(Не) рекомендую к просмотру: Холодное танго



Очень сложный и в эмоциональном, и в моральном плане фильм. Тематика схожа с «Крымом»: любовь в условиях идеологической вражды. Но здесь режиссер Павел Чухрай показал все не так однозначно, намного сложнее и тоньше.

Фильм создан по мотивам повести Эфраима Севелы «Продай свою мать».[cut=Читать далее......]

«Я прочитал повесть Эфраима Севелы «Продай свою мать» несколько лет назад. Меня не могли оставить равнодушными ни любовная история, полная драматизма, ни яркие человеческие характеры, ни держащий в напряжении сюжет. Все это накрепко связано с драматическими событиями двадцатого века», — рассказал режиссер.

Действие ленты происходит в Литовской ССР в 1940-50-е годы. С первых дней и почти до самого конца Великой Отечественной войны территория Литовской ССР была оккупирована войсками нацистской Германии. И вот на фоне всех этих трагичных событий встречаются два совершенно разных человека: еврей Макс, мать и сестру которого в начале войны зверски убили фашисты и литовка Лайма, отец которой торговал ценностями попавших в гетто евреев. Именно в дом Макса заселилась семья Лаймы, когда его мать и сестру убили.

Фильм начинается с очень тяжелой сцены, когда еврейских матерей сгоняют в кучу вместе с их детьми, а потом их детей силой начинают отбирать офецеры вермахта. Это просто душераздирающая сцена.

И потом режиссер показывает, как с самого начала Макс не совершает героических поступков. Когда его мать подбежала к машине и, сорвав с себя дорогое украшение, стала умолять офицера отдать ей детей в обмен на него, офицер сказал, что может отдать только кого-то одного. Макс мог толкнуть ей сестру, но он этого не сделал, а мать не смогла принять для себя такого решения и сказала, что если нельзя забрать двоих, то она не заберет никого.

Потом Макс, оставшись дома наедине с Лаймой, не смог помочь ей, когда в дом вошел офицер и изнасиловал ее буквально на глазах Макса, который в это время прятался в кладовке. И лайма до конца жизни не смогла простить ему этот поступок. Да, геройства мало.

Но опять же Павел Чухрай даже в конце фильма показывает, что все ой как неоднозначно. Те, кого ты предаешь, первыми приходят тебе на помощь в сложной ситуации, а те, кому ты делаешь добро, предают тебя…

В фильме главные роли играют Юлия Пересильд и Риналь Мухаметов. Риналь Мухаметов — это тот самый, кто сыграл роль пришельца в «Притяжении». Только там у него была намного более героическая роль. Его актерская игра, конечно, оставляет желать лучшего. Если в «Притяжении» он был как актер вообще никакой, выехал чисто на внешности, то здесь он немного продвинулся, но до нормальной игры ему еще далеко.

Лайму в детстве сыграла Ася Громова, а Макса – Елисей Никандров.

Юлия Пересильд была уверена, что режиссер не видит ее в главной роли:

«Сейчас я могу сказать совершенно уверенно. Своя логика в этом, конечно, есть: главная героиня – литовка. Проще, наверное, было бы взять настоящую литовскую актрису, которая легко и естественно смогла бы передать свою национальную принадлежность. Надо было показать прибалтийский характер, знакомый многим колорит».

А вот что говорил Риналь Мухаметов о своей роли:

«Мы с Максом сильно отличаемся. У меня другая органика, другая психика. К тому же Макс знает, что такое война, а я нет. По роли мне приходится показывать человека, который прошел детский дом, прошел войну… Так вот: когда я слышу актерские разговоры о том, что, сыграв человека, прошедшего войну, можно получить представление о самой войне, я раздражаюсь. Это же полное вранье! Лично я не стремился понять, что чувствовал Макс, это неправильно. Я старался передать те эмоции, которые испытываю я сам».

В финальные титры Павел Чухрай включил такой текст:

«Во время немецкой оккупации в Литве было уничтожено более 200 тысяч евреев.
В советский период было сослано в сибирские лагеря и на поселение более 260 тысяч литовцев.
При освобождении Прибалтики от немецких войск погибло более 120 тысяч советских солдат».

Интересно, что ни в одном из своих многочисленных интервью Чухрай не дал никаких разъяснений по поводу этих цифр и не смог подтвердить ни их достоверность, ни назвать источник, из которого эти цифры были получены.
Что можно сказать по поводу исторической достоверности картины?

Перед съемками фильма сценарий (за исключением вышеозначенных титров, которые были включены в картину уже после экспертизы) прошёл историческую экспертизу Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество», возглавляемой министром культуры России Владимиром Мединским, так что в исторической достоверности сомневаться не приходится. Тем более драматично смотрятся все происходящие на экране события. Нельзя сказать себе, что это просто фантазия режиссера, потому что все так и было.

После премьеры фильма «Газета.ру» написала:

«… о граничащих с геноцидом репрессиях, при Сталине затронувших прибалтийскую страну: литовцев в сибирскую ссылку отправляли в ничуть не менее скотских условиях, чем нацисты — евреев в концлагеря; даже примерные цифры сосланных прибалтов и уничтоженных евреев оказались сопоставимы (200 тыс. убитых евреев в Литве и 260 тыс. сосланных литовцев).

И тот факт, что советский режим показан в этом фильме ничуть не менее чудовищным, чем нацистский, мог вызвать среди оплакивающей СССР части российского населения скандал ничуть не меньший, чем «Матильда» вызвала в среде верующих».

Советую ли я смотреть этот фильм? Трудно сказать. Если ваша психика в состоянии пережить достоверно переданный трагизм того времени, о котором рассказывает в своей картине Павел Чухрай, тогда смотрите. Фильм тяжелый, но он стоит того, чтобы его посмотрели.

Оцените пост

+1

Оценили

Яна Солякова+1
Маргарита, мне очень понравился фильм. Моя психика выдержала)
Моя тоже выдержала, Наталья!) Спасибо за комментарий! smile