Джоконда (на конкурс ЗЯС)

Загадочные явления и события

19:41
12
В конце декабря наша заведующая принесла в лабораторию новый настенный календарь.
— Вот, купила в книжном магазине возле дома. Календарей с видами природы не было, уж не обессудьте.
Она развернула свёрнутый в трубку большой настенный календарь. Внизу листа, как на всех календарях, шла полоса с названиями месяцев и столбиками чисел, а всё остальное пространство почти метрового глянцевого листа занимала репродукция картины Леонардо да Винчи "Мона Лиза". Есть у картины и другое название – «Джоконда».
Мы прикрепили календарь полосками скотча к стене над одним из столов. И с этого момента в жизни коллектива лаборатории что-то изменилось. Только мы это не сразу поняли.
С девяти утра до шести часов вечера на нас глядела и загадочно улыбалась знаменитая Джоконда. В обеденный перерыв мы садились за стол, пили чай с домашними пирожками и и мирно беседовали, а со стены на нас смотрела Она — то снисходительно, то лукаво, то задумчиво, а то и высокомерно — наверное, в зависимости от своего отношения к проблемам, которые мы обсуждали. Мона Лиза была почти членом коллектива, она жила в лаборатории. И уходя с работы, готовясь захлопнуть дверь и повернуть ключ, я часто кидала взгляд на неё — прощаясь и как бы извиняясь, что мы уходим, а она тут остаётся одна.
Магнетический взгляд Джоконды мы чувствовали постоянно, и неудивительно, что разговор не раз заходил о картине и её загадке. А то, что загадка в ней есть, никто из нас не сомневался. И не потому только, что об этом писали и говорили многие. Просто мы её чувствовали. Вот вы повесьте дома перед глазами этот портрет (ну да, репродукцию, разумеется), и пусть она повисит у вас на стене целый год. И тогда вы поймёте, ЧТО испытывали мы в лаборатории. Даже посредственного качества репродукция передавала ощущение странности, тайны ли — чего-то такого, что тревожило и заставляло то и дело возвращаться к картине и взглядом, и мыслями.
Влияние присутствия Моны Лизы чувствовали не только мы, сотрудники лаборатории, но и посторонние люди, заходившие к нам. Один предприниматель, солидный и серьёзный, очень занятой, приехавший в Ростов с целью заключения с нашей лабораторией договора на исследование отходов своего производства, вёл с завлабом переговоры, а я с интересом наблюдала за ним. Чёткость суждений, деловой напор, углублённость в суть проблемы… Но вот он начал отвлекаться, заметно нервничать, оглядываться по сторонам. Вот его взгляд встретился с взглядом дамы с непостижимой улыбкой – Моны Лизы. И бизнесмен сбился с мысли, на несколько секунд замолчал. Потом сосредоточился на предмете разговора, продолжил обсуждение, Но время от времени он кидал взгляд на календарь, его явно что-то беспокоило, хотя вряд ли он смог бы объяснить, что именно было причиной беспокойства.
Такое явление мы наблюдали не раз и даже спорили между собой, на какой минуте пребывания в лаборатории очередной визитёр обратит внимание на картину и почувствует силу её притяжения…
Мы обсуждали между собой существовавшие версии загадки картины: Леонардо да Винчи изобразил в женском облике самого себя, или это один из его учеников, или это портрет его матери и т.д. Но все эти гипотезы не объясняли главного: что конкретно в картине делает её такой притягательно-загадочной. Ну, допустим, на ней изображён мужчина в женском одеянии и с женской причёской. Достаточно ли этого для того, чтобы испытывать магнетизм, идущий от картины? Очевидно, нет. Видимо, есть какая-то тайна в живописном решении картины, не в том, КТО на ней изображён, а в том, КАК изображён.
Однажды, когда сотрудник соседнего отдела, зайдя к нам в лабораторию на огонёк, завёл разговор о тайне «Джоконды», меня как пружиной подбросило. Я вскочила со стула, обошла стол и, подойдя к календарю, прикрыла ладонью половину губ (левую или правую, не помню) — половину знаменитой улыбки Джоконды. Вторая половина улыбалась нежно и ласково, и выражение лица было совсем не загадочным, а мягким, спокойным, даже кротким. Так улыбаются на картинах ангелы. Я переместила ладонь и прикрыла другую половину слегка улыбающихся губ красавицы. И вздрогнула: на меня смотрело создание с недоброй, холодно-язвительной улыбкой и отталкивающим выражением лица. Две половины лица — как две сущности, ангел и демон. Две эти сущности, объединённые в одном лике (это даже не двуликий Янус, лик-то один), создавали напряжение, которое ощущалось, как магнетизм и таинственность.
