«Древняя мордва поклонялась деревьям. А в кроне самого высокого дерева, считалось, живет их главный

"Хроники самарочки"

03:08
159


Традиции мордовского язычества широко распространены по Самарской Луке.

Но этнографы и краеведы считают, что наиболее ярко они были представлены именно в Бахилово.

Бахилово — монастырское село и вотчина языческой богини одновременно.[cut=Читать далее......]

Современное село Бахилово располагается на правом берегу реки Волги, на территории Национального Парка «Самарская Лука».

Бахилово издавна считалось местом кудесников и знахарей. До сих пор здесь помнят о древних языческих обрядах, традициях и мифологических персонажах мордвы мокши. Прикоснуться к этим тайнам можно, побывав в музее под открытым небом на Ведьмином озере, что находится в километре от села. Этот музей был обустроен несколько лет назад силами сотрудников национального парка "Самарская Лука".

Мордвинова Ирина Васильевна, заведующая Бахиловского СДК:

Так как я являюсь хранителем, собирателем музея, начну повествование о селе. Село наше находится в самом центре Самарской Луки, ему около 400 лет. Оно по-своему уникально. На его землях побывали войны Золотой Орды, разбойники Стеньки Разина, посетили эти места и Петр I и Екатерина II. Наш край богат природными памятниками, редкими растениями и животными, аналогов которым в мире просто нет.

В селе живут представители многих национальностей. Здесь многие жители поселились в последние годы, облюбовав этот уголок земли. Коренное местное население мокша — мордва. Но даже им мало, что известно об истории своего села, народа, природных достопримечательностях.

Прочитать и узнать об этом было невозможно — не было книг по истории Родного края.

В библиотеке родилась идея, собрать материал об истории села.

И помощники нашлись — клуб «Юный краевед», задачей которого является сбор и систематизация материалов.…

Члены клуба изучали первоисточники: книги, вырезки из газет, посещали старожилов ‚ записывали с их слов пересказ, затем на кружке обменивались мнением, оформляли альбомы. Очень часто в подтверждении своих слов, люди отдавали ребятам фотографии‚ письма старинные вещи. Поэтому и возникла идея собрать библиотечный музей краеведения «Книга + экспонаты» исторические и природные.

… Кто-то смеётся надо мною, говорят фантазерка, но места наши действительно уникальные, интересные начиненные различными чудесами, в которые не верить я уже не могу‚ а уж ребятам и жителям села становиться все интересней и интересней общаться с природой и собирать наш музей. Вот «ДЕРЕВО ЖЕЛАНИЙ» — обыкновенный искореженный временем дуб, но, если с верой в его чудеса придти и загадать желание, оно обязательно исполниться, особенно если человек просит об исцелении. Положительная энергетика растения перейдет к нему.

Вот поэтому мне очень близка тема сохранения и культурного общения народа с природными и историческими ценностями национального парка. В будущем я бы хотела, чтобы наш Бахиловский музей — библиотека являлся туристической точкой Самарской Луки, о которой бы заговорили.

Я очень рада, что в нашу бахиловскую библиотеку пришел не равнодушный библиотекарь Егорова Варвара. Хочется верить, что наш музей, который мы собирали с ребятами и методистами управления культуры сохранился и дарил знания людям села.


На днях в газете «Волжская коммуна» вышла статья самарского журналиста Вадима Карасёва:

— Земля возле села благодатная для возделывания. Издавна этим занималась местная мордва — мокша. Позднее к ним присоединились беглые русские крестьяне. Кстати, одно из прежних названия села — Мордовское Бахилово. Само слово "Бахилово" раньше имело другое значение, чем сегодня. Так называли деревянные лапти с кожаными переплетениями, в которых ходили местные жители.

Со временем земли перешли во владение знаменитого Звенигородского Савво-Сторожевского монастыря. Того самого, в стенах которого Андрей Рублев создавал иконы. Одно время этими землями владел князь Александр Меньшиков. А в 1768 году Екатерина II подарила их вместе со всей Самарской Лукой графу Григорию Орлову. Роду Орловых они принадлежали вплоть до революционных событий 1917 года. Ныне, как известно, это территория национального парка "Самарская Лука".

"Бахилово издавна считалось местом кудесников и знахарей, — рассказывает экскурсовод национального парка Татьяна Шерстобитова. — Само слово "мордва" имеет скифский корень и означает "народ богатырей". Мордвины всегда отличались хитрецой. Они знали, что без православия им в этом мире не прожить. Поэтому украшали дома иконами и ходили в церковь. Но после этого дома молились своему главному богу Шкаю".

Атмосферой древней мордовской языческой культуры можно проникнуться, побывав на Ведьмином озере.

Несколько зловещее впечатление оставляют черепа коров, висящие на воротах. "Мордва, как и все язычники, издавна практиковала принесение в жертву животных, — поясняет экскурсовод. — А роль верховного жреца выполнял самый старый и самый почитаемый в деревне человек". Войдя в ворота, проходим по тропе. По бокам и над нами — стволы молодых березок, сложенные в виде стропил. Березы у мокши считались священными деревьями и, по поверьям, приносили счастье. Правда, главное правило мы нарушили. Вошли как обычно. А по древним обычаям в такое место нужно заходить спиной вперед и при этом загадывать желания, прикасаясь к стволам березок.

Первой нас встречает бетонная "Ведунья". Хозяйка озера занята важным делом — готовит в ступе зелье. Настоящая богатырша в национальной одежде с мордовскими узорами. В этой фигуре соединились два начала — историческое и мистическое.

