Вслед за Головкиным по музейным залам

Вслед за Головкиным по музейным залам
Музейные залы. Фото взято из архива Самарского художественного музея

Если бы Константин Головкин сегодня увидел, как разрослось собрание произведений искусства, начало которому он положил, он бы, несомненно, восхитился. Коллекция художественного музея, о создании которого он мечтал, насчитывает сегодня огромное количество экспонатов, которые расположились и в залах бывшего Волжско-Камского банка, и в арендованных помещениях Дворца культуры на площади имени Куйбышева.

Для участников выставки «Самарский модерн» была организована экскурсия по всем залам музея. И впереди толпы заинтересованных студентов гордо вышагивал самодеятельный артист, переодетый в Головкина. Значит, дух этого просвещенного самарца эпохи модерна до сих пор живет в стенах одного из самых посещаемых учреждений культуры нашего города.

Зал «россики»

Постоянная экспозиция музея знакомит посетителей с мировой историей развития изобразительного искусства. Особое место занимают шедевры русской живописи XVIII – начала XX веков. Открывает ее зал «россики» – творений западноевропейских художников, первыми поспешивших на зов реформатора Петра I и положивших начало развитию светской живописи в России. Иоганн Генрих Ведекинд прибыл в нашу страну в 1720 году. В коллекции музея хранится несколько написанных им картин. Это портреты императрицы Анны Иоанновны и Петра II, внука Петра I, написанные с работ Луи Каравакка. Считавшийся прилежным копиистом Ведекинд предстает перед нами и как самостоятельный автор. Его портрет Адама Густава фон Ульриха, написанный к свадьбе этого дворянина из Бранденбурга, отличает живость, стремление передать настроение и характер жениха.

Судьбы шедевров

История загадочного портрета

Разными путями попадали ценнейшие образцы искусства XVIII века в самарский музей. Из котельной оперного театра передали кусок старого холста, на котором смутно угадывалась женская фигура. Реставратор Татьяна Алексушина не только вернула картину к жизни, но и попыталась ее атрибутировать. Она предположила, что портрет принадлежит кисти Ивана Вишнякова. Сохранились сведения о том, что русский ученик Луи Каравака был автором портретов фаворита императрицы Анны Иоанновны герцога Бирона и его супруги. Алексушина предположила, что отреставрированная ею картина – это и есть утерянный портрет Бенингны Готлиб Бирон. Однако члены экспертного совета при Русском музее не подтвердили авторство Вишнякова, предположив, что картина написана, скорее всего, немецким художником. Однако, сравнив изображение с другими портретами этой высокопоставленной дамы, Алексушина пришла к выводу, что на самарской находке изображена именно герцогиня Бирон.

Отечественные мастера XVIII века

Музей гордится собранием работ первых российских живописцев. Учась у зарубежных мастеров, они привносили в свою работу черты русской культуры. «Портрет князя С.М. Голицына», который можно увидеть в следующем зале музея, написан Иваном Аргуновым. Выходец из семьи крепостных графа Петра Шереметева, он занимался иконописью. Но впоследствии не только сам овладел живописным мастерством, но и стал учителем для многих русских художников. По приказанию императрицы Елизаветы Петровны к нему были отданы «в ученье художеству» придворные певчие, потерявшие голоса: Антон Лосенко, ставший профессором и директором Академии художеств, инспектор Воспитательного училища Академии Кирилл Головачевский, будущий академик Иван Саблучок (Саблуков). «Портрет Василия Петровича Лачинова» принадлежит кисти крупнейшего портретиста той эпохи Федора Рокотова.

Выпускник Шуваловской Академии художеств, он в 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. «Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова. О его даре изображать таинственных дам екатерининской эпохи можно судить по его «Портрету неизвестной», украшающему самарскую коллекцию. Молодой человек в мундире Измайловского полка на портрете Дмитрия Левицкого не только соответствует общепринятому образу просвещенного дворянина, но и имеет собственные индивидуальные черты.

Петербургская Академия художеств, открытая в 1757 году, положила начало изучению стиля «классицизм». Будущие художники вдохновляются творчеством живописцев эпохи Возрождения. Влияние Рафаэля четко просматривается в картине «Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем» Алексея Егорова. Он учился в итальянской Академии художеств и был гениальным рисовальщиком. Его последователем был Карл Брюллов. Владимир Боровиковский слыл поклонником сентиментализма. На его «Женском портрете» пейзажный фон перекликается с настроением изображенной им на холсте молодой красавицы.

