75 лет самарскому троллейбусу

"Хроники самарочки"

08:11
8
Самарское время 5.00.

Большинство людей еще спят, но кто-то уже стоит на остановке, кутаясь в шарф и прикрываясь воротником. Люди едут на работу, а для того, чтобы вовремя доставить их, водителю троллейбуса нужно встать еще раньше.

Для сотрудников ТТУ – каждое утро доброе! Чтобы у твоих пассажиров день сложился замечательно, ты всегда должен быть в хорошем настроении, независимо от погоды. Яркая, солнечная летняя пора, прохладная осенняя изморозь, морозные сумерки зимы или розовый весенний рассвет. Независимо от времени года первый троллейбус выходит на свой маршрут в одно и то же время. Строго по графику! Чтобы сократить расстояния и сделать кого-то ближе. Чтобы именно Ваше утро было добрым!

И так вот уже 75 лет!

В десятом номере Журнала «Самарские судьбы» — интересная статья, посвящённая юбилейному событию.


6 ноября — ровно 75 лет назад в Самаре был официально пущен первый троллейбус.


75 лет самарскому троллейбусу — Самарские судьбы
samsud.ru›Журнал›Юбилей›75-let-samarskomu…

Автор статьи: Ксения Русяева

Читайте, Друзья! — На Главной странице сайта полная информация об очередном номере Журнала.


[cut=Читать далее......]


В России первые троллейбусы появились в 1933 году в Москве, после чего быстро распространились по крупным городам страны. В наше время в мире более 400 городов с развитой сетью троллейбусного сообщения, в некоторых случаях данный вид транспорта курсирует между городами.

Слово «троллейбус» произошло от английского «trolley» – контактный провод, роликовый токосниматель и «bus» – сокращение от латинского «оmnibus» – «карета для всех». Электрический ток напряжением 550 вольт троллейбус получает от двухпроводной контактной сети (подвесные (троллейные) провода) через токосъёмники (штанги).

Первый троллейбус был придуман доктором Вильямом Сименсом (Англия) в 1880 году, а в 1882 году в Германии инженер Вернер фон Сименс претворил идею брата в жизнь, назвав свое изобретение Electromote. В том же году была открыта и первая троллейбусная линия в предместье Берлина Галензе.

Районы, улицы, маршруты. Самарский троллейбус неразрывно связан с историей города и судьбами его жителей. Появившись здесь во время войны, троллейбус стал знаковым транспортом. Сколько видел он, каждый день курсируя от депо до депо! Сколько людей перевезено за эти годы! Если в 1940-е троллейбусами ездили наши прабабушки и прадедушки, сегодня этот вид транспорта предпочитает современное поколение горожан. И хотя возраст троллейбуса солиден, сегодня это один из современных, экологичных и активно развивающихся видов пассажирских перевозок в крупном мегаполисе. История Самарского троллейбуса – своеобразный маршрут длиной в 75 лет. Каждый этап его жизни – новая остановка, на которой заходят одни люди и выходят другие. За окном меняется пейзаж, облик города… Меняется и сам троллейбус. На смену старому подвижному составу приходят новые машины. Сегодня по улицам современной Самары ходят троллейбусы, о которых в те времена трудно было даже мечтать!



1941

Октябрь

В Куйбышеве, на стадионе «Локомотив» организована так называемая эвакобаза. Из Москвы в Куйбышев эвакуировано 105 троллейбусов ЯТБ-1, ЯТБ-2 и ЯТБ-4, а также поезда метрополитена.
1942

Февраль

Городскими властями принято решение об использовании части эвакуированных машин для организации троллейбусного движения по двум линиям (от ЖД вокзала до Площади Революции и от ул. Льва Толстого до Дома Сельского Хозяйства) и строительства парка на 50 троллейбусов. Началась разработка проекта.

Май

По решению Совнаркома СССР, с Куйбышевской эвакобазы в Челябинск было передано 18 троллейбусов (среди них 8 машин ЯТБ-1 и 10 машин ЯТБ-2).

27 июня

По решению Куйбышевского горсовета началось строительство первой очереди троллейбуса по маршруту от Железнодорожного вокзала по улицам Льва Толстого и Куйбышева до Площади Революции протяженностью 6,5 км. Завершение работ намечалось приурочить к 25-й годовщине Октябрьской революции.

Октябрь

Из 10 старых изношенных троллейбусов ЯТБ-2, выделенных городу с эвакобазы, были своими силами укомплектованы 5 пассажирских машин, и одна машина была превращена в техпомощь с вышкой. На привокзальной площади была установлена списанная неходовая машина, в которой была устроена диспетчерская, а у входа на пешеходный мост была вырыта смотровая яма. В барачном помещении стадиона «Локомотив» была выделена комната, в которой разместилась троллейбусная служба и где инженер московского троллейбуса А. Хмелев и московские водители проводили занятия с будущими водителями куйбышевского троллейбуса. Практику вождения они проходили в Москве.

3 ноября

Завершен монтаж контактной сети первой очереди троллейбуса. Из-за катастрофической нехватки материалов линия была сделана однопутной, с разворотными кругами на концах. Вместо металлических опор контактной сети были установлены сдвоенные деревянные. Для растяжек, вместо стального троса и семафорной проволоки, была использована железная проволока. Арматуру изготовили Завод им. Масленникова и ВРМ трамвайного парка. Питание линии осуществлялось от трамвайной тяговой подстанции.

4 ноября

Все 5 пассажирских троллейбусов и техпомощь отбуксированы на привокзальную площадь. На следующий день все водители сделали по несколько обкаточных рейсов по маршруту на одной и той же машине.*





… 6 ноября 1942 года. Первая остановка на пути истории самарского троллейбуса.


