100 лет со дня смерти Огюста Родена

"Их знали миллионы"



Творчество Франсуа Огюста Рене Родена по праву считается одним из интереснейших и значительнейших явлений в истории мирового искусства.

Его могучий талант оказал заметное влияние на многие поколения скульпторов. Многие искусствоведы изучали его сложный творческий путь, полный смелых поисков и дерзаний. Будучи фанатичным поклонником живого тела, Роден досконально изучил человеческую анатомию.[cut=Читать далее......]

Ему выпала честь внести свежую струю в искусство пластики, разрушив застывшие академические традиции. Роден считается одним из основоположников современной скульптуры.

Детские годы

Огюст родился в Париже. Его отец Жан-Батист Роден служил в префектуре. Огюст был первым ребёнком от второго брака Жана-Батиста с уроженкой Лотарингии Мари Шеффер. У Огюста была сестра Мари — на два года его моложе. В школе Роден не проявлял интереса к учёбе за исключением рисования. В 14 лет он убедил отца разрешить ему поступить в Бесплатную школу рисования (École Gratuite de Dessin), еще это учебное заведение, готовившее художников, декораторов и ювелиров, было известно под названием Малая школа (Petite École). Учителем Родена был крупный художник и педагог Орас Лекок де Буабодран (Horace Lecoq de Boisbaudran, 14 мая 1802 – 7 августа 1897).

Окончив Малую школу, Роден трижды пытался поступить в Школу изящных искусств, но терпел неудачу. Огюст много лет перебивался заработками подмастерья, декоратора, скульптора на общественных работах, параллельно он посещал курсы скульптора Антуана-Луи Бари (Antoine-Louis Barye, 24 сентября 1795 — 25 июня 1875) в Музее естественной истории.

Становление

В 1862 году умерла сестра скульптора Мари. Это так глубоко потрясло Огюста, что он на какое-то время забросил занятия скульптурой. Роден вступил послушником в конгрегацию священника Пьера Эймара, который убедил его вернуться к занятиям искусством. В 1863 году скульптор изваял бюст Эймара.

Вернувшись к скульптуре, тем не менее, Роден много работал оформителем и декоратором. Скульптурные работы этого периода он выполнял анонимно, большинство из них невозможно идентифицировать, а многие и не сохранились. Известно, что Роден работал над оформлением фойе театра Гаитэ и фасада театра Гоблен в Париже (здание театра Гоблен в настоящее время является кинотеатром).

Семья

В 1864 году Роден познакомился и начал жить со швеёй Розой Бёре (Rose Beuret, 1846 — 1917). В 1866 году у пары родился сын Огюст. Брак не был оформлен, поэтому сын получил фамилию матери. Роза обладала привлекательной деревенской внешностью и позировала для некоторых ранних произведений Родена: бюстов «Девушка в шляпке с цветами» (1865—1870) и «Миньон» (1870), скульптуры «Вакханка».


Огюст Роден. Молодая девушка с розами на шляпе 1865-70.

Последняя работа не сохранилась, разбившись при очередном переезде. Роза Бёре оставалась спутницей скульптора на протяжении всей его жизни, хотя Роден был непостоянен, и их отношения переживали разные этапы. После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскую — бывшую конюшню.

Неудачи

В 1864 году Роден выполнил бюст местного жителя по прозвищу Биби, которого отличало выразительное лицо со сломанным носом. Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену отправить «Человека со сломанным носом» в Парижский Салон. Скульптура, бросившая вызов академическим канонам красоты, была, конечно же, отклонена. Роден пытался вновь поступить в Школу изящных искусств в Париже, но снова не был принят. С 1864 по 1870 год он работал в мастерской скульптора Альбера Каррье-Беллёза (Albert-Ernest Carrier-Belleuse, 12 июня 1824 – 4 июня 1887), зарабатывая созданием декоративной скульптуры. С началом франко-прусской войны Роден был призван в действующую армию, но вскоре уволен из-за плохого зрения.