Татьяна Шерстобитова рассказывает: "Есть в мокшанском языке слово "авай". Оно означает и "мать", и "женщина", и "песня", и "колдунья". Ведьмой в старину называли женщину, обладающую потаенным знанием — ту, которая ведает. В этом смысле любая мордовка в народном понимании должна была быть ведьмой. Мордовские мужичины любили женщин в теле. И хрупкие мордовочки были вынуждены обматывать себе икры какими-нибудь тряпочками, чтобы понравиться возлюбленному. Женщины-богатырши, считалось, знали и охраняли тайны природы. Они варили из трав снадобья, которыми лечили. Я еще застала местных мордовских бабушек, которые использовали их, заговаривая детям грыжу".

Впрочем, по народным поверьям ведьмы (и мордовские женщины) могли делать не только лекарства, но и яды и приворотные зелья.

Некоторую зловещесть этой бетонной фигуре придает "устроившаяся" рядом на высоком сухом дереве плетеная Сова — с этой птицей тоже связано множество легенд.

Культура мокши близка традиционной русской. Даже праздники у нас были общие. Например, Иван Купала. Этот праздник был для мордвы таким же значимым, как для русских. И с этого дня начинался сбор целебных трав. Родство культур видно и по персонажам, которые представлены здесь.

Тропа вдоль темного мутного Ведьминого озера ведет по часовой стрелке, знакомя нас с героями легенд. Вот Водяной. Вернее, его мокшанский "собрат" Ведятя. Как рассказывает Татьяна, он отличается от русского тем, что имеет способность превращаться. То в обыкновенного человека, а то может обратиться щукой, катаясь на мельничном колесе и высунувшись из воды, чтобы напугать рыбаков.

А вот созданный из веточек и шишек Верятя — аналог русского Лешего с палкой в руке, хранитель леса.

Неподалеку колодец и чертенята рядом с ним. Мокша называла их "куйгорожами". "Куйгорожки здесь — не устрашающие персонажи, а скорее шуточные, — говорит экскурсовод. — Их можно сравнить с гоголевским чертом. В нашей композиции один из них разыскивает клад, а другой охраняет колодец, чтобы маленькие дети не заглядывали в него".

На полянке в центре этого музея под открытым небом — деревянные скамеечки и огромные пни. Это место для посиделок и представлений. Кстати, мифологические персонажи обрели новую жизнь не только здесь, но и на школьных кукольных спектаклях. Татьяна Шерстобитова — еще и учитель, с помощью своих помощников-учеников она инсценирует и показывает мордовские сказки и легенды.

Здесь, в музее, можно услышать от экскурсовода и прочитать на стендах массу интересного о персонажах мордовского фольклора, об особенностях национальных костюмов, о растительном и животном мире Самарской Луки.

Раньше здесь, в окрестностях села, росли два вяза и огромный дуб, считавшиеся у местной мордвы священными. На них повязывали разноцветные ленточки, загадывая желания. Этих деревьев теперь нет, но традиция осталась.

Одна из тропинок возле Ведьминого озера уходит налево, в лес. Он кажется волшебным. Иногда его называют "пляшущим лесом". Многие деревья здесь необычной, причудливой формы. Есть тут и старый дуб, который растет в близком соседстве с молодой липой — он словно обнимает ее. Этот дуб принято считать деревом желаний и любви. Посетители могут привязать к дереву ленточку-оберег и загадать желание. Таких людей оказалось очень много — и дуб, и липа, и ветви близ растущего орешника плотно обвязаны множеством разноцветных ленточек…

"Люди часто приходят сюда после свадеб и других праздников, — рассказывает Татьяна Шерстобитова. — А как-то раз даже байкеры к нам приехали на мотоциклах, человек тридцать. Мы уже закрывались, но они попросили: "Пустите нас, пожалуйста, мы только ленточки завяжем…". Удивительно, что это поверье дошло до наших дней. Древняя мордва поклонялась деревьям. А в кроне самого высокого дерева, считалось, живет их главный бог — Шкай".



Приветствую вас, дорогие Друзья!

27 мая отмечался День библиотек или День библиотекаря. Поздравляем всех хранителей книжного храма с профессиональным праздником!

А сегодня — празднуется Вознесение Господне — важный праздник для всех верующих.
С праздником!

Хорошего Вам дня, дорогие Друзья!



Источники информации:

Новости Самары и Самарской области / газета...
vkonline.ru
Авторы: Вадим КАРАСЕВ Фоторепортер: Андрей САВЕЛЬЕВ

Бахилово – монастырское село и вотчина языческой...
vir-norindoc.org›ru/bakhilovo-monastyrskoe-selo-i…

БИБЛИОТЕКА села Бахилово — ВКонтакте
vk.com›club188795179

Оцените пост

+3

Оценили

Наталья Колмогорова+1
Зинаида Дмитриева+1
Ольга Борисова+1
С удовольствием, Ольга Анатольевна, прочитала. Очень интересный материал. Спасибо вам!
Интересное место, и материал интересный. Спасибо, Оля, я не знала о таком уникальном месте.

Да, Олечка, очень интересно, загадочно о таинстве земли и людях, обладающих магическими способностями. Недавно смотрела научно популярную программу о происхождение цивилизации и версия, что именно вода могла быть средой обитания для первобытных людей заинтересовала, эта публикация чем то перекликается с передачей о таинственном!