«Йыйын-2018»

"Хроники самарочки"

00:21
7



Если многие праздники башкирского народа возникли под влиянием других культур, то Йыйын – это исконный, очень древний праздник именно этого народа.

Йыйын – отмечается обычно в день летнего солнцестояния. Праздник произошел из народного собрания, на котором решались все важные вопросы общины. Участвовали в нем только мужчины, позже эта традиция была ослаблена.

Для проведения торжества оформлялась площадка в виде круга, где могли рассесться все уважаемые мужчины села. Сегодня праздник перестал быть своеобразным народным вече, но остался сходом, в ходе которого юноши доказывали свою состоятельность как ловкие, умелые и сильные члены общины. Для них проводятся разнообразные испытания. Нередко в ходе Йыйына принимаются решения о будущих свадьбах.

«Йыйын-2018» — деревня Имелеево Большечерниговского района Самарской области — 23 июня.[cut=Читать далее......]

Историческая справка деревни Имелеевка Большечерниговского района Самарской области

Деревня Имелеевка (башк. Имелей ауылы) относится к администрации сельского поселения Украинка муниципального района Большечерниговский Самарской области. Населенный пункт расположен на правом берегу р.Большой Иргиз, в 1 км от центра администрации сельского поселения (с.Украинка), в 16 км от административного центра муниципального района (с.Большая Черниговка), в 160 км от центра области (г.Самара).

Населенный пункт основан в конце 80-х гг. XVIII в. башкирами Бишул-Табынской волости Уфимского уезда Оренбургской губернии. Деревня названа в честь Имилея Акирова.

По архивным документам известно, что основатели населенного пункта создали сельское поселение на основании решений властных структур, которые подтвердили подлинность жалованной грамоты царя Ивана Васильевича на право владения указанной земельной территорией.

Существуют ряд архивных источников, предоставляющие информацию о праве владении земельной территории Акчермышкой Кайтановым (предка самарских и саратовских Акировых) в районе Ицких волостей Ногайской дороги, в бассейне р.Белой и вблизи г.Самара. Происхождение фамилии Акиров и наименование родового подразделения «акир» («аҡыр») среди заволжских башкир восходит именно к данному человеку. Самое раннее свидетельство о существовании вотчин у Акировых приводится в исследовании историка А.А. Гераклитова, в котором представлена запись грамоты от 7 февраля 1645 г. под названием «Грамота на Самару к стольнику и воеводе князю Василию Горчакову по челобитной башкир Енгильдейка тархана да Чермышка Акировых детей с братьею и с племянники не велено мордве и иным каким людям ходить в их вотчину насильством и вотчину их пустошить». Например, архивный документ (1831 г.), освещает вопросы о перечислении башкир д.Бишунгарово 8-го башкирского кантона Уфимского уезда Оренбургской губернии в 2-ое отделение 9-го башкирского кантона Вольского уезда Саратовской губернии. В данном прошении, говорится о родственниках, проживающих в Саратовской губернии, которые осуществили переселение, согласованное властями, на земли, предоставленные по царской грамоте на имя башкира Бишаул-Курпеч Табынской волости Акчермышки Кайтанова.

Известны сыновья Имилея Акирова – Сафаргали и Мухаметгали. Сафаргали Имилеевич Акиров долгие годы являлся юртовой старшиной, кантонным помощником, управляющим 3-м отделением 9-го башкирского кантона, чиновником 14-го класса. После его смерти в 1818 г., руководителем заволжских башкир был его сын, чиновник 14-го класса Ишмухамет Акиров, который по ревизии 1834 г. зафиксирован в качестве жителя д.Максютово Вольского уезда Саратовской губернии (сегодня деревня Максютово Пугачевского района Саратовской области). Мухаметгали Имилеевич Акиров также проживал в указанном населенном пункте, являлся чиновником 14-го класса и руководителем 2-й юртой Башкирского отделения Уральского казачьего войска.