Вполне возможно, что репродукция что-то передала неправильно, что-то сильно исказила, и приложи я ладонь к устам Моны Лизы (предположим, что я оказалась в Лувре и мне это позволили сделать) на подлиннике картины, такого эффекта «раздвоения личности» я бы не обнаружила. Или всё-таки обнаружила бы?
Дома я решила повторить свой эксперимент, чтобы удивить своих домашних. Взяла с полки несколько книг по истории живописи, нашла в них иллюстрации с картинами Леонардо да Винчи, закрыла ладонью левую половинку губ Джоконды, потом правую половинку губ. И… ничего. Никакого «раздвоения личности». Ни тебе ангела, ни демона. Я поняла, что на мелких картинках разница в выражении губ незаметна. Её можно увидеть только на репродукциях достаточно большого размера.
О своём маленьком личном "открытии" (а со мной согласились все присутствовавшие в лаборатории, что, действительно, эффект неожиданный и поразительный и тянет на открытие) я вспоминала впоследствии не раз.
Я читала, что пишут о знаменитой картине Леонардо да Винчи люди, имевшие счастье видеть подлинник. Наступил век интернета, и в сети многие блогеры рассказывали о своих впечатлениях от посещения Лувра и о том, как по-разному воздействует картина на разных людей. Одних притягивает, других вообще не затрагивает, а некоторые испытывают физические ощущения — головокружение, и порой даже случается потеря сознания.
О разнице в выражении левой и правой половинок губ Моны Лизы, которую я обнаружила на репродукции, я нигде не читала. Вполне возможно, это давно известный факт. Меня же это моё «открытие» потрясло.
Интересно, что на календаре улыбка Джоконды смотрелась всё время по-разному. То ли от погоды, а и значит, и от освещения, это зависело, то ли от настроения, с каким на неё смотришь. Она НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ. В неё можно вложить разное содержание. Наверное, неопределённость идёт именно от разницы в выражении левой и правой половинок губ, от их разнополюсности (как у магнита — полюс положительный и полюс отрицательный, добро и зло), от сосуществования этих двух начал?
…Год прошёл, наступил следующий год. Мы сняли со стены календарь с портретом Моны Лизы и повесили новый календарь с красивой фотографией морского побережья. Хороший был календарь, на нём глаз отдыхал, и душа тоже отдыхала. Но не стало магии, она больше не витала в воздухе лаборатории. Чудо, сотворённое искусством, ушло.

Оцените пост

+8

Оценили

Оксана Алмазова+1
Владимир Соколов+1
Яков Смагаринский+1
ещё 5
Прекрасный рассказ! Ради появления таких рассказов и стоило объявлять конкурс "Загадочные явления и события". Меня особенно впечатлило "открытие" Лидии разных, противоположных выражений лица Моны Лизы при закрытии ладонью половины её улыбки. Это как-то перекликается с моим "открытием" того, что Пушкин родился не в июне (хотя день рождения его сейчас отмечается 6 июня), а в мае по тому календарю, когда он жил. А, по поверью, людям, родившимся в мае, "всю жизнь маяться". И жизнь его была очень сложной.
15:33
Ой, как приятно прочитать такую щедрую оценку своего рассказа! Спасибо огромное, Геннадий! А про Пушкина - это интересная мысль, что его трудная судьба как-то связана с рождением в мае. Вот бы проследить судьбы наших выдающихся соотечественников, рождённых в мае. Ну не на пустом же месте возникло поверье. Нет дыма без огня... Да, и спасибо, Геннадий, что проиллюстрировали мой рассказ, а я почему-то не догадалась это сделать))
Дорогая Лидия, рассказ насыщен и философией, и мистикой, и загадочностью. Одним словом, отличный. Мне очень понравился твой эксперимент с прикрытием сторон губ и проделала это сама. Была крайне удивлена, когда я прикрыла с правой стороны, изменения выражения глаз не произошло, а вот с левой стороны на меня Джоконда смотрела лукаво и хитро. Меня это крайне поразило! У меня есть шикарнейшая книга. В ней собраны репродукции картин известных художников мира. Она по формату довольно большая и картина ( репродукция) " Моны Лизы" на весь лист. Все репродукции картин на глянцевой бумаге.Может по этому эксперимент удался. Мне рассказ очень твой понравился.
