Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

«Дом со слонами»

+6
Голосов: 6
Опубликовано: 816 дней назад (23 марта 2017)
Редактировалось: 3 раза — последний 25 марта 2017
Многие ли из нас могут сказать: я видел слонов... лет сто тому назад...

А вот большинство самарцев - и это не будет хвастовством - скажут: это было на даче со слонами.


Слоны в Самаре?

Слоны - в Самаре!

Слоны оставались на даче Головкина всегда: и в 1914 году, когда Константин Павлович передал дачу под дом для детей-сирот, и после Октябрьской революции, когда на даче разместились отряды Красной Армии.


Откуда в Самаре слоны? Высокие деревья заслоняют кронами этих удивительных животных, которые никогда здесь не жили, а может Россия – родина слонов?

Многие самарцы с малых лет знают про таинственный островок зелени над Волгой - знаменитую "Дачу со слонами", дачу, которая принадлежала Константину Головкину - худож­нику, фотографу, археологу, авто­мобилисту. Здесь же он выступил как архитектор, специально постигая основы такой непростой профессии.

А помогал ему известный архитектор В.Тепфер.

"Дача со слонами". Дача художника Константина Головкина известна именно под этим названием. Цементные изображения гигантских животных и сегодня ярко и причудливо смотрятся на берегу Волги.

Изваяния на даче многие десятилетия рождали слухи и вызывали различные ассоциации у жителей и гостей Самары. Но внутренняя отделка здания и другие скульптуры на территории дачи – не менее интересны.

Константин Головкин - удивительный человек. Он жил в фантазиях и идеях будущего. Его картины ни с какими другими не спутаешь. Последний романтик стремительно уходящей в революцию Самары. Отсюда и необычный образ стилизованного замка-дачи, только в интерпретации популярного на рубеже XIX- XX вв. модерна.

Непростая задача - сотворить такой загадочный островок иллюзорного дачного рая у крутого обрыва. Во времена хозяина здесь все утопало в цветах, подсвечивалось и украшалось ил­люминацией, да и гостей здесь пе­ребывало немало. В основном свои же собратья-художники, близкие по духу друзья.

Дорога сюда вела неблизкая, и как тут не вспомнить эпатажный автомобиль Головкина, один из первых в городе несущийся в клубах вечной самарской пыли по нехоженым цивилизацией дорогам-направлениям. После утлого мостика через Постников овраг и известных кумысолечебных заведений начиналась петляющая грунтовка, ведущая на дачи. Протяженный спуск направо к Волге по еще одному оврагу, и... обустроенный личный оазис.

В комфортном доме все выполнено рука­ми хозяина, от росписи стен и потолков с цветами и парящими нимфами до легкой мебели. В импровизированной башне - телескоп для наблюдения за планетами, небольшой балкончик для обзора жигулевских далей и волжских просторов. Когда-то целая галерея открытых террас и веранд опоясывала дом. Ныне они, к сожалению, утрачены.





Итак, читаем «Дом со слонами». Автор: Армен Арутюнов:

«Став в 1851 году губернским городом, Самара начала стремительно разрастаться. С 1850-х годов, помимо активного строительства в городе, началось освоение обширных лесных массивов вверх по течению Волги, и уже в начале ХХ века берег реки от Аннаевского оврага (ныне улица Соколова) и до Барбошиной поляны был сплошь застроен дачами.

«…крутой скалистый левый берег Волги, недавно еще поросший никуда почти не годным, но густым лесом, а теперь весь пестреющий дачами нередко весьма изящной архитектуры и разводимыми при них садами на месте вырубленной лесной заросли… наконец, фантастические сооружения во вкусе средневековых замков», – писал городской глава Петр Алабин в своей книге «Самара. 1586-1886».

Загородные резиденции в этих живописных местах имели практически все самарские предприниматели: купцы Шихобаловы, Соколовы, Аржановы, Курлины и др.