Бельгия

Каррье-Беллёз, который получив крупный заказ на оформление здания брюссельской Биржи, переехал в Бельгию и позвал Родена с собой. Огюст без колебаний переехал в Брюссель.
В Бельгии Роден создал несколько скульптур для частных домов, для здания биржи и боковые фигуры для памятника бургомистру Лоосу в парке д’Анверс. После рабочего дня Роден изготавливал для Каррье-Беллёз статуэтки, которые тот под своим именем отливал в бронзе и выставлял на продажу. Параллельно Роден продолжил самообразование в области средневекового искусства и особо тщательно изучал творчество Рубенса. Однажды Роден подписал одну статуэтку собственным именем и предложил посреднику в обход Каррье-Беллёза. Учитель, узнав об этом, тот час же уволил Родена.

Совместное творчество

К тому времени закончилась франко-прусская война, Каррье-Беллёз, расторгнув контракт, вернулся на родину, а его незаконченные работы доделывал бельгийский скульптор, ученик, а затем помощник Каррье-Беллеза — Антуан-Жозеф ван Расбург (Antoine-Joseph van Rasbourgh, 1831—1902). Расбург, видя несомненный талант Родена, вновь нанимает его на работу. Два скульптора сняли мастерскую в Икселе и договорились совместно продавать свои работы, при этом скульптуры, продаваемые в Бельгии, подписывал своим именем ван Расбург, а во Франции скульптуры шли под именем Родена.
Почти все продажи из-за отдалённости Франции и сложившейся клиентуры ван Расбурга в итоге приходились на Бельгию. Некоторые из работ того периода, подписанных ван Расбургом, с большей или меньшей вероятностью приписываются Родену, однако достоверные доказательства авторства, как правило, отсутствуют.
Выросшие доходы Родена позволили Розе переехать из Парижа в Иксель.
В 1875 году Роден снова представил в Салон «Человека со сломанным носом» — на этот раз мраморный бюст, и он был принят.

Италия

Скопив денег, Роден в 1876 году совершил путешествие в Италию, где посетил Геную, Флоренцию, Рим, Неаполь и Венецию. Целью Родена было знакомство с искусством Возрождения, в особенности с великими скульпторами прошлого Микеланджело и Донателло.
Путь Родена в Италию лежал через Реймс, где скульптор впервые увидел один из самых известных готических соборов, который потряс скульптора и заронил любовь к готической архитектуре, сохранявшуюся у Родена всю жизнь.

Победа над предвзятостью Салона

По возвращении из Италии Роден около 18 месяцев работал над скульптурой, которая сейчас известна как «Бронзовый век». Для неё он использовал непрофессионального натурщика — бельгийского солдата, который произвёл впечатление на скульптора своей развитой мускулатурой. Скульптура создавалась под явным влиянием «Умирающего раба» Микеланджело.

Можно обнаружить сходство в положении тела и закинутой назад руки, в закрытых глазах фигуры. Роден впервые выставил гипсовую скульптуру под названием «Побеждённый» с копьём в левой руке в 1877 году в Бельгии, представив её как памятник мужеству французских солдат, а на следующий год отправил её в Салон.
Перед представлением скульптуры французской публике Роден переосмыслил свою работу: он увидел в скульптуре момент пробуждения человека, перехода от сна к бытию, к осознанию самого себя. Он убрал копьё и дал скульптуре название «Бронзовый век», поменяв смысл произведения с увековечивания конкретного события на абстрактный образ (среди других названий, которые рассматривал Роден, были «Пробуждение весны» и «Доисторический человек»). Однако мастерство Родена в изображении обнажённой натуры вызвало обвинения в том, что он выдал за скульптуру слепок с тела натурщика. Роден получил поддержку многих деятелей искусства и был оправдан. В 1880 году эта же скульптура, отлитая в бронзе, была выставлена в Салоне ещё раз.

«Иоанн Креститель»

Однажды к Родену пришёл итальянский крестьянин, желавший позировать. Крестьянин обладал правильным красивым телосложением, а особенно Роден был впечатлён его движениями при ходьбе. Роден хотел изобразить движение таким образом, чтобы обе ноги скульптуры твёрдо стояли на земле и вес был распределён между ними. В результате он сделал две скульптуры: «Шагающий» (1877) и «Иоанн Креститель» (1878). Первая скульптура представляла собой шагающую фигуру без головы и рук и была этюдом ко второй скульптуре. Вторая скульптура не содержит никаких религиозных аллюзий, фигура натурщика вызвала у Родена самопроизвольную ассоциацию с Иоанном Крестителем, и скульптор так назвал работу. Роден выставил «Иоанна Крестителя» в Салоне 1880 года, и скульптура получила третью премию.