Этнический состав деревни

Возникновению деревни способствовали башкиры племени бишул табынского объединения, но как уже было отмечено, потомки основателя проживали в д.Максютово Николаевского уезда Самарской губернии.

Неофициальное название населенного пункта – Кыпсак (башк. Ҡыпсаҡ ауылы) говорит о кипчакском компоненте в этническом составе жителей д.Имелеевка.

По полевым этнографическим материалам башкирских исследователей, известно, что жители д.Имелеевка располагали свое проживание по родственным группам. Например, населенный пункт условно подразделялся на потомков Ильяса и Масягута (родовые подразделения «ен», «апуш», «базамат»), которые являются башкирами племени кипчак. По рассказам старожилов, в прошлом, они имели родственные связи с жителями д.Кипчак-Аскарово Альшеевского района Республики Башкортостан.

В населенном пункте между потомками Ильяса и Масягута располагались представители родового подразделения «абузар» рода кара-кипчак племени кипчак. Название родового подразделения связано с именем Абузаром Габдулгазизовым, сын которого юртовой сотник Хасан Абузаров, являлся жителем деревни Хамбилево (основатель Хамбил Габдулгазизов) Бузулукского уезда Оренбургской губернии (на р.Тананык), в 1836-1865 гг. проживал в д.Хасаново-Бигильдино 3-й юрты Башкирского отделения Уральского казачьего войска. Указанный населенный пункт в 1866-1867 гг. был расформирован в ходе реализации Положения от 2 июня 1865 г., по которой подвергалась ликвидации кантонная система управления. Правнуки Абузара Габдулгазизова – Лукман и Шугаип Хасановы были направлены для проживания в д.Имилеево Николаевского уезда Самарской губернии.

«Башкиры – это очень древний народ, — рассказала руководитель ансамбля танца «Ляйсан» Рауда Шаймарданова, — более тысячи лет они проживают на территории нынешней Самарской области. Об этом свидетельствуют записи арабского путешественника Ахмада ибн Фадлана, секретаря посольства Арабского Халифата. В 922 году, проезжая заволжские степи, он увидел тюрок, которые себя называли «башкирами».

Длительная и сложная история сформировала уникальную башкирскую культуру. Башкиры, смогли за свою многовековую историю сохранить многие традиции, язык, обряды.

XIV областной башкирский национальный праздник «Йыйын-2018» посвящен памяти Хариса Юмагулова, известного деятеля башкирского национального движения, уроженца деревни Хасьяново Самарской губернии.

В программе — большой праздничный концерт, посещение башкирских юрт, в которых гости смогут ознакомиться с внутренним убранством юрт, башкирскими обрядами, попробовать блюда национальной кухни. На спортивных площадках в это время будут проходить состязания батыров, конкурсы.

Участниками концертной программы станут творческие коллективы Самарской области, в том числе башкирский народный ансамбль «Ляйсан» (Самара), башкирское объединение «Курай» (село Большая Черниговка), народный башкирский фольклорный коллектив «Родные напевы» (село Кочкиновка Большечерниговского района), коллективы башкирской художественной самодеятельности села Ташкустяново и села Муратшино Большеглушицкого района.

Интересную концертную программу представят гости из Стерлитамака и Куюргазинского района Республики Башкортостан.

Источник:

Волжская коммуна: новости Самары и Самарской области
vkonline.ru
Автор статьи Андрей Гаврилов

Портал о дружбе народов «ВСЕ МЫ — РОССИЯ!» — Самара
samddn.ru


Историческая справка деревни Имелеевка… :: URGAZA.ru
urgaza.ru›Историческая справка›Люди и годы›/224/4988

Правительство Самарской области | Состоится областной...
samregion.ru›press_center/anonses/21.06.2018/date…

Оцените пост

+3

Оценили

Лидия Павлова+1
Майя Симонова+1
Марат Валеев+1
07:16
Спасибо, Оля, очень интересно! Братский башкирский народ - с праздником!