"Поединок" с Вольфом Мессингом
Это моя первая работа, которая получила Диплом лауреата
«Самарские судьбы». Творческий конкурс «Забавный случай» 25 июня 2012
Я не верил, что меня можно загипнотизировать. Чтобы кто-то управлял моим сознанием и моими действиями, когда я этого не хочу, — да ни за что на свете! Видел в кино, в цирке сеансы гипноза, но сам этой процедуре до определённого времени не подвергался.
Но однажды я всё же поучаствовал в подобном представлении. Да не с кем-нибудь, а с самим Вольфом Мессингом, знаменитым гипнотизёром, мастером "психологических опытов", как он сам называл свои сеансы.
Это случилось в 60-х годах прошлого столетия в Ульяновске, где я работал после окончания Куйбышевского политехнического института. В городе появились афиши о гастролях Вольфа Мессинга. Я купил билеты, пригласил подругу, прихватил по привычке фотоаппарат, и вот мы сидим на седьмом ряду большого зала ДК. На улице жара, июль, в зале нарастает духота.
В начале представления желающим раздали листки — дать задание Мессингу. Я написал: взять мой фотоаппарат и сфотографировать зал. После трёх-четырёх номеров на сцену вызывают меня.
Мессинг, встретив меня на сцене, внимательно смотрит в глаза. Я тоже изучаю его лицо, весь облик. Мы с ним примерно одинакового, среднего для того времени, роста. Он одет в строгий чёрный костюм. Белая рубашка, чёрный галстук. Голова в верхней части широкая: открытый лоб с продольными морщинами обрамлён пышным кустом тёмных волос. Цвет глаз — тёмный. В нижней части лицо сужено. Нос, расширенный внизу, занимает значительное место на лице. От крыльев носа вниз — глубокие борозды. Уголки узких губ опущены, подбородок маленький.
Первые слова Мессинга:
— Вы занимаетесь психологией?
— Нет. Я работаю инженером на электростанции.
— У вас очень сильная аура.
Потом он спрашивает о семье, работе, ещё о чём-то. Я понимаю, что он пытается "расслабить" меня, снять напряжение. Отвечаю спокойно, хладнокровно. Под конец он рассказывает мне какой-то очень остроумный анекдот. К сожалению, содержание его "выветрилось" из моей памяти. Наконец, он берёт меня за запястье левой руки и начинает двигаться на три-четыре шага в разные стороны. Видимо, моя "сигнальная система" не работает для Мессинга. По сути, мы топчемся на месте. Время идёт. В зале нарастает шум, раздаются посвистывания. "Опыт" со мной длится уже более десяти минут.
И тут выражение лица Мессинга резко меняется. На нём появляются черты растерянности, смятения. Оно темнеет, покрывается потом. Движения гипнотизёра становятся суетливыми, "дёргаными". Мессинг как бы уменьшается в росте и снизу-сбоку просительно, даже жалобно заглядывает в мои глаза. В зале — гул. Ситуация тупиковая, по-инженерному — аварийная.
Меня "сломали" капли пота, которые с подбородка и скул Мессинга падали на воротничок его рубашки, галстук. Мне вдруг стало очень жалко "бедного старика", и я пошёл в нужном направлении. Мессинг почти бежал рядом мелкими шажками, не выпуская моей руки. Мы спустились со сцены, пошли по проходу. Он увидел моё свободное кресло и снова как будто преобразился: бросил мою руку, птицей подлетел к моей девушке, схватил лежавший на её коленях фотоаппарат, развернулся, бодро пробежал мимо меня на сцену, победно вскинул над головой аппарат и громко крикнул:
— Снимаю! Условно!.. Угадал? — это ко мне.
Я кивнул и пошёл к сцене взять фотоаппарат. Мы встретились на лесенке, ведущей на сцену. Мессинг отдал аппарат и крепко, с потряхиваниями пожал мне руку, как бы благодаря за сотрудничество. А я подумал: "Да, нелёгкий хлеб у гипнотизёров..."
Долгое время я считал, что "победил" Мессинга. Думал: если бы я не пожалел его, ничего бы у него со мной не вышло.
Прошло 15-20 лет. Мессинг умер в 1974 году. И вдруг однажды мне пришла в голову мысль: а может, это Вольф победил меня?! Ведь он, в конце концов, заставил меня помочь ему выполнить задание. А его "жалкий" вид во время этого — лишь один из приёмов, который он применял для "неподатливых" с сильной, как он сам выразился, аурой. Если бы не сработало это, он применил бы другой, ещё более действенный способ.