Полоса неудач

В 1878 году Роден принял участие в конкурсе на памятник защитникам Парижа во франко-прусской войне. Он представил на суд жюри статую, сейчас известную как «Призыв к оружию». Она представляла собой аллегорическую крылатую женскую фигуру, одновременно полную выразительности и монументальную. Несмотря на несомненные художественные достоинства статуи, она не вошла даже в краткий список жюри.

Роден также потерпел неудачу и на других конкурсах на памятники Лазару Карно, Дени Дидро, Жану-Жаку Руссо и генералу Жану-Огюсту Маргеритту. Скульптор получил заказ только на памятник д’Аламберу на фасаде Отель-де-Виль.

Признание

В 1879 году Каррье-Беллёз, с 1875 года бывший директором Севрской мануфактуры, пригласил Родена снова работать у него. Казалось бы, старая бельгийская ссора была забыта, Роден оставался на этой работе, приносившей хороший заработок, до 1882 года. В 1881 году скульптор в знак благодарности изваял бюст Каррье-Беллёза.

Примерно в это же время Роден был введён в салон писательницы Жюльетты Адам, где был представлен премьер-министру Гамбетта. Гамбетта, в свою очередь, порекомендовал Родена министру изящных искусств Антонену Прусту, который приобрёл для государства «Иоанна Крестителя». Это было первое признание, которое пришло к скульптору, которому в то время было уже сорок лет.

«Врата ада»

В 1880 году Роден впервые получил заказ от государства — заказ на скульптурный портал, который должен был украсить здание нового Музея декоративного искусства в Париже. Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок, к 1885 году, Музей так и не был создан, но Роден продолжал работать над скульптурой, получившей название «Врата ада», в итоге оставив её незавершённой. «Врата ада» были впервые отлиты в бронзе после смерти мастера.

Роден вдохновлялся бронзовыми воротами флорентийского баптистерия Лоренцо Гиберти и черпал идеи для сюжетов из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера и образов порталов готических соборов.

Семиметровые «Врата ада» вмещают 186 фигур. Многие из них, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели позже самостоятельную жизнь, как отдельные скульптуры, увеличенные, доработанные и отлитые в бронзе или высеченные в мраморе.

Например, «Мыслитель», ставший наиболее известным произведением Родена и одним из самых узнаваемых скульптурных образов в мировой истории, создавался как портрет Данте. Изначально автор картин ада словно наблюдал порождения собственного воображения. С течением времени Роден переработал скульптуру в сторону универсального вневременного образа поэта, философа и творца, физическая мощь которого воплощала мощь интеллектуальную.

А «Поцелуй», например, первоначально был изображением Паоло Малатеста и Франчески да Римини — персонажей «Божественной комедии», влюблённых, застигнутых и убитых мужем Франчески и ставших символом вечной любви.
«Врата ада» должны были обрамлять гигантские статуи Адама и Евы — первых грешников, но, недовольный своими скульптурами, Роден постоянно их переделывал и в итоге отказался от первоначального замысла.

Фигура Адама стала основой для «Трёх теней» — венчавшей «Врата ада» композиции из трёх одинаковых фигур, изображённых с разных ракурсов.


Врата ада

Англия

В 1881 году Роден посетил жившего в Лондоне художника Альфонса Легро (Alphonse Legros, 8 мая 1837 – 8 декабря 1911), с которым он дружил и у которого учился искусству офорта.

Во время этой поездки Роден познакомился с поэтом и критиком Уильямом Эрнестом Хенли. Роден сумел поразить Хенли, и последний способствовал тому, что о неизвестном до того в Великобритании скульпторе узнали артистические круги.

Хенли в том же году стал редактором влиятельного журнала «Magazine of Art» и регулярно публиковал там статьи о творчестве француза, а в следующем году «Бюст Иоанна Крестителя» (одна из версий статуи, ранее приобретённой французским правительством) с успехом был выставлен в Королевской академии художеств.

