Жизнь в музыке. 75 лет Детской музыкальной школе им. М.И. Глинки

Жизнь в музыке. 75 лет Детской музыкальной школе им. М.И. Глинки
Фото взято из архива Детской музыкальной школы им. М.И. Глинки

Татьяна Шестопалова, руководитель Департамента культуры и молодежной политики Администрации городского округа Самара:

– Дорогие друзья!

В этом году одна из старейших музыкальных школ Самары – Детская музыкальная школа имени М.И. Глинки – отмечает свое 75-летие. С историей школы неразрывно связаны достижения самарской музыкальной педагогики, детского музыкального образования в Самаре и Самарской губернии. Детская музыкальная школа имени М.И. Глинки – одно из ведущих самарских образовательных учреждений сферы культуры, славящееся своими традициями и по праву гордящееся достижениями и учениками.

За 75 лет выпускниками школы стали более трех тысяч человек, треть из них выбрали профессию музыканта. Среди них – преподаватели музыкальных средних и высших учебных заведений Самары, России и зарубежья, артисты Самарского академического театра оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича и Самарской филармонии, известные деятели искусств. Многие из выпускников возвращаются в родную школу, чтобы работать преподавателями. Они не только достойно продолжают её традиции, но и привносят много нового в образовательный процесс.

Педагогический коллектив во главе с опытным руководителем – директором Детской музыкальной школы имени М.И. Глинки, заслуженным работником культуры Российской Федерации Ольгой Вениаминовной Хвостовой – подошел к юбилею с огромным творческим багажом, в котором – многочисленные победы учеников на самых престижных музыкальных состязаниях, достижения преподавателей в конкурсах профессионального мастерства, активная просветительская работа в городском социуме. Да, школе – 75 лет, но сейчас, как и прежде, школа молода, энергична, полна сил и творческих планов. В последнее время в программы обучения введены занятия по основам композиции, открылся класс виолончели. Во многом это стало возможным благодаря участию Детской музыкальной школы имени М.И. Глинки в национальном проекте «Культура», в рамках которого для юных музыкантов были приобретены новые музыкальные инструменты и учебные пособия.

От всей души поздравляю коллектив Детской музыкальной школы имени М.И. Глинки с 75-летием, желаю новых побед, талантливых учеников, процветания и успехов!

– В 2023 году Детская музыкальная школа им. М.И.Глинки (в прошлом музыкальная школа №3) отмечает 75-летие со дня образования. Наступивший год – это и Ваши личные юбилейные вехи. Несколько слов об «очень личном».

– В 2022 году исполнилось 20 лет, как я работаю директором Детской музыкальной школы им. М.И. Глинки городского округа Самара. Свою работу в этой должности могу сравнить с одиночеством бегуна на длинной дистанции с препятствиями. Каждый прожитый год – это неустанная работа по воспитанию ума, души и сердца детей и их родителей, желание заявить о школе, её богатейших музыкально-педагогических традициях в масштабах города, губернии и России. Нисколько не умаляя огромной работы коллектива, всё же последнее слово и решение оставляю всегда за собой, и только я отвечаю за всё. Стало близким и понятным выражение «трудное счастье».

– Ольга Вениаминовна, школа имени Михаила Глинки – одна из старейших в нашем городе. Расскажите, пожалуйста, с чего она начиналась.

– Историческое начало школе было положено в 1935 году созданием музыкальной студии, которая находилась в старом здании клуба «Звезда» завода им. Масленникова. Великая Отечественная война на два года прервала работу студии. Но с 1943 года музыкальные классы возродились.

– В этом году школе 75 лет. Удивительно, что о ее открытии власти задумались сразу после победы над врагом. Значит, думали о будущем страны, о ее культуре даже в тяжелейшие годы восстановления страны после разрухи.

– Действительно, уже 1 января 1948 года в соответствии с решением Куйбышевского Исполкома Горсовета от 24 апреля 1947 года за №17/14 открывается Детская музыкальная школа №3 в Сталинском районе на улице Овраг Подпольщиков. Это было одноэтажное деревянное здание с несколькими классами, маленькой библиотекой, небольшим залом. Первым директором вновь открывшейся школы была назначена Полина Фиртиковер. Полина Наумовна старалась делать все возможное для создания творческой атмосферы и уюта в школе.

