Все краски жизни. 50 лет Самарскому художественному училищу имени К.С. Петрова-Водкина

В 2023 году Самарское художественное училище имени К.С. Петрова-Водкина отмечает 50 лет со дня своего основания. Это настоящая колыбель талантов. По словам директора училища Галины Мисюк, в настоящее время здесь работает коллектив высококвалифицированных преподавателей, умеющих найти подход к каждому студенту. Им на смену приходят молодые педагоги, среди которых много выпускников училища. Преподаватели стараются учить будущих художников не только профессиональному мастерству, но и тому, как стать всесторонне образованными людьми, личностью. Хорошим примером для них являются педагоги, которые не только ведут занятия, но и активно занимаются творческой деятельностью. Галина Мисюк подчеркивает, что, продолжая традиции великой русской культуры, училище прочно стоит на фундаменте классического академического обучения, которое является отличной базой для настоящего художника.
Дорогие друзья! Уважаемые коллеги!
От всей души поздравляю вас с замечательной датой – 50-летием основания Самарского художественного училища имени Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина!
За многие годы плодотворной деятельности ваше учебное заведение заняло ведущее место среди творческих учебных заведений России. Это безусловная заслуга талантливого коллектива преподавателей училища, которые бережно сохраняют уникальные традиции отечественного художественного образования, заложенные полвека назад. Знаменательно, что большинство педагогов являются членами Союза художников России, что, безусловно, повышает престиж Самарского художественного училища. Они не только дают будущим профессионалам изобразительного искусства полноценную академическую подготовку, но и приобщают их к сокровищам национальной художественной школы и мировой культуры.
За свою славную историю Самарское художественное училище выпустило больше двух тысяч дипломированных специалистов. Имена выдающихся выпускников училища знают далеко за пределами Самары, они достойно представляют изобразительное искусство как в нашей стране, так и за ее пределами, составляя гордость российской культуры. Большой вклад в развитие самарской культуры вносят выпускники училища, которые работают в художественных школах и школах искусств, воспитывают любовь к творчеству и формируют новые поколения талантливых художников.
Желаю вам доброго здоровья, неиссякаемой энергии, побед, а также новых успехов в деле сохранения и развития великих традиций российской школы изобразительного искусства!
Руководитель Департамента культуры и молодежной политики Администрации городского округа Самара
Татьяна Шестопалова
От всей души поздравляю наше любимое художественное училище, его замечательного директора Галину Михайловну Мисюк, педагогов, студентов со столь значимой датой! Училище им. К.С. Петрова-Водкина в наши дни представляет собой самое привлекательное учебное заведение в регионе для тех, кто хочет получить настоящее профессиональное образование в области изобразительного искусства. Об этом говорит неизменно высокий конкурс при поступлении. Из его стен вышла целая плеяда художников, которые составили славу самарской земле далеко за её пределами и основу педагогического состава в художественных учебных заведениях Самарской губернии.
Хочется пожелать нашему училищу процветания и дальнейших успехов на поприще сохранения и приумножения лучших традиций русской реалистической школы изобразительного искусства.
Председатель Самарского регионального отделения ВТОО «Союз художников России» Дмитрий Мантров
История из первых уст
Скромное здание художественного училища, спрятавшееся за длинным многоквартирным домом на улице Комсомольской, подобно этюднику: раскроешь его и буквально ослепнешь от спрятанных внутри ярких красок. В бывшей школе вот уже полвека живут шумные студенты и их строгие наставники. Несмотря на разницу в возрасте, их объединяет одно – стремление к творчеству. Директор художественного училища Галина Мисюк пригласила нас в один из самых интересных моментов жизни вверенного ей коллектива – на просмотр работ учащихся в конце первого семестра 2022-2023 года. Вот когда всё здание, и каждый класс, и даже коридоры наполняются яркими красками, буйствующими на работах студентов! Галина Михайловна сделала краткий экскурс в историю художественного образования Самары, подчеркнув, что училище – полноправный преемник всех существовавших в разные эпохи в нашем городе курсов и студий.
Галина Мисюк, директор училища:
– История художественного образования в Самаре началась в 90-е годы ХIХ века, когда Фёдор Буров, выпускник Петербургской Академии художеств, ученик Павла Чистякова, на свои средства создал «Классы живописи и рисования для неимущих детей». Среди его учеников были Георгий Подбельский и Кузьма Петров-Водкин. В 1918 году при Самарском Пролеткульте был организован отдел ИЗО с живописными, рисовальными и скульптурными студиями. Студийцы занимались устройством празднеств, оформлением клубов и общественных организаций, выполняли декоративно-художественное убранство города. В 1921 году в Самаре открыли ВХУТЕМАС, а в 1924 – художественно-педагогический техникум, который просуществовал до 1930-х годов.