Судьбы шедевров

Атрибуция требует уточнений

Особенностью классицизма были многофигурные композиции, создаваемые на сюжеты мифов и исторических повествований Греции и Древнего Рима. Прекрасный пример такого полотна – картина «Оплакивание Гектора», созданная в 1809 году. По предположению искусствоведов, оно написано Александром Витбергом. Еще будучи студентом, он получил все малые и большие золотые и серебряные награды Академии. В том числе, в 1807 году он получил золотую медаль за программу «Три отрока». В этом же году Карл окончил Академию и остался работать в ней «пансионером для вояжирования». В 1808 году награждён золотой медалью за картину «Русская правда». Награждён большой золотой медалью Академии художеств в1809 году за картину «Андромаха, оплакивающая Гектора», написанную на сюжет «Илиады» Гомера. Возможно, в Самаре хранится один из ее вариантов. Впрочем, атрибуция картины требует еще уточнений.

Мастера XIX века

Гордостью самарской коллекции являются несколько работ Василия Тропинина, мастера романтического и реалистического портрета. «Портрет Боцигетти» воспроизводит облик дочери гувернантки графа Моркова, крепостным которого художник оставался по достижении 47 лет. Азы художественного ремесла будущий живописец постигал в мастерской знаменитого профессора Степана Щукина. Написанная в 1818 году картина еще носит сильный отпечаток западноевропейской живописи. В то время как другие его работы – портрет известного реформатора эпохи Александра I Михаила Сперанского, сестры художника Анны Барабаш и сына Казакова – свидетельствуют об обретении живописцем собственной, неповторимой манеры письма.

В середине XIX века идеи критического реализма все более овладевали умами выпускников Академии художеств. Академизм больше не устраивает их. Автор одного из выдающихся полотен, хранящихся в собрании Самарского музея, «Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году» Михаил Песков в 1863 году написал картину «Ссыльно-переселенец, сибирская сцена». Она обозначила новый рубеж в жизни и творчестве художника. Михаил Песков вместе с Иваном Крамским в числе 14 «протестантов» покидает Академию и создает «Артель художников», прообраз «Товарищества передвижных художественных выставок».

Судьбы шедевров

От академизма к реализму

В духе академизма написано полотно «Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году», созданное в 1861 году Михаилом Песковым. Поступив в Императорскую Академию Художеств в 1855 году, он учился у профессора Алексея Маркова. В 1859 году за этюд с натуры получил вторую серебряную медаль и в том же году другую такую же медаль за картину «Домик в Коломне» на сюжет из повести Пушкина, а в 1860 году – первую серебряную медаль за картину «Ермак Тимофеевич, сговаривающий атаманов волжских шаек к походу на Сибирь».

В 1861 году он получил вторую золотую медаль за картину «Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году». Эта картина была куплена за тысячу рублей известным меценатом и коллекционером Василием Кокоревым, впоследствии была приобретена цесаревичем Александром Александровичем и подарена в Румянцевский музей. Композиция картины построена по принципам театральной мизансцены, лица персонажей выполнены по канонам классической красоты. В то же время в ней чувствуется веяние времени: акцентирование русского начала в костюмах действующих лиц и явное преобладание национально-патриотической тематики.

Передвижники в Самаре

Идея приобщения широких масс населения Российской империи к культуре путем организации передвижных художественных выставок, выдвинутая членами «Товарищества передвижных художественных выставок», сыграла огромную роль в пробуждении в провинции интереса к изобразительному искусству. Два раза, в 1889 и 1892 годах, передвижники организовывали экспозиции своих работ в нашем городе. Встреченные с большим энтузиазмом, они стали катализатором культурной жизни губернской столицы.

В число передвижников входили Василий Перов, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Илья Репин, Николай Ге, Василий Поленов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Василий Суриков, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Владимир и Константин Маковские, Валентин Серов и, конечно, Иван Крамской – предводитель движения. Картины подавляющего большинства из них присутствуют в коллекции Самарского художественного музея.

Настоящим шедевром можно назвать «Женский портрет» Крамского, созданный в 1868 году. Написанный в скупой, строгой манере, он поражает своей достоверностью и глубоким психологизмом. Как и его знаменитая «Курсистка», картина изображает интеллектуалку, близкую к кругу разночинной интеллигенции. Один из основателей сети керамических заводов Сидор Терентьевич Кузнецов, по мнению искусствоведов, изображенный на портрете кисти Василия Перова, не только обладает сходством с оригиналом, но и воплощает типичные черты предпринимателей той эпохи: властность, уверенность в себе, твердость и жестокость при достижении поставленной цели.