17:55
Зиночка, здорово, что эксперимент у вас удался, по крайней мере частично. Насколько мне помнится, левая половинка улыбки придаёт лицу Моны Лизы выражение доброты, нежности и мягкости, а правая ошеломляет внезапным преображением. Лицо, когда левая половинка губ закрыта, а правая открыта, приобретает недоброе выражение, в нём появляется что-то демоническое, улыбка правой половинки уст Моны Лизы содержит что-то иезуитское. Спасибо, дорогая Зиночка, за добрые слова о рассказе. Тема такая у этого конкурса интересная, что всё время вспоминаются всё новые странности и загадочности, с которыми приходилось сталкиваться по жизни. Спасибо Геннадию Зенкову, он держит нас в творческом тонусе, помогает пережить непростые времена.
Лидия отличная рассказчица, литературно одарена, вот потому и рассказ ее отличный. С этой Моной Лизой и на мой взгляд не все благополучно, потому не никогда не хотелось восхищаться этим мировым шедевром. В ней действительно прочитывается некая "двуликость". Прочла, что считается, будто на картине изображена Лиза Герардини, супруга флорентийского торговца шёлком Франческо дель Джокондо. Если это так, то и секрета никакого в ее загадочной улыбке нет. Торговец шелком-- богач, и она если не в роскоши, то в шелках купалась. С одной стороны, "половина" ее улыбки отражает довольство, как у всякого обеспеченного человека, с другой -- иронию, адресованную бедным дамам...
18:24
Дорогая Татьяна, спасибо за добрые слова о моём тексте и обо мне как рассказчице. Ваша "социально-психологическая" расшифровка улыбки Джоконды мне очень понравилась, она мне кажется очень меткой и точной. Мне кажется, что помимо этого в картину заложена её автором ещё и некая более общая, философская мысль о соседстве в душе человеческой доброго и злого начал. Мне кажется, Леонардо да Винчи заложил в портрет этой дамы не только особенность её характера и мироощущения, но и свою мысль о противоречивой сущности природы человека.. И зашифровал её в асимметричной улыбке: ну-ка, мол, найдите, разгадайте секрет этого портрета)) А вообще до чего же интересно всматриваться в шедевры изобразительного искусства и разгадывать, какие идеи, какие посылы человечеству закладывали в свои произведения гении разных времён.
Очень интересное открытие! О Джоконде, о её загадочной улыбке написано много, но Лидия нашла своё оригинальное объяснение неоднозначности, неуловимости, неопределённости, изменчивости образа Моны Лизы. Вот такого необычного эффекта смог добиться великий Леонардо да Винчи. Замечательный рассказ, дорогая Лидия! Прочитала с удовольствием!
14:03
Дорогая Наталья, мне так приятно получить такой отзыв на рассказ! Я очень ценю ваше мнение. Большое вам спасибо за прочтение и добрую оценку моего рассказа. Об этой знаменитой картине и её загадочном влиянии на людей я множество раз беседовала, спорила, обсуждала разные версии в различные периоды жизни, начиная с молодости. А "озарение" пришло только тогда, когда мы повесили в лаборатории эту большую репродукцию картины. Видимо, глаз уловил и мозг подсознательно зафиксировал разницу выражений двух половинок губ. А потом перевёл из области бессознательного в область сознательного. И мой эксперимент привёл в шок всех присутствовавших. "Недобрая половина" улыбки выглядит ужасно отталкивающей, это просто какой-то монстр, а не милая дама))
21:59
Потрясающе интересно, дорогая Лидия! Но...ненавижу эту картину! « Джоконда» крайне отрицательно воздействует на смотрящих, особенно, если это творческие и эмоциональные натуры. Так, официально, зарегистрировано уже более сотни случаев, когда посетители Лувра, долго рассматривающие знаменитое полотно, теряли сознание; у других зрителей случаются необъяснимые приступы панического страха или тревоги, истерики и галлюцинации. Самый известный случай произошёл с французским писателем Стендалем, который любуясь шедевром упал в обморок. Ещё одна пугающая особенность картины в том, что стоит ей долгое время провести в заказнике музея или уединённой реставрационной, как она начинает тускнеть и её краски стремительно блекнут. Но как только полотно снова появляется на людях, оно буквально оживает, становясь ярким и улыбка Моны Лизы сияет с новой силой. Так что это, пожалуй, самая известная картина в мире - энергетический вампир, высасывающий силы и питающийся восхищением и вниманием публики.» Общественно- политический журнал «Планета» Хотя, конечно, здесь речь идёт об оригинале, а не о многочисленных копиях, но если бы я работала в вашей лаборатории, то не сомневайтесь, порвала бы календарь на мелкие кусочки, а вместо него купила бы что - то более нейтральное, - природу, собачек, кошечек...От греха подальше... Прекрасного Вам лета и новых творческих успехов!
