Железнодорожный район встречает юбилей

Железнодорожный район встречает юбилей
Железнодорожный район г.о. Самара. Фото взято из открытых источников.

Железнодорожный район городского округа Самара во многом уникален. Он расположен в самом центре города. Одиннадцатого декабря 1970 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР № 1118 «Об образовании Железнодорожного района в городе Куйбышеве Куйбышевской области». С этой даты идет отсчет жизни и деятельности района. Свое название район получил неслучайно. Рабочая группа учитывала, что на его территории будут находиться Управление Куйбышевской железной дороги, отделение дороги, крупный железнодорожный узел, вагонное депо и ряд крупных железнодорожных организаций. В связи с этим было предложено назвать район Железнодорожным. Это предложение было поддержано руководством города и области.

Вадим ТЮНИН, глава Железнодорожного района г.о. Самара:

– Району есть что вспомнить. В то же время району есть о чем подумать, где обновиться и где измениться. Потому что жизнь 50 лет назад была другая. И жизнь меняется. Меняется и район. И жители меняются. Мы оглядываемся назад. Мы учимся новому, смотрим в будущее. 50 лет – это, наверное, тот возраст, когда уже можно подводить итоги и нужно планировать будущее.

К моменту рождения Железнодорожного района город Куйбышев превратился в военно-промышленный мегаполис, оставаясь при этом «закрытым» городом. У руководства Железнодорожного района было немало планов, направленных на его развитие. Но уже к середине 1980-х годов явственно стали сказываться кризисные явления в экономике и социально-политической жизни страны. Надежды, связанные с перестройкой, не оправдались. И 1990-е годы стали самыми сложными для всей страны: закрывались производства, заводы, фабрики. Люди теряли работу. О том времени вспоминает Владимир Ильич Лумпов, возглавивший в 1986 году администрацию Железнодорожного района…

Владимир ЛУМПОВ, экс-глава администрации Железнодорожного района (1986-1996 годы):

– Конечно, время было очень сложное. Шла перестройка. Самый настоящий кризис в экономике. Главной задачей тогда было все держать под контролем. И чтобы все продолжало работать. Денег тогда едва хватало на заработную плату. В первую очередь учителям и врачам. Постоянно приходилось откладывать сроки выполнения намеченного, приходилось в чем-то отказывать людям по причине отсутствия финансов. И это приносило неудовлетворение в работе.

И все же, несмотря на трудности, Железнодорожный район развивался. Были построены и введены в эксплуатацию новые школы 76, 64, 174 и детские сады 38, 97. Застраивался новыми высотными домами поселок Кузнецовых. При передаче ведомственного жилья в муниципальную собственность сотрудники администрации приложили немало усилий, чтобы детские сады, в том числе и ведомственные, не были закрыты и не были перепрофилированы. Были сохранены два летних лагеря отдыха для школьников.

Владимир ЛУМПОВ, экс-глава администрации Железнодорожного района (1986-1996 годы):

– Я горжусь нашей командой. Команда тогда была прекрасная. Люди в ней работали энергичные, знающие свое дело и болеющие за успехи своего района. А еще у нас были хорошие отношения с руководителями предприятий района. Они много и хорошо нам помогали.

В 1990-е годы не все предприятия района смогли выстоять. История их трудовых коллективов навсегда останется в памяти поколений. А традицию работать на благо жителей района и города в настоящее время продолжают 17 крупных и средних предприятий различных форм деятельности. Среди них старейшее предприятие Самары – завод «Мягкая кровля». Он был введен в эксплуатацию в 1932 году и вошел в число ведущих предприятий кровельной промышленности страны. Самарское предприятие «Мягкая кровля» с января 2020 года входит в состав международной группы компаний «СОПРЕМА». Помимо расширения производства по выпуску гидроизоляционных материалов коллектив предприятия активно развивает экологические направления.

Владислав ТИМОФЕЕВ, директор завода «Мягкая кровля» (руководит предприятием 22 года):

– Наш коллектив ставит перед собой амбициозную цель. Мы хотим не только уменьшить отставание, которое у нас произошло за последние двадцать лет, но и постараться выйти даже не на лучший российский уровень, а на мировой. И я считаю, что у нас это уже получается. Поэтому нам надо держать марку. У нас хорошие перспективы. И они не за каким-то прекрасным далёко. Изменения уже начались. Куплена новая линия, привезена на завод новая лаборатория. Уже четыре фуры с итальянским оборудованием готовы выехать к нам. Ждем итальянцев-настройщиков. Но из-за пандемии общаемся с ними пока только в режиме онлайн-конференции. Но работа идет. Работа реальная. Я надеюсь, она даст отдачу уже в первой половине следующего года.

