Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Артём Весёлый

+3
Голосов: 3
Опубликовано: 1896 дней назад (29 сентября 2014)
Редактировалось: 2 раза — последний 30 сентября 2014
Артём Весёлый (настоящее имя Никола́й Ива́нович Кочку́ров; 1899—1938) — русский советский писатель.




«Певец России, разбуженный революцией», «дикое перо»,— так в 1920-е годы называли литературные критики писателя Артема Веселого. Сегодня 115 годовщина со дня его рождения.


Артем Веселый (псевдоним, настоящее имя — Николай Иванович Кочкуров) родился 29 сентября (по новому стилю) 1899 года в городе Самаре в бедной семье волжского крючника.

Сам поэт так писал о своих предках:

«Отец. Здоров. Силен. К алкоголю с молодых годов питал отвращение и пьяницей никогда не был, хотя случалось, с устатку выпивал. Крутой. Трудолюбивый. Честный. Упрямый. Широкая, бурлацкая натура. По происхождению крестьянин, но в городе с 7 лет.

Дед и прадед по отцу. Безземельные крестьяне Симбирской губернии. Дед Николай умер в 40 лет от холеры. Прадед Фома жил до 100 лет.

Мать. До замужества (19 лет) росла в деревне, батрачила. За всю жизнь ни разу не болела. Родила 16 человек. С жизненным практицизмом соединила в себе любовь к природе и мягкость русской женщины.

Дед и прадед по матери. Дед Кирсан, гвардейский солдат, убит в драке. Прадед Иван - крестьянин. Видимо, человек с большой инициативой, имел хорошее хозяйство. Вел крупную торговлю скотом. Содержал рыбачью артель»
(Из книги Г.А.Веселая, З.А.Веселая. Судьба и книги Артема Веселого. - М.: Аграф, 2005, с.9.)




фото семьи Кочкуровых


Бедно жила семья крючника.

С 14 лет будущий поэт работал по найму. «Сам по летам работал на пристанях, а зимами, когда жизнь на Волге замирала, сапожничал и клал слобожанам печки. Мать ходила по людям, стирала белье, полы мыла. Рожала каждый год, ровно блины пекла, по одному да по два. Не приживались ребятишки: месяц, другой, много-много годик помается да и свернет голову под крыло.
Шутка сказать: родила-родила Феклуша, счет потеряла, а в живых осталось два погодка - Кирилка да Ольгунька».

Как и у Феклуши из рассказа Артёма Весёлого, у Федоры Кирсановны 14 детей (многие двойняшки) умерли в младенчестве. Выжили только двое - Николай (который стал Артемом Веселым) и его младший брат Василий.

У Артема были старшие двоюродные братья Иван и Михаил Кочкуровы из Самары, а также двоюродная сестра Шура.

В Самаре он окончил Третье высшее начальное Самарское училище имени Тургенева, поступил работать на Трубочный завод. В 1916 году сблизился с анархистами, но уже в марте 1917 года вступил в РСДРП(б) и вел агитационную работу на заводе. В 1917 году редакция «Приволжской правды» выделила ему квартиру при газете, в которой он начал писать.


Краевед Струков писал: «Квартира Веселого находилась в доме № 122 на современной улице Куйбышева при редакции «Приволжской правды» в корпусе «А» на втором этаже. Это каменный 2-х этажный, оштукатуренный снаружи особняк, построенный под «классику». Главный фасад обращен во двор перпендикулярно улице, в средней части резко выдвинут вперед и увенчан фронтоном. Стены первого этажа рустованы, между первым и вторым этажами широкий орнаментированный фриз. Окна средней части второго этажа с полуциркульным верхом. Под фронтоном и крышей – карнизы с кронштейнами».





Николай Иванович Кочкуров (А. Веселый) в 1917-1918 годах.
Фото хранится в фондах литературно-мемориального музея имени Горького при музее-усадьбе А. Н. Толстого

В тот период в «Приволжской правде» (орган Самарского городского и губернского комитетов большевиков) печатались В. В. Куйбышев, А. А. Масленников, А. Х. Митрофанов, С. И. Дерябина, А. Веселый. Наиболее известные газетные очерки А. Веселого в «Приволжской правде» в 1917 – 1918 годах: «Деревенские впечатления», «Сильнее смерти», «На Чехословацком фронте», «Не видать Колчаку Самары как своих ушей», «Братья Рулевы».

