельзя сказать, что интерес к вере пропадает у всех. Люди, жаждущие правды, есть, но они не так часто встречаются на пути. Христос говорил: «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Бог трудится над человеком, Он озабочен качеством верующих, а не их количеством.

Признаюсь, долгое время я тяготился тем, что не мог исполнить предсмертную просьбу моего духовного наставника, страдальца за веру, Юрия Сергеевича Грачева, которую он выразил еще в 1973 году. Он начал писать толкование на Евангелие от Луки, однако из-за онкологической болезни не смог продолжить этот труд. Им было прокомментировано всего пять глав Евангелия, и он просил меня завершить его начинание. Мне было двадцать два года, я и думать не мог о таком подвиге – не имел ни духовного образования, ни сана, ни писательского опыта. Когда пришла религиозная свобода и уже имелся опыт служения, а за плечами был Библейский институт, я так же не мог решиться исполнить просьбу Грачева: появилось немало комментариев на Библию, я и не помышлял конкурировать с ними. Сердце подсказывало: я должен постараться выполнить просьбу наставника. Полтора десятка лет я проповедовал в церкви по Евангелию от Луки стих за стихом. Накопился определенный материал, и я решил попробовать. За три года написал пять томов, и летом этого года издательство «Библия для всех» в Петербурге завершила издание этого труда. Помимо того я написал книги «Любовь всегда в долгу», «Крестный путь Иисуса Христа», «Комментарий на послание Иакова», участвовал в написании книги к 120-летию нашей церкви на самарской земле, которое мы отметим в 2022 году.

– Ваши книги можно почитать в электронном формате?

– Насколько я знаю, издательство предоставляет такую возможность.

– Вы намерены широко отметить 120-летие церкви «Преображение» в Самаре?

– Конечно! В ближайшее время мы наметим план празднования и начнем его осуществлять. Работа предстоит большая!

– Откровенно говоря, многие атеисты, да и православные до сих пор считают баптизм американской верой и относятся к нему с подозрением.

– Это неверное представление. Американцев тут и близко не было! Русский баптизм возник в трех точках Российской империи: на Кавказе, Украине и в Петербурге, благодаря переводу Библии на русский язык. Этому предшествовали духовные искания русских людей, вызванные сравнением жизни, описанной в Евангелии, с той, которую они вели. На Кавказе купец Никита Исаевич Воронин пришел к пониманию необходимости крещения по вере, а не по воле родителей. Он молился Богу, чтобы кто-то отважился его крестить, как положено. Бог послал ему навстречу баптиста Мартина Кальвейта, переехавшего в Тифлис из Литвы. Увидев горячую веру Воронина, его жажду жить по Евангелию, Кальвейт крестил его в реке Куре. Вскоре через Воронина образовалась община, к которой присоединился юный Василий Павлов, ставший затем руководителем баптистов в России. Он был необыкновенно одаренным человеком, говорил на двадцати четырех языках. К сожалению, был постоянно гоним царским правительством.

На Украине молодой крестьянин Иван Рябошапка после смерти трех маленьких детей искал утешения для души. Ему посоветовали читать Евангелие. Он научился читать и писать по-русски и все свободное время проводил за чтением Евангелия, в котором увидел любовь Божию к человеку. Он стал ходить на собрания немцев-колонистов, их проповеди ему понравились. Однажды Рябошапка читал на мельнице Новый Завет. Вдруг он почувствовал сильное желание помолиться – не заученной молитвой, но молитвой, идущей из глубины сердца. Встав на колени, он впервые в жизни сознательно обратился к Богу, прося Его о прощении своих грехов. После этого он почувствовал освобождение и великую радость. Так началась новая жизнь Ивана Рябошапки, о которой он не мог не рассказать друзьям и знакомым.

В Петербурге пробуждение вспыхнуло среди великосветской знати благодаря инициативе княгини Чертковой, сильно затронутой в Париже проповедью лорда Редстока. Она пригласила его в столицу, и многие ее друзья из императорского окружения были благословлены его служением.

Такова историческая правда. На мой взгляд, баптизм представлял собой грандиозную попытку вернуться на два тысячелетия назад, ко временам апостолов, чтобы по их учению построить церковь. И эта попытка увенчалась успехом. Семьдесят миллионов баптистов в мире – тому подтверждение. Наших отцов называли перекрещенцами, топили в реках или озерах. Они прошли тернистым путем, показав нам пример стойкости. Христос повелел проповедовать Евангелие всему творению.

– Каковы главные принципы баптизма?