У Железнодорожного района есть очень ответственная миссия. Ведь неслучайно его называют «ворота Самары». Здесь расположен один из крупнейших вокзалов России. Все, кто приезжает в наш город, первые шаги делают по улицам Железнодорожного района. И, конечно, получают первые впечатления от самарского вокзала. Если пассажир заглянет в музей Куйбышевской магистрали, расположенный на втором этаже вокзала, то сможет узнать, что первый железнодорожный вокзал в Самаре был построен в 1876 году. Он был выполнен в итальянском стиле архитектором де Рошефором и эксплуатировался 120 лет. Строительство нового вокзального комплекса началось в 1996 году. Летом того года, в канун Дня железнодорожника, был заложен 1-й кирпич в фундамент нового вокзального комплекса. Строительные работы велись без прекращения движения пассажирских и пригородных поездов через станцию Самара по разработанной временной технологии. На Куйбышевской железной дороге трудятся многие жители Железнодорожного района. Один из них – Артем Вадимович Краснеев, начальник самарского железнодорожного вокзала.

Артем КРАСНЕЕВ, начальник самарского железнодорожного вокзала:

– Знаете, я горжусь тем, что живу в нашем городе, в Самаре. Потому что город в целом – город контрастов. У нас самая протяженная набережная. Площадь Куйбышева – самая большая площадь в Европе. И у нас один из самых высоких вокзалов. Его высота – 101 метр. Наш вокзал – это, безусловно, ворота города. И жители города, и гости, что приезжают в нашу Самару, заряжаются той атмосферой, которую задает наш вокзал.

Общая площадь современного вокзального комплекса – более 32 тысяч квадратных метров. Единовременно вокзал может вместить более 2 600 человек. У вокзала есть смотровая площадка на высоте 95 метров, что равнозначно уровню 18-го этажа. С этой смотровой площадки можно увидеть практически весь Железнодорожный район с его скверами, детскими садами и школами, поликлиниками, стадионами.

Артем КРАСНЕЕВ, начальник самарского железнодорожного вокзала:

– В Железнодорожном районе я проживаю около года. Переехал сюда из Красноглинского района. И был приятно удивлен. Мне очень понравился этот район, потому что в нем очень развита инфраструктура. Все находится практически в шаговой доступности. Начиная от подразделения муниципалитета и заканчивая больницами, детскими садами. Также очень отрадно, что здесь не забывают о культурных объектах, где можно провести время с семьей, с детьми. Это и парки, и развлекательные досуговые площадки. Надеюсь, что на этом работа не остановится и район будет все больше озеленяться.

Алексей САВИН, экс-глава Железнодорожного района (2010-2013 годы):

– Красивый город, красивый район, который мы сейчас видим. Благоустроенные площадки, красивые тротуарные дорожки, достаточно освещения, нет машин в дворовых пространствах.

Это уже мнение Алексея Геннадьевич Савина, который непосредственно участвовал в жизни Железнодорожного района, будучи его главой с 2010 по 2013 годы.

Алексей САВИН, экс-глава Железнодорожного района (2010-2013 годы):

– С удовольствием вспоминаю эту работу. Она была 24 часа в сутки. Это была реальная служба жителям района. Служба родине, по-другому не скажешь.

Хотя трудностей и в те годы было немало. От жителей района в администрацию ежедневно поступали сотни обращений. Алексей Геннадьевич вспоминает: «Это был шквал обращений по самым разным вопросам жизни района». И вот тогда в администрации создали автоматизированную систему обработки обращений граждан «В центре города». В Самаре это был пилотный проект. А если учесть, что Интернет еще не был так развит, то это было новшество, которое успешно себя зарекомендовало. Конечно, многое получалось не по взмаху волшебной палочки, а трудом разных коллективов, которые стремились создать достойные условия жизни для жителей района. И при этом всегда учитывалось и учитывается мнение тех, кто здесь живет.

Вадим ТЮНИН, глава Железнодорожного района г.о. Самара:

– Наша опора – это люди старшего поколения. Это люди, которые по природе своей не могут быть равнодушными. Они всегда с нами «на связи», активно участвуют во всех наших проектах. Если мы что-то начинаем, то ни в одном дворе, ни в одном общественном пространстве у нас не возникает вакуума. У нас везде есть люди, которым это интересно.