Однако на целых три десятилетия о системном преподавании изобразительного искусства позабыли. И только появление в нашем городе отставного морского офицера, художника-энтузиаста Григория Зингера всколыхнуло общественное мнение. В начале 1960-х годов он основал первую в городе художественную школу. Но он не остановился на достигнутом. Во многом благодаря его усилиям в 1973 году в Самаре (Куйбышеве) было открыто художественное училище. Зингер стал его первым директором.
Галина Мисюк, директор училища:
– Уже в первый год работы училища на два отделения – живописно-педагогическое и декоративно-оформительское – поступили 45 человек. Среди первых преподавателей члены Союза художников Юрий Филиппов, Венир Кныжов, Евгений Березин, Вячеслав Герасимов, Вадим Сушко, творчество которых хорошо известно самарским любителям искусства. С тех пор многие выпускники училища пополнили когорту самых известных деятелей изобразительного искусства.
Сама Галина Михайловна поступила на первый курс училища в 1979 году. Училась на художественно-оформительском отделении. И это не случайно, ведь ее отец был художником-оформителем. По окончании поступила в Харьковский художественно-промышленный институт. Стала художником-монументалистом и вернулась уже вместе с мужем, также художником, в родной город. Пришла в училище преподавателем, как думала, на время. Это был 1991 год, и монументалисты стали не нужны. Но осталась здесь надолго. Продолжала параллельно творческую деятельность и стала членом Союза художников России.
Развеска и просмотр
Просмотр – это всегда очень волнительно и для ребят, и для их наставников. Учащиеся демонстрируют не только то, чему научились у своих преподавателей, но и то, что на текущем этапе своего становления в качестве профессионала могут предъявить собственного, интересного. И коридоры, и каждый кабинет просто увешаны и уставлены рисунками, набросками на холсте и объемными макетами. Среди повторяющихся учебных сюжетов встречаются оригинальные, яркие, действительно творческие работы.
Комиссия педагогов переходила от экспозиции одного ученика к другим, обсуждая и выставляя оценки. А взволнованные молодые авторы, которым удалось проскользнуть в здание училища, робко заглядывали в двери кабинетов, пытаясь уловить то, о чем рассуждают строгие судьи. И нужно отметить, как, со знанием дела обсуждая экзаменуемого, преподаватели с радостью отмечали каждый момент перехода количества занятий в качество работ, поощряли даже самый робкий самостоятельный шаг студента и любой творческий подход. Видно, насколько бережно здесь относятся к личности учащегося, к его таланту.
Лидия Мельникова, преподаватель, искусствовед, член Союза художников России:
– Художник как Эолова арфа, поющая при малейшем дыхании ветра, он должен быть поэтом, мечтателем, философом. Способность к художественному творчеству – прирожденный дар, который необходимо развивать. Однако вполне выразить свое дарование может лишь тот, кто владеет техникой. Как писал Илья Репин, горе художнику, если его художественные вкусы и требования превышают его технические средства выражения.
Председатель комиссии Галина Мисюк указала нам на большое разнообразие экзаменационных работ и пояснила, что в настоящее время училище готовит специалистов в области дизайна, станковой и театрально-декорационной живописи. Все специальности востребованы. Очень часто абитуриенты выбирают «модную» профессию дизайнера. Причем приходят заниматься и ребята со школьной скамьи, и люди с жизненным опытом.
Евдокия Антипова, студентка 2-го курса:
– У меня очень интересная вышла тема с дизайном. Я поступила в училище уже будучи довольно зрелым человеком – в двадцать лет. И шла сюда осознанно. Мне всегда было интересно, как вообще устроено человеческое тело, как его изобразить, как все правильно компоновать на листе бумаги. А тут в программе есть всё и сразу. И плюс учат дизайну. Мне нравится здесь учиться, и мне нравятся все преподаватели. У нас был просмотр, и мы вроде как успешно его пережили. Волновались, конечно. У нас начали читать историю дизайна, она очень интересно ведется. У меня появляется желание заниматься ею более углубленно. Мы учимся понимать, как люди смотрят на вещи. Ведь дизайнер должен придумывать такие формы, чтобы они радовали глаз человека.
Для многих выпускников училища оно стало стартовой площадкой в будущее. Ведь настоящий художник учится всю жизнь. И так важно начать с правильного преподавания и надежного освоения основ! В этом заключается ответственность педагогов училища, каждый из которых – не только знаток своего предмета, но и практикующий мастер своего дела: живописец, график, керамист или искусствовед.