Новые проекты

С началом работы над «Вратами ада» Роден получил от государства новую мастерскую — ему были выделены две студии в здании на Рю л’Юниверсите, в котором было оборудовано двенадцать студий, предоставленных скульпторам и художникам, занятым работой над важными проектами.

В 1884 году Роден получил заказ от чилийского правительства на статуи покойного президента Франсиско Рамона Викуньи и военачальника Патрисио Линча, героя завершившейся недавно Второй Тихоокеанской войны. Линч должен был быть изображён на коне, а конная статуя была давней мечтой Родена. Роден изготовил два макета, но из-за переворота в Чили памятники не были отлиты, а сами макеты погибли. Одновременно Роден создал бюст жены чилийского посла во Франции, очень удачную работу, показывающую красоту и чувственность модели.

Виктор Гюго

В 1883 году Роден по протекции критика Эдмонда Базира получил разрешение Виктора Гюго создать его бюст. При этом восьмидесятилетний живой классик не питал энтузиазма по поводу этого проекта и считал, что лучший его бюст уже был создан десятки лет назад Давидом д’Анже (David d’Angers, 12 марта 1788 — 5 января 1856).

Работа над бюстом осложнялась тем, что Гюго отказался позировать. Впрочем, Родену было разрешено посещать дом писателя, присутствовать при его повседневных занятиях, делать зарисовки и эскизы. Кроме того, Роден много работал с фотографиями. Бюст писателя был закончен в 1883 году и в следующем году выставлен в Салоне.

Забегая вперед, сообщу, что в 1886 году Роден получил официальный заказ на памятник Гюго, который планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того. Кандидатура Родена была выбрана, в том числе и потому, что бюст писателя, созданный в 1883 году, был принят положительно.

Однако новая работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков.

Скульптор изобразил Гюго могучим обнажённым титаном, опирающимся на скалу и окружённым тремя музами. Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице, и в итоге проект был отклонён. В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. Памятник Гюго был установлен в саду у Пале-Рояль только в 1909 году.

Камилла

В том же 1883 году Роден был приглашён скульптором Альфредом Буше (Alfred Boucher, 23 сентября 1850 – 1934) курировать группу его студенток. Там он познакомился с молодой девушкой Камиллой Клодель (Camille Claudel, 8 декабря 1864 — 19 октября 1943), которая явно превосходила по таланту других студенток.


Альфред Буше




Камилла Клодель


Огюст Роден. Камилла Клодель. 1884 г. Музей Родена, Париж

С 1885 года Клодель стала работать помощницей в мастерской Родена, позировала ему, а вскоре они стали любовниками. Их отношения продолжались девять лет, при этом Роден не порвал связей и с Розой, которая знала о своей роли «другой женщины». В период отношений с Камиллой Роден создал большое количество скульптур, главной темой которых была чувственная любовь. Наиболее известны среди этих работ «Поцелуй» и «Вечный идол».

Через несколько лет после разрыва с Роденом у Камиллы развилось психическое расстройство, которое впоследствии привело к госпитализации. Клодель умерла в психиатрической лечебнице в 1943 году, ее брат Поль, поэт и дипломат, обвинял в трагедии своей сестры именно Родена.

«Граждане Кале»

Одной из самых известных работ Родена стала скульптурная группа «Граждане Кале» (1884—1888). Заказ на памятник, увековечивавший героическую страницу в истории города, Роден получил от муниципалитета Кале.

Во время Столетней войны английский король Эдуард III осадил город, и спустя некоторое время голод вынудил оборонявшихся к сдаче. Король обещал пощадить жителей, только если шесть знатнейших граждан выйдут к нему в рубище и с верёвками на шее, отдавая себя на казнь. Решение, избранное Роденом, было необычным: он изобразил всех шестерых граждан, а не одну фигуру, которая символизировала бы их лидера, Юсташа де Сен-Пьера. В скульптурной группе статичные фигуры противопоставлены фигурам, пойманным в движении, при этом каждый герой, запечатлённый в момент, когда он отправлялся на верную смерть, получил выделяющие его индивидуальные черты.

В 1889 году «Граждане Кале» стали главным событием совместной выставки Родена и Клода Моне в галерее Жоржа Пети. Всего на этой выставке были представлены 36 скульптур Родена и 70 полотен Моне.