В районе созданы восемь Территориальных общественных самоуправлений, которые работают с 1998 года. Первый ТОС в городе был создан в Железнодорожном районе. Три ТОСа имеют территорию частного сектора (поселок имени Шмидта, поселок Толевый и ТОС микрорайона № 4). Пять ТОСов – это территория с многоэтажными домами и численностью населения от 10 000 до 27 000 человек. ТОС имени Юрия Гагарина создан в ноябре 1990 года и является пионером Территориального общественного самоуправления не только в Самарской области, но и в Российской Федерации. ТОСы – активные помощники местной администрации и Совета депутатов. Главное, как говорят в администрации, найти активных граждан. А их в Железнодорожном районе немало. Они прекрасно знают жилищные, бытовые проблемы своих подъездов, домов, своего района. Благодаря их общественной работе все больше граждан принимают участие в озеленении дворов, наведении порядка, в создании детских площадок. Они любят свой район не на словах, а на деле.

Татьяна МУШКАРОВА, председатель ТСЖ «МЖК-3а»:

– У меня всегда море планов. Я даже среди ночи проснусь и начинаю вспоминать: «У меня вот это не сделано. А другое надо бы переделать». Когда у нас началась программа «Двор, в котором мы живем», то нам выделили саженцы ели. Некоторые говорили: «Слабенькие, не приживутся». А я с ними как? Я их и поливала, и удобряла. И они прижились. Да такими красавицами стали! Мне кажется, ко всему надо относиться с любовью. Ведь мы живем здесь. Я всегда желаю нашему Железнодорожному району всех благ. Чтоб наш район был лучше всех!

В любви к своему Железнодорожному району признаются и жители поселка имени Шмидта, который больше известен как поселок Запанской. Дело в том, что улица Ленинградская до провозглашения советской власти в Самаре называлась Панско́й, а посёлок за этой улицей назывался соответственно «за Панско́й», «Запанской». А 8 июля 1934 года его переименовали в честь Отто Юльевича Шмидта. В поселке сохранилась церковь Архистратига Божия Михаила. Это была последняя церковь, построенная в Самаре и её окрестностях до революции.

Татьяна МАКСАКОВА, председатель ТОС поселка им. Шмидта:

– Район у нас исторический. У нас здесь буквально каждый уголок пропитан историей. Есть у нас и дореволюционные моменты, и много военной истории. Ведь к нам в поселок эвакуировали несколько заводов. Например, нынешняя «Весна», которая раньше называлась «Красный химик». Там делали мыло на фронт, делали духи «Красная Москва» для дипломатов, которые были эвакуированы из Москвы. У нас здесь железная дорога, по которой отправляли эшелоны на фронт. И людей, и технику, и артиллерийские снаряды. Это трудовой поселок, в котором живут замечательные люди. Люди, которые умеют работать, умеют жить. Они достойны самого лучшего.

Фаина МАСЛОВА, ветеран труда, Кавалер ордена Трудовой славы:

– Наш поселок меняется с каждым годом. Что-то строится новое, приводятся улицы в порядок. Молодежи много живет. И старшее поколение рядом. А главное, мы живем намного дружнее, чем живут люди в высотных домах.

В этом поселке действительно живут одной большой семьей. Вместе отмечают праздники. Вместе приводят в порядок улицы поселка и берег Самарки. Вместе приходят на помощь в трудную минуту. Здесь гордятся людьми, которые живут в поселке. Как, например, Ниной Филипповной Мураловой, которая приехала в Самару 60 лет назад. И все эти годы живет в Запанском. Сейчас ей 92 года. Трудовой стаж – 54 года, 35 лет из которых Нина Филипповна проработала на телеграфе.

Нина МУРАЛОВА, ветеран труда:

– Когда мы сюда приехали, улица наша выглядела очень плохо. Дома были очень плохие. Потом железнодорожный вокзал начал строиться. Такой красивый! Любовались, кто бы ни шел. Все смотрят: «Ой, как хорошо теперь». Я счастливый человек, потому что у меня две дочери, зятья, внуки. Семьи у них прекрасные. Вот это самое главное!

Вот и получается, что самое большое достояние Железнодорожного района – его жители. Это люди самых разных национальностей, возрастов и профессий – творческие, трудолюбивые и неравнодушные, горячо любящие свой район и отдающие свои силы, знания, опыт, талант и время на его развитие, благоустройство и процветание. А для жителей в районе созданы и работают 50 образовательных учреждений, 12 учреждений культуры, 4 учреждения спорта, 11 учреждений здравоохранения. Например, городская поликлиника № 13 Железнодорожного района – одна из лучших в Самаре.