Заметки и очерки А. Веселого в «Приволжской правде» послужили ярким документальным материалом для его же собственных художественных произведений.



Участвовал в революции и гражданской войне.


В период 1917 – 1919 годов Артем с некоторыми перерывами («когда менял винтовку на перо») живет в служебной квартире при редакциях «Приволжской правды» и газеты «Солдат, рабочий и крестьянин» (8 декабря 1918 года эти газеты объединены в издание «Коммуна»).


«Родился на Волге... С весны 1917 года занимаюсь революцией, с 1920 года - писательством...» (Артём Весёлый)



Летом 1919 г. красный комиссар Н.И. Кочкуров в составе Самарского коммунистического батальона ЧОН прибыл в Тулу в связи с угрозой деникинского вторжения, был направлен для долечивания ранения в госпиталь уездного г. Ефремова, там сотрудничал в местной большевистской печати.

На редакторском посту выпустил с сентября по декабрь 1919 г. 22 номера большевистской газеты «Красный пахарь».

В газете, печатавшейся через день, постоянно помещал под псевдонимами: «Пожилинский мужик», «Кочкуров», «Сидор Веселый», «Артем Невеселый» и др. свои публикации, пронизанные как духом классового антагонизма, так и непримиримостью к злоупотреблениям в среде коммунистических и советских работников.

После ликвидации деникинской опасности был оставлен в Туле, где непродолжительное время сотрудничал в газете «Коммунар»; бывал по заданию губ. отдела печати во многих уездах губернии для организации местных большевистских газет.

Уже в Туле проявил себя самобытным писателем. В доме своего тульского друга А. Глебова-Котельникова (впоследствии драматурга) написал рассказ «Масленица».

В газете «Коммунар» и тульском журнале «Пролетарское строительство» были напечатаны его рассказы «Молодой полк», «Под черным крылом», «Расстрел» и др.

Художественный портрет Н.И. Кочкурова той поры запечатлен в пьесе А. Глебова «Наши дни» (он выведен под именем Коли Кунгурова, «редактора газеты из крестьян»).

После отъезда из Тулы учился в Москве в высшем художественно-литературном институте им. В.Я. Брюсова, а затем в Московском университете, сотрудничал в РОСТА, был в числе организаторов известного литобъединения «Перевал», непродолжительно состоял в РАПП, но его самобытный талант стоял особняком в пролетарской литературе.


В начале 1920-х годов Артем, получив комнату в общежитии на Покровке в Москве, перевез туда из Самары и своих родителей с братом Василием.

В 1920-е гг. печатал свои рассказы, повести и романы под псевдонимом «Артем Веселый» в крупных советских журналах. Его произведения тематически связаны с гражданской войной. Основные черты авторской манеры — широкое пользование сказом, язык, богатый бытовыми речениями, густота эмоциональной окраски, отрывистость фраз. Первая повесть — «Реки огненные» (1923). Самое значительное произведение о гражданской войне — роман «Россия, кровью умытая» (1926). Огромный читательский успех имело последнее произведение Артема Веселого, исторический роман «Гуляй-Волга» (1932).

В 1937 г. Артем Веселый был незаконно репрессирован. Погиб 2 декабря 1939 г. Реабилитирован посмертно.

А. Веселый, по мнению литературоведов, принадлежит к числу оригинальнейших пролетарских писателей. Его сильный талант, чуткость к слову, добросовестная работа над материалом до сих пор привлекают внимание читателей и литературоведов. Отношение критиков к Артёму Весёлому было – неровное. (Литературная энциклопедия. Том 2)

О чем бы Артем Веселый ни писал — о событиях ли гражданской войны в романе «Россия, кровью умытая» или о делах трехсотлетней давности в романе «Гуляй, Волга», он рассматривал изображаемую действительность с позиций человека, которому довелось быть современником, очевидцем и непосредственным участником одного из величайших потрясений русской и мировой истории.