Если Крамского называли «разумом» передвижничества, то Николая Ярошенко – его «совестью». Его картина «Слепцы», находящаяся в самарской коллекции, экспонировалась на VII Передвижной выставке. Ее подарили музею представители уважаемой купеческой фамилии, коллекционеры Петр Иванович и Вера Лаврентьевна Шихобаловы. Среди шедевров XIX века пейзажи Ивана Шишкина, Алексея Саврасова, Архипа Куинджи. Здесь можно увидеть также эскиз к ненаписанному полотну Николая Ге «Царь Борис и царица Марфа», а также несколько произведений Василия Поленова. Особое место занимают полотна художников из династии Маковских.

Судьбы шедевров

Великие Маковские

Владимир Маковский – типичный передвижник, жанровый живописец, стремившийся в своих талантливых зарисовках отразить подлинную жизнь народа. Кто из самарских любителей живописи не застывал с болью в сердце перед его полотнами «Прощание. К венцу» и «Две матери. Мать приемная и родная», не угадывал характеры женщин, изображенных на картине «Две сестры». Его брат Константин Егорович Маковский известен как яркий представитель академического стиля, автор салонных портретов. После поездки в Египет и Сербию он испытал особенный интерес к ориентализму. Выделяются также его работы, вдохновленные визитами в Италию и Францию в 1904 году: «Модели в ожидании художника», «Итальянский мальчик» и «Бретонки».

Сын Владимира Егоровича Александр не столь известен самарским любителям искусства. Однако это самобытный художник, прекрасный пейзажист, сосредоточенный на теме своего повествования. Его отличают скрупулезная проработка сюжета, тонкий лиризм. Самой значительной работой Александра Маковского из находящихся в Самаре является картина «На пасеке», написанная в 1916 году, поступившая из шихобаловского собрания. 1 августа 2019 года в Самарском областном художественном музее открылась выставка, посвященная творческой династии Маковских. Это первый в истории совместный выставочный проект четырех музеев Поволжья. Помимо нашего в нём приняли участие ведущие картинные галереи Поволжья: Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Нижегородский государственный и Ульяновский областной художественные музеи. Объединив усилия, они показали публике 44 работы представителей великой русской художественной семьи.

Окольцованные Самарской Лукой

В 1870 году Илья Репин искал в Поволжье место, чтобы написать этюды к картине «Бурлаки на Волге». И нашел его в селе Ширяев Буерак, живописнейшем уголке Жигулевских гор. Здесь издавна становились лагерем тянувшие баржи поденщики. Сопровождавшие его друзья также были единодушны в своей оценке: красивее места на Волге не найдешь! Вместе с художниками Федором Васильевым и Евгением Макаровым Репин провел все лето в этих благословенных местах. И даже отметил здесь свой день рождения. Память об этой поездке – «Волжский пейзаж с лодками», на котором изображен Царев Курган. Коллекционеры Шихобаловы дружили с автором «Бурлаков на Волге», бывали в его мастерской. Благодаря им в коллекцию попали поздние грандиозные полотна Ильи Ефимовича. Это «Композитор Антон Григорьевич Рубинштейн», написанный в 1915 году, и «Бельгийский король Альберт в момент взрыва плотины в 1914 году». Они свидетельствуют о возросшем мастерстве художника, который умел передавать с помощью живописных приемов всю гамму человеческих чувств: величие гениального Рубинштейна и отчаянную храбрость романтика Альберта, ставшего символом сопротивления немецким агрессорам. Прекрасные волжские пейзажи оставил рано ушедший из жизни спутник Репина Федор Васильев. Так же, как и нынешние пейзажисты, он был очарован природой Жигулей.

Любил наш город и Василий Суриков, который бывал здесь неоднократно. Интересна история создания пастели «Боярышня», написанной им в 1906 году. На ней изображена горничная самарского доктора Назарова. В музее также хранятся его этюды к картинам «Переход Суворова через Альпы» и «Степан Разин».