Сама скульптура была установлена в Кале в 1895 году. В работе над скульптурой Родену помогала Камилла Клодель, впрочем, историки до сих пор спорят о ее роли в создании этой работы. Мнения разнятся в диапазоне от приписывания Клодель роли подмастерья до признания значительного творческого вклада.


«Граждане Кале» (1884—1888)

Лоррен и Бальзак

В 1889 году Роден принял участие в конкурсе на памятник живописцу Клоду Лоррену в Нанси. Проект Родена был принят с трудом, но, в конце концов, статуя была отлита в бронзе и установлена в городском парке. Сам Роден довольно низко оценивал собственную работу: хрупкая фигура на массивном высоком постаменте смотрелась непропорционально.

В 1891 году Общество литераторов, во многом благодаря личным стараниям его президента Эмиля Золя, заказало Родену памятник Бальзаку со сроком исполнения в два года. Роден много изучал сохранившиеся изображения Бальзака, умершего в 1850 году, и общался с лично знавшими его людьми. Бальзак к концу жизни сильно растолстел и, по воспоминаниям современников, из одежды предпочитал бесформенную доминиканскую рясу. Роден видел памятник массивной стоящей фигурой с крупной головой и телом, скрытым драпировками. Скульптор быстро принялся за работу, сохранились этюды в виде обнажённой фигуры, которые Роден создал, чтобы лучше проработать позу памятника. Тем не менее, Роден никак не укладывался в сроки. Когда его студию посетили представители заказчика, они остались крайне разочарованы проектом и охарактеризовали его, как «бесформенную массу». Публичный показ незаконченного памятника состоялся в Салоне 1898 года и вызвал скандал, при этом Родена поддержали многие деятели искусства.

В итоге Общество литераторов отказалось от принятия работы и заказало памятник Александру Фальгьеру, а Роден вернул выплаченный ему аванс и оставил свою скульптуру у себя. Роденовский памятник Оноре де Бальзаку был установлен в Париже только в 1939 году.

Вилла Брийан в Мёдоне

В 1895 году Роден приобрёл поместье Вилла Брийан в Мёдоне под Парижем. Он оборудовал там мастерскую и перевёз в Мёдон скульптуры, но для мастерской там оказалось недостаточно места, поэтому через два года скульптор вернул мастерскую в Париж.

Благодаря появившимся доходам Роден смог посвятить себя коллекционированию предметов искусства. С течением времени он приобрёл и поместил в Вилле Брийан множество египетских, греческих и римских скульптур, персидских миниатюр и картин современных ему французских художников. Одним из ценных приобретений стал «Портрет Папаши Танги» Ван Гога.

Триумф на Всемирной выставке

На Всемирной выставке 1900 года, проводившейся в Париже, французское правительство предоставило Родену целый павильон. Для выставки, которая стала первой крупной ретроспективой его творчества, было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были демонстрировавшиеся впервые «Врата ада».

В предисловии к каталогу критик Арсен Александр сравнивал Родена с Рихардом Вагнером, также не сразу нашедшим ценителей своего таланта. Выставка позволила Родену продать в музеи по всему миру скульптуры на сумму около 200 000 франков. Правда, почти треть этой суммы — 60 000 франков, стоило изготовление бронзовых и мраморных копий.

Так уж случилось, что только в зрелом возрасте Роден раскрылся, как блестящий рисовальщик и график. Если в молодости наброски с моделями ню давались ему тяжело, то с течением времени он научился создавать рисунки моментально, не отрывая глаз от модели, а карандаша от бумаги, и запечатлевая на бумаге пойманный им момент движения. Изредка он раскрашивал рисунки акварелью или дорабатывал мелом. Еще в 1897 году промышленник и коллекционер Морис Феней издал тиражом в 125 экземпляров альбом со 147 репродукциями рисунков Родена. Альбом разошёлся мгновенно.

Международное признание

В 1900-х годах Роден стал регулярно получать заказы на портреты богачей и знаменитостей своего времени. Среди его клиентов были английский драматург Бернард Шоу, австрийский композитор Густав Малер, американская бизнес-вумен и филантроп Берта Палмер, президент Аргентины Доминго Фаустино Сармьенто, французы – политик и журналист Жорж Клемансо и химик Марселен Бертло.