Личный опыт перерастал в опыт собственно художественный. На этой основе и определились основные направления идейно-художественного поиска: Артем Веселый раз и навсегда задумался над насущнейшей проблемой — как складываются отношения с социальной действительностью и у отдельного человека, и у социальных коллективов, как соотносятся между собой стихийные импульсы социального развития и рационалистически целенаправленная воля государственной организации.

Средняя Волга и, прежде всего, Самара сыграли важную роль в творческой биографии писателя.

Специфика творческого развития Артема Веселого была в том, что юные годы, хронологически совпавшие с эпохой революции и гражданской войны, до самого конца оставались для него активной частью творческой биографии. Происходило это, прежде всего потому, что художник в течение почти двух десятилетий продолжал черпать материал для своих произведений из запасов, скопленных в годы революции и гражданской войны.

Воссоздаваемое Артемом Веселым богатство народной жизни, включая в себя драматизм социальных противоречий и мощное жизнелюбие, требовало речи, которая совместила бы в себе энергию и живописность, высокое лирическое волнение и откровенную иронию, эпическую обстоятельность и вместе афористическую краткость, верность фольклорным традициям и чуткость к новым веяниям. Такая речь и была создана. Артем Веселый вошел в советскую литературу писателем глубоко самобытного речевого стиля, возникшего как результат обостренного языкового чутья и поистине подвижнической работы над словом.


⋅ Громче всего требуют тишины. /Артем Веселый/

⋅ Люди говорят - уходит время. Время говорит - уходят люди. /Артем Веселый/

⋅ У меня всего лишь два недостатка - плохая память и ещё что то. /Артем Веселый/

⋅ Признав реальность, не пытайся ее оправдать. /Артем Веселый/

⋅ Красота спасет Мир, если она добра. Но добра ли она? Не красота спасет Мир, а светлые помыслы. Ибо какой прок от надменной и безбожной красоты? /Артем Веселый/

⋅ Слабый всегда уступает дорогу сильному и только самый сильный уступает дорогу всем. /Артем Веселый/

⋅ Желая стать свободным, нужно ли освободиться и от этого желания? /Артем Веселый/

⋅ Жизнь так полна и щедра, что человек всегда найдёт, где досыта нахлебаться /Артем Веселый/

⋅ Откуда у фина карельская грусть? /Артем Веселый/

⋅ Преступления, перешедшие грань человечности, должны караться по законам, перешедшим грань милосердия. (Татьяна Синявская) /Артем Веселый/

⋅... люди - животные из царства животных, поэтому и не хотят быть людьми . /Артем Веселый/

⋅ Каша в голове - так поделись с ближним! /Артем Веселый/

⋅ Каждый «суслик» - агроном. /Артем Веселый/

⋅ Покупать своему мужчине трусы - священное право каждой женщины. /Артем Веселый/

⋅Если голова и сердце работают не по отдельности, значит, ты знаком с самим собой. /Артем Веселый/

⋅ Дарить, ожидая благодарность, непристойно, но непристойней ее не получать.(Татьяна Синявская) /Артем Веселый/

⋅ Потребности человека, разрастаясь, тоже могут стать злокачественными. (Татьяна Синявская) /Артем Веселый/

⋅ Не все в жизни выбираешь, иное - выбирает тебя. /Артем Веселый/

⋅ Не ищи повод, и так причин предостаточно. /Артем Веселый/


Жду дополнений. Всегда рада вам на страничке Хроник самарочки.



Источники:


Артем Веселый. Предки и потомки.

Артём Весёлый. Биография. (Люди.ру)

Артём Весёлый. Афоризмы

Артем Веселый (Николай Иванович Кочкуров). Самарская губерния. История и культура

Библиография: II. Полонский В., Об Артеме Веселом; Пакентрейгер С, Дикое перо (Артем Веселый), "Печать и революция", кн. 5, 1926; Лежнев А., Вопросы литературы и критики, М.- Л., 1926 (статья о "Перевале").
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!