Известный самарский купец, художник и краевед Константин Павлович Головкин в своих записках 1920-х годов писал: «Все эти дачи, являясь скорее виллами побережья, служили завидным украшением самарского берега Волги и, вместе с этим, являлись единственными по красоте на протяжении всей Волги от Нижнего Новгорода до Астрахани. Все они были оборудованы собственными водопроводами и электрическими станциями и оранжереями, окружены роскошными цветниками, с фонтанами, разного рода затейливыми беседками, трельяжами и пр. С балконов дач открывается бесподобный и восхитительный вид на всю Волгу».

Сам же Головкин владел одной из самых необычных и красивых дач на берегу, которая до сих пор поражает своей красотой проплывающих мимо.

Константин Павлович был человеком разносторонне развитым. Владелец магазина, купец, он был художником-самоучкой, занимался краеведением и археологией, а также был известен как один из первых владельцев автомобиля в Самаре.

Проявил себя Головкин и в архитектуре: проект собственной дачи выполнен самим хозяином. На каком-то этапе ему помогал архитектор Валентин Владимирович Тепфер, несколькими годами позже занявший пост главного архитектора Самары. Автором проекта дачи часто называют самого Тепфера, однако в краеведческих записках 1920-х единственным автором постройки Головкин указывает себя.

Скульптор В.П.Акимов, служивший мальчиком у Головкина и хорошо знакомый с его творчеством, так описывал работу владельца над проектом дачи: «Когда он (Головкин) задумывал строить дачу, то делал все сам; рисовал эскизы в карандаше, десятками вырезал из бумаги, неоднократно клеил макеты, строжайшим образом проверяя пропорции и бесконечно бракуя, пока не достигал желаемого. Все макеты, которые я у него видел, были изумительно продуманы и интересны каждый по-своему. Многие из них были уничтожены и заменены новыми. Работоспособность у него была колоссальная».

Здание построено в 1908-1909 (1915?) годах. Специалисты отмечают нетипичность дачи для русской архитектуры начала ХХ века и тем более для российского провинциального модерна. В архитектуре четко просматривается влияние архитектуры венского сецессиона. В архитектурной энциклопедии Барановского начала ХХ века встречаются проекты, отдаленно напоминающие элементы дачи Головкина – в частности, опубликованный в 4-м томе энциклопедии проект виллы в Вене, спроектированный Ерихом Гешоффом (Erich Geschoff). Надо сказать, что, на фоне всеобщего восхищения, находились современники, которым не нравилась архитектура дачи. В этом, к примеру, признавался художник Г.П.Подбельский: она напоминала ему макет какой-то игрушки модернистского стиля.


Асимметричная двух-трехэтажная постройка рассчитана на восприятие со всех четырех сторон. Все фасады различны по пластике и декоративному убранству. Узкие окна-бойницы сочетаются с большим количеством открытых площадей – верандой, террасами и смотровой площадкой на башне.


Строилось дача из крупных бетонных блоков и пустотелого кирпича. Интерьеры загородной резиденции купца так же тщательно оформлялись по задумке автора. Стены в каждой из комнат были разных цветов, а в гостиной во всю длину стен вмонтированы написанные Головкиным холсты с изображением летящих женских фигур в развевающихся одеждах. К большому сожалению, интерьеры дачи не сохранились. В результате сильного пожара и реконструкции внутренности здания обрели совершенно другой вид.

Неотъемлемая часть комплекса дачи Константина Головкина – скульптуры слонов перед фасадом, выходящим к Волге, давшие постройке народное название «дача со слонами», и женская скульптура у южного фасада.





Два огромных слона были изготовлены по эскизам самого Головкина в Самаре так, чтобы их было хорошо видно с проплывающих мимо судов.

По воспоминаниям дочери Головкина, Константин Павлович сам участвовал в изготовлении скульптур, которые ваялись в большом сарае на улице Садовой. Изготовленные из цемента животные пустотелые. По воспоминаниям жены Головкина, купец заложил в одного из слонов документы и фотографии, связанные со строительством дачи. В изготовлении фигур принимал участие и 16-летний Василий Петрович Акимов – в будущем известный куйбышевский скульптор.