Судьбы шедевров

Гимн непокоренной Бельгии

На создание этой картины Илью Репина вдохновил эпизод, который произошёл во время Первой мировой войны. Несмотря на то, что Бельгия объявила о своем нейтралитете в военном конфликте, германские войска вторглись на территорию страны. Бельгийцам пришлось отступать, но король Альберт I перегруппировал свою армию и взорвал речную плотину, затопив берег Изера. Так он преградил путь немецким войскам. До конца войны бельгийцам удавалось удерживать небольшой плацдарм на своей территории. Слава о короле Альберте I распространилась по всей Европе. Картину Илье Репину заказала Клара Лемерсье, владелица первой частной художественной галереи Москвы. Она попросила Илью Репина сделать набросок для портрета короля Альберта I – хотела продать его и пожертвовать для лотереи в пользу Бельгии. Живописец так увлекся сюжетом, что написал целую картину – 1,44 на 2,46 метра. Короля Илья Репин писал с поэта-футуриста Василия Каменского. Этой работой заинтересовались самарские купцы и известные коллекционеры Шихобаловы. В музее художника в «Пенатах» хранится их письмо к Илье Репину от 7 сентября 1915 года, написанное из Ессентуков: «…Будем теперь ожидать Альберта с нетерпением». Купцы приобрели картину за шесть тысяч рублей. Половину суммы Илья Репин пожертвовал пострадавшим от войны бельгийцам.

Искусство на стыке веков

Наиболее полно в собрании художественного музея представлено искусство конца XIX – начала XX века. Именно тогда по призыву Константина Головкина и других просвещенных самарцев начала складываться коллекция шедевров. Многие известные и начинающие авторы присылали работы для художественного отдела при Самарском публичном музее. В итоге мы сегодня можем любоваться пейзажем «Октябрь», созданным Исааком Левитаном в селе Затишье Тверской губернии, «Портретом актрисы Марии Яковлевны Ван-Зандт». Этот портрет писал с натуры Валентин Серов, пребывая в имении Саввы Мамонтова Архангельском, в театре которого певица выступала. Есть несколько произведений самого яркого русского импрессиониста Константина Коровина: «Хозяйка» или «Женщина с вином», написанная в 1897 году, этюд «Парники», который передает зрителю полное ощущение жаркого летнего дня. Стиль импрессионистов был развит живописцами «Союза русских художников». Его членом был Леонард Туржанский, картина которого «Лето» привлекает зрителя богатой фактурой, подчеркивающей сиюминутность состояния запечатленной им природы. «Крестьянка в розовом» великолепного мастера Абрама Архипова и сегодня заставляет нас улыбнуться ей навстречу и задуматься о народном идеале женской красоты, в то время как творчество Михаила Нестерова ведет нас тайными дорогами христианской души. Автор прислал свою картину «Юность Сергия» в ответ на призыв самарских художников. Вторую работу Нестерова «Старец. Раб божий Авраамий», написанную в 1914-1916 годах, передали супруги Шихобаловы. Она выполнена в стиле модерн и представляет из себя прекрасное декоративное панно.

Судьбы шедевров

Прибывшая в эвакуацию

Замечательный детский портрет Ирины Кустодиевой попал в Куйбышевский художественный музей во время Великой Отечественной войны. Музей выкупил картину у находившейся в эвакуации и нуждавшейся в средствах дочери великого художника. Теперь им могут любоваться тысячи посетителей. Портрет Ирины с собакой Шумкой художник Борис Кустодиев написал в 1907 году. Девочке на картине два года. В своих воспоминаниях Ирина Борисовна писала:

«В 1907 году в «Тереме» написан и мой портрет с собакой Шумкой. Шумка жил там постоянно, сопровождал папу на охоту. Когда писался этот портрет, Шумку привязывали ремнями к стульям и он, сидя в этой позе, спал. А мне мама до хрипоты читала сказки. (Шумку потом зимой съели волки; мы долго о нём вспоминали и горевали о его печальном конце…)»

В 2019 году была организована совместная выставка Самарского художественного музея и Астраханской государственной картинной галереи имени П.М. Догадина. На ней были представлены фотографии, сделанные Кустодиевым, из собрания астраханского музея. На них можно было увидеть всю семью художника, а также его дачу – знаменитый «Терем». Самарцы дополнили экспозицию живописью, гравюрами, акварелями и рисунками художника 1900-1920-х годов из собрания нашего музея.

Зал западно-европейского искусства

В Самарском художественном музее можно увидеть живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство известных европейских мастеров.