Анна КРАВЕЦ, главный врач Самарской городской поликлиники № 13 Железнодорожного района:

– Железнодорожный район – это тоже часть мира. Поэтому этот год выдался для нас таким же сложным, таким же насыщенным. Это год ковида, новой коронавирусной инфекции, которая изменила нашу жизнь. И, конечно же, она изменила жизнь наших сотрудников, докторов, медицинских сестер. Я очень горжусь коллективом, которым руковожу, потому что никто не дрогнул. Никто не жаловался, никто не говорил: «Я не буду работать». Более того, я очень горжусь тем, что молодое поколение докторов просилось идти работать в «красную зону» в больницу Середавина. Безусловно, этот год испытаний, Я думаю, что скоро мы выйдем из этого и продолжим обычную жизнь.

Тем более, что у коллектива поликлиники в будущем замечательная перспектива – переселиться в здание «Красного Креста». Это уникальное здание с глубокой историей. Больница «Красный Крест» была открыта в Самаре в 1902 году. Статский советник Хилинский не только безвозмездно создал проект, но и лично руководил строительством в течение трех лет. Поначалу здание было двухэтажным, но в 1937 году его надстроили до трех этажей. В советское время в больнице располагался роддом. После реставрации здание планируется использовать как поликлинику на 260 посещений в смену. И можно с уверенностью сказать, что задуманное обязательно будет реализовано. Как было, например, с созданием Крымской площади.

Вадим ТЮНИН, глава Железнодорожного района г.о. Самара:

– Начиналось с того, что в 2018 году во время общественного голосования жители района выбрали именно это место для проведения благоустройства и приведения его в порядок. Хотелось создать некое пространство, которое будет радовать глаз, давать возможность отдыхать. Для меня это место вообще знаковое, потому что я считаю, что из всех мест, которые в последнее время реконструировались в Самаре, Крымская площадь должна была быть не реконструирована. Ее надо было создать заново. То есть это абсолютно новое место.

Так и получилось. И теперь у жителей не только Железнодорожного района, но и всей Самары появился еще один любимый уголок – Крымская площадь. Бывшая площадь Урицкого, которая была переименована в Крымскую в 2015 году, а в 2019 году здесь прошла полная реконструкция. В оформлении пространства использовали стилизованные изображения достопримечательностей Крыма. Здесь появились «Воронцовская ротонда», «Ялтинский маяк» и карта Крыма. Так что ко всем зеленым уголкам, скверам района прибавилась Крымская площадь. А в планах администрации уже намечена реконструкция одного из старейших парков Самары – парка имени Щорса. Парк был разбит в 1943 году. С 1953 года он стал носить имя Николая Щорса. В 1980 году здесь установили его бюст. Планируется сделать плиточное покрытие дорожек, установить новые игровые площадки, футбольное поле. На территории парка расположен Центр внешкольной работы «Парус», в котором многие мальчики и девочки Железнодорожного района занимаются творчеством в различных коллективах. Возможно, кто-то из них мечтает в будущем стать профессиональным артистом и прийти работать в труппу театра «СамАрт», который в 2020 году отметит свое 90-летие. И ровно 30 лет, как театр переехал в Железнодорожный район.

Сергей СОКОЛОВ, директор театра «СамАрт»:

– Вы знаете, нас приняли с такими открытыми объятиями. Самое главное, что в эти сложные 1990-е годы именно наш район помог артистам театра получить приличное количество квартир на улице Агибалова. Наверное, это уже были последние муниципальные квартиры, которые район выделил, встречая нас. И там продолжают жить наши известные актеры. И Ольга Агапова, и Юрий Земляков. И я там тоже живу.

Театр «СамАрт» ежегодно выпускает пять премьерных спектаклей. Более 60 тысяч жителей и гостей Самарской области посещают 400 спектаклей театра каждый год. СамАрт трижды выдвигался на присвоение высшей театральной награды страны «Золотая Маска». Три спектакля отмечались наградами Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин». В 2019 году было торжественно открыто новое здание театра со зрительным залом на 400 мест.

Сергей СОКОЛОВ, директор театра «СамАрт»:

– Жизнь наша счастливая. И самое главное, на любой вопрос ты всегда получишь ответ. Всегда получишь помощь. Вот где-то что-то у нас не строилось с дорожниками. Звоню в администрацию: «Вадим Владимирович, вот как бы здесь уладить?» Он тут же сам приезжает, смотрит. И все быстро встает на свои места. Самое главное, что эти люди, которые работают в администрации, любят театр. Они бывают в театре. Они бывают и на детских праздниках. Это вообще любимая администрация, наш любимый район. И, конечно же, театр станет своеобразным украшением района, потому что он займет практически целый квартал. Мы так называем его – квартал великих авторов. Улица Льва Толстого, переулок Тургеневский, Гончаровский переулок. Даже скрытая Пушкинская улица.