– Но вы же пришли заниматься музыкой уже в другое здание, в котором школа находится по настоящий день?

– Благодаря активной деятельности и энтузиазму второго директора – Людмилы Георгиевны Хруцкой – школа получает в 1960 году прекрасное 2-этажное помещение на Волжском проспекте в новом доме №43. На Волжский проспект я пришла девочкой-ученицей. Затем, получив образование, стала работать преподавателем. А когда возглавила коллектив, у меня возникло уверенное желание поднять статус родной школы ещё и через присвоение ей имени великого русского композитора. Ведь заслуги, воплощённые в делах педагогов-основателей, громких именах выпускников, значимых музыкально-педагогических традициях школы, были очевидны и подтверждались многочисленными документами и наградами. Потребовалось около двух лет, чтобы добиться согласования в административных инстанциях города и области долгожданного решения. С 2004 года школа стала носить имя Михаила Ивановича Глинки.

– Очевидно, что интерьеры школы четко продуманы. Сделано все для того, чтобы ученики и преподаватели чувствовали себя комфортно: чистота, светлые классы, просторный актовый зал с роялем и портретом Михаила Глинки… Все подчеркивает, что это храм музыки. Даже спинки скамеечек в коридоре украшены нотами и скрипичными ключами. Но, как Вы правильно отметили, основа основ школы – ее педагоги.

– С великой благодарностью нам, сегодняшним членам коллектива, вспоминаются имена преподавателей, заложивших в 50-е и 60-е годы фундамент последующей преемственности поколений и исполнительских традиций: Н.П.Аннаев, Н.В.Сеницкая, Р.Н.Рагс, В.М.Фролов и И.Н.Фролова, Б.Н.Пиксанов, Г.Г.Бартдинская, М.М.Репьев, А.И.Сигал, А.А.Швецов, Г.В.Талова, Л.В.Клемперт, А.П. и Т.В.Шадрины, В.А.Третьякова, С.Д.Сабило, Л.П.Жуканина.

– Думаю, у вас и сегодня работают замечательные люди, которые воспитывают будущих профессионалов исполнительского искусства.

– Лучшие традиции и сегодня бережно хранятся администрацией школы и педагогическим коллективом, передаваясь из поколения в поколение. В настоящее время с высокими показателями в работе трудятся преподаватели – ветераны школы М.С.Манькович, Н.Г.Мулкиджанян, Т.М.Сироченко, А.В.Ермакова, И.И.Дудорова, Н.Г., Чернопятова, Л.В.Жданова, Е.И.Назаркина, Н.Н.Вишневер, Е.В.Толочкина, И.В.Филиппова, Ю.В.Коцарь, М.Н.Назайкинская. Коллектив пополнился молодым, достойным поколением специалистов, среди которых Г.В.Буланова, О.А.Зубова, Я.В.Никифорова, Т.А.Фадеева, Н.А.Жимолостнова.

– Конечно, специалисты создают учебные программы, разрабатывают методику преподавания и, в конце концов, определяют неповторимый дух учебного заведения. Но школа и как здание, и как живой организм требует заботы и умелого руководства. Кем были Ваши предшественники на этом нелегком посту?

– Это были очень достойные люди. Профессиональные руководители всегда стояли во главе педагогического коллектива, внося свой творческий импульс и опыт работы в жизнедеятельность школы в разные годы: Анатолий Андреевич Могилёв, Александр Федорович Слюсарь, Татьяна Семеновна Цирова, Нина Алексеевна Шибаева, Вениамин Николаевич Дубровский. Заместители директора: Магдалина Филипповна Мулкиджанян, Нина Николаевна Козлова, Василий Всеволодович Белов, Анна Николаевна Дубровская, Галина Ивановна Сухинина, Светлана Алексеевна Стахорская.