Галина Мисюк, директор училища:
– Родителям абитуриентов со стороны кажется: ну кто такой художник? Это тот, кто пишет картины. А на самом деле для тех, кто решил посвятить жизнь изобразительному искусству, открывается огромнейшее поле деятельности. Например, наше театральное отделение. После него в вузе приобретается профессия «художник по костюмам», «художник-постановщик», «художник-бутафор». А дизайн? Немыслимый разброс. Кроме того, существуют прикладные виды искусств: текстиль, керамика, стекло, обработка металла. А монументальное искусство – и живопись, и скульптура… Чтобы развиваться в качестве профессионалов, кроме тех способностей, которые от мамы с папой достались нашим ученикам, у них должна быть хорошая школа. Вот это как раз то, что мы пытаемся дать, стараясь не уронить планку академического подхода к рисунку и живописи.
Поэтому программа обучения обширная и напряженная. Студенты овладевают знаниями в области рисунка, живописи, композиции, пластической анатомии, компьютерной графики, копирования и цветоведения, истории искусства и основ архитектуры, шрифта и фотографии, черчения и перспективы. Кроме этого, проходят предметы образовательного цикла: русский язык и литературу, историю, математику, естественно-научные дисциплины – и получают законченное среднее образование. Особое внимание отводится изучению педагогики и методики преподавания ИЗО, психологии и эстетики. Знания и умения студентов закрепляются во время проведения педагогической практики в художественных школах и лицеях города. Училище располагает обширной библиотекой, компьютерным классом, а также офортной мастерской, где студенты приобретают практические навыки в области станковой печатной графики.
Валентина Жилина, педагог:
– Я поступила в училище в 1990 году, закончила в 1994 году. Обучалась на художественно-оформительском отделении, сейчас оно называется «Дизайн». Одними из первых мы начали такое направление, которое сейчас называется «Фирменный стиль». Тогда только начиналось увлечение компьютерной графикой. Сейчас у нас есть такое направление в курсе дополнительного образования. У нас действуют клубы, в которых во внеурочное время наши студенты имеют возможность заниматься интересующими их направлениями.
Ветераны педагогического труда
Спускаемся в кабинет офорта. Занятия здесь ведет старейший преподаватель училища Николай Панфильцев. Он был принят на работу в год открытия этого нового для нашего города учебного заведения.
Николай Панфильцев, член Союза художников России:
– Я работаю в Самарском художественном училище вот уже 50 лет. Попал сюда после того, как отработал по распределению в Подбельском педагогическом училище. До этого закончил Орловский педагогический институт. Помню, как меня принимал в кабинете директора, которым был Григорий Зингер, его заместитель Юрий Филиппов. Побеседовал, попросил показать ему мои работы. И подытожил: «Качество работ соответствует нужному уровню, преподавать можешь». Тогда вместе со мной проходили собеседование выпускники престижных столичных вузов Александр Ковалев, Геннадий Коновалов, Юрий Бородачев. Став преподавателями, они дали очень многое для развития системы преподавания в училище. Из всей этой когорты один я остался до сих пор на прежнем «боевом посту».
Панфильцев с благодарностью вспоминаниет стоявшего у истоков училища замечательного живописца Венира Кныжова, который стал для него настоящим наставником. Он советовал молодому преподавателю заняться творчеством и постараться вступить в Союз художников СССР. Панфильцев чувствовал, что ему более близка графика. И начал рисовать тушью и пером. Затем, попав в качестве претендента на вступление в Союз на творческую дачу в Подмосковье, он овладел техникой офорта под руководством лучших мастеров этого жанра. И теперь передает секреты этой сложной техники своим ученикам. Он ведет также класс живописи. Панфильцев – мастер многофигурных композиций, которые считаются вершиной живописного мастерства. На своих полотнах он воскрешает древнюю историю мира, России и Самары. И, конечно, до сих пор преподаватель сопровождает студентов на пленэры, которые проходят в живописных местах нашей области весной и осенью. Тесное общение с мастером, работа под его началом оказывают самое благоприятное воздействие на личность будущих художников.
Художественные династии
Немало среди преподавателей училища представителей творческих династий. Например, у входа в учебное заведение висит памятная доска в честь ветерана труда, Заслуженного работника культуры РФ Александра Федоровича Пешкова. Он проработал в его стенах с 1974 по 2008 год. Вёл занятия, в основном, у оформителей и дизайнеров. Он потомственный художник. Его отец был иконописцем. И дед, и прадед тоже были «богомазами». Семья Пешковых переехала в Самару из Ростова-на-Дону. Жена Александра Федоровича Татьяна Патрокловна до 2022 года преподавала в Первой художественной школе. Она до сих пор занимается творчеством, являясь членом Союза художников России. Известна как акварелист-виртуоз. Об этом нам рассказала дочь Пешкова Мария Александровна, которая работает так же, как и отец, в художественном училище. И является выпускницей этого учебного заведения.