– Первый пресвитер Самарской церкви Яков Винс написал в свое время брошюру, в которой выразил семь принципов русского баптизма.

Принцип первый. Священное Писание – единственный и непогрешимый авторитет в делах веры и практической жизни. Свою жизнь, христианские традиции и доктрины сверяем с Библией. Это дает нам возможность внутренне обновляться, избегать заблуждений и служить Богу в формах первоапостольской церкви Нового Завета.

Принцип второй. Церковь должна состоять из духовно возрожденных людей. Возрождение – это новая жизнь, и обретается она посредством вселения Святого Духа в сердце, когда человек искренне просит не только о прощении грехов, но и о непрерывном общении с Создателем.

Принцип третий. Заповеди Иисуса Христа о Крещении и Вечере Господней (причастии) преподаются только уверовавшим в Иисуса Христа как в своего Господа и Спасителя. Поскольку Крещение есть сочетание со Христом и вхождение в жизнь Церкви, то принимающий его должен любить и знать Того, с Кем сочетается, и сознавать то, что обещает при крещении. Поэтому баптисты не крестят не только младенцев, но и взрослых людей, не переживших духовного возрождения.

Принцип четвертый. Независимость поместных церквей в духовных и практических вопросах. Поместная церковь самостоятельно решает вопросы, связанные с избранием и переизбранием служителей, с приемом новых членов и отлучением недостойных, сама решает финансово-хозяйственные дела. Ни одна церковная инстанция не может отменить решения церкви.

Принцип пятый. Равноправие всех членов церкви. Всеобщее священство верующих, отсутствие деления членов церкви на духовенство и мирян. Иисус Христос даровал своим ученикам и последователям высокое звание царственного священства, и если есть какие различия, то в обязанностях, в служении.

Принцип шестой. Свобода совести как неотъемлемое право каждого человека. Человек ответственен за свои убеждения только перед Богом. Вот почему баптисты никогда никого не преследовали за убеждения и предпочитают быть наковальней, нежели молотом.

Принцип седьмой. Отделение Церкви от Государства. Они принадлежат к разным мирам: Церковь – к небесному, вечному, а государство – к земному, временному. Правители всегда стремились поставить Церковь на службу себе, и всегда от этого было плохо и государству, и Церкви. Есть только один способ их благополучного существования: отделение Церкви от государства.

– Один довольно наивно мыслящий человек однажды спросил: не утомляет ли баптистов строгость и праведность? Разве праведность может утомлять?

– Конечно, праведность не утомляет! Утомляет бесцельная, греховная жизнь. Помните пушкинское признание: «Цели нет передо мною, сердце пусто, празднен ум, и томит меня тоскою однозвучный жизни шум»? Я помню историю одного нашего прихожанина. Он был человеком без определенного места жительства, ночевал где придется, промышлял чем придется. Однажды верующая женщина, распространявшая Новый завет на вокзале, приметила его и пригласила в церковь. Он согласился, но в трамвае вдруг вспомнил, что друзья рассказывали ему о сектантах, которые разделывают бомжей на органы. Он заволновался и сказал попутчице: «Знаешь, у меня печень больная, почки застужены, сердце слабое!» Она улыбнулась в ответ: «Ничего, ты нам и таким подойдешь!» Сложно сказать, почему после этих слов он не выскочил из трамвая на первой же остановке. В доме молитвы он увидел много приятных людей, желавших ему добра. Много раз он приходил на служение пьяным, выкрикивал замечания проповедникам. Когда однажды его бывшие приятели решили его убить в подъезде, в голове пронеслось: а ты не успел покаяться! Захотелось жить! Неожиданно появилась милиция, и он был спасен. Верующие разыскали его в больнице, для них он словно воскрес из мертвых. Прошло время, он женился, приобрел в ипотеку квартиру. Сейчас работает санитаром и благовествует Евангелие. Ради спасения таких, как он, и стоит жить на свете!

– Как вы относитесь к другим конфессиям?

– Человек создан по образу и подобию Бога, и поэтому мы призваны быть в мире со всеми людьми. Однажды на одной из конференций два священника подошли ко мне и спросили: «Считаете ли вы, что только баптисты спасутся?» Я ответил, что баптисты появились в России почти 150 лет назад. Неужели до них никто не спасался? Я напомнил им «Оду Бог» Державина. Разве мог такое глубокое богословское стихотворение написать неспасенный человек? В тот день я процитировал им строчки из стихотворения Ивана Козлова:

«Услышь, Христос, мое моленье,
Мой дух собою озари
И сердца бурного волненье,
Как зыбь морскую, усмири;

Прими меня в свою обитель, –
Я блудный сын, – ты отче мой;
И, как над Лазарем, спаситель,
О, прослезись же надо мной!..»