– И все же именно Вам пришла мысль избрать в качестве духовного патрона школы Михаила Глинку, которого по праву называют основателем русской музыкальной школы. Что лично Вам дает творчество этого великого музыканта, на что вдохновляет пример его личности?

– Магия гения не имеет временных границ. Композитор Глинка, уверенно овладев моим сознанием, душой и сердцем, ведёт, не отпуская, вперёд и только вперёд! 20 лет, стоя за «дирижерским пультом» перед своим коллективом, я стараюсь каждым творческим проектом, концертом, мероприятием создавать атмосферу гармонии, духовности, единения очень разных людей, где невозможны были бы фальшь, равнодушие, отставание в темпе, звуча соответственно ритму времени. Ведь каждый человек талантлив по-своему, важно только подарить ему самого себя. Дух русского музыкального просветительства мы постигаем и возрождаем через творчество М.И.Глинки, его современников и отечественную художественную культуру.

Особое удовлетворение испытываешь, когда, приложив огромные усилия своего внутреннего резерва, видишь достойный результат, превзошедший даже собственные ожидания. Ведь от замысла идеи до её воплощения – огромная дистанция, которую, прежде всего, надо самой «пробежать» впереди коллектива, убеждая и доказывая личным примером и практическими результатами правильность принятого решения.

– Расскажите, пожалуйста, о ваших методических поисках и об экспериментальной программе, которую Вы с коллегами разработали и воплощаете в жизнь.

– Вошло в историю школы решение о двухгодичной экспериментальной работе по теме: «Региональная музыкальная культура как источник духовно-нравственного воспитания детей и подростков». И как результат – издание авторской программы «Региональная музыкальная культура». В 2006 году в учебный план был введен предмет «Итальянский язык», ставший неотъемлемой частью академического образования детей нашей школы на протяжении восьми лет. Эта деятельность администрации и педагогического коллектива стала важной исторической страницей в жизни школы. Многочисленны выступления с концертами, творческие контакты с Консульством Республики Италии по Самарской области, встречи почетных итальянских гостей вдохновляли, придавали нашей работе новизну, необычность и привлекательность. С благодарностью вспоминаю преподавателя по итальянскому языку, кандидата педагогических наук Елену Алексеевну Михайлову.

– Ваша школа участвует в различных проектах и сама является инициатором разнообразных образовательных проектов. В чем Вы видите их полезность и привлекательность для детей?

– Востребованная форма деятельности школы последних пяти лет – творческо-образовательные проекты, которые способствуют интеграции всех звеньев учебного процесса и сохранению духовной связи поколений. Созданы на высоком профессиональном уровне и отмечены дипломами лауреатов проекты: «Живой родник всей русской музыки», «Прекрасен наш союз!», «Глинка и мы», «В содружестве муз», «Лицом к будущему» и портфель проектов «Совпадая со временем». Эта работа помогла ребятам узнать больше о жизни и творчестве М.И.Глинки, художественной культуре XIX века и современных достижениях музыкальной педагогики; повысить заинтересованность учащихся поисковой работой и привлечь их к чтению книг.

– Педагоги школы имени Глинки часто становятся победителями конкурсов. Как Вы оцениваете значение подобных мероприятий для совершенствования образовательного процесса?

– Открытый городской конкурс профессионального мастерства «Призвание» – один из значимых и долговременных проектов школы. Впервые был проведен в 2015 году. Ежегодно число участников конкурса возрастает, а с 2021 года в нём принимают участие специалисты ДШИ и ДМШ России имени М.И.Глинки. Мы пригласили участвовать в нем наших друзей. В 2016 году наша школа вошла в Содружество школ России, носящих имя М.И.Глинки. Целью «Содружества» является пропаганда творчества М.И. Глинки и русского музыкального искусства на межрегиональном и международном уровнях. В процессе взаимодействия происходит обмен опытом с целью улучшения качества образовательных услуг, творческой, концертно-выставочной деятельности обучающихся и методической деятельности преподавателей. И участие в профессиональных конкурсах – действенный инструмент такого профессионального обмена.