14:17
Большое спасибо, дорогая Елена, за такой интересный комментарий. Я очень рада, что вам мой рассказ был интересен. Понимаю вас, когда вы пишете о том, что немедленно избавились бы от такого календаря и заменили бы его чем-то нейтральным. Наш коллектив оказался крепким орешком))) Панических страхов не наблюдалось, и в обморок мы тоже не падали))) Возможно, потому что это была всего лишь репродукция картины. Но и репродукция воздействовала на нас, это несомненно. У меня был в жизни ещё один эпизод, когда я чувствовала сильнейшее воздействие репродукции картины. В самом начале нашей семейной жизни мы с мужем повесили в комнате большую репродукцию (с плакат размером) портрета Достоевского кисти Перова. Мы оба очень любили творчество Достоевского, подписались на полное собрание его сочинений, ну и вот, этот портрет ещё повесили у себя. Через какое-то время его пришлось снять. Я по ночам просыпалась и в лунном свете на стене видела эти бледные руки, сцепленные на коленях. Мне эти руки не давали покоя, казались совсем живыми, мешали спать. Больше мы не вешали в своём жилье чьих-либо портретов.
Мало найдётся вещей удивительнее улыбки Моны Лизы и рассказа Моны Лидии!
17:34
Яков, ваш комментарий звучит как стихи)) Спасибо вам большущее, мне так приятно!))
Уникальная картина - на каждого, кто на нее смотрит, она действует по-разному, видимо так она видит всё нутро человека и то кто с чем к ней пришел.Ваши открытия , Лидия, тоже уникальны - я о таких даже не слышал, поэтому рассказ считаю потрясающим. Успеха!
18:58
Как хорошо вы сказали, Владимир: "она видит всё нутро человека и то, кто с чем к ней пришёл"! Вот точно, именно такое ощущение у меня возникало от присутствия этого портрета на стене. Спасибо вам за комментарий и добрые слова. Всего вам самого лучшего.
Дорогая Лидия. Я видела "Джоконду" в Эрмитаже и долго на неё смотрела. Я не считаю её красивой. Но её взгляд и улыбка проникают а душу, она, как живая, и очень хочется понять, что она хочет сказать. Вы так хорошо о ней написали, она произвела на вас большое впечатление: художник добился желаемого. У меня дома есть хорошая репродукция, но в улыбке я ничего особенного не заметила. Но возможно, я подслеповата. "Джоконда" - великое про изведение. То, что вы выбрали для рассказа такую сложную тему делает вам честь. ..
00:02
Спасибо за интересный комментарий, дорогая Галина! Вам повезло: вы видели "Джоконду" в подлиннике. Видимо, когда её привозили в Москву. А двоякая сущность улыбки на репродукциях в книгах не заметна, как я предполагаю, из-за размеров репродукций. Впрочем, не исключаю, что в репродукции на нашем календаре могли быть какие-то случайные типографские искажения, добавившие что-то, чего в подлиннике нет. Удачи вам и творческого настроения!
Показательно, что место действия - именно научная лаборатория. Наука может объяснить далеко не все! И такую "компаньонку" лучше держать именно в офисе. Ни в коем случае не дома. Иначе загадка двух выражений лица из особенной превращается в жутковатую. Пожалуй, пейзаж все же предпочтительнее тайны.
00:16
О, я с вами совершенно согласна, Оксана! Выше в одном из ответов на комментарий я рассказала, как у нас дома одно время висел портрет Достоевского кисти Перова. Замечательный портрет, но вешать его репродукцию на стену у себя дома не стоит. Вы правы, пейзажи предпочтительнее)). Спасибо, Оксана, за интересный комментарий. И всего вам самого лучшего!