«Самара – родина слонов», – часто можно услышать при упоминании скульптур на даче художника. Впрочем, если внимательно рассмотреть биографию Константина Павловича – человека деятельного, увлекающегося, часто ездившего в столицу и за границу, интересовавшегося автомобильными состязаниями, многими науками и направлениями в искусстве, – то решение поставить перед своей дачей слонов покажется вполне резонным. Изваяния на даче многие десятилетия рождали слухи и вызывали различные ассоциации у жителей и гостей Самары. Часто им придавалось мистическое значение, кто-то считал, что животные изображены озлобленными, готовыми в любой момент сорваться с места и атаковать недруга огромными бивнями.

Существует версия, что в 1930-40-х годах планировалось взорвать скульптуры. Однако сделать это не решились – в страхе, что такое разрушение может привезти к болезни и мучительной гибели. Подобной репутацией пользовалась и сама дача, которую многие считали мрачной, полной тайн и загадок.

Самая же распространенная легенда связана с еще одной скульптурой на территории дома – женской фигурой у одного из боковых фасадов. Изящная женская фигура в окружении крупных цветочных бутонов спокойно взирает на Волгу.





Вкладывал ли Головкин какой-то смысл в это изваяние, или это всего лишь красивая скульптура, украшающая вход на веранду, – нам не известно. В связи с этим, скульптура породила немало легенд. Многие называют ее «Панночкой», ассоциируя с героиней Гоголевского «Вия». По одной из легенд, Головкин посвятил скульптуру девушке, покончившей жизнь самоубийством из-за несчастной любви. По второй легенде, Головкин убил и закопал у себя в саду возлюбленную, которая пыталась его шантажировать, а затем поставил в ее честь скульптуру. По третьей версии, под слонами похоронена дочь Головкина.


Естественно, ни одна из перечисленных выше легенд не соответствует действительности, как и утверждения о таинственности и мистическом происхождении деталей дачи.

В начале 1990-х размножившиеся слухи и легенды о Головкине и его даче пришлось развеять дочери художника, Евгении Головкиной-Овсянниковой.

В статье, опубликованной в «Волжской коммуне» в 1992 году, Евгения Константиновна писала: «Мистицизм и неоромантизм и тем более суеверие были чужды Головкину. И в его картинах и этюдах нет следа указанных новых веяний в живописи. Напрасно в статье упоминают великого нашего Н.В. Гоголя, ибо никто из женщин в семье Головкина не летал на метле и тем более в С.-Петербург за черевичками, да и с Панночкой не был знаком. В этом надо бы Гоголя с его юмором и любовью оставить в покое… Долгое время ходила легенда о скульптуре молодой женщины на террасе у южного входа в дом. Мне, дочери Головкина, пришлось развеять эту легенду о себе: я не утопилась в Волге от несчастной любви, а жива доныне, и мне уже 85 лет…».

Дача купца К.П.Головкина является объектом культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Спустя сто лет после постройки она по-прежнему поражает проплывающих мимо по Волге своей красотой, а слоны – своим присутствием у берегов Самары. «Дача со слонами» по праву считается одной из главных достопримечательностей областной столицы».

К сожалению, в советские годы главный фасад, выходящий на Волгу, реконструировался. После революции 1917 года здание дачи было национализировано и в течение многих лет использовалось в различных целях. Веранда в центральной части фасада была застроена, кардинально изменив первоначальный облик и объем этой части здания.





Столько лет прошло... «Само здание сохранилось». - Читаем мы в Справочнике туриста по Самарской области. - «В поисках привидений сюда устремляются многочисленные искатели приключений. Но что удивительно, дом выстоял! Ныне, как и прежде, в сторону Волги медленно спускается таин­ственная и прекрасная одинокая девушка (скульптура у лестнич­ного марша). Она идет прямо к обрыву. А на пути могучие слоны, стоящие как строгие стражи. Сколько легенд и небылиц можно было услышать за столетие. И о несчастной любви дочери Голов­кина, якобы бросившейся с кру­того обрыва, и об индийском ша­хе, проживавшем здесь со всем своим гаремом, и о фантастичес­ких пришельцах, сохранивших этот заповедный мирок. Будучи уже в возрасте, Евгения Констан­тиновна, дочь Константина Пав­ловича, услышав все это, возму­тилась и отмела все вымыслы.