– Коллектив Вашей школы ведет и большую исследовательскую работу, выпускает книги, взаимодействует с учеными и сотрудниками музеев. Расскажите, пожалуйста, об этой стороне Вашей работы.

– Уникален разработанный коллективом школы издательский проект – межрегиональный научно-методический и просветительский альманах «Наследники», удостоенный губернской премии в области культуры и искусства за 2018 год. Каждый выпуск альманаха посвящается значимому событию года и распространяется среди специалистов системы дополнительного образования города Самары и Самарской губернии. Мы дорожим творческими контактами с Российским национальным музеем музыки в городе Москве. Генеральный директор музея Михаил Аркадьевич Брызгалов дал видеоинтервью для нашей школы к концерту «Русский музыкальный гений», посвященному юбилейной дате композитора.

– Самарская школа имени Глинки поддерживает связи со своими друзьями не только по всей России, но и за рубежом. Наверное, в этом миссия ее коллектива – объединять людей с помощью музыки и духовного наследства Михаила Глинки?

– Действительно, установлены связи со Смоленским музейным объединением, в которое входит и родовое имение Глинок в селе Новоспасское. Ведется переписка с известным смоленским библиографом композитора М.И. Глинки Надеждой Владимировной Девирилиной. В декабре 2016 года в результате творческо-поисковой деятельности преподавателя-музыковеда школы и её ученицы мы узнали о существовании «Общества друзей М.И.Глинки» в Берлине (Германия). Эта новая страница нашей биографии имела развитие. К 215-летию со дня рождения М.И. Глинки председателем Общества Юрием Фостом нам подарен видеоролик о жизни и деятельности композитора в Германии, который пополнил интеллектуальный архив нашей школы.

– По инициативе школы имени Глинки проводятся совместные с другими музыкальными учреждениями концерты, посвященные памятным датам. Они становятся настоящим подарком самарской публике.

– В 2020 году, в год 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, две старейшие школы России, носящие имя М.И.Глинки, – Детская музыкальная школа города Самары и Санкт-Петербургская детская школа искусств – договорились о совместной встрече в нашем городе в рамках творческо-патриотического проекта «Наследники Победы». Подобная встреча на самарской земле проходила впервые. К нам в гости приезжал детский симфонический оркестр «Резонанс» в составе 25 человек. Наша школа подготовила выступления своих лучших творческих коллективов и учащихся-солистов. Цель творческой встречи – показать силой музыкального искусства духовную связь поколений городов Санкт-Петербурга и Самары, Ленинграда и Куйбышева, для которых война 1941-1945 годов стала частью их великой истории. 13 марта 2020 года был проведен совместный концерт «Наследники Победы» на Малой сцене Самарского академического театра оперы и балета.

– Коллектив школы не стоит на месте. Постоянно учебный процесс обновляется. Расскажите о Ваших инновациях.

– У нас работают настоящие энтузиасты. С 2020 года в образовательный процесс школы введен новый предмет «Основы сочинения музыки и импровизации». Навык композиции помогает расширить горизонты понимания музыкального искусства. Молодой преподаватель Олеся Зубова заинтересовала ребят сочинением инструментальной и вокальной музыки. Показателем успешной работы этого учебного года стали награды наших учащихся Мирочника Семена (4 класс) – диплом Открытого фестиваля искусств имени М.И. Глинки в г. Санкт-Петербурге в номинации «Юный композитор» и Коцаря Дмитрия (7 класс) – Гран-при регионального конкурса «Юные композиторы Самарского края – новое поколение».

Надеюсь, что количество достижений будет возрастать!

– Программа обучения в школе постоянно расширяется: только недавно открылось обучение на еще одном инструменте – виолончели. Есть ли желающие заниматься на таком сложном инструменте?

– 2022-2023 учебный год положил начало возрождению в школе класса виолончели. В сентябре уже произведен набор в первый класс учащихся. И это связано с тем, что в 2022 году Детская музыкальная школа им. М.И. Глинки городского округа Самара вошла в число образовательных учреждений системы дополнительного образования отрасли «Культура» – участников федерального проекта «Культурная среда» национального проекта «Культура». Школа получила музыкальные инструменты, оборудование и интерактивные учебные пособия, необходимые для образовательного процесса. Это историческое событие‑– замечательный подарок к ее 75-летнему юбилею!