В 1906 году король Камбоджи Сисоват совершил визит во Францию. Его сопровождала труппа танцоров, давшая представления в Париже и Марселе. Роден, очарованный танцорами, посетил оба выступления и оставил серию набросков, которые относят к его лучшим рисункам.

В 1908 году Родена в Мёдоне посетил король Великобритании и Ирландии Эдуард VII.
А в 1914 и 1915 годах Роден специально совершил поездки в Рим, чтобы сделать бюст Папы Римского Бенедикта XV.

Ученики и помощники

Заработки Родена позволили ему нанимать в свою мастерскую ассистентами талантливых молодых скульпторов. Среди тех, кто работал у Родена в 1890-х и 1900-х годах, были ставшие позже знаменитыми Антуан Бурдель (Emile Antoine Bourdelle, 30 октября 1861 — 1 октября 1929), Шарль Деспьо (Charles Despiau, 4 ноября 1874 – 30 октября 1946), Жюль Дебуа (Jules Desbois, 20 декабря 1851 – 2 октября 1935), Франсуа Помпон (François Pompon, 9 мая 1855 — 6 мая 1933) и Аристид Майоль (Aristide Maillol, 8 декабря 1861 – 27 сентября 1944). В 1897—1899 годах ученицей Родена была русский скульптор Анна Голубкина (16 (28) января 1864 — 7 сентября 1927). В 1904 году моделью и ученицей Родена была британская художница Гвен Джон, которая «по совместительству» стала одной из многих любовниц скульптора. Французский скульптор румынского происхождения, один из главных основателей стиля абстрактной скульптуры Константи́н Бранкузи (рум. Брынкуши, Constantine Brancusi, 19 февраля 1876 — 16 марта 1957) тоже был учеником Родена, но, проработав в его мастерской два месяца, покинул Мастера, считая, что «под большим деревом ничего не вырастет».


Скульптор Роден в черном берете перед скульптурой "Тритон и Нереида". 1910 г.

Впрочем, по словам известного французского искусствоведа Бернара Шампиньоля, Роден не оставил подлинных учеников, которые развили и продолжили бы его стиль и эстетику. Все скульпторы, долго работавшие с ним и считающиеся его учениками, принадлежали к классической традиции.

Поздняя любовь

Роден в старости стал падок на женскую красоту. Его увлечения были недолгими, за исключением романа с маркизой (позднее — герцогиней) де Шуазель, американкой французского происхождения. Роман начался в 1904 году и продолжался до 1912 года.

Друзья Родена вспоминали о де Шуазель как о недалёкой, безвкусно одевавшейся и не разбиравшейся в искусстве женщине, тем не менее подчинившей скульптора своей воле и пользовавшейся его богатством и славой. Роден позднее отзывался о де Шуазель как о «злом гении», на которого он «потратил семь лет своей жизни».

Рильке

В 1905—1906 годах личным секретарём Родена был немецкий поэт Райнер Мария Рильке (Rainer Maria Rilke, 4 декабря 1875 – 29 декабря 1926), позднее написавший восторженную биографию скульптора.


Рильке и Роден

В 1906 году Рильке пригласил Родена в Отель Бирон, парижский особняк XVIII века, переоборудованный в жилой дом, где Рильке и его жена снимали комнаты. Особняк настолько понравился Родену, что он снял там первый этаж, перевёз туда студию и жил там последние годы.

Последние годы

В 1916 году Роден подписал завещание, согласно которому все его работы и рукописи переходили государству. В последние годы жизни Роден был окружён большим количеством любовниц, которые почти в открытую расхищали его имущество, вынося произведения искусства из коллекции скульптора.

Охрана поместья Родена была организована лично министром коммерции в правительстве Клемансо — Этьеном Клементелем.
В конце жизни Роден решил официально оформить отношения с Розой Бёре, которая более полувека была его гражданской женой.

19 января 1917 года на вилле в Мёдоне состоялось бракосочетание Родена с Розой, которая к тому времени была уже тяжело больна и умерла через двадцать пять дней после церемонии.


Огюст Роден и мадам Роден (Роза Бёре) в день бракосочетания. 1917 г.