6 ноября

После краткого митинга была перерезана красная лента, в 10 часов 21 минуту в сеть подали напряжение, и троллейбус отправился в первый рейс. В салоне ехали члены приемочной комиссии, а также строители, монтажники, электрики. Рейс до Площади Революции занял 30 минут. Через 2 часа троллейбус уже принял первых пассажиров.

Таким образом, Куйбышев стал 10-м городом СССР и четвертым на территории современной России (после Москвы, Ростова-на-Дону и Ленинграда), в котором было открыто троллейбусное движение. Официальной датой пуска троллейбуса считается 7 ноября 1942 г. – 25-я годовщина Октябрьской революции.

Регулярное движение по однопутной линии осуществлялось всего шесть дней – с 11 по 16 ноября. С 16 ноября по 3 декабря троллейбус не работал – производился монтаж второй ветки троллейбусной контактной сети.

4 декабря

Началась постоянная эксплуатация троллейбуса. По двухпутной линии курсировали 4 машины ЯТБ-2 с интервалами 10-12 минут. Длительность рейса в одну сторону уменьшилась до 18-20 минут. Так как депо еще не было, все машины на ночь оставались стоять на трассе линии в районе вокзала.





Значение городского транспорта в это время невозможно переоценить.

В Куйбышеве – запасной столице – разместилось правительство и иностранные посольства. Накануне исторической битвы за Москву постановлением Государственного Комитета Обороны в Куйбышев были эвакуированы правительственные органы и часть военных управлений. Большое количество предприятий были эвакуированы в Самару во время Великой Отечественной войны из городов, которые стали добычей фашистов. Фабрики перевозили вместе с их рабочими, и численность горожан значительно выросла. Предприятия, разместившиеся на окраинах города, дали толчок для развития сетки маршрутов. Производства работали круглосуточно. Люди из города должны были как-то добираться до работы. Именно в это время в нашем регионе появилась знакомая нам аббревиатура ТТУ – трамвайно-троллейбусное управление. До войны в городе курсировали только трамваи. Куйбышев был одним из немногих, где трамвайное движение было развито, однако его сил все равно не хватало для обеспечения потребностей запасной столицы. Вот почему сегодня самарский троллейбус в ТТУ ласково называют младшим братом самарского трамвая.

Первый маршрут «Площадь Революции – ЖД вокзал» был длиной 6,5 километров.

Сначала троллейбусная линия была однопутной. На обоих ее концах были устроены разворотные петли. Первыми водителями стали женщины, отобранные из лучших водителей трамвая. Мужчины ушли на фронт, хрупкие, нежные представительницы слабого пола брали на себя всю тяжелую работу. Они были не только водителями. Обеспечивая бесперебойность троллейбусного движения, они же установили на Комсомольской площади у железнодорожного вокзала списанную неходовую машину. Она стала первой диспетчерской, а у входа на переходный мост вырыли смотровую яму. Девушки под открытым небом работали здесь в роли инженеров и слесарей.


Год 2017. Юбилейный


В настоящее время в Самаре действует 14 троллейбусных маршрутов. Перевозки осуществляются 260 пассажирскими троллейбусами.

Сегодня сотрудники Трамвайно-троллейбусного управления работают для того, чтобы обеспечить надежность городского транспорта.

Ежедневное регулярное движение троллейбусов – это их заслуга.

Мы должны сказать спасибо всем тем, кто когда-то начинал это важное дело, тем ветеранам, которые трудились здесь в советское время.

А также мы благодарим всех сотрудников ТТУ, кто трудится сегодня.

Для горожан их труд незаметен. Они привыкли, что каждый день в нужное время они могут доехать из точки А в точку Б. Однако за этим стоит труд тысяч человек. Водители, кондукторы, диспетчеры, наставники, преподаватели учебного центра, инженерно-ремонтные службы, специалисты электроснабжения… В каждом из трех самарских троллейбусных депо люди работают, вкладывая в свой ежедневный труд частичку своей души.

Поэтому сегодня, в год 75-летия самарского троллейбуса, поздравляем всех, кто причастен к этому благому делу.

Пусть самарский троллейбус процветает! Счастливого пути!



75 лет самарскому троллейбусу — Самарские судьбы
samsud.ru›Журнал›Юбилей›75-let-samarskomu…

* Самаратранс.info: Самара троллейбус история...
samaratrans.info›wiki…Самара_троллейбус_история

История самарского троллейбуса
sgpress.ru›Lenta…samarskogo-trollejbusa87835.html

Самарский троллейбус — WikiVisually
wikivisually.com›lang-ru/wiki/Самарский_троллейбус

Книга «Самарский трамвай. 90 лет», созданная на основе исторического исследования доктора географических наук, сотрудника Российской академии наук С. А. Тархова, с привлечением архивных материалов, при участии работников ТТУ, под редакцией А. В. Новиковой и руководством В. Н. Водолазова

История самарского транcпорта
regsamarh.ru

Оцените пост

+2

Оценили

Владимир Бородкин+1
Майя Симонова+1
"Я в синий троллейбус сажусь на ходу, последний, случайный..." В середине семидесятых, нам обещали, что троллейбусную линию продлят до Новокуйбышевска и билет будет в два раза дешевле, чем на автобус. Не срослось. Спасибо за статью, Ольга!
Заметка - как всегда - в тему дня. Да, именно 6 ноября семьдесят пять лет тому назад выехал первый "рогатый" на улицы нашего города. А спасибо - авторам статей и материала, используемого в заметке. Благодарность - людям, стоящим у "истока" самарской биографии троллейбуса, людям - и сегодня обеспечивающим нашу "доставку из пункта А в пункт Б". Володя! Как всегда - рада тебе и признательна за отклик.