– А что означает лично для Вас участие в национальном проекте «Культура»?

– Главное значение национального проекта для меня и школы – это воплощение ценностей материальных в духовное наследие. Дети, которые осваивают с помощью педагогов инструменты, – это действительно наши наследники. Не только слушая музыку, мы духовно обогащаемся, но прежде всего, когда исполняем её. Исполнение приближает ученика к замыслу композитора, заставляет глубже понимать содержание музыкального произведения, а значит, активизируют работу ума, души и сердца. Вот в этом и заключается миссия музыкального образования.

… Я не ставлю точку в своём рассказе, ибо жизнь школы в музыке продолжается вместе с именем великого Глинки. С юбилеем, родная Школа!

Слово преподавателям музыкальной школы имени Михаила Глинки

Олеся Зубова, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин:

– Я пришла работать в Детскую музыкальную школу им. М.И. Глинки в 2020 году, сразу после окончания историко-теоретического факультета Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. И здесь, благодаря поддержке директора Ольги Вениаминовны Хвостовой, мне удалось реализовать мою идею приобщения учеников к искусству сочинения музыки. С сентября 2020 года в учебный план был введён предмет «Основы сочинения музыки и импровизации», который посещают учащиеся разных возрастов и инструментальных отделений, желающие развивать свои творческие способности. По результатам практической работы я написала статью «Почувствуй себя композитором», опубликованную в межрегиональном научно-методическом и просветительском альманахе «Наследники». В 2022 году расширенная и дополненная версия статьи под названием «Как композитор становится композитором» была отмечена дипломом лауреата II степени в рамках XXIX Всероссийского конкурса профессионального мастерства в сфере культуры и художественного образования «Волжский проспект».

Юлия Коцарь, заведующая методическим объединением:

– Полученные нами в ходе национального проекта «Культура» интерактивные учебные пособия реализуют программу предпрофессионального образования в области музыкального искусства. В них соединены нотный и сатуративный материалы. Аудио- и видеоматериалы, обучающие слайды представлены в красочной форме. Оформление очень выразительно, много игровых упражнений, что особенно интересно детям младших классов. Пособия соответствуют государственным федеральным стандартам, настраивают детей на позитивный лад и облегчают освоение предмета.

Наталья Чернопятова, выпускница школы, преподаватель класса фортепиано:

– Мой первый и любимый педагог – Вера Александровна Третьякова, выпускница института имени Гнесиных, высококвалифицированный специалист с огромным творческим потенциалом, направленным на развитие способностей юных музыкантов. На протяжении многих лет Вера Александровна возглавляла фортепианное отделение. Скромный, интеллигентный и эрудированный человек, способный заинтересовать, расширить детский кругозор, найти возможности для самореализации каждого ученика. Ее корректная дифференциация учащихся, в зависимости от индивидуальных способностей, мотивации, возрастных и психологических особенностей, позволяла ввести воспитанников в особый мир музыки, в особую атмосферу занятий, взаимоотношений друг с другом. Вера Александровна всегда была требовательна на уроках, скрупулезно относилась к каждой детали текста, будь то длительность ноты, штрих или аппликатура. В работе над звуком, характером произведения всегда требовала полной эмоциональной отдачи. Все учащиеся класса Веры Александровны с большим удовольствием участвовали в ансамблевом музицировании, что предполагало по выходным дням встречаться у кого-либо дома для занятий. Мы часто посещали концерты филармонии и спектакли театра оперы и балета, а затем обменивались впечатлениями. Профессионализм Веры Александровны, ее добросовестность и самоотдача всегда приносили хорошие результаты учащимся. Эти качества унаследовали выпускники любимого педагога, которые успешно обучались в профильных ссузах и вузах, выбрав профессию музыканта.


Татьяна Гриднева
При подготовке материала использованы фото Екатерины Елизаровой и из архива музыкальной школы имени Михаила Глинки.

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!