Но ведь и правда было чему подивиться! Все другие бывшие купеческие дачи в округе либо сожгли, либо разобрали, а эта сто­ит себе у всех на виду, и хоть бы что! После реставрации ныне здесь гостевой дом насосно- фильтровальной станции, что рас­положилась за забором. Все сей­час окружено ажурной оградой. Любуйся, но дальше нельзя! Может, так и надо у нас сохра­нять памятники истории и архи­тектуры?

Пассажиры тепло­ходов раньше часто задавались вопросом откуда в Самаре слоны. Сейчас же высокие деревья заслоняют кронами этих удивительных животных, которые никогда здесь не жили, а может Россия – родина слонов?»



Вот такая сегодня получилась заметка. Как, всегда, ждём ваших откликов, дополнений, уточнений.

Спасибо.

Хорошего всем дня.


***

Дорогие читатели заметок Хроник самарочки!

Благодарю за соучастие и поддержку. Ваши дополнения и помощь делают заметки качественнее и интереснее.



Источники используемого в заметке материала:



Дом со слонами - Самара
gubernya63.ru›Памятники архитектуры›Дом со слонами


Дача К.П. Головкина | Справочник туриста по Самарской...
gosamara.ru›ru/node/1120


"Дача со слонами" Константина Головкина: венский...
volga.news›article/419255.html фото Армен Арутюнов
Комментарии (6)
Александр Петербургский #    23 марта 2017 в 14:10
"Когда я был маленьким!.."
Посмотреть на этих слонов нас в пионерском лагере водили на экскурсию!
(Лагерь находился на одной из просек)
Помню, слоны впечатлили. Помню, полезли разные мысли (у всех ведь тоже лезли, и до нас!)
Так что Головкин наваял их не зря. Пятно, и яркое, от них в памяти наверняка осталось у многих.
Ольга Михайлова #    24 марта 2017 в 06:47


Ещё один "самарский" слон.


И откуда в нас, самарцах, тяга к этим "гигантам"? Что нас так тянет к ним? - Размеры? Сочетание силы и уязвимости?


Символ благополучия, верности, мудрости и терпения.

Рада вам, САША!

Спасибо за отклик.
Светлана Макашова #    23 марта 2017 в 16:06
Константин Головкин - один из загадочных персонажей самарской истории. И Дом со слонами, и его биография и ныне вызывают неподдельный интерес, не говоря уже о легендах, связанных с его именем. Несколько лет назад моя дочь с творческим коллективом детской киностудии "Печка" создали интересный мультфильм обо всем этом. Так сказать, самарская история глазами детей. Было интересно)
Ольга Михайлова #    24 марта 2017 в 06:09
Приветствую, Светлана!

Спасибо за информацию!

"Дача со слонами". Киностудия "Печка" - YouTube
youtube.com›watch?v=S6LP8GixqeA


С талантливыми участниками киностудии "Печка" и их руководителями гости и участники "Самарских судеб" имели возможность познакомиться и в новостной колонке, и читая Журнал "Самарские судьбы":

Дороги, которые мы выбираем. Детская школа искусств №4
samsud.ru›Журнал›…-shkola-iskusstv-4.html

Самарский мультфильм победил на всероссийском...
samsud.ru›Новости›…-multfilm-pobedil-na…

Светлана!

Успехов - творческих и в жизни - вашей талантливой дочке и вам!

Ещё раз - большое спасибо за отклик.
Анна Штомпель #    23 марта 2017 в 18:13
Да, слоны великолепны, вот только с Волги их давно не видно -- заслоняют деревья... И на территорию попасть проблематично, там непонятный сторож непонятно какой организации... По крайней мере, так было в 2015 г.
Ольга Михайлова #    24 марта 2017 в 06:48
Удивление, смешанное с восхищением. - Всё так, Анна! - Слоны великолепны.