Разве погибший человек напишет такие слова? Христианство определяется не хорошим названием – католик, православный, баптист, а хорошей жизнью. Если жизнь проходит во зле, недовольстве, невоздержанности, пренебрежении молитвой и Библией, то лучше не лицемерить, не присваивать себе звучных названий. Бог взирает не на название, а на сердце. Вот и нам в меру сил и способностей нужно смотреть на сердце. Несколько лет назад в Самаре был создан Совет глав христианских конфессий, который поручили возглавить мне. Усилиями Совета мы проводили мероприятия по уборке парков, выпустили брошюру «Книга, в которой все сказано», посвященную 140-летию перевода Библии на русский язык. Мы организовали межконфессиональное служение, в котором от РПЦ участвовал докладчиком архимандрит Вениамин Лабутин. В 2017 году в Самарской государственной филармонии было проведено празднование 500-летия Реформации в Европе. Зал был забит до отказа! Многие люди не смогли попасть на праздник и толпились у входа в здание. Если бы не эпидемия ковида и не мой отъезд на служение в Чехию, мы бы свершили еще немало дел.

– Вы уезжали в Чехию туристом или по делам общины?

– В Праге есть небольшая славянская община «Церковь Христа Спасителя 21 века», в которой состоят мои друзья, жившие когда-то в Самаре. Пастор Олег Грицык обратился с просьбой подсказать, кого можно было бы пригласить из России потрудиться проповедью, пока он будет писать и защищать свой диплом в университете. Ему предложили пригласить меня. Так я получил рабочую визу и год пробыл на служении в Праге. Жена последовала за мной. Прага – это сердце Европы, родина реформатора Яна Гуса, сожженного на костре за евангельскую веру. Чехи поставили памятник Гусу, но не следуют его учению. Они не религиозная нация. Язычество процветает там повсюду. Когда члены церкви Олега раздавали угощение на одной из площадей столицы и свидетельствовали о Боге, чешка-католичка воскликнула со слезами: «Почему вы говорите нам о Боге, а мы молчим? Что мы за люди!» Видимо, мессианство у нас в крови.

– Вы о чем-нибудь сожалеете?

– Сожалею о том, что Бог дал мне испытать так много всего прекрасного, а в ответ получил от меня ничтожно мало. Служение пастыря или проповедника связано с вечными результатами. Все, что люди построили, взрастили, написали, погибнет. Земля и все дела на ней сгорят, предупреждает Библия. А спасенные через служение пастыря или проповедника души живут вечно. В сравнении с апостолом Павлом или моими духовными отцами я почти ничего не сделал. А так хотелось бы! Если бы не спасение по благодати и не ожидание бессмертия, юбилей был бы печальным. Но Бог повелевает всегда радоваться, непрестанно молиться и за все благодарить. Этим я живу и жить буду, сколько даст Господь!

Так же жалею о том, что в моей любимой Самаре, в которой я родился и окончу жизнь, снесли пресвитерианскую церковь. Кому она мешала? Чей злой взгляд позавидовал, сподвигнув власти затеять снос на земле, купленной церковью, а не захваченной насильно? В Ново-Абаканке под Новороссийском власти решили отнять у баптистов церковное здание, потому что оно прилегало к общеобразовательной школе, но разум возобладал: поговорили с верующими, и те согласились построить здание церкви подальше от школы. Почему не хватило благоразумия здесь? Столько боли было испытано и пролито слез, когда возведенное с любовью на средства верующих добротное здание разрушалось под ударами техники! Я жалею, что это видели мои глаза! Если Христа, в сравнении с которым все сокровища мира – прах и тлен, опозорили, оболгали, убили, что говорить о несчастных пресвитерианах! Здание пресвитерианской церкви было украшением города. Его было бы не трудно узаконить. Но не захотели. Почему?..

– Что бы вы пожелали гражданам нашего города?

– От всей души желаю здоровья и благополучия! Но самое главное пожелание приведу из Библии: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко». Мы не те, за кого нас считают другие, мы те, за кого нас считает Бог. Это определит нашу вечную участь. Он считает своими нашедших Его. Им Он откроет свое славное царство!


Беседовал Александр ИГНАШОВ
При подготовке материала использованы фото из архива Виктора Рягузова.

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!