Каждый из 50 прошедших лет внес что-то новое в облик Железнодорожного района, новое в жизнь тех, кто здесь живет, работает. Точно измерены границы района. Есть статистика его населения. Есть цифры количества его улиц. А в чем измерить любовь и преданность живущих в этом районе людей? Их желание сделать Железнодорожный район самым лучшим? И надо ли измерять, если все слова в его адрес подтверждаются делами…

Елена ЛАПУШКИНА, Глава г.о. Самара:

– Для каждого района важно, чтобы людям в районе было комфортно проживать. Поэтому вопросы благоустройства, вопросы чистоты территории как были основными, так и остаются приоритетными и на сегодня. Для Железнодорожного района с его огромным частным сектором пришла пора и там наводить порядок. Очень надеюсь на те программы, которые сейчас разрабатываются в правительстве Российской Федерации по благоустройству и дорог частного сектора. И по проведению освещения в частный сектор. Уверена, что в Железнодорожном районе и в этом будет наведен порядок.

Елена Владимировна Лапушкина, Глава городского округа Самара, в 1992 году пришла работать в администрацию Железнодорожного района, возглавила Комитета по делам молодёжи. Она проработала в этой администрации 25 лет. С 2013 года Елена Владимировна была главой администрации Железнодорожного района. А в 2017 году она была избрана Главой Самары.

Елена ЛАПУШКИНА, Глава г.о. Самара:

– Мне нравилось работать в администрации Железнодорожного района. Я всегда любила этот район, знала его. Прекрасное время, замечательные люди, прекрасные учителя! То, что нас объединяло, продолжает объединять и сейчас. Я замечаю за собой, что какая бы информация ни поступала, если я взглядом выхватываю Железнодорожный район, то это сразу задевает струны моей души, и я искренне за них переживаю. Поэтому хочу пожелать району самого главного – движения вперед! Чтобы не было застоя. Чтобы район с каждым годом прирастал новыми территориями, новыми людьми, новым строительством, новыми школами, детскими садами. Чтобы никогда мы не стояли на месте!

ПОЖЕЛАНИЯ

Владислав ТИМОФЕЕВ:

– 50 лет, я считаю, это молодость, это жизнь начинается, все хорошее еще впереди. Особенно по нынешним временам. Желаю счастья, развития и быть к людям на 100% расположенными. Что, в принципе, удается. Я считаю, это здорово. Это наша жизнь, жизнь наших детей. И она становится лучше, прекраснее. Так и давайте вместе помогать, что мы тоже пытаемся делать с нашим коллективом.

Алексей САВИН:

– Хочу пожелать больших производственных побед. Хочу пожелать комфортного жилья, чтобы все национальные проекты, которые сегодня запланированы, все реализовались. И благоустройство, и комфортное жилье было доступно для жителей моего любимого района. Всем счастья и здоровья!

Артем КРАСНЕЕВ:

– Самое главное я пожелаю, наверно, не останавливаться на достигнутом. А продолжать так же дальше трудиться им на благо жителей данного района в целом и на благо гостей города нашего. Работы очень много.

Владимир ЛУМПОВ:

– Нашему Железнодорожному району желаю дальнейшего процветания!

Анна КРАВЕЦ:

– Жителям района я, как главный врач района, пожелаю здоровья прежде всего. А также хочется, чтобы район процветал, чтобы не прекращалось благоустройство. И когда выходишь на улицу и видишь перед собой прекрасную Крымскую площадь, отремонтированные дороги, отремонтированные фасады, ведь и настроение лучше.

Сергей СОКОЛОВ:

– 50-летие – это прекрасно. Это полвека. Желаю всем людям, проживающим в этом районе, счастливой жизни!

Нина МУРАЛОВА:

– Я всем говорю: живите долго, счастливо, чтобы все у вас было!

Вадим ТЮНИН:

– Самое главное, чтобы у нас была общая цель. У администрации, которая работает на благо района, и у жителей, которые в нем живут. Если мы будем двигаться вместе и в одном ключе, то всё у нас получится. Хочется всегда находить понимание. Хочется вместе двигаться вперед и только вперед!


Ольга КОРОЛЬ
При подготовке материала использованы фото из архива Администрации Железнодорожного района г.о. Самара.

Оцените статья

+1

Оценили

Людмила Векшина+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...