Моё уважение к Вольфу Мессингу восстановилось и ещё более возросло.

«Самарские судьбы». Творческий конкурс «Забавный случай» 25 июня 2012
Я не верил, что меня можно загипнотизировать. Чтобы кто-то управлял моим сознанием и моими действиями, когда я этого не хочу, — да ни за что на свете! Видел в кино, в цирке сеансы гипноза, но сам этой процедуре до определённого времени не подвергался.
Но однажды я всё же поучаствовал в подобном представлении. Да не с кем-нибудь, а с самим Вольфом Мессингом, знаменитым гипнотизёром, мастером "психологических опытов", как он сам называл свои сеансы.
Это случилось в 60-х годах прошлого столетия в Ульяновске, где я работал после окончания Куйбышевского политехнического института. В городе появились афиши о гастролях Вольфа Мессинга. Я купил билеты, пригласил подругу, прихватил по привычке фотоаппарат, и вот мы сидим на седьмом ряду большого зала ДК. На улице жара, июль, в зале нарастает духота.
В начале представления желающим раздали листки — дать задание Мессингу. Я написал: взять мой фотоаппарат и сфотографировать зал. После трёх-четырёх номеров на сцену вызывают меня.
Мессинг, встретив меня на сцене, внимательно смотрит в глаза. Я тоже изучаю его лицо, весь облик. Мы с ним примерно одинакового, среднего для того времени, роста. Он одет в строгий чёрный костюм. Белая рубашка, чёрный галстук. Голова в верхней части широкая: открытый лоб с продольными морщинами обрамлён пышным кустом тёмных волос. Цвет глаз — тёмный. В нижней части лицо сужено. Нос, расширенный внизу, занимает значительное место на лице. От крыльев носа вниз — глубокие борозды. Уголки узких губ опущены, подбородок маленький.
Первые слова Мессинга:
— Вы занимаетесь психологией?
— Нет. Я работаю инженером на электростанции.
— У вас очень сильная аура.
Потом он спрашивает о семье, работе, ещё о чём-то. Я понимаю, что он пытается "расслабить" меня, снять напряжение. Отвечаю спокойно, хладнокровно. Под конец он рассказывает мне какой-то очень остроумный анекдот. К сожалению, содержание его "выветрилось" из моей памяти. Наконец, он берёт меня за запястье левой руки и начинает двигаться на три-четыре шага в разные стороны. Видимо, моя "сигнальная система" не работает для Мессинга. По сути, мы топчемся на месте. Время идёт. В зале нарастает шум, раздаются посвистывания. "Опыт" со мной длится уже более десяти минут.
И тут выражение лица Мессинга резко меняется. На нём появляются черты растерянности, смятения. Оно темнеет, покрывается потом. Движения гипнотизёра становятся суетливыми, "дёргаными". Мессинг как бы уменьшается в росте и снизу-сбоку просительно, даже жалобно заглядывает в мои глаза. В зале — гул. Ситуация тупиковая, по-инженерному — аварийная.
Меня "сломали" капли пота, которые с подбородка и скул Мессинга падали на воротничок его рубашки, галстук. Мне вдруг стало очень жалко "бедного старика", и я пошёл в нужном направлении. Мессинг почти бежал рядом мелкими шажками, не выпуская моей руки. Мы спустились со сцены, пошли по проходу. Он увидел моё свободное кресло и снова как будто преобразился: бросил мою руку, птицей подлетел к моей девушке, схватил лежавший на её коленях фотоаппарат, развернулся, бодро пробежал мимо меня на сцену, победно вскинул над головой аппарат и громко крикнул:
— Снимаю! Условно!.. Угадал? — это ко мне.
Я кивнул и пошёл к сцене взять фотоаппарат. Мы встретились на лесенке, ведущей на сцену. Мессинг отдал аппарат и крепко, с потряхиваниями пожал мне руку, как бы благодаря за сотрудничество. А я подумал: "Да, нелёгкий хлеб у гипнотизёров..."
Долгое время я считал, что "победил" Мессинга. Думал: если бы я не пожалел его, ничего бы у него со мной не вышло.
Прошло 15-20 лет. Мессинг умер в 1974 году. И вдруг однажды мне пришла в голову мысль: а может, это Вольф победил меня?! Ведь он, в конце концов, заставил меня помочь ему выполнить задание. А его "жалкий" вид во время этого — лишь один из приёмов, который он применял для "неподатливых" с сильной, как он сам выразился, аурой. Если бы не сработало это, он применил бы другой, ещё более действенный способ.
Моё уважение к Вольфу Мессингу восстановилось и ещё более возросло.