Мария Пешкова, живописец:
– В училище я веду специальные дисциплины. Работаю, в основном, у живописцев, но есть и общие дисциплины, которые я преподаю студентам всех направлений. Это живопись, рисунок, станковая композиция, цветоведение. Я веду и разные практики, в том числе выездные. Группы всегда делятся на увлеченных и более спокойно относящихся к своему делу. Есть у меня очень сильные ребята. Я никогда не прекращала заниматься творчеством. Скоро у меня персональная выставка в Новокуйбышевске откроется. Там будет представлена и живопись, и графика. Выставка называется «Миры». Будет много портретов, много творческой тематической графики, картины, посвященные мифологическим сюжетам, фантазийные работы.
В Самаре сложились творческие семейные династии выпускников училища: Бутенковых, Кухаревых, Кошевых, Шешиных, Топорищевых, Рассказовых, Марисовых, Турутиных, Маняжиных, Николаевых, Бердниковых, Зайченко, Анненковых, Сморкаловых, Воротынцевых, – и есть уверенность, что эта традиция не прервется.
И декораторы, и режиссеры
Администрация училища старается привлекать в свой коллектив признанных мастеров искусства. Например, на театральном отделении работают знаменитая певица, заслуженная артистка России Евгения Тенякова и признанный художник-постановщик Наталья Хохлова. Наталья Васильевна окончила ЛГИТМиК и работала во многих театрах.
Наталья Хохлова, член Союза художников России, член Союза театральных деятелей России, преподаватель:
– В чем специфика работы в художественном училище? Мне хочется привить студентам любовь к театру. И это главное. Отмечу: театральный факультет – это редкость. Подобные существуют только в Питере и в Москве, да еще в Красноярске есть филиал театрального института. В данном случае на просмотре свои работы показали третий и четвёртый курс. Это макеты сцены с театральной подсветкой. Сценография – это плоды знакомства с пьесами, с драматургией, вообще с русской и зарубежной классикой. Всё, что я им даю, это практически полный курс Петербургского театрального института. Для студентов училища это в общем-то, конечно, трудно, особенно на первом курсе. Но, тем не менее, они осваивают материал и приходят к интересным решениям сценических действий: от сказок до сложной классики – до Шекспира, до Горького и Островского. Они создают еще афиши, а это вообще отдельная профессия. Мне работать с ребятами интересно, и им, самое главное, как я вижу, интересно работать со мной.
Пройдя по кабинету, уставленному маленькими копиями сцены с декорациями, фигурками актеров, одетыми в разработанные авторами костюмы, поражаешься разнообразию решений. Одну и ту же пьесу Островского кто-то воспроизводит в исторически точных декорациях XIX века, а кто-то переносит действие в настоящее время. Еще больший полет фантазии вызывает жанр оперетты.
Наталья Хохлова, преподаватель:
– Когда студенты переходят на старшие курсы, у них уже все более индивидуально. Там свой сценограф и свой режиссёр спектакля. Перед тем, как студент читает пьесу, он работает с материалом этой эпохи: костюмы, интерьеры, экстерьеры, мода… Конечно, у нас есть звездочки и очень яркие, интересные. Ирина Мишина, Екатерина Мусина, Катя Кондрусева, Королёва Вика. Это третий курс. На четвертом себя отлично показали и Чугунова Надя, и Сухова Люба, и Богоявленская Соня, и Полькина Ксюша. У Поляковой Сонечки все ярко и, самое главное, самобытно. По сути, это уже дипломная работа по пьесе Островского «Поздняя любовь». Во-первых, она роскошно сделала эскизы мест действия. Эскизы костюмов тоже неплохие, но макет, конечно, потрясающий. Вообще, четвёртый курс в макетах – асы, корифеи, для них в этом ничего сложного нет. В театре вообще нет ничего невозможного. В театре всё возможно, и все задумки моих учеников в общем-то реально воплотить в действие, в жизнь.
Заслуженная артистка России, народная артистка Самарской области Евгения Тенякова вот уже более пяти лет преподает историю театра и историю костюма. Кроме того, она рецензент дипломных работ по специальности «Театрально-декорационная живопись».