12 ноября этого же года заболел сам Роден. Доктор определил у него воспаление лёгких. Роден умер утром 17 ноября в своём доме в Мёдоне. Похороны прошли там же, на могиле скульптора была установлена копия «Мыслителя».


Фотограф Пьер Чумоф. Огюст Роден на смертном одре. Ноября 1917 г.


Статуя "Мыслитель" на могиле Огюста Родена в парке Вилла де Брильянт.

Наследие

Жизни и творчеству скульптора посвящены три музея. Главный музей Родена находится в Отеле Бирон, где скульптор жил последние годы. Основой его собрания стали скульптуры, рисунки и коллекция произведений искусства, которые Роден завещал государству. Этот музей был учреждён 22 декабря 1916 года, ещё при жизни скульптора, а открыт для публики в 1919 году.


Музей Родена в Париже (бывший особняк Отель Бирон)

Второй французский музей Родена был создан в 1930 году в Мёдоне, где находилась вилла Родена, и где он был похоронен. Третий музей Родена был открыт в 1929 году в Филадельфии на основе коллекции, принадлежавшей владельцу сети кинотеатров и филантропу Жюлю Мастбауму.

Надо отметить, что еще при жизни Роден позволял массово производить копии своих скульптур для продажи. Известен факт, что при жизни скульптора только одна литейная мастерская изготовила 231 копию «Вечного идола» и 319 копий «Поцелуя».

По этой причине в настоящее время собрания авторизованных копий скульптур Родена есть во многих музеях мира, включая Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва), Национальную галерею искусства (Вашингтон), Метрополитен-музей (Нью-Йорк), Новую глиптотеку Карлсберга (Копенгаген).

После смерти Родена право изготавливать копии перешло музею Родена. А в 1956 году во Франции был принят закон, ограничивавший количество копий, которые позволялось снимать со скульптуры, двенадцатью.

Послесловие

Сам Роден не относил себя к какому-либо течению. Он был близок со многими французскими импрессионистами, а одним из повлиявших на него скульпторов был его современник – итальянский скульптор, работавший также во Франции, Медардо Россо (Medardo Rosso, 21 июня 1858 – 31 марта 1928), который стремился перенести открытия импрессионистов в скульптуру.

В то же время от современников-живописцев Родена отличало тяготение к символичности образов и вневременным сюжетам. Оценка творчества Родена менялась с течением времени. Добившись известности, он долгое время был противоречивой, даже скандальной фигурой, «бунтарём», шокировавшим консервативный истеблишмент своим подходом к скульптуре.

Но в последние годы жизни к нему пришёл оглушительный успех, Роден был повсеместно признан величайшим мастером со времён Микеланджело. В 1920-1930-х годах авангардисты отвергали Родена как старомодного, но современные историки искусства отмечают его огромное влияние на всю последующую скульптуру ХХ века.




http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post245927463

Оцените пост

+2

Оценили

Ольга Михайлова+1
Гость №471+1
16:03
Есть впечатления, которые остаются на всю жизнь. Летом !966 года я со своим другом собирался вылететь на Тянь - Шань, у нас был один день (перед полётом) в Москве. Я ничего не слышал о Родене, хотя обожал живопись импрессионистов, сам немножко рисовал (делал карандашные наброски), занимался киносъёмкой. И вот друг говорит, что в музее им. Пушкина открывается первая выставка в Союзе знаменитого французского скульптора, мы едем в музей, ходим по залам, любуясь скульптурами Родена, я не мог удержаться, 16мм немецкая плёнка была в дефиците, но я снимал его скульптуры, чтобы сделать репортаж. Прошёл месяц, вернулись с похода, смонтировал отснятый материал, показал своему редактору на телевиденье Юницкой Марине Сергеевне, нисколько не надеясь, что она возьмёт его в рубрику новостей, но сюжет прошёл на "Ура". Прошло более 50 лет, а я вспоминаю, как одно из счастливейших мгновений жизни: Я видел Родена!
Спасибо за отзыв, Олег! smile А было бы интересно посмотреть этот сюжет. smile
20:53
Надо будет спросить, может архив сохранился, хотя, даже страшно подумать, ведь прошло более 50 лет. Спасибо, Маргарита, за интересный материал о Огюсте Родене.