Валентина Чернова, главный научный сотрудник Самарского художественного музея:

– Коллекция западноевропейского искусства Самарского областного художественного музея начала формироваться в 1920-е годы. Ее ядро составили произведения, поступившие из Государственного музейного фонда, национализированные в первые годы советской власти. Это живопись, гравюра, фарфор. Некоторые экспонаты поступили в 1928 году из Пушкинского Дома Академии наук. Интересные пополнения были сделаны в 1938 году из фондов Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Помимо централизованных поступлений из Москвы и Ленинграда в музей попали и произведения искусства из Самарской центральной библиотеки: «Пейзаж с коровами» Розенберга, «Мадонна с младенцем» неизвестного художника итальянской школы XVII века. Также были переданы коллекции из Самарского общества археологии, истории и этнографии, «Портрет старухи» Урбанского, а также декоративно-прикладное искусство из коллекции фон Вакано. Уже позднее, в 1930-е годы, музей приобрел «Деревенский пейзаж» художника круга Тенирса у гражданки Медведевой. В 1942 году в музей поступил «Пейзаж с фигурами» Воувермана – гордость нашей экспозиции. Наконец в 1957 году были сделаны очень важные приобретения из частной коллекции балетмейстера Куйбышевского оперного театра Натальи Владимировны Даниловой: «Возвращение блудного сына» Бунса и «Семья цыган» Диаса де ла Пенья.

Наиболее раннее произведение европейской живописи, которым гордится музей, – жанровая композиция «Рыбный рынок» кисти неизвестного нидерландского автора XVI века. Искусство Фландрии XVII века представлено в музее творчеством Давида Тенирса Младшего и Хендрика Ван Стенвейка, а также рядом работ неизвестных мастеров. Тенирс Младший был крупнейшим жанристом своего времени. Картина «Деревенский пейзаж» создана в период расцвета творчества художника. Творчество Ван Стенвейка представлено картиной «Внутренний вид готического собора».

Значительный раздел коллекции составляют картины художников Голландии XVII века, работавших в излюбленных жанрах натюрморта, пейзажа, бытовых сцен.

К кругу работ «малых голландцев» относится картина «У корчмы» Хемскерка, герои которой – простолюдины. Бытовой жанр в голландской живописи включал в сферу интересов все многообразие явлений жизни. У таких живописцев, как Томас Вейк, все творчество наполнено жизнерадостным юмором. Его картина «У алхимика» рассказывает, как шарлатан дурит простака. Голландская живопись дала миру прекрасных художников-анималистов. Один из них – Люк де Йонг – разрабатывал в своих пейзажах различные эффекты солнечного освещения. В Самаре хранится его картина «В парке».

В коллекции немецкой живописи привлекают внимание два мужских портрета: «Портрет Неизвестного в красном» 1772 года работы Франца Дегле, находившийся в собрании Эрмитажа до 1917 года, и «Портрет Неизвестного». В собрании итальянского искусства самой ранней работой, исполненной в XVII веке, является «Мадонна с младенцем» неизвестного мастера, представителя школы Караваджо. Среди работ художников Италии XVIII века выделяется «Вид Венеции» Бернардо Белотто, истинная жемчужина коллекции. Изобразительное искусство Франции представлено образцами живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В разделе живописи наиболее интересен «Пейзаж с кипарисами» одного из самых известных французских пейзажистов второй половины XVIII века Юбера Робера.

Судьбы шедевров

Представитель «золотого века»

«Пейзаж с фигурами» работы Филипса Воувермана (Вауэрмана), находящийся в коллекции Самарского художественного музея, изображает окрестности родного города художника Харлема. Здесь он родился в 1619 году и был похоронен в 1668-м. Филипс Воуверман учился живописи у отца Паулюса Йостена Воувермана и, возможно, у Франса Хальса. На художника также оказали влияние Питер Вербек и итализированный художник Питер ван Лар. Колорит «Пейзажа с фигурами» подкупает богатством изысканных голубовато-серебристых тонов. Здесь изображены рыхлый глинистый пригорок с ветхой лачужкой на вершине, холмы, небо с влажными облаками, зелень деревьев на переднем плане и живописная группа со спешившимся всадником и лошадью в центре картины. Это небольшая, написанная на дубовой доске композиция предугадывает появление пейзажей рококо с доминированием пастельных оттенков. Воуверман прославился своими сценами охоты, портретами всадников. Особенно популярны его картины, изображающие лошадей. И все же именно его пейзажи, в которые вплетено действие, принадлежат к лучшим образцам голландской живописи Золотого века.

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!