Евгения Тенякова, преподаватель:
– Я давно уже считаю это училище своим. Оно восхитительное, здесь замечательный коллектив. Я не знаю более душевных людей. Строгих, конечно, потому что дают профессиональные навыки детям и делают из них хороших художников-педагогов. И я считаю, что нашему училищу очень повезло, что у нас великолепные педагоги по всем дисциплинам: и по специальным, и по прикладным, которые в данном случае представляю я. Как режиссер театра, а я окончила ГИТИС, получаю огромное удовольствие от того, что наши студенты выходят в жизнь достаточно зрелыми профессионалами и могут устроиться и в театры, и еще в какие-то организации – в школы искусств, в общеобразовательные. Здесь есть все условия для того, чтобы начать, можно сказать, с ничего и стать через четыре года кем-то. За этим огромный труд и душевные качества педагога, и профессионализм, наставничество, которое на самом деле у нас существует.
Дорога в большую жизнь
Кабинет директора украшают дипломные работы выпускников разных лет. Она может говорить о каждом бесконечно.
Галина Мисюк, директор училища:
– Итогом 4 лет обучения становятся написание эскиза станковой картины, эскиза оформления театрального спектакля или разработка дизайна интерьера, товарного знака, рекламной продукции. Очень важным фактом является то, что дипломные проекты, как правило, выполняются для конкретного заказчика: школы, детского сада, библиотеки, парка, кафе, магазина, различных фирм.
Показывая стенд с грамотами и дипломами, директор отмечает, что студенты училища участвуют в различных конкурсах и олимпиадах по изобразительному искусству.
Галина Мисюк, директор училища:
– У нас проходит много конкурсов. И внешние, и на нашей базе. За последнее время – спасибо ковиду – мы научились работать дистанционно. Это дает возможность принимать участие в конкурсах большему числу студентов. К примеру, Чебоксарское художественное училище ежегодно проводит Всероссийский конкурс академического натюрморта, из очного конкурс перешел в дистанционный формат. Наше училище вместо 2-3 получило возможность выставлять двадцать-тридцать участников, есть и призеры, и лауреаты, а для всех участников – это неоценимый конкурсный опыт. В Дельфийских играх очень часто наши ребята побеждают на региональном этапе, на всероссийском уровне становились призерами.
Выпускники востребованы сегодня в художественных школах и школах искусств, студиях, рекламных агентствах, издательских и ювелирных фирмах, они выполняют оформление выставочных экспозиций, интерьеров и витрин.
Галина Мисюк, директор училища:
– Ежегодно наши выпускники успешно выдерживают экзамены и продолжают свое образование в лучших учебных заведениях страны: институтах имени И.Е. Репина, имени В.И. Сурикова, Российской академии художеств И. Глазунова, высших училищах имени Штиглица и имени Строганова. Многие стали членами Союза художников.
Директор бережно сохраняет необычный подарок от группы, которая выпустилась несколько лет назад. Это букет ромашек с девичьими лицами, который держит в руках единственный в группе юноша. Это уже получивший признание Артем Тихонов. Недавно во второй раз он стал лауреатом областной премии имени Константина Головкина.
Галина Мисюк, директор училища:
– Артем Тихонов за время учебы в училище трижды был дипломантом молодежных Дельфийских игр России. Он в прошлом году закончил Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, в настоящее время – ассистент-стажер на кафедре живописи. А вот картина «Мальчики» – это несомненный успех Ивана Сухова: сейчас он живет в Петербурге. Вот на ромашке Алина Сморкалова, она закончила в этом году Академию имени Глазунова. На юбилейной ретроспективной выставке работ студентов Академии было представлено свыше десяти учебных и творческих работ Алины. У нас на каждом курсе и сейчас звездочки есть.
И, конечно, преподаватели и студенты всегда в курсе творческих событий, происходящих у выпускников училища разных лет, связавших свою жизнь и деятельность с Самарой: Николая Ельцова, семьи Бакановых, Николая Кикина, Николая Лукашука, братьев Барановых, Юрия Малыгина, Евгения Штырова и других. На них они равняются. Ведь за сегодняшними студентами – будущее самарского изобразительного искусства. Галина Михайловна выражает благодарность за совместную плодотворную работу заместителям директора Татьяне Ибряновой и Игорю Кузнецову, преподавателям и сотрудникам училища, студентам, бывшим, нынешним и будущим, и поздравляет всех с полувековым юбилеем Самарского художественного училища имени К.С. Петрова-Водкина!
Татьяна ГРИДНЕВА
При подготовке материала использованы фото Екатерины Елизаровой и из архива Самарского художественного училища имени К.С. Петрова-Водкина.